Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменят права в 2023 году и что важно знать уже сейчас». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Многие водители после требования дорожно-патрульной службы остановиться выходят из машины. Этого делать не нужно – вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве, пока сотрудник ДПС подходит, представляется и объясняет причину остановки.
Новые причины остановки и проверки документов
А начнём мы, пожалуй, с одного из самых наболевших при общении водителей с ДПС вопросов – основания для требования об остановке транспортного средства и проверки документов.
Про возможность проверки водительских прав, свидетельства о регистрации и страховки ОСАГО на стационарных постах официальную трактовку убрали ещё в далёком 2017 году, когда ввели, собственно Приказ №664 с его регламентом. Это для справки для тех, кто не в курсе об изменениях законодательства в России.
В текущей редакции Административного регламента существуют свои причины для остановки автомобиля и другие – для проверки документов. Причём, основания последней процедуры ссылаются на первые. В новом же Приказе, можно сказать, что полномочия ГИБДД в этом плане расширили.
Но получилась своего рода абсурдная ситуация. Почему? А потому что одним из оснований для требования об остановке является проверка документов водителя. А причиной для последнего является – остановка машины.
То есть представьте себе диалог водителя и инспектора ДПС после того, как последний остановил первого:
— Предъявите ваши водительское удостоверение, регистрационный документ и полис ОСАГО! – требует сотрудник ГИБДД.
— А какая причина остановки? – вопрошает водитель.
— Проверка документов.
— Хорошо, а основания для проверки?
— Я вас остановил.
И такое общение в ГИБДД будет вполне в рамках закона. Вот официальная трактовка из нового Приказа:
77.Сотрудник вправе предъявить требование о передаче ему для проверки предусмотренных Правилами дорожного движения документов, в случаях:
…
остановки транспортного средства;
55.Остановка сотрудником транспортного средства производится, для выполнения возложенных на полицию обязанностей в случаях:
…
55.13. Необходимости проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
Обязательность подтверждения спецмероприятий
Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.
Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.
Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС
Если машину остановили сотрудники ДПС, необходимо выполнить их требования. Авто нужно поставить в указанном месте. Далее инспектор сам подходит к автомобилю и представляется водителю, называя свою фамилию, должность, звание. Также он обязан сообщить причину остановки ТС. Водитель имеет право попросить, чтобы сотрудник предъявил свое служебное удостоверение. Инспектор обязан выполнить это требование. В документе сотрудника ГИБДД обязательно должны указываться его ФИО и срок действия удостоверения. Кроме этого, обратите внимание на его нагрудный знак и зафиксируйте данные. Если инспектор отказывается предъявить удостоверение, не выполняйте его требований — перед вами может быть преступник. Срочно позвоните на номер 112 и сообщите о возникших обстоятельствах. Даже в случае предъявления документа вы вправе узнать у работника инспекции номер подразделения ДПС и позвонить туда. Например, в ходе звонка можно выяснить, действительно ли этот сотрудник работает в инспекции. Также вы можете узнать правомерность обстоятельств остановки: проводится ли спецоперация, есть ли на авто ориентировка и т.п.
Что запрещено инспектору ДПС?
На фоне наличия довольно широкого круга полномочий, есть и большой ряд запретов для сотрудников ГИБДД. Так, среди наиболее распространённых и обсуждаемых запретов:
- инспектору ДПС не разрешено требовать водителя выйти из машины (может только предложить), если нет задержания, досмотра или освидетельствования – то есть не составлены соответствующие протоколы и не привлечены понятые,
- останавливать автомобили без причины,
- при досмотре рыться в личных вещах или по карманам автолюбителя,
- производить обыск автомобиля – если есть признаки нарушения конструктивной целостности авто, то инспектор действует вне рамок закона,
- запрещено требовать помочиться в баночку при остановке на дороге в рамках освидетельствования – такая процедура на 2023 год проводится только на медосвидетельствтовании и только в рамках химико-токсикологической экспертизы на наличие наркотиков,
- курить, общаться с гражданами невежливо, обращаться к нему на “ты”,
- требовать открыть багажник, если не составлен протокол досмотра или акт осмотра.
Обратите внимание, прямого запрета на многие указанные процедуры у инспектора ДПС нет. Просто исполнять такие требования Вы не обязаны, так как они не соответствуют закону. Инспектору также разрешено просить выполнить все вышеуказанные действия – на просьбу аналогично можно ответить отказом.
Права и обязанности водителя при составлении протокола
Составление протокола должностным лицом еще не доказывает виновность водителя. Зная свои права, легко себя защитить и оспорить обвинения в свой адрес.
Прежде всего, водитель имеет полное право считаться невиновным, если составляющим протокол инспектором ГИБДД были допущены грубые ошибки. К примеру, отсутствует указание законодательных актов, действие которых было нарушено.
Водитель имеет право потребовать ознакомления с текстом протокола для его проверки, выявления ошибок, внесения собственных правок и замечаний. При этом по завершении заполнения бланка у управляющего транспортным средством гражданина на руках должна остаться копия документа.
Если водитель уверен в своей правоте и отсутствии состава преступления, он может прибегнуть к следующим действиям:
- Отказ от подписания бланка протокола;
- В специальном поле указать о неправомерности действий инспектора ( не объяснил вам права, вы не нарушали ПДД и т.д.) , вписать всех пассажиров своего автомобиля в качестве свидетелей.
Если при составлении протокола остались пропущенные незаполненные места, водитель имеет право оставить в них прочерк или Z, чтобы у инспектора не было возможности дозаполнить их не в вашу пользу. Только после этого нужно ставить свою подпись на бланках и расписываться в получении копии.
Европротокол при дорожно-транспортном происшествии
Европротокол – это возможность оформления ДТП его участниками самостоятельно без присутствия сотрудников дорожно-патрульной службы в ситуациях, если дорожное происшествие небольшое и пострадавших нет.
Документ позволяет избежать нежелательных пробок после аварии. Вам также не придется тратить время, дожидаясь сотрудников патрульной службы.
В каких случаях появляется право на оформление водителями Европротокола в России:
- Если в происшествии участвует не менее и не более двух средств передвижения;
- Пострадавшие и жертвы вследствие аварии отсутствуют;
- Любое другое имущество вокруг, кроме автомобилей, не имеет ущерба;
- Оба транспортных средства зарегистрированы в страховой компании «ОСАГО» или «Green Card»;
- Участники происшествия не имеют разногласий по поводу случившегося.
После обязательного самостоятельного заполнения документа и донесения его до своего страхового полиса водитель вправе получить компенсационную сумму в размере 50000 рублей. Существует возможность выплаты и в 400000 рублей, но при этом ваше транспортное средство должно быть оснащено спутниковыми системами, чтобы страховая компания могла установить примерное местонахождение автомобиля во время аварии.
При договоренности о составлении данного документа, оба водителя должны зафиксировать самостоятельно и при помощи технических средств следы аварии: следы тормозного пути шин, осыпи, трещины и вмятины. Нужно зафиксировать положение автомобилей на момент совершения аварии и переписать номера обоих транспортных средств.
Порядок составления Европротокола:
- Пользуйтесь только шариковой ручкой;
- Бланк заполняется обоими водителями – для каждого имеется своя колонка;
- Каждый из участников в самостоятельном порядке заполняет обратную сторону;
- Документ заполняется в двух экземплярах. Когда лицевая сторона обоих заполнена, их нужно разрезать;
- Оба водителя должны расписаться 2 раза: под приведенными данными и под «Согласием». На обратной стороне расписывается тот водитель, которому данный экземпляр принадлежит.
При разрезании возможно внесение различных исправлений и пояснений с обязательным проставлением подписи обоих участников.
После этого в течение 5 дней вы должны передать страховой компании извещение и приложить к нему требование о страховом возмещении ущерба, если виновником аварии выступает другой водитель. Помните, что приступать к ремонту автомобиля можно только через 15 дней после произошедшего либо с письменного разрешения вашей страховой компании.
Где нужно остановить автомобиль?
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
За что могут остановить водителя сотрудники ДПС
Многие водители хорошо помнят недавнюю ситуацию на дороге, когда остановка и проверка авто осуществлялась исключительно на стационарных постах ГИБДД. Такой порядок действий был прописан в Приказе МВД № 185, на сегодняшний день данный документ утратил силу и отменен.
С 20 октября 2017 года надзор за безопасностью дорожного движения осуществляется по новому административному регламенту ГИБДД.
Согласно действующему регламенту основаниями для остановки могут быть:
- Нарушение Правил Дорожного движения.
- Проверка права управления и пользования авто.
- Проверка удостоверения личности, при подозрении, что либо водитель, либо пассажир разыскиваются органами правопорядка.
- В случае схожести ТС с ориентировкой на автомобиль, находящийся в розыске.
- Необходимость опросить очевидцев происшествия (водителя или пассажира авто).
- Инспектор ГИБДД предлагает стать понятым (свидетелем) или оказать иное содействие.
- Потребность в использовании вашего автомобиля.
- Ограничение проезда любого транспорта.
- Организация беспрепятственного проезда спецавтотранспорта.
- В случае побега преступника из мест заключения – останавливаются практически все ТС.
Но остановка авто может производиться и в других случаях, например:
- При отсутствии регистрационных знаков.
- При явных признаках неисправности автомобиля: отсутствуют световые приборы, внешние значительные повреждения, из-под капота идет дым.
- Если автомобиль создает угрозу для проезда других транспортных средств.
Иные основания для остановки автомобиля будут считаться незаконными.
Следует помнить, что в соответствии с новым регламентом ГИБДД, дорожный патруль вправе остановить транспорт на дороге вне поста. При этом простая проверка документов теперь является достаточным основанием для остановки любого автомобиля.
Вы можете ознакомиться с полным текстом Приказа МВД №664, а также узнать какие еще ключевые моменты изменены в дорожном регламенте, прочитав статью о .
Электронный вид документов водителя коммерческого транспорта
Важные изменения коснулись пункта 2.1.1 ПДД, закрепляющего список документов, которые должен предоставить водитель в случае требования инспектора ГИБДД. В новом виде пункт 2.1.1 содержит поправку о том, что водитель имеет право предъявлять как бумажный формат, так и документы в электронном виде, если они оформлены согласно всем требованиям действующего законодательства.
Пакет документов, которые может в электронном виде предоставить сотрудник, управляющий коммерческим транспортом, включает:
- Накладные на транспортируемые объекты;
- Заказ-наряд;
- Сопровождающая ведомость;
- Страховой полис (ОСАГО) и другую документацию.
Действующая нормативно-правовая база предусматривает законность предъявления электронного документа только в том случае, если он изначально оформлен подобным способом. Если же документ оформляется в бумажном формате, то предъявляется только оригинал. Так, нельзя показать фотографию путевого листа вместо электронной формы документы, такой вариант считается незаконным.
Выходить из автомобиля или нет
Если вас останавливает инспектор ДПС, вы вправе общаться с ним, не выходя из своего транспортного средства. Предложить выйти инспектор может в следующих случаях:
- Для проведения досмотра или осмотра автомобиля и/или перевозимого груза.
- В случае необходимости участия водителя в процессуальных действиях (например, в качестве понятого).
- При необходимости устранения технических неисправностей в транспортном средстве.
- Для проведения в присутствии водителя сверки номерных агрегатов со сведениями, указанными в документах.
- Если у водителя имеются признаки состояния опьянения или болезненного состояния.
- Если поведение водителя создает угрозу личной безопасности инспектора ДПС.
Очень часто инспекторы ДПС просят открыть багажник автомобиля, что относится к категории досмотра транспортного средства. Если инспектору интересно, он может заглянуть через окна в салон автомобиля или сверить номера двигателя с документами. Но если он решил все проверить досконально, то здесь следует уделить внимание основным моментам:
- Во-первых, досмотр проводится при обязательном участии 2 понятых и с составлением протокола. Нелишним будет вести во время досмотра видеозапись всех действий инспектора ДПС.
- Во-вторых, досмотр транспортного средства представляет собой его обследование без нарушения конструктивной целостности. Это говорит о том, что инспектор ГИБДД не может самовольно перекладывать вещи, вытаскивать их из автомобиля без вашего участия. Все эти действия можете осуществить только вы. Если вдруг инспектор просит показать содержимое барсетки или иных личных вещей, то эти действии квалифицируются как личный обыск и возможны только при наличии соответствующей санкции.
- В-третьих, досмотру может подвергнуться не любой автомобиль, а только тот, в отношении которого у него есть подозрения о нахождении там орудий совершения преступления или предметов административного правонарушения.
Отдавать права или нет, или Как вести себя в ситуации, когда вы нарушили ПДД
В случае если вас останавливает сотрудник ДПС и убеждает, что вами были нарушены правила дорожного движения, он должен обосновать свою позицию или указать на показания радара.
По факту совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол, в котором указывается статья КоАП и сущность правонарушения. Вас должны ознакомить с протоколом, разъяснить ваши права и обязанности. После чего выносится соответствующее постановление.
В самом протоколе вы можете изложить свою позицию относительно совершенного правонарушения.
В течение 10 дней вы можете обжаловать вышеуказанное постановление руководству отделения ГИБДД. Если на вашу жалобу нет ответа, вы вправе обратиться в суд или прокуратуру.
Одной из обязанностей инспекторов ДПС является соблюдение законности и культурного (вежливого) обращения с гражданами.
Причем это должно исполняться абсолютно во всех ситуациях, связанных с дорожным движением. Зачастую сотрудники полиции пренебрегают этой обязанностью и ведут себя довольно некорректно по отношению к водителям. Но у вас есть возможность подать жалобу на действия сотрудников ДПС и защитить свои права надлежащим образом.
Где нужно остановить автомобиль?
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
На практике регулировщик может подать сигнал об остановке нечетко. В этом случае постарайтесь остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения.
Если уполномоченный сотрудник остановил транспортное средство, он обязан незамедлительно подойти к нему. Водитель же должен остановиться, не нарушая при этом правил дорожного движения. Иначе его могут за это оштрафовать. В права водителя при остановке ГАИ входит возможность не покидать транспортное средство. Можно вести разговор с сотрудником через окно. Представитель полиции, подойдя к человеку, должен внятно представиться. В права водителя также включена возможность потребовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. Документ гаишник должен показать, из рук его не выпуская. При необходимости водитель может записать данные сотрудника на случай каких-либо разногласий.
Составление протокола
Если было совершено административное правонарушение с находящимися в автотранспорте пассажирами, не стоит забывать, что эти лица являются свидетелями. При этом не имеет значения родство или иные отношения: сестра, муж, жена и т. д. Сотрудник полиции должен внести свидетелей в протокол. Если представитель ГИБДД отказался это сделать, то лицо, в отношении которого он составляется, имеет право написать, что гаишник отказался внести в документ свидетеля. Тогда можно сделать это самому с указанием фамилии, имени и отчества, адресом места жительства.
В соответствии с Конституцией РФ, каждый водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Следовательно, можно не ставить подпись в протоколе и не давать объяснения.
Если не было административного правонарушения, но инспектор ГИБДД все равно составляет протокол, то человек, не согласный с данными действиями, имеет право в документе указать, что он с протоколом не согласен, правил дорожного движения не нарушал.
Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться и забрать копию протокола.
Кому предоставлено такое право?
Перечень тех, кто может остановить транспортное средство, указан в пункте 2.4 ПДД РФ. В документе четко прописано, что таким правом обладают регулировщики. Также есть уточнение, касающееся международных автобусов и грузовых автомобилей. На контрольных пунктах такая возможность появляется еще и у сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. То есть Ространснадзор имеет право останавливать транспортное средство, однако его представители обязательно должны иметь при себе форменную одежду, а для остановки грузовика или автобуса использовать диск со световозвращателем или красным сигналом, чтобы их хорошо было заметно даже поздним вечером, в сумерках и по ночам. Любое лицо, останавливающее транспортное средство, должно представиться, а по первому требованию предъявить служебное удостоверение.
Только нужно понимать, что под регулировщиком в данном случае понимают не только сотрудника правоохранительных органов, который пытается разрулить движение автомобильных потоков на оживленном перекрестке. В Правилах дорожного движения РФ, которых обязаны придерживаться все инспекторы ГИБДД, регулировщиком считается должностное лицо, по своим функциональным обязанностям наделенное правом осуществлять регулирование дорожного движения с помощью специальных сигналов.
Кто из полицейских имеет право остановить ТС?
Что же касается непосредственно сотрудников полиции, то важно понимать, кто имеет право останавливать ТС и при каких условиях. Под определение регулировщиков в первую очередь попадают инспекторы батальонов, рот и полков дорожно-патрульной службы. Если вас останавливают на стационарном посту, то это может сделать и инспектор технического надзора.
Важный момент: на дорогах можно встретить не только сотрудников дорожной полиции, но и стажеров ДПС. Так вот, им запрещено останавливать любые транспортные средства. Это специально прописано в приказе федерального Министерства внутренних дел от 2011 года. В частности, в этом приказе отмечается, что при привлечении стажера к патрулированию сотрудникам полиции строго запрещается поручать ему самостоятельно осуществлять следственные действия, регулировать движение на улицах, составлять документы о дорожно-транспортных происшествиях и оформлять соответствующие протоколы о нарушениях административного законодательства. Так что стажер ДПС официально не является регулировщиком, у которого есть право на остановку автомобиля или любого другого транспортного средства.