Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Упрощенная система налогообложения (УСН) «Упрощенка» в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В момент регистрации в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя или организации (ООО) вы вправе выбрать и установить специальный налоговый режим, подходящий под род деятельности вашего предприятия. Это предусмотрено в Налоговом Кодексе Российской Федерации, в частности П.7 ст.12.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
УСН, или «упрощенка», самая распространенная и самая старая система налогообложения. При ее использовании не нужно платить НДФЛ, НДС, налог на имущество и налог на прибыль.
Базой для начисления налога могут быть:
- «Доходы» — ставка 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
- «Доходы минус расходы» — ставка 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально. Если же расходы превышают доходы, заплатить нужно минимальную ставку — 1% от годовой суммы дохода, а убытки текущего периода переносятся на следующие годы, уменьшая налоговую базу этих лет.
Применять УСН могут как компании, так и индивидуальные предприниматели. Но есть ряд условий:
- не более 130 сотрудников,
- не более 200 млн рублей выручки,
- остаточная стоимость основных средств не более 150 млн рублей,
- доля участия других организаций в уставном капитале организаций — не более 25%,
- отсутствие у компании филиалов.
Как определиться с выбором?
В этой статье также определены условия и правила их применения:
- применение специального налогового режима не автоматическое, оно основано на добровольном решении предпринимателя (проконсультируйтесь с вашим бухгалтером);
- все требования по каждому из режимов регламентированы Налоговым Кодексом РФ;
- каждому спецрежиму соответствуют свои виды налогов, которые могут быть не предусмотрены в основном перечне федеральных налогов РФ;
- в каждом субъекте Российской Федерации могут быть свои условия применения специального режима: определение базы, величины ставок и установления дополнительной системы льгот;
- платежи, на которые не влияет применение спецрежима по налогам, продолжают уплачиваться в бюджеты согласно основным правилам.
Патентная система налогообложения (ПСН).
Патент можно получить на период от 1 до 12 месяцев; в одном календарном году. Срок подачи заявления – 10 рабочих дней до начала применения. Оплата производится единовременно за весь период действия патента.
Условие / задача |
Комментарии |
Основание |
Налоговый кодекс РФ глава 26.5 |
Необходимая отчетность |
Без декларации |
Сотрудники |
Возможно иметь штат сотрудников до 15 человек. |
Вид деятельности |
Только индивидуальные предприниматели, подходит не для всех видов, изучаем «Основание». |
Налоговая база |
Потенциально возможный доход. |
Расчет налога |
Стоимость патента зависит от региона. Формула расчета: (Д*6%)*Т/12, где Д – потенциально возможный доход; Т – время, на которое покупается патент. |
Иные расходы |
Уплата страховых взносов за себя. |
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
Правовое регулирование отношений по заключению соглашений о разделе продукции осуществляется Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (в ред. от 27.06.2018).
Соглашение о разделе продукции — это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Сторонами соглашения являются Российская Федерация (государство), от имени которой выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы, и инвесторы — юридические лица или создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами. В эти перечни включаются только те участки недр, по которым отсутствует возможность их геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных условиях, отличных от условий раздела продукции, что подтверждается проведением аукциона и признанием его несостоявшимся в связи с отсутствием участников.
Инвестору выдается лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении. В случае, когда в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения.
Срок действия соглашения о разделе продукции устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения соглашения. В настоящее время лицензия на пользование участком недр может быть выдана на срок до 25 лет, следовательно, и соглашение может быть максимально заключено на этот срок.
Соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения соглашения. Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.
Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения его прав, приобретенных и осуществляемых в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасности.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции установлена одноименной гл. 26.4 НК РФ, которая вступила в силу 01.01.2004. Названный специальный налоговый режим имеет своей целью привлечение инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Данная система налогообложения существенным образом отличается от иных специальных налоговых режимов. Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации. Уплата указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного на основании Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
Субъектами данного специального налогового режима являются инвесторы, т.е. юридические лица или объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности. В случае если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, права и обязанности таких юридических лиц являются солидарными в рамках соглашения о разделе продукции.
С целью исполнения обязанностей, связанных с выполнением работ по соглашению, в том числе с ведением учета и отчетности, инвесторы имеют право привлечь операторов, которые действуют на основании нотариально заверенной доверенности. При этом имущественную ответственность перед государством за действия оператора несет инвестор.
Как уже выше было сказано, упрощенная система налогообложения отличается простыми правилами исчисления и уплаты налогов. Налоговый Кодекс предусматривает два вида упрощенной системы налогообложения. В соответствии с ч. 1 ст. 346.14 объектами налогообложения могут быть «Доходы» или «Доходы минус расходы», именно с них на УСН ИП или юрлицо платит налоги.
При перечислении налогов в бюджет в платёжном документе указывается 20-значный код бюджетной классификации (КБК). КБК УСН «Доходы»:
- налог 18210501011011000110;
- пени 18210501011012100110;
- штраф 18210501011013000110.
КБК УСН «Доходы минус расходы»:
- налог 18210501021011000110;
- пени 18210501021012100110;
- штраф 18210501021013000110.
Упрощенная система налогообложения
Применение упрощенной системы налогообложения (УCII) регулируется гл. 26.2 НK РФ. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, добровольно перешедшие на УСН, в порядке, предусмотренном НК РФ.
Раньше изъявившие желание перейти на УСН, подавали в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) соответствующее заявление.
С 1 октября 2012 г. установлен уведомительный порядок перехода на УСН, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН. Если организация или индивидуальный предприниматель, не уведомили налоговый орган о переходе на УСН в установленные сроки, они не вправе применять УСН.
Сроки подачи уведомления для перехода на УСН
1 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку в налоговую инспекцию одновременно с документами для постановки на учет.
2 вариант — налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенку позднее, нежели документы на регистрацию. Если второй вариант оказался предпочтительнее, то уведомление подается в налоговую инспекцию в течение 30 календарных дней с даты постановки на учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
3 вариант — налогоплательщик переходит на упрощенку с другого режима налогообложения. В таком случае уведомление о переходе на УСН подается до 31 декабря текущего года, так как переход на упрощенку возможен лишь со следующего календарного года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
4 вариант — на упрощенную систему налогообложение переходит плательщик ЕНВД.
Переход на УСН с ЕНВД осуществляется с начала того месяца, в котором была прекращена обязанность по уплате налога на вмененный доход (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Уведомление должно быть представлено в налоговые органы не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате налога на вмененный доход.
Комментарий к ст. 18 НК РФ
1. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 настоящего Кодекса.
Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (могут распространяться на определенные виды деятельности, на определенные категории налогоплательщиков, вводятся как бессрочно, так и на определенное время, могут применяться только на определенных территориях, могут предусматривать как элементы налогообложения, указанные в статье 17 НК РФ, так и иные и прочее).
2. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В Российской Федерации существует традиционная система налогообложения и специальные налоговые режимы.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случае и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, установленном законодательством.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Также организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Также для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Налоговый кодекс РФ указывает строгий перечень организаций, деятельность которых не позволяет применять упрощенную систему налогообложения. К ним относятся: организации, имеющие филиалы и (или) представительства, банки, страховщики, ломбарды, организации, занимающиеся игорным бизнесом, и другие.
Как уже упоминалось выше, вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о государственной регистрации юридического лица при создании. В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через два года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
При упрощенной системе налогообложения объектами налогообложения становятся:
— доходы;
— доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
— доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ;
— внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ.
Транспортный и земельный налоги
Нормами статьи 362 НК РФ в новой редакции определено, что исчисление транспортного налога в случае гибели или уничтожения транспортного средства будет прекращено на основании заявления налогоплательщика. Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения транспортного средства на основании заявления, вместе с которым налогоплательщик вправе предоставить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения. Заявление и документы налогоплательщики передают непосредственно в ИФНС или через МФЦ. Указано, что:
В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не предоставлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Орган или лицо должны исполнить такой запрос или сообщить о причинах неисполнения в течение 7 дней со дня его получения. По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о прекращении исчисления налога либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога. Форму заявления утверждает ФНС России. До утверждения формы заявления налогоплательщик вправе предоставить в налоговый орган по своему выбору такое заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения, а также документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения.
В статье 363 НК РФ и в статье 396 НК РФ установлены единые сроки уплаты организациями транспортного и земельного налогов — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Из НК РФ исключено положение, согласно которому субъекты РФ вправе устанавливать иные сроки уплаты организациями указанных налогов — соответствующие статья 363.1 НК РФ и статья 398 НК РФ утратили силу. Авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Одновременно вводится порядок направления налогоплательщикам-организациям сообщений налоговых органов об исчисленной сумме соответствующих налогов. Сообщения о суммах транспортного и земельного налогов формируются налоговыми органами в автоматизированной информационной системе ФНС России.
В случае неполучения сообщений из ИФНС налогоплательщики-организации обязаны направить в налоговый орган по своему выбору сообщение о наличии у них транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.
Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки предоставляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По нормам статьи 391 НК РФ при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах учитываются только:
- изменения кадастровой стоимости вследствие установления рыночной стоимости объекта налогообложения, если сведения о таких изменениях внесены в ЕГРН;
- изменения кадастровой стоимости в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке.
Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:
- штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
- выручка бизнеса — не более 60 млн рублей в год;
- остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
- если налогоплательщик — юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.
УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.
УСН позволяет бизнесам не платить:
- налог на прибыль;
- налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);
- НДС.
Перейти на УСН, как и в случае с ЕСХН, можно, направив в ФНС уведомление по установленной форме. Аналогично этому, работать по «упрощенке» бизнес сможет только со следующего года. Исключение — если организация новая, и ее собственники успели направить в ФНС уведомление в течение 30 дней после государственной регистрации. Также следует отметить, что при переходе на УСН с ЕНВД работа по «упрощенке» возможна с того месяца, когда организация перестала работать по ЕНВД.
Налоговый режим для предприятий, участвующих в разделе продукции
Характеристика специальных налоговых режимов в некоторых случаях может предполагать тесное взаимодействие бизнеса и государства. Подобные коммуникации регулируются положениями ФЗ № 225, принятого 30.12.1995 года, который регулирует соглашения, предмет которых — раздел продукции, которая производится при совместном участии бизнесов и властей страны в сфере добычи полезных ископаемых.
Соответствующий контракт заключается между государством и фирмой, которая привлечена к проекту на условиях конкурса. Доля государства в бизнесе должна быть 25% и более. Компания-участник соглашения, в свою очередь, получает право на компенсацию некоторых расходов в соответствии с критериями, которые включает НК РФ. Основная мотивация государства здесь — возможность привлечения к разработке месторождений со сложным доступом частных инвесторов. Налогоплательщик получает возможность не перечислять в бюджет:
- региональные и местные налоги — при наличии необходимого решения муниципалитета;
- налог на имущество предприятий, задействуемое при реализации соглашения о разделе продукции;
- таможенные пошлины;
- транспортный налог, если соответствующее имущество используется при реализации соглашения.
В свою очередь бизнесы, участвующие в рассматриваемых активностях, должны уплачивать сборы, предусмотренные положениями пункта 7 статьи 346.35 НК РФ.
Итак, мы рассмотрели те виды специальных налоговых режимов, что введены в действие положениями НК РФ. Российские предприниматели, осуществляющие деятельность в самых разных сферах, могут выбирать оптимальную схему налогобложения — часто существенно более выгодную чем ОСН.
Какие доходы входят в предельный лимит
Юрлица должны помнить, что в лимит 150 млн руб входят следующие доходы:
- от реализации
- внереализационные
- доходы, которые получила организация при переходе на спецрежим с ОСНО при условии, что они не были учтены в составе выручки на ОСНО. Данная норма закреплена в п. 4 ст. 346.13
Министерство финансов России разъяснило, что при контроле выручки следует учитывать доходы юрлица, поступившие за налоговый, соответственно и за отчётный период (Письмо Минфина РФ №03-11-06/2/24984 от 1 июля 2013 года).
При расчёте предельного размера выручки, влияющей на применение УСН, расходы учитывать не нужно, даже если налог с упрощёнки оплачивается с разницы доходов и расходов:
- если организация применяет одновременно УСН и ПСН, то при расчёте предельного лимита доходов следует учитывать выручку по двум спецрежимам
- если организация применяет одновременно УСН и ЕНВД, то выручку, полученную от «вменённой» деятельности, учитывать не нужно