Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие штрафы для дачников будут дейстовать в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).
Неиспользованные ресурсы
В сентябре министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев выступил перед депутатами Госдумы и объявил, за счёт чего страна должна исполнить указ Владимира Путина об удвоении экспорта сельхозпродукции к 2024 году. Одним из ресурсов повышения урожайности чиновникам видится расширение площадей. В текущем году Минсельхоз ставит целью вернуть в оборот порядка миллиона гектаров неиспользуемой земли. А в ближайшие несколько лет в производство должно быть введено до 10 млн га сельхозземель.
За неиспользованием земли следит Россельхознадзор. Начиная с 2017 года ведомство собирает сведения о таких участках и направляет данные в Минимущества для изъятия земли (эту возможность предусматривает федеральный закон № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Ранее проверки чаще всего затрагивали сельхозпредприятия, фермерские хозяйства или физические лица, которые имеют в собственности или арендуют земельные участки. Это объяснимо: привлечь к ответственности одного представителя легче, чем нескольких. Но в текущем году участились и случаи проверок земельных участков, находящихся в общедолевой собственности. При этом инспекторы не считают за труд разыскивать владельцев земельных долей, выезжая по месту их регистрации и направляя заказные письма с уведомлением.
Заброшенные участки в СНТ пересчитают
Хочу нагло завладеть соседним заброшенным участком СНТ(его нет росреестре и кадастре). Хозяин(ФИО не знаю) умер. в 90-х выдавались свидетельства(председатель его не видел). Садовой книжки нет. Наследники не приезжали. В архиве района есть общий список СНТ без привязки в № участка из 90-х. Но полгода назад появился человек без документов на участок,стал платить председателю за участок.
Участок с нарушениями может быть выявлен как в ходе самостоятельной проверки государственных или муниципальных органов, так и по жалобам соседей. Поэтому, если с соседней запущенной территории к вам проникают сорняки и борщевик, можно смело жаловаться местным властям.
Резюмируем. Когда есть желание и возможность приумножить свои владения, путем присоединения соседского участка, почему бы не воспользоваться этим? Но, под лежачий камень, как говорится, вода не течет.
Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.
Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.
Продукция АПК в 2023 году вырастет на два миллиона тонн благодаря вводу в оборот сельхозземель
О первых результатах рассказала зампред правительства Виктория Абрамченко. За счет мелиорации в оборот вовлечены почти 79 тысяч гектаров в 62 регионах страны, в том числе 15 тысяч гектаров для выращивания продукции, ориентированной на экспорт. В семи регионах предотвращено выбытие 35 тысяч гектаров по естественно-природным причинам, для чего построили 15 мелиоративных сооружений. До конца года планируется завершить ввод еще пяти объектов, которые сохранят еще почти восемь тысяч гектаров.
«Защитили от затопления более 209 тысяч гектаров сельхозземель благодаря расчистке мелиоративных каналов», — рассказала вице-премьер. Всего по итогам года с помощью мелиорации будет сохранено либо возвращено в оборот около 400 тысяч гектаров земель, заявила Абрамченко. По ее оценкам, это позволит нарастить производство сельхозпродукции как минимум на два миллиона тонн уже по итогам 2023 года.
Как оформить в собственность бесхозный, брошенный земельный участок?
Прибыв в соответствующий государственный орган, возьмите талон, чтобы попасть к специалисту.
Желательно до общения с работником организации произвести уплату государственной пошлины. Реквизиты, как правило, располагаются на стендах или на стойке у консультанта.
Терминалы для оплаты установлены в холлах. Размер госпошлины, составляет двести рублей, не включая комиссию Банка.
С помощью работника заполняется заявление. Документы предоставляются по истечению пяти рабочих дней.
Обращение возможно путем почтамта России или электронной почты в тот же государственный орган.
Для этого необходимо заполнить утвержденную форму заявления и оплатить пошлину установленную государством.
Подпись заявителя в обязательном порядке заверяется у нотариуса при отправке обращения посредством почтамта.
С 15 февраля введены штрафы за неиспользование земель сельхозназначения
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Так, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного Федеральным законом от 24.07.2021 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», влечет наложение административного штрафа:
Повышена административная ответственность за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов возросли для лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации), а именно для собственников участков, землевладельцев и землепользователей.
На законодательном уровне за каждым конкретным участком закрепляется одна из существующих категорий – именно она определяет то, какие действия возможны к осуществлению при эксплуатации конкретного надела.
К примеру, если юридическая фирма арендовала земельный участок для использования его в качестве базы для занятия сельским хозяйством (при соответствующем назначении надела), а фактически организовывает на нем строительство каких-либо сооружений, такое действие является грубым нарушением как прав собственника надела, так и законодательных актов РФ.
По новым нормам исчисления штрафных санкций, которые накладываются за незаконную эксплуатацию земель, основным параметром, на основании какого определяется сумма взыскания, является кадастровая стоимость надела, поврежденного действиями лица или организации.
При использовании надела не по назначению предполагаются следующие взыскания:
- для граждан – от 0,5 до 1% от величины установленной стоимости, но не менее 10 000 рублей;
- представители организаций – от 1 до 1,5%, но не меньше 20 000 рублей;
- для юрлиц – от 1,5 до 2% от значения стоимости, но не меньше, чем 100 000 рублей.
Отдельно выделяется несение ответственности за получение земель сельскохозяйственного назначения и дальнейшее отсутствие действий по их непосредственному использованию (выращивание культур). Кроме такого нарушения могут также привлекаться к административной ответственности лица, которые не выполняют следующие взятые на себя обязательства при получении земельных участков:
- проведение действий по рекультивации земли;
- улучшение свойств участка (ее грунта);
- защита от вредных насекомых и уничтожение сорняков;
- скос сена.
Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.
Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.
Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.
Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.
Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.
Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.
Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.
При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:
- Кодексу об административных правонарушениях;
- Земельному кодексу;
- Гражданскому кодексу;
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.
Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.
Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:
- надзорные проверки;
- административные обследования;
- предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.
В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.
Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.
- Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
- Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.
В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.
Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.
Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:
- разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
- при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
- может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.
Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.
Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.
Если не исполнять предписания органа госземнадзора или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.
Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.
Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:
- снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
- не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
- эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.
Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.
Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.
При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.
- Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
- Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
- По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
- Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.
Земля сельхозназначения: виды разрешенного использования в 2021 году
После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.
Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».
Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.
Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.
Налог на землю в 2021 году для юридических лиц претерпел изменения. Вступают в силу следующие поправки:
- Когда физлицо является собственником земли, но налоговая инспекция (НИ) не уведомила его о рассчитанной сумме налога, это означает, что в ФНС отсутствуют данные об этом. Чтобы решить проблему, предприниматель должен направить уведомление о том, что является владельцем земли, чтобы ему рассчитали сумму сбора. К сообщению обязательно прикрепить копии документов, которые подтверждают право на владение земельным участком. Все это нужно сделать до 31 декабря отчетного года.
- Если юрлицо купило землю в 2020 г., а инспектор не насчитал госпошлину, до конца 2021 г. организация должна направить в налоговую уведомление о наличии земельного участка.
- Если обязательство не исполнено, придется уплатить штраф в размере 20% от суммы налогового начисления.
Ставка налога составляет 0,01% или 1,5% – все зависит от вида собственности. Без этих данных невозможно посчитать сумму, которую необходимо уплатить в госбюджет.
Ставки устанавливаются нормативными актами уполномоченных органов муниципалитетов, законами субъектов РФ в Москве, Санкт-Петербурге (п. 1 ст. 394 НКРФ). Однако их максимальная величина ограничена законодательно.
Уведомление о земле, на которую накладывается пошлина, отправляется юридическим лицом в НИ до 31 декабря отчетного года. Это можно сделать через МФЦ, «Госуслуги» или аналогичные муниципальные сервисы.
Предлагается увеличить штрафы за длительное неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения
Напомним, что в ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, определенного в Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 4 ст. 6 названного Федерального закона земельный участок может быть изъят у собственника, если он не использует земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности подряд три года и более. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права собственности на земельный участок. Признакинеиспользования земельного участка определены Правительством РФ.
Отметим, что это не первый законопроект, в котором штрафы за нарушение земельного законодательства предлагается рассчитывать в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка. Ранее на сайте Минэкономразвития России были размещены еще два сходных в этой части проекта.
Штрафы за неприменение ККТ и отсутствие онлайн кассы в 2022 году
5) Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ.
Отметим, что в соответствии Письмом Минфина России от 01.09.2022 N 03-01-12/ВН-38831, а также п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», ФНС даны полномочия на ведение своего реестра ККТ и реестра фискальных накопителей. При этом ведение Госреестра ККТ отменено.
МО Конаковский район Тверской области
Кроме того, ст. 284 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
17 ноября 2022 года — Земельные участки, являющиеся объектами недвижимого имущества, порой рассматриваются как средство инвестиций. Приобретая земельный участок, участники рынка недвижимости рассчитывают в будущем либо продать его дороже, либо использовать под строительство объектов недвижимости. При этом правообладатели зачастую не учитывают то, что с момента приобретения земельного участка появляются не только права, но и обязанности.
Изъятие Земель Сельхозназначения При Неиспользовании 2021
Напомним, что в ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, определенного в Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 4 ст.
6 названного Федерального закона земельный участок может быть изъят у собственника, если он не использует земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности подряд три года и более. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права собственности на земельный участок.
Признакинеиспользования земельного участка определены Правительством РФ.
В первом из них предусматривается изменение многих составов административных правонарушений в области земельных отношений.
Правительство рассмотрит законопроект, предусматривающий новый подход к установлению административных штрафов за неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства: исчисление административного штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено правонарушение.
Так, размер административного штрафа за указанное правонарушение для граждан составит от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. руб.; для должностных лиц – от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства в среднем по Новгородской области составляет 18100 рублей за один гектар. Самая высокая средняя кадастровая стоимость в Старорусском, Солецком, Холмском, Шимском районах: 24-27 тысяч рублей за гектар.
15 февраля 2014 года вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, принятые Федеральным законом от 03.02.2014 г. №6-ФЗ, — поясняют в новгородском Управлении Росреестра.
Штрафы за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения вырастут
Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:
- по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
- уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.
Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:
Налоговая ставка | Категории земель |
---|---|
0,3 % | ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства. |
Земли сельхозназначения. | |
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности. | |
1,5 % | Все участки, не отнесенные к категориям выше. |
Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.
Закон о земле сельхозназначения 2021
Управление по национальной политике, связям с общественностью и СМИ
8 (40151) 3-02-49, 3-02-18
Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.
Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.
Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД16-246 от 08.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД16-21238 от 27.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-3776 от 18.05.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N ВАС-71/13 от 25.03.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-3007 от 30.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 77-АД17-6 от 22.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-6 от 03.08.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД16-11870 от 09.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД16-34 от 27.10.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-5 от 26.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
- Первая
- «
- Последняя
В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.
Таким образом, законодатель не обязывает землепользователя приступать к освоению участка в определенное время, однако предполагает возможность собственника участка оговаривать такую возможность.
Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.
Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.
Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:
- отчуждение активов;
- отказ от права собственности;
- гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
- прекращение права на иных основаниях.
В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:
- вследствие отчуждения;
- при отказе от права собственности;
- в результате принудительного изъятия.
Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.
Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).
Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.
Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:
- обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
- национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
- реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
- конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
- отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
- выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
- признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.
Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:
- нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
- неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).
Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.
Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:
- факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
- с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
- доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.
Санкции за неиспользование земельного участка и использование его не по целевому назначению оговорены ст. 8.8 КоАП РФ. Так, использование участка не по назначению в течение трех лет может повлечь наложение штрафа в размере:
- для физлиц: 0,5 — 1% кадастровой стоимости участка, но не меньше 10 тыс. руб.;
- для чиновников: 1 — 1,5% стоимости, минимум 20 тыс. руб.;
- на организации: 1,5 — 2% стоимости, минимум 100 тыс. руб.
За неиспользование участка устанавливаются такие штрафы:
- для физлиц: 0,3 — 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тыс. руб.;
- для чиновников: 0,5 — 1,5% стоимости, минимум 50 тыс. руб.;
- на организации: 2 — 10% стоимости, минимум 200 тыс. руб.
В ряде случаев размер санкций за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения может быть иным. На случай, если кадастровая стоимость участка в ГКН не оговорена, штрафы взыскиваются в стандартном, специально установленном размере.
Факт взыскания штрафа не препятствует уполномоченному орган взыскивать с правонарушителя причиненные убытки в размере, рассчитанном согласно природоохранных такс, а если такие для конкретного случая не установлены, то в размере стоимости восстановительных работ.
Июнь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Штраф за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения срок в 2022 году для юридических лиц максимально 500000 рублей
Размер административного штрафа за указанное правонарушение для граждан составит от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; для должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей, при этом максимальный предел административных штрафов предлагается установить в размере 500 тысяч рублей.
Целью законопроекта является совершенствование правовых механизмов стимулирования собственников к эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, а также вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот.