Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить компенсацию за семейное образование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рекомендательные формулировки законодательства РФ насчет компенсации за домашнее обучение ребенка оставили множество лазеек. Директора школ используют это по своему разумению и на практике, школьная администрация имеет возможность отказать в осуществлении выплат. Некоторые директора упирают на то, что дети действительно имеют полное право получить бесплатное образование. Для этого достаточно ходить на уроки в школу. Никаких обязательных компенсаций при домашних занятиях законодательством не предусмотрено.
Финансовый вопрос семейного образования
Здесь вопросы разделились на теоретические и фактические. Теоретически можно претендовать на компенсацию от государства, так как оно финансирует всех учащихся, кто посещает школу очно. Но когда некоторые родители попробовали добиться этих самых выплат, они столкнулись с проблемами.
Теоретически процесс выплаты денежной компенсации выглядит так:
- Перевод ребенка на семейную форму.
- Заключение договора с руководством школы о размере выплат.
- Если школа отказывается компенсировать семейное обучение, то родители идут в региональное управление по вопросам образования.
Почему государство обязано выплачивать денежные компенсации при семейной форме образования? Считается, что дети не пользуются школьными учебниками, а покупают их сами. Не пользуются трудом учителей, а ищут репетиторов и оплачивают их работу. Не изнашивают школьное оборудование. Всего получается от 19 до 150 тысяч рублей в год. Сумма зависит от местного бюджета — такую фразу услышали родители, когда попробовали добиваться выплат.
Еще они узнали, что:
- Не в каждом регионе принят местный закон, на основании которого власти будут выплачивать детям на семейном образовании денежную компенсацию.
- Региональные власти имеют право выплачивать деньги родителям, но совершенно законно могут этого не делать.
Налоговый вычет на образование ребёнка — это возврат уплаченного налога на доходы физического лица (НДФЛ) в связи с расходами на обучение.
Налоговый вычет предоставляется родителям, которые официально работают и оплачивают обучение ребёнка в лицензированной образовательной организации.
>
Существует ряд ограничений на получение налогового вычета на семейное обучение ребёнка:
- Максимальный размер расходов, по которым можно получить налоговый вычет, — 50 тысяч рублей в год. От этой суммы компенсируется 13%.
- Налоговый вычет за домашнее обучение не может превышать подоходный налог, уплаченный родителями.
Компенсация За Семейное Образование 2021 Челябинской Области
Власти хотят ввести ряд упрощений для опекунов, которые регулярно приходят за оформлением своих пособий. Благодаря новому цифровому оборудованию обработка документов будет занимать у госслужащих гораздо меньше времени, так что все обратившиеся смогут получить пособия и льготы намного быстрее. Новый порядок работы вступит в силу с 1 января 2021 года.
Кроме того, нельзя забывать про Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Документом, в частности, определено право и размер пособия на приемного ребенка, выплачиваемого единовременно. Что же касается вознаграждений, положенных родителям по договору, то право на них, как и размер такой ежемесячной зарплаты, устанавливается законодательством субъекта федерации.
- Единовременная выплата. Право одного из приемных родителей на единовременное государственное пособие закреплено ст. 12.1 ФЗ от 19.05.1995 № 81. В случае передачи в приемную семью двух и более несовершеннолетних указанное пособие выплачивается на каждого из них. Его размер, согласно ст. 12.2 вышеназванного закона, составляет 8 тыс. рублей, однако благодаря индексации с 1 февраля текущего года его размер составил 18 тыс. рублей.
- Ежемесячная компенсация по уходу за ребенком-инвалидом. Право на такую выплату в пользу приемных семей, ухаживающих за детьми-инвалидами, закреплено указом Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175. Размер такого пособия с 01.01.20 составляет 10 тыс. рублей, однако оно положено приемным родителям, если те являются трудоспособными, но при этом не работают.
Компенсация на ребенка, перешедшего на семейную форму обучения — Юридическая консультация
Компенсации родителям (законным представителям) на ребенка при получении им общего образования в форме семейного образования не предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования установлены в ч. 5 ст. 5, ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Исходя из смысла положений п. 3 ч. 1 ст.
8 указанного федерального закона, органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования предоставляют субвенции местным бюджетам (финансовое обеспечение) с целью обеспечения государственных гарантий реализации прав несовершеннолетних на получение общедоступного и бесплатного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
Следовательно, субъект РФ обязан финансировать получение образования в образовательных организациях.
Образование в Российской Федерации в форме семейного образования получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в силу п. 2 ч. 1 ст. 17, ч. 2 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Вместе с тем в письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 даны разъяснения об организации получения образования в семейной форме.
Как отмечено в п. 6 указанного письма, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом РФ может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» оставляет вопрос о компенсации на усмотрение регионов. Вот что об этом говорится в письме Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»: «Учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“)». То есть, каждый регион самостоятельно решает, выдавать ли компенсацию родителям детей, находящихся на семейном образовании и определяет объем выплат. Именно поэтому процесс получения компенсации в ряде случаев трудоемок и сопряжен с судебными разбирательствами.
— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?
Ольга Баталина:
Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.
Вот сейчас действуют все новые выплаты на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.
[…]
[Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.
И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.
— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона будет начисляться универсальное пособие?
Ольга Баталина:
Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.
Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?
- Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
- Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке), с тем чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.
А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.
Будут ли выплаты 1000 рублей к школе в августе постоянными
В 2021 году многими родителями было отмечено, что они получили финансовую помощь к началу учебного года. Размер помощи составил 10000 рублей. Выплаты осуществлялись независимо от возраста школьников, семейного статуса и других особенностей.
Деньги были начислены в августе месяце, благодаря чему родители смогли приобрести все необходимое для учебы. Данные выплаты осуществлялись один раз. Начисление производилось в соответствии с Указом Главы Российской Федерации. После единоразовой помощи нормативный акт о систематических начислениях не был подписан.
На сегодняшний день руководством РФ не было объявлено о том, что в предстоящем учебном году будут выплачиваться какие-либо деньги на детей-школьников. Сегодня вопрос о систематических выплатах остается открытым.
Сегодня на приобретение канцтоваров, школьной формы, учебников и других вещей родители тратят немалые суммы денег. Именно поэтому властями отдельных регионов принимается решение о выплате финансовой помощи.
Категория лиц, имеющих право на денежные выплаты, представлена многодетными и малоимущими семьями.
Размер единого пособия для семей с детьми может достигать в среднем 13 900 рублей, рассказал на совещании глава Минтруда России Антон Котяков
«Новое пособие будет предоставляться по принципам социального казначейства, то есть по одному заявлению, поданному в электронном виде без сбора справок. При назначении будет использоваться комплексная оценка нуждаемости. Хочу сказать, что в среднем максимальный размер такого пособия в нашей стране составит 13 900 рублей», — сказал Котяков.
Министр также отметил, что финансовое обеспечение этой выплаты будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов регионов России.
Еще из важного: в два раза вырастет размер материальной помощи беременным женщинам. Если раньше он был половину от прожиточного минимума, то теперь он будет рассчитывать по новым стандартам.
Главное, что потребовал Путин от правительств, так это то, что оформление всех пособий должно быть максимально простым и понятным для граждан. А еще у людей должна быть вся информация о них.
Что нужно для возврата налога за обучение ребенка
Прежде, чем начать процесс возмещения расходов на обучение ребенка, следует убедиться, что выполнены условия для получения компенсации. Среди таких условий можно назвать:
- в том году, в котором ребенок получил образование, родитель имел официальное трудоустройство и выплачивал подоходный налог (13%);
- нет ограничений в сроке исковой давности при получении компенсаций за обучение детей;
- работник является родителем (или опекуном) ребенка;
- есть документы, собранные для получения возврата подоходного налога за обучение детей, которые подтверждают оплату услуг;
- организация, в которой учится ребенок, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности;
- ограничением получения компенсации за образование ребенка является его возраст – до 24 лет;
- в случае дошкольного образования возможен только полный налоговый вычет;
- в ИФНС предоставлен весь пакет документов, необходимых для получения вычета налога за обучение.
Возврат налога за учебу двоих детей
Как указывалось выше, сумма налогового возврата за образование детей составляет 50 000 рублей в год на каждого ребенка. Налоговый вычет на обучение двоих детей составляет 100 000 рублей соответственно (50 000 рублей на каждого ребенка).
Пример 3. Исходные данные:
- в 2018 году была оплачена учеба дочери матерью в размере 6000 рублей;
- в 2018 году было оплачено матерью обучение сына на курсах английского языка и в спортивной секции в размере 15000 рублей;
- в конец года мать собирает документы для того, чтобы получить вычет за обоих детей.
Решение:
- за обучение дочери мать может получить компенсацию только в размере 6500 рублей, так как сумма расходов превысила установленный лимит;
- за сына мать получит компенсацию в размере 1950 рублей (15000 * 13%);
- общая сумма компенсации, указанная в декларации составит: 6500+1950 = 8450 рублей.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос № 1. Для оформления компенсации на кого следует оформлять договор об оказании платных услуг?
Ответ. Идеальный вариант для налоговой: оформление на одного из родителей: отца или матери. При прочих ситуациях придется отдельно приносить подтверждающие документы.
Вопрос № 2. Если учеба оплачивается самим ребенком, но договор был заключен на родителей, как быть в такой ситуации?
Ответ. Следует обратиться к письму Министерства финансов РФ от 31.10.2017 года № 03-04-05 / 71413. В нем указано, что при указании в квитанции об оплате данных ребенка, основания для получения компенсации отсутствуют. Однако при оформлении соответствующей доверенности от родителей на оплату услуг учебного заведения, получить компенсацию одним из родителей будет возможным.
Компенсации за семейное образование: существуют или нет
Но, в целом, большинство регионов России от идеи компенсации за семейное образование отказались. Так, например, в Москве, где отсутствуют местные нормативные акты о выплатах на «домашнее» образование, родители массово обращаются с исками о компенсации в суды. Однако Фемида не на их стороне. И районные, и городской суд посчитали, что школы, не выплачивающие родителям компенсации на «семейное» обучение, действуют законно. Похожая ситуация сложилась и в ряде других субъектов Федерации.
Так, например, компенсации за семейное обучение выплачиваются в Омске, где на сегодняшний день в домашних условиях получают образование около 500 детей. Выплаты были введены в 2013 году. В 2019 и 2019 годах министерство образования Омской области инициировало законопроект об их отмене из-за сложностей с контролем качества обучения, однако после «бурных» (по словам омских журналистов) обсуждений, депутаты регионального заксобрания сняли законопроект с рассмотрения и оставили все, как было. То есть на начало 2019/2019 учебного года выплаты сохранены.
Еще раз про компенсации за семейное обучение
3.1. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном образовательном учреждении в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей.
Согласно Закону г. Москвы от 23 ноября 2022 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», а именно статье 27 данного Закона только обучающимся по очной форме обучения предоставляются льготы по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси), а также льготы по оплате проезда на пригородном железнодорожном транспорте в размере 50 процентов в период с 1 сентября по 15 июня в порядке, установленном Правительством Москвы.
Что нового в условиях получения универсального пособия с 1 января 2023 г.
— Единое пособие с 1 января 2023 года будет выплачиваться и работающим (официально трудоустроенным), и неработающим, потому что основные критерии для назначения этого пособия предусматривают возможность не работать (не иметь официальных доходов), если на это есть уважительные причины.
Ольга Баталина:
Будет ли оно [единое пособие] выплачиваться и работающим, и неработающим? Да, потому что основным критерием назначения единого пособия является следующее.
- Во-первых, это низкий уровень дохода семьи. Доход семьи не выше одного прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том регионе, где семья живет.
- Далее, есть набор требований по имущественной обеспеченности. Они не новые для нашей социальной практики, потому что ровно такой же набор требований предъявляется сегодня при назначении выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 8 лет (или до 7 лет включительно) и от 8 до 17 лет. То есть точно такие же требования. Внутри этих требований есть еще и ограничения по процентам от вкладов, которые имеются в распоряжении семьи.
- И третья группа требований — это условия о занятости родителей, или так называемые правило нулевого дохода. И здесь предусмотрено, что родители могут (трудоспособные родители в семье) могут работать, или они могут не работать. Но если они не работают, то на это должны быть уважительные (или объективные) причины.
[…]
Поэтому, как видите, родители могут работать или же не работать, но иметь на это уважительные причины. И напомню, что оценка работы или не работы, периода дохода производится за 12 месяцев.
- Соответственно, если родитель в течение 12 месяцев вообще не работал ни дня, ни месяца, в этом случае […] Социальный фонд будет анализировать — если в течение 12 месяцев родитель вообще не работал, были ли на это уважительной причины? […] Таким набором разных уважительных причин должны быть закрыты не менее 10 месяцев из 12-ти.
- А если человек в течение этих 12 месяцев хотя бы месяц работал, если Федеральная налоговая служба предоставит по запросу Социального фонда хоть какие-то сведения о полученных им доходах от трудовой деятельности, предпринимательской, самозанятости, то тогда правило нулевого дохода в принципе к такому человеку не применяется. Если за 12 месяцев есть хоть какой-то доход.
— В правилах назначения единого пособия с 1 января 2023 года будет расширена уважительная причина отсутствия заработка, которая предусматривает непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев. Раньше эта причина распространялась на прохождение лечения только самим заявителем или трудоспособными членами его семьи, а теперь она будет распространяться также на ситуации, когда заявитель или один из членов его семьи осуществляли уход за ребенком, который проходил непрерывное лечение более 3 месяцев.
Ольга Баталина:
Один из вопросов, который поступал к нам при выплатах на детей от 8 до 17 лет — не была учтена в таком непрерывном лечении возможность ухода за больным ребенком. О чем идет речь?
В случае, когда сама мама, подавшая заявление на пособия, не менее 3 месяцев находится на непрерывном лечении, эти 3 месяца учитывались в качестве уважительной причины. Но вот если мама не болела, но у нее болел ребенок, и мама была вынуждена все эти не менее трех месяцев за ним ухаживать в больнице, естественно, не имея возможности работать, то в этом случае такого рода 3 месяца непрерывного лечения в праве нулевого дохода не учитывались.
Вот сейчас при назначении единого пособия это также планируется учесть. То есть и 3 месяца непрерывного лечения самого заявителя, мамы или отца, или же 3 месяца непрерывного лечения ребенка, в течение которых родитель был вынужден, естественно, за ним ухаживать.
— В правилах получения единого пособия изменяется порядок определения расчетного периода для оценки нуждаемости.
Ольга Баталина:
Период оценки доходов […] выглядит следующим образом.
От месяца подачи заявления откладывается назад — сейчас 4 месяца, а с 1 января будет откладываться всего 1 месяц, т.е. мы еще ближе стали к оценке текущего финансового состояния семьи — […] это так называемый «слепой период» (период, за который налоговая служба просто еще не видит отчетности работодателя), а потом после этого 1 месяца будет взято 12 календарных месяцев, в течение которых будут анализироваться все доходы.
Но что важно — все доходы за эти 12 месяцев просуммируются, разделятся на 12, чтобы понять, каким доходом в среднем в месяц располагает семья, и разделятся на количество членов семьи.
— Если при оформлении единого пособия подается одно заявление сразу всех детей в семье в возрасте от 0 до 17 лет, то им выплаты будут назначены в одинаковом размере (на каждого ребенка), при этом ранее назначенные выплаты не будут учитываться при оценке доходов.
Ольга Баталина:
И еще раз многократно обращаю внимание, если в семье несколько детей, и все они по возрасту подходят под условия выплаты от 0 до 17 лет, то в заявлении нужно указывать всех детей. В этом случае это выгодное для семьи решение. Потому что в этом случае размеры выплат на всех детей будут назначены одинаковые, и при подаче заявления на детей, на них не будут учитываться ранее назначенные выплаты.
— Подавать заявление на получение универсального пособия с 1 января 2023 года нужно будет в объединенный Социальный фонд России (СФР). Сделать это можно будет через Госуслуги.
Ольга Баталина:
Новая выплата — единое пособие, как я уже говорила, — будет назначаться Социальным фондом России. Именно так у нас с Нового года называется объединенный фонд.
Вот мы сейчас с вами в конце года живем еще в ситуации с двумя внебюджетные фонды — один фонд называется Пенсионный фонд [ПФР], а второй — Фонд социального страхования [ФСС]. Вот эти два фонда с 1 января следующего года объединяются в один фонд, который будет называться Социальный фонд России [СФР].
То есть чисто территориально, если вы раньше приходили, предположим, в клиентскую службу Пенсионного фонда, и вы планируете подать заявление в следующем году в бумажном виде, по каким-то причинам у вас нет личного кабинета на портале Госуслуг, то вы придете в ту же самую клиентскую службу. Но называться это будет уже клиентская служба Социального фонда России.
— При подаче заявления на единое пособие Социальный фонд будет действовать в интересах семьи и не будет назначать новое пособие, если совокупный размер выплат на всех детей будет получаться меньше, чем то, что семья уже получает в виде старых выплат.
Ольга Баталина:
- Если Социальный фонд (мы предусматриваем это специально в правилах предоставления единого пособия) при назначении выплаты увидит, что совокупный размер выплат, который получается к расчету, больше, чем тот, который вы получаете сейчас, то вам будет назначено единое пособие. В этом смысле мы будем действовать в интересах семьи.
- Если же уже при расчете будет видно, что размер выплат в силу разных причин (мы же говорим о ситуации, когда ситуация финансовая в семье ухудшилась, а она может и улучшиться, ситуация может быть очень разная). Так вот, если в момент расчета Социальный фонд увидит, что новый размер выплат в совокупности на детей будет меньше, чем тот, который семья получает сейчас, то Социальный фонд не будет выносить такого решения, чтобы не ухудшить положение семьи. У семьи будет в этом случае возможность продолжать получать ранее назначенные выплаты.
То есть если в этом случае Социальный фонд выносит решение об отказе в назначении, потому что это невыгодно семье, только в этом причина отказа (а не потому, что семья не соответствует требованиям — она им соответствует), то предыдущие выплаты, ранее назначенные, они не прервется, они будут продолжать выплачиваться до истечения полного, собственно говоря, периода.
Как изменится пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 января 2023 года
— Даже если ребенок родится в 2023 году, работающие мамы смогут получать и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет из средств страховых взносов, и единое пособие, если она пройдет по его критериям нуждаемости.
Ольга Баталина:
Первая типовая жизненная ситуация — мама во время беременности работала официально, оформила отпуск по беременности и родам (декретный, как говорят, отпуск). И, собственно, эта мама относится к категории застрахованных — за нее работодатель все это время платил страховые взносы. Поэтому после рождения ребенка такая мама, которая у нас оформила декретный отпуск с работы, будет получать пособие по уходу за детьми до полутора лет из средств страховых взносов — из средств Фонда, который сегодня называется социального страхования, а завтра будет называться Социальный фонд. И это пособие будет в размере 40% заработка, который у нее был, но не выше максимальной величины. Она сейчас будет составлять порядка 30 000 рублей. Это одна жизненная ситуация.
[…]
Если мама работающая (напоминаю, она у нас получает пособие из средств страховых взносов), и она, оформив это пособие (оно оформляется работодателем, собственно, и фондом), подаст заявление на единое пособие, если она пройдет по критериям единого пособия, то такая работающая мама будет получать одновременно, естественно, оба пособия — они разные. И пособие до полутора лет за счет средств страховых взносов и, собственно, единое пособие, если она будет соответствовать его условиям.
— Неработающие родители смогут получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет только в том случае, если ребенок родился до 1 января 2023 года. Исключение — если мама обучается по очной форме (в этом случае правила не меняются, и можно будет оформить или пособие по уходу за ребенком, или единое пособие).
Ольга Баталина:
Вторая жизненная ситуация — на момент беременности, рождения ребенка, мама в силу разных причин не работала. У нее не было никакого работодателя, кто платил бы за нее страховые взносы, и поэтому у нее пособие до полутора лет из средств, собственно, страховых взносов не положено. Ей такое пособие будет выплачиваться из средств бюджета.
И вот здесь уже у такого пособия, во-первых, фиксированный размер. Сейчас оно составляет в месяц 7677 рублей. С 1 февраля следующего года оно будет увеличено на размер фактической инфляции за 2022 год. Мы его пока, понятно, знать не можем, но предположительно, по прогнозам Министерства экономического развития, это 12,4%. Соответственно, мы можем предполагать, что с 1 февраля размер этого пособия составит порядка 8600 рублей.
Для вот таких не застрахованных, неработающих мам, оно [пособие до полутора лет] тоже с 1 января объединяется в единое пособие, но сейчас такое пособие есть. Поэтому:
- Если ребенок родился в 2022-м году (до 31 декабря текущего года включительно), то мама имеет право оформить пособие до полутора лет, если ей это удобно и выгодно. Там нет никаких требований сегодня с точки зрения уровня дохода или имущественной обеспеченности. Но и размер, как вы видите, фиксированный. Подать такое заявление она сможет в следующем году, вплоть даже до достижения этим ребенком возраста двух лет. То есть там такой достаточно длительный дан период для подачи заявления на это пособие.
-
Если же ребенок родится после 1 января следующего года, то пособие сохраняется, но условия этого пособия меняются:
- Если мама, о которой идет речь, обучается по очной форме (в научной организации, в системе высшего образования, среднего профессионального образования), то условия пособия до полутора лет для нее не изменятся. Они будут такими же, как и в этом году. То есть без каких-то особенных критериев и требований. Она сможет такое пособие оформить.
- Если же мама не относится к категории обучающихся по очной форме обучения, то тогда условия получения этого пособия — они будут, по сути, аналогичными условиям единого пособия. То есть точно так же среднедушевой доход не выше одного прожиточного минимума, имущественная нуждаемость (обеспеченность) и, собственно, правило нулевого дохода. Соответственно, такой маме, как мне представляется, целесообразно попробовать и подать все-таки заявление на единое пособие, потому что размер единого пособия, очевидно, выше (он в максимальном размере — это 100% прожиточного минимума на детей).
Одновременно получать и пособие по уходу за ребенком (опять мы говорим только о неработающих мамах), и единое пособие не получится, пособие будет какое-то одно. То есть если сначала будет оформлено, например, пособие по уходу, а потом мама подаст заявление на единое пособие, то с момента назначения единого пособия другое пособие, пособие до полутора лет, оно прекратится. Поэтому здесь, собственно, семья и мама принимает решение сама.