«Остается подбирать пассажиров с дороги»: чего ждать от новшеств на рынке такси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Остается подбирать пассажиров с дороги»: чего ждать от новшеств на рынке такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.

Ответственность служб такси

Список положений об ответственности за вред жизни, здоровью и/или имуществу пассажира, защита прав перевозчиков и защита прав пассажира:

  • служба несет солидарную ответственность с тем, у кого не было разрешения на перевозку или его аннулировали/приостановили.
  • она полностью отвечает перед пассажиром, например, если фрахтователя не уведомили о наименовании перевозчика;
  • служба несет субсидиарную ответственность с перевозчиком — физлицом в части возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.

Изменения, которые вступят позже

Следующие пункты вступят в силу с 1 сентября 2025 года.

  • Службы заказа такси должны открывать свои филиалы в тех регионах, где в течение пяти дней подряд они обслужили более 4 тысяч заказов. Этот филиал должен быть создан в срок не более 30 дней со дня установления факта превышения этого количества таких легковых такси в течение 5 рабочих дней подряд.
  • В случае, если прошло уже более года со дня установления последнего факта превышения, то это требование не нужно выполнять.
  • Право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси действует бессрочно. Исключение, в случае если установлен срок, на который предоставляется такое право. В этом случае деятельность не может составлять менее 5 лет.
  • Служба заказа такси обязана предоставить федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его территориальному органу доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.

Региональные реестры такси

Еще одно нововведение, которое призвано сделать отрасль максимально прозрачной: создание отдельных региональных реестров. Сейчас данные о работе отрасли в регионах собираются по-разному, и чаще они собраны либо частично, либо вовсе отсутствуют, так как нет единой формы, в которой они должны быть представлены.

«В результате, если кто-то из регулирующих органов захочет посмотреть на статистику по отрасли — он просто не сможет это сделать быстро и комфортно. Отсюда вытекают и проблемы с регулированием, и проблемы с оценкой ситуации в отрасли, и непонимание, какие задачи перед ней стоят в первую очередь», — объясняет инициативу главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Как изменятся цены на поездки в такси в 2023 году

Согласно новому закону, пассажиры могут заранее ознакомиться с тарифами на перевозку. Их опубликуют на сайтах перевозчика, службы заказа. В Москве, СПб и Севастополе городские власти могут сами установить минимальные тарифы на поездки в такси. Новые тарифы начнут действовать с 1 сентября 2023 года.

— Как только новые тарифы вступят в силу, скорее всего, ценовая политика на рынке услуг такси, по крайней мере в больших городах, перестанет носить скачкообразный характер, — считает финансовый эксперт группы «Аналитика онлайн» Глеб Задоя. — Агрегаторы не смогут самостоятельно менять тариф просто потому, что в данную минуту формируется некий повышенный спрос. А злоупотребления сразу будут в фокусе антимонопольной службы.

Штраф за неразмещение обязательной информации

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:

117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Статья 11.141 КоАП:

1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.

Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Регулирование для агрегаторов и самозанятых

Что касается других требований к агрегаторам такси, то Минтранс предлагает обязать их создавать представительства или филиалы в регионах, где количество такси, используемых для выполнения заказов, превышает 5 тыс. в сутки.

Также законопроект предусматривает возможность заключения договора между самозанятыми и агрегаторами такси. Сейчас такая опция для них невозможна без дополнительной регистрации ИП или юрлица.

Самозанятые должны проходить медосмотры до и после выхода на смену, а также осуществлять техосмотр автомобиля. Агрегаторам же необходимо проводить ежедневную проверку актуальности разрешений партнеров на перевозку пассажиров и их автомобилей в регионах РФ, а также проводить мониторинг усталости водителей с помощью специального софта.

Кроме того, в проекте отмечается, что тарифы на перевозку пассажиров разрабатываются перевозчиками, если они не прописаны в договорах с агрегаторами.

В то же время города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — и граничащие с ними регионы могут устанавливать минимальный тариф на перевозку и максимально возможное количество легковых такси для оптимизации нагрузки на дорогах.

В пресс-службе «Ситимобил» сообщили «Интерфаксу», что отраслевые игроки не принимали участие в подготовке законопроекта. «Мы убеждены, что принятие нового законопроекта не должно проходить без учета замечаний и позиций участников отрасли», — добавили в компании, отметив, что не могут комментировать положения документа, не изучив его до конца.

«Мы изучаем представленный законопроект. Рынок такси давно нуждается в обновленном регулировании, которое будет отвечать текущей ситуации в отрасли и учитывать интересы всех сторон», — сказали «Интерфаксу» в пресс-службе «Яндекс.Такси».

А что говорят и думают люди?

-Закон тем хорош что исчезнут подработчики. Они немало хлеба отнимают у профессиональных таксистов,плюс все жалобы пассажиров чаще к ним. У нас на юге зимой невозможно работать,все у кого работа заглохла моментально прекращаются в таксистов Вообще это чисто экономическая тема . Если вход в профессию лёгкий не жди высокой зарплаты и тарифов. В последние годы именно это опустило работу таксиста ниже плинтуса,да ещё эмигранты постарались. Некоторые пассы просто отказываются разговаривать с тобой считая тебя вроде собаки.

-Вот вроде бы все хотят наведения порядка в этой сфере, но если его действительно начать наводить, то по факту очень многие останутся недовольными. Как таксисты, так и пассажиры. Потому что одни не хотят выполнять никакие требования, а другие хотят уехать как можно дешевле. Мне кажется, что особенно в нынешних условиях власти не захотят злить такое количество народа, поэтому закон в очередной раз отложат в долгий ящик. Либо закон примут для галочки, но, как обычно, суровость закона у нас будет смягчаться необязательностью его исполнения, поэтому на деле мало чего изменится.

-Для пассажиров однозначно лучше будет. Для ответственных самозанятых таксистов лучше. Любой порядок всегда лучше бардака и неопределенности в законах и отношениях

По поводу стоимости:

Любая информационная система стоит дорого. Сейчас цена одного сервера supermicro на новой платформе около 1 млн рублей, одна дисковая полка 300 тысяч, коммутатор, маршрутизатор по 100-150 и выше, система хранения данных тоже около 500 тысяч, сама стойка сейчас стоит 300 тыс, блоки питания по 250 тыс… Место для размещения, монтаж, обслуживание… Затем стоимость программного обеспечения (база данных, ее наполнение, администрирование) тоже стоят денег.

-Не дать людям честно работать и зарабатывать — главная задача государства с его раздутым аппаратом разного рода проверяющих и контролирующих бездельников….

Способы подачи заявления на выдачу разрешения

Заявление на получение разрешения ИП и самозанятые должны будут подавать по месту жительства, а юридические лица -по месту нахождения (юридическому адресу).

Читайте также:  ТОП-80 лучших недорогих франшиз в 2023 году (до 100 тыс.)

Заявление может быть подано любым заявителем:

  • в форме электронных документов (или пакета документов), подписанных усиленной квалифицированной подписью — через уполномоченный интернет-портал, сервис или государственную систему. Самозанятые могут также подписывать заявление усиленной неквалифицированной подписью, сертификат ключа проверки которой создается по требованиям системы, через которую подается такое заявление;
  • на бумажном носителе — непосредственно в уполномоченный государственный орган, через МФЦ или заказным письмом.

Требования к водителю такси

По новому Закону о такси 2023 г. водителем такси может быть лицо, которое:

  • имеет водительское удостоверение категории «В» со стажем вождения 3 и более лет;
  • не имеет медицинских противопоказаний или медицинских ограничений для управления ТС по категории «В»;
  • является работником перевозчика-юридического лица, имеет статус ИП или «самозанятого» с разрешением на перевозки легковым такси.

Водителем легкового такси не может быть лицо, которое:

  • повторно лишено водительского удостоверения или повторно подвергнуто административному аресту за нарушения ПДД до истечения 1 года со дня окончания предыдущего срока такого же административного наказания;
  • не прошло необходимую аттестацию (на знание различных объектов на территории региона, действий в ситуации ЧС, правил перевозки, если порядок и требования к такой аттестации установлены на территории субъекта РФ его законом);
  • имеет неснятую или непогашенную судимость по определенным преступлениям (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, и др.) или в отношении которых ведется следствие или судебное рассмотрение по этим преступлениям (это основание появится в Трудовом кодексе с 01 марта 2023 г.)
  • имеет более 3-х неоплаченных штрафов за нарушения ПДД (за исключением истечения срока уплаты таких штрафов).

Требования к службам заказа такси

Деятельность службы заказа такси может осуществлять любое юридическое лицо или предприниматель, которые соответствуют следующим требованиям:

  • иметь место нахождения на территории РФ — для юридических лиц (это норма будет действовать с 01 сентября 2025 г.
  • имеет место жительства на территории того субъекта РФ, в котором предполагается осуществление деятельности службы заказов — для ИП;
  • технические средства, используемые для получения, хранения, обработки и передачи заказов, а также базы данных размещены на территории РФ;
  • выполнять обязательные требования в процессе осуществления деятельности службы заказов (обеспечивать прием, передачу, сохранность и защиту сведений о заказе такси; вести журнал заказов такси; ежедневно проверять сведения в реестре перевозчиков и реестре такси и др.);
  • для юридических лиц — иметь филиал или представительство на территории того региона, в котором получено разрешение, при одновременном наличии следующих факторов: если место нахождения службы заказа легкового такси расположено в одном регионе, а разрешение на осуществление такого вида деятельности выдано уполномоченным органом другого региона, а количество легковых такси, используемых для выполнения заказов, которые передает такая служба, превысит 4 000 в сутки. Такой филиал или представительство необходимо будет открыть в срок, не превышающий 30 дней, со дня установления факта превышения количества легковых такси, при этом такое превышение должно быть зафиксировано в течение 5 рабочих дней подряд (это норма также начнет действовать с 01 сентября 2025 г.).

По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).

Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.

***

Читайте также:  Пенсионные баллы, как начисляются и рассчитываются

Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.

Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.

Как получить лицензию на такси юридическому лицу?

Юридическое лицо, которое зарегистрировало таксопарк, как общество с ограниченной ответственностью (ООО), может также подать заявку на получение лицензии онлайн либо посетить одно из представительств государственных органов, оказывающих услугу по выдаче регистраций.

Перед подачей заявления, руководителю ООО, либо доверенному представителю нужно подготовить пакет документов, который включает документы:

  • скан-копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • скан-копия свидетельства о регистрации автомобиля;
  • данные ОГРН юридического лица; данные ИНН юридического лица;
  • если автомобиль не ваш – скан-копия договора лизинга, договора аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения автомобилем;
  • скан-копия доверенности от юридического лица.

Когда нужные документы собраны, можно переходить к подаче заявления для выдачи разрешения на такси. Подавать заявку от имени юридического лица в 2023 году может непосредственный руководитель организации, либо один из сотрудников. В последнем случае работнику вместе с собранным пакетом уставных и регистрационных документов выдается доверенность, которая дает право на подачу заявки от имени ООО.

Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам

Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.

Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.

Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:

  • наименовании перевозчика
  • правилах пользования транспортом;
  • тарифах;
  • водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
  • сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.

Предлагается обязать автомобильного перевозчика заключить с водителем транспортного средства, выполняющего внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, трудовой договор (за исключением индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц).

Об этом изменении говорилось и ранее, еще в 2020-м. Оно чревато тем, что вопросы могут возникнуть у водителей, для кого работа в такси не является единственным заработком, либо у тех из них, кто совмещает работу с несколькими агрегаторами и службами такси.

И это предложение подвергалось критике. Примерно в то же самое время Онлайнер публиковал результаты большого исследования, проведенного Отраслевой лабораторией антимонопольного и ценового регулирования, регулирования в области торговли Белорусского государственного экономического университета. Полученные данные показали, что только у немногим более половины участвовавших в опросе водителей занятость в данной сфере — основная работа и источник дохода. Для 12% это неосновной вид деятельности, но основной источник дохода, а для трети опрошенных — подработка, дополнение к основному заработку.

Нам не известно, проводилось ли подобное исследование в недавнее время.

Еще одна обязанность, которая может появиться у автомобильного перевозчика: в случае использования транспортного средства, не находящегося в собственности или собственности близких родственников, необходимо будет заключить договор аренды транспортного средства с собственником и указать в договоре цель использования транспортного средства.

Раньше, напомним, предлагалось ввести регистрационные карты на каждое транспортное средство, используемое для автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении. При этом такие автомобили могли бы использоваться только для выполнения автомобильных перевозок пассажиров.

— В настоящее время преобладающее количество перевозчиков, в случае если они осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на автомобилях, не находящихся в их собственности, заключает договоры аренды транспортных средств с их собственниками. Из этого следует, что данное нововведение стоит закрепить на законодательном уровне, — считают специалисты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *