Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В статьях 163 и 212 ТК РФ указано, что работодатель должен организовать условия сотрудникам для исполнения ими трудовых функций. Он также обязан обеспечить обязанность работы. Однако в НК РФнет перечня трат, которые можно отнести к ОТ. По этой причине у работодателя иногда возникают затруднения. В частности, встает вопрос о том, можно ли относить к ОТ приобретение воды. Ведь она нужна для обеспечения адекватных условий труда.

Вопросы по использованию положений ст. 226 тк

О каком стандартном списке мероприятий упоминает эта статья?

Имеется в виду список, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.12. В него входят:

  • обустройство/обновление средств защиты персонала от неблагоприятных производственных факторов;
  • монтирование и обслуживание соответствующих средств сигнализации о возникновении ЧП;
  • обустройство систем контроля за уровнем опасности окружающей обстановки;
  • нанесение соответствующих предупреждающих знаков;
  • обучение сотрудников профильным навыкам и проверка этих знаний;
  • механизация определённых трудовых функций;
  • издание профильных инструкций;
  • оборудование специальных медпунктов;
  • снабжение сотрудников специальным защитным инвентарём (одеждой, обувью, защитными приспособлениями);
  • иные мероприятия, направленные на повышение безопасности и уровня подготовки персонала.

Всего данный перечень включает 32 пункта, охватывающих полный спектр мер по охране труда и повышению степени его безопасности. Но конкретные меры определяются менеджментом предприятия, исходя из его размеров, отрасли, наличия финансов и иных факторов. Обычно они фиксируются в колдоговорах или локальных актах. Данные мероприятия реализуются на ежегодной основе.

Налоговые нюансы финансирования перечисленных мероприятий подробно разъяснены Минфином в письме № 03-03-06/4/95 от 09.08.11.

Какие законы предусматривают создание фондов, упомянутых в данной статье?

Расчёт размера финансирования мероприятий по охране труда

В соответствии с нормами федерального российского законодательства, периодом для расчета выступает отчетный календарный год. Законодательством установлен порядок определения системы определения суммы, которая способна дать положительный результат, в том числе экономический (рост производства и пр.) после реализации поставленных целей и задач.

Как осуществляется финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, указано в законодательстве РФ. Трудовым законодательством предусмотрена сумма финансирования, которая является минимальной (0,2 от суммы производственных затрат). При несоблюдении правил предусматривается административная ответственность со всеми вытекающими последствиями.

Финансирование мероприятий – ключевой этап для улучшения условий охраны труда. Порядок расчет необходимого объема средств регулируется нормами российского законодательства. При нецелевом использовании наступает административная ответственность.

Дополнительные источники финансирования

Статья 226 ТК РФ гласит о том, что работодатели имеют право на поддержку государства в плане финансирования условий и охраны труда. Однако размер финансирования настолько мал, что его трудно переоценить. В настоящем законодательстве не указано конкретной суммы. Здесь лишь говорится, что размер не может быть меньше 0,2% от общей суммы финансирования производства. То есть поддержка может составлять и 0,2, и 0,3%.

Также в настоящем законодательстве говорится о том, что предприятие имеет право на получение поддержки не только от государственных структур. Спонсоры и благотворительные организации могут оказать помощь предприятию в организации условий и охраны труда.

В Трудовом кодексе РФ существует и небольшой недочет. Так в нем не указана обязанность работодателя провести процедуру ознакомления сотрудника с существующими трудовыми нормами и условиями труда при приеме на работу. Таким образом, часто возникают случаи, когда сотрудник подписывает трудовой контракт и соглашается с предоставленными условиями труда, которые при этом не соответствуют требуемым. В идеале в трудовом контракте должен быть прописан перечень условия труда, организация которых входит в обязанность работодателя.

Также стоит добавить, что финансирование улучшений условий и охраны труда может осуществляться и на другом уровне. Так помимо государственной поддержки и финансирования работодателем обеспечение может поступать и от представителей персонала, т.е. других сторон трудового контракта, которые вместе с работодателем составляют план по улучшению условий труда.

Планирование работ по охране труда бывает перспективным, текущим и оперативным.

Основной формой планирования работы по охране труда является разработка комплексных планов улучшения условий труда и комплекс санитарно-оздоровительных мероприятий.

Читайте также:  Начинаем банкротство контрагента: главное не упустить момент

Комплексные планы разрабатываются по материалам аттестации рабочих мест по условиям труда, их санитарно-технического состояния, анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.

Соглашение по охране труда ежегодно заключается между работодателем и представителями работающих.

Соглашение об охране труда – правовой акт, содержащий обязательства по улучшению условий труда, планированию и проведению мероприятий.

В соглашение включаются положения:

  • об оплате и условиях труда, режиме труда и отдыха;

  • о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен и уровня инфляции;

  • о доплатах компенсационного характера по условиям труда;

  • об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве;

  • о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо дня, установленного в соглашении. Срок его действия не должен превышать трех лет.

Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному согласию сторон. Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.

Комментарий к Статье 226 ТК РФ

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Статья 226 Трудового кодекса РФ определяет: мероприятия по улучшению условий и охраны труда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников. Порядок финансирования установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Кроме того комментируемой статьей предусмотрено, что оплачивать расходы по улучшению условий и охраны труда можно за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансировать мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатели должны в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции. Это положение относится ко всем организациям, кроме госпредприятий.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Предельная сумма финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда законодательством Российской Федерации не определена. Поэтому работодатель вправе самостоятельно определить, сколько денег будет потрачено на подобные мероприятия. Лучше оформить это приказом руководителя. Суммы, израсходованные на охрану труда, можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ как расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренные действующим законодательством. При этом помните о том, что такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Читайте также:  Наследники — в очередь: как разделить недвижимость без завещания

Что должен содержать в себе план

Типовая форма документа предложена нормами федерального законодательства. Во время разработки соответствующего проекта с целью улучшения условия труда на территории конкретного предприятия возникает необходимость руководствоваться утвержденной системой планирования.

Стандартная структура плана требует обязательно учитывать нормы трудового законодательства и включать в себя соответствующие сведения относительно процесса финансирования всех ранее запланированных мероприятий, а также перечне лиц, несущих прямую ответственность за реализацию поставленных целей.

Важно! В большинстве случаев ответственными выступают непосредственные начальники всех имеющихся структурных подразделений и прочие квалифицированные специалисты, которые установлены нормами Положения об ОТ.

Оной из наиболее значимой частью рассматриваемого плана считается срок его выполнения в целом и отдельно взятого комплекса мер в частности. Уполномоченные инспекторы ГИТ во время проведения плановой проверки обязательно сверяют сведения относительно расходов на охрану труда с имеющейся статотчетностью за прошлый отчетный календарный год и информации из бухгалтерии (бухгалтерской отчетности). Цифровые показатели обязательно должны совпадать.

Строительная организация провела оценку профессиональных рисков и выделила наиболее опасную деятельность внутри компании — работы на высоте. После выявления риска все работы будут незамедлительно остановлены. Параллельно с этим разрабатывается план мероприятий, включающий внесение изменений в технологический процесс, оснащение сотрудников СИЗ и средствами коллективной защиты, обучение и тестирование персонала, ежедневный контроль и другие необходимые меры.

Функционирование возобновляется только после того, как будут проведены все ликвидирующие опасности мероприятия. Такой подход предполагает гибкое бюджетирование. В таких условиях работодатель готов выделять ресурсы, руководствуясь не просто требованиями законодательства, а реальными потребностями.

Конечно, размеры затрат будут значительно превышать установленный стандарт 0,2%, но вложенные средства будут работать более эффективно, минимизируя все возможные риски и опасности.

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда на предприятии

Исчерпывающий перечень действий, которые планируется направить на улучшение условий труда, закрепляется нормами законодательства России. Среди наиболее значимых выделяют следующие:

  • процедура оценивания текущих условий труда;
  • модернизация производственного оборудования;
  • установка (монтаж) системы защиты оборудования от воздействия внешних факторов;
  • модернизация (совершенствование) системы оповещения наемного персонала и сигнализации;
  • обеспечение всех сотрудников специальными индивидуальными и коллективными средствами защиты – спецодежда обязательно изготавливается на территории России и только из отечественных материалов;

Комментарий к ст. 225 TК РФ

1. Все работники организаций, в том числе и руководители, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда по Типовой программе обучения по охране труда (для руководителей предприятий и членов комиссий по проверке знаний), утвержденной Минтрудом РФ 12 января 1996 г. (СПС «КонсультантПлюс»).

2. Вопросы, связанные с обучением и профессиональной подготовкой в области охраны труда, нашли свое отражение в Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (БНА РФ. 2003. N 17).

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Финансирование мероприятий по охране труда

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

Планирование и финансирование мероприятий по охране труда

На основе «Рекомендаций по организации мероприятий по охране труда», утверждённых постановлением Минтруда РФ N11 от 27 февраля 1995 года, разрабатываются планы мероприятий по охране труда.

Читайте также:  Транспортный налог в Крыму в 2023 году за 2022-ой, порядок, сроки, льготы

Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашения по охране труда с учётом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателя и трудового коллектива.

Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному соглашению сторон.

Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.

Планирование мероприятий по охране труда классифицируется на перспективное, годовое и оперативное.

Перспективное планирование включает в себя разработку комплексного плана улучшения условий и охраны труда. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и результатов аттестации рабочих мест.

Годовое планирование включает, как правило, часть комплексного плана и коллективный договор (соглашение) по охране труда.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач. В составлении плана мероприятий по охране труда участвуют все отделы и службы предприятия. Проект плана рассматривается на совместном заседании профкома и администрации и утверждается работодателем.

На предприятиях, в соответствии с существующим законодательством, периодически должны проводиться проверки состояния условий труда, обновляться данные санитарно-технической паспортизации.

Ряд мероприятий по улучшению условий труда, как правило, закладывается в коллективном договоре или отдельном соглашении по охране труда, который заключается между работодателем (администрацией) и коллективом. Конкретные условия могут быть оговорены и при заключении индивидуального трудового соглашения (контракта).

В настоящее время большинство предприятий должны включать в комплексные и годовые планы мероприятий по охране труда и работы по проведению сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

Эти мероприятия должны быть выполнены в соответствии с постановлением Минтруда РФ N 64 от 3 ноября 1995 года «Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда».

В соответствии с «Временными правилами сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда», утверждёнными данным постановлением Минтруда РФ, по результатам сертификации органами по труду субъектов Российской Федерации выдаётся сертификат соответствия одной из трёх категорий:

· сертификат соответствия категории I выдаётся, если аттестовано не менее 90% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 6 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории П выдаётся, если аттестовано не менее 75% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 12 месяцев после выдачи сертификата соответствия;

· сертификат соответствия категории Ш выдаётся, если аттестовано не менее 50% рабочих мест, а на остальные рабочие места представлен план мероприятий, который обеспечит их аттестацию в течение 24 месяцев после выдачи сертификата соответствия.

Аттестация рабочих мест выполняется в соответствии с постановлением Минтруда РФ N12 от 14 марта 1997 года «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Для подготовки к аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях составляется перечень рабочих мест и выявляются опасные и вредные факторы производственной среды.

Для организации и проведения аттестации рабочих мест работодатель приказом создаёт аттестационную комиссию.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений на рабочих местах (освещённости, шума, вибрации к др.).

Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществляет администрация, выборный представительный орган коллектива (профком) и специально созданная на основе законодательства совместная комиссия (при числе работающих более 10 человек).

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии со статьёй N19 федерального закона «Об основах охраны труда в РФ». В частности:

1. Финансирование осуществляется в рамках соответствующих целевых программ за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом могут быть использованы средства, полученные из сумм штрафов, налагаемых за нарушение законодательства по охране труда и добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *