Налоговые проверки в 2023 году: кому стоит ожидать инспекторов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые проверки в 2023 году: кому стоит ожидать инспекторов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Низкий уровень рентабельности

Рентабельность — это показатель эффективности использования ресурсов. Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

Прибыль от реализации / Себестоимость * 100%

Рентабельность активов рассчитывается так:

Прибыль / Активы * 100%

Для примера рассчитаем рентабельность продаж. Пусть владелец кафе получил по итогам года прибыль в размере 600 тыс. рублей, а себестоимость его продукции составила 7 млн рублей. Рентабельность продаж составит:

600 000 / 7 000 000 * 100% = 8,57%

По окончании каждого года ФНС рассчитывает рентабельность каждой сферы деятельности. В общепите она составляет 7%. Получается, что бизнесмен из примера по рентабельности продаж выше эталонного уровня. Это значит, что по этому показателю он находится вне зоны риска.

В чем суть выездной налоговой проверки

Это форма налогового контроля. С ее помощью налоговики определяют, правильно ли предприятие считает налоги. Правовое обоснование проведения содержится в ст. 87 и 89 НК РФ.

Название «выездная» указывает на то, что инспекторы придут в компанию, а не просто запросят документы и посмотрят их на своем рабочем месте. Также у них есть право провести осмотр помещений, сделать выемку документов и предметов. Например, изъять системный блок, жесткий диск, флешку. Про то, что так можно, говорится в ст. 92 и 94 НК РФ.

Все это, несомненно, давит психологически на руководство и сотрудников компании. Поэтому эмоционально пережить выездную налоговую проверку намного сложнее, чем камеральную. Последняя заключается, прежде всего, в проверке правильности сданных деклараций. И если осмотр в процессе ее проведения еще возможен, то выемки точно не будет. Кроме этого, есть и другие отличия.

Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки

Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.

Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной

Критерий сравнения

Вид налоговой проверки

Камеральная

Выездная

В чем цель

В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика

Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит

Сколько налогов проверяются

Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ)

За какой период

За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ)

Как долго длится

В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ)

Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ)

Может ли приостанавливаться

Нет

Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ)

Как часто проводится

В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ)

Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ)

Бывает ли повторной

Нет

Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях:

· вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании;

· организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей

Как проводится камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Читайте также:  С 1 января стартовала Декларационная кампания-2023

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

Кого будет проверять налоговая

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. В 2021 году правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарной инспекции), Россельхознадзора, таможенных органов, а также ОВД (органов внутренних дел).

Мораторий продлен и на 2023 год. Распространяется только на субъекты малого и среднего предпринимательства. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;
  • социальная;
  • образование;
  • теплоснабжение;
  • электроэнергетика и энергосбережение;
  • производство, обработка и другие действия с драгоценными камнями и металлами.

Также под мораторий не подпадают предприниматели и организации, которые

  • заняты в сфере вредного и опасного производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • в течение последних 3-х лет получили административное наказание за грубые нарушения;
  • в течение последних 3-х лет столкнулись с дисквалификацией руководителя;
  • по решению надзорных органов приостанавливали деятельность в течение последних 3-х лет;
  • были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • работают на основании лицензий;
  • обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • используют атомную энергию.
Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Мораторий также не действует на мероприятия, которые проводятся по заявлению потребителей или третьих лиц.

Какие нарушения могут обнаружить

В ходе ревизии инспекторы выявляют различные бухгалтерские и налоговые нарушения. К распространенным относятся:

  1. Применение схем ухода от уплаты налогов.
  2. Взаимодействие с сомнительными контрагентами — например, использование организаций-однодневок для повышения расходов и вывода денег.
  3. Неправильное оформление документации от поставщиков — отсутствие подписей, печатей, применение устаревших бланков, что становится причиной непринятия расходов и вычетов по НДС.
  4. Нарушения по списанию доходов в крупных холдингах — они должны распределяться пропорционально выручке каждой организации, входящей в группу компаний.
  5. Отсутствие документации — непредоставление бумаг не освобождает от проверки.

Признаков, которые является превышением полномочий представителя надзорного органа, множество. Один из самых главных — отсутствие каких-либо оснований для проведения плановой проверки. По общему правилу проверка проводится не чаще чем один раз в три года, на основании, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Также превышением полномочий считается привлечение к проверке в качестве экспертных организаций не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.

Проверяющий превысил полномочия и в том случае, когда нарушил сроки уведомления о проведении плановой проверки (не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения).

Также к признакам превышения полномочий и нарушений надзорного органа относятся:

  • отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки;
  • нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год);
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление акта проверки;
  • проверка требований, не относящихся к полномочиям контролирующего органа; требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации; требований, установленных неопубликованными муниципальными правовыми актами;
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • проведение плановой проверки субъектов малого предпринимательства, в отношении которых установлен мораторий.

В вопросе плюсов и минусов продления моратория на проверки бизнеса эксперты расходятся. С одной стороны, ослабление контроля породило множество фальсификата на рынках и снижение качества товаров и услуг. С другой стороны, предприниматели задышали спокойно и потихоньку из обихода уходит выражение «кошмарить бизнес».

По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, относительно 2021 года число как плановых, так и внеплановых проверок бизнеса сократилось в шесть раз. Средняя проверка занимает от восьми до девяти рабочих дней. Таким образом, в расчете на год мораторий сэкономил предпринимателям более 60 миллиардов рублей.

Ограничения по месту проведения проверки

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

Данная норма предполагает и иной вариант проведения выездной налоговой проверки: в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Однако, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 08.04.2010 N 441-О-О, это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа такая налоговая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой.

Таким образом, п. 1 ст. 89 НК РФ устанавливает обязанность проводить выездную налоговую проверку на территории (в помещении) налогоплательщика и только лишь в отсутствии у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Соответственно, и ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 НК РФ.

Невозможность проведения проверки в помещении налогоплательщика должна быть оформлена документально. НК РФ не содержит положений, какой документ составляется при этом. Доказательствами невозможности проведения проверки на территории налогоплательщика могут являться:

  • заявление налогоплательщика о невозможности предоставить помещение для проведения проверки;
  • докладная записка руководителя проверяющей группы о невозможности проведения проверки на территории налогоплательщика (см., к примеру, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.03.2012 по делу N А15-213/2011).

Ограничения по длительности проверки

Пунктом 6 ст. 89 НК РФ установлено, что проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Кроме того, согласно п. 9 ст. 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки.

В силу абз. 2 п. 6 ст. 89 НК РФ основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Возможность установления оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Определение от 24.02.2011 N 195-О-О, Определение от 09.11.2010 N 1434-О-О), Высшего Арбитражного Суда РФ (решение от 21.07.2010 по делу N ВАС-7688/10). Суды не усмотрели нарушений прав и законных интересов налогоплательщиков данным приказом.

Читайте также:  Журналисты посчитали размер пенсий российских звезд

Если налоговая проверка не приостанавливалась, то срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ) по правилам, установленным ст. 6.1 НК РФ.

Если проведение проверки приостанавливалось, то срок проверки исчисляется несколько иначе.

Также инспекция обязательно запросит информацию по сделкам у самого налогоплательщика, его поставщиков и покупателей

Инспекция обязана сделать это по своим внутренним регламентам, чтобы понять, были сделки на самом деле или нет.

Допустим, компания покупала кирпич. Дальше три варианта:

  • или она его использовала в своей работе (строила что-то);
  • или она его потом кому-то перепродала;
  • или он у неё лежит на складе.

Вначале, пытаясь доказать что сделка по закупке кирпича фиктивная, инспекция анализирует деятельность спорного поставщика и делает вывод, что кирпич не закупался. А если он спорным поставщиком не закупался, то и в адрес проверяемого налогоплательщика не мог быть поставлен.

Далее налоговая запросит документы у проверяемой компании (чтобы посмотреть, строила компания что-либо кому-то из этого кирпича) и покупателей (покупал ли кто-то у компании этот кирпич).

А если и строила, то сколько кирпича ей понадобилось на этой стройке? Может, там бетонные блоки использовались, а не кирпич? Инспекция все это будет проверять по запрошенным документам, а также уточнять в ходе допросов работников компаний (как и кто привозил кирпич, где он хранился, где он использовался и в каком объеме и кто это еще может подтвердить).

Дополнительные мероприятия налогового контроля, возражения на них и финальное рассмотрение материалов проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля. По практике, в Москве и МО, когда компания возражала на акт проверки, инспекция всегда уходила на дополнительные мероприятия налогового контроля. Это значит, что инспекция хочет опровергнуть те возражения, которые подал налогоплательщик, чтобы её позиция стала сильнее, а вероятность, что суд согласиться с доначислением — выше. На допмероприятия у инспекции есть месяц.

В ходе допмероприятий инспекция может собирать те же доказательства, что и во время основной проверки: допрашивать свидетелей, получать банковские выписки, истребовать и изучать документы и т.д. Не вправе – проводить выемки, осмотры, привлекать специалистов, однако если такие нарушения и встречаются, суды на них зачастую не обращают внимание.

Консолидированные (итоговые, финальные) возражения с учётом дополнений к акту. После того, как инспекция провела дополнительные мероприятия налогового контроля, она присылает налогоплательщику Дополнения к акту, в котором указано, что она в их процессе накопала. И налогоплательщик опять возражает, на это у него есть 15 дней. Мы называем эти возражения консолидированными, но это чисто наш термин. Можно называть их возражениями на дополнения к акту.

Ещё один лайфхак налогового адвоката: налогоплательщику лучше раскрывать все свои карты только в консолидированных возражениях. Почему? Чтобы инспекция не смогла провести «работу над ошибками». Если мы покажем инспекции в первых возражениях на акт проверки, что она сделала не так (не нашла и не допросила директоров спорных контрагентов, не провела осмотры, не запросила документы), то она сможет исправить эти упущения во время дополнительных мероприятий.

Финальное рассмотрение материалов проверки. Теперь, когда инспекция провела допмероприятия и получила наши возражения на них, мы опять собираемся на рассмотрение материалов проверки. Теперь уже финальное рассмотрение. Инспекция не может провести ещё одни, вторые, дополнительные мероприятия налогового контроля. Теперь инспекции надо выносить решение по результатам выездной проверки.

Но решение — это уже другая история и тема для другой статьи.

А чтобы вам было проще ориентироваться в сроках, приводим список того…

…что делается во время выездной налоговой проверки, в какой срок это делается и какими статьями Налогового кодекса регламентировано

Дата составления справки об окончании выездной налоговой проверки — составляется в последний день проведения налоговой проверки (п.2 ст. 89 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки — составляется в течение двух месяцев со дня составления справки (п.8 ст. 89 НК РФ).

Вручение акта ВНП — 5 дней с даты акта ВНП (п.5 ст. 100 НК РФ).

Представление в инспекцию возражений на акт — в течение 1 мес. со дня получения акта ВНП (п.6 ст. 100 НК РФ).

Принятие решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля по акту — 10 дней (п.1 ст. 101 НК РФ).

Проведение инспекцией дополнительных мероприятий налогового контроля — 1 мес. (п.6, 6.1. ст. 101 НК РФ).

Подготовка инспекцией Дополнений к акту по итогам дополнительных мероприятий налогового контроля — 15 дней (п.6.1. ст. 101 НК РФ).

Вручение обществу Дополнений к акту налоговой проверки — 5 дней (п.6.1. ст. 101 НК РФ).

Представление в инспекцию возражений на Дополнения к акту — 15 дней (п.6.2. ст.101 НК РФ).

Вынесение инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности — 10 дней (п.1 ст. 101 НК РФ). Фактически может растянуться на месяцы, а в нашей практике бывало, что и на годы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *