Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охлаждающие жидкости. Какой антифриз заливать в двигатель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По сути, антифризами называют любые охлаждающие жидкости, как для автомобилей, так и для другого оборудования. Так что вода, залитая в систему охлаждения – тоже «антифриз» по своему назначению. Однако так получилось, что антифризами мы называем все охлаждающие жидкости для автомобилей.
Что лучше: тосол или антифриз?
И среди них можно встретить канистры с надписью ТОСОЛ, которая означает только марку антифриза.
По своему составу это смесь этиленгликоля, воды и минеральных присадок.
По классификации – минеральный (традиционный) антифриз первого поколения.
По спецификации VW – группа G-11. И применяется он именно так, как применяются все остальные минеральные антифризы класса G-11: для автомобилей до 1996 года выпуска, с латунными или медными радиаторами охлаждения и отопления, с чугунной «рубашкой» двигателя.
Что будет, если в старую машину залить охлаждающую жидкость более высокого класса?
Возможно – ничего. Но если в автомобиле установлена, например, латунная «печка», хороший качественный антифриз G-12+ или G-12++ разъест ее за короткое время. Просто потому что он не подходит для этого металла.
Какой лучше заливать: красный, зеленый или синий?
Во-первых, антифризы изначально жидкости бесцветные. А краску в них добавляют лишь для того, чтобы их можно было отличить от других жидкостей.
Во-вторых, четких стандартов по цветам нет.
Поэтому с уверенностью нельзя утверждать о принадлежности того или иного антифриза, к той или иной технологии. Любой производитель может красить любой свой антифриз в любой цвет.
Можно говорить лишь об общепринятой практике большинства серьёзный производителей. Она такова:
- Антифризы G-11 – синие, или зелёные, или сине-зелёные.
- Все антифризы G-12 (и с плюсами и без них) – красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.
- Охлаждающие жидкости G-13 – фиолетовые или розовые, но теоретически они могут быть любого цвета.
А что касается того, какой антифриз лучше заливать – красный, зеленый или синий, можем дать простой совет:
- Если автомобильный радиатор сделан из меди или латуни, тогда лучше будет использовать красный антифриз (карбоксилатный);
- Если радиатор охлаждения из алюминия и его сплавов – заливайте зелёный или синий (силикатный).
Какие антифризы можно смешивать
Решая вопрос, какой антифриз лить в авто, некоторые автовладельцы ошибочно думают, что можно безопасно для системы охлаждения и двигателя смешивать составы одинакового цвета. Это недопустимо. Определенный цвет жидкости формируется благодаря добавлению красителя, которые не влияют на физические качества. При смешивании разных жидкостей возможны негативные последствия из-за реакции присадок разного типа. Если использовать неправильный тип антифриза, то можно столкнуться со следующими проблемами:
- Ухудшение или полное пропадание антикоррозионных свойств и появление очагов ржавчины внутри контура системы охлаждения.
- Размягчение резиновых деталей: патрубков, сальников, уплотнителей, прокладок.
- Потеря герметичности контура – утечка ОЖ.
- Деформация деталей кривошипно-шатунного механизма из-за высокой температуры.
- Просачивание технической жидкости в камеры сгорания.
- Выход из строя подшипника жидкостного насоса.
- Заклинивание термостата – жидкость циркулирует по малому кругу без радиатора, поэтому перегревается.
- Образование осадка, ухудшающего теплообмен – перегрев двигателя.
- Засорение радиатора охлаждения и салонного отопителя.
История появления охлаждающей жидкости
Несмотря на то, что автомобили и их двигатели существуют более одного столетия, понятие antifreeze появилось значительно позже. Изначально для охлаждения мотора применялась обычная вода. Была она и в первой машине Бенца.
Но у воды есть много недостатков:
- замерзание на морозе. Это приводило к разрыву патрубков, радиатора и даже повреждению блоков цилиндров;
- образование накипи. Образующиеся от кипятка отложения часто забивали патрубки и радиатор, что снижало эффективность работы системы охлаждения;
- коррозия. Вода приводила к появлению ржавчины на металлических деталях;
- слабая охлаждающая способность. Вода может охладить мотор, только если его температура не превышает 85 градусов.
Примерно к середине двадцатого столетия двигатели стали совершеннее, а их рабочая температура – выше. Это потребовало создания химических средств для охлаждения силовых установок авто.
Такие соединения могут работать при высокой температуре до 100 градусов Цельсия и более. А также не замерзают при низкой температуре воздуха, эффективно справляются со своей задачей, не вызывают образование накипи или коррозии.
Первые охлаждающие жидкости были разработаны химиками ещё до Второй Мировой войны. А их активное применение многими автопроизводителями началось уже по её окончании, ближе ко второй половине XX века. С течением времени их состав не раз изменялся.
Для чего нужен антифриз?
Для работы любого автомобиля необходим антифриз. С его помощью удается отвести избыточное тепло из силового агрегата, а также не допустить его замерзания при значительном минусе. Это защищает стенки двигателя от растрескивания, что увеличивает срок службы двигателя. Антифриз циркулирует по всей системе автомобиля. В современных автомобилях антифриз помогает быстро нагреть пространства – для этого эта жидкость отправляется по малому кругу, обходя радиатор.
Когда силовому агрегату удается разогреться до определенного значения, антифриз начинает ходить по большому кругу. Тогда жидкость попадает на радиатор охлаждения, за счет чего системе удается поддерживать температуру антифриза на одном уровне. Движение антифриза начинается внутри блока цилиндров, которые отдают тепло помпе. Именно она и отводит антифриз к радиатору.
Антифриз – охлаждающая жидкость, которая предназначена для отвода лишнего тепла. Также она необходима для предотвращения замерзания жидкости при низких температурах. Антифриз состоит из двух главных ингредиентов – воды и этиленгликоля. Дополнительно в состав могут добавлять антикоррозийные присадки, которые препятствуют выпадению осадка из жидкости.
На упаковках с антифризом всегда указывают тип жидкости и температуру замерзания. Дополнительно автомобилисту очень важно знать, насколько быстро ОЖ замерзает при низких температурах, параметр его вязкости и воздействия на резину. Нужно учитывать, что любой антифриз оказывает негативное влияние на металлические детали из системы охлаждения. Именно из-за этого в состав добавляют антикоррозийные ингибиторы, стабилизаторы и многое другое.
Основное назначение антифриза — охлаждать двигатель автомобиля. Циркулируя по системе охлаждения, жидкость отбирает тепло от нагретых деталей мотора и отдает его в воздух через радиатор. Раньше для этого использовалась обычная вода. Но ее основной недостаток — высокая температура замерзания. Даже в легкий мороз она превращается в лед и при замерзании, расширяясь, легко разрывает не только радиатор, но и рубашку охлаждения двигателя. Чтобы не сливать воду из системы при длительных стоянках в зимнее время и были придуманы незамерзающие жидкости — антифризы.
Современные охлаждающие жидкости, кроме низкой температуры кристаллизации должны обладать еще целым набором важных свойств. Они должны быть нейтральны к металлам и резине, не образовывать накипи, не пениться. Для этого в антифризы добавляют специальные присадки.
Весь бывший СССР производители автохимии относят к Европе, поэтому у нас действует европейская система классификации антифризов. Точнее даже, не европейская, а VAGовская. Это те самые классы G11-G13, о которых говорилось выше.
Японские антифризы тоже делятся по цвету, но окраска означает температуру замерзания, а не состав или класс. Красный «японец» держится до -30 градусов, зеленый — до -25, желтый — до -20.
В США цветовая политика отсутствует. В основном это красные и зеленые жидкости, содержащие нитриты. Нитритные антифризы запрещены к применению в Европе. Ближайшие заменители «американцев» — карбоксилатные антифризы G12/13.
Российский «Тосол» бывает синим (рабочая температура до -40), зеленым (под стандарт G11), красным (рабочая температура до -50).
Для чего нужен и как работает антифриз?
Функционал современных автомобильных антифризов:
- Отвод тепла от двух ключевых компонентов: двигателя и автоматической коробки передач.
- Отопление салона в холодное время года, создание комфортного микроклимата.
- Обеспечение антикоррозионной защиты системы охлаждения.
Важно знать! Функция антикоррозионной защиты системы охлаждения является одной из определяющих для антифриза, поэтому влияет на конечную стоимость.
Отведение тепла и обогрев производятся за счет передачи тепла твердому телу: радиатору или рубашке охлаждения двигателя. Процесс исследован и описывается математической формулой.
Антикоррозионная защита организуется по следующему принципу. Конструкция системы охлаждения состоит из большого количества элементов, которые изготовлены из разных материалов: сталь, чугун, алюминий, медные и свинцовые сплавы, резина и другие эластомерные компоненты. Каждый из перечисленных пунктов нуждается в отдельном виде защиты, причем на длительное время. Для этого разработчиками был использован низкозамерзающий компонент — моноэтиленгликоль, который является для автомобильных антифризов основным. В зависимости от пропорций в составе он обеспечивает необходимые низкотемпературные свойства.
Различия между антифризами базируются на использовании разных пакетов антикоррозионных присадок. Последние отличаются между собой:
- принципами антикоррозионной защиты;
- совместимостью с материалами;
- сроками службы.
Какой антифриз заливать и как выбрать?
Как отмечают специалисты Carville Racing, выбирать антифриз по цвету абсолютно точно не следует! Двум разным и несовместимым друг с другом жидкостям, с совершенно разным составом ингибиторов, иметь одинаковый цвет, как говорится, не возбраняется.
Лучше всего ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя автомобиля. Обычно в инструкции по эксплуатации, в разделе «Технические жидкости», указано наименование или класс охлаждающей жидкости. Также можно воспользоваться программами подбора. Полученная информация поможет найти оригинальный антифриз от автопроизводителя. Но как выбрать качественный и менее дорогой аналог?
На рынке существует множество спецификаций антифризов от разных производителей автомобилей, но все они могут быть разделены на несколько основных типов в зависимости от пакета присадок.
На что еще обратить внимание?
Одни из самых важных характеристик антифриза — температурные. Температура начала кристаллизации антифриза составляет –40 °C. По ее достижении появляются первые признаки замерзания. Такая температура указывает на нижний порог использования антифриза. При температуре полного замерзания (–43 °C) антифриз полностью превращается в гель.
Температура кипения жидкости при атмосферном давлении должна быть не меньше 108 °C, лучше — 110 °C (современные двигатели становятся все более «горячими» — температурно нагруженными). Чаще всего в замкнутой системе охлаждения давление выше атмосферного, поэтому есть еще одна справочная характеристика: температура кипения при давлении в системе 2 атмосферы. Встречаются разные значения: от 123 до 129 °C.
При покупке антифриза от независимого производителя нужно убедиться, что жидкость выдержит установленный техническим регламентом срок эксплуатации. Длительным сроком службы обладают карбоксилатные антифризы — 5 лет или 250 000 км. Бывает так, что на упаковке с антифризом срока вообще нет. Или на лицевой этикетке красуется надпись G12+, а на контрэтикетке указан срок 2 или 3 года. В таком случае не надо тратить время на выяснение, какой же все-таки срок эксплуатации у товара или почему антифриз категории Long Life «живет» всего 2 года, — проще выбрать что-то другое.
Несмотря на то, что классы G11, G12, G12+ имеют в составе этиленгликоль, смешивать их категорически нельзя. То же самое касается и всех видов российского тосола. Если это сделать, то пойдет процесс свертывания присадок, в результате которого может появиться осадок в виде хлопьев.
Категорически нельзя мешать G11 и G12, так как эти химические жидкости вступят в реакцию друг с другом и при нагревании не только начнут формировать осадок, но и будут растворять пластиковые и резиновые элементы системы.
Осадок попадает в радиатор печки, закупоривает протоки — и печка выходит из строя.
По этой же причине необходимо промывать системы при переходе с одного класса охлаждающей жидкости на другой. Даже небольшое количество старой жидкости может вызвать начало реакции.
Если залить в расширительный бачок старые продукты или обычный тосол, то возможны проблемы с помпой. Химическая жидкость вступает во взаимодействие с материалами системы и разъедает их. В первую очередь страдают прокладки. Через них сочится охлаждающая жидкость и размывает смазку в подшипниках. А при работе без масла подшипники быстро выходят из строя. Из-за трения возникают люфты, посторонние звуки, вибрации и прочие угрожающие симптомы.
Требования, предъявляемые к антифризам
В связи с тем, что на автомобильный антифриз возложена очень важная функция, а условия его работы достаточно тяжелые, к нему предъявляются жесткие требования. Основополагающими являются следующие:
- Высокая теплоемкость и теплопроводность;
- Низкая температура замерзания (антифриз должен сохранять свое жидкое состояние даже при очень низких температурах);
- Малая вязкость в широком диапазоне температур (жидкость должна свободно циркулировать по «рубашке» охлаждения двигателя и при этом обеспечивать хорошую теплопередачу);
- Высокая температура кипения (нормальная работа при обычных температурных режимах двигателя);
- Малая вспениваемость;
- Хорошие антикоррозионные свойства (антифриз не должен способствовать разрушению деталей двигателя);
- Нейтральность к эластомерам (совместимость с резинотехническими изделиями);
- Безвредность для окружающей среды.
Можно ли смешивать антифризы и на что влияет цвет?
Вопрос о совместимости антифризов обычно возникает у автовладельцев, которые приобрели подержанную машину и не имеют возможности определить марку залитой в систему охлаждения жидкости. Причем не разбирающиеся в технических тонкостях автолюбители в ходе решения данной проблемы, прежде всего, берут в расчет цвет плещущегося в расширительном бачке состава. И, действительно, производители для окраса охлаждающих жидкостей используют красители с самыми разными оттенками. Наиболее ходовые цвета: красный, зеленый, синий, желтый, фиолетовый, оранжевый. Некоторые стандарты даже регламентируют использование тех или иных оттенков. Однако, по факту, цвет – это едва ли не последний критерий, который стоит учитывать при смешивании разных марок антифризов. Вводимые в антифриз красители применяются лишь для того, чтобы дать понять, что жидкость техническая, а, значит, может угрожать здоровью человека. Кроме того, благодаря приобретаемому оттенку улучшается видимость антифриза (изначально бесцветной жидкости) в том же бачке системы охлаждения. Прямой связи между цветом и свойствами охлаждающей жидкости нет.
Присадки для антифриза
Антифризы могут отличаться по типу присадок, которые в них используются. Делятся они следующим образом:
- Гибридные – в них используются технология с применением неорганической (IAT) и органической кислоты (OAT) в одинаковых количествах в качестве ингибитора коррозии;
- Карбоксилатные – основаны на использовании технологии с применением органических кислот;
- Лобридные – здесь применяется органический ингибитор с добавлением около 9-10 процентов неорганической добавки;
- В продаже также встречаются традиционные охлаждающие жидкости. В них присадки на сто процентов представляют минеральные кислоты: силикаты, бораты, фосфаты, нитраты, нитриты и мольдибаты.
- Гибридные антифризы формируют защитную пленку на поверхностях всех омываемых деталей автомобиля. Карбоксилатные нацелены на воздействие очага возможного появления ржавчины. Взяв за основу классификацию концерна Фольксваген, можно провести параллель: G11 – гибридный антифриз, G12 и G12+ – карбоксилатный, G12++ и G13 лобридный.