Обгон «паровозиком» разрешен или нет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обгон «паровозиком» разрешен или нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Фиксировать двойной обгон, как и другие нарушения данного манёвра, сегодня в России могут, как автоинспекторы при патрулировании улиц и шоссейных дорог, так и камеры фото – и видеофиксации, которые сейчас установлены в стране практически повсеместно. В зависимости от того, каким образом было зафиксировано событие, может отличаться и наказание. Также оно зависит от пункта КоАП, который подходит под конкретный случай.

Штраф за нарушения правил двойного обгона

Если нарушение классифицировано, как выезд на полосу для встречного движения в неположенном месте или иным способом, запрещённым ПДД, автовладельцу грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок, равный четырём или шести месяцам.

Стоит отметить, что, если неправильный двойной обгон был определён фиксирующей камерой, обычно дело обходится штрафом. Лишиться прав водитель может, как правило, если нарушение было выявлено сотрудниками ГИБДД. В таком случае они обязаны остановить автолюбителя и составить на него протокол о правонарушении.

Кроме того, за двойной обгон автомобилист может лишиться своего в/у на целый год. Это происходит, если он совершает подобное повторно. При этом факт нарушения ПДД должны установить сотрудники автоинспекции. Если вторичное правонарушение было зафиксировано камерой, то водителю придётся заплатить за это еще 5000 рублей. Лишение водительского удостоверения в таком случае не предполагается.

Иногда автолюбителям за двойной обгон выписывают штраф на 1000 или 1500 рублей. Он предусмотрен в случае, если нарушение было классифицировано, как объезд препятствия по встречной полосе. Такое наказание может назначаться, как автоинспектором, так и приходить с камер фотофиксации.


Двойной обгон – очень сложный и опасный манёвр. Поэтому неудивительно, что во многих случаях действующие сейчас в России правила дорожного движения запрещают его. За это предусмотрено весьма серьёзное наказание. Поэтому не следует нарушать ПДД. А, если довелось стать случайным участником такого дорожного события по вине другого автомобилиста, нужно соблюдать осторожность и завершить манёвр безопасно для себя и других водителей и пешеходов.

Случаи, в которых обгон запрещен в 2021 году

Впереди зона запрета на обгон. Часто знак запрета на обгон ставят, если впереди опасная зона: крутой поворот или подъем, из-за чего шофер не увидит встречный авто. Еще ставят временный знак в дни ремонта дорожного полотна. Когда работа закончена, рабочие и техника уехали — знак не действует. Если временное обозначение запрета не убрали в течение суток после завершения работ и вы получили взыскание за обгон, действия ГИБДД можно оспорить.

Зона, где знак работает — от точки, где его установили, до первого по пути перекрестка после него. Часто конец зоны показывает иное обозначение, которое «перечеркивает» основной рисунок. Если стоит желтый знак «Обгон запрещен», вопрос штрафа не стоит — 5 000 рублей.

Знак запрещает обгон всех ТС, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, велосипедов, мопедов. Знак справа — временный, его ставят во время дорожных работ

Правый знак тоже временный и также отменяет покрытие зоны, где обгонять нельзя

Запрещает разметка. Когда на трассе сплошная, двойная сплошная или сплошная линия с прерывистой — обгонять нельзя.

Впереди трамвайные пути встречного направления. Обгон по встречным трамвайным путям запрещен, это сказано в п. 9.6 ПДД.

Объезд препятствия — не обгон

Важно не путать объезд препятствия и обгон. Объезд — маневр вынужденный. Он необходим, чтобы избежать столкновения с неподвижным объектом, например, упавшим деревом. Обгон — маневр по инициативе водителя, почти всегда ради опережения. В другой нашей статье мы писали, как водителю удалось избежать потерю прав за обгон по встречке.

Обгон путём пересечения сплошной линии

Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.

В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.

Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.

При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.

Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.

Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.

Читайте также:  ТОП 55 Бизнес идей для Женщин и девушек — Примеры и Заработки

Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.

Однозначно ответить на вопрос, разрешен ли двойной обгон, затруднительно. Этот маневр требует предельной осторожности и быстрой реакции. Как упоминалось ранее, из всех авто, составляющих «паровозик», грамотно ведет себя управляющий первой машины. Что еще необходимо предпринять, чтобы обезопасить ситуацию при обгоне? Вот основные рекомендации:

  • Сначала внимательно осматриваем дорогу и обочину, нет ли запрещающих знаков, сплошных линий, пешеходных переходов, шлагбаумов, тоннелей и сложных участков.
  • Затем обращаем внимание на встречную полосу, нет ли приближающегося автотранспорта.
  • Делаем обзор соседних авто, не готовятся ли они объезжать препятствие или опережать соседние ТС. Следим за сигналами поворотников как переднего, так и заднего автомобилей.
  • Следующий важный шаг – это определение достаточной дистанции для необходимого разъезда и возвращения на первоначальную позицию.
  • Включаем левый поворотник и, ускоряя езду на 15–20 делений, выходим навстречку. Чем выше скорость, тем скорее завершится маневр.
  • Включаем правый поворотник и, обогнав машину, занимаем первоначальную позицию.
  • Выключаем правый поворотник.

Исправительные меры нарушений ПДД

Мы достаточно обсудили, как грамотно обгонять транспорт. Поскольку всегда остается место риску, любое малейшее отклонение от предписаний может стоить жизни людей. По ПДД водителю запрещается выполнять обгон даже ТС, у которого просто включен левый сигнал поворота.

Важно! Штраф за двойной обгон в нарушение ПДД на сегодняшний день составляет 5000 рублей или лишение ВУ на 4–6 месяцев. Меру воздействия определяет инспектор ГАИ или судебный орган.

Повторное правонарушение влечет за собой более строгое наказание. Сумма штрафа остается прежней — 5000 р. За нарушение, зафиксированное камерой, прав могут лишить на 12 месяцев.

Завершение обгона в неположенном месте, а именно в зоне действия пешеходного перехода, облагается штрафом в 1500 рублей. Трактовка правонарушения такова – не уступил дорогу пешему гражданину. Наличие или отсутствие пешеходов на нерегулируемых переходах не имеет значения.

Создание помех своими действиям обгоняемому водителю обойдется штрафной санкцией в сумме от 1000 до 1500 р. Помните, что обгонять соседние машины с нарушениями позволяется только в экстренных случаях с целью предотвращения аварии. Стоит запастись фото или видеоматериалами на бытовых электронных устройствах. Наилучшим помощником в этой ситуации является личный видеорегистратор.

Проявляйте бдительность на дорогах, следуя старой поговорке «не уверен – не обгоняй!».

В правилах отсутствует запрещение обгонять другие ТС. Поскольку маневр подразумевает выезд на встречную полосу, он относится к опасным и требует от водителя внимания.

Встречная полоса для авто считается зоной опасности, поэтому водитель должен стараться покинуть ее как можно скорее. При этом нельзя превышать скорость.

Основное требование к автовладельцу, совершающему двойной обгон – не создавать аварийную обстановку на дороге. Есть несколько факторов, которые обеспечивают безопасное совершение обгона:

  • свободная встречная полоса
  • у машин, двигающихся впереди, выключен поворотник (левый)
  • никто в этот момент не начал совершать маневр (подразумеваются ТС впереди и сзади)
  • нет знаков, наличие которых равнозначно запрету на обгон.
  • разделительная линия между полосами прерывистая.

В зоне видимости или по знакам нет:

  • железнодорожного переезда
  • тоннеля
  • эстакады
  • крутого поворота (впереди)
  • конца подъема.

Отсутствуют в зоне видимости знаки:

  • 3.20-22 «Обгон запрещен»
  • 1.22 «Пешеходный переход»
  • пересечение с железной дорогой: со шлагбаумом, без шлагбаума (1.1-2), приближение к переезду 1.4.1-6
  • 1.9 «Разводной мост»
  • 1.31 «Тоннель»
  • 5.15.5 «Конец полосы»
  • 1.11.1-2 «Опасный поворот»
  • 1.14 «Крутой подъем», обгонять нельзя в конце подъема, причем подъем не обязательно должен быть крутым.

Разрешён или запрещён обгон паровозиком?

Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.

И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком «гуськом»? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон — то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал «паровозик» из обгоняющих, то доказать правоту Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.

Обгон гуськом или паровозиком

Обгон гуськом или паровозиком, когда сразу несколько автомобилей обгоняют транспортное средство, запрещается, так как транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон, – п. 11.2 ПДД. Логика понятна – впередиидущие автомобили могут закрыть для обзора встречную полосу, и водитель не в состоянии выполнить требования п. 11.1 ПДД, то есть не состоянии определить, на достаточном для обгона расстоянии свободна встречная полоса или нет.

Тонкость состоит в том, что п. 11.2 ПДД описывает запрет обгона там, где ограничение видимости создается обстоятельствами. И здесь ключевое отличие от пункта 11.4 ПДД, так как он запрещает обгон на участках с ограниченной видимостью, – см. Ограничение видимости.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Выделяю еще раз: п. 11.2 – обстоятельства, запрещающие обгон, п. 11.4 – участки, где запрещен обгон.

Для установления ограничения видимости на участке дороги специальная методика и специальные приборы применяются специально обученными людьми. Результатом работы является объективное установление факта ограничения видимости на данном участке дороги с последующей установкой соответствующих знаков. Оспорить обгон в месте, где ограничена видимость невозможно.

Обстоятельства ограничения видимости устанавливаются субъективно, и однозначность нарушения установить сложно.

Можно сказать иначе. ПДД предоставляют водителю много прав, например, право определить количество полос для движения в отсутствие знаков или разметки, – п. 9.1 ПДД. Пункт 11.2 ПДД предоставляет водителю право субъективно определить, безопасен обгон или нет, если кто‑то впереди уже обгоняет.

Как наказывают нарушителей

Фактически водители наказываются не за двойной обгон, а за нахождение в зоне риска – на встречной полосе. Двойной обгон не определяется в Правилах отдельно. В создавшихся ситуациях анализируется соответствие действий водителя или водителей предписанному ПДД алгоритму поведения на встречной полосе.

Несмотря на то, что в правилах не предусмотрены штрафные санкции за маневр обгона, нарушители не остаются безнаказанными. К ним применяются административные меры наказания за неправильный выезд на встречную полосу (12.15.4 КоАП):

  • за первое нарушение – 5000 или лишение прав на срок до полугода (12.15.5)
  • второе такое нарушение – 5000 или лишение прав на год (для назначения штрафа достаточно записи камеры видеонаблюдения, лишение прав состоится, если водителя заметил и остановил инспектор)
  • за выезд на встречную при объезде препятствия – 1000-1500 (12.15.3).

Чем двойной обгон отличается от обычного

Обычный обгон можно считать совокупностью трех последовательных этапов: автомобиль перестраивается на встречную полосу для объезда впереди идущей машины, совершает обгон и встает на прежнюю полосу движения. Однако автомобилисты часто путают такие понятия как обгон и опережение. Во избежание недомолвок с сотрудниками ГИБДД, помните, что второй термин – это когда машины двигаются по своим полосам, но одно авто вырывается вперед, не совершая выезда на чужую полосу.

Двойной обгон квалифицируется как участие трех и более машин, и бывает трех видов:

  • одно авто совершает обгон нескольких машин;
  • несколько решаются на обгон и двигаются «паровозом»;
  • вереница машин обгоняет другую такую же.

В таких ситуациях сложно правильно оценить обстановку на трассе, и поэтому часто возникают аварийные случаи.

Установленное наказание

Так как прямого пункта в ПДД о двойном обгоне нет, поэтому нарушение и размер штрафа усматривается в статье 12.15 Кодекса об административном правонарушении. В нем указываются нарушения:

  • если обгон совершен в местности пешеходного перехода, а по статье читается, как водитель не уступил дорогу людям, то штраф взимается в размере 1500 рублей;
  • при создании препятствий обгоняемому авто, водителю придется заплатить от 1000 до 1500 рублей.

Если правонарушение совершено повторно, то водитель может быть лишен водительских прав на срок до года, а если маневр зафиксировала камера, то выписывается штраф – 5000 рублей.

Когда запрещено и когда разрешено обгонять

Не все водители дисциплинированны. Многие считают личные желания и стремления преимуществом перед другими автовладельцами и ездят так, как считают нужным, а не по правилам.

Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:

  1. Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
  2. Действие происходит на пешеходных дорожках.
  3. Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
  4. Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.

Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:

  • возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
  • вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
  • вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
  • при движении по мосту;
  • на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
  • на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
  • при наличии свободного места на встречной полосе;
  • если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
  • при движении впереди машины с включённым левым поворотом.

Если инспектор успеет пресечь такие нарушения, пассажиры отделаются лёгким испугом, а их водитель — административным наказанием. Если водителя некому было образумить, он скорее всего попадёт в хронику происшествий дня.

Вместе с тем, Правилами не запрещается выезжать на встречную полосу дороги, чтобы обогнать несколько машин, учитывая, что водитель убедился в том, что совершать такое перестроение безопасно.

Многие граждане ошибочно полагают, что двойной обгон – это опережение нескольких автомобилей (мотоциклов) подряд, которые двигаются на одной полосе друг за другом. Согласно ПДД такой маневр не запрещен. Главное – соблюдать требования 11 раздела Правил:

  • не создавать помех встречным авто и попутным при возвращении на полосу;
  • не «разрывать» организованную колонну и не выходить на ПВД (полосу встречного движения) там, где это делать нельзя.

В ПДД четко не установлено, что такое двойной обгон, поэтому нужно расшифровать понятие. Это опережение машины, которая выполняет аналогичный маневр. Учитывая, что такое действие сопровождается выездом на встречную полосу, на дороге создается опасная ситуация.

Когда запрещен обгон (ст. 11.2 ПДД):

  • впереди идущий транспорт начал обгонять другую машину (мотоцикл);
  • авто, которое впереди, сигнализирует о повороте налево для выполнения опережения, ухода в сторону или разворота;
  • транспорт, идущий сзади, начал обгон;
  • авто, совершающее опережение, не может, не создавая помех другим машинам, вернуться на занимаемую полосу.
Читайте также:  Субсидии на оплату ЖКУ в Санкт-Петербурге

Когда обгон запрещен правилами?

  1. Опережение с выездом на встречную полосу не разрешается делать на пересечении нескольких дорог, потому что такие участки считаются опасными.
  2. В целях обеспечения безопасности пешеходов запрещается совершать любые маневры на пешеходных переходах. Правило действует независимо от того, переходит ли в этот момент кто-то дорогу или нет.
  3. Потенциально опасной зоной являются железнодорожные переезды, а именно прилегающая к ним территория в пределах 100 м.
  4. Нельзя выезжать на встречную полосу в тоннелях, во время движения путепроводов, на мостах, эстакадах под ними. Это же касается опасных поворотов, слепых участков, где ограничена видимость.

К типичным ситуациям относится также наличие запрещающего обгон знака. Он имеет вид круга, в котором изображено два автомобиля, справа черный, а слева красный. Такое ограничение действует до первого перекрестка или конечной точки населенного пункта (имеется в виду проезжая часть).

Такие сцены часто можно видеть на российских дорогах:

  1. Водитель проводит обгон на перекрёстке, либо двигается по второстепенной полосе.
  2. Действие происходит на пешеходных дорожках.
  3. Транспорт подъезжает к железнодорожным путям на расстояние 10 метров.
  4. Автомобиль завершает крутой подъем в зоне низкой видимости.

Именно из-за таких автомобилистов в дорожные правила внесены следующие запреты на обгон:

  • возле перекрёстков, как одних из самых опасных участков;
  • вблизи переходов для пешеходов, вне зависимости от нахождения там пешеходов;
  • вблизи железнодорожных переездов, при дистанции прилегания 100 метров;
  • при движении по мосту;
  • на поворотах, невидимых участках дороги, на подъёмах;
  • на дорогах, где стоит знак запрещения обгона;
  • при наличии свободного места на встречной полосе;
  • если на дороге нет ТС, объезжающего авто впереди или сзади;
  • при движении впереди машины с включённым левым поворотом.

Можно ли обжаловать постановление

На процесс обжалования у лица отводится 10 дней после получения постановления.

Для этого необходимо подробно изучить площадь дороги и все условия правонарушения. Убедиться в правильности и корректности линий разметки по всем правилам, условия видимости участка дороги, уточнить все нюансы и мотивы нарушения, на случай, если оно оказалось вынужденным. Все факты необходимо запечатлеть на фото, предоставить видео-фиксацию и правильно составить акт. Помимо вышеперечисленного, нужно пригласить двух свидетелей, которые подтверждают все отмеченное в акте.

С этим пакетом документов следует отправиться в управление ГИБДД, а уже после – в суд. Там есть возможность опротестовать штраф или уменьшить наказание, если будет доказан факт правоты.

Спартак Борисович Королёв

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

В Правилах дорожного движения не предусмотрен штраф именно за двойной обгон. Но, совершая такой опасный для жизни вид перестроения, владельцы авто могут нарушить другие правила, в результате чего нарушителям будет предъявлен штраф по статье 12.15 КоАП.

Какие нарушения может совершить водитель?

  1. Препятствие объезжается по встречной полосе.
  2. Также предполагается наказание за обгон в случае, если после него владелец авто не возвращается на прежнее место, а обгоняет следующую машину. Водитель вынужден будет оплатить штраф или лишиться прав вождения транспортного средства.

За очередное повторение произведённых ошибок, нарушитель лишается водительского удостоверения на длительный срок. При случае, если момент нарушения снят системами видеонаблюдения, то будет наложен штраф по ч.5 статьи.

Обгон путём пересечения сплошной линии

Частенько такой обгон на улицах и трассах происходит по причине нехватки времени у водителей, которым нужно везде успеть. Статистика отмечает рост количества транспорта на дорогах. И в должной мере результат происходящего зависит от хорошего профессионального уровня работников дорожной службы.

В правилах, пересечение разметки 1.1 является серьёзным нарушением, но ГОСТ на наложение дорожной разметки официально не регистрируется. Полоска специальной ширины наносится на полотно дороги в начале сплошной линии. Полоска длиннее обязательной в 3 раза, а в промежутках между линиями короче.

Существование такой схемы даёт знак владельцу ТС, что обгон может заканчиваться на сплошной линии. И доказать свою невиновность в нарушении будет гораздо проще.

При нарушении ч.2 статьи 12.16 КоАП РФ, надо будет заплатить штраф. Взыскание составит от 1000 до 1500 российских рублей, если водитель по встречной объезжал место ДТП, хотя можно было это сделать справа.

Практически всякое нарушение правил, связанное с фактом пересечения сплошной осевой линии разметки, рассматривается в суде. Исключаются только случаи, когда протокол составлен с опорой на информацию систем наблюдения.

Камеры-шпионы установлены на самых сложных участках улиц. Они с успехом заменяют собой машины ДПС, которые обычно подстерегали водителей в таких местах. Автолюбителям больше нет смысла сигналить своим коллегам о том, что в кустах притаился проверяющий. Все, кто за рулём, быстро выучили места расположения мнимых и реальных камер слежения и вынуждены следить за соблюдением правил хотя бы в таких местах. Автоматика равнодушно фиксирует нарушение, и письмо со штрафной квитанцией отправляется по адресу нарушителя, который обязан оплатить штраф.

Однако существует ряд плюсов, благодаря которым инцидент может разрешиться с пользой для водителя. Для этого необходимо проследить, чтобы инспектор внёс в протокол факт несоответствия размещения дорожной разметки государственным стандартам, и максимально верно зафиксировал схему происшествия. Для суда это будет весомым аргументом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *