Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уплачиваются налоги?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 Налогового кодекса).
Основные принципы уплаты налогов физ. лица
Все граждане, которые подпадают под определение «физ. лицо», уплачивают в гос. бюджет такие налоги как: на доходы, транспортный (иначе — дорожный), на имущество и землю — при их наличии. Основные критерии внесения платежей следующие:
- на доходы оплата производится до 15 июля года (здесь и во всех сборах с годовым периодом), следующего за отчетным. Основной параметр — вид дохода. Ставка и окончательная сумма зависят от множества факторов, подробнее об этом — ниже;
- на транспорт оплачивают по месту регистрации автомобиля (или иного вида транспорта). Годовой налоговый период. Платить налог нужно не позже 1 декабря. Подробности — далее;
- на имущество (какое может быть подвержено налогообложению — в соответствующей главе статьи) срок внесения — до 1 декабря;
- на землю, если она документально оформлена, как частная собственность, срок аналогичен двум вышеназванным. Взнос поступает в местный бюджет. Более подробно — также в этой статье.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.
При расчете с бюджетом плательщик обязан соблюдать определенные нормы:
- обязанность вносить платежи своевременно или досрочно;
- уплачивать налоги самостоятельно (другой порядок может быть предусмотрен местными НПА или федеральным законодательством);
- оплачивать наличными или безналичным способом;
- по общему правилу вносить платеж в российской валюте.
Обязанности по перечислению сборов и налогов могут считаться исполненными в случае:
- в кассу банка предъявлена платежка на перечисление суммы налога со счета организации, если на нем имеется достаточная для платежа сумма;
- внесение в лицевой счет предприятия записи о том, что было сделано перечисление в бюджет;
- физлицо внесло в кассу банка, отделения связи, органа самоуправления, сельсовета определенную сумму для перечисления в казну;
- было вынесено судебное решение о том, что излишне перечисленные суммы налогов или штрафов зачислены в качестве платежа;
- внесение декларационного платежа (упрощенный порядок декларирования дохода физлица).
Порядок и способ уплаты налога
Порядок уплаты налога – нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.
Основные способы уплаты налогов:
· Уплата налога по декларации
· Уплата налога у источника дохода
· Кадастровый способ уплаты налога. Налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности.
· В результате владения, пользования движимым, недвижимым имуществом.
Порядок и способ исчисления налога
Порядок и способ исчисления налога-это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога подлежащий уплате в бюджет за налоговой период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
3 способа:
· Налогоплательщик организации исчисляет налоговую базу исходя из данных бухучета или на основе иных документально подтвержденных данных.
· Индивидуальные предприниматели используют для этих целей данные учета доходов и расходов хозяйственных операций.
· Физические лица налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе получаемых от организации сведений об облагаемых доходах, а так же данных собственного учета облагаемых доходов.
10. Сроки уплаты налогов.
Дата либо период времени, в течение, которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.
Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу. Сроки определяются календарной датой либо периодом времени который исчисляется месяцами, кварталами, годами.
В зависимости от сроков уплаты налогов выделяют:
· Срочные налоги, которые уплачиваются к конкретной дате.
· Периодично календарные – ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Срок уплаты налогов устанавливается и изменяется только актами (законодательство о налогах и сборах). Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика налагаются штрафные санации. Изменения срока уплаты налога не отменяет действующий и не создает новые обязанности по уплате налогов. Органы в чью компетенцию входит принятие решения об изменении срока уплаты налога является:
· Его территориальные отделения
· Органы местного самоуправления
Вопрос 4. Налоговое планирование и прогнозирование
Налоговое планирование— это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законодательством льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.
Необходимость налогового планирования (НП) заложено в самом налоговом кодексе, который предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает разные методы исчисления налоговой базы, различные налоговые льготы.
Сущность НП –признание за каждым налогоплательщиком право применять все допустимые законодательством средства, приемы, способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Правовой механизм налога и его элементы
В систему правового механизма налога входят обязательные и факультативные элементы. При этом обязательные объединены в 2 группы: основные и дополнительные.
Первая группа (основные элементы) устанавливают фундаментальные, сущностные налоговые характеристики, формирующие главное представление о сущности налогового механизма. В случае если какой-то из основных элементов правового механизма налога отсутствует, тогда нельзя точно определить тип данного платежа. Таким образом, налоговый механизм становится неопределенным.
Основными элементами правового механизма налога/сбора являются:
- объект налогообложения;
- налоговая ставка.
Вторая группа (дополнительные элементы) правового механизма налога конкретизируют специфику определенного платежа, делают завершенной и полной систему налогового механизма.
Необходимо отметить, что дополнительные элементы также являются обязательными, как и основные, и не обладают факультативным характером.
Целостность правового механизма налога достигается за счет совокупности основных и дополнительных элементов. Поэтому если хотя бы один из дополнительных элементов отсутствует, значит, это не дает возможности закрепить в законодательстве отдельный налог/сбор. Дополнительные элементы правового механизма налога в своей совокупности довольно многообразны (зависят от степени конкретизации налогового механизма). Но данная совокупность включает в себя 2 подгруппы, состоящие из:
- дополнительных элементов правового механизма налога, детализирующих основные либо связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения – это категории, которые напрямую зависят от объекта налогообложения);
- дополнительных элементов правового механизма налога, которые обладают самостоятельным значением (налоговые льготы, способы, сроки и методы уплаты налога, бюджет либо фонд, в который зачисляются налоговые платежи).
Итак, дополнительными элементами правового механизма налога является:
- налоговая льгота;
- предмет, база, единица обложения налогов;
- источник уплаты налогов;
- методы, сроки, способы уплаты налогов;
- тонкости налогового режима;
- бюджет/фонд поступления налогов (сборов);
- особенности представления налоговых отчетов.
И для основных, и для дополнительных элементов характерна обязательность, без которой невозможно установление соответствующего налогового механизма. В свою очередь, дополнительность элемента указывает не на его необязательность, а как раз на тонкости регулирования (возможно ли делегирование компетенции и т.п.).
Одним из главных элементов правового механизма налога выступает объект налогообложения.
Понятие налоговой базы, периода, ставки
Налоговая база является стоимостной либо физической характеристикой объекта налогообложения.
Налоговая база рассчитывается плательщиками самостоятельно на основании сведений из бухгалтерского учета и (либо) на основании другой документально подтвержденной информации об объектах, которые подлежат налогообложению либо связаны с ним.
Налоговым периодом признается календарный год либо другой временной период, который применяется к отдельным видам налогов, по завершении которого исчисляется налоговая база и сумма налога к уплате.
Применительно к некоторым видам налогов налоговый период включает несколько отчетных периодов, по результатам которых подлежат уплате авансовые платежи. Длительность (начало и окончание) каждого налогового периода устанавливает законодательство о налогах и сборах по отношению к каждому отдельному виду налога.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу исчисления налоговой базы.
При определении налоговой ставки законодатель должен соблюдать принципы экономической обоснованности налога, а также реальной способности субъектов уплачивать данный налог (статья 3 Налогового Кодекса).
Ставки бывают твердыми и процентными (квоты). Первые определяются в абсолютной сумме на единицу налогообложения.
Порядок расчета налога является процессуальным действием, в соответствии с которым налогоплательщик сам рассчитывает сумму налога, которая подлежит уплате за соответствующий налоговый период.
При исчислении суммы налога в расчет принимается налоговая база, налоговая ставка и налоговые льготы. Иногда в некоторых ситуациях, которые прямо предусмотрены в налоговом законодательстве, обязанность по расчету суммы налога может возлагаться на налоговую службу либо налогового агента.
Порядок, а также сроки уплаты налога определяются по нормам Налогового Кодекса применительно по каждому виду налога. По общим правилам уплата налога осуществляется разовой уплатой полной суммы налога в наличной либо безналичной денежной форме. Что касается федеральных налогов и сборов, то порядок уплаты здесь определяет Налоговый Кодекс. А при определении порядка уплаты налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов приоритет отдается соответствующим региональным законам либо решениям органов местного управления.
Подлежащую уплате сумму вычисляют как процент от налогооблагаемой базы. Последняя складывается из среднегодовой стоимости имущества, учитываемого на балансе по остаточной цене.
Расчет не сложный: сложите остаточную стоимость по балансу на первое число каждого месяца и на конец года, далее разделите результат на 13. Далее применяется ставка – не более 2,2 %.
Если в регионе действует свой сниженный процент, расчет производится по нему. Если базой является не остаточная балансовая, а кадастровая стоимость, то налог считается по 2%.
Порядок уплаты налога на имущество предусматривает ежеквартальные авансовые платежи в бюджет, но это должно быть подкреплено законом субъекта РФ. Размер авансового платежа рассчитывается по той же формуле, что и общая сумма налога. Так авансовый платеж за 1 квартал составит: балансовая стоимость на 1 января, февраля, марта, апреля складывается, делится на 4, умножается на ставку не более 2,2 %.
Авансовые взносы включаются в состав единого налогового платежа, заменившего отдельные налоги с 2023 года. В налоговую инспекцию предоставляется уведомление о начислениях – оно необходимо для правильного распределения оплаченной суммы инспекторами.
Способы уплаты налогов
Существует три основных способа уплаты налога:
1) кадастровый— (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника выплаты
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
При уплате налога по декларацииналогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.
При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату.
При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.
Общий порядок уплаты налогов определен ст.58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата производится в наличной или безналичной форме.
Налоговая декларация это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика, в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Способы обложения налогами
При обложении налогами действуют три способа взимания налогов, т.е. учета и оценки объекта налога: кадастровый; декларационный; административный (у источника образования объекта).
1.Кадастровый способ предполагает использование кадастра – реестра, описи, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует поземельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет; все остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются органами фиска самостоятельно или с участием землевладельцев. Однако этот способ имеет определенные недостатки:
1)составление требует длительного времени, а следовательно, больших затрат по сбору налогов;
2) данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции.
2.Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядок исчисления оклада налога. Этот способ преодолевает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
3. Административный способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он осуществляется бухгалтерией предприятия или органом (налоговым), который выплачивает доход. Таким путем взимается налог на доходы физических лиц: он удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность его уклонения. Сумма, изъятая налогом, переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается подачей декларации в налоговые органы, тогда он носит название административно-декларационного.
Порядок уплаты обязательных платежей с 2023 года
Вид платежа |
Плательщики |
Способ уплаты |
Налог на прибыль |
Организации |
ЕНП |
Налог на имущество организаций |
Организации |
ЕНП |
НДС |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ за работников |
Организации и ИП |
ЕНП |
НДФЛ, уплачиваемый иностранцами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента |
Иностранные работники на патенте |
Путем внесения НДФЛ отдельной платежкой |
НДФЛ, уплачиваемый физлицами самостоятельно (например, при продаже имущества) |
Физлица |
ЕНП |
Страховые взносы |
Организации и ИП |
ЕНП |
Единый налог по УСН |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на профессиональный доход |
Самозанятые плательщики НПД |
Путем внесения НПД или ЕНП |
Транспортный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Земельный налог |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Налог на имущество физлиц |
ИП и физлица |
ЕНП |
Единый налог в рамках ПСН |
ИП |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами животного мира |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
НДПИ |
Организации и ИП |
ЕНП |
Торговый сбор |
Организации и ИП |
ЕНП |
Налог на дополнительный доход (НДД) |
Организации |
ЕНП |
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, уплачиваемые самостоятельно плательщиками сборов в соответствии с главой 25.1 НК РФ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения сбора или ЕНП |
Государственные пошлины, кроме госпошлин, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
Путем внесения пошлины или ЕНП |
Государственные пошлины, в отношении уплаты которых судом выдан исполнительный документ |
Организации, ИП и физлица |
ЕНП |
Когда налоги будут считаться неуплаченными
По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):
- при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
- возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
- неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
- неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.
Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы и принципы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.
Налоговое право и финансовое право. О том, что налоговое право входит в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных средств. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Весомым аргументом служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
Налоговое право и бюджетное право. Являясь частью системы финансового права, налоговое право взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Так, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права, регулирующих государственные доходы. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведение налогового контроля и т. п., не составляют предмета бюджетного права. Значит, предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.
Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Однако установлен приоритет налоговых норм над гражданскими – согласно ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством. Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.
Налоговое и административное право. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Административное право определяет правовой статус государственного аппарата.
Налоговое и уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. С другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.
Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:
– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;
– являются властными и обязательными для исполнения;
– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;
– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;
– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;
– обеспечиваются государственным принуждением.
Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.
Характерные черты индивидуальных правовых актов:
– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;
– официальное решение, принятое органом публичного управления;
– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.