Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Водителей начали штрафовать за проезд на желтый». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на то, что желтый сигнал светофора является запрещающим и за проезд под него грозит административное наказание, есть исключение, когда это разрешается и формально есть возможность избежать наказания.
Что на практике признается экстренным торможением?
Ни в одном нормативно-правовом акте нет официальной трактовки экстренного торможения. «Экстренность» определяется инспектором и водителем, как говорится, на глаз. Однако слова сотрудника ГИБДД при разбирательстве будут иметь большее значение, поэтому именно водителю придется доказывать то, что торможение было бы действительно экстренным.
На практике же у водителей почти не выходит доказать экстренность торможения, потому что им не на что ссылаться. Однако при необходимости оспорить наказание они могут ссылаться на другое правило – на пункт 1. 5 ПДД. В этом пункте говорится, что участники ДД, в том числе автомобилисты, должны действовать так, чтобы не создавать опасных ситуаций для других участников ДД.
Данное правило легко применять в случаях, например, когда за Вами, не соблюдая дистанцию, едет другой автомобиль. Однако каждый случай все же рассматривается индивидуально, и ни у кого нет гарантий обжалования решения.
Фиксирует ли камера движение на предупреждающий свет?
ДА! Камеры располагаются рядом со стоп-линиями, которые расположены непосредственно в 3-5 метрах от светофора (о том, можно ли пересекать стоп линии перед светофором, если зажегся красный свет и как быть в спорных ситуациях, можно узнать здесь). Следовательно, когда меняется сигнал, то камера начинает автоматически фиксировать нарушителей. И, если ещё с сотрудником ГАИ можно вступить в дебаты или попробовать договориться по-человечески на месте, то с камерой дела обстоят намного сложнее. Вам придёт письменное уведомление о нарушении на домашний адрес, и при желании обжаловать выписанный штраф, вам придётся посещать ближайшее территориальное РУВД.
Тем не менее, если вы считаете, что основания обвинения предъявлены вам неправомерно, то вы имеете полное право на обжалования решения.
Пункт 6.14 ПДД – возможен ли проезд на желтый?
Порядок передвижения транспорта на желтый сигнал прописывается в пункте 6.14 ПДД. Водитель может проехать дальше, если его остановка невозможна без экстренного торможения, которое может стать причиной аварии.
Несмотря на точную формулировку этот пункт всегда вызывает массу споров. Водители настаивают, что они не успевали остановиться, сотрудники ПДД утверждают, что желтый относится к запрещающему знаку.
Юристы рекомендуют водителям, чтобы избежать проблем, воспринимать желтый, как запрещающий. В пункте 6.2 четко прописано, что желтый свет запрещает движение как пешеходам, так и любому виду транспорта.
Но тут же в своде правил есть пункт 6.14, который и вызывает сложности и двоякую трактовку. В нем прописано, что водитель может продолжить движение на предупреждающий знак, если не успевает остановиться. При этом к экстренному торможению прибегать нельзя.
Отсчет в секундах позволяет водителям своевременно оценить ситуацию на дороге и принять правильное решение.
Отсчет в секундах позволяет водителям своевременно оценить ситуацию на дороге и принять правильное решение.
Итак, если светофор оборудован специальным табло, на котором отсчитывается время до смены на запрещающий сигнал, мы прикидываем, успеем ли выехать на перекресток на разрешающий. При этом нужно учесть следующее. Правила движения запрещают выезжать на перекресток (в том числе и на зеленый), если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
А пункт 13.8 Правил говорит о том, что при включении зеленого водитель должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые завершают движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Говоря ещё немного о жёлтом свете, стоит отметить, что он является самым опасным сигналом светофора (а не красный, как все могли подумать). Почему же именно он? Ответ прост: всё дело в чрезмерной уверенности водителей в своих силах. Одни считают, что они успеют проехать до того, как загорится красный, другие не обладают должным терпением и начинают движение раньше положенного (о том, какой штраф грозит, если автомобиль начал движение на красный свет, мы рассказывали тут, а из этой статьи вы узнаете о том, какое наказание предусмотрено за повторный проезд на красный свет и как его избежать).
И вот, когда на одном перекрёстке собираются оба представителя неаккуратного вождения, тогда и происходит большинство аварий. Также зачастую страдают пешеходы, которые не успевают закончить своё движение, а отчаянные водители уже выжимают педаль газа в пол.
Согласно ст. 12.12 Кодекса об Административных правонарушениях (КоАП), штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора составляет 1000 рублей.
У вас может возникнуть резонный вопрос: а разве жёлтый свет является запрещающим? Чтобы дать ответ, необходимо обратиться к ПДД. Согласно п.6 п.п.2, желтый свет ЗАПРЕЩАЕТ движение. Следовательно, не имеет значение на красный или жёлтый сигнал светофора вы проехали, штраф всё равно будет одинаковым.
Помимо этого, в законодательстве предусмотрена санкция за повторное правонарушение. Здесь злостным нарушителям придётся не только финансово ощутить свою безалаберность, но у них есть шанс и вовсе лишиться прав.
Важно! Согласно ст.12.13 КоАП, при повторном нарушении вышеуказанного правила в течение одного года на водителя может налагаться штраф в виде 5000 рублей, либо в виде лишения прав на срок от четырёх до шести месяцев.
Но, в чём прелесть и загадочность жёлтого света, так это в наличии возможных исключений из общих правил.
Некоторые дорожные участки нужно пересекать с особой внимательностью по причине повышенной опасности. Помните, что проезд на красный свет карается серьезными штрафами, ну а пересечение ж/д переезда на запрещающий сигнал может привести к более серьезным последствиям.
Жёлтый – запрещающий!
Участники дорожного движения не могут руководствоваться исключительно пунктом 6.14 при рассмотрении вопроса о правомерности движения на желтый сигнал. Важно принимать во внимание и положение 6.2, которое содержит информацию о том, что желтый сигнал является запрещающим и препятствует правомерному движению ТС и переходов.
Необходимо помнить, об особенностях формулировки пункта 6.14 (о праве пересечения ПЧ на промежуточный сигнал). Положение сформулировано с использованием слова «может», а не «обязан» в контексте возможности участника дорожного движения двигаться при промежуточном сигнале.
Это предполагает, что водителю лишь разрешается действовать подобным образом при необходимости, чтобы не создавать аварийную ситуацию путем резкого торможения. Однако положение не призывает проезжать на желтый всегда.
Проезд на желтый может быть осуществлен в двух случаях:
- действие зеленого сигнала истекло и светофор переключился на желтый (некоторые светофоры устаревших моделей не оснащены таймером и функцией мигания зеленого, поэтому промежуточный сигнал может включиться спонтанно);
- промежуточный сигнал включается совместно с красным при переключении в режим зеленого.
В последнем случае ПДД препятствует проезду или переходу проезжей части до включения разрешающего движение сигнала.
Штраф за проезд на красный свет светофора в 2022 году
Штраф за проезд на красный свет – это один из самых распространенных видов наказания, поскольку большинство водителей хотя бы раз, но нарушали правило, запрещающее ехать, когда загорается красная лампочка.
Но наказание за проезд на красный свет могут подобрать и более суровое, нежели обычный штраф. В частности, водителя могут даже лишить прав. Какое в точности наказание выберет уполномоченный орган, зависит от совокупности факторов.
Например, где находится перекресток, к какому типу относится рассматриваемое место и как часто за водителем замечались подобные маневры. Кроме того, существует практика опротестования подобных решений.
Но чтобы это имело смысл, нужно иметь четкие основания для подачи на опротестование. Например, если уверены, что камера ошиблась или ошибка заключается в работе дорожной полиции.
Но если оснований для опротестования решения о штрафе нет, остается только разобраться, как внести деньги и не усугубить ситуацию неоплаченными штрафными санкциями.
Как ГИБДД лишает «прав» за проезд перекрестка «на желтый»
Информация о том, что можно лишиться водительского удостоверения «за встречку» или, скажем, за проезд через железнодорожный переезд под запрещающий сигнал, большинству водителей давно известна. А то, что за игнорирование желтого света светофора тоже может лишиться прав, скорее всего мало у кого в голове укладывается.
«Желтый», согласно пункту 6.2 ПДД, считается запрещающим движение сигналом — практически как красный. Однако другой пункт Правил — 6.
14 — говорит, что иногда водитель все-таки имеет право проехать перекресток на желтый сигнал — в случае, если он не может остановит машину, не прибегая к экстренному торможению.
Термин «экстренное торможение» в ПДД не расшифрован. И это открывает широчайшее поле для «импровизаций на местах».
Пользуясь им, автомобилисты едут, не обращая внимания на «желтый» светофор, имея в уме, что всегда могут оправдать такое свое поведение полнейшей невозможностью «остановиться без применения экстренного торможения». Даже если это происходит в автомобильном заторе, где машины скорей «быстро стоят», нежели «медленно едут».
Собственно, для искоренения подобных привычек на особо загруженных городских перекрестках стали рисовать «вафельную» разметку на асфальте и устанавливать комплексы автоматической фиксации нарушений ПДД, следящие за тем, чтобы «проползающие на желтый» не мешали движению в поперечном направлении. Камера «умеет» за это штрафовать — по статье 12.12 КоАП.
Так, в соответствии ее частью первой за проезд на запрещающий сигнал светофора полагается штраф в размере 1000 рублей. Большинство водителей считают, что она применяется только за проезд «на красный», однако и желтый сигнал, будучи на самом деле запрещающим, тоже находится в сфере действия 12.12 КоАП.
Желтый сигнал светофора может как запрещать, так и разрешать движение
Согласно пункту 6.2 ПДД, жёлтый сигнал светофора запрещает движение. Если на светофоре загорелся жёлтый, то водитель должен остановиться, но иногда он может проехать на жёлтый. Это позволяет пункт. 6.14 правил, который гласит: «Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение».
Если водитель не успел остановиться в момент, когда загорелся жёлтый, то по ПДД он имеет право продолжить движение. Основное предназначение жёлтого света — предупреждение о скорой смене сигналов. Если водитель резко остановится, то создаст аварийную ситуацию на дороге. В него сзади может въехать другой автомобиль. Согласно ПДД, водителю запрещается резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия. Таким образом, жёлтый сигнал светофора является запрещающим, но в определенных ситуациях проезжать на жёлтый не запрещается.
Можно ли ехать на жёлтый сигнал светофора
Как показывает практика, именно жёлтый сигнал является наиболее опасным для автовладельцев, поскольку последним следует точно рассчитать свои дальнейшие действия — завершить начавшийся манёвр либо остановить ТС перед светофором. В таком случае нужно учитывать множество факторов: скорость, с которой движется авто, длину перекрёстка, погодные условия, наличие других участников движения, в частности, пешеходов и т. п.
Многие водители продолжают езду на запрещающий сигнал, обосновывая это невозможностью остановки без экстренного торможения. Но нужно учесть, что разрешённая скорость в населённом пункте позволяет шофёрам спокойно остановить авто в обычном режиме
Именно исходя из дорожной ситуации, согласно пунктам 6.13 и 6.14 ПДД, водитель имеет право продолжить езду на жёлтый сигнал, если:
- жёлтая секция горит вместе с мигающим зелёным. В таком случае по факту ещё продолжает действовать зелёный сигнал, который разрешает движение ТС, и водитель имеет возможность проехать перекрёсток. Одновременно с этим нужно понимать, что подобная ситуация длится секунды, которые в действительности отведены для того, чтобы шофёр успел притормозить и подготовиться к остановке;
- горит постоянный мигающий жёлтый. Как отмечалось выше, подобный знак не является запретом для дальнейшего движения авто, он свидетельствует о наличии на пути нерегулируемого перекрёстка, перехода для пешеходов или участка дороги с повышенной аварийной опасностью;
- во время переключения жёлтого света водитель не имеет возможности остановить транспорт, не прибегнув к экстренному торможению. Выезжать на перекрёсток на жёлтый сигнал запрещено, но закончить манёвр — допускается. При этом пешеходы, которые находятся на проезжей части, а также автомобили, которые планируют начать движение на зелёный свет, должны уступить дорогу водителю, завершающему манёвр.
Рекомендуем к прочтению:
- Виды светофоров, значение сигналов светофора
- Знак «Направление главной дороги»: повороты, перекрёстки
- Знак «Уступи дорогу»: как выглядит
- Правила движения по автомагистрали в РФ
Внимательность и взаимная вежливость
Часто случается, что, подъезжая к перекрестку, водители оказываются не такими внимательными, как это требуют обстоятельства, элементарно не успевают затормозить в штатном режиме и осуществляют выезд на перекресток на желтый сигнал светофора. В большинстве случаев, подобный маневр действительно начинается на желтый, но на перекрестке автомобиль оказывается уже в тот момент, когда сигнал сменился на красный.
Многое в такой ситуации зависит от других автомобилистов, которые, несмотря на горящий для них зеленый, должны пропустить авто, не успевшее закончить маневр. Подобная «вежливость» поможет избежать серьезных последствий, связанных с повреждением автомобиля и риском для здоровья. Обязательно следует принимать во внимание и дорожную разметку. В тех случаях, когда осуществлен выезд на перекресток, имеющий разметку в виде стоп-линии, а в этот момент сигнал меняется на запрещающий, правила четко говорят о необходимости остановки перед линией. При ее отсутствии движение может быть продолжено несмотря на цвет сигнала.
Проезжая перекресток всегда следует быть предельно собранным, это прекрасно знает каждый автолюбитель. Тем не менее, проезд на желтый было и остается достаточно частым нарушением ПДД. Многие рискуют проскочить на желтый в расчете на то, что всегда можно будет сослаться на невозможность остановки без экстренного торможения. Стоит понимать, что такую «невозможность» придется обосновать инспектору, поскольку разрешенная скорость движения в городской черте вполне позволяет водителю остановиться перед светофором в обычном режиме.
Проезд на желтый сигнал светофора — оправдан ли риск
Несмотря на то, что ответить на вопрос можно ли проехать на желтый сигнал светофора, можно в точном соответствии с буквой закона, многие водители до сих пор не воспринимают желтый сигнал светофора как запрещающий. Такая вольная трактовка, зачастую приводит к достаточно печальным последствиям. При этом, большинство водителей явно недооценивают степень опасности, которая грозит при несоблюдении этого пункта ПДД.
Несмотря на сравнительно небольшую скорость, с которой автомобиль проезжает перекресток, необходимо понимать, что при столкновении двух транспортных средств, их скорость суммируется. Так, если для каждой машины — участницы столкновения, скорость будет составлять 60 км/ч, для каждого водителя это будет равнозначно столкновению со стеной на скорости в 120 км/ч. Последствия такого ДТП вполне могут иметь катастрофичные последствия.
Еще более серьезными последствиями может обернуться попытка проскочить на желтый сигнал светофора на железнодорожном переезде. Помимо возможного штрафа или лишения прав сроком до полугода, такой риск, как правило, неизбежно влечет весьма плачевные последствия. Не следует рассчитывать на то, что всегда удастся сослаться на невозможность своевременной остановки, помня о том, что желтый сигнал светофора означает запрет на движение, и лучше расценивать его наравне с красным.
Фиксирует ли камера движение на предупреждающий свет
ДА! Камеры располагаются рядом со стоп-линиями, которые расположены непосредственно в 3-5 метрах от светофора (о том, можно ли пересекать стоп линии перед светофором, если зажегся красный свет и как быть в спорных ситуациях, можно узнать здесь). Следовательно, когда меняется сигнал, то камера начинает автоматически фиксировать нарушителей. И, если ещё с сотрудником ГАИ можно вступить в дебаты или попробовать договориться по-человечески на месте, то с камерой дела обстоят намного сложнее. Вам придёт письменное уведомление о нарушении на домашний адрес, и при желании обжаловать выписанный штраф, вам придётся посещать ближайшее территориальное РУВД.
Тем не менее, если вы считаете, что основания обвинения предъявлены вам неправомерно, то вы имеете полное право на обжалования решения.
Жёлтый – запрещающий!
Участники дорожного движения не могут руководствоваться исключительно пунктом 6.14 при рассмотрении вопроса о правомерности движения на желтый сигнал. Важно принимать во внимание и положение 6.2, которое содержит информацию о том, что желтый сигнал является запрещающим и препятствует правомерному движению ТС и переходов.
Необходимо помнить, об особенностях формулировки пункта 6.14 (о праве пересечения ПЧ на промежуточный сигнал). Положение сформулировано с использованием слова «может», а не «обязан» в контексте возможности участника дорожного движения двигаться при промежуточном сигнале.
Это предполагает, что водителю лишь разрешается действовать подобным образом при необходимости, чтобы не создавать аварийную ситуацию путем резкого торможения. Однако положение не призывает проезжать на желтый всегда.
Проезд на желтый может быть осуществлен в двух случаях:
- действие зеленого сигнала истекло и светофор переключился на желтый (некоторые светофоры устаревших моделей не оснащены таймером и функцией мигания зеленого, поэтому промежуточный сигнал может включиться спонтанно);
- промежуточный сигнал включается совместно с красным при переключении в режим зеленого.
В последнем случае ПДД препятствует проезду или переходу проезжей части до включения разрешающего движение сигнала.
Небольшой экскурс в историю
Изначально светофор придумали англичане. Был он поставлен в Лондоне в конце 68 года 19-го века. Управлял им человек. Механизм имел две стрелки. Когда они были в горизонтальном положении, движение было запрещено, а когда опущены – проезд разрешался. Ночью включали газовую горелку, с помощью которой подавали красный и зеленый сигнал. Это оказалось небезопасно. Газ взорвался, ранил полицейского, светофор убрали.
Лишь в начале двадцатого века в Америке был запатентован автоматический светофор. Цвета в нем не использовались, заменяли их надписи.
А вот первый светофор, который похож на современный, был разработан в 1914 году в той же Америке. В Кливленде был установлен первый светящийся светофор, цвета было только два: красный и зеленый. А в 1920 году к этим двум цветам добавили еще и третий — желтый.