Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько метров пешеходная зона от зебры для пешеходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Представим ситуацию, вы нарушили Правила и припарковались менее чем 5 м перед зеброй. Это спровоцировало ДТП со сбитым пешеходом – другой водитель, ехавший, не успел вовремя среагировать на вышедшего из-за вашей машины человека, и не смог добиться полной остановки торможением.
Можно ли стать виновным в ДТП с пешеходом?
Кто будет виноват в этом случае? Ответ на данный вопрос становится понятным, если знать, как рассматриваются дела об авариях должностными лицами и судьями. При определении вины ставится вопрос о том, чьё нарушение привело к ДТП. А чтобы было ещё очевиднее, ставится противоположный вопрос: отсутствие нарушения которого из участников позволило бы избежать происшествия?
И нарушителя здесь два – водитель красного авто на схеме нарушил пункты 14.1 и 14.2 ПДД, так как он в любом случае обязан убедиться в безопасном проезде зебры.
В теории и по логике вещей, казалось бы, здесь вина обоюдная для водителей обоих автомобилей. Но в судебной практике суды чаще всего склоняются к вине ехавшего – водителя красного автомобиля.
Пешеходный переход – одна из специальных зон на проезжей части дороги. Без неё пешеходы не могут спокойно перейти с одной стороны дороги на другую. Чтобы легче было ориентироваться, такую часть проезжей зоны выделяют специальным образом. Например, с помощью сооружений искусственного происхождения, которые могут находиться над дорогой, либо под ней. Кроме того, согласно требованиям ПДД, пешеходные переходы должны обозначаться специальными дорожными знаками.
Рядом с трамвайными, троллейбусными остановками и перед перекрёстками, как правило, ставят специальный набор знаков для людей, либо так называемые «зебры». Такие средства используются и на других территориях, где потоки людей достаточно большие. Именно в них, соблюдение правил дорожного движения становится особенно важным. Обеспечение порядка, регулирование любых изменений на дорожных участках – обязанности, которые возлагаются на ГИБДД. Раньше эта организация называлась государственной автоинспекцией или сокращенно ГАИ.
Чем грозит нарушение?
Согласно статье 12.18 КоАП, если водитель не пропустил пешехода на нерегулируемом участке, наказанием будет штраф 1,5 тысячи рублей.
Если нарушение произошло на участке со светофором, то водитель, впервые проехавший на красный свет, будет оштрафован на сумму 1 тысяча рублей. При вторичном нарушении штраф составляет 5 тысячи рублей, при этом водитель лишается прав на срок от 4 до 6 месяцев.
За разворот на пешеходном переходе или движение по нему задним ходом грозит штраф 500 рублей (статья 12.14 КоАП ч. 2).
Пешеход, переходящий дорогу в неположенном месте, также должен будет выплатить штраф в размере 500 рублей.
Когда в зоне видимости оказывается знак пешеходного перехода, следует соблюдать особую осторожность и выполнять все предписанные правила – это поможет избежать как крупного штрафа, так и настоящей трагедии.
Сколько метров пешеходная зона от зебры
При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками «Пешеходный переход» (право- и левосторонним).
Заметим, что далеко не все неразмеченные пешеходные переходы обозначены двумя знаками «Пешеходный переход». Для того, чтобы определить зону, в которой пешеход имеет приоритет, согласно ГОСТ Р 52289- 2004 следует руководствоваться следующими нормативами: Минимальная ширина пешеходного перехода составляет четыре метра. Такая ширина признается достаточной для перехода 2000 пешеходов в час.
На каждых 500 пешеходов в час сверх обозначенных 2000, к минимальной ширине перехода добавляется еще по одному метру.
Естественно, данные об интенсивности пешеходного движения никто официально не публикует, да и навряд ли такая интенсивность где-либо измерялась.
Вас тем более никто ее определять не обязывает, поэтому, авторы рекомендуют при отсутствии разметки или двух знаков «Пешеходный переход» считать ширину перехода равной четырем метрам, считая от знака «Пешеходный переход» по ходу движения.
Виды пешеходных переходов
Самый распространенный вид — наземный. Он может быть регулируемым (со специальным светофором для пешеходов) или нерегулируемым. Кроме наземных существуют переходы, переход по которым осуществляется вне зависимости от интенсивности движения на дороге и сигналов светофора (регулировщика):
- подземные. Они организованы таким способом, что с одной стороны от проезжей части люди спускаются под землю, совершают переход на другую сторону и поднимаются по лестнице, оказываясь уже с другой стороны от транспортного потока;
- надземные. Принцип тот же, что и у подземных, но вместо того, чтобы спускаться под проезжую часть люди поднимаются над ней.
Как считать 5 метров?
12.4 Правил не указывает, до какого именно места нужно отсчитывать эти 5 метров – только предписывает, что до самого объекта. Поэтому для того, чтобы точно не ошибиться, нам нужно знать, с какого момента начинается пешеходный переход – то есть его границы. И о них ПДД тоже говорит достаточно чётко в самом определении зебры:
Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
5.19.1 и 5.19.2 – это соответственно квадратной формы знаки (см. схему выше):
- первый устанавливается справа от проезжей части и обозначает начало перехода, до которого можно парковаться только за 5 метров,
- второй – слева и указывает на конец перехода.
Но при наличии разметки граница определяется именно ей, и выясняя, сколько метров можно парковаться до пешеходного перехода, необходимо руководствоваться наличием разметки:
- если есть разметка, то 5 метров перед зеброй нужно считать до начала линии разметки,
- если разметки нет, то отсчитывать до правого знака.
Вопрос ещё сложнее: как определить, сколько это будет – 5 метров? Ведь рулетку с собой возит далеко не каждый водитель! Но и здесь всё просто – если не уверены в достаточном расстоянии, то поставьте подальше или не ставьте вовсе, если сзади парковочные места заняты. Потому что у инспектора ДПС, который будет выписывать штраф, инструмент для замера расстояния окажется.
Разумеется, отсутствие у вас возможности отмерить точно, сколько метров до перехода, не будет являться основанием для отмены наказания.
Штраф за парковку на пешеходном переходе
Парковка транспортного средства непосредственно на зебре влечет административную ответственность, определенную в 3 части статьи 12.9 КоАП РФ. Стоянка на пешеходном переходе наказывается штрафом в размере 1000 рублей для регионов. Для Санкт-Петербурга и Москвы сумма денежного взыскания выше и составляет 3000 рублей. Это связано с интенсивностью движения и огромным количеством транспорта. Также за неправомерную стоянку на зебре существует и дополнительная мера ответственности – ваше авто могут задержать, то есть эвакуировать. Довольно неприятная ситуация, потому что затраты, которые несет эвакуатор, и оплата штрафстоянки – все ложится на плечи собственника автомобиля. Еще один минус – время, потраченное на возвращение родного автомобиля.
Важно: не штрафуются транспортные средства, совершившие вынужденную остановку. Например, если водителю или пассажиру стало плохо, машина сломалась и т.д. Главное, помните, что при такой ситуации вам необходимо кое-что предпринять – включить аварийку и выставить на дорогу знак аварийной остановки. Иначе аргументировать правомерность стоянки в запрещенном месте будет затруднительно. Если у вас возникли сложности с доказательством законности своих действий, то задайте вопрос юристу.
Ширина полосок ПП (разметка)
В большинстве случаев используются классические полоски зебры. Это связано с простотой создания шаблонов для его реализации, именно поэтому он был принят в качестве базового в соответствии со стандартом.
Размеры разметки пешеходных переходов 1.14.1 регламентируются приложением 8 к «Международной конвенции о дорожных знаках и сигналах» (глава III, пункт D «Переходы»), принятой в Вене в 1968 году.
В нем говорится, что ширина одной полосы движения плюс пространство между полосами составляет 1-1,4 м. В то же время расстояние между полосами должно быть в соотношении один к двум. Это важно!
В этом же документе приведены рекомендуемые минимальные размеры ширины полос для пешеходных переходов. Их размер связан с допустимой скоростью движения автотранспорта:
- 2,5 м при скорости 60 км/ч;
- 4 м на скорости 60 км/ч и более.
Действующие требования ГОСТа к ширине полос для пешеходных переходов учитывают пожелания Приложения 8. Однако они были адаптированы к реалиям Российской Федерации.
Стоит отметить, что, согласно новому государственному стандарту, промежутки между белыми полосами зебры теперь должны быть желтыми, а не серыми, чтобы сделать переход более заметным издалека. Для сравнения, в Украине это пространство обычно окрашивается в красный цвет по той же причине.
Действующее законодательство предписывает не только ширину и цвет маркировки, но и периодичность ее обновления.
Как известно, нанесение полос на ПП осуществляется двумя способами:
- Нарисовав его с помощью трафарета;
- Путем нанесения термопластичных составов.
Согласно ГОСТу, если половина покрытия или более стерлась (в случае окрашенных полос) — необходимо восстановить их на оставшихся знаках или сделать полный ребрендинг с нуля. Для проходов, спроектированных с использованием термопластичных масс, предусматривается их восстановление при повреждении четверти маркировки.
Другие требования нового ГОСТа включают установку «ограничителей скорости» с обеих сторон пешеходного перехода. Это особенно важно вблизи школ, опасных перекрестков, где нет светофоров.
Существует целый кодекс правил поведения для пешеходов при пересечении проезжей части, выделим некоторые важнейшие положения.
- Дорогу нужно переходить в местах, имеющих разметку в виде «зебры», а также там, где есть светофоры, по надземным и подземным переходам. В отдельных случаях можно переходить трассу по нерегулируемым перекресткам.
- Пересекая улицу, нужно перемещаться под углом 90 градусов к противоположной стороне дороги, а не наискосок.
- Пешеходам не разрешено ходить по проезжей части. Для них выделены тротуары и специальные дорожки.
- Нельзя проходить через проезжую часть, которая разделена разделительной полосой или перегородкой. Если пешеход заметил подземный или надземный переход, ему запрещено переходить трассу вне разрешенных зон.
- Проезжую часть необходимо пересекать в быстром темпе, не задерживать других пешеходов и транспортные средства.
- Переходя дорогу, нужно уступать машинам, имеющим красные и синие сигнальные маячки – как правило, это автомобили полиции, скорой помощи, пожарной охраны.
- Если нарушение любого участника дорожного движения повлекло наступление тяжких последствий, виновного могут привлечь к уголовной ответственности.
Подземные и надземные переходы
Тоже пешеходный переход, который проходит под землей и обычно над оживленной дорогой. Наличие таких переходов, перед входом в которые висит знак с изображением человека, идущего по ступенькам, существенно повышает уровень безопасности.
То же самое можно сказать про надземные переходы, предназначенные для пешеходов. Обычно их устанавливают над железнодорожными путями.
Такие переходы появились во время СССР. Их использовали для соединения и обеспечения более безопасного движения людей. Согласитесь, проще пройти 10-20 метров под землей, чем переходить дорогу, где за секунду проезжает несколько десятков машин.
Увы, со временем переходы стали торговыми точками. Да, порой там можно купить что-то интересное. Но все же основной задачей является обеспечение комфорта и безопасности пешеходов. Знаки такого типа регламентируются ГОСТ. Надземный знак обозначается 6.7, а подземный пешеходный указатель имеет номер 6.6.
Итак, если вам необходимо сделать остановку возле пешеходного перехода, в первую очередь нужно запомнить 3 правила:
- Вы не можете остановиться или припарковаться прямо на перекрестке.
- При парковке перед перекрестком необходимо оставлять расстояние 5 метров между автомобилем и самим перекрестком.
- После перекрестка парковаться можно на любом расстоянии, главное, чтобы машина не мешала движению других транспортных средств.
Однако это далеко не полный перечень правил парковки на полосе движения. Также напоминаем, что стоянка и стоянка запрещены:
- железнодорожные переезды и на максимальном расстоянии 50 метров перед ними;
- рельсы, велодорожки, мосты, туннели;
- потенциально опасные места на дороге (например, на крутых поворотах);
- край проезжей части, если расстояние между припаркованным автомобилем и ближайшим твердым телом (при его наличии) менее 3 метров;
- остановки общественного транспорта и в пределах 15 метров от них (исключение: высадка или посадка пассажиров);
- перекрестки и в пределах 5 метров от них.
Каким образом в ПДД ведется отсчет за и перед?
Согласно действующим правилам, остановка, за исключением вынужденной, разрешена на расстоянии не менее пяти метров от пешеходной зоны.
Если говорить о парковке за перекрестком, то в правилах дорожного движения нет ограничений по расстоянию.
Это связано с тем, что припаркованный за пешеходным переходом автомобиль не мешает пешеходам и другим участникам дорожного движения.
Исключением является наличие дорожных знаков, запрещающих останавливать машину в данном месте. Также, если дорога разделена сплошной полосой, расстояние между ней и автомобилем не может быть меньше 3 метров.
Если человек намерен остановиться за зеброй, движение за ее задние края также запрещено правилами дорожного движения. В противном случае существует риск административного штрафа, размер которого также зависит от региона страны.
Прилегающая территория и знак пешеходного перехода
Пешеходные переходы называют наземными, если в месте их расположения рисуются «зебры». Именно они, как раз и используется для безопасного перемещения с одной стороны на другую. Конечно, такие части дорог могут выделяться и другими способами.
Самый простой вариант – пешеходный переход без регулировки. На них нет светофоров, но водители обязаны пропустить любого, кто встал хотя бы одной ногой на «зебру». Обычно такие переходы ставятся там, где водителей не очень много. 5.19 – разновидность знака, которая используется для обозначения таких зон. Иногда для оснащения участка дороги ставят и светофор, но в них мигает лишь жёлтый сигнал, либо они вообще отключены.
Использование дополнительных средств выделения в таких зонах стало обязательным требованием, начиная с 2010 года. В частности, к подобным зонам предъявляется следующий набор требований:
- Обязательное наличие световой анимации для знаков;
- Вырисовываются полосы не только белого цвета, но и дополнительные оранжевые;
- Иногда дополнительно наносят, так называемые, шумовые полосы;
- Также на разном расстоянии устанавливают четыре-пять «лежачих полицейских». В зависимости от того, насколько близко находится переход, их частота может увеличиваться;
- Необходимо обвести сам знак жёлто-зелёным световозвращающим кантом;
- Обязательной становится установка жёлтых мигающих огней;
- Хотя бы один «лежачий полицейский» обязательно должен быть установлен перед переходом;
- Необходимо организовать яркое освещение зоны, где проходят пешеходы.
Парковка перед зеброй: штрафы и последствия
Согласно Правилам дорожного движения (ПДД) парковка перед пешеходным переходом, обозначенным зеброй, является грубым нарушением правил и может повлечь серьезные последствия и штрафы для водителя.
Запрещенная парковка на зебре является одним из самых опасных нарушений дорожных правил. Это создает препятствие для пешеходов, которые должны перейти дорогу по пешеходному переходу. Водители, занимающие область перед зеброй, затрудняют обзорность пешеходам и могут стать причиной аварий и ЧП на дороге.
За парковку на зебре водителю грозит административное наказание в виде штрафа или штрафных баллов. Согласно статье 12.19 КоАП РФ, остановка или стоянка на зебре – это нарушение, за которое может быть выписан штраф в размере от 1 500 до 3 000 рублей или наложен штрафной балл. В случае повторного нарушения, штраф может быть увеличен в два раза.
Перед зеброй установлены дорожные знаки, запрещающие остановку или стоянку, а также предупреждающие о наказании за нарушение. Игнорирование этих знаков может привести к дополнительным санкциям, включая лишение прав.
Расстояние для парковки до пешеходной зоны
Допустимое расстояние остановки перед пешеходным переходом составляет не менее пяти метров. Отсчет начинается от указателя, но если он отсутствует, то расчет следует вести от дорожной разметки.
Внимание: Несоблюдение этого правила приводит к созданию аварийной ситуации, когда пешеходы и другие участники дорожного движения не могут четко наблюдать ситуацию на дороге.
То есть люди могут не увидеть приближающихся автомобилей, а водители – пешеходов.
Также автомобилисты должны учитывать не только наличие дорожных обозначений, но и перекрестки. Если переход находится сразу за пересечением дорог, то парковаться от образовавшегося угла можно также не ближе 5 метров.
Таким образом, при одновременном расположении перекрестка с «зеброй» до дорзнака должно быть не меньше 12 метров – по пять метров от дорожных объектов, а также дополнительные 2 метра под габариты автомобиля.
Остановка возле перехода на встречной полосе
Правила дорожного движения допускают остановку на встречной полосе движения.
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
Смотреть пункт 12.1 полностью.
Тут нужно понимать, что физическое расположение автомобиля значения не имеет. Важно направление движения по проезжей части. Автомобиль не должен закрывать обзор приближающихся автомобилей.