Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развитие мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Недобросовестная конкуренция – это обман клиентов предпринимателем. Он сознательно предоставляет покупателям неверные данные о продукции, распускает слухи о других производителях, использует чужую известность или нарушает закон.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Лицо, совершившее акт недобросовестной конкуренции, может быть привлечено как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности.
Нарушитель обязан возместить убытки, причиненные конкуренту в результате акта недобросовестной конкуренции.
При этом убытки включают в себя как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Таким образом, доход, не полученный конкурентом из-за распространения негативных ложных сведений о его товаре, также будет подлежать возмещению.
Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.3, ст. 14.33 КоАП РФ:
нарушителям (юридическим лицам) грозят штрафы в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
В отдельных случаях размер штрафа исчисляется с учетом размера суммы выручки нарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:
- проведения проверок;
- рассмотрения дел;
- выдачи предписаний;
- наложения административных взысканий;
- взаимодействия с правоохранительными органами.
Методы самостоятельного пресечения недобросовестной конкуренции
Борьба с недобросовестной конкуренцией может вестись компаниями самостоятельно. Для этого используются вполне законные способы.
-
Защита коммерческой тайны. Конкуренты могут внедрять разведчиков, чтобы узнать секретные сведения об интересующей организации. Для этого создается защита баз данных, прописывается регламент права доступа к конфиденциальным сведениям. С сотрудниками заключается договор о коммерческой тайне. За утечкой секретных данных, помимо повышения лояльности персонала, должен быть установлен строгий контроль.
-
Деятельность против административного рычага. Чтобы препятствовать развитию бизнеса конкурентов, некоторые компании подключают государственный ресурс. Например, возбуждают уголовное дело, что парализует фирму на некоторое время. Такие действия необходимо обжаловать путем обращения должностного лица с заявлением к начальнику. Затем имеет смысл подать в суд. Проверка, которая делается по заказу конкурента, осуществляется только с юристом компании.
-
Осведомленность в действующем законодательстве, квалифицированный юрист.
Для начала борьба с недобросовестной конкуренцией ведется самостоятельно. Однако рекомендуем подключать антимонопольную службу, если:
-
компании тяжело бороться в одиночку;
-
она потерпела поражение.
Судебная защита от недобросовестной конкуренции
Оспаривание актов, вынесенных антимонопольными органами, осуществляется в арбитражном суде по месту нахождения соответствующего антимонопольного органа в порядке главы 24 АПК РФ.
Следующие акты антимонопольных органов могут оспариваться:
- Решение антимонопольного органа.
- Предписание антимонопольного органа.
- Решение коллегиального органа, принятое по жалобе, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде по существу, если оно представляет собой новое решение. Решение коллегиального органа также может оспариваться отдельно от решения соответствующего территориального антимонопольного органа по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода коллегиального органа за пределы своих полномочий.
- Приказ антимонопольного органа о назначении проверки, приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не являются актами, которыми разрешается вопрос о наличии в действиях лица соответствующих нарушений. В связи с этим при оспаривании указанных актов арбитражный суд должен проверить только основания, исключающие в силу закона возможность их вынесения, в частности, например, такими основаниями могут являться: выход предмета проверки за пределы полномочий антимонопольного органа, нарушение допустимой периодичности проведения плановых проверок, назначение внеплановой проверки в отсутствие установленных законом оснований, без необходимого в определенных случаях согласования с органом прокуратуры.
- Решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорено в арбитражном суде лицами, выступавшими заявителями при обращении в антимонопольный орган и обладающими заинтересованностью в возбуждении дела.
Основной закон, посвящённый вопросам конкуренции, довольно легко запомнить и тяжело спутать с чем-либо другим, поскольку он практически так и называется: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон 135-ФЗ или Закон о защите конкуренции). В данном законе определяются те действия, которые законодатель запрещает (в целях защиты рыночных условий, а иногда – государственных интересов), довольно подробно описываются полномочия контролирующего органа, содержатся особенности регулирования в отношении естественных монополий и т.д.
Помимо прочего, Закон 135-ФЗ содержит определение конкуренции, а также некоторых нарушений. Так, в пункте 7 статьи 4 Закона 135-ФЗ конкуренция определяется как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке». Конкуренция в целом законом не запрещена, однако некоторые её формы государство считает опасным для условий рыночной экономики, для граждан (потребителей), для самого себя.
Так, в статье 4 Закона 135-ФЗ даны определения понятий «недобросовестная конкуренция», «дискриминационные условия», «монополистическая деятельность», которые составляют основу запрещённых законодателем форм конкуренции. Поговорим о каждой из форм подробнее.
Правовые механизмы антимонопольного законодательства по противодействию ограничениям конкуренции со стороны властных субъектов
Согласно Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013) для эффективного и гармоничного развития конкурентных отношений необходима активная работа всех органов власти при координирующей роли антимонопольного органа. Согласно стратегии в деятельности антимонопольных органов определен ряд приоритетов. Это и создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции; и снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков; и обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования; и создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного или муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Важным направлением работы ФАС России является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства непосредственно самими органами власти. Ведомственная статистика Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных подразделений свидетельствует о значительной доле дел (более 50%), возбуждаемых в отношении властных субъектов, в общем числе совершенных нарушений антимонопольного законодательства. Чаще всего антимонопольными органами квалифицируются нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (антиконкурентные действия (бездействие) органов власти). На втором месте случаи заключения договоров с нарушением антимонопольных требований к торгам и запросам котировок цен (статья 17 Закона о защите конкуренции). На третьем месте — самые опасные нарушения антимонопольного законодательства — заключение органами власти ограничивающих конкуренцию соглашений с хозяйствующими субъектами (статья 16 Закона о защите конкуренции).
Нарушения антимонопольного законодательства органами власти приводят к серьезным отрицательным последствиям как для экономики, так и для всего общества в целом. К таким последствиям можно отнести: повышение и удержание цен; раздел товарных рынков по территориям, объемам, ассортименту товаров, составу продавцов или покупателей; ограничение доступа на товарные рынки и устранение с них хозяйствующих субъектов; необоснованное установление различных цен на один и тот же товар.
Практика антимонопольного регулирования показывает, что антиконкурентные действия (бездействия), соглашения, согласованные действия со стороны органов публичной администрации препятствуют формированию единого экономического и правового пространства, обеспечению экономической свободы предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса.
Закон о защите конкуренции в ст. 15 и 16 устанавливает перечень запретов, касающихся актов, действий, соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Положения ст. ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции адресованы широкому кругу органов и организаций, а именно:
— федеральным органам исполнительной власти без каких-либо ограничений, т.е. включая Правительство РФ, министерства, федеральные службы, федеральные агентства, Администрацию Президента РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, а также их территориальные подразделения;
— органам государственной власти субъектов РФ, также без каких-либо ограничений, т.е. правительствам, администрациям, министерствам, департаментам и другим;
— органам местного самоуправления, т.е. администрациям муниципальных образованиям и их подразделениям;
— иным органам и/или организациям, осуществляющим некоторые функции государственных органов или органов местного самоуправления. К ним относятся организации и органы международных межгосударственных объединений, в которых участвует Российская Федерация (СНГ, ЕврАзЭС, Союзное государство Белоруссии и России и другие), также можно отнести СРО, создаваемые на основе ФЗ от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и других законов, и их национальные объединения, поскольку на СРО возложено выполнение государственных функций по решению вопросов о допуске организаций к осуществлению определенного вида деятельности на рынке;
— организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг; такие организации действуют в самых различных сферах, участвуя в предоставлении услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве, в сфере обороны, юридических услуг, услуг в сфере высоких технологий и т.д.;
— государственным внебюджетным фондам, т.е. Пенсионному фонду, Фонду социального страхования, Федеральному фонду и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, Резервному фонду, Фонду национального благосостояния и др.;
— Центральному банку РФ, занимающему в силу ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В статье 15 данного Закона предусмотрен запрет на принятие актов и осуществление действий (бездействия) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, если такие акты или действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Незаконными являются любые акты органов власти и органов местного самоуправления и любые действия (бездействие) их должностных лиц, если результатом реализации таких актов или последствиями действий должностных лиц есть или может быть недопущение, ограничение или устранение конкуренции на товарном рынке. При этом неправомерными могут быть не только действия, но и бездействие органов власти и их должностных лиц. Наиболее часто это проявляется в несовершении определенных процедур, предусмотренных законами или другими правовыми актами (оставление без движения поступивших документов, ненаправление ответов заявителям, волокита в решение вопросов, входящих в компетенцию органа и др.).
В частности запрещаются:
Введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Запрещается введение любых ограничений на создание хозяйствующих субъектов, которые могут приводить к ограничению конкуренции. Запрещается вводить любые ограничения в отношении деятельности компаний, которые также могут привести к ограничению конкуренции, то есть которые ставят одну компанию или несколько в неравное положение по сравнению с остальными участниками рынка.
Вводимые органами власти ограничения на создание хозяйствующих субъектов и осуществление ими определенных видов деятельности могут содержать следующие признаки нарушения антимонопольного законодательства:
— необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов;
— установление прямых запретов на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, в том числе в зависимости от формы собственности или места нахождения хозяйствующего субъекта;
Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Некорректное сравнение
Зачастую участники рынка используют именно некорректное сравнение с целью получения преимуществ перед своими конкурентами. Необходимо отметить, что некорректное сравнение возможно как в отношении самого конкурента, так и в отношении его товаров, работ и услуг.
Закон «О защите конкуренции» называет примеры некорректного сравнения. Так, не допускается сравнение с использованием слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» без указания конкретных критериев сравнения, имеющих объективное подтверждение.
Также запрещается сравнение, которое основывается только на малозначительных фактах и содержит негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.
Как показывает практика, некорректное сравнение обычно сопровождается распространением ложных, неточных сведений о конкуренте или его товаре, работе, услуге.
Чаще всего некорректное сравнение содержится в рекламных роликах, буклетах и листовках, поэтому особое внимание нужно уделять контролю за рекламными акциями своих конкурентов. Своевременная реакция на акт недобросовестной конкуренции позволит пресечь нарушение, привлечь виновное лицо к ответственности, а также сохранить Вашу деловую репутацию.
Многие производители на своем сайте размещают информацию о товаре и указывают его характеристики как «самый лучший», «первый и единственный в мире» и т.д. при этом не указывают, на чем основан такой вывод. Данная информация также может быть признана фактом введения в заблуждение.
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:
- проведения проверок;
- рассмотрения дел;
- выдачи предписаний;
- наложения административных взысканий;
- взаимодействия с правоохранительными органами.
Законодательство и незаконная конкуренция
Если конкурент был замечен в применении методов недобросовестной конкуренции, то он может понести следующее наказание:
- Должностной лицо будет оштрафовано на 12 тысяч рублей;
- Компания понесет ущерб в размере 100 тысяч рублей;
- 20 тысяч рублей придется заплатить должностному лицу, в случае использования интеллектуальной собственности конкурента;
- Если интеллектуальная собственность была продана, то штраф составит от 0,01 до 0,15 % от суммы (но не менее 100 тысяч рублей);
- Также может быть применена уголовная ответственность, если конкурентное предприятие потеряло более 5 миллионов рублей, или же субъект получил прибыль в размере этой суммы в процессе недобросовестной конкуренции.
Распространение ложных, неточных и искаженных сведений
Одной из наиболее часто встречающихся форм недобросовестной конкуренции является распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (пункт 1 части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ).
Запрет на такие действия в целом соответствует сформулированному в подпункте 2 пункта 3 статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности запрету на ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.
Выявление данной формы недобросовестной конкуренции связано с установлением факта распространения сведений, под которым понимается их опубликование в печати, трансляция по радио и телевидению, демонстрация в других средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной форме, в том числе устной, хотя бы одному лицу (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также по деловой репутации граждан и юридических лиц»). При этом сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.
Иные примеры недобросовестной конкуренции
Сформулированный в статье 14 Закона о защите конкуренции перечень нарушений, квалифицируемых как недобросовестная конкуренция, как уже отмечалось выше, является примерным. Некоторые из перечисленных в данной статье нарушений выявляются довольно редко (как, например, указанные в пункте 5 части 1 действия по незаконному получению, использованию, разглашению информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну). Вместе с тем в практике встречаются случаи выявления антимонопольным органом иных не поименованных в рассматриваемой статье вариантов поведения хозяйствующих субъектов, которые УФАС признает нарушением части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ безотносительно к какому-либо пункту.
Так, кассационной инстанцией оставлены без изменения судебные акты первой и апелляционной инстанций, отказавших страховой компании в признании недействительным постановления УФАС о привлечении заявителя к административной ответственности.
Из судебных актов следует, что решением антимонопольного органа (на основании которого вынесено оспариваемое постановление) страховая компания признана нарушившей часть 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ, что выразилось в недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе путем незаконного занижения размера страховой премии в поданной заявке. Указанные действия заключались в неправомерном округлении (в нарушение арифметических правил) сумм страховой премии с 3674,125 руб. до 3674,12 руб., что привело к занижению цены контракта и позволило обществу (при равенстве иных параметров заявок) стать победителем конкурса.
Таким образом, указывая цену контракта с формально более выгодной позиции, страховая компания тем самым (осознанно или по ошибке в расчетах) предрешила выбор победителя в свою пользу, что не соответствует духу честной конкуренции (Постановление ФАС СЗО от 17.01.2012 по делу N А52-1714/2011).
Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
В настоящий момент в отечественном законодательстве установлены два легальных определения недобросовестной конкуренции и, следовательно, два генеральных запрета подобного типа поведения.
В ст. 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности в качестве недобросовестной конкуренции запрещаются акты конкуренции, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.
То есть, по своей сути, подлежкат запрету любые деяния участников предпринимательской деятельности, совершенные в конкурентной борьбе и противоречащие добропорядочности, которая сформировалась в обычных условиях функционирования соответствующего товарного рынка.
Как предотвратить недобросовестную конкуренцию
Предотвратить недобросовестную конкуренцию очень сложно, а иногда и вовсе невозможно. Максимум, что можно сделать, – это зарубить операцию на корню еще в момент ее становления, пока действие не распространилось на широкую публику. С этим может справиться собственная служба безопасности. Сложность заключается в том, что нельзя заранее предугадать, какие меры предпримет конкурент.
Никогда не относитесь к таким деяниям со стороны «спустя рукава». Если инцидент незаконной конкуренции имел место быть – доводите дело до логического завершения, подав в суд на участников процесса. Это позволит снизить процент вероятности повторного зарождения войн со стороны других компаний.
Согласно опыту и наблюдениям, в России недобросовестная конкуренция начинает набирать обороты вслед за Западом. Там маркетинговые войны идут уже давно. Но в России и закон намного жестче. К примеру, на территории нашей страны в рекламе любого рода недопустимо упоминать марки конкурентов. В других странах такого запрета нет.
Незаконное приобретение исключительных прав
Предоставление прав на товарный знак по лицензионному договору или его полная продажа по договору отчуждения является актом недобросовестной конкуренции, если при этом потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя или качества продукции/услуг (статья 14.4 закона «О защите конкуренции»).
Пример! Такая ситуация может сложиться в том случае, если по договору отчуждения компания А передает право на использование ее зарегистрированного товарного знака по части классов МКТУ компании B. У компании А при этом также остаются права на товарный знак по однородным классам. В результате на рынке появляется 2 разных производителя, маркирующих продукцию одним и тем же обозначением. Это приводит к их смешению в глазах потребителей, что является недобросовестной конкуренцией. Такая сделка признается юридически ничтожной. По требованию ФАС регистрация договора в «Роспатенте» может быть аннулирована.
Куда обратиться при недобросовестной конкуренции
Акты о недобросовестной конкуренции рассматриваются в административном (внесудебном) порядке Федеральной антимонопольной службой. Ее решение является основанием для признания недействительности правовой охраны для товарного знака и других видов интеллектуальной собственности в «Роспатенте».
Возбуждение дела в ФАС производится по заявлению физического или юридического лица. Также данный орган государственной власти вправе сделать это самостоятельно, при обнаружении факта нарушения законодательства в СМИ или в сети Интернет.
Признание акта недобросовестной конкуренции можно сделать сразу в суде, минуя административный способ рассмотрения таких нарушений. Однако следует учитывать, что в этом случае аннулировать незаконную регистрацию товарного знака может только заинтересованное лицо – ИП или юридическое лицо, ведущее коммерческую деятельность в той же сфере экономики. При подаче жалобы в ФАС такое подтверждение не требуется, так как антимонопольное законодательство защищает не конкретных лиц, а общие публичные интересы единого экономического пространства.
Более подробно порядок составления жалобы в ФАС РФ, претензионного письма в адрес нарушителя, другие способы внесудебного и судебного восстановления нарушенных прав рассмотрены в статье «Защита исключительных прав и объектов интеллектуальной собственности».
В юридической компании IPbrand вы можете получить подробную консультацию о том, как защитить права на товарные знаки и другие виды интеллектуальной собственности, а также заказать мониторинг в сети Интернет для выявления нарушений. Мы поможем вам собрать доказательства добросовестной предпринимательской деятельности, подготовить жалобу в Федеральную антимонопольную службу и Палату по патентным спорам, в арбитражный суд и Суд по интеллектуальным правам, провести аудит договора для определения правовых рисков.