Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разрабатываются профессиональные стандарты?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К настоящему времени существует более 1200 профстандартов. Основу каждого из них составляет понятие уровня профессиональной квалификации как меры способности работника к выполнению должностных обязанностей в конкретной профессии.
Комментарий к ст. 195.1 ТК РФ
1. В ст. 2 Закона об образовании квалификация определена как уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
2. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23. В указанном Постановлении предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих, а Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации руководителей, специалистов и служащих. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих утвержден Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9.
3. В указанных Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов предусмотрено, что разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом России Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утверждены Приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н.
Макет профессионального стандарта утвержден Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н.
Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н.
4. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении.
5. Экспертный совет по профессиональным стандартам создается Минтрудом России в целях согласования проектов нормативных правовых актов и Методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов. Состав экспертного совета формируется из представителей объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций. Обеспечение деятельности экспертного совета осуществляется также Минтрудом России.
Положение об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ утверждено Приказом Минтруда России от 25.03.2013 N 118н.
6. Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661.
Определение уровня квалификации работника
Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:
Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.
Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме
ВАЖНО! Рекомендации по проведению аттестации работника на соответствие занимаемой должности от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.
Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.
Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:
Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.
Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).
Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».
Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.
Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.
На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).
Запись в трудовую книжку и в личную карточку
ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке при повышении квалификации от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.
В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:
Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).
Другой комментарий к статье 195.1 ТК РФ
1. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ТК впервые.
Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.
Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.
2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).
Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
На сегодняшний день ТК предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК и комментарии к ним).
Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. «а» п. 25 Правил).
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.
Комментарий к Ст. 195.1 Трудового кодекса РФ
1. Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» закреплены в ТК РФ впервые.
Квалификация работника определяется как совокупность четырех составляющих: 1) знания, 2) умения, 3) профессиональные навыки, 4) опыт работы.
Требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления того или иного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт, представляющий собой инструмент, который выполняет функции согласования спроса и предложения на рабочую силу через установление соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их использования на основе установления профессионально-квалификационных требований.
2. В соответствии с п. п. 2, 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23, координацию разработки профессиональных стандартов и их утверждение осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций (п. 3 Правил). В целях согласования проектов нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также рассмотрения и подготовки экспертных заключений по проектам профессиональных стандартов предусмотрено создание Министерством труда и социальной защиты РФ экспертного совета по профессиональным стандартам, в состав которого могут входить представители объединений работодателей, саморегулируемых организаций, профессиональных союзов (их объединений), иных некоммерческих организаций, образовательных организаций профессионального образования, федеральных органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других заинтересованных органов и организаций (п. п. 4, 5 Правил). Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 29 апреля 2013 г. N 170н, Макетом профессионального стандарта, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 147н, и Уровнями квалификации, утв. Приказом Министерства от 12 апреля 2013 г. N 148н, определяющими требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника, которые могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности (п. 6 Правил).
Указанные Правила в п. п. 9, 13, 14 предусматривают обязательное обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций, его общественное обсуждение, а также рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
3. Законодательные изменения, касающиеся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, представляют собой элемент процесса модернизации национальной системы квалификаций, основу которой в настоящее время составляют Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
На сегодняшний день ТК РФ предусматривает возможность применения профессиональных стандартов наряду с квалификационными справочниками при определении наименования должностей, профессий или специальностей и квалификационных требований к ним в случаях, когда законодательство связывает с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов работникам, а также при установлении тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (см. ст. ст. 143, 144 ТК РФ и комментарии к ним).
Профессиональные стандарты могут применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, а также при разработке должностных инструкций (подп. «а» п. 25 Правил).
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р утвержден комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 — 2016 годы. Он, в частности, предусматривает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, внедрение механизма независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, разработку национального классификатора профессиональных стандартов и новой версии Общероссийского классификатора занятий, а также подготовку предложений о поэтапной замене Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих на профессиональные стандарты, утвержденные в установленном порядке.
Определение уровня квалификации работника
Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:
- опыт в конкретной деятельности (стаж), совокупность знаний и умений;
- наличие образования (общего и специального);
- мера ответственности за порученное дело и так далее.
Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.
Определение уровня квалификации работника
Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:
- опыт в конкретной деятельности (стаж), совокупность знаний и умений;
- наличие образования (общего и специального);
- мера ответственности за порученное дело и так далее.
Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.
Виды повышения квалификации
Увеличение объема знаний, совершенствование профессиональных навыков полезно не только сотруднику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников может быть:
- краткосрочным — преимущественно осуществляется по месту работы и занимает до 72 часов. Часто проводится в форме передачи знаний от высококвалифицированных кадров новичкам. После успешной сдачи экзамена сотрудникам выдаются свидетельства о повышении квалификации;
- среднесрочным — длительность курса насчитывает 72-100 часов. Применяется при внедрении на предприятии новых технологий, изменении или расширении сферы деятельности. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, активно привлекаются специалисты со стороны;
- длительным — повышение квалификации целесообразно для опытных сотрудников для выполнения практических задач с применением новых знаний. Возможно проведение с отрывом от профдеятельности, направление работников на обучение в другие города. При этом должность и зарплата сотрудников сохраняются.
Подготовка и переподготовка кадров
Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.
Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.
ВНИМАНИЕ! Обучение и переподготовка не выступают обязанностью работника и осуществляются на добровольных началах. Они расцениваются как вспомогательные меры, способствующие повышению качества труда и квалификации человека в рамках его должности.
Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.
Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией
Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:
- неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
- малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
- квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
- высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.
Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).
Должности с обязательными квалификационными требованиями
Можно сформировать примерный перечень работников, требования к квалификации которых установлены законом, а значит, должны быть обязательно включены в профстандарт и соблюдаться:
- педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);
- медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);
- летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);
- адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ);
- аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
- государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);
- муниципальные и государственные служащие (например, ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);
- судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-I).
Как мы видим из структуры профессионального стандарта, характеристика квалификации работника дается через описание требований к образованию и обучению, а уровень квалификации указывает на основные пути достижения необходимого уровня квалификации, к которым относится освоение образовательных программ. Однако, как известно образование и обучение осуществляется в соответствии с образовательными стандартами. Должны ли образовательные стандарты соотносится с профессиональными? Однозначно, корреляция должна быть, причем требования профессиональных стандартов становятся приоритетнее.
Так, пунктом 3 перечня поручений Президента РФ от 26.12.2013 № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 года, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить актуализацию федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ с учётом принимаемых профессиональных стандартов, а также формирование организационных механизмов проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Во исполнение указанного поручения Министерством образования и науки РФ утверждены:
- Методические рекомендации от 22.01.2015 № ДЛ-2/05вн «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов»;
- Методические рекомендации от 20.04.2015 № ДЛ-11/06вн «Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов»;
- Методические рекомендации от 22.01.2015 № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов».
В результате применения приведенных методических рекомендаций будет происходить постепенная гармонизация образовательных и профессиональных стандартов с приоритетом последних.
Комментарий к статье 195.1 ТК РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит определение понятия «квалификация», согласно которому это уровень:
— знаний (совокупность научной и профессиональной информации, имеющейся у работника);
— умений (наличие профессиональных, производственных и творческих способностей у работника);
— профессиональных навыков (профессиональные способности сделать работу качественнее по сравнению с другими работниками);
— профессионального опыта (наличие профессиональных знаний, позволяющих прогнозировать результат той или иной работы и в связи с этим делать работу качественней).
Уровень всех вышеизложенных показателей представляет собой их количественную и качественную характеристику, позволяющую сравнивать одного работника с другим и отличать одного работника от другого.
2. В ч.2 комментируемой статьи содержится определение профессионального стандарта, под которым понимается характеристика квалификации, позволяющая определить ее уровень, то есть количество знаний, а также качество и степень профессиональных способностей, умений, опыта и навыков работника, которые позволяют ему осуществлять тот или иной вид профессиональной деятельности на требуемом уровне и лучше, чем те работники, которые высокой профессиональной квалификации не имеют.
Следует отметить, что с 1 июля 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ч.2 комментируемой статьи будет дополнена положением, в соответствии с которым профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую в том числе для выполнения определенной трудовой функции.
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает бланкетную норму о том, что Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливается Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.
Согласно постановлению Правительства РФ от 22 января 2013 года N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций. Отметим также, что приказом Минтруда России от 30 сентября 2014 года N 671н утверждены методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов. Данные рекомендации предназначены для оказания практической помощи разработчикам проектов профессиональных стандартов при разработке проектов профессиональных стандартов.
Однако следует обратить внимание, что с 1 июля 2016 года ч.3 комментируемой статьи утрачивает силу в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 года N 122-ФЗ. При этом ТК РФ будет дополнен ст. 195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и ст. 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов».