Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль и надзор за состоянием охраны труда на сети железных дорог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предупредительные талоны по охране труда РЖД – это карточки, применяемые для учета нарушений норм охраны труда. Все работники предприятия должны соблюдать правила ОТ. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах.
В Трудовом кодексе РФ ничего не сказано о порядке применения талонов. Это значит, что для регулирования системы учета работодатель издает соответствующие локальные документы. Они подлежат соблюдению исключительно в конкретной компании.
В распоряжении ОАО «РЖД» от 01.02.2021 года говорится о том, что есть три вида талонов. Они в обязательном порядке должны быть пронумерованы. На каждом из бланков указываются правила его применения, условия изъятия, а также последующего возврата.
Внимание! Сотрудник, работающий на железной дороге, обязан иметь при себе предупредительный талон по ОТ.
Можно сделать вывод, что система талонов была внедрена для повышения персональной ответственности сотрудников по соблюдению норм ОТ.
1. Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных предприятий с большим числом структурных подразделений.
2. Для организации трехступенчатого контроля в организации нужно сформировать профсоюзный комитет или другой представительный орган работников и комитет по охране труда.
3. Трехступенчатый контроль даст заметные результаты, если в его проведении будут участвовать все сотрудники: и высшее руководство, и рядовые работники.
4. Нарушения по охране труда, выявленные в ходе проверок, должны фиксироваться в Журнале трехступенчатого контроля. Он же поможет отслеживать выполнение мероприятий по устранению недостатков.
Что такое бланк визуализации КСОТ-П и как он закрашивается
Результаты проведения ежедневного контроля отражают в специальном бланке «КСОТ-П». Для этого ячейки закрашиваются определенным цветом.
Для этого определены следующие цвета:
- зеленый;
- синий;
- желтый;
- оранжевый;
- красный.
Выбираются они в зависимости от имеющегося нарушения.
Методика оценки состояния охраны труда для российского вагонного хозяйства основана на перечне предупреждений, который утверждается охраной труда.
Он состоит из нескольких пунктов:
- Опасность. Окрашивается красным цветом, если было выявлено получение травм, нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде, подлезание под стоящим вагоном или ремонт не огражденного подвижного состава, экстренное торможение или авария на рабочем месте, ремонт электрооборудования без специального допуска.
- Предупреждение. В этом случае ячейка будет оранжевой, если работник находился на рабочем месте без средств специальной защиты, или одежда на нем повреждена. К этому пункту относятся также отсутствие разрешения на выполнение работ и неисправность (отсутствие) используемого инструмента, а также неисправность оборудования и транспортного средства.
- Внимание. Клеточка будет желтой, если в помещении низкий уровень освещения, неисправно вентиляционное оборудование, у работников не удостоверений, нарушена технология складирования материалов около железнодорожных путей, а также нет средств для тушения возгорания.
- Нарушение инструкции. Клетка окрашивается синим цветом, если в результате человек получил микротравму без потери трудоспособности.
- Нарушений нет. Зеленым обозначается ячейка, если рабочий день прошел без нарушений.
Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)
КСОТ — это многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда в подразделении, который определяет факторы рисков, управление факторами рисков и создания безопасных условий труда.
Целями и задачами КСОТ является:
вовлечение непосредственных исполнителей работ к управлению ОТ;
выработка у работников поведенческих навыков выявления факторов, которые могут привести к травмам;
предупреждение случаев производственного травматизма и проф. заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
ведение визуального контроля за состоянием ОТ (визуализация состояния охраны труда в подразделении);
формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;
оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области ОТ на рабочих местах и выработка мероприятий по их минимизации.
Порядок проведения КСОТ-П
1. Ежесменный контроль по КСОТ-П
Проводит непосредственный руководитель работ (1 уровень контроля).
Выявленные замечания заносятся в ведомость несоответствий (руководителями смены, а так же любым работником смены).
По окончанию смены непосредственный руководитель работ закрашивает ячейку в бланке визуализации «КСОТ-П» соответствующим цветом согласно Перечню несоответствий. Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться красным (ОПАСНОСТЬ), оранжевым (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ), желтым (ВНИМАНИЕ), синим (МИКРОТРАВМЫ) или зеленым цветом (ОТСУТСТВИЕ НАРУШЕНИЙ), соответствующим выявленному замечанию.
После устранения нарушения в ведомости делается отметка о выполнении.
Копии Ведомостей направляются специалисту по охране труда структурного подразделения до 5 числа каждого месяца и хранятся в отдельной папке в течении года следующего за отчетным.
Текст 2 страницы из документа «Диплом 4»
Организация контроля и надзора за состоянием охраны труда, одно из основных направлений работы по профилактике несчастных случаев, аварий или других инцидентов на производстве, для доказательства этого имеется простая очевидная «формула»: «Своевременно проведён контроль, выявлены нарушения, которые могли привести к тяжёлым последствиям, приняты соответствующие меры (запрещено, отстранены, прекращены, устранены нарушения, или приняты другие меры) – не будет травмы или других инцидентов. Не проведён или несвоевременно проведён контроль, не выявлены нарушения, не приняты соответствующие меры – произойдут происшествия с тяжёлыми последствиями».
Согласно статьи 212 ТК РФ(Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда), работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. [6]
Виды контроля и надзора за состоянием охраны труда:
-
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти специально уполномоченных в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).
-
В Российской федерации действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (от 8 августа 2001 года, N 134-ФЗ с изменениями на 31 декабря 2005 года). В законе определены отношения в области защиты прав юридических лиц при проведении государственного контроля (надзора).[6]
-
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД» (Дорпрофсож дороги, в том числе Техническая инспекция труда, председатели профсоюзных комитетов, уполномоченные по охране труда и другие представители профсоюзных комитетов структурных подразделений дороги).
-
Контроль за состоянием охраны труда в ОАО «РЖД» (ведомственный, корпоративный, производственный. В документах зачастую встречаются все эти наименования). Данный вид контроля является «внутренним», организованным работодателями соответствующего уровня ОАО, дороги, дирекции, предприятия.
Он организовывается и осуществляется:
-
управлением охраны труда и промышленной безопасности, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;
-
руководителями дороги, служб, дирекций, центров и структурных подразделений;
-
службами охраны труда и промышленной безопасности железных дорог, отделами охраны труда и промышленной безопасности отделений дороги.
Организация контроля и надзора за состоянием охраны труда представлена на рисунке 2.1.
Третья ступень контроля по охране труда
КСОТ-П по охране труда РЖД и на производственном объекте
Двухступенчатая система считается недостаточно продуктивной. Поэтому к работе подключается главный инженер, который созывает специальную комиссию. Работодателю подготавливается предложение по совершенствованию трудовых условий, уполномоченный предлагает план их улучшения. Технический специалист вправе отменить правило, несоответствующее норме. Технические специалисты, осуществляющие трехуровневый контроль по трудовой безопасности:
- проверяют рабочие помещения, офисы, санитарные зоны, цеха, места для работы и отдыха;
- тестируют оборудование, которое используется в производстве;
- наблюдают протекание рабочего процесса;
- ведут учет средств защиты, в т.ч. индивидуальной;
- обеспечивают устранение выявленных ранее недостатков:
- реализуют указания руководства, профсоюзной организации.
Обратите внимание, что контроль не обязательно должен быть трехступенчатым, он может быть многоуровневым (четырехступенчатый, пятиступенчатый), но как правило применяется трехступенчатый контроль.
Как было указано выше, обычно применяют 3 уровня контроля, но бывают и другие варианты, ниже приведены различные примеры применения уровней контроля.
Уровни контроля | Пример предприятий, компаний |
двухуровневый | небольшое офисное предприятие, большая часть сотрудников — офисники |
трехуровневый | средние предприятия, имеющие производственные участки, обычно участки расположены в одном месте |
четырехуровневый | крупные предприятия с большой сетью подразделений, расположенных на большом расстоянии друг от друга |
Первая ступень контроля:
В зависимости от специфики предприятия, организации, структуры и масштабов его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда производится:
На первой ступени — на участке, (классы, мастерские, полигоны, спортзалы, кабинеты, и др. (далее — участок));
Первая ступень контроля – ежесменная или ежедневная проверка состояния безопасности рабочих мест линейными инженерно-техническими работниками: мастерами, механиками, энергетиками, руководителями структурных подразделений низшего звена и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или трудового коллектива (постановление Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» от 8 апреля 1994 г. № 30).
В ходе проверок первой ступени контролируется:
• выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок;
• освещенность, микроклимат на рабочих местах;
• чистота прилегающей территории;
• исправность рабочего инструмента и оснастки;
• состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности; санитарно – гигиенических норм;
• безопасность учебного или технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
• отсутствие захламленности рабочих мест и проходов к ним;
• наличие на рабочих местах медицинских аптечек, противопожарного инвентаря;
• наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
• отсутствие опасных производственных факторов, способных нанести вред здоровью работников;
• соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и технике безопасности;
• наличие у работников удостоверений по охране труда и технике безопасности;
• состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
• соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и электроинструментах;
• исправность приточной и вытяжной вентиляции, пылеулавливающих устройств;
После проверки лицо контроля делает записи в журнале установленной формы, где указывает все выявленные нарушения и замечания по эксплуатации оборудования. Журнал контроля по охране труда хранится у того, кто проверяет. Важным моментом является проработка со всеми работниками выявленных нарушений, с тем чтобы не допустить их повторения.
Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителя участка. Если недостатки, выявленные проверкой не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.
Сколько ступеней контроля выбрать
Чтобы определить, сколько ступеней контроля необходимо для конкретного предприятия, нужно проанализировать особенности производства: вид деятельности, численность сотрудников, структуру предприятия, месторасположение структурных подразделений, текущие условия труда.
Двухступенчатый контроль. Подойдет для небольших организаций или компаний, где большая часть персонала — офисные сотрудники.
Трехступенчатый контроль. Будет оптимальным для предприятий, которые состоят из нескольких производственных цехов, расположенных в одном месте.
Четырехступенчатый контроль. Подойдет крупным организациям с большой численностью персонала и разветвленной организационной структурой, где есть удаленные подразделения, филиалы в регионах.
Четыре ступени также применяют на предприятиях с большим количеством рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. В этом случае IV ступень — стратегический контроль, который проводит комиссия по охране труда, состоящая из руководителей направлений.
Самый распространенный вариант ступенчатого контроля — трехступенчатый. Он универсален, и его применяют как в небольших компаниях, так и на крупных предприятиях. Поэтому на его примере покажем, какие документы нужно подготовить и кого назначить ответственными, чтобы внедрить многоуровневый контроль соблюдения требований охраны труда в организации.
Как организуют ступенчатый контроль в разных организациях
Ступень | Кто проводит | Когда проводят |
Двухступенчатый контроль для предприятия с численностью персонала 35 человек | ||
I | Руководитель работ, квалифицированный персонал | До начала рабочей смены и постоянно в течение рабочей смены |
II | Комиссия по охране труда: — генеральный директор; — специалист по охране труда; — директор департамента продаж | 1 раз в месяц |
Трехступенчатый контроль для механического цеха промышленного предприятия | ||
I | Мастер участка и уполномоченный представитель профсоюза | До начала рабочей смены и постоянно в течение рабочей смены |
II | Начальник цеха, уполномоченный представитель профсоюза, специалист по охране труда, специалист по оборудованию | 2 раза в месяц |
III | Комиссия по охране труда: — генеральный директор; — специалист по охране труда; — директор по производству; — председатель профкома | 1 раз в квартал |
Четырехступенчатый контроль | ||
I | Мастер участка и уполномоченный представитель профсоюза | До начала рабочей смены и постоянно в течение рабочей смены |
II | Заместитель руководителя цеха, уполномоченный представитель профсоюза, специалист по охране труда, специалист по оборудованию | 1 раз в неделю |
III | Комиссия по охране труда: — начальник цеха; — главный технолог; — главный энергетик; — руководитель службы охраны труда; — заместитель председателя профкома | 1 раз в месяц |
IV | Комиссия по охране труда: — генеральный директор; — главный инженер; — директор по производству; — директор по персоналу; — директор по развитию; — председатель профкома | 1 раз в квартал |
Третья ступень контроля по охране труда
КСОТ-П по охране труда РЖД и на производственном объекте
Двухступенчатая система считается недостаточно продуктивной. Поэтому к работе подключается главный инженер, который созывает специальную комиссию. Работодателю подготавливается предложение по совершенствованию трудовых условий, уполномоченный предлагает план их улучшения. Технический специалист вправе отменить правило, несоответствующее норме. Технические специалисты, осуществляющие трехуровневый контроль по трудовой безопасности:
- проверяют рабочие помещения, офисы, санитарные зоны, цеха, места для работы и отдыха;
- тестируют оборудование, которое используется в производстве;
- наблюдают протекание рабочего процесса;
- ведут учет средств защиты, в т.ч. индивидуальной;
- обеспечивают устранение выявленных ранее недостатков:
- реализуют указания руководства, профсоюзной организации.
III. Требования охраны труда во время работы
3.1. Требования охраны труда при производстве маневровых работ.
3.1.1. Маневровому машинисту (локомотивной бригаде) запрещается приводить в движение локомотив, не зная плана предстоящей работы и без получения сигнала или указания от руководителя маневров. Подаваемые сигналы и команды маневровый машинист обязан повторять. Если машинист не уверен в правильности восприятия сигнала или команды, он должен остановиться и выяснить обстановку у руководителя маневров.
3.1.2. При выполнении маневровых передвижений двух и более локомотивов в одном районе эксплуатационного депо, последовательность маневровых передвижений определяет дежурный по эксплуатационному депо (или лицо, установленное местной инструкцией).
При выполнении маневровой работы в эксплуатационном депо двумя маневровыми машинистами (локомотивными бригадами) руководителем работ является машинист ведущего локомотива. Запрещается приводить в движение локомотивы без подтверждения машинистом хвостового локомотива команд, подаваемых машинистом ведущего локомотива.
3.1.3. Управление локомотивом в одно лицо разрешается производить только из первой кабины по ходу движения.
3.1.4. Запрещается вмешиваться в производство маневровой работы другим работникам локомотивных депо и работникам смежных служб.
3.1.5. При принятии недействующих локомотивов, других подвижных единиц из ремонта, отстоя, запаса и пр. для перестановки их на другие пути маневровый машинист (локомотивная бригада) обязан(а) производить маневровые передвижения при условии включения тормозной магистрали и исправном действии автоматического тормоза последней единицы, находящейся со стороны уклона. В противном случае — маневровые передвижения запрещены.
3.1.6. Перестановку неработающих локомотивов в количестве 5-ти единиц без взятия тягового подвижного состава на воздух необходимо производить в два лица, при условии нахождения маневровых машинистов в кабине локомотива в голове и в хвосте сплотки с включенными тормозами.
3.1.7. Локомотивы, к которым для соединения подходит другой локомотив, должны быть заторможены.
3.1.8. При маневровых передвижениях на станционных и тракционных путях депо, ПТОЛ в темное время суток на локомотиве должны быть включены впереди и сзади, со стороны пульта управления локомотивом, буферные фонари.
3.1.9. Ввод (вывод) локомотивов в депо, ПТОЛ должен производиться по приказу (заданию) дежурного по эксплуатационному депо при личном присутствии мастера (бригадира) ремонтного депо (ПТОЛ).
При отсутствии мастера (бригадира) ремонтного депо (ПТОЛ) постановка на смотровую канаву и вывод из цехов локомотивов запрещается.
3.1.10. Ввод тепловоза в депо, ПТОЛ и его вывод должны производиться при неработающем дизеле с питанием тяговых электродвигателей тепловоза от постороннего источника пониженного напряжения или при помощи другого тепловоза с прикрытием из железнодорожных платформ, крытых вагонов, полувагонов, тепловоза (секции тепловоза) с заглушенным дизелем, не позволяющих тепловозу с работающим дизелем заходить в цех депо, ПТОЛ.
Ввод электровоза в депо, ПТОЛ и их вывод должны производиться маневровым локомотивом (без захода маневрового тепловоза в цех депо, ПТОЛ) или с питанием тяговых электродвигателей электровоза от постороннего источника.
3.1.11. Перед вводом (выводом) локомотива в депо, ПТОЛ локомотивная бригада совместно с мастером (бригадиром) обязаны лично убедиться в том, что:
створки (шторы) ворот цеха (стойла) полностью открыты и надежно закреплены;
выдвижные консоли (пиноли) домкратов убраны;
проемы технологических площадок (смотровых эстакад) перекрыты съемными ограждениями с табличками «Не входить»;
на подножках, площадках, лестницах, крыше, в машинном (дизельном) помещении локомотива, на смотровой эстакаде (технологической площадке), в смотровой канаве и рядом с ней отсутствуют люди, оборудование, инструмент, нарушающие габарит;
секции локомотива правильно сцеплены;
из-под колесных пар убраны тормозные башмаки, а на рельсах нет предметов, препятствующих движению.
Открытие и закрытие ворот ремонтных цехов (ПТОЛ) производится работниками ремонтного депо при личном присутствии мастера (бригадира) ремонтного депо.
3.1.12. Скорость передвижения локомотива, при вводе (выводе) в стойло или на открытую позицию не должна превышать 3 км/ч. Запрещается передвижение локомотива толчками.
3.1.13. При вводе (выводе) локомотива в депо, ПТОЛ, поворотный круг запрещается высовываться за пределы поворотного ветрового стекла локомотива (эркера). Наблюдение за отсутствием препятствий на пути движения локомотива и правильностью установки поворотного круга локомотивная бригада должна вести через лобовые стекла кабины машиниста (будки паровоза).
При нахождении локомотива на поворотном круге запрещается сходить с локомотива, подниматься на его крышу, тендер паровоза.
3.1.14. Ввод электровозов, тепловозов в стойла депо, ПТОЛ, имеющие контактную сеть, должен производиться по зеленому огню светофора наружной сигнализации железнодорожного пути стойла.
Подача и снятие напряжения с контактной подвески железнодорожного пути депо, ПТОЛ, а также подключение электровоза, тепловоза к постороннему источнику питания и их отключение производится оперативно-ремонтным персоналом, допущенными к подаче и снятию напряжения приказом (распоряжением) по депо.
Непосредственно перед подачей напряжения в контактную сеть стойла или на электровоз, тепловоз (от постороннего источника питания) работником, ответственным за снятие и подачу напряжения, должен подаваться звуковой сигнал и оповещение по громкоговорящей связи.
3.1.15. На электровозах, работающих по системе многих единиц с телемеханическим управлением (далее — система СМЕТ), дополнительно к требованиям пункта 3.1.14 настоящей Инструкции необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
ключ стойки аппаратуры должен находиться у машиниста электровоза;
перед соединением и разъединением электровозов машинист должен отключить вспомогательные машины, выключить быстродействующий или главный выключатели, опустить токоприемники и после этого дать команду готовности помощнику машиниста;
соединение и разъединение электровозов на путях депо, ПТОЛ и станционных путях должны производиться помощником машиниста с разрешения машиниста.
Соединение электровозов необходимо производить в следующем порядке:
вначале соединить рукава тормозных и напорных магистралей, затем кабель аппаратуры СМЕТ вставить в розетку приемника ведомого электровоза. Разъединение производить в обратном порядке;
кабель аппаратуры СМЕТ после разъединения электровозов вставить в специальный холостой приемник, установленный на лобовой части локомотива, с обязательной фиксацией кабеля.
При объединении электровозов по системе многих единиц помощник машиниста осматривает стойку аппаратуры на ведомом электровозе, закрывает его кабины и передает ключи машинисту.
3.1.16. При вводе (выводе) электровоза, тепловоза в депо от постороннего источника питания их остановка должна производиться с помощью вспомогательного тормоза. Применение в данном случае ручных тормозов и тормозных башмаков для остановки электровоза, тепловоза недопустимо.
При питании тяговых электродвигателей электровоза, тепловоза от постороннего источника питания питающие кабели после ввода (вывода) в депо, ПТОЛ должны быть отсоединены от локомотива.
3.1.17. После ввода локомотива в депо, ПТОЛ необходимо привести в действие ручной тормоз, под его колесные пары (с внутренней стороны двухосной тележки или с двух сторон колеса средней колесной пары трехосной тележки) подложить тормозные башмаки. Запрещается закрепление локомотива деревянными клиньями и прочими предметами.
3.1.18. Если ввод электровоза в депо, ПТОЛ производился своим ходом, машинист после ввода должен опустить токоприемники электровоза, после чего персонал ремонтного депо должен снять напряжение с контактного провода ремонтного (смотрового) пути, на котором установлен электровоз.
3.1.19. Запрещается установка на ремонтный (смотровой) путь депо, ПТОЛ многосекционных электровозов, тепловозов, если хотя бы одна из секций локомотива выходит за границу нейтральной вставки контактного провода ремонтного (смотрового) пути депо, ПТОЛ. Секции таких локомотивов должны быть разъединены и установлены на два пути.
Состав контрольных мероприятий
Конкретный состав мероприятий определяется спецификой вида деятельности. Рассмотрим для наглядности трехступенчатый контроль в полиграфической отрасли.
1-я. Мастер с уполномоченным по ОТ контролируют:
- рабочие места и подходы к ним;
- вентиляцию, освещение;
- оборудование, инструменты, приспособления, их состояние;
- сигнализацию, блокираторы, тормозные устройства;
- электрическую безопасность;
- наличие спецодежды, спецобуви, средств защиты у каждого работника;
- проверяют записи в журнале техконтроля оборудования, сверяют их с действительным состоянием, делают запись о проверке и ее результатах в журнал 3-ступенчатого контроля;
- устраняют недостатки, если они обнаружены.
2-я. Начальник цеха с уполномоченным по ОТ проверяют:
- помещение, рабочие места в нем и условия труда;
- как устранялись недостатки, обнаруженные на первом этапе проверки;
- аналогично: освещенность, вентилирование помещения, оборудование, средства защиты;
- выборочно: знания работниками нормативов и правил ОТ;
- делают запись в журнал 3-ступенчатого контроля;
- вырабатывают пути устранения недочетов, если они выявлены.
3-я. Главный инженер и возглавляемая им комиссия по ОТ отслеживают:
- состояние помещений и рабочих мест;
- состояние оборудования, задействованного в производстве;
- работу и состояние средств защиты, безопасности, в том числе и индивидуальных;
- процесс и результат устранения недостатков, выявленных на предыдущих ступенях контроля;
- выполнение решений, приказов руководства и профсоюзного комитета по ОТ.
Итоги работы комиссии вписываются в журнал 3-ступенчатого контроля и обсуждаются на совещании ее членов. Намечаются пути повышения безопасности в сфере ОТ. Комиссия составляет и подписывает соответствующий документ, в котором отражается вся проделанная ею работа.
Членами комиссии, кроме самого главного инженера, могут быть другие главные специалисты: энергетик, технолог, механик, представитель профкома, возглавляющий его комиссию по ОТ; инженер по ОТ. В комиссию включаются также представители пожарной и медицинской службы предприятия (по тексту Приказа №237).
Что такое бланк визуализации КСОТ-П и как он закрашивается
Результаты проведения ежедневного контроля отражают в специальном бланке «КСОТ-П». Для этого ячейки закрашиваются определенным цветом.
Для этого определены следующие цвета:
- зеленый;
- синий;
- желтый;
- оранжевый;
- красный.
Выбираются они в зависимости от имеющегося нарушения.
Методика оценки состояния охраны труда для российского вагонного хозяйства основана на перечне предупреждений, который утверждается охраной труда.
Он состоит из нескольких пунктов:
- Опасность. Окрашивается красным цветом, если было выявлено получение травм, нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде, подлезание под стоящим вагоном или ремонт не огражденного подвижного состава, экстренное торможение или авария на рабочем месте, ремонт электрооборудования без специального допуска.
- Предупреждение. В этом случае ячейка будет оранжевой, если работник находился на рабочем месте без средств специальной защиты, или одежда на нем повреждена. К этому пункту относятся также отсутствие разрешения на выполнение работ и неисправность (отсутствие) используемого инструмента, а также неисправность оборудования и транспортного средства.
- Внимание. Клеточка будет желтой, если в помещении низкий уровень освещения, неисправно вентиляционное оборудование, у работников не удостоверений, нарушена технология складирования материалов около железнодорожных путей, а также нет средств для тушения возгорания.
- Нарушение инструкции. Клетка окрашивается синим цветом, если в результате человек получил микротравму без потери трудоспособности.
- Нарушений нет. Зеленым обозначается ячейка, если рабочий день прошел без нарушений.
Оформляемый по результатам проверок контрольный лист КСОТ П заполняется и хранится у специалиста по ОТ весь год. Рассмотрение итогов проверок третьего уровня проходит на плановом совещании структурного подразделения.
Важно! По результатам ежеквартальной проверки составляется Сводная ведомость бальной оценки состояния охраны труда. В ней отражается период, количество обследованных производственных участков и оценка в баллах.
Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)
КСОТ — это многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда в подразделении, который определяет факторы рисков, управление факторами рисков и создания безопасных условий труда.
Целями и задачами КСОТ является:
вовлечение непосредственных исполнителей работ к управлению ОТ;
выработка у работников поведенческих навыков выявления факторов, которые могут привести к травмам;
предупреждение случаев производственного травматизма и проф. заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
ведение визуального контроля за состоянием ОТ (визуализация состояния охраны труда в подразделении);
формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;
оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области ОТ на рабочих местах и выработка мероприятий по их минимизации.
Порядок проведения КСОТ-П. 1. Ежесменный контроль по КСОТ-П проводит непосредственный руководитель работ (1 уровень контроля). Выявленные замечания заносятся в ведомость несоответствий (руководителями смены, а так же любым работником смены). По окончанию смены непосредственный руководитель работ закрашивает ячейку в бланке визуализации «КСОТ-П» соответствующим цветом согласно Перечню несоответствий. Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться красным (ОПАСНОСТЬ), оранжевым (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ), желтым (ВНИМАНИЕ), синим (МИКРОТРАВМЫ) или зеленым цветом (ОТСУТСТВИЕ НАРУШЕНИЙ), соответствующим выявленному замечанию.