Новый ФСБУ 28/2023 “Инвентаризация”: что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый ФСБУ 28/2023 “Инвентаризация”: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для определения фактического наличия объектов ФСБУ 28/2023 предусматривает пути подсчета, взвешивания, обмера, осмотра объектов, а когда это невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация).

Периметр инвентаризации охватывает все имущество и обязательства, которыми организация располагает, а именно:

  • активы и обязательства, учитываемые в бухгалтерском учете непосредственно;

  • не учитываемые в составе активов, но подлежащие отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • имущество, не учтенное экономическим субъектом.

Все вместе эти объекты входят в состав объектов инвентаризации. Инвентаризация имущества, не признанного в бухгалтерском учете (или признание которого прекращено), обеспечивает уверенность инвентаризационной комиссии в том, что все располагаемые объекты, которые отвечают признакам активов, учтены в их составе.

Положениями стандарта раскрывается суть инвентаризации и ее цель, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем:

  • установления их действительного существования;

  • оценки их состояния;

  • обоснованности нахождения у экономического субъекта.

Результаты инвентаризации

Результаты инвентаризации Способ оценки Способ признания

Излишки объектов инвентаризации

Справедливая стоимость/Балансовая стоимость/Балансовая стоимость аналогичных активов

Относится на доходы экономического субъекта

Недостача активов, включая испорченные (поврежденные) активы

Балансовая стоимость активов

Относится на виновных и (или) иных лиц (при наличии оснований для ее возмещения, в том числе намерения экономического субъекта предъявить требование такого возмещения) или на расходы экономического субъекта (при отсутствии оснований для ее возмещения) с особенностями признания недостач активов, для которых экономическим субъектом установлены нормы естественной убыли (пункт 14 ФСБУ 28/2023)

Возможность получения экономических выгод от использования или продажи испорченных активов

Сумма обесценения активов определяется в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета

Стоимость активов корректируется на сумму их обесценения

Пересортица активов

Балансовая стоимость активов

Зачет допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Остающаяся после зачета разница отражается аналогично недостачам

Наличие оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета

Расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами/
расхождения в суммах дебиторской задолженности и обязательств – в суммах, вытекающих из документов, подтверждающих эти задолженности, обязательства и признаваемых правильными экономическим субъектом

Списываются (досписываются) или доначисляются в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
  5. Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
  5. Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Ошибки, при проведении инвентаризации

В ходе проведения инвентаризации объектов недвижимости могут быть допущены следующие нарушения:

  1. Ревизия не проводилась по месту нахождения объектов недвижимости и материально-ответственных лиц;
  2. Ревизия не была проведена до периода выбытия объектов недвижимости и во время проведения инвентаризации отсутствуют в компании;
  3. Итоги проведения переоценки недвижимого имущества не нашли отражения в инвентарных карточках и в хозяйственном учете;
  4. Сведения, указанные в инвентарных карточках не соответствуют информации, отраженной в хозяйственном учете;
  5. Инвентаризационные описи не содержат информации о технических характеристиках недвижимых объектов;
  6. Для объектов недвижимости, взятых в аренду, отсутствуют договоры аренды, акта приема-передачи;
  7. Отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию объекта недвижимости;
  8. При проведении инвентаризации выявлена недостоверная оценка объектов недвижимости.

Основное назначение инвентаризационной описи и чем она предусмотрена

Основным назначением является выявление имущества, фактически имеющегося в организации, сравнение его с данными бухучета, проверка полного указания в учете обязательств. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1988 № 88 утверждены формы инвентаризационных описей, однако они не являются обязательными, и организация может разработать собственные формы учетных документов. В последнем случае форма должна быть утверждена учетной политикой компании.

Наиболее распространенной формой является ИНВ-3 — инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей. Она применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (готовая продукция, производственные запасы и пр.) в местах хранения и на всех этапах движения их в организации.

В Приложении 3 к Приказу Министерства финансов от 30.03.2015 № 52н приведены регистры бухгалтерского учета. Рассматриваемая нами форма присутствует в этом перечне. Ее основное назначение — выявить расхождения по нефинансовым активам. Осуществляет это ответственное лицо путем сравнения данных бухгалтерского учета с фактическими результатами. По описи можно отследить:

  • оценочную стоимость нефинансового актива;
  • его целевую функцию;
  • его фактическое количество;
  • статус объекта;
  • соответствие условиям признания объекта активом.

По данным этого документа можно сделать вывод об организационно-технической готовности предприятия и об обесценивании активов (при наличии).

Инвентаризационная опись 0504087 образец заполнения 2021

› Добавились новые графы:

  1. 9 — целевая функция актива;
  2. 17 — количество объектов нефинансовых активов, не соответствующих условиям признания их объектами бухучета, 18 — их сумма.
  3. 10 — счет бухгалтерского учета;
  4. 8 — статус объекта учета;

Прядок указания информации в данных столбцах необходимо отразить в учетной политике и положении об инвентаризации учреждения.

Обновленный формат инвентаризационной описи полностью соответствует федеральным стандартам.

В описи подлежат заполнению следующие разделы:

  1. расписка;
  2. табличная часть.
  3. вводная часть;

В вводной части в обязательном порядке указывается место, где осуществлялась инвентаризация, реквизиты документа-основания проведения инвентарных процедур (приказ, распоряжение), их сроки, а также перечень ответственных лиц. После введения сведений в заголовок исполнителю необходимо заполнить расписку, в которой отмечается, что к началу проведения инвентаризационных процедур в бухгалтерию предоставлена вся необходимая документация, подтверждающая приход и расход нематериальных активов.

Важно помнить, что перед началом процедуры в учреждении не должно быть активов, не принятых к учету или не списанных в расход.

  • Вносится единица измерения.
  • Вводится наименование нефинансового актива.
  • Отмечается его инвентарный номер (для инвентарных объектов) или код (заводской номер или сведения о серии, партии).
  • В новых столбцах 17 и 18 записываются сведения о несоответствующих критериям признания активами объектах — их количество (17) и сумма (18). Суммарная величина определяется следующим образом:
  • В столбец 10 вносится номер счет бухучета, в 11 — количество, а в 12 — балансовая стоимость объекта.
  • В графах 5–7 определяется оценочная стоимость или цена инвентарного объекта, а также его количество.
  • В графах с 13 по 16 определяются количественные и денежные показатели отклонений — недостач и излишков.
  • Указывается номер фонда по порядку.
  • В новых графах 8 и 9 указываются статус объекта учета (состояние имущественного фонда на момент инвентарных процедур) и целевая функция (способы вовлечения его в финансово-хозяйственную деятельность учреждения).
  • В столбце 19 указываются примечания — данные, которые не подпадают под значение предыдущих ячеек таблицы.

Срок хранения инвентаризационной описи в бюджетном учреждении составляет не менее пяти лет.

Бухгалтерские проводки

Итоги инвентаризации в бухучёте оформляются на основании положений, зафиксированных «Законом о бухгалтерском учёте» (п.5. ст.8 и ст.12).

В статье 12 выделяются следующие категории счетов, в которых отражается разница между фактическим наличием МТЦ и указанным в бухгалтерских накладных данными:

  • излишек МТЦ приходуется, а их стоимость прибавляется к финансовым результатам предприятия;
  • недостача МТЦ, а также их порча вследствие естественных причин, считающихся естественной убылью, причисляются к издержкам производства;
  • недостача МТЦ и их порча, вызванная небрежным обращением или кражами, относится к покрытию за счёт виновных лиц. Если виновные не установлены (в том числе на основании решения суда), то все убытки списываются на финансовые результаты предприятия.

ФСБУ 25/2018: Как вести учет аренды компаниям в 2022 году

В статье авторы рассмотрят вопрос о применении Стандарта ФСБУ № 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2018 г. № 208н. с 2022 года, на что необходимо обратить внимание организациям, которые имеют в своих активах арендованное имущество, бухгалтерские счета на которых необходимо отразить арендованное имущество.

Приветствуем Вас дорогие коллеги.

Как вы уже знаете, с начала 2022 года достаточно много изменений которые коснулись бухгалтерского и налогового учета организаций различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей. Стандарт ФСБУ 25/2018 не исключение. Данный Стандарт приняли еще в 2018 году, но не все предприятия им пользовались. С 01.01.2022 года ФСБУ 25/2018 необходимо применять всем предприятиям (коммерческим и некоммерческим), которые заключили договоры, связанные с предоставлением имущества во временное пользование, исключение составляет бюджетные организации (п. 4 ФСБУ 25/2018), также исключение коснулось участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены, объектов концессионного соглашения (п. 3 ФСБУ 25/2018).

Обращений с вопросами по ФСБУ 25/2018 о его практическом применении очень много, и в основной своей сути сводится к одному, как же все-таки учитывать арендованное имущество. Скажем сразу данный Стандарт разрабатывался с учетом Гражданского кодекса и МСФО (IFRS) 16 «Аренда».

Хотелось бы отметить, что в ФСБУ 25/2018 речь идет о любой аренде. Стандартом введено новое понятие «объект учета аренды», установлены критерии для определения объекта учета аренды.

Существует два основных вида аренды, которые используют организации:

финансовая аренда, в простом понимании это лизинг (принятие в пользование имущества за определенную плату по условиям заключенного договора. После окончания договора имущество выкупается либо возвращается).

операционная аренда (субаренда). Это краткосрочная аренда, то есть здесь и сейчас. После окончания договора объект аренды остается в собственности арендодателя.

Для того чтобы определить какая аренда, необходимо опираться на определенные признаки. Согласно п. 25 ФСБУ 25/2018 для определения финансовой аренды следует опираться хотя бы на одно условие:

право собственности в будущем подразумевает переход от арендодателя к арендатору;

выкуп имущества происходит по цене ниже рыночной;

срок аренды аналогичен сроку полезного использования арендуемого имущества;

стоимость арендных платежей на дату заключения договора соизмерима с рыночной стоимостью предмета аренды;

предмет аренды используется только арендатором;

Читайте также:  Налог с продажи квартиры: кто и когда должен платить

арендатор может продлить срок действия договора аренды с арендной платой намного ниже рыночной;

экономические выгоды и риски переходят к арендатору, ограниченные правом собственности арендодателя на предмет аренды.

Согласно п. 26 ФСБУ 25/2018 для определения операционной аренды необходимо опираться также хотя бы на одно условие:

у арендованного имущества срок полезного использования значительно выше чем срок действия договора; — предметом аренды является имущество, которое по истечении времени не теряет своих потребительских свойств, полезных качеств, а также его назначение не изменяется;

в момент заключения договора аренды величина арендных платежей намного меньше рыночной стоимости арендуемого имущества;

экономические выгоды и риски, по арендованному имуществу несет арендодатель.

Самое важное для правильности учета арендуемого имущества определить к какой аренде относится имущество. Для простоты и наглядности сведем это все в таблицу, данной таблицей можно воспользоваться для самоконтроля:

Условие определения вида аренды

Финансовая

Операционная

Срок действия договора аренды

Срок аренды имущества аналогичен сроку его полезного использования

Срок аренды небольшой и меньше срока полезного использования арендуемого имущества

Общий размер арендной платы сопоставим со стоимостью объекта аренды

Величина арендных платежей невелика и существенно ниже рыночной стоимости арендуемого имущества

Переход права собственности на арендуемое имущество

Право собственности на объект аренды переходит к арендатору

Право собственности на арендуемое имущество остается за арендодателем

Несение финансовых рисков по договору и получение экономических выгод

Риски и экономические выгоды, обусловленные правом собственности арендодателя на предмет аренды, переходят к арендатору

Риски и экономические выгоды, обусловленные правом собственности на предмет аренды, несет арендодатель

Возможность арендатора выкупить объект аренды

Арендатор может выкупить арендуемое имущество по цене значительно ниже рыночной

Арендатор не имеет права выкупить имущество по цене ниже рыночной

Отметив необходимые позиции в таблице, будет легче определиться какая аренда.

Далее хотелось бы рассмотреть ведение бухгалтерского учета аренды у арендатора и арендодателя.

Аренда у арендатора:

Итак, арендатор признает объект аренды на дату предоставления предмета аренды в качестве права пользования активом (далее ППА) с одновременным признанием обязательства по аренде, если иное не установлено настоящим Стандартом. Организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов (незавершенных капитальных вложений, основных средств и других), с учетом особенностей, установленных настоящим Стандартом (п.10 ФСБУ 25/2018). ППА учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» с отдельным субсчетом или счет 01 «Основные средства».

Пунктом 13 ФСБУ 25/2018 установлено, что ППА признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость права пользования активом включает:

а) величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

б) арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты;

в) затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

г) величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

В Стандарте прописано, что арендатор, который применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может рассчитывать фактическую стоимость ППА исходя из п.п.»а» и «б» . При принятии такого решения затраты, указанные в п.п.»в» и «г», признаются расходами периода, в котором были понесены.
То есть, при упрощённом ведении бухгалтерского учета все затраты арендатор может признать текущими расходами.

Проанализировав указанные пункты в принятом Стандарте, можем сделать вывод, что для арендатора применяющему упрощенную систему ведения бухгалтерского учета ничего не меняется в 2022 году.

Некоторые, читая нашу статью начнут в результате вспоминать, а кто же может вести упрощенный бухгалтерский учет. Что бы Вам не копаться в уголках своей памяти напомним список предприятий, которые могут применять упрощенный бухгалтерский учет. В первую очередь это компании, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, а также микропредприятия. Отнесение к субъектам малого предпринимательства подтверждается в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Проверить свою компанию и распечатать можете на ресурсном сайте ИФНС в разделе «Сервисы и госуслуги».

Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав

Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.

С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.

С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.

Что такое БТИ и какие документы оно выдает

В своей деятельности бюро основывается на нормах законодательства, которые регулируют правила осуществления учета и инвентаризации объектом недвижимости.

Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность БТИ, является Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».

На основе правил данного постановления бюро осуществляет свои функции.

Ведение кадастрового учета и государственная регистрация собственности были переданы службе Росреестра.

Полномочия по осуществления кадастрового учёта, а также регистрации права собственности были переданы Росреестру.

Инструкция о технической инвентаризации БТИ 2019 года не принята, поэтому сотрудники учреждения основываются на положениях имеющихся должностных инструкций.

На любой объект недвижимости в обязательном порядке необходимо оформлять свою документацию. И для нежилых, и для жилых помещений таким документом является техпаспорт, где представлены все параметры конкретного объекта.

В случае, если сторона сделки, передающая право владения имуществом, уже имеет на руках актуальный технический паспорт на недвижимость, данный момент подтверждает, что со стороны закона к объекту нет никаких «нареканий», в том числе, со стороны Жилищного Кодекса.

И все же, срок действия техпаспорта ограничен — не более пяти лет. Соответственно именно на сроки изготовления документации стоит особенно обращать свое внимание.

БТИ работает и с юридическими лицами, и с обыкновенными гражданами.

Прием реализуется по таким ключевым проблемам, которые относятся:

Выполнение оценки определенного недвижимого имущества данная услуга может понадобиться в разнообразных ситуациях — во время раздела совместно нажитого имущества в случае расторжения брака или в ходе оформления залога для ипотеки.
Выполнение оформления технической документации без которой ни один владелец не имеет права проводить сделку для передачи права собственности;
Выполнения инвентаризационной деятельности иначе говоря, реализации проверки фактического технического состояния недвижимого имущества по факту выполненной перепланировки, поскольку такие работы могут сократить либо расширить площадь объекта. И это непосредственно воздействует на его итоговую цену;

Бюро не случайно носит соответствующее название! Прежде всего, организация предоставляет услуги юридическим особам, гражданам в сфере инвентаризационной оценки фактического технического состояния помещений нежилого и жилого характера, участков земли.

Читайте также:  Регистрация новорожденного: когда, как, где?

На основе выполненной оценки, работники БТИ оформляют различные справки, документы, без которых реализация сделок с недвижимостью считается невозможной.

При этом именно техпаспорт является основным документом на недвижимое имущество. Факт наличия действующего технического паспорта подтверждает то, что владелец объекта позаботился о юридической законности имущества.

Приказы Минфина России № 61н, 100н, 103н

Поговорим подробнее о том, как применять приказ Минфина России 61н от 15.04.2021.

    В этом приказе упомянуты только электронные документы и регистры учета и указаны сроки начала их применения:
  • c 01.01.2022 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
  • c 01.01.2023 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

В утвержденном перечне 17 электронных первичных документов (ОКУД 0510ХХХ) и 3 электронных регистра бухгалтерского учета (ОКУД 0509ХХХ).

    Документы:
  • Ведомость группового начисления доходов (0510431)
  • Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств (0510433)
  • Извещение о начислении доходов (уточнении начисления) (0510432)
  • Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование (0510434)
  • Акт об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (0510435)
  • Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам (0510436)
  • Решение о списании задолженности, невостребованной кредиторами, со счета (0510437)
  • Решение о проведении инвентаризации (0510439)
  • Решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (0510440)
  • Решение о признании объектов нефинансовых активов (0510441)
  • Решение об оценке стоимости имущества, отчуждаемого не в пользу организаций бюджетной сферы (0510442)
  • Решение о признании (восстановлении) сомнительной задолженности по доходам (0510445)
  • Решении о восстановлении кредиторской задолженности(0510446)
  • Изменение Решения о проведении инвентаризации (0510447)
  • Акт о результатах инвентаризации наличных денежных средств (0510836)
  • Ведомость начисления доходов бюджета (0510837)
  • Ведомость выпадающих доходов (0510838)
    Регистры:
  • Журнал операций по забалансовому счету (0509213)
  • Ведомость доходов физических лиц, облагаемых НДФЛ, страховыми взносами (0509095)
  • Карточка учета имущества в личном пользовании (0509097)

Видим, что в перечне документов и регистров не самые часто используемые формы.
В этом году вышел приказ Минфина № 100н, который дополнил приказ № 61н.

Применяется он
с 01.01.2023 года — для уполномоченных организаций в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий
с 01.01.2024 года — для всех остальных учреждений (или ранее этого срока в соответствии с учетной политикой учреждения).

    Добавлено использование еще шести электронных документов:
  • Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых (0510448)
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (0510450)
  • Требование-накладная (0510451)
  • Акт приемки товаров, работ, услуг (0510452)
  • Извещение о трансферте, передаваемом с условием (0510453)
  • Заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (0510521)
    И двух регистров:
  • Карточка капитальных вложений (0509211),
  • Карточка учета права пользования нефинансовым активом (0509214)

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Чтобы подготовиться, составьте план-график инвентаризации объектов учета. Он позволит определить объем работы и выявить потребность в трудовых ресурсах.

Возможные основания для дифференциации:

  • Документальная инвентаризация (например, патенты или земельные участки) или инвентаризация очная с пересчетом объектов (касса, материалы на складе, основные средства, имущество в аренде и пр.).
  • Сроки проведения. Например, инвентаризация основных средств — процесс трудозатратный, поэтому проводить ее лучше в ноябре или декабре. Кассу можно проверить за несколько часов и проинвентаризировать ее можно в последний рабочий день отчетного года или в первый рабочий день 2021 года, считая это событием после отчетной даты.

Если хотя бы один член комиссии отсутствует, результаты инвентаризации могут признать недействительными (абзц. 4 п. 2.3 указаний, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Поэтому необходимо следить, чтобы все члены комиссии присутствовали на проверке (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 № 09АП-14783/2018, 09АП-18865/2018 по делу № А40-168374/17). А как показывает практика, работники, ссылаясь на занятость по служебным делам, часто игнорируют необходимость присутствовать в комиссии.

Чтобы быстрее провести инвентаризацию:

  • сформируйте рабочие комиссии в большом количестве: несколько рабочих комиссий быстрее проведут инвентаризацию, чем одна постоянно действующая;
  • оптимизируйте численность комиссий: минимальный состав — три человека (председатель и два члена). Законодательство этот вопрос не регламентирует, поэтому учреждение решает самостоятельно, сколько человек будут входить в комиссию.

Задача годовой инвентаризации — подтвердить остатки на счетах учета в бухгалтерской отчетности.

Проанализируйте баланс (ф. 0503130 или ф. 0503730) и установите, какие счета и объекты учета есть в наличии у учреждения или могут быть потенциально, но работники не сообщили о произошедших фактах:

  • например, работник подал иск на учреждение, но не проинформировал об этом, а следовательно, бухгалтерия не отразила резерв в учете. Чтобы не допустить ошибки, направьте во все отделы учреждения служебную записку и сообщите, что в бухгалтерию нужно подать информацию о фактах хозяйственной жизни с подтверждающими документами. Пример такой записки вы можете скачать в этой статье.​

По мнению Федерального казначейства, инвентаризация позволяет сверить, как в учреждении соблюдают правила и условия хранения материальных ценностей и денежных средств, а также как ведут складское хозяйство, содержат и эксплуатируют машины, оборудование, другие активы учреждения. Это следует из Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, утвержденных Казначейством России 31.12.2019.

Во время инвентаризации комиссия проводит не только физический подсчет объектов и фиксирует их наличие или отсутствие, но и оценивает состояние всех активов. В Письме от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 Минфин сообщает следующее: чтобы выявить объекты основных средств, которые перестали соответствовать критериям актива, комиссия определяет:

  • статус объекта: в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т.д.;
  • целевую функцию: эксплуатируется, нужен ремонт или восстановление.

Чтобы отразить статус объектов и их целевую функцию, в инвентаризационных описях по нефинансовым активам (ф. 0504087) есть графы 8 и 9. В учетной политике учреждение может установить условные обозначения для этих граф. В конце статьи вы можете скачать фрагмент учетной политики с примером условных обозначений.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы документов к инвентаризации 437.9 КБ

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
  • при составлении годовой отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *