Какое расстояние между электрическими столбами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое расстояние между электрическими столбами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Расстояние между опорами освещения на центральных улицах

Для дорог общегородского значения, к котором относятся центральные улицы поселения с интенсивностью движения до 7 тысяч единиц транспорта в час, норма освещения составляет 20 люкс. Т.е. на 1 кв. метр площади дорожного покрытия должен поступать световой поток мощностью не менее 20 лм.

Для соблюдения данного норматива необходимо учитывать:

— мощность осветительной установки;

— высоту расположения светильников;

— расстояние между опорами освещения;

— способ прокладки кабеля электропитания.

Так как первые два параметра могут регулироваться непосредственно в процессе эксплуатации, то последние практически всегда остаются неизменными величинами. Если в редких случаях подземную линию энергоснабжения можно заменить на воздушный вариант и наоборот, то изменить расстояние между столбами освещение намного сложнее и экономически нецелесообразно.

Основные принципы уличного освещения

Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону. В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:

  • уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
  • проезжие части для автомобилей и магистральные дороги;
  • территории, на которых расположены различные учреждения;
  • заправочные станции;
  • автомобильные стоянки и т. д.

Принципы организации уличного освещения

Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

  • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
  • изменением высоты опор;
  • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
  • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

  • высота подвеса фонарей;
  • вылет светильника от края дороги;
  • ширина дорожного полотна;
  • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
  • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

При одностороннем и осевом расположении опор рекомендуемое соотношение составляет 5:1. Одностороннее расположение — это когда все опоры, световые конусы которых принимаются в расчёт интенсивности освещения, находятся с какой-либо одной стороны дороги. Осевое расположение — это когда опоры устанавливаются на разделительной полосе, а освещённость отдельно рассчитывается для правой и левой стороны дороги.

Виды опор фонарных столбов

Монтаж прямостоечных и фланцевых опор ведется по-разному. Первые заглубляют в грунт на определенную глубину, вторые – крепят на основание из железобетона. После окончания монтажа устанавливают систему управления освещением, монтируют светильники на опоры освещения и подключают, делают заземление, проверяют исправность проводки. Если требуется подводка силового кабеля под землей, сначала роют траншею глубиной, равной глубине закладки опоры, протягивают кабель, бурят котлован, соединяют его с траншеей, устанавливают и подключают опору. Порядок проведения работ может варьироваться.

Высота фонаря уличного освещения зависит от назначения опоры, которая может быть:

  • Декоративной (3-6 м). Чаще представлена опорой торшерного типа. Имеет самую небольшую высоту, устанавливается в парках, на аллеях, возле культурных объектов;
  • Уличной (6-12 м). Это стандартная опора освещения, применяемая в городе и пригороде. Может быть оснащена кронштейном с разным количеством рожков, которое определяется числом устанавливаемых светильников;
  • Специальной (12-50 м). Это мачта освещения, применяемая для установки на крупных объектах: стадионах, площадях, строительных площадках, вокзалах и пр.

Принципы организации уличного освещения

Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

  • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
  • изменением высоты опор;
  • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
  • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

  • высота подвеса фонарей;
  • вылет светильника от края дороги;
  • ширина дорожного полотна;
  • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
  • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

Какие бывают опоры освещения

Классификация опор освещения и требования к их исполнению представлены в стандарте ГОСТ 32947-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования. В частности, этим документом регламентируются особенности эксплуатации опор в зависимости от температурных условий, сейсмической активности, а также в агрессивной среде, влияющей на ресурс железобетонных конструкций.

Согласно стандарту опоры для организации освещения могут быть:

  • металлические;
  • железобетонные;
  • композитные.

Металлические опоры — изготавливаются из листовой стали, и предназначены для установки в регионах, где минимальная годовая температура не опускается ниже -40°C. В зависимости от их длины и диаметра конструкции чаще всего собираются из одного, двух или трёх звеньев, соединяемых сваркой. В особых случаях используются опоры, состоящие из четырёх, пяти и более звеньев.

По назначению металлические опоры освещения делятся на силовые и не силовые. В первом случае конструкция используется как для установки осветительной техники, так и для крепления различных проводов — электрических, коммуникационных. Соответственно, не силовые опоры выполняются исключительно для монтажа освещения.

Типы конструкций фонарных столбов

Фонарные опоры имеют разные маркировки и отличаются между собой способом армирования и весом конструкции. Потому они бывают стойкие перед ветровой или гололедной погодной обстановкой, устойчивые при резких перепадах температур. Несмотря на их не очень эстетичный внешний вид, среди преимуществ использования железобетонных конструкций выделяют:

  • стойкость к гниению, коррозии и воздействию химических компонентов;
  • длительный срок службы (придерживаясь всех требований при монтаже, опора будет служить более 50 лет);
  • огнестойкость;
  • сейсмостойкость;
  • простота изготовления, стандартные типоразмеры;
  • легкость ремонтных работ (допустимое количество повреждений заделываются ремонтным составом);
  • сравнительно невысокая стоимость;
  • минимальные расходы на эксплуатацию (осмотр проводят 1 раз на 6 лет).
Читайте также:  Какие платежи могут возникнуть после получения лицензии на скважину

Расчет параметров размещения осветительных опор

Перед началом установки фонарных столбов требуется провести все необходимые расчеты и замеры, а именно:

  • наиболее приемлемая расстановка опор со светильниками с учетом дистанции их отдаления от близлежащих конструкций и объектов непосредственно каждой единицы линии освещения;
  • длина будущего пролета, рассчитанная от одного столба к другому.

В первом случае изменить расстояние расположения монтируемых опор не удастся, так как их установка выполняется без отклонений от установленных норм. А вот с определением длины пролетов возникают серьезные трудности, они могут немного смещаться на несколько метров. Это связано со следующими нюансами:

  • численность монтируемых светильников, размещенных на столбе;
  • мощность конкретно каждого осветительного прибора;
  • высота, на которой будут устанавливаться светильники.

Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе

Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:

  1. Какая зона освещается. Это может быть трасса с разной интенсивностью движения, городские улицы различной ширины или парковые зоны. Нормы для каждого из видов отличаются.
  2. Тип столбов и их высота. Тут важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение относительно проезжей части и т.д.
  3. Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после замены лампы освещенность меняется, если был использован вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда проводятся под конкретное оборудование, чтобы менять вышедшие из строя лампы на такие же.
  4. Расположение столбов относительно освещаемых участков. Тут важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если сдвинуть их далеко, то качество света снизится.
  5. Рельеф местности и другие особенности, которые могут влиять на освещенность. Например, на спусках и подъемах нужно располагать фонари так, чтобы ни один участок не остался без света и при этом световой поток не бил в глаза.
  6. Схема расположения столбов. От этого напрямую зависит освещенность дорожного полотна

Основные принципы уличного освещения

Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону. В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:

  • уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
  • проезжие части для автомобилей и магистральные дороги;
  • территории, на которых расположены различные учреждения;
  • заправочные станции;
  • автомобильные стоянки и т. д.

Какие бывают опоры освещения

Классификация опор освещения и требования к их исполнению представлены в стандарте ГОСТ 32947-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования. В частности, этим документом регламентируются особенности эксплуатации опор в зависимости от температурных условий, сейсмической активности, а также в агрессивной среде, влияющей на ресурс железобетонных конструкций.

Согласно стандарту опоры для организации освещения могут быть:

По назначению металлические опоры освещения делятся на силовые и не силовые. В первом случае конструкция используется как для установки осветительной техники, так и для крепления различных проводов — электрических, коммуникационных. Соответственно, не силовые опоры выполняются исключительно для монтажа освещения.

Металлические опоры классифицируются также в зависимости от их продольной формы и конфигурации поперечного сечения. По первому признаку они могут быть цилиндрической формы, или же конической с сужением к верхней части. В поперечнике опоры из металла могут быть либо круглыми, либо многогранными. Гранёные столбы делаются исключительно конической продольной формы.

Кроме этого, металлические опоры классифицируются по способу установки на прямостоечные и фланцевые. Первый тип устанавливается на месте методом бетонирования. Второй — крепится на предварительно забетонированные фланцы.

По способу установки ничем не отличаются от металлических, и бывают двух типов — прямостоечные и фланцевые. Однако по продольной форме и конфигурации поперечного сечения имеют намного больше вариантов исполнения. В том числе, они могут быть круглыми, пирамидальными, призматическими, коническими.

Читайте также:  Программы молодой семье 2023 в Башкирии

Композитные опоры — изготавливаются из двух и более компонентов, чаще с применением стеклопластика. Отличаются многообразием форм и конфигураций, долговечностью, стойкостью к коррозионным нагрузкам и другими преимуществами. По назначению могут быть как силовыми, так и не силовыми. По способу крепления — аналогично с металлическими и железобетонными — прямостоечные и фланцевые.

Расстояние между двумя соседними опорами освещения называется пролётом. Его размер зависит от таких основных факторов, как:

Например, если в современных системах уличного освещения используются LED технологии, то при расчёте делается поправка на потребляемую мощность и интенсивность излучаемого света. Эти параметры отличаются, если применяются газоразрядные лампы и лампы накаливания. В частности, светодиодные источники света обладают более высокой эффективностью. Грубо говоря, дают больше света, потребляя меньше электроэнергии.

Что касается типа освещаемой зоны и расстояния между опорами, то в этом плане оно рассчитывается, исходя из требований освещённости. Найти их можно в документе СН 541-82. Инструкция по проектированию наружного освещения городов, посёлков и сельских населённых пунктов. К примеру, на оживлённых дорогах требуется более интенсивное освещение, чем на улицах местного значения с низким количеством проезжающего транспорта и передвигающихся людей.

Принципы организации уличного освещения

Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

При одностороннем и осевом расположении опор рекомендуемое соотношение составляет 5:1. Одностороннее расположение — это когда все опоры, световые конусы которых принимаются в расчёт интенсивности освещения, находятся с какой-либо одной стороны дороги. Осевое расположение — это когда опоры устанавливаются на разделительной полосе, а освещённость отдельно рассчитывается для правой и левой стороны дороги.

Высота фонарного столба по ГОСТ

Светильник должен устанавливаться так, чтобы световому потоку не мешали кроны деревьев. В противном случае осветительные приборы размещают на столбах ЛЭП и опорах контактной сети городского электротранспорта.

Еще важно учитывать, что чем выше расположен светильник, тем меньшую освещенность он обеспечивает на уровне земли. Если прибор, установленный на высоте 3 м, поднять на уровень 6 м, то освещенность на земле уменьшится в 4 раза.

Соответственно, при поднятии светильника с высоты 3 м до 9 м (в 3 раза выше), освещенность уменьшится в 9 раз. Отсюда следует правило: чем выше установлен светильник, тем большей мощностью он должен обладать. Так, для освещения небольшого объекта выгоднее использовать не слишком высокие опоры освещения.

Виды столбов освещения

Ключевая характеристика столба освещения – материал его производства. Для изготовления этого оснащения используют:

  • железобетон. Распространённый вариант в мегаполисах;
  • бетон. Хорош для города;
  • стекловолокно. Это композитный материал. Чаще всего его применяют, когда выполняется установка фонарных столбов в небольших городах и деревнях;
  • древесину. Деревянное осветительное оборудование также характерно для сельской местности и лесных районов. Недостаток этого материала – низкая устойчивость к ветру, обледенению и т. д. Такое оборудование часто ломается, и люди остаются без света. Обычно деревянные столбы стараются заменить стекловолоконными, металлическими или железобетонными;
  • металлы. Металлические фонарные столбы делаются из оцинкованных и простых металлов. Чаще всего их можно увидеть в городских условиях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *