Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое отчет ПЭК, как он выглядит, как заполнять и куда сдавать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ПЭК, или программа экологического контроля, представляет собой очень важный элемент в ведении природоохранной деятельности в рамках каждого предприятия. Данная программа выступает в виде комплекса мер, реализация которых позволяет выполнять все действия для охраны окружающего мира и тем самым соблюдать все требования на законодательном уровне по контролю за влиянием на экологию.
Учет даты подачи отчета о ПЭК
Впервые Приказ Минприроды РФ № 109 установил требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК», разграничив подачу непосредственно в уполномоченный орган, письменную отправку и подачу в электронном виде.
Приказом Минприроды РФ № 109, который будет действовать 6 лет до 1 сентября 2028 года, устанавливаются требования к понятию «дата подачи отчета о ПЭК». Даты разграничиваются в зависимости от способа предоставления отчета:
- если распечатанный отчет подан в Росприроднадзор, ФСБ или уполномоченный орган субъекта РФ, то дата подачи — это дата на штампе-отметке о принятии отчета;
- если отчет направлен почтовым отправлением, то дата подачи — это дата почтового отправления;
- если отчет подан в электронном виде, то дата подачи — это дата размещения отчета в ЛК природопользователя или в электронном сервисе уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.
Срок и порядок подачи отчета ПЭК по субъектам РФ
Отчетность представляется в Федеральный или региональный орган исполнительной власти, на территории которого находится объект, который осуществляет надзор над данным объектом в следующие сроки:
До 25 марта года, следующего за отчетным (Приложение 2 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. N 74).
Важно: Необходимо заранее (в течение отчетного года) провести все предусмотренные программой ПЭК мероприятия. Отчет, заполненный на основании протоколов лабораторных исследований или мероприятий, проведенных после отчетного года, считается оформленным некорректно и сведения указанные в таком отчете являются недостоверными.
НАШИ ПРЕИМУЩЕСТВА
Порядок сдачи отчетности
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
Календарь эколога 2022
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2022 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2022 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2022 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2022 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2022 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2022 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2022 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. | До 15.04.2022 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2022 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2022 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года | До 20.04.2022 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. | До 15.07.2022 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2022 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года | До 20.07.2022 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года | До 17.10.2022 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2022 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года | До 21.10.2022 |
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
4.1 Цели ПЭК определены законодательством [1]:
— обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов (далее — природоохранных мероприятий);
— обеспечение соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
4.2 Основные задачи ПЭК:
— контроль за соблюдением природоохранных требований;
— контроль за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, в том числе мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
— контроль за обращением с опасными отходами;
— контроль за своевременной разработкой и соблюдением установленных нормативов, лимитов допустимого воздействия на окружающую среду и соответствующих разрешений;
— контроль за соблюдением условий и объемов добычи природных ресурсов, определенных договорами, лицензиями и разрешениями;
— контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
— контроль за соблюдением нормативов допустимых и временно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в системы коммунальной канализации, водные объекты, на водосборные площади;
— контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате деятельности организации, а также уровня оказываемого физического и биологического воздействия;
— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный и муниципальный экологический контроль;
— контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
— контроль за ведением документации по охране окружающей среды;
— контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране, а также иных сведений, предусмотренных документами, регламентирующими работу по охране окружающей среды в организациях;
— контроль за своевременным предоставлением достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
— контроль за организацией и проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
— контроль эффективной работы систем учета использования природных ресурсов;
— контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
— контроль за состоянием окружающей среды в районе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
— подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств.
4.3 Организации разрабатывают и утверждают программы ПЭК и другие документы, регламентирующие ПЭК, осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют и обеспечивают хранение результатов ПЭК за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
4.4 Структура ПЭК соответствует специфике деятельности организации и оказываемому ей негативному воздействию на окружающую среду [1] и в общем случае включает:
— ПЭК за соблюдением общих требований природоохранного законодательства;
— ПЭК за охраной атмосферного воздуха;
— ПЭК за охраной водных объектов;
— ПЭК в области обращения с отходами;
— ПЭК за охраной земель и почв.
Охрана и использование водных объектов
Таблица 3.1. Результаты учета объема забора (изъятия) и сброса вод. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 2057.
В таблицу 3.1 вносятся реквизиты писем, которыми в адрес территориального органа Росводресурсов были направлены сведения о результатах учета забора и сброса. Поскольку отчетность ежеквартальная, то в таблице должны быть указаны реквизиты четырех писем. Своевременность направления сведений контролируется территориальными органами Росводресурсов. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Таким образом, таблица 3.1 включена в отчет тоже не для дела.
Таблица 3.2. Результаты наблюдений за водными объектами и учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод. Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 308, ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Срок представления сведений в соответствующий территориальный орган Росводресурсов установлен до 15 марта.
Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод (приказ Минприроды России от 14.03.2007 № 569), водопользователи ведут регулярные наблюдения за водным объектом по программе, согласованной с территориальным органом Росводресурсов, и представляют результаты таких наблюдений в территориальный орган Росводресурсов и в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Срок представления ежегодного отчета – до 10 января.
В таблицу 3.2 «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса» вносятся реквизиты писем о направлении сведений о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса и сведений о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами.
Контроль за своевременностью направления всех этих сведений осуществляется территориальными органами Росводресурсов, органами исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Вернее, ясно, что он не нужен.
Таблица 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений. Поскольку контроль за сбросом сточных вод ведется постоянно, то введение в таблицу 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» даты отбора проб заставляет вместо осредненной годовой формы создавать отдельную таблицу на каждую дату отбора проб. Так как в таблице 3.3 содержатся только первичные данные и никто их обрабатывать не будет, таблица эта не имеет смысла.
Таблица 4.1. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Таблица «Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду» касается крайне ограниченной группы лиц, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды установлен приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 6610.
Результаты мониторинга оформляются в виде отчета, который составляется лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. При этом в отчете о ПЭК должна представляться информация о реквизитах письма, которым в уведомительном порядке направлены сведения о результатах мониторинга, а не информация о проделанной работе. Ну и зачем нужна территориальному органу Росприроднадзора информация о реквизитах письма, если к ним поступил сам отчет?! Включение таблицы 4.1 в отчет о ПЭК также не имеет смысла.
Способы подачи отчета о результатах ПЭК
Ранее отчет об организации и о результатах ПЭК можно было подать только на бумажном носителе. Теперь процесс подачи оптимизирован: она возможна как традиционным способом на бумаге, так и в электронном виде с заверением усиленной электронной подписью с действующим сертификатом проверки подлинности личности заявителя. Правом электронной подписи отчета обладает руководитель юрлица или его доверенное лицо, а также индивидуальные предприниматели.
В случае если отчет об осуществлении ПЭК на предприятии подается в бумажном виде, к нему предъявляются следующие требования, прописанные в Приказе Минприроды № 109 от 18 февраля 2022 года:
- необходима подписи руководителя юридического лица или доверенного, уполномоченного на подпись должностного лица;
- если за подачу отчета отвечает физическое лицо – его подпись;
- если у организации имеется печать, отчет должен быть ею заверен и дополнительно прошит;
- отчет о проведении и результатах производственного экологического контроля оформляется в двух идентичных экземплярах. Один экземпляр будет храниться у лица, подающего документацию в контролирующий орган, а второй предоставляется в федеральный или региональный орган надзора в сфере охраны окружающей среды вместе с электронной копией на внешнем накопителе (CD-диск, флеш-диск) при личном визите или почтовым отправлением.
Обратите внимание! Если отчет по осуществлению производственного экологического контроля предоставляется в ФСБ Российской Федерации, необходимо соблюдать требования законодательства РФ о конфиденциальности: не нарушать государственную тайну, не передавать документ третьим лицам, так как к этой информации в целях безопасности разрешен доступ ограниченному кругу лиц.
При подаче отчета ПЭК в электронном виде размещение происходит на веб-порталах федерального и регионального ведомств Росприроднадзора. Сделать это можно через несколько официальных интернет-ресурсов:
- «Личный кабинет природопользователя» (федеральный характер надзора в сфере природопользования);
- электронные сервисы приема отчетов об организации и результатах производственного экологического контроля.
Если подача электронного варианта содержит действующую усиленную электронную подпись, бумажный дубликат отчета ПЭК не предоставляется.
Технический отчет по обращению с отходами 2022-2023
Под обязательную подачу этой отчетности попадают объекты I и II категорий НВОС. Технический отчет нужно разрабатывать исходя из НООЛР компании. В п. 3 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ и ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ пояснена необходимость получения комплексного экологического разрешения (КЭР) для объектов I категории и подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы являются неотъемлемой частью КЭР.
Объектам II категории необходимо представить технический отчёт на основании декларации НВОС не позднее окончания срока действия полученной ранее разрешительной документации.
В случае получения разрешительных документов до 2019, допускается подать заявку на КЭР или декларацию НВОС до окончания срока действия этих разрешений. Полученные ранее документы будут действительны до получения КЭР или подачи декларации НВОС в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ.
В настоящее время НООЛР утверждают на 5 лет, если объект НВОС ежегодно представляет технический отчет. Сроки подачи отчета – ежегодно с даты утверждения нормативов в течении 10 дней. Если документ в рамках экологической отчетности будет сдан не вовремя, то плату будут взимать за сверхлимитное размещение отходов (Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).
Обратите внимание! При отсутствии категории объекта НВОС у организации, разработка НООЛР не требуется согласно разъяснениям Письма Минприроды России от 23.01.2020 N 12-47/1347
В титульном листе отражаются следующие данные респондента:
- отчетный год, за который подаются сведения;
- в поле «Расчет представляется:»
— наименование территориального органа Росприроднадзора по месту осуществления деятельности; - в поле «Наименование организации, ФИО иностранного физического лица»
— полное и краткое название организации в соответствии с учредительными документами или ФИО ИП; - код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации либо иного контактного лица;
- ИНН и КПП организации (ИНН ИП);
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- коды в соответствии с ОКПО и ОКОПФ;
- коды по ОКВЭД;
- сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП): основной номер и дата внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
- юридический и фактический адрес организации или физического лица (ИП), а также коды ОКАТО и ОКТМО;
- размер и численность, банковские реквизиты, адрес электронной почты, факс;
- ФИО руководителя и главного бухгалтера организации или ИП, их телефоны и дата. В случае подачи сведений уполномоченным представителем организации или ИП указываются наименование (ФИО) представителя и документа, подтверждающего его полномочия.
Внимание! Если природопользователь зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля раздела заполняются автоматически.
Что включает в себя программа ПЭК
Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях или должностных лицах, отвечающих за осуществление экологического контроля;
- о собственных или привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ;
- о периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках измерений.
Производственный экологический контроль нужен для обеспечения выполнения всех установленных законом мероприятий по охране окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности в целях сохранения ресурсов, достижения их рационального использования и гарантии восстановления. Программа разрабатывается в целях контроля за экологической обстановкой, правильностью исполнения всех предписаний законодательства, регулирования неблагоприятного воздействия, обеспечения восстановления задействованных ресурсов. Контроль непосредственно возлагается на производственную или экологическую службу, созданную специально для этих целей, а также может быть возложен и на конкретного работника.
Существуют следующие виды экологического контроля:
- производственный;
- государственный;
- муниципальный.
На каждом уровне для осуществления контроля предусмотрено проведение проверок. На предприятии его осуществляют производственные и экологические службы, последний вариант признается экспертами наиболее предпочтительным.
Программа производственного экологического контроля 2020 – образец
Важно помнить, что разрабатывать данный документ нужно по каждому объекту.
Если объектам присвоена четвертая категория, сдавать отчетность по ПЭК не требуется. Предприятиям и ИП следует стремиться к тому, чтобы снизить категорию НВОС и освободить себя от проведения экологического контроля и подачи отчетов.
При этом необходимо учитывать его категорию, применяемые технологии, особенности производства. Примерный перечень объектов для составления программы выглядит так:
- стационарные или мобильные источники ;
- системы очистки использованных вод, отходящих газов;
- цеха, участки, прочие источники образования промышленных отходов;
- склады, другие места хранения материалов, сырья, готовой продукции.
Попробуйте совершенно бесплатно
- Готовые решения по действующему законодательству
- Возможность в экспертную поддержку
- Более 3 000 заполненных шаблонов
Согласно , ППЭК подлежит пересмотру и корректировке, если в работе организации произошли перемены, приведшие к изменению перечня видов негативного воздействия на экологию, либо изменению масштабов этого воздействия.