Что грозит собственнику за неиспользование земельного участка?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит собственнику за неиспользование земельного участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.

Какой вообще забор законно устанавливать?

Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования. Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.

Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.

Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.

Неиспользование участка

Если земля долгое время простаивает и становится «бесхозной», то по закону это расценивается как снижение ее качества — статья 8.8 КоАП. Ведь каждой территории отведена определенная цель — строительство дома, посадка с/х культур или возведение промышленного объекта.

Заброшенная территория со временем может превратиться в место повышенной опасности, например, в свалку с угрозой экологического загрязнения или в заросшее сорняками поле, где может произойти пожар и т. д.

Штрафы за неиспользование с/х земельных участков:

  • Для физических лиц — от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц — от 0,5 до 1,5%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 2 до 10%, но не меньше 200 тысяч рублей.

За неиспользование участка, предназначенного для строительства жилья, посадки сада или огорода:

  • Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 рублей.
  • Для должностных — от 1,5 до 2%, но не меньше 50 тысяч рублей.
  • Для юридических — от 3 до 5%, но не меньше 400 тысяч рублей.
  • Если кадастровая цена не определена, то гражданам — 20—50 тысяч рублей, должностным лицам — 50—100 тысяч рублей, юридическим — 400—700 тысяч рублей.

Комментарий к ст. 8.8 КоАП

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной земель. Составы правонарушений формальные, т.о. объективную сторону образуют либо действия, т.е. использование земель не по целевому назначению (состав 1); либо бездействие, т.е. неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства (состав 2); либо действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (состав 3); субъективная сторона правонарушения характеризуется виной либо в форме прямого умысла (составы 1, 2), либо в форме прямого умысла или неосторожности (состав 3). Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (п. 15 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами (ч. 1 ст. 7, ч. 1, ч. 2 ст. 42 ЗК РФ). Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также использование земельного участка средствами и способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, являются основаниями принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также права аренды земельного участка (абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 45, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 46 ЗК РФ). Оборот земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ, основывается на принципах, одним из которых является сохранение целевого использования земельных участков. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Случаи ненадлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с ЗК РФ (абз. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 6). Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ обязан в течение трех лет освоить земельный участок, если иной срок не установлен земельным законодательством (п. 7 ч. 2 ст. 19).

3. Охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ). Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). Мелиорация земель в соответствии с Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают четыре типа мелиорации земель, в том числе гидромелиорацию, агролесомелиорацию, культуртехническую мелиорацию и химическую мелиорацию (ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 5). Согласно Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель, утв. Минприроды РФ 11 июля 1994 г. и Председателем Роскомзема 29 июля 1994 г., согл. с Минсельхозпродом РФ 5 июля 1994 г., согл. с Президентом Российской академии сельскохозяйственных наук 30 июня 1994 г., деградация почв и земель представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв, количественному и качественному ухудшению их состава и свойств, снижению природно-хозяйственной значимости земель. Существует четыре основных типа деградации почв и земель, в частности технологическая (эксплуатационная) деградация, в т.ч. нарушение земель, физическая деградация и агроистощение; эрозия, в т.ч. водная и ветровая; засоление, в т.ч. засоление и осолонцевание; и заболачивание (п. 2.1, п. 2.3).

Читайте также:  Узнали, на сколько именно увеличится пенсия в Беларуси

———————————

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142; см. с изм. и доп.

Как осуществляется незаконное завладение землей

Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.

Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.

Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.

Ответственность за незаконное использование земельного участка 2023 штраф за самовольный захват

КоАП РФ Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла ч. 1 ст. 8.8 см. Постановление КС РФ от 14.11.2019 N 35-П.

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 8.8. КоАП РФ

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

О чем нужно знать владельцам земельных участков, ставшим жертвой «захватчиков»

Каждый земельный участок на территории РФ принадлежит конкретному собственнику, который не только пользуется землей, но и отвечает за сохранность земельного надела и эксплуатацию его по целевому назначению. Если земля не находится в собственности у граждан или организаций, то владельцем территории является государство или муниципальные органы власти. Попытка юридических или физических лиц использовать в своих целях чужой земельный участок без приобретения официального права на владение или временное пользование — самовольный захват от земли, который является административным преступлением. Существует несколько эффективных законных способов, которыми собственник самозанятой территории может восстановить свои права и получить компенсацию за понесенный ущерб.

Мы собрали все штрафы, которые могут выписать дачникам в 2023 году, в таблицу.

Какие штрафы грозят дачникам в 2023 году

Нарушение Штраф, руб.
Пожарили шашлыки не по правилам 5000-15000
Развели костер на участке До 50000
Превратили участок в свалку 1000-2000
Не использовали участок по назначению От 5000-10000
Развели на участке сорняки 20000-50000
Использовали колодец без разрешения 3000-5000
Поставили туалет не по строительным нормам 3000-5000
Сбили надоедливый дрон над участком 40000-50000
Помыли машину на участке 3000-5000
Шумели ночью 1000-3000

Штрафы за нарушение земельного законодательства

18.10.2018

  • Штрафы за нарушение земельного законодательства
  • К нарушениям земельного законодательства относятся:
  • — самовольное занятие земельного участка;
  • — неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;
  • — использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием;
  • -неисполнение обязанности переоформления организациями права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности.
  • За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность — штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП).
  • Штрафы за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка

Согласно статьи 7.

1 КоАП самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

  1. Если не определена кадастровая стоимость земельного участка, указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 10000 до 20000 рублей; на должностных лиц — от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.
  2. Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за указанные правонарушения как юридические лица.
  3. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
  4. Использование земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования (неисполнение обязанности по переоформлению)

Статья 7.

34 КоАП предусматривает, что использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Использование земельного участка не по целевому назначению

За использование земельного участка не в соответствии с категорией земель или разрешенным использованием установлена ответственность в виде штрафа в следующих размерах (ч. 3 ст. 3.5, ч. 1 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена
Граждане 0,5 — 1% от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 руб. и не более 100 000 руб. 10 000 — 20 000 руб.
Должностные лица, в том числе ИП 1 — 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб. и не более 300 000 руб. 20 000 — 50 000 руб.
Организации 1,5 — 2% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб. и не более 700 000 руб. 100 000 — 200 000 руб.

Комментарий к Ст. 8.8 КоАП РФ

1. Обеспечение охраны земли является важнейшим условием нормального жизнеобеспечения населения, поскольку земля выступает как средство производства, необходимое для функционирования всех отраслей сельского хозяйства и добывающей промышленности, а также как элемент окружающей среды, находящийся в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими.

2. В комментируемую статью 8.8 КоАП РФ законодателем включены три самостоятельных состава административных правонарушений, различающихся по объективной стороне.

В качестве объекта всех трех составов административных правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель, их почвенного слоя.

Под использованием земель не по целевому назначению без соблюдения установленных для каждой категории режимов использования законодатель понимает изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта и др.

В связи с этим объективная сторона первого состава административного правонарушения будет заключаться в совершении действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, сознательного изменения его целевого назначения.

Второе административное правонарушение, заключающееся в неиспользовании земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях с объективной стороны характеризуется невыполнением собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. Следует отметить, что данное административное правонарушение может быть совершено только в форме бездействия виновного лица. В качестве обязательного признака необходимо учитывать установленный для использования этого участка срок, поскольку вопрос о наличии в действиях виновного лица по неиспользованию земельного участка по назначению может быть поставлен только после истечения такого срока.

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлен перечень мероприятий по улучшению земель, среди которых выделены агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные, противоэрозионные мероприятия, объединяемые в рамках агрохимического обслуживания. Следует отметить, что такие же мероприятия в силу действующего земельного законодательства должны проводиться и в отношении иных земель, а не только сельскохозяйственного назначения.

Объективная сторона невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по охране почв от ветровой и водной эрозии и от других процессов, ухудшающих состояние почв, выражается в бездействии — непроведении установленных мероприятий агротехнического, лесомелиоративного, гидротехнического и иного характера, предназначенных для борьбы с опустыниванием земель, образованием оврагов. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель может заключаться в непроведении вышеуказанных и иных действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв, а в ряде случаев — в действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся, но с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает ожидаемого и требуемого законодательством эффекта.

Читайте также:  Социальные выплаты для семей с детьми-инвалидами в 2023 году

3. С субъективной стороны все рассмотренные составы административных правонарушений могут характеризоваться как умышленной, так и неосторожной формами вины.

Как правильно оформить прирезку

Если возникла необходимость в расширении площади земли, или пустующий участок по какой-либо причине (преднамеренно или случайно) уже оказался прирезан, необходимо такое расширение оформить по закону.

Максимально разрешенное увеличение территории достигает 10%. Чтобы провести оформление, должны быть соблюдены следующие условия:

  • прирезаемый участок является заброшенным;
  • земля, к которой регистрируется прирезка, оформлена в собственность;
  • обязательно внесение корректировки в кадастровую запись, содержащую сведения о прежней площади;
  • своевременное оповещение налоговых органов о произошедших изменениях.

Определение и законодательная база

Использование ЗУ не по целевому назначению – это нарушение правообладателем участка регламента его использования, который устанавливается для всех земель в соответствии с установленной на неё категорией. Для физических лиц правообладателей ЗУ, категории могут быть следующими:

  • земли поселений;
  • земли сельскохозяйственного назначения.

Юридические лица могут стать ответственными за несанкционированное использование земель промышленности . Остальные категории земельных массивов управляются муниципалитетом или государством, не допуская указанного нарушения.

Неиспользование ЗУ – это нарушение, связанное с оформлением земель, после которого не следует никаких мероприятий по их обработке. Выявляется на основании признаков отсутствия следов человеческой конструктивной деятельности, когда участок выглядит заброшенным и бесхозным.

Кроме перечисленных выше, могут возникнуть иные виды нарушений:

  • самозахват земель;
  • несанкционированное использование прилегающей территории;
  • неуплата земельного налога;
  • не исполнение обязательных мероприятий по улучшению земель.

Источники законодательства, которые регулируют нормы целевого использования, следующие:

  1. Земельный кодекс: статья 7 – категории земель, статья 42 – использование земель по назначению.
  2. Ответственность за использование не по целевому назначению: статья 8.8 КоАП РФ.
  3. Ответственность за самострой (самозахват) – статья 7.1 КоАП РФ.
  4. ФЗ № 101-ФЗ от 16.07.98 г. – о государственном урегулировании сельхоз земель.
  5. Приказ Минэконоразвития №540 от 2014 года – перечень объектов, возводимых в соответствии с целевым назначением.

Справка: При застройке населённых пунктов также применяются нормы Градостроительного Кодекса РФ.

Ответственность за нарушения

Нарушения в этой сфере возникают часто. Во-первых, далеко не все граждане разбираются в подобных вопросах, из-за чего нарушают законодательство, даже не зная об этом. Во-вторых, в некоторых случаях подобное поведение помогает существенно сэкономить на налогообложении (если речь идет о бизнесе).

К примеру, открытие станции технического обслуживания на участке под индивидуальное жилищное строительство даст возможность снизить фискальную нагрузку на предприятие.

Однако подобные действия наказуемы и влекут за собой применение к провинившемуся лицу санкций, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 8.8 КоАП РФ ответственность за нецелевое использование земельного участка выражается в наложении штрафа, размер которого составляет от 0,5 до 2% от кадастровой стоимости надела, в зависимости от регистрации собственника.

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Размер штрафов за самозахват земли.

Размер штрафа зависит от нескольких факторов: юридического статуса нарушителя и наличия у земельного участка кадастровой стоимости. При ее наличии наказание определяется в процентном отношении от стоимости участка.

Для нарушителя оно чревато следующими расходами:

  • для гражданина — от 1 до 1,5% и сумма от 5 000 рублей;
  • для должностного лица — от 1,5 до 2% и сумма от 20 000 рублей;
  • для организации — от 2 до 3% и сумма от 100 000 рублей.

Если кадастровая стоимость самовольно захваченной территории не определена, то для обычных граждан сумма штрафа может варьироваться от 5 000 до 10 000 рублей, для занимаемых должность — от 20 000 до 50 000 рублей, для юрлица — от 100 000 до 200 000 рублей.

При осуществлении предпринимательской деятельности нарушитель понесет наказание как юридическое лицо. Если речь идет о самовольном захвате части территории, то штраф будет рассчитываться с учетом кадастровой стоимости и исчисляться пропорционально занятой территории.

Отказ от добровольного выполнения предписаний чреват следующим штрафами:

  • для гражданина — от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для должностного лица — от 30 000 до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до 3-х лет;
  • для организации — от 100 000 до 200 000 рублей.

Если в течение года будет выявлено повторное правонарушение, то сумма административного штрафа на физического лица может составить от 30 000—50 000 рублей. Для должностного и юридического лица наказание может достигать 100 000 и 300 000 соответственно.

Административная ответственность и штрафные санкции

При целевом использовании земли ее владельцу не грозит потенциальный штраф, в противном случае ему придется нести ответственность за совершенное нарушение. Размеры штрафов остаются неизменными с весны 2020 года.

В то время санкции были заметно увеличены, при этом их часть напрямую зависела от кадастровой стоимости земли. В административном кодексе указано, что земля сельскохозяйственного назначения подлежит уходу, улучшению ее свойств и своевременной рекультивации.

Важно! Если собственник не выполняет свои прямые обязанности, к примеру, не уничтожает сорняки и вредителей, на него может быть наложен штраф в размере, зависящем от типа нарушения и категории землевладельца.

Перечень видов административных нарушений в земельной судебной практике достаточно обширен.

В этот список входит:

  • нецелевое использование;
  • факт полного отсутствия эксплуатации земли;
  • неправильная эксплуатация;
  • отсутствие стоимости участка по кадастру;
  • невыполненные или не вовремя выполненные действия, которые привели землю в негодность.

Земельный участок без правоустанавливающих документов также подлежит проверке на предмет правонарушений.

Суммы штрафов указаны в ст. 8.8 КоАП РФ:

  • для физических лиц — 1000-1500 руб.;
  • для юридических лиц — 40000-50000 руб.;
  • для лиц, занимающих определенные должности — 2000-3000 руб.

Если после того как штраф был уже наложен, выяснится, что участок продолжает эксплуатироваться не по целевому назначению, это дает основание его изъять. В этой ситуации право на пожизненное владение имуществом, а также право постоянного и срочного пользования им могут быть закончены.

Данная законодательная норма не имеет отношения к собственникам, которые, тем не менее, существенно ограничиваются в правах на свою землю. Имущество изымается согласно порядку, указанному в ст. 286 ГК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *