Что такое Декларация по правам ребенка — определение и история принятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое Декларация по правам ребенка — определение и история принятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

Основные принципы декларации прав ребенка

  1. Первый принцип дает равноценные с одногодками права, независящие от цвета кожи, социального положения, места рождения и проживания.
  2. Всех детей должны обеспечивать должным воспитанием, а так же необходимым физическим развитием.
  3. За ними должны быть закреплены имя и фамилия, гражданство страны проживания.
  4. Предусмотрена возможность получения медицинской помощи и социального ухода еще до рождения (во внутриутробный и весь послеродовой период). У маленьких граждан должен быть всегда дом и еда. Большое внимание этот принцип уделяет школьникам, он указывает на обязанность следить за здоровьем, особенно в семьях с низким материальным достатком, предоставить им социальное обеспечение. Цель такой усиленной заботы – предупреждение патологических наклонностей подростков (суицид, садизм, бродяжничество, наркомания).
  5. Дети с психическими и физическими отклонениями в здоровье находятся под усиленным вниманием и опекой ответственных за них лиц.
  6. У всех малолетних есть право быть любимыми и получать опеку от родителей. В случае их отсутствия, семью обеспечит государство, в котором они проживают.
  7. Право бесплатного обучения на основании Федерального закона N 273 и Конституции. Родители обязаны предоставить такую возможность, чтобы вырастить гражданина, полезного обществу. Помимо обучения осуществляется познание окружающего мира в играх, книгах, мультфильмах.
  8. Важный принцип Декларации – уберечь от жестокого обращения и эксплуатации малолетних. Жестокое отношение в виде психического, физического, сексуального насилия применять нельзя! Допустимые методы воспитания – разъяснения, убеждения, уговоры. Случаи жесткости наказываются по закону, предусмотрены строгие наказания в случаях нарушения прав ребенка. Насильственными считаются: угрозы, грубость, телесными наказания, унижение достоинства, травмы тела и психики.
  9. Он имеет первостепенное право получать помощь от взрослых и государства, если нуждается в ней.
  10. Все люди имеют право на жизнь без агрессии и войн, мирное небо над головой.

Права ребёнка в России

Российский закон постулирует, что права и свободы человека и гражданина принадлежат ребёнку от рождения и гарантируются государством. Запрещается ограничение прав ребёнка при обучении в семье, детском саду или в школе. Дети старше 8 лет могут беспрепятственно создавать общественные объединения, кроме партийных и религиозных.

Закон называет несколько прав ребёнка, описывая порядок их обеспечения:

  • право на охрану здоровья — предусматривает оказание детям бесплатной медицинской помощи, включая оздоровление, профилактику, санаторно-курортное лечение, диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями;
  • право в сфере профессионального обучения и занятости — предполагает трудовые гарантии для детей от 15 лет (вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск) и разные льготы, для детей от 14 лет обеспечивается профессиональное обучение;
  • право на отдых — включает государственный контроль за обеспечением безопасного, качественного и доступного детского отдыха.

Федеральный закон предполагает также несколько мер по защите детей:

  • защита от информации, наносящей вред здоровью и нравственному развитию, в том числе от пропаганды неравенства, нетерпимости, насилия и антиобщественного поведения, порнографии, нетрадиционных сексуальных отношений, алкоголя, табака и наркомании, в частности предполагается экспертиза игр и игрушек.
  • защита социальной инфраструктуры для детей, в частности ликвидация таких объектов только с согласия специальной комиссии;
  • противодействие эксплуатации детей и торговле детьми, в том числе поддержка жертв и их родителей;
  • защита прав детей, находящихся в трудной ситуации — сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья, жертв насилия, вооруженных конфликтов и катастроф, детей из малоимущих семей или семей беженцев, детей из воспитательных колоний.

Имущественные права ребёнка регламентируются статьей 60 Семейного кодекса РФ.

Декларация прав ребенка устанавливает обязанность государств обеспечить бесплатное и обязательное обучение, по крайней мере, на начальных этапах. Несовершеннолетний должен получить образование, которое будет способствовать его культурному развитию, совершенствованию его личного суждения и способностей, сознанию социальной и моральной ответственности, становлению полезным для общества. Руководящим суждением для лиц, на которых лежит обязанность за обучение, должно быть наилучшее обеспечение интересов детей. Эта ответственность в первую очередь налагается на родителей. Несовершеннолетнему должна обеспечиваться полная возможность развлечений и игр, которые были бы ориентированы на цели, преследуемые обучением. Способствовать реализации права на образование должны органы власти и общество.

Основное положение принятой Декларации заключалось в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Документ провозглашает 10 социальных и правовых принципов, относительно защиты и благополучия детей на международном уровне.

Впервые зафиксировано, что забота о детях и их защита являются не только обязанностью семьи и отдельного государства. О защите прав несовершеннолетних должно заботиться все человечество.

Читайте также:  Инструкция: заполняем и подаем декларацию 3-НДФЛ онлайн

Международная Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

  • каждому ребенку без исключений должны принадлежать все права;
  • ребёнку с его рождения должно принадлежать право на имя и гражданство;
  • ребенок должен пользоваться всеми благами социального обеспечения;
  • ребёнку с особыми потребностями должны обеспечиваться специальные режимы, необходимые ввиду его особого состояния;
  • ребёнок для развития его личности нуждается в любви и понимании;
  • ребёнок имеет право на получение бесплатного образования, хотя бы на начальных стадиях;
  • ребенку при любых обстоятельствах необходимо оказать помощь и защиту в первую очередь;
  • ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
  • ребенок не должен быть объектом торговли.

Авторы Декларации установили ответственность лиц, которые обязаны обеспечивать, учить, воспитывать детей, но не делают этого. 10 принципов отображают главные обязанности взрослых перед несовершеннолетними.

Ответственность за нарушение

Декларация прав ребёнка — не просто документ. Это способ самостоятельной защиты несовершеннолетних детей от произвола взрослых. В России существует определённый порядок, как ребёнок может предотвратить нарушение своих законных прав. Действуют территориальные комиссии, отделы по делам несовершеннолетних при полиции, органы опеки. Во все эти организации можно обратиться в случае совершения насилия или только угрозы. Они обязательно примут меры, так как к этому их обязывает закон. Учреждения работают в контакте друг с другом, что повышает эффективность действий.

Обычно права детей нарушаются в семье и школе. Их оскорбляют, обижают, вынуждают выполнять непосильную работу. Причём сами виновники часто не осознают свои незаконные действия.

За противоправные действия будет нестись уголовная ответственность. Если несовершеннолетний пожалуется на нарушение своих прав представителям органов опеки или в отдел полиции, то на такое заявление обязаны ответить, обеспечить защиту малолетнего гражданина.

Государство строго следит за соблюдением родителями своих обязанностей по отношению к детям. За неисполнение лишает родительских прав. Ответить могут и посторонние лица. Например, при устройстве ребенка на опасное производство администрация будет отвечать в соответствии с законом.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.

В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Как применяются принципы Декларации в России

Права детей прописаны в российском законодательстве и защищаются. Независимо от национальности ребенка, его вероисповедания, социального статуса и т. д., он имеет право на следующее:

  • жизнь;
  • гражданство РФ;
  • фамилию, имя и отчество;
  • семью и родственные узы;
  • воспитание;
  • защиту своих прав;
  • защиту неприкосновенности;
  • образование;
  • отдых и развлечения;
  • разного рода имущество;
  • выражение личного мнения;
  • вероисповедание;
  • неприкосновенность собственности, тайну переписки и телефонных разговоров;
  • поддержку от государства, если несовершеннолетний осиротел или его родителей лишили родительских прав;
  • достойные условия жизни.

За нарушение прав несовершеннолетних в России предусмотрены наказания от административного до уголовного в зависимости от тяжести нарушения.

Ответственность за нарушение

Декларация прав ребёнка — не просто документ. Это способ самостоятельной защиты несовершеннолетних детей от произвола взрослых. В России существует определённый порядок, как ребёнок может предотвратить нарушение своих законных прав. Действуют территориальные комиссии, отделы по делам несовершеннолетних при полиции, органы опеки. Во все эти организации можно обратиться в случае совершения насилия или только угрозы. Они обязательно примут меры, так как к этому их обязывает закон. Учреждения работают в контакте друг с другом, что повышает эффективность действий.

Обычно права детей нарушаются в семье и школе. Их оскорбляют, обижают, вынуждают выполнять непосильную работу. Причём сами виновники часто не осознают свои незаконные действия.

Декларация и Конвенция

На основе Женевской Декларации была утверждена, доработана и увеличена, с добавлением новых положений Конвенция о правах ребенка, принятая в 1974г., которая содержит 54 статьи. Ее поддержали более 190 стран. Среди них находится Россия. Всех участниц обязали пересмотреть законодательства своей страны, чтобы гарантировать защиту прав подростков. Их здоровье и жизнь зависят от государства и родителей. Действует Конвенция и сегодня.

Декларация и Конвенция прав ребенка определяют основополагающие принципы. Законодатели, руководствуясь ими, издают акты, имеющие силу на территории одного государства. Нарушителей прав преследуют по закону. Недостаток в том, что малолетние не знают об их существовании. Поэтому задача взрослых – научить их в трудную минуту прибегать к помощи при нарушении прав.

Читайте также:  Сдача нулевой отчетности в ПФР

Декларация прав ребенка

Развитие международных отношений в современном мире позволяет говорить о том, отношения внутри каждого государства, касающиеся сферы человеческих прав, стали объектом международно-правового регулирования.

Это регулирование затрагивает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав и свобод человека, что в свою очередь, способствует обеспечению стабильности и устойчивости правопорядка.

В мире часто и повсеместно совершаются преступления против детей и подростков. Однако проблема отдельного рассмотрения прав ребенка возникла сравнительно недавно. Как известно, ребенком признается лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Демократические движения за реформы в XIX веке оказали свое влияние на общество, вследствие которого многие государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей. В тот период, однако, права детей рассматривались, в основном, в качестве мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Декларация прав ребенка

Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Декларация устанавливает требование о том, что с рождения человек должен иметь право на гражданство и имя. Несовершеннолетнему необходимо предоставлять блага социального обеспечения. Ребенку принадлежит право на здоровое развитие и рост. Для этого специальная охрана и уход (дородовой и послеродовой в том числе) должны обеспечиваться и ему, и его матери. Несовершеннолетнему принадлежит право на надлежащее жилище, питание, медицинское обслуживание и развлечение. Декларация прав ребенка устанавливает требование о том, что неполноценным в социальном, психическом, физическом отношении гражданам до 18 лет должен обеспечиваться специальный уход, забота и образование, необходимые ввиду особенностей состояния.

Защита прав и достоинств ребенка

КПР является наиболее широко ратифицированным правозащитным документом в мире. Он знаменует собой веху в истории прав детей, потому что это – первый юридически обязывающий международный документ, принятый конкретно для того, чтобы защищать права детей.

КПР не предоставляет детям каких-либо дополнительных прав, по сравнению с другими людьми, но эта Конвенция признает, что могут быть необходимы дополнительные гарантии для обеспечения того, чтобы дети имели доступ к тем правам человека, которыми обладают все люди. Среди международных договоров эту Конвенцию выделяет то, что она содержит полный спектр прав человека: гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.

Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
ВДПЧ, статья 25 (2)

КПР обеспечила сдвиг в самом отношении к детям, поскольку КПР рассматривает детей как людей с правами и ответственностью, отражающими их развивающиеся способности. Кроме того, КПР создала конкретные рамки для обеспечения прав детей.

Если каждый ребенок, независимо от своего пола, этнического происхождения, социального положения, языка, возраста, национальности или религии имеет эти права, то дети обязаны также и уважать друг друга на основе гуманности. Притом что дети имеют право на защиту от конфликтов, жестокости, эксплуатации и заброшенности, они имеют также и обязанность не преследовать друг друга или не наносить друг другу ущерба. Если дети имеют право на чистую окружающую среду, то они также и ответственны за то, чтобы заботиться об окружающей их среде.1

Почему детям труднее получить доступ к некоторым правам, чем взрослому?

«Ваши дети – не ваши дети. Это сыновья и дочери жажды жизни, испытываемой самой Жизнью… Вы можете дать кров их телам, но не душам, Поскольку души их обитают в доме будущего, Куда вам не попасть даже в мечтах».

Калиль Гибран

Каждые пять лет страны, подписавшие КПР, должны направлять отчет в Комитет по правам ребенка о том, что они сделали для обеспечения прав, изложенных в Конвенции. Другим организациям также предлагается представлять свои доклады, и НПО часто указывают на возможные нарушения Конвенции, о которых не говорилось в официальном правительственном докладе. Комитет состоит из независимых экспертов и после того, как он рассмотрит все представленные доклады – правительственные, а также от НПО – в Женеве проводится сессия для того, чтобы опросить представителей правительств, а затем принять ряд Заключительных замечаний. Они представляют собой рекомендации, которые страны должны выполнять для того, чтобы исправить или усовершенствовать те сферы, в которых, по мнению Комитета, Конвенция должным образом не соблюдается. Когда в следующий раз правительство представляет свой доклад, эксперты проверяют, были ли выполнены ранее взятые на себя обязательства.

О чем бы вы сообщили Комитету по правам ребенка в отношении прав детей в вашей стране?

К КПР имеется два факультативных протокола, которые оба были приняты в мае 2000 года и за соблюдением которых также следит Комитет по правам ребенка. Первый из них – это Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах; второй – Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. В июне 2011 года Совет по правам человека ООН принял проект третьего Факультативного протокола, касающегося процедуры сообщений о нарушениях прав детей. Данный новый протокол позволит Комитету по правам ребенка рассматривать сообщения от детей и их представителей о предполагаемых нарушениях их прав.

Дети в Европе сталкиваются с многочисленными проблемами, и статистические данные, которые приведены ниже, это лишь небольшая подборка. В других разделах этих глав приводятся дополнительные подробности в отношении конкретных вопросов.

Права детей в Европе

— Многие дети в Европе страдают от насилия в семье, в сообществе, в детских учреждениях и в других условиях. В Центральной и Восточной Европе 35% опрошенных школьников заявили, что они подвергались издевательствам в течение двух месяцев до собеседования, при этом процент колебался от 15% до 64%.7

— 19% детей в ЕС сталкиваются с риском бедности.8

— Более 626 000 детей живут в детских учреждениях в 22 странах Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств, ЦВЕ/СНГ.9

— Некоторые группы детей страдают от дискриминации, часто по множественным признакам. Например, дети цыган часто сталкиваются с тем, что их исключают из процесса образования и ограничивают их доступ к медицинским услугам. Многие дети с инвалидностью регулярно испытывают на себе предрассудки или отсутствие понимания их ситуации, и их обычно исключают из участия в принятии решений, которые их касаются.

Читайте также:  Средняя пенсия в России в 2023 году: размер, условия назначения

— Несмотря на то, что Европейский Союз является одним из самых богатых регионов в мире, дети в странах ЕС попрежнему живут в условиях бедности. 9% детей в возрасте до 14 лет живут в домашних хозяйствах, в которых ни у одного взрослого нет оплачиваемой работы. За последние 20 лет в некоторых странах существенно возросла детская бедность и социальная изоляция, при этом самые маленькие дети сталкиваются с риском относительной бедности больше, чем какая-либо другая группа.10

Четыре месяца мы не ходили в школу, мы побывали в шести домах – нет, в семи домах и в шести новых школах… Я не люблю переезжать с места на место, потому что каждый раз, как только я нахожу новых друзей, я должна снова, снова и снова кудато переезжать.
Девочка, 10 лет, эти слова взяты из программы «Послушайте: голоса бездомных детей».12

ЮНИСЕФ выделила три типа уличных детей: дети, проживающие на улицах, которые сбежали из своих семей и живут в одиночку на улицах; дети, работающие на улицах, которые проводят там большую часть своего времени, сами зарабатывая себе на жизнь; и дети из семей, живущих на улицах, которые проживают там вместе со своими семьями. В докладе, подготовленном Обществом в поддержку детей в Великобритании, установлено, что11:

  • The number of Moroccan minors entering Spain has risen steadily since the Spanish Interior Ministry registered them for the first time in 1998. From 811 that year, the number more than quadrupled to 3,500 in 2002.
  • The number of working street children in St. Petersburg, Russia, is estimated at between 10,000 and 16,000: 20% of those children are involved in prostitution.
  • Some orphanages in Ukraine say that 97% of children leaving their institutions become homeless.
  • About 2,500 children in Georgia have turned to the street to earn money, either by begging or prostituting themselves.

Настало время, чтобы сделать защиту детей – всех наших детей – общим делом, которое может объединить нас через границы наших политических предпочтений, религиозной принадлежности и культурных традиций. Мы должны вернуть себе наши потерянные табу и сделать насилие и надругательство над детьми просто недопустимыми.
Олара Отунну, Специальный представитель ООН по вопросам о детях и вооруженных конфликтах

  • 100,000 young people run away in the UK each year: 6.7% of the runaways had both birth parents, 13% had only a single birth parent, 18% had a step family, and 30.8% had «other family form».

Знаете ли вы количество уличных детей в своей стране?

  • RU
  • BY
  • EN

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

В 10 принципах декларации указывается на необходимость уделить особое внимание тем из них, кто имеет ограничения с физической, психической и социальной точки зрения. В первых двух случаях подразумевается состояние инвалидности. В случае с социальной неполноценностью имеется в виду неприспособленность к жизни среди людей, не связанная напрямую с психическими или физическими проблемами.

Декларация призывает сохранять семьи и оказывать им поддержку. Дети имеют право расти в атмосфере любви и понимания. Предполагается гарантированный минимум материальной обеспеченности, отдается приоритет воспитанию родителями, в первую очередь матерью, впрочем, возможны исключения (согласно конвенции 1989 года, в частности, при разводе или раздельном проживании родителей).

Государства обязаны предоставить возможность бесплатного обучения (обычно задача возлагается на среднюю школу и учреждения профессионального обучения). Предполагается обеспечение хотя бы начального образования. Цели такого образования:

  • культурное развитие;
  • раскрытие способности формировать собственные суждения;
  • прививание понимания необходимости стать впоследствии полезным членом общества.

Ответственность за образование возлагается в первую очередь на родителей. Государство же обязано создать условия для её исполнения. Неотъемлемым авторы декларации посчитали право на игры и развлечения, являющиеся одновременно и частью процесса обучения.

Восьмой и девятый принципы в форме коротенького сообщения обязывают страны-участницы определять защиту детей в качестве одного из приоритетов. Недопустимы жестокое и небрежное отношение с несовершеннолетними, а также их эксплуатация. За эти вещи современными Уголовными кодексами предусматривается серьезная ответственность.

Одно из достижений 10 принципов декларации прав ребенка — признание понимания вредности детского труда. Человек может быть принят на работу не ранее достижения минимального возраста. Современными государствами устанавливается правило о минимальном возрасте приема на работу, а также дополнительные гарантии (регулярные медицинские осмотры, запрет на привлечение к тяжелому труду и т. д. ).

Десятый принцип декларации запрещает создание условий, которые бы поощряли проявление дискриминации. Должны воспитываться стремление к мирному сосуществованию с людьми других наций, иного социального статуса и т. д.

  • Скачать в формате pdf
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА
  • (20 ноября 1959 года)
  • Преамбула
  • Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
  • принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
  • принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
  • принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
  • принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,
  • Генеральная Ассамблея
  • провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:
  • Принцип 1

Как применяются принципы Декларации в России

Права детей прописаны в российском законодательстве и защищаются. Независимо от национальности ребенка, его вероисповедания, социального статуса и т. д., он имеет право на следующее:

  • жизнь;
  • гражданство РФ;
  • фамилию, имя и отчество;
  • семью и родственные узы;
  • воспитание;
  • защиту своих прав;
  • защиту неприкосновенности;
  • образование;
  • ;
  • отдых и развлечения;
  • разного рода имущество;
  • выражение личного мнения;
  • вероисповедание;
  • неприкосновенность собственности, тайну переписки и телефонных разговоров;
  • поддержку от государства, если несовершеннолетний осиротел или его родителей лишили родительских прав;
  • достойные условия жизни.

За нарушение прав несовершеннолетних в России предусмотрены наказания от административного до уголовного в зависимости от тяжести нарушения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *