Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Метод руководящего документа

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.

Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?

Взыскать УТС автомобиля в 2023 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:

  • полис КАСКО;
  • бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
  • бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
  • протокол о ДТП;
  • бумаги, предоставленные оценщиком.

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Единая методика расчёта УТС

Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.

Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).

Где:

  • УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
  • Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
  • ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.

Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.

Методика Министерства юстиции

Аргументация покупателя тоже понятна — машина находится в поврежденном состоянии, платить за неё сверх необходимого никто не хочет. Из-за этого возникает разница между желаемой и реальной ценой, точным термином будет словосочетание «упущенная прибыль». Именно эта упущенная прибыль является зачастую камнем преткновения между автовладельцем и страховой компанией.

  • доаварийное состояние транспортного средства. Сюда входят степень износа, дата начала эксплуатации ТС и его пробег, год выпуска, дефекты, имевшиеся в автомобиле до ДТП, его марка и комплектация;
  • экономический регион, в котором произошло дорожно-транспортное происшествие, поскольку расчет стоимости ремонтных работ и необходимых деталей будет производиться на основе средних по территориальному субъекту РФ цен на аналогичные товары и услуги;
  • дата аварии;
  • износ деталей, требующих замены вследствие ДТП, их материал и технические характеристики.
Читайте также:  Пересечение сплошной 2023 в Казахстане

Рекомендуется подготовить четыре набора копий документов. Первый предоставляется страховщику, второй остается у автовладельца, третий направляется в суд, если дело дойдет до разбирательства, 4 — второму участнику аварии.

Порядок получения УТС

Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:

  • обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
  • написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
  • предъявить автомобиль к экспертизе;
  • после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
  • обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
  • когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
  • в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.

Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.

Кроме перечисленного, в 2022 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.

Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:

У = К / 100 х (ЦР+СО), где:

  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:

  • А = (СО/ЦР) х 100%;
  • В = (СР/СМ) х 100%.

Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:

  • Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
  • Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.

Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:

УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)

Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:

  • А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
  • Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.

Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.

Коэффициенты утраты товарной стоимости

При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.

Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе

N Наименование элемента Замена р. N 2 р. N 3 — 4
Передняя часть
1 Капот 0.3 0.7
2 Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0) 0.5 0.2 0.4
2.1 Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя 0.2 0.1 0.2
2.2 Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя 0.3 0.1 0.2
3 Брызговик облицовки радиатора съемный 0.1 0.2
4 Брызговик облицовки радиатора несъемный 0.3 0.2 0.3
5 Крыло съемное 0.1 0.3
6 Крыло не съемное 0.5 0.3 0.5
7 Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями) 1.7 0.7 1
8 Лонжерон передний без брызговика крыла 0.7 0.3 0.8
9 Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой) 0.7 0.4 0.7
9.1 Надставка щита передка 0.3 0.2 0.3
10 Короб воздухопритока 0.3 0.2 0.3
11 Панель рамы ветрового окна 0.7 0.4 0.5
11.1 Нижняя часть панели рамы ветрового окна 0.4 0.2 0.3
Средняя часть
12 Дверь боковая 0.2 0.4
13 Панель крыши (в т.ч. с поперечинами) 1.5 0.7 1.7
14 Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент) 0.3 0.2 0.3
15 Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент) 2
15.1 Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) 1.5
15.2 Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки) 0.5 0.5 1
15.3 Стойка боковины передняя (от крыши до порога) 0.7 0.3 0.4
15.4 Стойка боковины задняя (от крыши до порога) 0.5 0.3 0.4
15.5 Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) 0.2 0.1 0.2
15.6 Стойка боковины центральная 0.5 0.3 0.4
15.7 Нижняя часть боковины (порог) 0.5 0.5 1
16 Пол салона 3 0.7 1.4
17 Лонжерон, поперечина пола салона 0.3 0.2 0.3
Задняя часть
18 Дверь задка, крышка багажника 0.3 0.7
19 Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной) 0.4 0.3 0.5
20 Крыло (конструктивно — отдельный элемент) 0.5 0.3 0.5
21 Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова) 0.6 0.4 0.7
22 Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) 0.4 0.3 0.4
22.1 Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) 0.2 0.1 0.2
22.2 Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент) 0.2 0.1 0.2
23 Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками) 0.6 0.4 0.6
23.1 Надставка пола багажного отделения боковая или задняя 0.3 0.2 0.3
24 Лонжерон задний 0.7 1 1.5
25 Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой) 0.3 0.2 0.3
26 Панель рамы окна задка 0.7 0.4 0.5
26.1 Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой) 0.4 0.2 0.3
Окраска
27 Полная или наружная окраска кузова 5
28 Окраска одного наружного элемента кузова:
окраска первого элемента (Кутс окр(1)) 0.5
окраска второго и каждого следующего элемента (Кутс окр(N-1)) 0.35
Разборка, устранение перекосов
29 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса 1
29.1 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса 0.4
29.2 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса 0.3
29.3 Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса 0.15
30 Перекосы:
несложный 1
средний 2
сложный 3
особо сложный 5
Читайте также:  Сроки полезного использования несущественных активов в 1С

Что такое УТС и кому платят?

Само это понятие в законодательстве не содержится, но методика его расчёта есть.

Верховный суд даёт такую трактовку утере товарной стоимости:

Уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 №58 (далее – ППВС РФ №58 по ОСАГО), пункт 37).

Простым языком УТС — это разница между стоимостью целого, но не битого и не крашеного автомобиля, и стоимостью такого же целого, но битого, а потом восстановленного и крашеного автомобиля после ДТП.

Поскольку утрата стоимости относится к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, то владелец поврежденного транспортного средства (потерпевший) имеет право на получение данной выплаты.

Что такое УТС и как за нее получить компенсацию?

После попадания машины в ДТП её ценность на вторичном рынке значительно снижается. Никто не хочет покупать битый автомобиль по той же цене, по которой можно приобрести машину без повреждений. Но что в таком случае делать людям, в авто которых не по их вине въехал другой водитель? Выходит, что из-за чужой невнимательности на дороге стоимость транспортного средства становится ниже. В таком случае у водителя есть возможность получить дополнительную компенсацию.

Таким образом, УТС – это уменьшение цены на транспортное средство в связи с его починкой после попадания в дорожно-транспортное происшествие. Либо еще можно сказать, что УТС – это определенная разница в цене двух полностью идентичных автомобилей на рынке. Для начала берется одно ТС, которое никогда не получало повреждений в ДТП. После этого его сравнивают с другим, которое ранее уже приходилось ремонтировать после аварии.

К утрате товарной стоимости относят следующие случаи:

  • когда был поврежден внешний вид корпуса автомобиля: отбита краска, отколота часть корпуса;
  • снижение прочности узлов авто и прочих деталей;
  • ухудшение технических характеристик машины.

Что делать, чтобы получить УТС при ОСАГО

Большинство страховых организаций стараются уклониться от выплаты УТС по автогражданке. Как правило, клиент сначала должен показать свою решимость, только потом он может получить возмещение. Например, он может подать претензию либо судебный иск. При правильной разработке досудебной претензии страховщик может удовлетворить её, чтобы не усугублять ситуацию. В итоге хозяин машины может не только получить оплату восстановительных работ, но и рассчитывать на компенсацию её потерянной стоимости.

Для получения компенсации по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году необходимо сделать следующее:

  • Рассчитать УТС по ОСАГО. Вычисления должна произвести независимая компания, которая предоставляет услуги по расчёту расходов на ремонтные работы. Для этого в неё следует направить заверенную копию бумаги, которая подтверждает затраты на восстановление, и акт осмотра транспортного средства, если страховая это делала. По итогам выполнения процедуры застрахованный получит акт расчета утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.
  • Оформить заявление на получение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. К нему следует приложить акт расчёта УТС.
    Подождать, пока страховая рассмотрит предоставленные документы.
  • Получить финансовое возмещение. Если страховщик откажет в компенсации, нужно разработать и подать иск в суд. Он должен быть оформлен на имя страховщика, у которого был куплен полис ОСАГО. Если организация обанкротилась либо сумма выходит за рамки лимита, заявление о взыскании утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО следует оформить на водителя, виновного в дорожном инциденте.
Читайте также:  Реестр лицензий на алкогольную продукцию — как проверить разрешение

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: как рассчитать и как получить?

Представим ситуацию: вы купили новый автомобиль в автосалоне, эксплуатировали его какое-то время и в один из «счастливых» дней попали в аварию. Знайте с этого момента ваш автомобиль потерял в цене.

Утрата товарной цены автомобиля(УТС) — это снижение его стоимости из-за ремонта, который был вызван аварией.

Автомобиль не побывавший в аварии ценится на вторичном рынке выше, чем такой же, но побывавший в аварии, по таким причинам:

  • Деформации кузова, потеря жёсткости.
  • Повреждение лакокрасочного покрытия, крайне трудно восстанавливающееся.
  • Повреждение подвески.
  • Применение при ремонте автозапчатей уже использовавшихся до этого.

Метод руководящего документа

Метод считается наиболее сложным. Для него потребуется наличие определенных математических навыков. Если в расчете допущены ошибки, официальные структуры его не примут. Для определения показателя применяется следующая формула:

Общая УТС = цена восстановления каркаса + цена починки съемных фрагментов + стоимость окрашивания + цена замены частей, нарушающих геометрию

Каждое значение показателя определяется в отдельности. Для этого применяется следующая формула:

Цена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу

Получившееся значение перемножают на количество элементов, нуждающихся в ремонте. Допустим, после расчёта получились следующие данные:

  1. Цена восстановления каркаса — 10000 руб.
  2. Цена починки съемных элементов — 5000 руб.
  3. Цена окрашивания — 5000 руб.
  4. Цена замены частей, нарушающих геометрию — 20000 руб.

Тогда общая УТС авто = 10000 + 5000 + 5000 + 20000 = 40000 руб.

Как рассчитать УТС (утерю товарной стоимости) по ОСАГО и КАСКО по автоэкспертизе

Изменены значения коэффициентов КБМ, отвечающего за безаварийность.
Минимальное значение снизилось с 0.5 до 0.46.
Максимальное значение увеличено с 2.45 до 3.92.
Для впервые севших за руль коэффициент повысился с 1 до 1.17
Актуальные значение смотрите в таблице КБМ.

  • гражданский паспорт заявителя;
  • свидетельство о госрегистрации автотранспортного средства;
  • протокол о ДТП;
  • водительское удостоверение на управление автотранспортом;
  • акт, который подтверждает величину УТС;
  • документ, который подтверждает оплату экспертных услуг;
  • заявление на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО;
  • полис ОСАГО.

Насколько правомочен отказ по п 8.3

МР2018 не оспаривает саму возможность получения УТС и в принципе не является нормативно-правовым или законодательным актом. О необходимости компенсации УТС говорится во многих решениях ВС РФ. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации под номером 2 от 2015 года «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС» говорится, что такая выплата должна осуществляться и на это имеется гарантия договора. В п. 37 ППВС РФ 58 от 26.12.17 также оговаривается необходимость возмещения УТС.

Но ни одно ППВС РФ не регламентирует методику оценки УТС. Если говорить об ОСАГО, то «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), используемая для целей ОСАГО не рассматривает расчёта УТС и для определения УТС используются другие методики.

Таким образом, на сегодняшний день именно методика Минюста используется для ОСАГО (а также для КАСКО и исков к частным лицам), т.к. она рекомендована для судебных экспертов.

Таким образом, на текущий момент оспорить отказ в возмещении УТС по п. 8.3 представляется затруднительным, ведь с высокой вероятностью суд будет опираться на МР2018. Возможно, положения МР2018 будут оспорены в ВС РФ, но пока этого не произошло.

Как составить заявление на УТС по ОСАГО в страховую компанию?

Заявление в страховую компанию составляется в обязательном порядке и регистрируется в канцелярии страховой фирмы в 2 экземплярах. Первый заверенный экземпляр отправляется на рассмотрение руководства компании, а второй передаётся заявителю.

Следует отметить, что порядок возмещения УТС в России ещё не разработан до конца, чем пользуются страховщики, отказывая в выплатах. Именно поэтому сразу же стоит составить исковое заявление, чтобы сотрудники страховой компании понимали серьёзность намерений водителя повреждённого авто.

Исковое заявление включает в себя следующие пункты:

  • наименование судебной инстанции;
  • данные ответчика — страховой компании;
  • данные истца, то есть клиента страховой организации;
  • данные виновника ДТП, считающегося третьим лицом;
  • цена иска;
  • размер государственного сбора;
  • описание ДТП;
  • характер повреждений машины.

Далее следует указать тот факт, что истец является клиентом страховой организации, что подтверждено текущим полисом ОСАГО. В документе важно ссылаться на статьи закона, подтверждающие право страхователя на получение возмещения по УТС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *