Пенсии по возрасту в Беларуси — как начисляются и условия получения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии по возрасту в Беларуси — как начисляются и условия получения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Вопрос: какие условия назначения пенсий в 2023 году?

Ответ: В соответствии со статьёй 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) право на пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам по достижении возраста 63 года, женщинами – 58 лет.

Пенсия назначается со дня обращения в орган по труду, занятости и социальной защите, но не ранее даты возникновения права на пенсию.

Работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через своего работодателя. Неработающие граждане – по месту регистрации.

Для назначения в 2023 году трудовой пенсии по возрасту, в том числе досрочной пенсий, требуется не менее 19 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) согласно законодательству о государственном социальном страховании (далее – страховой стаж).

Согласно части первой статьи 51 Закона в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Иные периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 указанного Закона, в том числе военной службы, получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования в дневной форме, ухода за детьми в возрасте до 3 лет, за инвалидами 1 группы и лицами, достигшими 80-летнего возраста, получения пособия по безработице и др., в страховой стаж для определения права на трудовую пенсию не засчитываются. Данные периоды при наличии права на трудовую пенсию включаются в стаж работы для исчисления размера трудовой пенсии.

Страховой стаж меньшей продолжительности требуется для назначения пенсии по возрасту отдельным категориям граждан:

родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам – не менее 5 лет;
гражданам, имеющим длительный стаж работы (не менее 40 лет у мужчин и не менее 35 лет у женщин); гражданам, у которых имеется не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях) при наличии общего стаж работы не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин и отсутствии права на пенсию в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих; женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста (при наличии не менее 20 лет общего стажа работы) – не менее 10 лет;
гражданам, которые до достижения общеустановленного пенсионного возраста являлись инвалидами I и (или) II группы более 10 лет – снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности, при нахождении на инвалидности более 21 года – 5 лет.

При назначении пенсии в 2023 году, заработок для исчисления пенсии определяется за последние 29 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж (согласно законодательству период для исчисления индивидуального коэффициента заработка ежегодно увеличивается на 1 год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы).

Сведения о заработной плате до 1 января 2003 года подтверждаются справкой о размере заработка, выдаваемой работодателем (его правопреемником), архивом на основании находящихся на хранении документов бухгалтерского учета. За периоды работы после 1 января 2003 года размер заработка подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, выдаваемой районными отделами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по запросам органов по труду, занятости и социальной защите.

Лицам, не имеющим права на пенсию по возрасту на общих основаниях в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может быть назначена пенсия по возрасту при неполном страховом стаже мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет при наличии у них не менее 10 лет страхового стажа.

Гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию по возрасту, может быть назначена социальная пенсия по достижении возраста мужчинами – 65 лет, женщинами – 60 лет.

Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.

Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декаб­ря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.

По законодательству перерасчет осуществляется:

– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;

– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

Кому положена трудовая пенсия

В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:

  • достичь установленного законодательством возраста;
  • иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
  • выработать определенный законом страховой стаж.
Читайте также:  Замена водительских прав в 2023 году

Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.

Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.

Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:

  • армейская служба;
  • уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
  • обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
  • декретный отпуск;
  • получение пособия по безработице.

Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям

Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».

— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.

Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.

— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.

Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.

Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».

— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.

Средства социальной реабилитации

В новом году на обеспечение техническими средствами социальной реабилитации будет направлено более Br60 млн. Такие средства ежегодно получают около 200 тыс. человек.

С 6 января инвалиды смогут самостоятельно приобретать 10 наименований средств реабилитации, а затраты будут компенсироваться государством. В основном это касается тифлотехнических средств, предназначенных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха. Также это противопролежневые матрацы и вспомогательные приспособления для одевания, приема и готовки пищи, удовлетворения бытовых и иных потребностей.

При этом для граждан, которые не желают самостоятельно приобретать средства реабилитации, сохраняется право получить их в органах по труду, занятости и социальной защите.

Более того, расширяется перечень категорий инвалидов, которые имеют право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях.

Зарплатная арифметика

С 1 января изменен порядок исчисления среднего заработка. Во-первых, для исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового и социального (в связи с получением образования) отпусков, для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск изменено среднемесячное количество календарных дней с 29,7 на 29,6. Во-вторых, обобщены наименования структурных элементов заработной платы без изменения порядка исчисления среднего заработка. Определение структуры зарплаты, условий и порядка ее выплаты, в том числе стимулирующих выплат, относится к компетенции нанимателя. Выплаты, производимые за текущий месяц, как и прежде, включаются в расчет среднего заработка в том месяце, за который они начислены (например, ежемесячная премия за октябрь — в расчет среднего заработка в октябре). В-третьих, конкретизируется, что при установленной сумме ущерба для определения порядка его возмещения (судебном либо нанимателем) применяется поправочный коэффициент.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

С 1 января 2023 года выросли пенсии и страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту. Установлен новый размер семейного капитала. Продлевается право пожилых и инвалидов на внеочередное лечение после COVID-19 в санаториях Минтруда и соцзащиты, совершенствуются механизмы обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации.

В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий преду­сматривается направить 3,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в среднем выплачивается на 228 тысяч детей. Его размер пересчитывается два раза (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.

Читайте также:  Номер двигателя не читается. Можно ли зарегистрировать авто в ГИБДД?

Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности; пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет; пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.

В январе 2023-го единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило почти 3,4 тысячи рублей, второго и последующих — почти 4,8 тысячи рублей. Пособия выплачиваются на 405 тысяч детей, или каждого четвертого ребенка страны.

Как учитывается заработок в другой валюте

Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?

Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.

Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.

Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.

Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.

Минимальная пенсия в Беларуси

Минимальная пенсия в Белоруссии – это показатель пенсионной выплаты, ниже которого пенсионер не может получить по закону. Её размер формируется на основании фонда ФСЗН, роста инфляции и экономической ситуации в стране. Устанавливается пенсия в зависимости от величины прожиточного минимума и различается для всех категорий граждан.

Категория граждан

Размер минимальной пенсии

Пенсионеры

25% от БПМ

Инвалиды I и II групп

100% от БПМ

Инвалиды III группы

50% от БПМ

Многодетные матери-героини

100% от БПМ

Пенсионеры за выслугу лет

25% от БПМ

Граждане, утратившие кормильца

100% от БПМ

Каков размер минимальной пенсии в разных регионах?

Минимальный уровень пенсии зависит от регионального прожиточного минимума, утверждённого органами власти субъекта Федерации. В наступившем 2022 году он рассчитывается по обновлённой методике. Она привязана к общероссийскому уровню ПМП, умноженному на коэффициент, который утверждён для каждого конкретного региона. Благодаря этому удалось избежать ситуаций, когда региональный ПМП оставался на прошлогоднем уровне, в связи с чем и минимальная пенсия тоже не увеличивалась.

Приведём некоторые цифры. В Москве выплачивают целых две минимальные пенсии. Пенсионеры, имеющие московскую регистрацию не менее десяти лет, получают минимум 21 193 рубля. Минимальная пенсия остальных столичных пенсионеров 14 009 рублей. Петербуржцам выплачивают минималку 11 317,80 рублей. В Чукотском АО минимальная пенсия достигла уровня 23 432 рубля. А в Чувашской Республике выплачивается самая скромная минимальная пенсия 8 736 рублей.

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

МЕХАНИЗМ РАСЧЕТА ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

Порядок исчисления размера пенсий по возрасту регулируется статьями 23, 56, 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон). Размеры трудовых пенсий по возрасту зависят от продолжительности стажа и уровня заработной платы, из которой производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Так, в соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда (пункт «а» статьи 12 и статьи 13 Закона) сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

Справочно: с 1 августа 2016 г. минимальный размер пенсии по возрасту составляет 43,88 рублей (25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь).

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике производится корректировка фактического заработка пенсионера путём умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой для назначения и перерасчета пенсий (далее – средняя заработная плата работников), на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Справочно:Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путём соотнесения его ежемесячного фактического заработка и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде. В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Полученная величина заработка ограничивается в соответствии с правилами, установленными статьей 56 Закона: заработок не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов. Заработок в пределах от 130 до 400 процентов (с 01.01.2016 – до 500 процентов) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый, второй и третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (часть первая статьи 13 Закона), – в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

Читайте также:  Как встать на биржу труда: способы, документы, пособие по безработице

При этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в период работы, службы, либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятий сельского хозяйства) не выплачивается.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы и невысокий заработок, 8 декабря 2014 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 570).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2015 г. для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста,и имеющих стаж работы женщины более 30 лет, мужчины более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30/35 лет на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. При этом для лиц, имеющих стаж работы женщины 40 лет и более, мужчины – 45 лет и более, увеличение в размере не ниже 0,7 процента средней заработной платы работников устанавливается с 21-го года стажа работы для женщин и 26-го года – для мужчин.

Справочно:Cсредняя заработная плата работников с 1 сентября 2015 г. составляет 593,47 руб. (с учетом деноминации), соответственно 0,7% средней заработной платы работников – 4,15 руб.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2016 г. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Пример 1: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 35 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. -осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по нормам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. – 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Таким образом, заработок, из которого будет исчисляться пенсия, составит 323,45 руб. (77,15 руб. + 69,44 руб. + 61,72 руб. + 54,01 руб. + 46,29 руб. + 14,84 руб.).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

323,45 руб. х 65 % (размер пенсии за стаж работы 30 лет) + 593,47 руб. х 0,7% х 5 лет (увеличение пенсии за стаж работы сверх 30 лет с учетом подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 570) = 231,01 руб. – размер пенсии в сентябре 2016 г. женщине.

Пример 2: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. – осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

Изменений уже с 1 января 2023 года относительно пенсионеров, настоящих и будущих, сразу несколько. Так, отработанное время, за которое надо предоставить справки о заработной плате, вырастет до 29 лет. Впереди еще два года и повышения данного срока до 31 года. А до 19 лет повысится тот минимальный страховой стаж, который нужен для назначения трудовой пенсии.

А вот реформа, затрагивавшая увеличение пенсионного возраста белорусов, уже завершена. Потому с 1 января 2023 года и далее (пока ее продолжение не планируется) пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года.

Теперь о том, что касается конкретных сумм. Так, Федерация профсоюзов Беларуси сообщала, что в 2023-м было запланировано, как минимум, одно повышение пенсии. А еще есть цифра среднемесячной пенсии по возрасту для неработающего пенсионера в 2023 году – это 693 белорусских рубля.

Что касается повышение пенсии в Беларуси (речь о трудовой пенсии), то в Минтруда его также ожидают не менее одного раза в 2023 году. Произойти это может, по словам главы госоргана Ирины Костевич, при росте зарплаты в стране и соответствующим уровнем инфляции. А наиболее оптимистичным на этом фоне выглядит заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, который пообещал повысить пенсии в 2023 году «раза три».

Добавим также, что своим чередом стоит ждать повышения социальных пенсий, повышений, надбавок и доплат к пенсиям. Их, по традиции, пересчитают в соответствии с ростом бюджетом прожиточного минимума, который пересчитывают раз в квартал – с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.

Социальная пенсия в Беларуси

Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.

В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:

  • дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
  • инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
  • детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
  • мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *