Россельхознадзор поясняет: что такое проверочный лист и для чего он нужен

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россельхознадзор поясняет: что такое проверочный лист и для чего он нужен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.

Россельхознадзор и его функции

Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:

  • в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
  • в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.

РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:

  • в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
  • в продуктовых складах различного назначения;
  • на пищевых предприятиях;
  • в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
  • в медучреждениях.

Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.

РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.

В реестре указывают:

  • наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
  • цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
  • дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
  • дату начала актуальной плановой проверки;
  • продолжительность;
  • характер проверки (выездная, документарная).

Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.

Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.

Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:

  • о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
  • о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
  • о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.

Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.

Россельхознадзор выявил нарушения в работе ветлабораторий Ульяновской, Орловской и Томской областей

Новости 21 сентября 2018 Г. 12:12

Россельхознадзор провел внеплановые проверки учреждений (лабораторий), подведомственных органам управления ветеринарии Ульяновской, Орловской и Томской областей (не входят в структуру Россельхознадзора). Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

  • Проверки касались оформления указанными учреждениями ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные товары и проведения лабораторного контроля продукции, предназначенной для экспорта в государства – члены Евразийского экономического союза и в третьи страны.
  • В Ульяновской области была проверена работа следующих учреждений:
  • — ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
  • — ОГБУ «Тереньгульский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
  • — ОГБУ «Сенгилеевский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
  • — ОГБУ «Цильнинский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
  • — ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»;
  • — ОГБУ «Чердаклинский центр ветеринарии и безопасности продовольствия».

Сравнение с Роспотребнадзором

Задачи и функции Россельхознадзора часто путают с Роспотребнадзором. Оба этих ведомства контролируют работу предприятий, имеющих дело с продуктами питания, но где же проходит граница между сферами их работы?

Рассмотрим таблицу:

Россельхознадзор Роспотребнадзор
Полное название Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Что проверяет Сельскохозяйственная продукция, не прошедшая никакой обработки Обработанная продукция (например, термическая обработка), защита прав потребителя, санитарное состояние
Кому подчиняется Минсельхозу Правительству РФ
Периодичность плановых проверок Каждые 3 года

В распределении задач этих двух ведомств поможет постановление правительства РФ от 14 декабря 2009 года N 1009. В части Б его первого пункта подробно описано, чем должно заниматься каждое из ведомств. Именно на этот документ и стоит ссылаться, если вы вдруг заподозрили, что проверка выходит за рамки своей компетенции.

Еще в 2015 году появились слухи о скором слиянии двух ведомств, но на настоящий момент они продолжают свою обособленную деятельность.

Как проходит проверка Россельхознадзора

Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.

Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.

Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.

Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):

  • сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
  • фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
  • документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.

Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.

Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.

Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).

Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.

Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.

  1. Сферой проверки Россельхознадзора является вся «сырая» животная и растительная продукция.
  2. Объектом проверки может стать любое юрлицо и ИП, имеющие эти продукты.
  3. Исчерпывающего списка документов, который следует предъявить при проверке, законодательство не содержит. Документы на каждую поставку «сырого» товара полным пакетом должны быть доступны к предъявлению в любой момент.
  4. Проверки, проведенные с нарушением действующего законодательства, можно признать незаконными через суд, оспорив их результаты.
  5. Нарушения в сфере, подконтрольной Россельхознадзору, носят административный характер и караются штрафами по КоАП РФ.
Читайте также:  Оформление загранпаспорта через Госуслуги в апреле 2023 года

Попробуем обобщить, но сразу предупредим, что сфера ответственности этого ведомства очень широка.

Начнем с животноводства.

Россельхознадзор, согласно документам о его деятельности, должен следить за продовольственным сырьем животного происхождения, которые не прошли какую-либо обработку.

Приказ Россельхознадзора от 31.10.2018 N 1235

12. Результатами осуществления государственного надзора являются:

а) составление акта проверки, направляемого проверяемому лицу, либо акта о невозможности проведения проверки;

б) выдача предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения;

в) составление протокола об административном правонарушении в случае наличия признаков административного правонарушения;

г) направление материалов проверки в правоохранительные органы о нарушениях обязательных требований, содержащих признаки преступлений;

д) направление проверяемому лицу предупреждения о недопустимости нарушения обязательных требований.

13. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного надзора и достижения целей и задач проведения проверки, истребуемых у проверяемого лица включает:

1) журнал наблюдения за животными5;

2) журналы и сведения о проведении уборки помещений и вольеров6;.

3) план мероприятий по дератизации и дезинсекции7;

4) план проведения профилактических и противоэпизоотических мероприятий по недопущению возникновения и распространения заразных болезней животных8;

5) трудовой договор со специалистом в области ветеринарии (при наличии) (для юридического лица и индивидуального предпринимателя).

В случае если отсутствует трудовой договор со специалистом в области ветеринарии, проверяемое лицо представляет договор с юридическим лицом, находящимся в ведении уполномоченного в области ветеринарии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о проведении мероприятий по недопущению возникновения и распространения заразных болезней животных, а также о наблюдении специалистом в области ветеринарии (не реже чем один раз в неделю) за состоянием здоровья животных, об оказании плановой и экстренной ветеринарной помощи9;

6) журнал учета дезинфекции (для юридического лица и индивидуального предпринимателя)10;

7) перечень животных, которые могут быть допущены до физического контакта с посетителями зоопарков (зоосадов), из числа животных, перечень которых приведен в приложении № 13 к требованиям, утвержденным постановлением № 1937 (для юридического лица и индивидуального предпринимателя)11;

8) паспорта животных с указанием собственника животных (в том числе предыдущих собственников), даты отлова или рождения, пола, возраста, признаков идентификации особи и номеров микрочипов12;

9) индивидуальные карты животных, которые отражают их заболевания, лечение, витаминизацию, результаты лабораторных исследований, сведения о транспортировке (для юридического лица и индивидуального предпринимателя)12;

10) журнал учета и контроля состояния воды в аквариумах, бассейнах и акваториях12.

14. Документы и (или) информация из Перечня, запрашиваемые и получаемые в ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия для достижения целей и задач проверки:

14.1. Росреестр:

а) выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости;

б) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости;

в) выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

г) кадастровый план территории.

14.2. ФНС России:

а) сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

б) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

в) сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

г) сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, процентов и штрафов за нарушение законодательства.

14.3. ФТС России:

а) таможенная расписка;

б) сведения из декларации на товары и таможенного приходного ордера;

в) копия декларации на товары и таможенного приходного ордера.

Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения проверяемым лицом обязательных требований и предоставление указанных сведений предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст 6249; 2020, № 29, ст 4504) (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

15. Получение информации по вопросам осуществления государственного надзора, в том числе о ходе осуществления государственного надзора, осуществляется в следующем порядке:

ответ на обращение проверяемого лица направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в адрес заявителя в течение 30 дней с даты регистрации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст 2060; 2018, № 53, ст 8454);

ответ на обращение проверяемого лица, поступившее в электронной форме, направляется в электронной форме в течение 30 дней с даты регистрации, если в обращении проверяемого лица не указан иной способ направления ответа;

при информировании посредством телефонной связи должностные лица Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора обязаны предоставить следующую информацию:

а) сведения о нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы осуществления государственного надзора в области обращения с животными в культурно-зрелищных целях;

б) сведения о порядке осуществления государственного надзора в области обращения с животными в культурно-зрелищных целях;

в) сведения о сроках осуществления государственного надзора в области обращения с животными в культурно-зрелищных целях;

г) сведения о местонахождении помещения Россельхознадзора, территориального органа Россельхознадзора, предназначенного для приема обращений;

д) сведения об адресах официального сайта в сети «Интернет» и электронной почты Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора;

е) сведения о ходе осуществления государственного надзора в области обращения с животными в культурно-зрелищных целях.

По иным вопросам информация предоставляется на основании соответствующего письменного обращения.

16. Информация о месте нахождения, графике работы, адресах официальных сайтов, адресах электронной почты, номерах справочных телефонов Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора размещается:

на официальном сайте Россельхознадзора и официальных сайтах территориальных органов Россельхознадзора в сети «Интернет»;

на информационных стендах в помещениях Россельхознадзора, территориальных органов Россельхознадзора;

в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Что проверяет Россельхознадзор при внеплановой проверке

Россельхознадзор уполномочен осуществлять госнадзор в различных сферах. В частности, он следит, не нарушается ли законодательство:

  • при использовании земель сельхозназначения;

  • при обращении лекарств, используемых в ветеринарии;

  • при производстве кормовых добавок.

Но чаще всего ведомство проводит внеплановые проверки качества пищевых продуктов. В отличие от Роспотребнадзора, Россельхознадзор интересуют не переработанные изделия (йогурты, колбаса, и т.д.), а продовольственное «сырье» растительного и животного происхождения — яйца, сырое молоко или сливки, мед, мясо, картошка и т.д. Так, Россельхознадзор вправе проверять:

  • рынки и другие торговые точки, где такое сырье продают;

  • фермерские хозяйства, колхозы, заготовительные организации;

  • кафе и рестораны, готовящие блюда из сырых продуктов;

  • перерабатывающие производства (качество сырья, пускаемого на переработку).

Программа мероприятия

Под контролем Россельхознадзора находится вся необработанная продукция сельскохозяйственного назначения. Это: мясо и субпродукты, сырые молочные продукты, яйца, продукты пчеловодства, сырые овощи, фрукты и зерновые культуры.

А также Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов: в кафе, столовых, продуктовых магазинах; в продуктовых складах различного назначения; на пищевых предприятиях; в образовательных учреждениях (детсадах, школах); в медучреждениях.

Плановая выездная проверка наиболее чаще всего затрагивает такие продукты, как мясо, яйца, молоко и мед. Внеплановая проверка наносит визит в любой момент, если на предприятии (будь, то ферма, или магазин) есть продукция, не прошедшая термическую обработку (например, свежие фрукты), и в ведомство поступила информация о нарушениях в их качестве.

Нарушения в сфере, подконтрольной Россельхознадзору, носят административный характер и караются штрафами по КоАП РФ.

Как подготовиться к проверке Россельхознадзора? Какие документы нужно подготовить?

В программе: практические рекомендации по прохождению проверок Россельхознадзора, нюансы, возникающие при проверке, полномочия службы, как подготовиться к проверке, каков график проведения, план и какими могут быть результаты.

Программа обучения ориентирована на директоров по производству, главных технологов, руководителей по качеству и сертификации, руководителей юридического отдела.


  • Обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления Россельхознадзором контрольно-надзорных мероприятий. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе». Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе». Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» и др.
  • Контрольно-надзорные полномочия в соответствии с приказом Минсельхоза России от 4 октября 2012 г. № 527 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору». Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций Россельхознадзора.
  • Контроль в сфере федерального государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Нарушения правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Наиболее частые нарушения. Административная ответственность должностных лиц. Штрафные санкции. Порядок обжалования штрафов.
  • Контроль в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений. Основные требования законодательства Российской Федерации при использовании семян сельскохозяйственных культур для высева. Требования законодательства, предъявляемые к хранению семенного материала. Требования законодательства при реализации семян. Наиболее частые нарушения. Меры ответственности за нарушения должностных лиц. Штрафные санкции. Порядок обжалования штрафов.
  • Проведение обследования предприятия на соответствие ветеринарно-санитарных требований и Технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рекомендаций по снижению выявленных нарушений. Административная ответственность должностных лиц. Штрафные санкции в части нарушений по работе во ФГИС «Меркурий».
  • Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора). Категории риска.
  • Плановые и внеплановые проверки Россельхознадзора. Приказ о проведении проверки. Предмет и вид проверки (документарная или выездная), адрес ее проведения и сроки. Требования подготовить определенные документы и информацию по предмету проверки.
  • Как проходит проверка. Документарные проверки. Перечень документов и их правильное оформление при проверке Россельхознадзора. Выездная инспекция. Оформление Протокола проверки. Оспаривание в суде.
Читайте также:  Проступки: административные, дисциплинарные и гражданско-правовые

Когда и как проходят проверки?

Подготовиться к проверке в 2017 году можно, но нет гарантии, что она не будет внеплановой. Потому что только плановые проверки, направленные на определенные организации, отображены на официальном сайте ведомства. Единственный бонус, который касается юридического лица, открывшего свое предприятие меньше трех лет назад, заключается в том, что посещение таких организаций запрещено.

Обязательным условием является предупреждение хотя бы за сутки до проверки на предприятии. Особенно тщательно нужно к ней подготовиться, если на вас поступили жалобы. Тогда дополнительные документы, распоряжения станут аргументами в вашу пользу.

Обязательным условием является предупреждение хотя бы за сутки до проверки на предприятии.

Большинство частников отмечают, что служба работает таким образом: записываются показания со слов владельцев, а после факты проверяются на основании документов. Если состоялся первый приезд службы, то особенно она не задержится, лишь даст советы и рекомендации по устройству работы. И составит акт о проведенном мероприятии, выдаст заключение, и на этом процесс считается завершенным.

Проведение внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проведение внеплановых проверок юридических лиц

и индивидуальных предпринимателей

46. Основанием для начала административной процедуры являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного территориальным управлением Россельхознадзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Россельхознадзор или его территориальное управление обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:

а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) приказ руководителя территориального управления Россельхознадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Россельхознадзор или его территориальное управление, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о событии административного правонарушения, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

47. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний об устранении нарушений, выданных территориальными управлениями Россельхознадзора, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

48. Внеплановая проверка проводится на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) территориального управления Россельхознадзора, подготовленного в соответствии с Типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141, издается в течение одного рабочего дня со дня наступления основания для проверки, указанного в подпункте 1 пункта 46 Административного регламента.

Сроки исполнения государственной функции, связанные с проведением внеплановой проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в форме документарной и (или) выездной проверок установлены пунктами 21, 22 настоящего Административного регламента.

В приказе руководителя (заместителя руководителя) территориального управления Россельхознадзора указываются:

1) наименование территориального управления Россельхознадзора, проводящего внеплановую проверку;

2) фамилии, имена, отчества (последнее – при наличии), должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, место нахождения и адрес – для юридического лица, место фактического осуществления деятельности – для индивидуального предпринимателя и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) сроки проведения (в рабочих днях, а для субъектов малого, среднего предпринимательства или микропредприятия – в часах) и перечень мероприятий по контролю (надзору), необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) сведения о настоящем Административном регламенте;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки, а также время начала и окончания (в часах) для субъектов малого, среднего предпринимательства или микропредприятия.

В день подписания приказа руководителя, заместителя руководителя территориального управления Россельхознадзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения территориальные управления Россельхознадзора представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

К указанному заявлению прилагаются копия приказа руководителя, заместителя руководителя территориального управления Россельхознадзора о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

49. Срок издания приказа о проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 46 Административного регламента, не должен превышать 5 рабочих дней.

50. Срок издания приказа о проведении внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 46 Административного регламента, не должен превышать 3 рабочих дней.

51. Сроком начала проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 46 Административного регламента, считается следующий рабочий день после истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного территориальным управлением Россельхознадзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

52. Проведение внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 46 Административного регламента, начинается не позднее 2 рабочих дней после получения территориальным управлением Россельхознадзора согласования с органами прокуратуры и уведомления проверяемого лица.

Уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора не позднее 5 рабочих дней со дня начала проведения проверки по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 46 Административного регламента, вносит в единый реестр проверок информацию, указанную в подпунктах “а” – “в” пункта 35.1 Административного регламента.

53. Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 46 настоящего Административного регламента, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются территориальным управлением Россельхознадзора не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе по телефону, телеграфу, факсу, электронной почте.

В случае проведения внеплановой проверки членов саморегулируемой организации территориальное управление Россельхознадзора обязано уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.

Уполномоченное должностное лицо территориального управления Россельхознадзора не позднее дня направления уведомления о проведении внеплановой проверки вносит в единый реестр проверок информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных Законом N 294-ФЗ.

Обжаловать результаты проверки в вышестоящем органе

Основание. ФЗ № 294-ФЗ ст. 16 ч. 12, ст. 21 п. 4, ст. 20, КоАП РФ ст. 30.1, пост. правительства № 1108

Как это работает. Результаты проверки и незаконные требования проверяющих можно обжаловать в вышестоящем органе, составив жалобу. Обычно жалобы на действия и решения инспектора рассматривает руководитель органа. Если выше руководителя уже нет, нужно обращаться в суд.

У начальника проверяющего или в вышестоящем органе можно обжаловать акт проверки и вынесенное предписание, если во время проверки допущены грубые нарушения. Например, если проверка проведена без уведомления, хотя оно требовалось. Полный перечень грубых нарушений закреплен в законе.

С августа 2020 года проходит эксперимент по досудебному обжалованию проверяющих — жалобу можно подать на госуслугах. Эксперимент проходит только в Москве, Московской и Самарской областях и Краснодарском крае. Обжаловать можно результаты проверок МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора.

Срок для рассмотрения жалобы может быть разным. В Роструде это 7 дней, а в Роспотребнадзоре — 30 дней. Срок можно найти в регламенте проверок.

По итогам проверки могут вынести постановление по делу об административном правонарушении. Его тоже можно обжаловать, но это уже регулирует КоАП. Куда обращаться, зависит от органа, который вынес решение. Если это орган исполнительной власти, например трудинспекция, можно подать апелляционную жалобу руководителю органа или в вышестоящий орган, для трудинспекции это Роструд. А можно сразу обратиться в суд.

Читайте также:  Как вернуть 13 процентов за обучение если не работаешь

См. также:

  • Как написать и подать жалобу в государственные органы
  • За что могут назначить штраф при госзакупках
  • Штрафы за персональные данные
  • Штрафы для юридических лиц и предпринимателей: за что штрафуют чаще всего

Что именно может проверить Роспотребнадзор?

Как и в случае с Россельхознадзором, объять необъятное мы не можем, поэтому перечислим самое основное и только то, что важно для аудитории Milknews.

Строго говоря, Роспотребнадзор может проверять всю пищевую продукцию, которая не попала под ответственность Россельхознадзора – то есть все, что прошло промышленную или тепловую обработку.

Казалось бы, все просто, но не упускайте из внимания, что Роспотребнадзор занимается санитарно-эпидемиологическим надзором в целом. То есть в ресторане могут проверить чистоту, вытяжку и все связанные с этим документы.

Все возможные документы на такие товары или их копии от поставщиков должны быть готовы к визиту специалистов ведомства.

Когда и как проходят проверки?

Подготовиться к проверке в 2017 году можно, но нет гарантии, что она не будет внеплановой. Потому что только плановые проверки, направленные на определенные организации, отображены на официальном сайте ведомства. Единственный бонус, который касается юридического лица, открывшего свое предприятие меньше трех лет назад, заключается в том, что посещение таких организаций запрещено.

Обязательным условием является предупреждение хотя бы за сутки до проверки на предприятии. Особенно тщательно нужно к ней подготовиться, если на вас поступили жалобы. Тогда дополнительные документы, распоряжения станут аргументами в вашу пользу.

Обязательным условием является предупреждение хотя бы за сутки до проверки на предприятии.

Большинство частников отмечают, что служба работает таким образом: записываются показания со слов владельцев, а после факты проверяются на основании документов. Если состоялся первый приезд службы, то особенно она не задержится, лишь даст советы и рекомендации по устройству работы. И составит акт о проведенном мероприятии, выдаст заключение, и на этом процесс считается завершенным.

Какие документы будут проверяться

В уведомлении, направляемом компании за три дня до проверки, указываются документы, которые будут запрошены в процессе. То есть руководитель получает время на подготовку. Как правило, это следующие бумаги:

  • Уставные бумаги.
  • Свидетельство о том, что ЮЛ поставлено на учет в налоговой.
  • Свидетельство о том, что в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
  • Бумаги о назначении гендиректора.
  • Штатное расписание.
  • Бумаги, на основании которых ответственность за БДД возложена на конкретных сотрудников.
  • Бумаги, подтверждающие квалификацию сотрудников.
  • Справка о ТС, которые находится в эксплуатации на текущий момент.
  • Бумага, подтверждающая наличие стоянки для авто.
  • Если компания специализируется на транспортировке опасных грузов, нужны бумаги, касающиеся подвижного состава и сотрудников.
  • Бумаги по организации мер по предотвращению ДТП.
  • Документы, касающиеся учета путевых листов.
  • Путевые листы за последние 3 месяца.
  • Товарно-транспортные накладные, оформленные по каждому виду транспортируемого груза.
  • Бумаги, подтверждающие меры по организации и учету осмотров водителей до рейса и после него.
  • Документы об осуществлении ТО и ремонта ТС.
  • Перечень водителей с указанием момента их приема в компанию.
  • Медицинские справки сотрудников, которые занимаются транспортировкой.
  • Документы об организации деятельности водителей. К примеру, это может быть проведение семинаров, инструктажей.
  • Документы о том, что водители нарушали ПДД.
  • Бумаги, касающиеся учета работы водителей за последние 3 месяца.
  • Справки о проведении страхования гражданской ответственности.
  • Бумаги о том, что ТС оснащены навигаторами.

Также контролирующие органы могут запросить другие документы, касающиеся водителей и ТС.

Как проходит проверка

Документарные проверки проводятся полностью на территории ведомства. Проверяемому лицу будет предъявлен список документов, их копии необходимо предоставить в течение 10 дней.

Если предприниматель по некоторым причинам не может представить требуемые документы или прочие данные, он обязан до окончания выделенного срока подать письменное объяснение причин.

Выездная инспекция начинается с предъявления инспектором удостоверения и положения о проверке. Внимательно проверьте, соответствуют ли действительности все имена, названия и даты в документах. Также в положении указываются основания для проверки и ее цели.

Если выездная проверка носит плановый характер, то она может осуществляться только в присутствии руководителя предприятия или его заместителя. Длится проверка не более 30 дней.

Например , отсутствие разрешения на минеральные удобрения лучше объяснить своим обоснованным отказом от их применения, чем промолчать и тем самым подтолкнуть инспектора к анализу почвы.

Первый плановый визит обычно завершается лишь рекомендациями по организации работы с сельскохозяйственной продукцией. В конце проверки инспектор составляет в двух экземплярах акт, выдает заключение, оставляет запись в журнале учета проверок.

В акте проверки обязательно должен быть указан перечень всех членов комиссии, участвовавших в проверке, список проведенных контрольных мероприятий.

Если проверяемый не согласен с заключением экспертов, или он обнаружил ошибки в их действиях (например, выход за рамки их полномочий), сразу же вместо утверждения заключения можно оформить отказ. Он будет рассмотрен ведомством в течение месяца.

Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.

Внеплановые выездные проверки Россельхознадзором, в частности, кафе, столовых, продуктовых магазинов, проводимые без предупреждения, в отсутствие руководителя, незаконны. Обычно инспекторы проверяют холодильники и овощные лари, подвалы и могут выписать штраф за неправильное хранение мяса, овощей. Такие штрафы можно с успехом оспорить, при этом фактическое наличие или отсутствие правонарушения роли, по сути, не играет (со стороны чиновников имеет место нарушение ст. 10,12 ФЗ №294 «О защите прав юрлиц и ИП…»).

Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.

Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.

«Руководитель бюджетной организации», 2011, N 7

Решили сэкономить и закупили крупу сомнительного качества? Храните пестициды где придется и используете бездумно? Посеяли «беспаспортные» семена? Тогда не удивляйтесь визиту инспекторов Россельхознадзора и наложению на ваше учреждение взысканий.

Россельхознадзор и его функции

Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:

  • в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
  • в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.

РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:

  • в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
  • в продуктовых складах различного назначения;
  • на пищевых предприятиях;
  • в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
  • в медучреждениях.

Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.

РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.

Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.

В реестре указывают:

  • наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
  • цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
  • дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
  • дату начала актуальной плановой проверки;
  • продолжительность;
  • характер проверки (выездная, документарная).

Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.

Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *