Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортные расходы в «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пункты 9, 10 ФСБУ 26/2020 устанавливают, что суммы, уплаченные по доставке ОС, должны включаться в состав затрат на его приобретение или сооружение. При этом не важно как ОС получены — по договору купли-продажи, безвозмездно или построены хозяйственным способом.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) — это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материально-производственных запасов (МПЗ), в т. ч. готовой продукции и товаров, в организацию (п. 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, далее — Методические указания по МПЗ).

К ТЗР, например, могут относиться:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций по перевозке товаров (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств;
  • плата за временное хранение грузов;
  • другие расходы.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 №44н, далее — ПБУ 5/01).

В фактическую себестоимость включаются также фактически произведенные затраты организации на доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 11 ПБУ 5/01).

Согласно пункту 83 Методических указаний по МПЗ организация самостоятельно выбирает и закрепляет в учетной политике следующие способы распределения ТЗР:

  • в стоимости МПЗ (пп. «в» п. 83 Методических указаний по МПЗ);
  • на отдельных счетах (пп. «а» , «б» п. 83 Методических указаний по МПЗ). В конце месяца ТЗР списываются на затраты (расходы) пропорционально стоимости МПЗ, отпущенных в производство (проданных) в течение месяца.

Организация, которая ведет торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, полностью включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

В налоговом учете по общему правилу стоимость ТЗР включается в стоимость МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ). Для торговых организаций издержки обращения, в том числе и ТЗР, формируются с учетом особенностей, изложенных в статье 320 НК РФ.

Согласно абзацу 3 статьи 320 НК РФ расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, кроме внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ), осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Для того чтобы определить сумму транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, рассчитываются следующие показатели:

1. Сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце.

2. Стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца.

3. Средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1 ст. 320 НК РФ) к стоимости товаров (п. 2 ст. 320 НК РФ).

4. Сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

При расчете суммы прямых расходов, относящейся к остаткам товаров на складе, в соответствии с требованиями статьи 320 НК РФ в показатель «товары на складе» должны включаться все товары, право собственности на которые находится у налогоплательщика, в том числе товары, находящиеся в пути, право собственности на которые перешло к налогоплательщику, а также отгруженные налогоплательщиком товары до перехода права собственности к покупателям (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-03-09/70).

При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров статья 320 НК РФ не предусматривает (письмо Минфина России от 12.11.2009 № 03-03-06/4/98).

Таким образом, налогоплательщик вправе выбрать один из двух вариантов учета транспортных расходов и закрепить его в учетной политике для целей налогообложения прибыли:

  • включить транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, в стоимость этих товаров (п. 2 ст. 254 НК РФ). При таком варианте учета транспортные расходы списываются вместе с реализуемым товаром;
  • учитывать транспортные расходы отдельно. В этом случае транспортные расходы все равно считаются прямыми и подлежат распределению в пропорции между реализованными товарами и товарами на складе (абз. 3 ст. 320 НК РФ).

Примеры расчётов и проводок в бухгалтерском учёте

Как распределить транспортные расходы на стоимость товара покупателю товара.

Читайте также:  Какие договоры подлежат государственной регистрации?

Пример 1

Бухгалтеру ООО «Альфа» нужно рассчитать и отнести на товар прямые транспортные расходы (ПТР) по итогам июня 2021 года. Организация приобретает товары для последующей перепродажи на условиях доставки до своего склада силами продавца. ТР оплачиваются как отдельная услуга. Право собственности к покупателю переходит после доставки на его склад.

На 1 июня сумма ПТР на остаток на складе (ПТРн) составила 12 тыс. руб.;

сумма полученных ПТР в течение июня (ПТРо) — 56 тыс. руб.;

остаток товара на складе на 1 июля (СТк) — 112 тыс. руб.;

стоимость реализованных в июне товаров (СТо) — 845 тыс. руб.

Считаем средний процент:

(12 тыс.руб. + 56 тыс. руб.) / (845 тыс.руб. + 112 тыс.руб.) = 7%

Считаем ПТР по остатку на складе:

7% х 112 тыс.руб. = 7,8 тыс. руб.

Считаем сумму ПТР, которую можно принять к затратам июня:

(ПТРн + ПТРо) — ПТРост = (12 тыс.руб. + 56 тыс.руб.) — 7,8 тыс.руб. = 60,2 тыс. руб.

В учёте операции отражаются следующими проводками:

  • Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от реализации товаров в июне;
  • Дт 90 — Кт 41 — отражена себестоимость проданных товаров (845 тыс.руб.);
  • Дт 62 — Кт 90 — отражена выручка от транспортных услуг по доставке товара;
  • Дт 90 — Кт 44 — в себестоимость товаров включены распределённые ПТР (60,2 тыс.руб.).

Действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету предусматривают 3 варианта учета ТЗР (п.п. 83, 85 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н):

1) ТЗР относятся на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;

2) ТЗР списываются на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;

3) ТЗР включаются в фактическую себестоимость материалов, учитываемых на счете 10.

Последний вариант рекомендуется в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

У тех, кто может вести упрощенный бухучет, есть еще один вариант: списывать ТЗР на расходы сразу в момент их возникновения (п. 13.1 ПБУ 5/01 ).

При этом важно учитывать, что конкретный порядок учете ТЗР каждая организация определяет самостоятельно с учетом своей специфики и закрепляет это в своей Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Организация, закупая товар, сталкивается с необходимостью оплаты транспортных расходов. Но не все предприятия знают, что под этим понимается. Расшифровка ТЗР достаточно проста: это транспортно-заготовительные расходы. В них может входить множество разновидностей затрат. В общем виде к их числу могут относиться любые издержки, которые несет предприятие для собственного снабжения МПЗ. Все они включаются в фактическую себестоимость готовой продукции, но могут относиться к прямым или косвенным издержкам.

Точное понятие транспортно-заготовительных расходов дано в Методических указаниях (пункт 70), которые были утверждены Минфином в приказе № 119н от 28 декабря 2001 года. Согласно документу, под ТЗР понимаются затраты предприятия, которые напрямую связаны с заготовкой и доставкой материалов на производство.

Издержки на доставку и заготовку в большинстве организаций составляют наиболее значимую часть себестоимости продукции. К ним относятся затраты, связанные с транспортировкой, подготовкой, обеспечением сохранности овеществленных ресурсов. Списки таких издержек для разных организаций могут значительно различаться. Важный момент – в любом случае принятые в конкретной фирме статьи ТЗР должны быть зафиксированы в учетной политике.

В редких случаях такого рода траты могут быть сразу включены в цену овеществлённых ресурсов. Обычно такой способ выбирают малые субъекты хозяйствования, имеющие дело с ограниченной номенклатурой (и, как правило, практикующие упрощенную систему налогообложения).

Чаще всего на практике приходится распределять ТЗР между реализованными (отданными в производство) ресурсами и ресурсами, хранящимися на складских территориях.

Существует несколько методологий разделения трат на доставку и заготовку. Свои особые способы разработаны для торговых организаций.

Один из самых часто применяемых ввиду своей объективности вариантов – это аккумуляция расходов по заготовке и транспортировке ценностей на отдельном счете. А затем расчет процента распределения ТЗР по специальной формуле и списание их на производственные счета.

ТЗР при покупке товаров

ПБУ 5/01 определяет, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов (пп.6, 11). Пунктом 83 методических указаний допускается использование трех способов записи ТЗР в условиях покупок. Компании предписано выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.

  1. Для отражения используется 15-й счет «Заготовление и приобретение материалов».

Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:

  • договорные цены (при этом в них не должны быть учтены сопутствующие затраты на заготовку и доставку);
  • цены, действовавшие в прошлых периодах;
  • запланированные цены;
  • средние цены, действующие по определенной группе МПЗ.
Суть записи Дт Кт
Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения) 15 60, 71, 76
Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний) 15 60, 71, 76
Приходуем материалы, используя учетные цены 10 15
Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной 16 15
Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная 15 16
Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену 20, 23 10
Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется. 20, 23 16

Состав транспортно-заготовительных расходов

К транспортно-заготовительному типу издержек причисляют платежные операции за услуги по доставке материалов, хранению ценностей на складских объектах и на территории сторонних компаний. В эту категорию входят взносы по договорам страхования (если страхуется перевозимый груз), уплаченные таможенные пошлины. В качестве ТЗР можно показать в учете:

  • оплату счетов за оказанные посредниками услуги;
  • погашение обязательств по обслуживанию кредитов, взятых для закупки материалов;
  • возмещение подотчетных сумм сотрудникам, которые задействованы в приобретении запасов;
  • величину недостач, образовавшихся в пределах нормативов при транспортировке.

КСТАТИ, в сумму доставки можно включать не только транспортные расходы, но и оплату услуг по погрузке товаров, их разгрузке в пункте назначения.

В состав издержек, связанных с хранением ценностей, относят траты по оплате труда персонала, занятого в мероприятиях по заготовке, приемке, обеспечению сохранности и отпуску материалов. Правила учета позволяют зачесть в качестве ТЗР комиссионные компенсации снабженческим структурам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Полный список транспортно-заготовительных расходов каждая компания формирует самостоятельно и утверждает его внутренними документами.

Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов

Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?

Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной

В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен: 60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.

Транспортные расходы на доставку листового металла составили: 7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.

Бухучет: списание ТЗР в расходы

Перед тем как определить сумму ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца), нужно рассчитать средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов. Для этого используйте формулу:

Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов = Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде : Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах) × 100%

Как произвести расчет транспортно-заготовительных расходов

Если организация отличается ограниченной номенклатурой изготавливаемых продуктов и небольшими оборотами, вся сумма ТЗР напрямую учитывается в структуре себестоимости. Но на практике такое встречается не слишком часто.

Обычно фирмы работают сразу в нескольких направлениях и выпускают продукты в достаточно широком ассортименте. Поэтому ТЗР в течение определённого временного отрезка учитываются отдельно, а затем особым образом распределяются между произведенными (проданными) товарами и оставшимися в складских помещениях ценностями.

Существует формула, по которой рассчитывается процент распределения этого вида издержек:

(ТЗРнач + ТЗРотч)/(МЦкон + РМЦотч)*100%, где

ТЗРнач – величина расходов на начало периода;

ТЗРотч – издержки, произведенные в течение периода;

МЦкон – сумма материальных ценностей, имеющая место на конец периода;

РМЦотч – величина таких расходов, осуществленных в течение периода.

Практическое задание по теме «Процесс снабжения в бухгалтерском учете»

Задание 1: Сальдо по счету 10/5 «Запасные части» на 01.06.2018 года 127 200 руб. по счету 10ТЗР – 11 900 руб. В течении месяца поступили запасные части от поставщиков – 20 200 руб., наценка 20 %, НДС – 18%.

  • приобретенные запчасти за счет подотчетных сумм 850 руб.

Затраты по доставке:

  • услуги грузового транспорта – 3 000 руб.
  • зарплата с начислениями – 2 700 руб.
  • услуги подотчетных лиц – 2 120 руб.
  • на ремонт грузовых машин – 18 750 руб.
  • на ремонт тракторов – 14 500 руб.
  • на ремонт легковых машин – 11 127 руб.
  • на ремонт плит в столовой – 870 руб.
  • на ремонт пилорамы – 6 820 руб.

Составить корреспонденцию счетов, определить и списать отклонения.

Если организация транспортно-заготовительные расходы относит на фактическую себестоимость, то делаются такие проводки:

  • Д-т 10 К-т 60 (20, 75) – поступление материалов.
  • Д-т 10 К-т 60 (76, 26) – отнесены расходы на себестоимость.

Рассмотрим, как обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы.

Счет 10:

  • Д-т 10 К-т 60 (20) – поступление сырья.
  • Д-т 10 К-т 76 (23) – учтены ТЗР.
Читайте также:  Стаж педагогической работы для пенсии в 2023 году

Счет 15:

  • Д-т 15 К-т 76 – поступление материалов по договорной стоимости.
  • Д-т 15 К-т 76 – учтены расходы на транспортировку в фактической себестоимости.
  • Д-т 10 К-т 15 – оприходование материалов.

Как распределить складские расходы по нескольким видам материалов, при условии, что они были доставлены одним перевозчиком? Для таких случаев организация может разработать отдельную методику учета расходов и закрепить ее в учетной политике.

Например, можно указать, что при доставке разнородных МЗП одним автомобилем ТЗР будут распределять пропорционально количеству, весу или их объему. Если осуществляется поставка разнородных групп материалов (одни измеряются в штуках, другие – в тоннах), то нужно либо привести все единицы измерения к одному знаменателю, либо расходы распределяются между группами, например, пропорционально количеству мест в автотранспортном средстве. Следующий этап – внутри каждой группы распределить затраты прямопропорционально действующих там единиц измерения.

Складской комплекс в неторговых организациях

Порядок учета запасов подробно расписан в Методических указаниях по БУ МЗП. Излишнее сырье списывается на счет 41 по себестоимости с учетом ТЗР. Неторговые предприятия могут покупать товары через подразделения, осуществляющие торговую деятельность. Тогда ТЗР учитываются на счете 44 по субсчету «Коммерческие расходы».

Многопрофильные организации осуществляют несколько видов деятельности. Транспортные расходы таких предприятий учитываются по Д-т счета 23, оказанные услуги списываются с К-т 23 в Д-т 20 (29) по себестоимости. Способ распределения затрат организация может выбирать самостоятельно: пропорционально реализации, количеству сотрудников. Главное — этот порядок учета утвердить соответствующим приказом руководителя.

Метод списания оставшихся сумм ТЗР на конец периода определяется по бухгалтерскому учету. Чаще всего эти расходы переносятся в Д-т 90. Остаток по счету 44 соответствует сумме расходов, приходящихся на остаток непроданных на конец периода товаров. Сумма ТЗР на конец периода определяется по среднему проценту затрат за отчетный месяц.

Распределение ТЗР при поставке нескольких видов материалов

Ситуация: как распределить в бухучете ТЗР по нескольким видам материалов, доставленных одним транспортным средством?

Порядок распределения транспортных расходов в бухучете нормативными документами не регламентируется. Поэтому оптимальный метод организация может разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008). Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами. Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве. Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов. Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Пример распределения ТЗР между разнородными материалами методом перевода всех единиц измерения к одной

В ООО «Альфа» одним транспортным средством были доставлены два вида материалов: листовой металл (100 листов) и уголок металлический (200 м). Транспортные расходы составили 7000 руб. без НДС.

Для распределения транспортных расходов бухгалтер «Альфы» перевел различные единицы измерения материалов в одну – килограммы. Вес одного листа металла составляет 60 кг. Вес одного метра уголка – 15 кг. Общий вес доставленных материалов равен: 60 кг × 100 листов + 15 кг × 200 м = 9000 кг.

Сумму транспортных расходов бухгалтер распределил следующим образом.

Транспортные расходы на доставку листового металла составили: 7000 руб. × 6000 кг : 9000 кг = 4667 руб.

Транспортные расходы на доставку уголка металлического составили: 7000 руб. × 3000 кг : 9000 кг = 2333 руб.

Расчет транспортно — заготовительных расходов

Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е. к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях. К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.

Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.

Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:

%ртзр – процент распределения ТЗР,

ТЗРн – ТЗР на начало,

ТЗРот – ТЗР за отчетный период,

Мк – остаток МЦ на конец периода;

Рот – расход МЦ за отчетный период.

Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *