Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится пенсия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Лишение такой пенсии предусмотрено в случае совершения ее получателем преступлений, наносящих вред нацбезопасности и интересам государства, в случае лишения госнаград и в случае если пенсия была назначена на основании недостоверных либо необоснованных данных.
Повышенная зарплата ведет к пониженной пенсии
В Беларуси пенсии получают порядка 2,4 млн человек (данные Минтруда за 2022 год). Около 540 тыс. пенсионеров (по данным за 2021 год) продолжают работать.
Желание многих пенсионеров работать объяснимо. По данным официальной статистики, средняя пенсия в Беларуси составила у неработающего пенсионера в августе (после повышения) 639,6 руб. Этих денег на многое не хватит, поэтому пенсионеры либо подрабатывают на полставки, либо трудятся даже весь рабочий день.
Однако значительной части пенсионеров, если они выходят на работу, пенсию выплачивают не в полном размере. По белорусскому законодательству размер пенсии ограничивается у тех из них, кто в период прошлой трудовой деятельности имел относительно высокий заработок.
В категорию пенсионеров, чью пенсию государство удерживает в случае выхода на работу, попадают лица с индивидуальным коэффициентом заработка свыше 130% (т.е. те, чей доход в период трудовой деятельности превышал среднюю зарплату более чем в 1,3 раза).
Как удалось выяснить «ЭГ», в 2021 г. четверть работающих пенсионеров, т.е. примерно 135 тыс. человек, недополучали пенсию из-за того, что имели в прошлом (в период трудовой деятельности) повышенную зарплату.
Правда, есть исключение. Так, пенсионер с повышенной (в прошлом) зарплатой решит работать «в производстве сельскохозяйственной продукции», то пенсию ему ограничивать не будут.
Остальным категориям работающих пенсионеров (кроме бывших военнослужащих и госслужащих), имевших в прошлом повышенную зарплату, пенсию занижают. Для соблюдения этого принципа создана целая система, призванная контролировать статус пенсионеров, – работают они или отдыхают дома.
Какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет?
Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 доплаты к пенсиям установлены постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим 75 и 80 лет.
К неработающим получателям пенсий в данном случае относятся лица, получающие пенсии, но при этом не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.
Доплаты устанавливаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения 75 или 80 лет. Лицам, достигшим 75 лет, устанавливается доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту. Тем, кому исполнилось 80 лет, — 100 % минимального размера пенсии по возрасту.
Например, Иванов Н. П., родившийся 5 июля 1945 года, достиг 75 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту, составляющей на этот момент 64,03 рубля — это будет 48,02 рубля.
Изменений уже с 1 января 2023 года относительно пенсионеров, настоящих и будущих, сразу несколько. Так, отработанное время, за которое надо предоставить справки о заработной плате, вырастет до 29 лет. Впереди еще два года и повышения данного срока до 31 года. А до 19 лет повысится тот минимальный страховой стаж, который нужен для назначения трудовой пенсии.
А вот реформа, затрагивавшая увеличение пенсионного возраста белорусов, уже завершена. Потому с 1 января 2023 года и далее (пока ее продолжение не планируется) пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года.
Теперь о том, что касается конкретных сумм. Так, Федерация профсоюзов Беларуси сообщала, что в 2023-м было запланировано, как минимум, одно повышение пенсии. А еще есть цифра среднемесячной пенсии по возрасту для неработающего пенсионера в 2023 году – это 693 белорусских рубля.
Что касается повышение пенсии в Беларуси (речь о трудовой пенсии), то в Минтруда его также ожидают не менее одного раза в 2023 году. Произойти это может, по словам главы госоргана Ирины Костевич, при росте зарплаты в стране и соответствующим уровнем инфляции. А наиболее оптимистичным на этом фоне выглядит заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, который пообещал повысить пенсии в 2023 году «раза три».
Добавим также, что своим чередом стоит ждать повышения социальных пенсий, повышений, надбавок и доплат к пенсиям. Их, по традиции, пересчитают в соответствии с ростом бюджетом прожиточного минимума, который пересчитывают раз в квартал – с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
Потребительские кредиты |
Калькулятор кредитов на недвижимость |
Калькулятор Депозитов |
Кредиты на автомобиль |
Рекламные акции |
Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?
Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту. Это люди:
Некоторые работники с особыми условиями труда имеют право на досрочный выход на пенсию (статья 12 и 13).
Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.
Люди, которые не соответствуют требованиям для получения трудовой пенсии по возрасту, могут рассчитывать на получение социальной пенсии. Их размеры зависят уже не от средней зарплаты, а от величины бюджета прожиточного минимума.
Какие льготы у пенсионеров в Беларуси
Все без исключения пенсионеры по возрасту в Беларуси могут воспользоваться следующими преференциями:
- Скидка в размере 50% при покупке билетов на железнодорожные поезда эконом-класса (электрички), а также водный и автомобильный транспорт, курсирующий по пригородным маршрутам. Данная льгота носит временный характер и предоставляется только с 1 мая до 30 сентября, поскольку направлена на то, чтобы снизить транспортные расходы пенсионеров в течение дачного сезона.
- Льготы по оплате ЖКХ. Они предоставляются, если пенсионер проживает в доме или квартире самостоятельно, при этом площадь помещения значения не имеет. Если же по этому адресу зарегистрированы лица трудоспособного возраста, то вопрос с предоставлением субсидии рассматривается индивидуально.
- Освобождение от налога на недвижимость по капитальным строениям, принадлежащим пенсионеру – при условии, что с ним не проживает лицо трудоспособного возраста.
Также предоставляется 50%-я скидка на оплату государственной пошлины при обращении в нотариальную контору.
С сентября не работаю, вышла на пенсию. Нужно ли подавать какие-либо бумаги в собес?
— По Закону РБ «О пенсионном обеспечении», пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, которые влекут изменение размера пенсии или прекращение её выплаты.
Таким образом, вам необходимо предоставить сведения об увольнении с работы в орган, выплачивающий пенсию.
В каких случаях назначается социальная пенсия?
— Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств, назначается социальная пенсия. Мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет. Данное условие не распространяется на детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.
Социальные пенсии определяются из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в таких размерах: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — 110 %; инвалидам с детства II группы — 95 %; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребёнка —
85 %; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства, — 75 %; мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам — 60 лет — 50 %; детям-инвалидам до 18 лет при первой степени утраты здоровья — 80 %, второй степени — 85 %, третьей — 95 %, четвёртой — 110 %. К слову, БПМ сейчас 258,11 рубля.
ID-карты введут, а пенсионные удостоверения оставят
Ковальков также сообщил, что в Беларуси не планируется отменять пенсионные удостоверения в связи с введением идентификационной карты (ID-карты).
“ID-карта будет выступать универсальным идентификатором гражданина в пределах нашей страны. С ее помощью можно будет определить статус (категорию) ее держателя, в частности пенсионера, инвалида, и его права. В связи с введением идентификационной карты отмена пенсионного удостоверения на данном этапе не планируется”, — сказал замминистра.
На 1 сентября в Беларуси насчитывается 2 миллиона 578,5 тысяч пенсионеров — без учета военных пенсионеров.
Ранее МВД Беларуси заявляло о своих планах ввести на территории Беларуси биометрический паспорт и национальную ID-карту с 1 января 2019 года. Разработка идентификационных карт ведется в республике с 2013 года, ранее власти заявляли о готовности внедрить их спустя два года с начала работы над проектом.
Когда будет повышение?
Власти страны следят за тем, чтоб реальная покупательская способность населения в стране не снижалась. Естественно, в связи с огромным рядом событий, не всегда хороших, произошло снижение реальной пенсии Белорусов, поэтому рост является просто обязательным, но это не значит, что пенсии не будут увеличиваться в своих суммах, хотя индексация пенсий в Беларуси будет.
В декабре прошлого года появились новости по поводу того, что бюджет Беларуси предполагают рост пенсионных выплат, в частности трудовых пенсий до 581 рублей, что в пересчете на американскую валюту равно 228 американских долларов. Сложно сказать точно, когда будет повышение пенсии в Беларуси с 1 ноября, но такая информация есть.
Интересный факт! На сегодняшний день в Беларуси действует солидарная пенсионная система. Это совсем не значит, что люди будут зарабатывать столько, сколько откладывают. Граждане платят взносы, из которых оформляются пенсии нынешним пенсионерам. И индивидуальный коэффициент заработка на текущий момент практически не оказывает влияние на размер будущей пенсии. Это создает определённые проблемы, потому что если человек становится перед выбором: честная зарплата или большие деньги в конверте, то в основном отдается предпочтение именно второму варианту, хотя старшее поколение больше предпочитает официальное трудоустройство.
Радует только то, что в настоящее время Беларусь решает проблемы пенсионной системы, что называется «в моменте». Поэтапно увеличивается пенсионный возраст, а также растёт страховой стаж, необходимый для выплаты пенсий. Это создает ряд определённых проблем, есть риск попасть пенсионную ловушку, но без потерь кардинальным образом проблемы решить не получается, и это нужно учитывать обсуждая повышение трудовых пенсий в 2022 году в Беларуси.
На пенсию белорусы с 2022 г. будут уходить позже. Страховой стаж тоже изменится
Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.
В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.
Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.
«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.
Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Фиксированная выплата к пенсии в период 2019-2024 г.
Размеры фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, которые будут установлены в 2019-2024 годах, законодательно закреплены в части 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ. Для остальных видов страхового обеспечения величина ФВ определяется следующим образом:
- фиксированная часть пенсии по инвалидности 1 группы составляет 200% от ФВ по старости;
- по инвалидности 2 группы — 100% от выплаты по старости;
- по инвалидности 3 группы и по потере кормильца — 50% от ФВ по старости.
С 2019 по 2024 г. величина фиксированной выплаты будет устанавливаться в соответствии с данными таблицы:
Значения ФВ, приведенные в таблицы, действуют только для неработающих пенсионеров. Для граждан, продолжающих работать, фиксированная часть не индексируется и остается неизменной с даты оформления ими пенсионного обеспечения.
Для некоторых категорий пенсионеров законом предусмотрено право на дополнительное повышение фиксированной части. Согласно статье 17 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., увеличение ФВ полагается:
- при наличии у пенсионера иждивенцев;
- за выработанный стаж в северных районах;
- за выработанный стаж в сельском хозяйстве;
- при достижении 80-летнего возраста и так далее.
Если пенсионер проживает в северных регионах России, то величина фиксированной выплаты увеличивается на установленный по месту проживания районный коэффициент. Например, на Чукотке ФВ повышается в два раза.
С 1 января 2022 года – новый порядок выплаты пенсий
Кроме периода работы в общий стаж включаются также служба в Вооруженных силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3 лет (но не более 12 лет в общей сложности), уход за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, учеба на дневной форме обучения в профессионально-техническом, среднем специальном, высшем учебном заведениях, а также послевузовское образование, получение пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.
Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность для мужчин – 45 лет, для женщин – 40 лет.
Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы. Следовательно, с 2022 года – за 28 лет.
По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».
При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:
«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».
Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.
Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.
При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.
Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.
Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.
Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.
Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.
Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.
Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.
Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.
Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.
Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.
Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.
Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.
В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.
С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.
Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.
Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.
В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».
И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.
Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?
В любом случае продолжение практики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.
Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.
Если минимальный период непрерывной работы отсутствует, граждане имеют право на социальную пенсию. Получателями социальной пенсии могут быть:
- мужчины старше 70 лет и женщины старше 65 лет, не получающие страховую пенсию;
- иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в России не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);
- Люди с ограниченными возможностями, инвалиды с детства и дети с ограниченными возможностями;
- дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на время обучения по очной форме, но не более чем до 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей или оба родителя неизвестны;
- Люди в возрасте 55 или 50 лет, постоянно проживающие в районе проживания.
С 1 апреля 2022 года социальная пенсия увеличится на 7,7 процента. Таким образом, процент индексации социальных пенсий впервые превышает процент индексации страховых пенсий.
Более точная информация появится позже, после выхода соответствующего постановления Правительства РФ.
Индексация социальных пенсий связана с изменением уровня социального минимума для пенсионеров. В 2023 году планируется его увеличение всего на 0,3%. Но уже в 2024 году индексация должна составить 9%.
Для работающих граждан индексация заморожена с 2016 года. Конечно, лучшей новостью для работающих пенсионеров было бы известие о том, что их пенсии также индексируются. К сожалению, индексация пенсий в 2022 году их не коснется. Все законопроекты об индексации пенсий для работающих пенсионеров были отклонены.
Ежегодно выплаты работающим пенсионерам увеличиваются Пенсионным фондом на сумму до 3 баллов. Таким образом, работающие пенсионеры могут рассчитывать на увеличение пенсии в среднем на 300 рублей только с 1 августа 2022 года.
По предварительным данным, в 2022 году пенсии военных пенсионеров должны увеличиться не менее чем на 7,9%:
- 5,9% — это прогноз инфляции на 2021 год, который был дан на последнем заседании правительства;
- 2% — это «президентские» два процентных пункта над уровнем инфляции в соответствии с Указом № 604.
С 1 февраля 2022 года ежемесячные денежные выплаты будут проиндексированы для некоторых категорий граждан, на которых распространяются федеральные льготы: ветераны боевых действий, инвалиды, лица, подвергшиеся воздействию радиации, и др.
Поэтому пенсионеры, имеющие право на эту социальную выплату, получат повышенную сумму одновременно с пенсией за февраль 2022 года.
В 2022 году российские пенсионеры будут получать от государства по 5 000 рублей. Власти уже выделили на эти цели 134 миллиарда рублей. Пенсионеры, чьи пенсии ниже обязательного минимума, получат выплаты, средний размер которых по России составляет 10 022 рубля, но в каждом регионе он разный.
По данным Пенсионного фонда России, такие выплаты получат около 6 миллионов российских пенсионеров.
Точное решение о размере валоризации пенсий будет принято после 23 ноября, так как на этот день запланировано второе чтение проекта бюджета. Это подтвердил глава Пенсионного фонда Андрей Кигим, который сказал, что до первого квартала 2022 года еще есть время.
Получатели выплаты:
- Ветераны военных действий;
- Инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены их семей;
- Люди, пострадавшие от радиационных аварий и ядерных испытаний;
- Люди с ограниченными возможностями в группах 1-3;
- Дети-инвалиды, дети-инвалиды;
- Бывшие узники нацистских концентрационных лагерей;
- герои России и СССР;
- Герои социалистического труда.
Сумма и периодичность выплаты: сумма определяется в зависимости от категории получателя. Выплачивается один раз в 1 месяц.
Ваше ежемесячное пособие может также включать социальные услуги, которые могут принимать форму общественных услуг или денежных пособий.
Например, ветеранам Великой Отечественной войны в 2021 году полагается пособие в размере 4 378 рублей 49 копеек (с набором социальных услуг) или 3 166 рублей 84 копейки (без набора социальных услуг).
Что делать: подать заявление в МФЦ, в территориальном отделении Пенсионного фонда России или через портал Госуслуги.
Документы, которые потребуются для инкассации: паспорт, документы, подтверждающие статус получателя платежа, указанный выше.
Если предположить, что вы выходите на пенсию в 2021 году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату за последние 27 лет. Если за это время был период, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. При этом непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.
Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране. Исходя из этих двух показателей, рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 26 лет работы (при расчете пенсии в 2020-м) сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.
С 1 января 2021 года на полгода вырастет пенсионный возраст, а также минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.
Так, в 2021 году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021 года он увеличится на полгода до 18 лет.
Новости по теме
Новый пенсионный возраст, подорожание ЖКУ, пересмотр налогов, прибавка бюджетникам. Изменения января
С 2021 года введут новый вид пенсии. Кто сможет получить эти выплаты и сколько они составят
С 1 января повысят пенсионный возраст, страховой стаж и введут изменения для многодетных
Как отметили в Федерации профсоюзов Беларуси, работающие пенсионеры, которых, к слову, в Беларуси насчитывается более 400 000 человек, требуют более справедливого отношения к себе.
Речь идет о том, чтобы сформировать комфортный уровень дохода пожилых граждан.
Не секрет, что для работающих пенсионеров пенсия не пересчитывается, независимо от того, что люди продолжают трудиться и отчислять страховые взносы.
При этом размер пенсии ограничивается определенным коэффициентом.
Это механизм развития дополнительного пенсионного страхования.
Предполагается, что он будет работать следующим образом: если работник будет отчислять со своей зарплаты 3% в пенсионный фонд, то еще 3% за него будет отчислять на пенсию наниматель.
Примечательно, что на эти накопления будет распространяться право наследования.
Власти надеются, что такая система послужит стимулом для развития системы дополнительного пенсионного страхования.
В настоящее время только 5% трудящихся белорусов отчисляют деньги на дополнительную пенсию.
Это нововведение позволит избежать так называемой «уравниловки».
Другими словами, размер пенсии в будущем может в большей мере зависеть от заработной платы и трудового стажа работников.
- пенсионеры
- пенсии
- зарплаты
- Беларусь
- Главные новости
В 2016 году возраст выхода на пенсию для мужчин составлял 60 лет, для женщин – 55 лет. Но в этом году были приняты существенные изменения в законодательстве. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 года началось постепенное повышение возраста для выхода на трудовую пенсию. Каждый год до 2022 возрастной лимит увеличивается на 6 месяцев:
- 2016 год – 60 лет и 55 лет:
- 2017 год – 60 лет и 6 месяцев, 55 лет и 6 месяцев;
- 2018 год – 61 год и 56 лет;
- 2019 год – 61 год и 6 месяцев, 56 лет и 6 месяцев;
- 2020 год – 62 года и 57 лет;
- 2021 год – 62 года и 6 месяцев, 57 лет и 6 месяцев;
- 2022 год – 63 года и 58 лет.
Размер трудовой пенсии зависит от размера заработка человека в трудоспособный период. Поэтому в разных сферах деятельности этот показатель будет отличаться. Но для того, чтобы понимать общую ситуацию в стране, Белстат делает расчеты средней пенсии.
Еще один показатель, на который можно ориентироваться, – минимальная пенсия. Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.
Ниже мы собрали величины средней и минимальной пенсии за разные периоды.
ноябрь 2020 – январь 2021 | 2020 (август-октябрь) | 2020 (май-июль) | 2020 (февраль-апрель) | ноябрь 2019 – январь 2020 | |
Средняя пенсия по возрасту | 456,81 | 447,55 | 446,84 | 446, 84 | |
Минимальная пенсия по возрасту (минимальный размер+доплата) | 260,82 (64,53 + 196,29) | 260,29 (64,03 + 196,29) | 257,96 (61,70 + 196,26) | 245,12 (59,97 + 185,15) | 243,11 (57,96 + 185,15) |
В некоторых случаях пенсионерам полагаются доплаты к трудовой пенсии по возрасту.
Стоит ли работать пенсионеру?
Какой процент от своей трудовой пенсии будет получать работающий пенсионер? Зависит этот процент от размера пенсии или от размера заработной платы на теперешней работе? Николай Сергеев. Брест
Отвечает Лилия БРАЗОВСКАЯ, главный специалист отдела пенсий и пособий комитета по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома:
— Если пенсионер работает или является индивидуальным предпринимателем, то часть его пенсии, исчисленной с учётом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы в стране (т.е. при индивидуальном коэффициенте заработка выше 1,3), не выплачивается. Таким образом, чем выше индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, тем большую часть пенсии он теряет, когда работает. К примеру, у неработающей женщины, получающей пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет при индивидуальном коэффициенте заработка 1,5 размер пенсии в ноябре 2017 года составил 371,42 руб. Если бы эта же женщина работала, размер ее пенсии в ноябре был бы 361,30 руб. С 1 ноября 2017 г. максимальный размер пенсии по возрасту для работающего пенсионера составил 361,3 руб., для неработающего (при индивидуальном коэффициенте 4) — 497,74 руб.