Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выдавать разрешения большегрузам предлагают по принципу «одного окна»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, сложность еще и в том, что в каждом государстве ЕС такие компетентные органы относятся к разным структурам: в одной стране — к ведомству, отвечающему как раз за транспортное направление, в другом — за финансовое, а в третьем — вообще к Министерству иностранных дел…
Что же это за компетентные органы государств-членов ЕС?
На данный момент по информации АСМАП, полученной от Министерства экономического развития РФ, известны следующие компетентные органы:
• Греция — Генеральный директорат таможни и акцизов независимого агентства государственных доходов, который, кстати, для выдачи разрешения еще должен получить одобрение от Департамента многосторонних экономических связей и торговой политики Министерства иностранных дел и Главного управления по транспорту Министерства инфраструктуры и транспорта;
• Финляндия — Отдел экспортного контроля Департамента торговой политики Министерства иностранных дел;
• Литва — Министерство иностранных дел (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: [email protected]);
• Швеция — Национальный совет по вопросам торговли (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: [email protected] или [email protected]);
• Нидерланды — Национальная и международная организация транспортных перевозок, подведомственная Министерству инфраструктуры и водного хозяйства;
• Италия — Министерство устойчивой инфраструктуры и мобильности;
• Эстония — Министерство экономики и коммуникаций (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: [email protected]);
• Германия — Федеральное ведомство по вопросам экономики и экспортного контроля (заявки по каждому запросу на перевозку необходимо направлять по адресу: [email protected]).
При этом каждый компетентный орган каждого государства ЕС сам разрабатывает порядок выдачи разрешения. То есть перевозчику придется каждый раз разбираться с тем, что и как требуется для выполнения перевозки в ту или иную страну Евросоюза.
Отмена обязанности ведения журнала регистрации путевых листов
Вплоть до 1 марта 2023 г. собственники (владельцы) транспортных средств обязаны были регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368).
Журнал можно было вести на бумажном носителе или в электронной форме.
Новый НПА об обязанности ведения такого регистра не упоминает, следовательно, отказаться от него или продолжать заполнять — решать самой организации или ИП.
Если журнал больше не ведется, не торопитесь от него избавляться: срок хранения журналов, баз данных учета путевых листов — 5 лет (п. 554 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).
Документы для получения ИП или ООО лицензии-допуска на грузоперевозки
Российский автоперевозчик, либо лицо его представляющее, для получения права деятельности на осуществление международных грузоперевозок должен собрать пакет документов. Отправить сканы в электронном виде, подписав ЭЦП, через портал Госуслуг, либо передать в Роснадзорные органы копии вместе с Заявкой.
Какие сведения указывают в Заявлении
- Юридическое лицо (ООО): Название организации, адрес, ОГРН/ЕГРЮЛ.
- ИП — ФИО, адрес, паспортные данные, ОГРН.
- Номер налогоплательщика.
- Данные на ТС: тип, марка, модель, госномер, дата выпуска, экологический класс, если присвоен.
- Ответственное должностное лицо.
- Контактные данные: эл. почта, телефон, сайт (если есть).
- Куда отправить решение. В каком виде: электронном или бумажном.
- В какой форме предоставить лицензию-допуск.
Документы для лицензии на грузоперевозки
- Копии справок, подтверждающие права собственности (эксплуатации) транспорта с госрегистрацией;
- документы о финансовом статусе организации (бух. баланс+отчет о результатах работы за последний годовой период, или стоимость недвижимости (имущества), которой обладает компания);
- свидетельство о профкомпетентности автоперевозчика в сфере международных перевозок;
- копия Приказа (Распоряжения) о назначении ответственного должностного лица (искл. ИП, работающий без наемных сотрудников);
- при подаче в бумажном виде следует добавить список-перечень, входящих в пакет документов.
В течение 3 суток проверяют комплектацию переданных сведений. Если все нормально, на проверку отводится 20 дней. После чего принимается окончательное решение о предоставлении лицензии-допуска на грузоперевозки или отказе.
Коды ОКВЭД для автомобильных перевозок
Чаще всего малый бизнес выбирает перевозки автотранспортом, поэтому начнём с класса 49. Здесь надо выбрать подкласс 49.4, название которого указывает, что в него включены коды, соответствующие деятельности автомобильного грузового транспорта и услугам по перевозкам.
Но, как мы уже отметили, трёх цифр в коде ОКВЭД для регистрации бизнеса недостаточно, поэтому ищем дальше:
- 49.41 Деятельность автомобильного грузового транспорта;
- 49.41.1: Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами;
- 49.41.2: Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами;
- 49.41.3: Аренда грузового автомобильного транспорта с водителем;
- 49.42: Предоставление услуг по перевозкам.
Кроме того, в перечень кодов ОКВЭД (грузоперевозки) для ИП в 2023 году можно включить дополнительные услуги по обработке и доставке:
- 52.10 Деятельность по складированию и хранению;
- 52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом;
- 52.24 Транспортная обработка грузов;
- 52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.
Дадим в таблице более подробное описание каждой из этих групп.
Код ОКВЭД |
Транспортные услуги |
---|---|
52.10 |
|
52.21 |
|
52.24 |
|
52.29 |
|
Как происходит обмен ЭПД по новым правилам
Рассмотрим примерную схему обмена электронными перевозочными документами в соответствии с порядком, утверждённым ПП № 931, на примере электронной транспортной накладной (ЭТрН). Это один из основных документов перевозки, в котором грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия взаимодействия и отражают результаты.
На каждом этапе перевозки участники цепочки подписывают свой титул в ЭТрН.
Этап | Номер титула | Кто подписывает | Какие сведения включает |
---|---|---|---|
Обязательные титулы | |||
Погрузка | 1 | Грузоотправитель | О сторонах перевозки, условиях договора, сведения о водителе, грузе и сопроводительных документах |
2 | Перевозчик | О состоянии груза на его приёме к перевозке | |
Выгрузка | 3 | Грузополучатель | О приёме товара от перевозчика, состоянии груза |
4 | Перевозчик | О сдаче груза получателю | |
Опциональные титулы | |||
Фиксация стоимости | 5 | Перевозчик | О финальной стоимости перевозки |
6 | Грузоотправитель | ||
Переадресация | 7 | Перевозчик | Об изменении грузополучателя либо его адреса |
Эстафета | 8 | Перевозчик | О смене водителя или транспортного средства |
Какие документы требуются для оформления лицензии?
Для лицензирования на право перевозить грузы необходимо собрать следующий стандартный пакет документов:
- свидетельство на транспортное средство установленного образца, которое было заверено нотариусом;
- банковские реквизиты индивидуального предпринимателя или общества;
- подтверждающие дипломы и справки о высокой квалификации человека, способности им водить автотранспортное средство без какой-либо опасности посторонним лицам на дороге;
- соглашение со стоянкой для хранения транспортного средства в период отсутствия его использования, подтверждение приобретения или аренды гаража, ангара;
- чек оплаты государственной пошлины.
Как проводится лицензирование
Процедура получения лицензии на перевозку сотрудников развозкой с 1 марта 2019 проводится по стандартной схеме, несмотря на внесение изменений в законы. Обычно больше сложностей возникает у перевозчика на подготовительном этапе в связи с необходимостью выполнения большего объёма работы в соответствии с установленными требованиями, которые выражаются в:
- подготовке транспорта, предназначенного для перевозок;
- установке тахографа и систем спутникового мониторинга (если ими автобус не был оснащён ранее);
- подборе водителей с соответствующей квалификацией и заключение с ними договора;
- включении в штат медицинских работников и заключение с ними договора или достижение соглашения с соответствующими организациями, которыми регулярно будет осуществляться предрейсовый контроль;
- подготовке помещения для проверки техники перед выездом её по определённому маршруту.
Требования к лицензиату
Чтобы иметь право получить лицензию на автомобильные перевозки, предприятие должно:
- Иметь собственные или взятые в аренду транспортные средства, допущенные к автодорожному движению и соответствующие техническим требованиям для перевозки грузов.
- Иметь собственные или взятые в аренду помещения и оборудование, необходимое для обеспечения технического обслуживания автомобилей. Также допустимо вместо этого заключить партнерские соглашения с организацией-подрядчиком, которая возьмет на себя эти функции.
- Соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные 196-ФЗ ««Про безопасность дорожного движения».
- Назначить ответственного за обеспечение безопасного транспортного движения, прошедшего аттестацию.
- Иметь в штате специалистов, имеющих право заниматься вождением транспортных средств, перевозкой грузов, ремонтом и поддержанием автотранспорта в хорошем техническом состоянии. Сотрудники должны обладать соответствующей квалификацией и стажем работы.
- Оформить на транспортные средства все необходимые документы, предусмотренные правилами дорожного движения России.
- Иметь страховку на каждого владельца транспортного средства.
В России лицензирование перевозок автомобильным транспортом проводит «Ространснадзор» в лице отдельного подразделения «Госавтодорнадзор». Для получения отдельных лицензий, допусков, разрешений необходимо собрать большой пакет документов.
Правильно оформить документы, быстро получить разрешение без юридической подготовки трудно. Поэтому есть смысл обратиться в специализированную юридическую компанию, которая проводит лицензирование в минимальные сроки.
Регулярное изменение списка лицензий отразилось и на штрафных санкциях за перевозки без разрешений. В общем виде административные штрафы за отсутствие лицензии могут выписываться Госавтодорнадзором в размере 15-20 минимальных зарплат (для водителей), 30-40 минимумов (для руководителей АТП), 300-400 минимальных зарплат для юридических лиц.
Дорожная полиция может оштрафовать за перевозку без разрешения опасных грузов:
- водителя — до 2500 руб.,
- должностное лицо — до 20000 руб.,
- автотранспортную фирму — до 500000 руб.
Административное регулирование автомобильных перевозок
Международные автоперевозки, как любой бизнес в области внешней торговли, связаны с постоянной конкурентной борьбой на всех уровнях, от частных перевозчиков до межгосударственных отношений. Если «здоровая» конкуренция между транспортными компаниями на внутреннем и внешнем рынках ведётся экономическими методами (стоимость, качество и скорость доставки грузов), то на государственном уровне вопросы защиты своей экономики и местных перевозчиков каждое государство отстаивает административными методами.
Давно уже существует практика закличения двух-, трёх- и многосторонних соглашений между Министерствами транспорта разных стран о количестве Разрешений на международные автомобильные грузоперевозки по своей территории. Договорившись, страны обмениваются определенным количеством таких разрешений (на жаргоне перевозчиков — Дозволов), а потом каждая распределяет их между своими транспортными компаниями.
Иногда непонятно, что больше влияет на ситуацию с распределением этих разрешений, экономика или политика. Разные страны входят в разные экономические и политические союзы (Европейская Конференция Министров Транспорта, Евросоюз, Таможенный союз ЕАЭС). Часто — сразу в несколько…
Межгосударственные соглашения и квоты обмена дозволами постоянно меняются,
как и порядок выдачи разрешений конечным перевозчикам.
Лицензирование перевозок грузов
В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:
- на внутреннем водном транспорте — на речном транспорте перевозки отличаются по видам флота-осуществляемые самоходом и не самоходом, а также на судах смешанного плавания «Река-Море», также имеются виды прямые и местные. Основным различием является то, что для речной перевозки имеются сроки приема груза к перевозке.
- по перевозкам морским транспортом, то они квалифицируются на внутренние-между портами одного моря, и на внутренние перевозки между портами разных морей, и перевозки в заграничном сообщении
- посредством воздушного транспорта — для доставки грузов используют самолет и вертолет. Самолеты подразделяются на пассажирские и грузоперевозки-которого вместительность не должно превышать 100 м.куб., а пассажирский лайнер может доставлять груз не больше 20 тонн. Вертолеты так же подразделяются на несколько видов: многоцелевые или грузо-пассажирские воздушные суда; пассажирские. Не предназначаются для перевозки грузов; транспортные. Могут перевозить товары как внутри кабины пилота, так и на внешней подвеске; вертолеты – краны. Воздушные суда предназначаются для доставки товаров на тросах и выполнения наиболее сложных высотных работ.
- автомобильного транспорта — выше перечислены все виды транспортных перевозок.
- железнодорожного транспорта — данный вид лицензии имеет такие же требования, как и вышеуказанные, но отличается тем, что плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 3 года, продолжительностью не более 1 месяца. И один из требований к работникам является то, что сотрудник должен иметь стаж работы в данной сфере не менее 3 лет за последние 10 лет трудовой деятельности.
На морском транспорте — требование к лицензии особо щепетильные:
- Соблюдение законодательства РФ и Правилам морской перевозки для опасных грузов;
- Соблюдение правил пожарной безопасности;
- Наличие у соискателя производственных объектов
- Причалов, непосредственно связанных с нефтебазой и оборудованного нефтепроводом, соответствующего правилам технической эксплуатации;
- Наличия на судах необходимых судовых документов;
- Наличия у соискателя плана ликвидации аварийных ситуаций при работе с опасными грузами и предупреждения разливов нефтепродуктов;
- Наличие у соискателя должностных лиц, отвечающих за разгрузочную деятельность, за контроль безопасности мореплавания, докеров, соответствующей квалификации.
Требования к транспорту: как оборудовать автомобиль для перевозки опасных грузов?
Автотранспортные средства, регулярно используемые для доставки к месту назначения ОГ, относящихся к 1-му классу, должны иметь переоборудованную систему выхлопа с переносом глушителя в переднюю зону грузового автомобиля с выраженным нижним наклоном. Если особенности конструкции моторного отсека не позволяют произвести подобную модернизацию, допускается расположение оконечной части системы выхлопа с правого борта автомобиля, но вне зоны расположения кузовной части и элементов топливной системы. В любом случае выход глушителя необходимо дооснастить специальным искрогасительным устройством (обычно – сеткой).
Топливный бак следует располагать на удалении от АКБ, если обеспечить данное требование в силу конструкционных особенностей невозможно – должен быть отгорожен от аккумуляторной батареи непроницаемой перегородкой. То же требование в отношении топливного бака относится в силовой установке, электропроводке, элементам системы выхлопа. Расположение топливного бака должно обеспечивать при получении им повреждений (пробоин) утечку топлива только на дорожное полотно, без риска попадания на детали автомобиля, особенно – на транспортируемый груз повышенной опасности. Топливный бак следует оснастить защитным кожухом со стороны дорожного полотна и с боков.
Расшифровка аббревиатуры и суть разрешения
В первую очередь разберемся, что это такое ДОПОГ – какова расшифровка аббревиатуры? ДОПОГ расшифровывается дословно как Дорожная Перевозка Опасных Грузов. Суть понятия заключается в нормах и правилах, какими должен руководствоваться водитель, допускаемый к транспортировке грузов – перевозке материалов, попадающих под классификацию опасных веществ. Наличие у автомобилиста такого удостоверения, означает, что он имеет право осуществлять перевозку опасных согласно международным требованиям и нормам.
Предоставление свидетельства такого образца происходит в ДОСААФ, где лица, которые будут заняты в процессе транспортировки такого рода веществ изучают необходимую информацию. Такая информация касается не только транспортировки самих грузов, но и самого понятия опасного груза, сведений о том, какой может нанести вред, что может произойти при разгерметизации емкости, в котором они перевозятся, как действовать в чрезвычайных ситуациях.
ДОПОГ — Дорожная Перевозка Опасных Грузов
Да.
Во-первых, в новых Правилах вводится понятие «водитель». Согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, водитель теперь должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.
Во-вторых, появился перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Помимо стандартных данных о контрагентах и адресах пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов должна содержаться информация о количестве грузовых мест, о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость), данные о грузах (сроки хранения и температурный режим), необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований указания.
В соответствии с новыми правилами перевозки, в заявке также должно содержаться отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии.
Особое внимание уделяется опасным грузам. В заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.
Все остальные положения Правил – правила перевозки опасных грузов, габаритные и весовые ограничения, порядок оформления других документов – остались прежними.
Итак, новая редакция Правил перевозки грузов готовит перевозчиков к электронному документообороту, меняет правила оформления транспортных накладных и вводит обязательные реквизиты для заявок на перевозку. Каких-то фундаментальных нововведений, которые изменят работу перевозчиков, Правила не содержат, но этот документ важен для будущего внедрения электронного документооборота.
Интересно, что в постановлении правительства прописан срок завершения действия Новых правил – 1 января 2027 года. Возможно, чиновники уже сегодня задумываются о каких-то нововведениях, связанных с развитием электронного документооборота и цифровых сервисов и намерены внедрить их в дальнейшие редакции Правил.
Опасным грузом называется перевозка веществ, что могут оказать вред при разгерметизации упаковок, при дорожно-транспортном происшествии, случайном пролитии или высыпании. Вред от них получает не только водитель, но также другие люди и природа.
Какая документация понадобиться для получения лицензии?
Субъектам хозяйствования, планирующего осуществлять транспортирование товарно-материальных ценностей на территории РФ и за ее границами, чтобы получить лицензию, необходимо подготовить документацию, точнее, их копии. Это касается удостоверения АСМАП; паспорта и свидетельства на регистрации автопоезда (еврофургона, сцепки, шаланды); идентифицирующих личность частного лица или компании документов; договора аренды/лизинга на автотранспорт и акта передачи.
Кроме вышеуказанной документации, при грузоперевозках, предполагающих выезд за границы РФ, возможно, понадобятся и иные бумаги (пакет определяется по характеру грузов). При подаче документов на лицензирование, подается также квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
Получив лицензию, владелец может произвести ее переоформление заблаговременно до окончания срока действия. К подобному решению прибегают при любых преобразованиях предприятия; смене названий фирмы или юридического адреса; изменениях в личных данных индивидуальных предпринимателей или месте проживания.
Срок рассмотрения заявления от предпринимателя на лицензирование составляет 30 суток. В течение этого временного промежутка, учреждением, ответственным за осуществление транспортного контроля и надзора, решается — можно допустить кандидата к выполнению международных перевозок или нет. При положительном ответе, лицензиатам производится передача удостоверения и карточки-допуска на весь автотранспорт, который будет задействован при грузоперевозках.