Ставки сборов и таможенных пошлин при импорте и экспорте в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки сборов и таможенных пошлин при импорте и экспорте в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно статье 50 ТК ЕАЭС обязанность по оплате возложена на таможенного декларанта. Во избежание задержек на таможне, деньги нужно положить на лицевой счёт плательщика заранее, в виде авансового платежа. Таможенный орган списывает денежные средства при выпуске декларации. Если деньги не поступят или их недостаточно для выпуска ДТ, то декларация выпущена не будет.

Сроки уплаты таможенных платежей

Внимание! Таможенные платежи оплачиваются декларантом в виде авансового платежа. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации. При этом нужно учитывать, что перевод денег может занять некоторое время.

Есть возможность оплатить на месте подачи декларации:

  • Физические лица могут оплатить пошлину через терминал, который установлен на многих таможенных постах. Это поможет, например, оплатить пошлину с товаров, вес и стоимость которых оказались выше нормы;
  • Юридические лица могут воспользоваться платёжными системами мгновенной оплаты «Таможенная карта» или «Раунд», или обратиться к таможенному брокеру, с которым у Вас заключён договор. Брокер с помощью платежной системы произведёт таможенные платежи без задержек.

Как оформить карту «Таможенная карта»:

  1. Обратиться в банк-эмитент таможенной карты (Райффайзенбанк, Банк ВТБ, Сбербанк и др…);
  2. Выбрать тариф;
  3. Заключить договор с банком.

Как оформить «Раунд»:

  1. Заключить договор с банком-участником системы «Раунд»;
  2. Заполнить заявление на выпуск карты;
  3. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету для проведения удалённой оплаты.

Ставки на алкогольную и табачную продукцию

Таблица. Ставки на алкогольную и табачную продукцию в 2023 году

Наименование продукции Размер ставки
Минеральная вода 15 %, но не менее 0,07 евро за 1 литр
Пиво безалкогольное 0,6 евро за 1 литр
Пиво солодовое 0,6 евро за 1 литр
Вина игристые, включая шампанское 20 %
Вермуты, вина 20 %
Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об. 100 %, не менее 2 евро за 1 литр
Коньяк, бренди, виски 100 %, не менее 2 евро за 1 литр
Табак с неотделенной средней жилкой 5 %
Сигареты, сигары 30 %, но не менее 3 евро от стоимости 1000 штук
Курительный табак 20 %

Стоимость растаможки электромобиля в 2023 году

Таможенная «очистка» импортного автомобиля с электрическим двигателем, осуществляемая при его ввозе на территорию РФ, в 2023 году будет требовать уплаты суммы, в которую войдут сразу пять обязательных платежей:

  1. Утилизационный сбор.
  2. Таможенный сбор.
  3. Таможенная пошлина.
  4. Акциз.
  5. Налог на добавленную стоимость (НДС).

С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны — участники ЕАЭС могут устанавливать собственный порог беспошлинного ввоза, не превышающий установленный решением ЕЭК.

Нормы ввоза товаров установлены решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования». Решением Совета ЕЭК от 17 марта 2022 года № 35 порог беспошлинного ввоза для физических лиц повышен до 1000 евро на срок с 31 марта до 1 октября 2022 года, а Решениями от 23 сентября 2022 года № 151 и 30 марта 2023 года № 30 — продлён до 1 октября 2023 года.

Читайте также:  Требования к сейфам для нарезного оружия. Развенчиваем мифы

Калькулятор таможенной пошлины

Таможенный калькулятор, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который не актуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует указать все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

Самые свежие промокоды AliExpress и сравнение цен на смартфоны помогут сэкономить тысячи рублей.

Расчёт и ставки пошлин на экспорт

Формула расчёта экспортной таможенной пошлины на вывоз товара из России зависит от типа её ставки. Российским законом «О таможенном тарифе» установлены III типа ставок.

  • Адвалорная или стоимостная ставка добавляется в виде процентов к таможенной цене вывозимых изделий. Сумма таможенных сборов равна произведению этой ставки, выраженной в процентах, и таможенной стоимости.
  • Специфическая ставка постановляется в денежном значении за количество облагаемых товаров. Денежной единицей выступает евро.
  • Комбинированная ставка совмещает в себе и стоимостные, и численные значения вывозимых товаров. Размер пошлины устанавливается либо путём сравнением этих величин, либо их сложением. Это зависит от типа комбинированной ставки. Конечная сумма вывозного налога выявляется способом сравнения по наибольшему значению.

Сумма оплаты таможенного сбора определяется за оформление, сопровождение и хранение товара согласно Таблицам 1, 2, 3, 4. Исходя из имеющихся данных расчет в 2022 году также выполняется методом суммирования отдельных позиций.

Размер таможенного сбора 2021

В п.1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 г. N 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» указаны следующие тарифы на оформление груза при прохождении поста на таможне:

стоимость груза до 200 тыс.рублей 775 руб.
от 200 000 до 450 000 1 550 руб.
от 450 000 до 1,2 млн. 3 100 руб.
от 1,2 млн до 2,7 млн. 8 530 руб.
от 2,7 млн. до 4,2 млн. 12 000 руб.
от 4,2 млн. до 5,5 млн. 15 500 руб.
от 5,5 млн. до 7 млн. 20 000 руб.
от 7 млн. до 8 млн. 23 000 руб.
от 8 млн. до 9 млн. 25 000 руб.
от 9 млн. до 10 млн. 27 000 руб.
свыше 10 млн. 30 000 руб.

Как рассчитать таможенную пошлину?

Как уже сказано выше, нормы беспошлинного ввоза включают два критерия: стоимостной и весовой. При превышении хотя бы одного из этих двух лимитов начисляется пошлина. Месячных норм больше нет: можно заказывать товар за товаром, лишь бы продавец или торговая площадка (из благих, разумеется, побуждений) не решили объединить посылки.

Весовой критерий применительно к почтовым отправлениям — сущая экзотика. Почти вся посылочная масса, рассылаемая онлайн-магазинами, представляет собой мелкие пакеты (это не уничижительная характеристика, а один из видов почтовых отправлений), вес брутто которых по действующим почтовым нормам не должен превышать 2 кг. По этой причине мелкий пакет может превысить только стоимостную таможенную норму.

Начисление пошлины производится от величины превышения нормы. Например, для товара стоимостью 1050 евро пошлина начисляется от суммы 50 евро. Для посылки весом 33 кг пошлина начисляется за 2 кг превышения веса.

Важно понимать, что даже в случае превышения сразу двух лимитов, пошлина начисляется только по одному — наибольшему — значению суммы, а не суммируется.

Ставка таможенной пошлины согласно решению ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 составляет «15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм». Если в дело вступает ФТС (например, таможенник усомнился в декларированной стоимости товара и… угадал), за оформление таможенной пошлины взымается дополнительный фиксированный таможенный сбор — 250 рублей.

Читайте также:  УВЕДОМЛЕНИЕ МВД О ПРИЕМЕ НА РАБОТУ И УВОЛЬНЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В 2023 ГОДУ

Рассчитаем размер таможенной пошлины для товара из примера, приведённого выше.

  • пошлина за превышение стоимостной нормы: (1050 — 1000) * 0,15 = 7,5 евро.
  • пошлина за превышение весовой нормы: (33 — 31) * 2 = 4 евро.

Наибольшая сумма — за превышение стоимостной нормы, следовательно, именно её следует уплатить в качестве таможенной пошлины для данного товара.

Как изменились таможенные лимиты в России и Беларуси

Правительства РФ и Беларуси временно повысили порог беспошлинного ввоза для физических лиц при покупке вещей в зарубежных интернет-магазинах. До 1 апреля 2023 года не требуется платить пошлину при ввозе товаров на сумму до 1000 евро. Максимальный вес посылки, который не подлежит таможенному обложению, остался без изменений, — 31 кг.

С 1 января 2020 года в странах ЕАЭС действуют правила ввоза товаров, согласно которым при превышении лимита в 200 евро покупатель оплачивает таможенную пошлину. Пошлина состоит из двух частей: фиксированного таможенного сбора и собственно пошлины, которая рассчитывается как 15% от суммы превышения лимита.

Например, если суммарная цена на вещей в посылке равняется 300 долларов США, то заказчик платит с учетом пошлины $317. Дополнительная сумма состоит из $5 — размер фиксированного сбора (500 руб.) и $12 — пошлины. Оформление посылок на таможне проходит в автоматическом режиме, однако алгоритмы позволяют таможенной службе проверять реальную стоимость вещей и устанавливать соответствие реальной цены товара и цены, указанной в таможенной декларации.

Временные изменения в таможенном оформлении, вероятно, связано с ограничениями, которые были введены в США и странах Западной Европы на доставку в Россию и Беларусь. В отдельной статье мы перечисли действующие ограничения на покупку и отправку в Россию гаджетов, одежды и аксессуаров.

Что такое ввозная (импортная) таможенная пошлина?

Ввозная таможенная пошлина, по-другому называемая импортной, – это тип обязательного платежа, взимаемого таможенными органами России, когда товар ввозится на территорию страны. Этот вид сборов взимается во всем мире и, несмотря на существенные различия в цифрах и процентах, есть общая тенденция, которой следует каждая страна при формировании платежей: минимальные пошлина на импорт сырья для своих производителей и максимальные – на продукцию, конкурирующую с отечественной. Документом, регулирующим процедуру оплаты импортных пошлин на территории РФ, как и других стран Таможенного Союза (ТС), является Таможенный Кодекс ТС.

Ввозная пошлина – основной вид сборов, взимаемых с импортера товара. Однако кроме этого существуют и так называемые косвенные ввозные платежи, которые также необходимо внести при растаможке товара, импортируемого на территорию стран Таможенного Союза. С юридической и экономической точки зрения все платежи можно классифицировать как формирующиеся на основе ТК – сборы и пошлины, и на основе Налогового Кодекса РФ – НДС, акцизы.

  • НДС (налог на добавленную стоимость). Порядок оплаты регламентируется налоговым законодательством РФ и ТК ТС.
  • Акцизные сборы, регулируемые теми же документами, что и НДС. Применяются только в отношении импорта подакцизных товаров: табачных изделий, алкоголя, ГСМ, автотранспорт и т.п. Подробный перечень – в Налоговом Кодексе РФ.
  • Таможенные сборы (платежи за таможенное оформление). Эти сборы взимаются таможенным органом за действия по ввозу товара на территорию страны.

Что именно отменило правительство?

Во-первых, для ввозимых автомобилей отменено обязательное требование об оснащении их системой ЭРА-ГЛОНАСС, причем послабление касается как юрлиц, так и частников: упрощенный порядок действует до 1 февраля 2023 года, но может быть продлен. Из-за дефицита микроэлектроники системы ЭРА-ГЛОНАСС попали в разряд дефицитных, и обязательную установку тревожной кнопки для самих производителей отменили еще раньше. Но для ввозимых машин требование оставалось, в результате стоимость установки ЭРА-ГЛОНАСС возросла до 50–100 тысяч рублей.

Во-вторых, правительство разрешило ввозить автомобили без одобрения типа транспортного средства (ОТТС) — документа, который выдается по результатам полной сертификации автомобиля в специализированных лабораториях и подтверждает его соответствие требованиям безопасности. Например, ОТТС оформляли официальные импортеры, когда готовились ввозить в Россию новую модель или модификацию машины: документ распространялся на всю партию однотипных автомобилей. Теперь процедура перестала быть обязательной.

Читайте также:  Все о званиях «Ветеран труда» и «Ветеран труда Алтайского края»

Однако при параллельном ввозе автомобиля по-прежнему нужен другой документ — СБКТС (свидетельство о безопасности колесного транспортного средства). Его получают в сертифицированных лабораториях при ввозе единичных автомобилей или при изменении конструкции (включая установку ГБО). При этом для ввозимых машин процедура достаточно проста, и остается лишь вопрос пропускной способности сертификационных центров в случае массового ввоза машин.

Правительство де-факто отменило разделы техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств» в части ввода автомобилей в обращение. Теперь юридические лица смогут ввозить авто без ОТТС, разрешения правообладателей и прочего. Единственное ограничение — это пропускная способность экспертной организации, ФГУП НАМИ. В ближайшее время будет понятно, как институт собирается проводить оценку соответствия таких автомобилей, сколько времени займет выдача документов. В любом случае это большой шаг вперед. Осталось добиться снижения таможенных ставок и утилизационных сборов.

Отмена пошлин может не сработать

Нынешняя ситуация отчасти искусственна: укрепление рубля во многом объясняется снижением импорта — в России просто нет спроса на валюту. А значит, резкое увеличение поставок, например, из Китая, может поколебать выгодное соотношение рубля и юаня.

Дефицит автомобилей наблюдается не только в России, но и во всем мире: проблемы начались на волне пандемийных локдаунов, а весной 2022 года ряд автомобильных заводов в Европе останавливался из-за ситуации на Украине, которая являлась крупным производителем электропроводки для автопрома. Запасы машин истощились во многих странах и это подтолкнуло вверх цены: скажем, в США непросто купить Toyota RAV4 без изрядной наценки. Поэтому прайсы на машины не всегда соответствуют реальной стоимости.

Остро стоят вопросы логистики. Удобные для автомобильного импорта страны, по большому счету, для России закрыты, а доставка из Китая или Арабских Эмиратов в отсутствие полноценных морских путей — процесс долгий и затратный.

Кроме того, нет понимания, согласятся ли другие страны содействовать России, поскольку при импорте некоторых автомобилей (тех же Volkswagen Lavida) может возникнуть риск вторичных санкций.

Наконец, для правительства России вопрос пошлин всегда был болезненным, а их отмена будет выглядеть как отказ от концепции национального производства. И хотя это самое производство сегодня трещит по швам совсем по другим причинам, пошлины остаются одним из способов показать, что власти думают о поддержке местных заводов.

Пошлинами не облагаются машины из Казахстана, и там есть привлекательные для ввоза модели. А из Эмиратов уже сейчас активно везут автомобили, правда, довольно дорогие.

Насколько значима возможная отмена таможенных пошлин?

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин с весны этого года продвигает идею отмены пошлины:

— Это единственный путь насытить наш дефицитный рынок и снизить цены, — убежден он. — Без этого шага мы рискуем превратиться в автомобильную Кубу, где одни автомобили разбирают, чтобы другие ездили.

Пока никакой конкретики в вопросе нет, поскольку потенциальная отмена пошлин прежде всего интенсифицирует ввоз автомобилей, представляющих конкуренцию для оставшихся местных производителей — АВТОВАЗ и УАЗ. Правительство же намерено поддерживать их, что видно, например, по возобновлению программы субсидированного кредитования, в которую попали только российские бренды. Кроме того, снижение сборов осложнит жизнь тем же китайским производителям, которые быстро осваивают российский рынок. На уровне деклараций правительство РФ поддерживает эти усилия.

При этом отмена пошлин и утилизационных сборов (аналога пошлин) сделала бы выгодным ввоз автомобилей из Японии, Эмиратов, Китая и даже Южной Кореи. Вот сравнение цен автомобилей в России и за границей с учетом пошлин и без них — разница более чем существенная.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *