291-1 УК Посредничество во взяточничестве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «291-1 УК Посредничество во взяточничестве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Посредничество заключается в оказании содействия (помощи) взяткодателю или взяткополучателю в даче (получении) взятки. По своей юридической сущности посредничество является пособничеством в даче (получении взятки), специально выделенным законодателем в силу повышенной общественной опасности в самостоятельный состав. Передавая предмет взятки от взяткодателя взяткополучателю, посредник способствует совершению обоих преступлений.

Какие есть особенности рассмотрения уголовных дел по взяткам?

Прежде чем разбираться с тем, как защититься от уголовного преследования по вопросу взяточничества, нужно понимать, какие особенности есть у данных преступлений с точки зрения Уголовного кодекса, нюансов досудебного и судебного рассмотрения и других отличий. Вот основные особенности уголовных дел по взяткам:

  • привлечь к ответственности могут как взяткополучателя, так и взяткодателя – вопреки существующему стереотипу, что наказывают только того, кто взял взятку, на самом деле привлечь к уголовной ответственности могут обе стороны – есть статья за взятку и для взяткодателя, и для взяткополучателя. В Уголовном кодексе есть две отдельные статьи: ст. 290 касается получения неправомерной выгоды, ст. 291 – дачи такой выгоды. Более того, с некоторых пор привлечь к ответственности могут и посредников – в последнее время нередко неправомерная выгода передается не напрямую, а через помощников, чтобы снизить вероятность попасться правоохранителям при даче/получении взятки, потому были внесены изменения в Уголовный кодекс;
  • понятие «взятка» касается только должностных лиц – хотя коррупционные действия распространены как в государственном секторе, так и в частных компаниях, получение взятки может относиться исключительно к чиновникам, руководителям государственных предприятий, судьям, правоохранителям и т.д. В случае частных компаний речь идет о коммерческом подкупе, а не о взятке – за него также предусмотрена уголовная ответственность, но по другим статьям. Что касается взяткодателя, то он может быть кем угодно: частным лицом, представителем бизнеса, чиновником и т.д. – в этом плане ограничений в Уголовном кодексе нет;
  • не существует порога, с которого грозит уголовное преследование за взятку – в отличие от многих других экономических преступлений, в Уголовном кодексе не указан минимальный ущерб, с которого возможно открытие уголовного дела за дачу или получение взятки. Таким образом, размер взятки по уголовному делу может быть минимальным – несколько сотен или тысяч рублей уже могут привести к преследованию по статьям уголовного кодекса. Правда, за мелкие взятки наказание вряд ли будет серьезным – скорее всего, виновные отделаются небольшими штрафами, но при этом у них останется судимость, и при рецидиве строгость наказания серьезно возрастет;
  • на строгость санкций влияют отягчающие и смягчающие обстоятельства – в этом взяточничество не отличается от других правонарушений: если при совершении были отягчающие обстоятельства, наказание будет более строгим, смягчающие – более мягким. К отягчающим обстоятельствам относят совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, сопутствующие преступления, угрозы и шантаж при требовании взятки, аналогичные преступления в пролом. К смягчающим обстоятельствам относят совершение преступления впервые, раскаяние в совершенных действиях, компенсацию ущерба и т.д.;
  • взяткодатель и посредник могут законно избежать уголовного преследования –в случае, если у человека вымогают взятку, или он вынужден выступать в роли посредника при ее передаче из-за своих служебных обязанностей, угроз и т.д., и при этом информация о взятке была передана правоохранителям, и свидетельства этих лиц помогли раскрыть дело, они будут освобождены от уголовной ответственности – это прямо указано в соответствующий статьях Уголовного кодекса. Очевидно, что для взяткополучателя такой возможности нет.

Все эти особенности следует учитывать при построении защиты в случае, если вас или ваших близких обвиняют в даче или получении взятки.

Понятие посредничества при взяточничестве

Посредничество предполагает оказание любой помощи при передаче или принятии взятки. Несмотря на то, что в УК присутствуют статьи, касающиеся получения и дачи взятки, законодатель выделил посредничество в отдельную статью, так как в данном случае нарушитель способствует совершению и первого и второго преступления.

Посредничество при взятке может выражаться следующим образом:

  • Передача денег (или иного предмета взятки) непосредственно взяткополучателю от второй стороны.
  • Обещание передать имущество взяткополучателю. Этот вид посредничества представляет лишь вербальную помощь, но усиливает в обеих сторонах уверенность в возможности совершения преступления.
  • Предложение отдать взятку. Аналогично с предыдущим пунктом.
  • Любая другая форма посредничества, которая каким-то образом способствует перемещению денег от взяткодателя взяткополучателю (дача советов, устранение трудностей в передаче взятки и т.д.).

Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния

Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.

Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:

  • взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
  • взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
  • взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.

Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.

Дача взятки также является преступным деянием

Попытка передачи имущественных активов лицу, занимающему госдолжность, квалифицируется как его подкуп и в подобной ситуации чиновник может, или получить эти активы, или отказаться от них. Если госслужащий соглашается принять их, его действия в соответствии со ст.290 УК России квалифицируются, как взяткополучательство, а действия лица, дающего взятку или оказывающего посредничество во взяточничестве, согласно ст.291 УК России квалифицируются, как взяткодательство.

В случаях, когда чиновник, занимающий госдолжность, отказывается от получения имущественных активов, действия лица, предлагающего имущественные активы, квалифицируются как покушение на взяточничество.

В существующей на сегодня судебной практике одновременное делопроизводство в отношении взяткодателя и взяткополучателя встречаются нечасто. Это связано со сложностью установления сговора между взяткодателем и взяткополучателем, так как один из них заявляет на другого в органы правопорядка и соответственно освобождается от ответственности.

Если в описываемой ситуации судебный пристав принял сделанное предложение, то такое противоправное действие осталось бы нераскрытым, так как договорившиеся стороны сохраняли в тайне эту незаконную сделку.

Следует отметить, что в соответствии с госполитикой по борьбе с коррупционными деяниями, в учреждениях всех уровней проводят занятия и семинары, на которых рассказывается, как правильно вести себя чиновникам в ситуациях, связанных с взяточничеством. Кроме того, существуют на регулярной основе специальные комиссии, решающие проблемы конфликтов интересов, дающие консультации по проблемам доходов и расходов, проводящие служебные проверки по действиям, имеющим признаки коррупции.

Ответственность за взяточничество лица, занимающего госдолжность, регламентируется ст.291 УК России:

  • за мелкое взяточничество при получении материальных ценностей стоимостью не более 25 тыс. руб. наказывается исправительным трудом на срок не более чем 2 года; выплата штрафа от 5 до 30 кратного размера взятки или фиксированного штрафа в размере не более 50 тыс. руб.;
  • за взяточничество, квалифицируемое как значительное при размере взятки от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб. – принудительная изоляция не более чем 5 лет; исправительным трудом не более чем на 2 года, выплата штрафных санкций от 10-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1 млн. руб.;
  • за совершение противоправных деяний при получении материальных ценностей взяточником – принудительная изоляция не более чем на 8 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размеру стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы до 1,5 млн. руб.;
  • за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей, получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой, как крупная (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах 7–12 лет; выплата фиксированных штрафных санкций в пределах не более 3 млн. руб.; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера полученных взяточником материальных ценностей;
  • за получение взяточником материальных ценностей, квалифицируемой как в особо крупном размере (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция от 8 до 15 лет; выплата штрафных санкций от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированный штраф в размере от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.
  • Тяжесть и срок давности

    Часть статьи 291.1 УК РФ Степень тяжести Давность наступления ответственности
    (с даты совершения)
    1 средняя 6 лет
    2 тяжкая 10 лет
    3 тяжкая 10 лет
    4 особо тяжкая 15 лет
    5 тяжкая 10 лет

    Специфика взяточничества

    Если посредничество во взяточничестве было выражено в другом содействии взяткодателя и/или получении взятки, акт считается завершенным с момента совершения действий, составляющих данное содействие.

    Если посредничество во взяточничестве не было продолжено до конца, например, из-за того, что должностное лицо отказывалось брать взятки или пресекать действия посредника в момент, когда сотрудник правоохранительных органов передавал взятку, этот акт следует рассматривать как попытку подкупа.

    Субъективная сторона преступления (ст. 291.1 ч. 1 УК РФ) характеризуется чувством вины в виде прямых намерений. Субъектом преступления может стать любое физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    Читайте также:  Какие льготы имеет ветеран труда республики бурятия
    Определение 1

    Специфика – это квалификация так называемого «мнимого посредничества», когда человек получает деньги или другие активы от взятки, якобы за взятку должностному лицу, и назначает их без намерения сделать это.

    Судебная практика в таких случаях рассчитывает правонарушение как мошенничество (ст. 159 УК РФ). В том случае, когда целью является завладевать имущественными ценностями взяткодателя, и посредник склоняет к предоставлению взятки, то его действия следует квалифицировать помимо мошенничества, как подстрекательство к взяточничеству.

    В таких случаях действия взяткодателя создают покушение на дачу взятки. Неважно, было ли вызвано конкретное должностное лицо, который должен передать или получить взятку.

    Часть 2 ст. 291.1 УК РФ учитывает особую ответственность за посредничество во взяточничестве:

    • за исполнение фактически незаконных действий либо;
    • лицом, осуществляющим свою служебную позицию.

    Интерпретация незаконных действий соответствует аналогичным толкованиям данного понятия и применительно к ст. 291 и 290 УК РФ. Следует отметить, что преступник, несомненно, осознает тот факт, что эти действия являются незаконными. В противном случае квалификация сделанного будет основываться на части 1 ст. 291.1 УК РФ.

    Другой комментарий к статье 291.1 Уголовного Кодекса РФ

    1. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ в УК РФ включена данная статья, предусматривающая ответственность за посредничество во взяточничестве.

    2. По объекту и предмету преступления см. комментарий к ст. 290 УК.

    3. Законодатель весьма подробно обозначил признаки деяния, которое альтернативно может быть совершено в двух формах: 1) непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. При этом четко обозначены параметры взятки — в значительном размере. Далее, в трех частях комментируемой статьи (части 2, 3, 4) ответственность дифференцируется в зависимости от размера взятки, которые закреплены в примечании к ст. 290 УК, и иных квалифицирующих признаков (за совершение незаконных действий, с использованием своего служебного положения, групповое совершение преступления), с использованием наказания в виде штрафа, исчисляемого исходя из величины, кратной размеру взятки.

    4. В части 5 данной статьи предусмотрена ответственность за самостоятельное деяние, которое обозначено законодателем как обещание или предложение посредничества во взяточничестве. На первый взгляд, такие действия можно признать приготовлением к даче или получению взятки, а также подбору соучастников преступления. Возможно, такие термины при установлении уголовно-правового запрета лучше не использовать.

    5. Следует сказать, что ответственность за посредничество в получении и даче взятки сохранена в ст. ст. 290 и 291 УК. В этом случае может возникнуть коллизия соответствующих статей УК РФ. Требуется разъяснение Пленума Верховного Суда РФ по вопросам разграничения указанных деяний, по толкованию таких действий, как обещание или предложение посредничества. Отсутствие подобных разъяснений может привести к ошибкам в квалификации и к случаям объективного вменения.

    6. Если посредник после совершения преступления активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

    Комментарий к статье 291.1 УК РФ

    1. О понятии и признаках взяточничества см. комментарий к ст. ст. 290 и 291 УК.

    2. Посредничество заключается в оказании содействия (помощи) взяткодателю или взяткополучателю в даче (получении) взятки. По своей юридической сущности посредничество является пособничеством в даче (получении взятки), специально выделенным законодателем в силу повышенной общественной опасности в самостоятельный состав. Передавая предмет взятки от взяткодателя взяткополучателю, посредник способствует совершению обоих преступлений.

    Законодатель называет следующие формы посредничества:

    1) непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя;

    2) обещание передачи взятки;

    3) предложение передачи взятки;

    4) иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении или реализации ими соглашения о даче (получении) взятки.

    Непосредственная передача взятки представляет собой чисто техническую функцию по перемещению предмета взятки от одного лица к другому.

    Обещание передачи взятки представляет интеллектуальный вид пособничества. В этом случае посредник заявляет взяткополучателю (взяткодателю) о своем согласии передать предмет взятки, что укрепляет уже созревшую у них решимость участвовать в преступлении. Иное способствование в передаче взятки может охватывать все иные разновидности содействия при пособничестве (дачу советов, информации, средств передачи взятки, устранение препятствий и т.п.).

    Посредник может представлять интересы как взяткодателя, так и взяткополучателя. В отличие от взяткодателя посредник, действующий от его имени и по его поручению, не добивается за счет передаваемой взятки совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий в своих интересах; он представляет не свои, а чужие интересы. Решение о передаче взятки принимает взяткодатель. Посредник выполняет его волю, в силу чего он не может выступать инициатором дачи взятки.

    Посредник, действующий от имени взяткополучателя, получает предмет взятки не для себя, а для последнего. Посредник не берет на себя обязательства совершения или несовершения каких-либо действий. Они лежат на взяткополучателе. Взяткополучатель определяет условия получения взятки.

    3. Размер предмета взятки должен быть значительным, т.е. он должен быть не менее 25 тыс. руб.

    4. Момент окончания посредничества наступает неодинаково в разных отмеченных его формах. При непосредственной передаче предмета взятки оно будет окончено, если должностное лицо примет предложенную ему взятку. В противном случае действия посредника и взяткодателя должны квалифицироваться как покушение соответственно на посредничество и дачу взятки.

    При обещании передачи взятки и предложении ее передачи посредничество окончено непосредственно с момента их совершения независимо от того, передана взятка или нет.

    Момент окончания посредничества в других формах способствования взяткодателю (взяткополучателю) зависит от их особенностей. При этом следует учитывать, что помощь посредника может заключаться не только в содействии передаче взятки, но и в достижении соглашения об этом и его реализации.

    5. Посредничество во взяточничестве нужно отличать от так называемого мнимого посредничества, при котором лицо получает предмет взятки с целью присвоения им самим без намерения передачи его должностному лицу. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество.

    6. С субъективной стороны посредничество является умышленным преступлением.

    7. Субъект преступления — лицо, достигшее 16 лет.

    8. О понятии незаконных действий, использовании служебного положения см. комментарий к ст. ст. 201, 285, 290 УК.

    9. Размеры значительного, крупного и особо крупного взяточничества определены в примечании 1 к ст. 290 УК.

    10. В примечании к комментируемой статье установлен специальный вид освобождения от уголовной ответственности при деятельном раскаянии.

    Признаки, квалифицирующие преступление

    Уголовный кодекс рассматривает несколько признаков, имеющих определенное квалифицирующее значение.

    1. Групповое преступление. Его организацией занимается обычно группа преступников, объединенных сговором или соглашением. При этом стоит отметить, что договоренность о передачи взятки в этом случае должна состояться заранее, перед тем, как все члены группы исполнят соответствующие роли.
    2. Неоднократное посредничество. Это означает, что доверенное лицо не один раз передает или получает денежные средства, способствуя совершению преступления.
    3. Вымогательство. Данная классификация подразумевает совершение преступления путем постановки определенных условий.

    Мнимое посредничество

    При квалификации содеянного по части 1 статьи 291 УК РФ нужно отличать состав преступления, подпадающий под эту норму права, от мошенничества. В случае мошенничества посредник не собирается оказывать услуги по организации дачи взятки. Он присваивает ценности, переданные ему для последующей передачи взяткополучателю. Но тот гражданин, который эти ценности передал, совершил преступление – покушение на дачу взятки.

    Распространённый пример такого мошенничества – медсестра из комиссии военкомата предлагает матери призывника передать взятку должностному лицу за освобождение её сына от призыва. При этом медсестре известно, что у призывника есть заболевание, в связи с которым он негоден к службе и в отношении него уже оформлено соответствующее постановление. В результате мнимая посредница просто забирает себе деньги, никому их не передавая, что подпадает под статью 159 УК РФ о мошенничестве.

    Но кроме этого такие действия могут быть трактованы, как подстрекательство к даче взятки, если изначально её давать не думали, но после уговоров мнимого посредника, решили дать.

    Особенности тактики первоначальных следственных действий

    Задержание с поличным проводится обычно в момент дачи получения взятки и реже в случаях, когда взяткополучатель не выполнил действия, за которые была дана взятка, и возвращает предмет взятки. При допросе заявителя следует выяснить место, время предстоящей передачи взятки, способ прибытия на место взяткополучателя и другие обстоятельства, знание которых позволит тщательно осуществить подготовку задержания с поличным.

    Организация наблюдения и задержания взяткополучателя включает несколько этапов: подготовку; непосредственное наблюдение; задержание; личный обыск; процессуальное оформление задержания и обыска.

    Реализация непосредственного задержания осуществляется оперативно розыскными сотрудниками, обеспечивающими оперативное сопровождение расследования.

    Тактическая операция «Задержание с поличным» включает: осмотр меси происшествия, местности, помещений, где было осуществлено задержание, а также личный обыск подозреваемого, его допрос, допрос иных лиц, имеющих отношение к даче и получению взятки.

    В тех случаях, когда заявителем является взяткодатель и предстоит передача взятки, на предмет взятки наносятся соответствующие отличительные признаки, метки.

    Процедура нанесения особых отметок на предмет взятки осуществляется следующим образом. Прежде всего, деньги или ценности осматриваются и фиксируются в протоколе осмотра, после чего на предмет взятки наносятся различного рода отличительные метки. Могут применяться: разрыв упаковочного материала с оставлением его части для последующей экспертизы целого по частям; фиксирование номеров денежных купюр: нанесение иных отметок.

    Факт нанесения отличительных пометок отражается в протоколе осмотра. Осмотр предмета взятки и процесс нанесения меток целесообразно зафиксировать с помощью фото- или видеосъемки.

    Как правило, тактически правильно задержание осуществляется непосредственно после передачи — получения взятки, однако чтобы получатель взятки не мог возвратить ее лицу, давшему ее, немедленно следует предпринять меры, исключающие возможность общения между задержанными.

    Если в операции по задержанию участвует заявитель, следует договориться с ним об условных сигналах, в том числе о том, что передача состоялась.

    При задержании предпринимаются меры, исключающие выбрасывание предмета взятки.

    Допрос заявителя — взяткодателя должен быть произведен сразу же после его обращения, так как следователю неизвестны причины, побудившие взяткодателя обратиться с заявлением. Поэтому тактически правильным является незамедлительное проведение допроса.

    При допросе взяткодателя детально выясняются обстоятельства: знакомства с лицом, которому должна быть передана взятка, его должностное положение; место, время, способ передачи взятки (лично или через посредника); кто выполняет роль посредника; где находится кабинет должностного лица; видел ли кто-либо заявителя в организации, в которой работает должностное лицо (сотрудники, пришедшие на прием, и т.д.); за выполнение каких действий (бездействия) дана или предполагается передача взятки; не был ли взяткодатель поставлен в условия, при которых он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его (или других лип) прав и законных интересов: имелась ли и где находится упаковка, в которой передавалась взятка; не сохранилось ли у него что-либо от предмета взятки; каков источник получения средств для дачи взятки (снятие денежных средств с банковского вклада и т.д.); кто прямо или косвенно знает о даче взятки; мотивы добровольного заявления о даче взятки.

    Читайте также:  Порядок и сроки проведения служебной проверки в мвд

    При допросе заявителя, не являющегося взяткодателем, выясняется: источник получения сведений о взяточничестве; кто дал, получил или посредничал во взяточничестве; в каких отношениях с ними находится заявитель; что является предметом взятки, его признаки; за совершение каких действий (бездействия) по службе была дана взятка, а также другие вопросы, вытекающие из конкретных обстоятельств.

    Если дело возбуждается по сообщению должностного лица, которому была передана взятка (незаметно оставлена, переслана по почте, скрытно вручена с документами, передана родственникам или близким людям и т.д.), при его допросе выясняется: кто пытался или дал взятку, его приметы, знал ли его ранее, в каких взаимоотношениях состоял; обращался ли с ним взяткодатель по поводу выполнения или невыполнения каких-либо действий; входили ли они в полномочия должностного лица; каков установленный порядок разрешения вопроса, представляющего интерес для взяткодателя; что является предметом взятки, где она находится и при каких обстоятельствах была передана.

    Особенностью допросов по делам о взяточничестве являются их конкретность и детализация показаний. При расследовании мелкие подробности могут иметь решающее значение для разоблачения взяточника, так как их могут знать лишь участники преступления. Кроме того, максимально детализированные сведения, полученные при допросе, предупреждают отказ от показаний или их изменение.

    Одним из эффективных средств на начальном этапе является обыск. С учетом конкретных обстоятельств следователь принимает решение об одновременном проведении обыска у лиц, причастных к взяточничеству: в рабочих кабинетах (офисах) взяткополучателя, взяткодателя, посредника, в жилых помещениях и других местах, где могут находиться искомые объекты. Основные цели обыска: обнаружение предмета взятки; его упаковки; документов, указывающих о заинтересованности участников взяточничества в совершении (несовершении) действий в интересах взяткодателя; материалы, указывающие на получение взяток, их характер, размер; документы, свидетельствующие об источнике извлечения средств для дачи взятки.

    Личный обыск является неотъемлемой частью тактической операции по задержанию с поличным. Однако он проводится и в случаях задержания вне тактической операции. Во всех случаях на месте задержания или непосредственно после задержания должен быть произведен предварительный беглый обыск (путем ощупывания одежды). Второй этап личного обыска — детальный обыск, который проводится более тщательно. Личный обыск проводится с целью отыскать предмет взятки; его упаковку; обнаружить документы, связанные с дачей и получением взятки (о связях, взаимоотношениях взяточников, выполнением действий в интересах взяткодателя).

    При осмотре во время личного обыска различных объектов могут быть обнаружены разнообразные записи и предметы, имеющие отношение к взяточничеству. Особое внимание должно быть обращено на последовательность расположения в карманах и тому подобных местах предметов (снизу, вверху), их состояние, а также записные книжки, письма, в которых могут иметься зашифрованные записи.

    Обыскиваемый с целью избавления от изобличающих его предметов и документов может выбросить их, незаметно положить в карманы лиц, присутст вующих при обыске (в том числе обыскивающего), уничтожить и г.д.

    Лиц, которых следователю приходится допрашивать в качестве подозреваемых и обвиняемых, можно разделить на три группы: а) взяткодатели; б) посредники и в) взяткополучатели. Опыт свидетельствует, что допрос целесообразно проводить именно в такой последовательности. Однако в каждом случае следует обдумать последовательность допроса, так как каждая из указанных групп не однородна. Так, применительно к взяткодателям имеет значение, в чьих интересах они действовали; для посредников — действовали ли они по указанию руководителей, частных лиц, использовали ли свое должностное (служебное) положение (обычное либо ответственное); для взяткополучателей — имело ли место вымогательство.

    Последующий этап расследования

    После предъявления обвинения, задачи расследования направлены на уточнение и конкретизацию обстоятельств, подлежащих доказыванию, полное исследование преступной деятельности взяточников (установление преступных связей, других фактов взяточничества), изучение личности взяточников, закрепление имеющихся доказательств другими данными.

    1. Установление времени, места и способа передачи-получения взятки. По делам о взяточничестве установление времени и места нередко имеет важное значение, особенно в тех случаях, когда взяточник утверждает о его нахождении в то время, когда передавалась взятка, в другом месте. Точное установление времени (год, день недели, число месяца) передачи-получения взятки приобретает особое значение, когда взяткодатель и взяткополучатель находятся в неприязненных отношениях или мог иметь место оговор.

    Тесно связано с выяснением обстоятельств передачи-получения взятки установление способа взяточничества.

    Дача — получение взятки может быть открытой и завуалированной или скрытой. Различие между двумя способами заключается в степени замаскированности. Суть завуалированной взятки состоит в том, что истинная цель передачи должностному лицу материальных ценностей скрывается, их получение прикрывается внешне законной формой.

    Скрытая взятка может быть передана под видом «подарка». При этом и лицо, передающее ценность, и лицо, получающее ее, понимают истинный, скрытый, смысл такого «подарка», являющегося средством подкупа должностного лица или вознаграждением за ранее выполненное действие. Преступники прибегают к взятке в виде «подарка» с целью скрыть от посторонних лиц действительное назначение передачи материальной ценности должностному лицу. В таких случаях при расследовании особое значение приобретает выяснение взаимоотношений между дарителем и одаряемым, заинтересованности предполагаемого взяткодателя в совершении или не совершении должностным лицом, которому был вручен «подарок», действий в его интересах. Выясняя взаимоотношения, следует обратить внимание на то, с какого времени знаком с должностным лицом предполагаемый взяткодатель. Давние дружеские отношения нередко действительно подтверждают бескорыстие в преподношении. Отсутствие таких обстоятельств может косвенно свидетельствовать о возможном взяточничестве.

    При исследовании фактических обстоятельств требуется установить связь между «подарком» и должностным положением лица, подозреваемою в получении взятки.

    Выяснению действительной картины способствует точное установление характера «подарка». Недавнее знакомство и вручение ценного подарка в прямом смысле этого слова обычно встречаются редко. Поэтому такие обстоятельства должны приковывать к себе внимание следователя.

    Нередко взяточники прибегают к такому завуалированному способу дачи — получения взятки, как проигрыш в карты, в биллиард, в пари и т.д., причем взяткодатель преднамеренно проигрывает, маскируя проигрышем «правомерность» получения должностным лицом материального блага.

    Расследуя взяточничество, совершенное указанным способом, наряду с другими обстоятельствами следует, в частности, выяснить: при каких обстоятельствах было заключено пари, состоялась игра; играли ли вообще ранее предполагаемые взяточники, играли ли они ранее вместе; размер проигрыша; проигрывал ли раньше взяткодатель такую сумму; не отличалась ли резко в сторону увеличения «ставка», по чьей инициативе это было сделано; играл ли предполагаемый взяткодатель в присущей ему манере, не наблюдалось ли каких- либо отклонений в обычном его «стиле» игры, не допускал ли он грубых просчетов, ошибок; не был ли заинтересован проигравший в совершении должностным лицом каких-либо действий в его интересах, характер этих действий, были ли они выполнены.

    Угощение должностного лица, организация различного рода «досугов» также является одним из видов скрытой взятки. Предоставление займа также используется взяточниками для вуалирования взятки. Поэтому создается внешняя видимость законности сделки.

    Особенностями расследования при даче взятки под видом займа являются: изучение документов для установления, были ли выполнены какие-либо действия в интересах взяткодателя; исследование обстоятельств, сопровождавших так называемый заем, причин и «условий» предоставления займа; при этом выясняется: давал ли ранее заимодатель такие суммы в заем, не отказывал ли он кому-либо, располагал ли определенной суммой для предоставления займа, каким путем извлекал он средства, не взял ли их в свою очередь в заем у кого-либо, была ли соблюдена требуемая гражданским законом форма сделки. Проверяется также нужда должностного лица в займе. С этой целью выясняется наличие сбережений, устанавливается, израсходовало ли и куда должностное лицо полученные деньги, обращался ли предполагаемый взяткополучатель к другим лицам (соседям, знакомым, сослуживцам и т.д.) с просьбой о предоставлении займа.

    Завуалированная взятка может прикрываться внешне легальной формой продажи или обмена вещей. Это могут быть передача вещи под видом продажи ее, продажа по явно заниженной цене или явно неравноценный обмен дорогой вещи на дешевую.

    Скрытая взятка может быть дана путем выполнения в интересах лица, получающего взятку, безвозмездно или за явно низкую плату каких-либо работ (ремонт квартиры, изготовление мебели и пр.). Скрытно передается 92 % взяток.

    С целью избежания личного контакта при передаче взятки и таким образом маскировке взяточничества иногда преступник прибегает к пересылке предмета взятки по почте, внесению денег на лицевой счет, открытию лицевого счета; передаче взяткополучателю расчетной дебетовой карты; приобретению корпоративной пластиковой карты с оплатой услуг или товаров; созданию различных фондов. Таким-образом, взятка может быть передана в несколько приемов, так как перечисление одновременно значительной суммы демаскирует взяточников. При этом следует иметь в виду, что взятка может быть адресована не лично взяткополучателю, а близким ему лицам.

    При использовании взяточниками подобного способа передачи получения взятки следователю нужно проверить в отделениях связи отправления и получения ценностей, произвести обыск у взяткополучателя с целью обнаружения и изъятия извещений на получение почтовых отправлений, талонов к переводам по почте, упаковки посылки, бандероли, предмета взятки. У взяткодателя следует искать квитанции почтового отправления, часть упаковки и т.д.

    2. Исследование взаимоотношений участников взяточничества.

    Деятельность должностного лица осуществляется в официальной служебной обстановке. Отклонение от обычных форм деятельности свидетельствует об определенной заинтересованности должностного лица. Поэтому подлежит выяснению не только факт необычных отношений взяткополучателя с другими участниками, но и причины и мотивы отклонений от нормального порядка разрешения тех или иных вопросов. Исследование взаимоотношений обычно включает время, место и другие обстоятельства знакомства, характер отношений между ними, установившийся после знакомства.

    Читайте также:  Часть неработающих пенсионеров получает федеральную социальную доплату

    Исследование поведения, действий должностного лица, взаимоотношений между участниками взяточничества позволяет установить обстоятельства, свидетельствующие о вымогательстве взятки. Как вымогательство следует рассматривать действия лишь в тех случаях, когда они совершались умышленно, систематически и являлись формой понуждения к даче взятки. Волокита, бюрократизм, невнимательное отношение к законным требованиям граждан при отсутствии у должностного лица преступных целей не могут рассматриваться как вымогательство. Возможность своевременного положительного разрешения вопроса и умышленное затягивание, злостная волокита, необоснованные отказы обычно сопутствуют вымогательству.

    Комментарий к статье 291.1 УК РФ

    1. Комментируемая статья, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ. Ранее по УК это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления и ответственность за него наступала по ст. ст. 33 и 290 или 291 УК.

    Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).

    2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

    Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемой статьи состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.

    В этой связи возникает вопрос о том, какова должна быть квалификация посредничества в ином случае, когда сумма предмета взятки составляет 25 тыс. руб. или менее.

    В таких случаях состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать.

    Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.

    Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

    В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

    Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и, в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

    При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

    От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

    3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

    4. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

    6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

    — п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК);

    — п. «б»: в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.

    7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).

    8. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

    Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

    Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

    И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

    Анализируя данный состав преступления, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, и в данный состав в качестве обязательного признака включается признак суммы предмета взятки. Так же как и применительно к другим видам посредничества в случае, если эта сумма не превышает 25 тыс. руб., состав преступления, предусмотренный ч. 5 комментируемой статьи, отсутствует, а действия виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и, соответственно, ст. ст. 290 или 291 УК.

    9. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

    Условия освобождения от уголовной ответственности посредника во взяточничестве аналогичны за некоторыми исключениями условиям освобождения лица, совершившего дачу взятки (см. комментарий к ст. 291).

    Вопрос квалификации преступления

    Состав преступления в делах о посредничестве при взяточничестве состоит из:

    1. Объектом признаются общественные отношения – порядок реализации государственной власти.
    2. Субъектом может быть любой дееспособный человек. Дополнительным ограничением для субъекта является возраст – минимум 16 лет.
    3. Объективная сторона характеризует механизм того, как осуществлялось посредничество во взяточничестве.
    4. Субъективная сторона – наличие умысла обязательно. Мотивы могут быть разными.

    Состав преступления по ст. 291.1 УК РФ схож с другими статьями, затрагивающими вопрос подкупа представителя власти. Комментарии к статье подробно раскрывают формы реализации посредничества:

    • прямая передача/получение;
    • обещание передачи;
    • предложение получения;
    • иные формы достижения договоренности.

    УК РФ предусматривает не только ответственность перед преступником, но также определенное наказание за совершенное им преступление, а именно – посредничество. Существует пять мер ответственности за посредничество во взяточничестве.

    Преступление Наказание
    Прямая передача предмета взятки, размер которой превышает 25 тыс. рублей. Посредник в этом случае поступает так, как ему велит взяткодатель или взяткополучатель В этом случае в качестве наказания преступнику грозит штраф, сумма которого составляет до 700 тыс. рублей или равняется сумме взятки, помноженной на 20-40 раз. Также в качестве наказания может быть лишение свободы преступника сроком до 4 лет.
    Посредничество в получении взятки при совершении незаконных действий или, наоборот, бездействия. Последнее должно быть известно посреднику. Также преступлением считается пособничество лицу, использующему для совершения акта дачи или принятия взятки свое служебное положение Наказанием станет штраф, сумма которого не превышает 1 млн. рублей или равняется сумме взятки, помноженной на 20-50 раз, а также лишение свободы сроком от 3 до 7 лет.
    Совершение преступление в составе группы лиц, объединенных сговором Наказание подразумевает выплату штрафа в размере 1-2 млн рублей (или это может быть сумма взятки, умноженная в 50-70 раз), а также лишение свободны сроком до 10 лет.
    Преступление в рамках передачи большого размера взятки взяткодателю или взяткополучателю Посреднику предстоит в этом случае выплатить штраф, сумма которого составит от 1,5 до 3 млн рублей или будет равняться сумме взятки, умноженной в 80 раз. Также преступника могут лишить свободы сроком до 12 лет.
    Преступление, вызванное обещанием участия доверенного лица в передаче взятки взяткодателю или взяткополучателю в качестве посредника Преступнику необходимо будет выплатить штраф, сумма которого составит 3 млн рублей или будет равняться сумме взятки, помноженной на 60 раз. Также наказуемого могут посадить за решетку сроком до 7 лет.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *