Обязательные отметки в путевом листе грузового автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательные отметки в путевом листе грузового автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Путевой лист грузового автомобиля — это важный документ, используемый для отслеживания и контроля функционирования грузовика и его водителя. Он служит основой для управления рядом процессов, включая проверку исправности грузового транспорта, прохождение водителем медицинского осмотра, учёт отработанного времени, определение маршрута и контроль пробега.

Штрафы за отсутствие путевого листа грузового автомобиля и за другие нарушения

За отсутствие путевого листа грузового автомобиля предусмотрена такая же административная ответственность в виде штрафов, как и в случае отсутствия «путёвки» другой формы. Водитель получит предупреждение или заплатит 500 рублей. А с должностного лица взыщут от 5 до 10 тысяч рублей. Повторные нарушения будут наказываться строже.

За нарушение правил оформления путевых листов предусмотрены штрафы от различных ведомств:

  • за отсутствие отметок о техническом и медицинском осмотре ГИБДД или орган транспортного надзора может оштрафовать водителя на 3 тысячи рублей, должностное лицо — на 5 тысяч рублей, а организацию — на 30 тысяч рублей (ст. 12.31.1, 23.3 и 23.36 КоАП РФ).
  • если нет отметки о медицинском осмотре в начале смены, то Роструд может оштрафовать должностное лицо или индивидуального предпринимателя на сумму от 15 000 до 25 000 рублей, а юридическое лицо — на сумму от 110 до 130 тысяч рублей (ст. 5.27.1 и 23.12 КоАП РФ).

III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС

Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:

  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):

Поездка без путевого листа ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ 60 календарных дней со дня совершения нарушения *
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ 1 год со дня совершения нарушения
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров ст. 11.32 КоАП РФ 90 календарных дней со дня совершения нарушения

Указание марки транспортного средства в путевом листе

6. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

4. Сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства, марку и модель транспортного средства, а в случае если транспортное средство используется с прицепом (полуприцепом), кроме того — марку и модель прицепа (полуприцепа);

Ранее обязательные реквизиты требовали указать только модель транспортного средства, с 1 января 2020 года в дополнение нужно указать и его марку. В данном случае изменение минимальное. Связано это с тем, что модель автомобиля без марки мало о чем говорит. Поэтому при заполнении путевых листов сотрудники большинства организаций указывали и марку, и модель.

Так что по данному изменению в путевом листе нужно будет лишь переименовать один из пунктов.

Отметка о прохождении медицинского осмотра

15. Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Читайте также:  Обжалование действий сотрудников полиции в прокуратуру

По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен«.

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра проставляется отметка «прошел послерейсовый медицинский осмотр«.

Новая редакция пункта 15 говорит о том, что с 1 января 2021 года медицинский работник кроме текущих даты и времени и собственной подписи будет ставить в путевой лист дополнительную отметку:

  • прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен;
  • прошел послерейсовый медицинский осмотр.

Как именно должна проставляться такая отметка, не указано, однако скорее всего медицинские организации закажут соответствующие штампы для ускорения процедуры оформления путевого листа.

Как оформлять путевой для грузовика в 2023 году (пошагово)

С учетом сказанного выше, при оформлении путевого листа грузового автомобиля, нужно руководствоваться п. 9 — 14 Порядка, утв. Приказом № 390 и указывать:

1. В однодневном листе – дату его использования, а многодневном – начало и конец срока действия (число, месяц, год).

2. Данные о том, кто оформляет путевой лист (например, полное название, ОГРН, адрес места нахождения, контакты юрлица).

3. Об авто:

  • характеристики (тип, марка, модель, госномер) и, при наличии, то же самое о прицепе;
  • сведения по техосмотру с указанием даты и времени, пройденному до рейса и до смены;
  • дата, время выхода на линию и возвращения, а также показатели одометра.

4. Данные водителя: инициалы, дата прохождения обязательного соответствующего медосмотра, предусмотренного законодательством, его результаты (до и после рейса, до и после смены), СНИЛС.

5. Вид перевозки:

  • коммерческая: регулярные пассажироперевозки, транспортировка по договору перевоза грузов и фрахтования, перевозки при аренде транспорта с экипажем, по заказу, с участием такси, групп детей автобусами;
  • для собственных нужд (транспортировка грузов, перевоз людей своими силами);
  • работа спецтранспорта.

6. Вид сообщения:

  • городской (маршрут проходит в пределах конкретного населенного пункта);
  • пригородное (маршрут проходит между населен. пунктами, причем охватывает до 50 км между их границами);
  • междугородное (маршрут следования охватывает расстояние больше 50 км между границами населенных пунктов);
  • международное (маршрут выходит за пределы России либо предусматривает перевозку на ее территорию с пересечением границы (транзитом)).
  • Путевой лист (ПЛ) должны заполнять все юридические лица, включая ИП, которые используют автомобиль в рабочих целях.
  • Журнал учёта ПЛ можно вести в бумажном и электронном виде с 2021 года.
  • Если путевые листы не ведутся или оформлены неправильно, можно получить штраф.
  • Строгой формы для ПЛ нет, но есть данные, которые нужно обязательно указывать. Можно разработать свой бланк и закрепить в учётной политике компании.
  • Путевой лист выписывается на один рабочий день или рейс, если он превышает продолжительность смены.
  • Можно выдать ПЛ на каждого работника, даже если все они перемещаются на одном автомобиле.
  • Важно правильно рассчитывать рабочее время водителя и всегда ставить отметки в ПЛ.
  • Для учёта топлива лучше руководствоваться нормами Минтранса, но необязательно.
  • Путевые листы хранятся в бухгалтерии не менее пяти лет.

Новые требования к оформлению

Правильность заполнения путевого листа грузового автомобиля — это гарантия успешной работы фирмы-грузоперевозчика. С момента, как были созданы и введены в обращение первые бланки маршрутных документов, произошло немало изменений. Каждому владельцу грузовика, на котором производится транспортировка груза, необходимо знать о них и уметь использовать при формировании путевки.

Так, с начала 2017 года на титуле формы необязательно ставить оттиск печати тем организациям и предпринимателям, которые работают без нее. Зато теперь нужно проставлять отметки не только о медицинском осмотре водителя, но и данные о времени и дате осуществления техосмотра машины, который проводится перед отправкой. Проверкой внесенных сведений занимается отдельный сотрудник-контролер. По итогам осмотра он подписывает бумагу и дополняет подпись расшифровкой.

В первом квартале 2019 было принято решение Минюста относительно точности формулировок. Теперь одометрические параметры на выезде и въезде необходимо снимать на «стояночной парковке», а не в «гараже». Отменено задействование печатей в момент осуществления предрейсовой тестировки. Простой подписи, ее расшифровки и даты вполне достаточно. Касается подобное положение не только техников, но и диспетчеров.

III. Особенности заполнения путевых листов формы N 4-п и N 4-м

17. В путевом листе формы N 4-п в разделе «Задание водителю» в графе 16 «В чье распоряжение» на основании заявки или разового заказа заказчика диспетчером записывается наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания, в графах 17 и 18 — плановое время прибытия и убытия, в графе 19 — плановое количество часов работы и в графе 20 — количество ездок по плану.

18. Путевой лист формы N 4-п имеет отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления автопредприятием счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему.

19. В отрывном талоне заказчик:

Читайте также:  Выплата пенсионеру МВД с инвалидностью 2024 г.

19.1. На основании предъявленного водителем путевого листа заполняет в соответствующих строках номер и дату выдачи путевого листа, наименование автопредприятия, на подвижном составе которого производится перевозка грузов, марки и государственные номера прибывших автомобиля и прицепов.

19.2. В строке «Заказчик» записывает наименование организации, фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за использование автомобиля.

19.3. В строке «Время» указывает время при прибытии и убытии автомобиля от заказчика.

19.4. В строках «Спидометр» записывает показания спидометра при прибытии к заказчику и убытии от него.

19.5. В строке «Приложенные ТТН» вписывает номера ТТН, один экземпляр которых прилагается к путевому листу, и указывает их общее количество.

Приложение ТТН к путевому листу автомобиля, выделенного для работы с оплатой по повременным тарифам, не является основанием для изменения формы оплаты за работу автомобиля.

19.6. В строке «Количество ездок» проставляет общее количество выполненных ездок.

19.7. В строке «Подпись и штамп заказчика» расписывается и ставит штамп, подтверждая правильность заполнения реквизитов соответствующих строк путевого листа.

20. В разделе «Выполнение задания» заказчик записывает маршруты движения откуда — куда по каждой ездке и удостоверяет эти записи своей подписью.

21. В путевом листе формы N 4-м в разделе «Прохождение контрольного пункта УТЭП, КДП и ГАС»:

  • диспетчер автопредприятия в графе 26 записывает наименование контрольного пункта, пункта отдыха и ночлега, через которые должен следовать автомобиль, а также УТЭП, КДП и ГАС, на которых водитель получает загрузку автомобиля, в том числе и автомобилей, следуемых в попутном направлении, в графе 27.1 — дату и время их прохождения по графику;
  • диспетчер УТЭП, КДП или ГАС в графе 27.2 записывает фактическое время и дату прохождения контрольного пункта, пунктов отдыха и ночлега, выводит отклонение от графика и записывает в графе 27.3 «Отклонение», в графе 28 расписывается и ставит штамп.

IV. Обработка путевых листов

22. Обработка путевых листов может производиться автоматизированным с применением ЭВМ, механизированным с применением ПВМ и КВМ и ручным способами.

Путевые листы, подлежащие автоматизированной обработке на ЭВМ, проходят предварительную обработку, которая заключается в кодировании информации (заполнении граф), подготовке и переносе информации на машинные носители.

23. При автоматизированной обработке путевых листов данные машинограмм, полученных с ЭВМ, могут не переноситься на бланки путевых листов. При этом машинограмма должна содержать показатели, соответствующие утвержденному разделу «Результаты работы автомобиля и прицепов».

24. В разделе «Результаты работы автомобиля и прицепов»:

24.1. Расход горючего определяется по общему пробегу и выполненным тонно — километрам автомобиля за день (смену) его работы. При подведении итогов работы в путевом листе указываются наряду с фактическими расходами расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.

24.2. Время в наряде в часах определяется с момента выезда автомобиля из гаража до его возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя (согласно положению, существующему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т.п. из часов в наряде исключаются.

Время в движении составляет разницу между временем в наряде и временем в простоях. Время в простоях определяется путем суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, времени на простои, вызванные техническими неисправностями автомобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяются по записям о простоях, указанных в товарно — транспортных накладных.

Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяются по записям в разделе путевого листа «Простои на линии». Итоги по простоям даются отдельно по простоям под погрузкой и разгрузкой, сверхнормативным простоям и простоям, вызванным техническими неисправностями.

24.3. Количество ездок с грузом определяется путем подсчета всех ездок с грузом между пунктами погрузки и пунктами разгрузки.

24.4. Общий пробег автомобиля должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде из гаража.

Пробег с грузом равняется сумме расстояний по всем ездкам с грузом, указанным в ТТН.

Пробег без груза составляет разницу между общим пробегом и пробегом с грузом.

24.5. Общее количество перевезенного автомобилем груза определяется по товарно — транспортным накладным путем подсчета количества груза, доставленного в пункты назначения.

24.6. Тонно — километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза по каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки.

Общее количество тонно — километров, сделанных грузовым автомобилем за день работы (смену), будет равно сумме тонно — километров по всем ездкам (заездам) с грузом.

25. Зарплата водителю указывается на основании данных таксировки всех товарно — транспортных накладных, приложенных к путевому листу.

Изменения, произошедшие в 2023 году

С 2023 годы появились обновленные правила оформления путевых листов:

  • оформление документа есть обязанность диспетчера (либо ответственный за выпуск на линию транспорта сотрудник);
  • основание для заполнения: приказ директора;
  • иногда заполнение листа возможно самим водителем в отношении сведений о пробеге автомобиля;
  • среди обязательных условий выделяют: проверка показаний прибора записям и отметкам в документе, фиксация технического состояния автомобиля, указание медработником сведений об осмотре сотрудника;
  • после окончания рейса путевка возвращается диспетчеру;
  • в графе № 6 «Нулевой пробег» указывается расстояние от гаражного бокса до исходного погрузочного места, а также от последнего места разгрузочного пункта до гаража;
  • в новой форме путевого листа согласно Приказу Минтранса РФ № 476 от 17.11.2017 года предусмотрены следующие нововведения: наличие штампа с реквизитами компании не является обязательным элементом, повышение требований к состоянию автомобиля, устранение единой формы документа, присутствие обязательных реквизитов.
Читайте также:  Льготы пенсионерам на транспортный налог в 2024 году

Форма и вид бланка путевого листа зависит от того, какое именно транспортное средство применяется, для чего оно используется (Приказ Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008).

В таблице ниже представлены основные бланки путевых листов и их характеристика.

Бланк Для какого типа ТС применяется Характеристика
Форма № 3 Легковые ТС Особенности указаны в письме Росстата № ИУ-09-22/257 от 03.02.2005. Применяются всеми типами организаций при использовании легковых автомобилей
Форма № 4-с Грузовые ТС со сдельной оплатой (в т.ч. погрузчики) Для организаций, которые занимаются грузовыми перевозками.
Форма № 4-п (грузовые ТС с повременной оплатой)
Форма № 3 — спец Для автотранспорта особого значения: бетономешалки, мусоровозы, топливные цистерны, цементовозы
Форма № 4 Легковое такси Есть графы с информацией о показателях таксометра. Документ выдается на смену. Сдается диспетчеру по окончании смены
Форма № 6 Автобусы Применяется к рейсовым автобусам на городских маршрутах. Есть поле с отметкой о предрейсовом осмотре.

Изменения, произошедшие в 2023 году

С 2023 годы появились обновленные правила оформления путевых листов:

  • оформление документа есть обязанность диспетчера (либо ответственный за выпуск на линию транспорта сотрудник);
  • основание для заполнения: приказ директора;
  • иногда заполнение листа возможно самим водителем в отношении сведений о пробеге автомобиля;
  • среди обязательных условий выделяют: проверка показаний прибора записям и отметкам в документе, фиксация технического состояния автомобиля, указание медработником сведений об осмотре сотрудника;
  • после окончания рейса путевка возвращается диспетчеру;
  • в графе № 6 «Нулевой пробег» указывается расстояние от гаражного бокса до исходного погрузочного места, а также от последнего места разгрузочного пункта до гаража;
  • в новой форме путевого листа согласно Приказу Минтранса РФ № 476 от 17.11.2017 года предусмотрены следующие нововведения: наличие штампа с реквизитами компании не является обязательным элементом, повышение требований к состоянию автомобиля, устранение единой формы документа, присутствие обязательных реквизитов.

Как правильно заполнять путевой лист

Путевой лист оформляет транспортная организация, на которую работает шофер. Водитель должен расписаться о приемке и сдаче транспортного средства, сделать записи о поездках. Заполнение осуществляется шариковой ручкой с темным цветом пасты без ошибок и помарок. Корректировки допустимо вносить с помощью корректора.

Работоспособность автомобиля должна быть проверена до начала перевозок и после завершения пути по маршруту. Состояние транспортного средства записывается в путевом листе шофером под личную подпись.

Водители, которые работают с пассажирами, перед тем как отправиться в рейс, проходят медицинский осмотр. Все мероприятия осуществляются до начала работы. Подробный список обязательных реквизитов для легкого автомобиля выглядит следующим образом:

  • период действия документа;
  • оформитель путевого листа, наименование организации, фамилия, имя и отчество сотрудника;
  • данные об автомобиле;
  • сведения о водителе;
  • информация о типе поездки и варианте перемещения.

Путевой лист грузового автомобиля скачать бесплатно от 1 марта 2023 г

Какой формат использовать для индивидуальной разработки:

• 4-С – типовой, межотраслевой подойдет практически всем;
• 4-П – повременной, если работа водителя оплачивается сдельно за доставку груза в определенную точку, когда заполняется отрывной талон заказчиком. Так как их только 2, то и пункты, куда отвозят товар, не должны превышать это количество.
• ПГ-1 – упрощенная форма для индивидуального предпринимателя.

В интернете можно найти новые формы путевого листа грузового автомобиля. Чем они отличаются от унифицированных стандартных бланков госкомстата:

1. Отсутствует место для печати организации в шапке, данные о стандарте формы от Постановления №78 в правом верхнем углу путевого листа.
2. Место стоянки, гараж заменено парковкой.
3. Есть специальное поле для записи пройденного предрейсового, иногда послерейсового медконтроля.
4. Блок размещения сведений о техосмотре грузового автомобиля до и после рейса: день, время до минут, данные одометра.
5. В остальном можно использовать имеющиеся блоки, если информация в них актуальна для конкретного перевозчика. Если добавите что-то, чего нет в оригинале, руководствуясь внутренней необходимостью компании, ошибки не будет. Это разрешено.

Путевой лист, составленный из таких блоков подойдет транспортной организации. Принимается к списанию горючего, учитывается налоговыми службами, что подтверждает Письмо Минфина №03-03-06/2/161 (25/08-09 г).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *