ФНС рассказала, как будем считать НДФЛ с зарплаты, полученной в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС рассказала, как будем считать НДФЛ с зарплаты, полученной в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, мы рассмотрели правила и сроки перечисления НДФЛ с зарплаты и иных выплат физлицам в 2023 году. Действительно, изменений очень много. Пока компании только осваиваются с новым порядком, поэтому возникает немало вопросов.

Из-за перевода НДФЛ на ЕНС появились сложности не только у бизнеса, но и у региональных бюджетов. И вот почему. Если компания перечислила на единый счёт налог за физлиц, но не уплатила, например, свой НДС или другой федеральный налог, эту недоимку частично покрывают за счёт уплаченной суммы НДФЛ. В итоге субъект РФ лишается части доходов, ведь НДФЛ предназначается для пополнения региональных и местных бюджетов.

Чтобы избежать такой ситуации, в настоящее время во властных структурах обсуждается вопрос о выводе налога на доходы физлиц из перечня платежей, которые уплачиваются через ЕНС. Так что нельзя исключить, что в порядке уплаты НДФЛ ещё будут изменения.

Как определяется дата получения дохода для отпускных?

Удержание налога с сумм оплаты отпуска происходит исходя из даты выплаты отпускных (подпункт 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ).

До 2016 года какой-либо отсрочки в перечислении налога не было, так как НК РФ не предусматривал особенности определения даты получения данного вида дохода (постановление Президиума ВАС от 07.02.2012 № 11709/11).

Но с 2016 года удержанный с отпускных НДФЛ можно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

Такой же срок уплаты установлен в отношении НДФЛ, удержанного с пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).

В период со дня удержания налога и до последнего дня соответствующего месяца удержанные суммы находятся в распоряжении налогового агента.

Налог, исчисленный и удержанный с указанных доходов всех работников за месяц, можно перечислять в последний день этого месяца (в редакции пункта 6 статьи 226 НК РФ используется словосочетание «последнее число месяца», что является, по всей видимости, ошибкой юридической техники).

Перечисление удержанного НДФЛ ранее указанного срока нарушением не является.

Предположим, налоговый агент обнаруживает, что удержанная сумма налога, своевременно не перечислена, но при этом срок сдачи отчетности еще не наступил…

Иными словами, налоговый агент обнаружил ошибку в перечислении налога до представления отчетности. Несмотря на то, что в данном случае нет «искажения» отчетности, данное обстоятельство не препятствует «исправлению» ошибки, которое производится посредством уплаты налога в полном размере и пени.

Действия налогового агента, который до представления первичного расчета обнаружил ошибку и произвел уплату налога и пени, свидетельствуют о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений и отсутствии оснований для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ (Постановление Президиума ВАС от 18.03.2014 № 18290/13).

Вместе с тем, отсутствие задолженности по НДФЛ на дату составления акта проверки не является основанием для неприменения штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ и начисления пени (Определение Верховного Суда от 31.03.2016 № 307-КГ16-1594).

Как высчитать НДФЛ: формула

Формула расчета НДФЛ, согласно п. 1 ст. 225 НК РФ, выглядит следующим образом:

Сумма НДФЛ = Налоговая база × Налоговая ставка.

Обратите внимание, что налоговая база может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и т. д.).

С вычетами вас детально познакомят материалы нашей рубрики «Вычеты (НДФЛ)».

А также перед расчетом налога следует убедиться, что полученный доход не попал в льготный список (освобожденных от НДФЛ выплат).

Перечень таких сумм можно найти здесь.

Чтобы посчитать НДФЛ к уплате в бюджет РФ, достаточно сложить все суммы налога, исчисленные отдельно по каждой налоговой базе (п. 5 ст. 225 НК РФ).

В основном, этот вид льгот касается работников, на чьем попечении находятся несовершеннолетние дети или студенты очной формы обучения (до 24 лет). За каждого ребенка из этой категории полагается вычесть из суммы дохода по 1400 рублей, а если детей больше 2, то каждый последующий отпрыск на иждивении сэкономит на НДФЛ по 3000 руб. Такую же сумму – 3 тыс. руб. – полагается вычитать на ребенка-инвалида 1 или 2 группы. Опекуны, усыновители или попечители имеют те же права, что и родная семья. Права должны быть подтверждены документально.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! К работающим по совместительству такой вид льгот может быть применен только на основной работе.

Пример 1. Сотрудница Ласкина Н.А., работающая на окладе 10000 руб. в мес., имеет троих несовершеннолетних детей. По итогам года она получила премию 2000 руб. и материальную помощь 4000 руб. Рассчитаем НДФЛ для Ласкиной Н.А.
Ее доход за год: 12х10000 + 2000= 122000 руб. 4 тыс. руб материальной помощи мы не учитываем, поскольку этот вид дохода не облагается НДФЛ. Сотрудница подпадает под социальные льготы, так как ее годовой доход меньше 200 тыс. руб. На первых двух детей Ласкиной Н.А. полагается вычет по 1400 руб., а на третьего – 3000 руб. Итого, облагаемая налогом сумма: 122000 – (1400 Х 2 + 3000) *12 = 52400 руб. Ласкина Н.А. является резидентом РФ, так что вычисляем НДФЛ по ставке в 13%: 6812 руб.

Налоговое бремя для физических лиц можно облегчить. Для этого предусмотрены налоговые вычеты. Сразу отметим, что такие льготы касаются исключительно резидентов, иностранные граждане не вправе рассчитывать на послабление выплат по НДФЛ. Без права на вычет остаются и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы уплаты налогов – ИП на упрощенной системе, на патенте, уплачивающие единый сельхозналог либо единый налог на вмененный доход. Кроме того, безработные граждане, не получающие доход, облагаемый НДФЛ, тоже не могут претендовать на вычеты.

Еще один важный момент: гражданин, получивший доход помимо основной деятельности, обязан задекларировать его до 30 апреля следующего года, а для получения вычета и возврата уже уплаченного НДФЛ декларацию можно подавать в течение всего года, следующего за тем, в котором было совершено событие (покупка квартиры, оплата учебы, лечения или другое).

Правовые документы, регламентирующие применение НДФЛ

Документы, регламентирующие применение НДФЛ представлены следующим списком:

Наименование кодекса Статья Описание
Налоговый кодекс 207 Статья дает определение того, кто является плательщиков налога
208 Статья определяет виды доходов, которые подпадают под системы обложения данным налогом
209 — 214 Статьи дают определение налоговой базы и особенности ее исчисления в разных ситуациях. Например, как доход, полученный не в денежной форме.
215 Статья регламентируют особенности определения доходов, получаемых иностранными гражданами на территории нашей страны
216 Статья регламентирует налоговый период по данному налогу
217 Статья регламентирует доходы, которые не подпадают по системы обложения налогом
218 — 221 Статья дает описания налоговых вычетов, применимых для данного налогового режима
224 Статья, устанавливает налоговые ставки
227 Статья регламентирует применение и порядок уплаты фиксированных авансовых платежей
231 Статья устанавливает порядок взыскания и возврата налога
Читайте также:  Как получить субсидию и льготу на оплату ЖКУ

Ставка НДФЛ для резидентов

Для резидентов существуют четыре налоговые ставки: 9%, 13%, 15% и 35%. Облагаются налогом доходы как от российских источников, так и от зарубежных.

Чаще всего используется ставка 13%. Например, при получении зарплаты по месту работы или прибыли после продажи имущества в виде недвижимости. С 2021 года введены изменения в налогообложение физлиц. Теперь ставка налога зависит от размера дохода.

Теперь, если ваша налогооблагаемая база превысит 5 млн рублей за год, то будут применяться одновременно две ставки:

Годовой доход до 5 млн рублей

Сумма свыше 5 млн рублей

13%

15%

Более подробно о сроках уплаты

Предприниматель должен самостоятельно рассчитать, задекларировать и соблюсти срок уплаты НДФЛ. Касаясь темы точных дат, стоит отметить, что здесь есть некоторые нюансы, которые стоит знать во избежание неприятных ситуаций.

Как известно, после закрытия налогового года предприниматель на основании налоговой декларации должен совершить соответствующие платежи до 15 июля года, следующего за отчетным. Но при этом налоговый агент обязан делать еще и авансовые платежи.

Вот как выглядят срок уплаты НДФЛ в такой ситуации:

  • Авансовый платеж за январь-июнь производится не позже 15 июля. При этом заплатить нужно половину годового объема авансовых выплат.
  • Отчисления за июнь-сентябрь вносятся не позже, чем 15 октября. В этом случае речь идет о четверти годового объема.
  • Период с октября по декабрь подразумевает совершение платежей до 15 января следующего года. Здесь также придется перечислить одну четвертую годового объема авансовых выплат.

Сам процесс расчета суммы авансовых платежей производится непосредственно налоговой службой на основе той информации, которая была получена посредством декларации налогоплательщика за прошедший отчетный год.

Если проигнорировать обязательство, касающееся выплат авансовых платежей, то придется иметь дело со штрафами.

Попова А.А. имеет трудовой договор, а начисление НДФЛ проводится налоговым агентом. Предположим, что за февраль 2019 года сумма зарплаты Поповой А.А. в ООО «Ромашка» составила 60 000 рублей. Налоговый вычет на ребенка до 5 лет оформлен ей по заявлению. Компания ООО «Ромашка» является налоговым агентом. Бухгалтерия должна рассчитать суммы НДФЛ к уплате. Перечисление суммы производится в бюджет не позже дня, который следует за днем выплат заработка.

Порядок расчета:

  • сумма, подлежащая к налогообложению Поповой А.А. – 60 000 рублей;
  • ставка — 13%;
  • налоговая база: 60000-1400 = 58600 рублей;
  • НДФЛ: 58600 * 0,13 = 7618 рублей.

Расчет с заработной платы

Обычно расчет и уплата подоходного налога с зарплаты производится работодателем, а сами сотрудники получают сумму «на руки» за вычетом платежей в бюджет. Но вопрос о том, как высчитать налог на доходы с прибыли физлиц, появляется достаточно нередко. Люди желают заблаговременно знать сумму «постоянного» дохода, который они тем или иным образом получат.

Размер налога рассчитывается так: месячный доход * 13%.

В данном случае учитываются все выплаты, в том числе премии, отпуск по заболеванию, отпускные, авансы, заработная плата. В ситуации предоставления работнику вычетов (к примеру, если есть несовершеннолетние дети) база снижается каждый месяц на сумму налоговых вычетов, и на эту разницу рассчитывается налог на доходы.

Подчеркнем, что это происходит до того времени, пока выручка в виде доходов за год по способу начисления не превысит 350 тысяч рублей. Далее налоговые вычеты прекращают свое действие.

Полученная сумма вычитается из зарплаты до ее выдачи работнику. НДФЛ, «за счет» доли авансового платежа, начисляется во время выдачи большей части трудовой оплаты.

Расчет с дохода предпринимателя

В случае когда средства получены предпринимателем не в виде зарплаты, а в качестве коммерческого дохода, уплата подоходного налога с физлиц переложена на плечи бизнесмена. Процедура усложняется наличием так называемых профессиональных отчислений. Проще говоря, предприниматель уменьшает свою базу для налога на сумму понесенных затрат.

Налоговый период — год. Почти всегда выплачиваются авансовые квартальные платежи. Ставка налога на коммерческий доход (либо иной доход, который связан с профработой) составляет 13%. Налоговая база — это значение дохода, уменьшенное на сумму отчислений (затрат).

В случае профвычета следует учесть, что затраты должны быть включены в перечень принятых и иметь официальное доказательство. Неподтвержденные расходы вычитаются не в полном объеме, а в форме установленного законом процента дохода (от 20 до 40%).

Нет необходимости рассчитывать и платить налог на доходы после каждой операции.

Рассмотрим конкретный пример начисления НДФЛ.

Доходы бизнесмена Петрова В.А. за 1 кв. 2019 г. составили 150 т.р., затраты за этот же период составили 32 тысячи рублей. А также, Петров В.. снимал свою квартиру за 15 т.р. в месяц. Необходимо высчитать сумму НДФЛ.

Налоговая база по доходам бизнеса: 150-32 = 118 тыс. руб.

Размер подоходного налога 13% * 118 = 15,34 тыс. руб.

Прибыль от сдачи квартиры в аренду составляет 15 * 3 = 45 т.р., сумма подоходного налога составляет: 13% * 45 = 5,85 т.р.

Общая сумма налога составляет 15,34 + 5,85 = 21,19 тыс. руб.

Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц

Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регулируется ст. 225 НК. Общая исчисленная сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при получении доходов, облагаемых различными налоговыми ставками, — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, определяемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма НДФЛ определяется в полных рублях (сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля).

Налоговый период — календарный год. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему периоду.

Порядок и сроки уплаты имеют некоторые особенности для налоговых агентов, физических лиц, получающих определенные виды доходов; ИП и других лиц, занимающихся частной практикой.

Налоговые агенты исчисляют сумму налога:

  • нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем начисленным налогоплательщику за данный период доходам, облагаемым по ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога;
  • отдельно по каждой сумме доходов, облагаемых иными ставками (9, 15, 30 и 35%);
  • без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими агентами сумм налога.
Читайте также:  Что можно узнать о человеке по паспорту

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты дохода, совокупную сумму налога уплачивают по месту своего учета в налоговом органе. Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Перечисление сумм налога в бюджет налоговыми агентами
Виды выплат налогоплательщикам Срок
1. Выплаты доходов, производимые из получаемых средств в банке Не позднее дня фактического получения средств в банке
2. Выплаты, производимые перечислением суммы дохода на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц Не позднее дня перечисления дохода с банковского счета налогового агента
3. Выплаты, производимые в денежной форме из выручки налогового агента Не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода
4. Выплаты, производимые в натуральной форме или доходы в виде материальной выгоды Не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за этим периодом.

Налоговый период. Налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога

По общему правилу налоговый период (ст. 216 НК РФ) по данному налогу составляет один календарный год, а ставка налога на доходы физических лиц является единой, не зависящей от полученного плательщиком дохода и составляет 13%. Однако в отношении некоторых групп доходов установлены повышенные ставки:

— в размере 30% с дивидендов и с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации; в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту; в размере 35% с выигрышей в лотерею, на тотализаторе и других основанных на риске игр, со стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых рекламных мероприятиях, со страховых выплат и т.д.;

— в размере 15% с дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Пониженная налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007.

В связи с переходом на плоскую шкалу НДФЛ богатые стали еще более обеспечены в отличие от бедных слоев населения. В настоящее время реальная дифференциация по доходам различных слоев населения выросла более чем в 25 раз. Ввиду этого 1% граждан, получающих более 45% общего дохода населения России, уплачивают в бюджет ничтожно малую сумму, тогда как в США 40% всех поступлений от подоходного налога взимаются у 1% богатейших граждан.

В России острой проблемой является отсутствие необлагаемого подоходным налогом минимума доходов. В Англии с момента своего появления подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.

Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.

В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда.

В Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы. Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.

Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.

Налоговыми агентами (ст. 226 НК РФ) по этому налогу являются российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, которые послужили источниками дохода физического лица. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на доходы индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, лица, получающие доходы по гражданско-правовым договорам, налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы за пределами России, а также все иные физические лица, получающие доходы, с которых налоговыми агентами не был удержан данный налог (ст. 227 НК РФ). Указанные категории налогоплательщиков обязаны предоставить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. В налоговой декларации налогоплательщик должен указать все полученные им в календарном году доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Представляется налоговая декларация до 30 апреля (включительно) года, следующего за отчетным.

В Российской Федерации одним из принципов налогообложения доходов физических лиц является признание приоритета норм международных договоров над внутренним законодательством. В соответствии с принципом территориальности государство вправе взимать налог с нерезидента только в случаях, если у него возникает объект налогообложения на территории данного государства или за границей, но в связи с деятельностью на территории данного государства.

Читайте также:  Оформляем увольнение работника во время отпуска по всем правилам

В этой связи в целях избежания двойного налогообложения, фактически уплаченные налоговым резидентом суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога на доходы с физических лиц внутри Российской Федерации. Для реализации данного принципа необходимо наличие действующего международного договора между Российской Федерацией и соответствующим иностранным государством об избежании двойного налогообложения. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать ставки российского налога.

Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *