Чем отличается республика от страны?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается республика от страны?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.
Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

В чём разница республики от страны? В чём разница республики от страны?

Форма государства, как известно, включает в себя три самостоятельных структурных элемента: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Форма правления устанавливается в ст. 1 Конституции Российской Федерации и определяется как республиканская. Главные признаки республики — выборность и периодическая сменяемость главы государства. Этим республика отличается от монархической формы правления, при которой статус главы государства является наследственным.

Такой вывод основывается на следующих позициях. Президент избирается не парламентским путем, а всеобщим голосованием; он не является главой исполнительной власти, наряду с Президентом действует Председатель Правительства, который определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу; Правительство осуществляет исполнительную власть, и лишь в незначительной мере ответственно перед парламентом, у него неизмеримо больше ответственности перед Президентом, который назначает главу Правительства после согласования с Государственной Думой. Президент может принять решение об отставке Правительства РФ без какого-либо согласования с кем-либо, назначить и уволить всех вице-премьеров и министров, он по своему усмотрению напрямую подчиняет себе значительное число министерств и ведомств и т. п. Президент обладает собственными конституционными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо от Правительства и парламента.

По форме государственного устройства Россия, как определяет Конституция, является федеративным государством (ст. 1, гл. 3). Российская Федерация состоит из 88 равноправных субъектов, а именно: из 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 9 автономных округов.

Раньше РСФСР состояла из национальных республик и автономных образований, которые считались ее субъектами, а сами принципы федеративного устройства были в основном направлены на решение проблем национально-государственного строительства. Теперь же в состав Российской Федерации входят все территориальные образования, включая края и области, а принципы федерализма направлены на решение как государственно-территориальных, так и национально-государственных проблем.

Как же можно классифицировать субъекты Российской Федерации по видам? В настоящее время практически общепризнанна следующая точка зрения на виды субъектов.

Республика — это государство в составе Российской Федерации. В республике имеются свои конституция и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

Края, области, города федерального значения — это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

Автономная область, автономные округа — это национально-государственные образования, имеющие свои устав, законодательство, органы государственной власти.

Важен вопрос о правовой основе российского федерализма. Суть таких отношений определяется разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такое разграничение в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации осуществляется, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором, в-третьих, иными договорами.

Отличительные особенности

Государство Республика
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» Одна из форм правления жителями
Многоуровневая политическая система с верховной властью Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения
Создано для управления жизнью населения Аристократия и демократия
Термин новый, появился в эпоху Возрождения Возникло в эпоху Античности. Главный принцип — выборность
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным Дает больше количество прав, как личных, так и политических
Наличие монархии, республики 140 государств имеют подобную форму правления. Предполагается разделение – парламентская и президентская

Приведенные при рассмотрении определения и сравнения позволяют понять, что страна и государство – понятия различные по своей структуре. На основании полученных сведений можно сделать ряд главных выводов, которые помогут понять, в чем состоят главные различия между терминами. Становится понятно, что страна может не только быть самостоятельным государством, но и использовать политическую власть. Суверенитет в этом случае не является основой для определения статуса. Страна может выступать в качестве подопечной территории или являться колонией другого государства. Государство же способно объединять в своем составе несколько стран. Такое образование рассматривается уже не с точки зрения географии. Основой здесь выступает политика. Любое государство всегда самостоятельно и обладает суверенитетом, что не является важным или значимым для страны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что страна – это единица географическая, имеющая определенный культурный набор. Система власти в ней отсутствует. Она может подчиняться другому государству или сформировать собственное. Государство – политическая единица, в которой существует определенная система власти. Основными показателями являются наличие законов и независимости.

Читайте также:  Для малообеспеченных семей с детьми

Разница между республикой и страной

Важнейшее отличие между указанными категориями заключается в объёме понятия. Так, страна – предельно широкое название государственных образований, которое включает в себя и республику. Можно также сказать, что понятия обозначают разные стороны одного явления. Республика и монархия – формы государственного управления, отличающиеся выборностью государственных органов.

Страна – просто обозначение территориально-культурной общности, которая включает в себя и способ администрирования. Также не стоит путать страну и государство: вторая категория всегда обладает суверенитетом, а первая – нет. Впрочем, республика тоже может не обладать независимостью в классическом смысле этого слова. Так, федеративное устройство предполагает наличие вышестоящих органов (Республика Адыгея, Калмыкия, Татарстан в России).

Характерные характерности

Государство Республика
Общность людей живущих на одной территории, можно отожествить с понятием «нация», «страна» Одна из форм правления жителями
Разноуровневая политическая система с верховной властью Высшие органы правления избираются представительными учреждениями, при участии в выборах населения
Создано для управления жизнью населения Аристократия и демократия
Термин новый, возник в эпоху ренесанса Появилось в эру Древности. Важный принцип — выборность
Может быть демократическим, авторитарным, тоталитарным Даёт больше кол-во прав, как собственных, так и политических
Наличие монархии, республики 140 государств имеют аналогичную форму правления. Предполагается разграничение — парламентская и президентская

Республика – вид государственной организации, при которой вся власть находится в руках у выборных органов. Приоритетное внимание уделяют концепции сдержек и противовесов, что дает возможность построить сбалансированную систему управления.

Власть делится на законодательную, исполнительную и судебную, другие детали государства могут изменяться в зависимости от определенных условий.
Страна – административно-территориальная единица, общность людей, объединённых единой территорией, культурой, историей.

Суверенитет – значимый, однако не необходимый атрибут такого образования. Страна как правило имеет разную форму государственного управления, как демократическую, так и авторитарную, деспотическую.

Разница между республикой и страной

Объём понятия. Слово страна значительно шире по значению и включает в себя республику.
Способ управления. Страна может быть как демократической, так и авторитарной, а при республике органы власти обязательно избираются путём голосования.
Легитимность. Республика – это официальное название демократических государств, страна – разговорное обозначение территориально-культурной общности.

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян.

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Чем отличается государство от страны и сравнение понятий простыми словами

Чтобы определить отличия рассматриваемых понятий, стоит учитывать, что есть определенные особенности в организации одних и тех же вариантов управления. Так, царская власть в России существенно отличалась от режима большевиков, который установился в 1917 году. В Великобритании управление сосредоточено в руках королевы, а в США делится на 2 ветви – парламентскую и президентскую.

При анализе отличий страны от государства стоит учитывать, что оба формирования обладают полицией, экономикой, символами, чиновниками. Главное несоответствие заключается в том, что в первом случае это не принадлежит народу.

Чтобы выявить отличия между рассматриваемыми понятиями, требуется изучить и вопрос самостоятельности. Суверенитет представляет собой политико-правовое свойство, которое связано с волей народа. Для этого понятия характерны следующие признаки:

  1. Верховенство – другая власть выше описываемой отсутствует.
  2. Внешнее равноправие и независимость – государство может самостоятельно определять и проводить внешнюю политику, ориентируясь на принципы сотрудничества на равных с международным сообществом.
  3. Единство – говорит о существовании цельной системы органов, которые представляют власть и проводят ее политику.
  4. Неделимость – свидетельствует о том, что государство едино и не делится на части политическим или военным способом.
  5. Отсутствие отчуждения – от суверенитета невозможно отказаться или передать его другим юридическим лицам.

В отличие от государства, страна обладает своими политическими границами, но не имеет суверенитета. Иными словами, она не способна принимать собственные решения.

Ярким примером отличий между терминами считается существование в прошлом крупных империй, которые обладали колониями. Колониальные империи были суверенными государствами, но не обладали оформленным национальным составом населения, которое бы имело единую культуру, обычаи, традиции. В качестве примера стоит привести испанские колонии в Африке, Америке и Азии.

Еще одним примером считается изменение территориальной целостности, которое происходило вследствие процессов распада или объединения. К примеру, в 1945 году Корея разделилась на 2 государства – Северную и Южную Корею.

Республик отличается от страны

Чтобы описать простыми словами, чем отличается государство от страны, достаточно отметить, что оно является обособленной управленческой структурой и отличается от последней следующими признаками:

  • имеет четко организованный механизм, направленный на осуществление правовой власти;
  • обладает структурированной действующей системой законов и правовых норм;
  • по территориальному делению может иметь конфедеративную, федеративную или унитарную форму;
  • ему присущи различные системы правления;
  • различают следующие формы государственного устройства: авторитарная (единовластие, монархия), диктаторская тоталитарная, демократические свободные формы (народовластие).
Читайте также:  Компенсация родительской платы за детский сад в Тамбове в 2023

Страна является географически обособленным формированием со своими историческими и культурными корнями, проживающими в ней народами, их традициями и менталитетом. Не имея суверенитета, она входит в состав другого, более сильного государства и является его колонией либо подконтрольной территорией.

Примерами такого симбиоза могут служить:

  • Британская империя – метрополия (самое большое государство), управлявшая полусотней колоний;
  • Австро-Венгерская империя объединяла в своем составе более десятка стран.

Также имеет место тот факт, что в пределах одной и той же страны в различные периоды времени могут устанавливаться разные государственные устройства.

Примером тому может служить Россия, на территории которой до семнадцатого года двадцатого столетия существовало царское правление – монархия, а после свержения строя – народное.

Nbsp; ТЕМА 7. ГОСУДАРСТВО Термин «государство» («stato» от лат. status) ввел в XVI веке в речевой (научный) оборот итальянскийполитический деятель и историк Никколо Макиавелли. Термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью).

В широком смысле государство — это страна и народ, который проживает на территории этой страны.

В узком смысле государство — это верховная власть над обществом.

Таким образом, государство — это организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определённой территории. Государство — это основной, но не единственный институт политической системы общества.

Государству свойственны определённые признаки, которые отличают его от других организаций (политических партий или профсоюзов): единая территория, единая система управления, единая система законов, право на взимание налогов, суверенитет.

Суверенитет является важнейшим признаком государства. Суверенитет — это независимость государства во внешней и внутренней политике.Суверенитет — главное, к чему стремится любой народ, желающий жить в самостоятельном государстве.

Государство выполняет внутренние и внешние функции.

К внутренним функциям государства относятся: участие в управлении экономикой, охрана общественного порядка, регулирование социальной сферы, культурно-воспитательная и идеологическая деятельность.

  • К внешним функциям государства относятся: защита интересов государства в мире, обеспечение обороны, сотрудничество с другими государствами.
  • То есть, государство издаёт законы, содержит армию, полицию, суды, выдаёт паспорта, охраняет границы, выплачивает пенсии и выполняет много других функций.
  • На данный момент в мире насчитывается 193+2 (наблюдатели) государств.
  • Основные понятия
  • государство, власть, управление, учреждение, суверенитет, идеология – идеологический, оборона, политическая система, политическая партия, преследовать цель, повседневная жизнь, верховная власть, система управления, международные отношения, общественный порядок.
  • Вопросы к тексту
  • Какую роль играет государство в жизни общества?
  • Что такое государство в широком и узком смысле?
  • Какие признаки имеет государство?
  • Что такое суверенитет?
  • Какие функции выполняет государство?
  • Какое количество государств насчитывается сегодня в мире?
  • Всего территорий существует 262. В это число входят:
  • Официальные суверенные государства,
  • Зависимые от другого государства территории,
  • Непризнанные территории,
  • Острова,
  • Частично признанные страны.
  • Сколько государств?

195 государств. Из них 193 — это члены Организации Объединенных Наций. Две страны — наблюдатели — Ватикан и Тайвань (Республика Китай). Ватикан — карлик на территории Италии.

Непризнанные территории —образования, которые не являются отдельными государствами, их не приняло большинство стран мира. Их 10: Косово, Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Луганская народная республика, Донецкая народная республика, Турецкая Республика Кипра, Южная Осетия, Китайская республика, Сахарская арабская демократическая республика.

Так, в термине «страна» заключен прежде всего географический, культурный, исторический аспект. Страна характеризуется такими категориями, как численность населения, религия, язык, менталитет. Сюда же стоит отнести климатические особенности, рельеф, полезные ископаемые, состояние и протяженность водоемов и т. д.

Под «государством» понимается не только общность людей, объединенных территориально, но и управление населением с помощью власти. Государство создается именно в целях политической организации жизни людей. В нем действуют законы, обязательные для каждого гражданина, а также существует система их исполнения. Принятые законы и нормы отражаются в соответствующих документах (конституция, военная доктрина).

В любом государстве есть специальный управленческий механизм, представляющий собой многоуровневую систему учреждений и органов, во главе которой стоит верховная власть. Таким образом, государство – это прежде всего не территория, а структуры управления обществом.

В чем разница между страной и государством, кроме сказанного выше? Отличие состоит в том, что страна может не только быть самостоятельным государством, но и, не имея собственного суверенитета, пребывать под чьей-либо политической властью, являясь, к примеру, подопечной территорией или колонией. То есть государство, например империя, способно объединять в себе многие страны. Любое государство, в отличие от страны, всегда самостоятельно и обладает суверенитетом.

Приведенные при рассмотрении определения и сравнения позволяют понять, что страна и государство – понятия различные по своей структуре. На основании полученных сведений можно сделать ряд главных выводов, которые помогут понять, в чем состоят главные различия между терминами. Становится понятно, что страна может не только быть самостоятельным государством, но и использовать политическую власть. Суверенитет в этом случае не является основой для определения статуса. Страна может выступать в качестве подопечной территории или являться колонией другого государства. Государство же способно объединять в своем составе несколько стран. Такое образование рассматривается уже не с точки зрения географии. Основой здесь выступает политика. Любое государство всегда самостоятельно и обладает суверенитетом, что не является важным или значимым для страны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что страна – это единица географическая, имеющая определенный культурный набор. Система власти в ней отсутствует. Она может подчиняться другому государству или сформировать собственное. Государство – политическая единица, в которой существует определенная система власти. Основными показателями являются наличие законов и независимости.

Читайте также:  Когда возвращаются бывшие жены

Что такое федеративное устройство

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Страна и государство: разница в понятиях

Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.

История нам демонстрирует, что власть в России до революции и после была устроена различными способами. В Великобритании она сконцентрирована в руках королевы, в США — разделена между президентом и парламентом. Существуют страны, в которых глава государства выполняет лишь представительские функции, а серьезные решения принимает выборный орган. Бывает и наоборот. К примеру, в РФ большая часть власти сконцентрирована в руках президента. А в Германии человек, занимающий аналогичный пост, только иностранных гостей принимает и в других публичных мероприятиях участвует. Решения принимает канцлер. Формы государственного правления таковы:

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Любой вопрос необходимо изучать с определений. Разбираясь, чем государство отличается от страны, мы сразу сталкиваемся с проблемой. Дело в том, что наука не достигла полного согласия в расшифровке последнего термина. Большая часть специалистов применяет достаточно путаное и сложное объяснение. По их мнению, государство – это политическое образование, устанавливающее на определенной территории правила и обладающее суверенитетом. Кроме того, оно имеет аппарат управления, в том числе механизмы принуждения и защиты. Согласитесь, пока непонятно, чем государство отличается от страны. Ведь все перечисленные признаки мы совершенно уверенно приписываем и последней. Страна ведь имеет армию, полицию, правительство? Так в чем отличие?

Страной ученые мужи решили именовать территорию, имеющую политические границы. Она, в отличие от государства, не обладает суверенитетом. То есть находится в подчиненном положении по отношению к иной державе. Не может принимать самостоятельные (суверенные) решения. Пример страны – Британские Виргинские острова. У этой территории имеются границы. Но управляется она королевой. Получается, независимость страны от других государств отсутствует. У нее есть сюзерен, полновластный хозяин. Государство же характеризуется следующими признаками:

  • наличие власти, выступающей от имени народа (публичной);
  • издание законодательных актов, регулирующих жизнь общества;
  • экономическая независимость;
  • символика и единый официальный язык.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

В заключении можно краткой форме изложить разницу в этих двух фундаментальных понятиях, имеющих русскую этимологию:
любая подвластная страна может стать отдельным государством, завладев заслуженным суверенитетом, либо находится под прямой властью иного действующего государства. Государство всегда обладает заслуженным суверенитетом и относительной юридической самостоятельностью.

Любой государственный строй отличается от общей страны наличием иерархической верховной власти и определенных регулирующих правовых законов, которые были введены самими управленцами.

В зависимости от принятого политического режима правления, исходных форм правления и дробления государство может иметь отличительные формы.

Понятие страны обобщенное, оно направлено исключительно на определение территориального местоположения, а также на уточнение общности национального менталитета населения, проживающего непосредственно на территории, его уникального национального языка и особенностей традиций. Термин правящее государство в обиходной речи применяется чаще второго понятия. В ведении мировой политики имеются свои сложности и нюансы, поэтому нужно научиться сразу же распознавать эти 2 стратегических понятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *