Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: подаем бухгалтерскую и финансовую отчетность по упрощенной схеме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основное, что нужно сделать уже в декабре – это провести сверку расчетов с ИФНС, так как при переходе на ЕНП наверняка будут ошибки, которые в новом году исправить будет сложнее. Дело в том, что на конец декабря у каждого юридического лица и ИП есть дебетовое и кредитовое сальдо по каждому налогу. На 1 января они будут объединены, а общая сумма станет входящим остатком на едином налоговом счете налогоплательщика.
-
Обязательный аудит.
Сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность не могут компании, для которых обязателен аудит.
-
Работа с займами.
Бухотчетность в упрощенном виде не имеют право предоставлять:
- жилищные и жилищно-строительные кооперативы,
- кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы),
- микрофинансовые организации.
-
Оказание ряда юридических услуг.
Бухотчетность в упрощенном виде не имеют право предоставлять:
- коллегии адвокатов,
- адвокатские бюро,
- юридические консультации,
- адвокатские палаты,
- нотариальные палаты.
-
Политическая деятельность.
Бухотчетность в упрощенном виде не имеют право предоставлять политические партии, их региональные отделения или другие структурные подразделения.
-
Бюджетная сфера деятельности.
Бухотчетность в упрощенном виде не имеют право предоставлять организации бюджетной сферы.
-
Инагентство.
Закрыта дорога к бухгалтерской отчетности в упрощенном виде и организациям, являющимся иностранными агентами. Ранее такие организации назывались выполняющими функции иностранного агента, согласно законодательным изменениям 2022 года, они стали называться просто иностранными агентами, (без функций).
Состав бухгалтерской отчетности 2022 по упрощенной форме для сферы малого бизнеса
Согласно пункту ст. 14 ФЗ РФ № 402, годовая отчётность для ООО, если по своим финансовым показателям общество относится к сфере малого бизнеса, состоит из:
- Баланса.
- Отчета о финансовых результатах.
Это единый формуляр упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности за 2021 г., в него помимо двух указанных основных видов входит приложение, состоящее из таких дополнительных отчётов:
- движение денежных средств;
- изменение капитала;
- целевое расходование денег;
- дополнительная информация к отчётности (пояснение).
Для некоммерческих предприятий отчёт о целенаправленном расходовании финансов, наряду с балансом, является обязательным. Заполняют не только НКО, но и другие юридические лица, у которых были целевые приходы денег на расчётный счёт или в кассу.
Для тех предприятий, кому разрешено пользоваться упрощенным вариантов бухучёта, приказом № 66н предусмотрены послабления. Основные бланки отчётности будут содержать показатели, объединяемые по категориям.
Для этих задач используются только 3 отчёта:
- Баланс по форме общероссийского классификатора документации 071001.
- О результатах деятельности на бланке справочника
- Целенаправленное расходование финансов по образцу классификатора 071003.
Законодатели предусмотрели 3 сокращенные формы бухотчётности, которые предусмотрены приказом № 66н, как рекомендуемое приложение 5. У предприятий, имеющих право применять упрощенные виды отчётов, есть возможность выбора: использовать формы, предложенные законодателями или разработать собственные.
Согласно подпункту «б» пункта 6 указанного приказа, приложения к главным формам отчётов могут содержать сведения, способные повлиять на мнение основных пользователей отчетности о финансовых результатах работы предприятия организации или о ее состоянии. Поэтому, когда таких ключевых данных нет, их заполнять совсем необязательно.
Новые правила уплаты налога на доходы физлиц
НДФЛ тоже вошёл в единый налоговый платёж. Сроки подачи уведомлений на авансовые платежи — 25 число каждого месяца, кроме месяцев, когда срок подачи уведомлений совпадает со сроком сдачи отчётов по форме 6-НДФЛ.
Сроки сдачи отчёта 6-НДФЛ:
- за первый квартал — 25 апреля;
- за полугодие — 25 июля;
- за девять месяцев — 25 октября;
- за год — 25 февраля.
Срок уплаты НДФЛ — 28 число каждого месяца. Теперь НДФЛ уплачивается и с авансов на заработную плату.
Также изменился расчётный период НДФЛ:
- если НДФЛ удержали из дохода сотрудника с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца, то уплатить его надо в составе ЕНП до 28 числа текущего месяца;
- в январе и декабре установлены особые сроки уплаты НДФЛ: по налогу, удержанному с 1 по 22 января, — не позднее 28 января; по налогу, удержанному с 23 декабря по 31 декабря, — не позднее последнего рабочего дня года.
Какие ПБУ могут не применять малые предприятия
Малые предприятия полностью освобождены от обязанности учитывать требования следующих ПБУ:
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3). При отказе не нужно создавать резервы предстоящих расходов;
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (п. 2.1). При отказе можно учитывать расходы по договорам строительного подряда в общем порядке согласно требованиям ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, без специальных корректировок;
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (п. 2). При отказе в бухгалтерском учете не нужно выявлять постоянные и временные разницы и формировать постоянные налоговые активы и обязательства, а также отложенные налоговые активы и обязательства;
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (п. 3.1). При отказе в годовой бухгалтерской отчетности не нужно раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3). При отказе в годовой отчетности не нужно отражать сведения о связанных сторонах, которые оказывают влияние на деятельность фирмы.
Субъекты, которые вправе вести упрощенный бухгалтерский учет (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность), из правил, установленных другими ПБУ и ФСБУ, вправе выбирать те положения, которые предусматривают послабления, предусмотренные для них этими документами.
Заполнение упрощенной формы Отчета о финрезультатах
В упрощенной форме отчета всего 7 строк с показателями.
Первая строка, как и в «общем» отчете – выручка. Показывают всё, что было отнесено в выручку за год, без детализации.
По второй строке «Расходы по обычной деятельности» показывают совокупную информацию о себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходах.
Далее отражают информацию о прочих доходах и расходах. При этом отдельно показывают только информацию о признанных в составе прочих расходов (Дт 91) процентах, подлежащих уплате по всем видам долговых обязательств полученных (строка «Проценты к уплате»). Остальные прочие доходы (Кт 91) и расходы (Дт 91) отражают без расшифровки в двух укрупненных строках – «Прочие доходы» и «Прочие расходы».
По строке «Налоги на прибыль (доходы)» отражают сумму текущего налога на прибыль (или налога по УСН для применяющих налоговую упрощенку), которая должна совпадать с суммой налога, отраженной в декларации.
Последняя строка «Чистая прибыль (убыток)» дает информацию о чистой прибыли (убытке) отчетного года (оборот по счету 99 в корреспонденции со счетом 84). Показатель этой строки представляет собой сумму предыдущих строк отчета («расходные» показатели записывают в круглых скобках и берут в расчет со знаком минус).
ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года
В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).
Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».
Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.
Примерная формулировка для учётной политики:
«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».
Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.
Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;
- хозяйственные партнерства;
- потребительские кооперативы;
- производственные кооперативы.
Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.
Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:
- Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
- Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.
Статистическая отчетность
Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.
В 2021 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.
Упрощенная отчетность
Для упрощенного учета у субъектов малого бизнеса законодатели давно обещают разработать специальный федеральный стандарт. Но это обещание до сих пор не выполнено, поэтому малые предприятия руководствуются целым рядом законов и нормативных актов, в частности, такой учет и отчетность регулируют:
- Федеральный закон №402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России №43н от 06.07.1999;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России №34н от 29.07.1998;
- приказ Минфина России №66н от 02.07.2010 «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- другие действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.
Хотя малые предприятия не должны подавать вместе с годовым отчетом пояснительную записку, в силу пункта 39 ПБУ 4/99 они имеют возможность предоставить контролирующим органам любую дополнительную информацию о себе. Эта информация подается в произвольной форме, так как не является утвержденным приложением к отчету.
Упрощенка оформляется в соответствии с порядком, изложенным в информации Минфина № ПЗ-3/2015. В документе есть возможность самостоятельно принимать решение о включении в годовой отчет форм об изменениях капитала и движении денежных средств. Кроме того, МП самостоятельно разрабатывает форму отчета, используя упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах.
Бухгалтерский баланс учреждения
Строка | Разъяснения |
Актив | |
Материальные внеоборотные активы | Указываем стоимость основных фондов организации и капитальные вложения в основные средства. |
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы | Суммарное значение вложений в нематериальные активы, разработки и проектирование НМА, указываем долгосрочные займы, облигации и векселя. |
Запасы | Готовая продукция, материальные запасы, незавершенное производство, ГСМ и прочее. |
Денежные средства и денежные эквиваленты | Средства организации в кассе или на расчетном счете в рублях или иностранной валюте (эквивалент). |
Финансовые и другие оборотные активы | Дебиторская задолженность в суммарном выражении за финансовый период. |
Пассив | |
Капитал и резервы | Размер уставного, добавочного, резервного капиталов и нераспределенная прибыль. Некоммерческие организации включают целевые средства и особо ценное имущество. |
Долгосрочные заемные средства | Кредитные обязательства, займы и проценты по ним (срок обязательства — более 1 года). |
Другие долгосрочные обязательства | Кредиторка и резервы на предстоящие расходы сроком более одного года. |
Краткосрочные заемные средства | Займы, кредиты, рассрочки (срок — менее 1 года). |
Кредиторские обязательства | Текущая кредиторская задолженность (поставщики, подрядчики, учредители, бюджеты, сотрудники). |
Другие краткосрочные обязательства | Резервы предстоящих расходов, целевое финансирование (срок — менее года). |
БАЛАНС |
Как работать с календарем
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства
Статьей 4 Закона о развитии предпринимательства установлено, что к субъектам малого предпринимательства (СМП) относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие ряду условий:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных лиц, а также доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (данный критерий должен соблюдаться «вмененщиком» в силу пп. 1 п. 2.2 и п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ);
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).
Статистическая отчётность ИП без работников
Еще одна обязанность ИП без работников – сдавать отчёты в Росстат. Периодичность сплошного наблюдения – раз в 5 лет, следующий такой процесс запланирован на 2026 год. Что касается выборочного, то попасть в него может любой ИП, какой-либо закономерности здесь нет. Некоторые предприниматели никогда не подавали отчёты в Росстат, а другие делали это неоднократно.
Как правило, работники органов статистики информируют субъекты предпринимательской деятельности о необходимости сдачи отчётности для ИП, перечислив перечень нужных форм. Можно получить информацию и самостоятельно, указав на сайте Росстата свои реквизиты. Формы для статистической отчётности сдаются в электронном виде. Общих сроков для всех ИП без работников не предусмотрено, каждый предприниматель время от времени самостоятельно проверяет своё наличие или отсутствие в очередной выборке. За нарушения сроков сдачи полагается ответственность от 10 до 50 тыс. рублей.
Кто не может применять упрощенку
Упрощенная система налогообложения для ООО иных форм юрлиц недоступна, если:
- Их учредителем выступает другая компания с долей участия более 25%.
- Ее не могут использовать фирмы, у которых существуют представительства и филиалы.
- Также на нее не могут перейти хозяйствующие субъекты, осуществляющие кредитную или страховую деятельности, ломбарда; производящие продукцию, которая облагается акцизами; или являющихся организаторами азартных игр.
- Кроме того УСН не может применяться налогоплательщиками, у которых показатели по перечисленным в НК РФ критериям выше установленных лимитов.
Упрощенная бухотчетность ведется на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Новая редакция этого закона была утверждена 4 ноября 2014 года. Рассмотрим основные его положения:
- Статья 5 регулирует объекты бухгалтерского учета.
- Статья 6 – данные о специалистах, ответственных за бухотчетность.
- Статья 7 – информация об особенностях ведения отчетности.
- Статья 8 – особенности подбора учетной политики.
- Статья 9 – сведения о первичной документации, в том числе базовая информация.
- Статья 10 – полный перечень регистров.
- Статья 11 – нюансы инвентаризации активов и обязательств.
- Статья 12 – исполнение финансовых намерений.
ВАЖНО! Бухгалтер обязан изучить все нюансы закона №402. Руководитель должен проследить за правильностью ведения отчетности, так как за предоставление неправильных сведений будет отвечать именно он.