Учет и налогообложение благотворительной помощи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет и налогообложение благотворительной помощи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ) при условии ведения раздельного учета таких доходов (расходов). Разъяснения приведены в письме Минфина России от 25.03.2019 № 03-03-06/3/20078.

Гражданско-правовые отношения

Деятельность образовательных учреждений по привлечению пожертвований от физических и юридических лиц регулируется общими нормами гражданского законодательства, а также положениями федеральных законов от 11.08.1995 № 135-ФЗ и от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

В силу п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Делать пожертвования образовательным учреждениям разрешено, причем исключительно на добровольной основе и без принуждения (давления) со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, а также иных заинтересованных лиц (ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).

Обратите внимание: установление фиксированных сумм для пожертвований образовательному учреждению относится к формам принуждения (оказания давления) и является нарушением Федерального закона № 135-ФЗ (Письмо Минобрнауки РФ от 09.09.2015 № ВК-2227/08).

Добровольные пожертвования являются одним из источников формирования имущества образовательных организаций (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Для их принятия не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвование денежных средств бюджетному учреждению

Нередки случаи, когда благотворители жертвуют бюджетным учреждениям денежные средства для приобретения оргтехники, дорогостоящих лекарств, модернизации оборудования или помещений организации.

Деньги жертвователь может отдать:

  • денежными купюрами в бухгалтерию учреждения. Для такой передачи необходимо составить в письменной форме договор пожертвования;
  • путем перечисления на лицевой счет бюджетного учреждения в банке. У каждой организации имеется счет для получения пожертвований от граждан и юридических лиц. Номер счета можно узнать у администрации учреждения, на официальном сайте. Для такой операции нет необходимости заключать письменный договор пожертвования, все данные благотворителя (при желании можно указать на анонимность), целевое назначение денег будут указаны в приходном ордере.

Как вести раздельный учет, расходовать пожертвования и вести отчетность

В свою очередь, доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) или доходы от безвозмездно полученных иных активов, предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений, согласно п. 40 Стандарта «Доходы».

Благотворительная деятельность должна соответствовать целям, перечисленным в ст. 2 закона 135-ФЗ. Законом обеспечивается беспрепятственное ведение благотворительных операций по свободному выбору благотворителя. Физлица или юрлица также могут создавать благотворительные организации, одним из видов которых является благотворительный фонд.

Также если доля расходов на необлагаемые операции превысит 5% в общей сумме расходов (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ), возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций и сумм «входящего» НДС (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ).

Особенностью учета в благотворительных фондах является то, что для отражения некоммерческой благотворительной деятельности не используются счета финансовых результатов, а в ход идет счет 86 «Целевое финансирование».

Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы на него не учитываются при налогообложении прибыли.

Вопрос, относить ли благотворительную передачу к операциям дарения, до конца не отрегулирован. Например, ФАС МО своим постановлением по д. №А40-42066/12-11-389 от 06/12/12 г. утверждает, что к благотворительности применимы нормы ГК РФ.

Справедливости ради отмечу, что нормами гл. 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. В соответствии с нормами гражданского законодательства пожертвование является односторонней сделкой и не требует чьего-либо согласия на его принятие (п. 2 ст. 582 ГК РФ).

Вопрос, относить ли благотворительную передачу к операциям дарения, до конца не отрегулирован. Например, ФАС МО своим постановлением по д. №А40-42066/12-11-389 от 06/12/12 г. утверждает, что к благотворительности применимы нормы ГК РФ.

В то же время освобождение от НДС неприменимо, если речь идет о передаче подакцизных товаров (например, передаются дезинфицирующие средства).

Наиболее часто встречающейся ошибкой в оформлении дополнительного финансирования от юридических и физических лиц является указание в документах формулировок «спонсорский взнос», «спонсорская помощь» и им подобных. Судебно-арбитражная практика показывает, что слово «спонсор» часто употребляется в значении «рекламодатель».

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Пожертвования учреждению спорта

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что для целей исчисления налога на прибыль организаций поступившие пожертвования вправе не учитывать только некоммерческие организации при условии, что такие пожертвования получены и использованы на общеполезные цели, совпадающие с уставными целями некоммерческой организации (письма Минфина РФ от 30.10.2022 № 03-03-06/3/77988, от 12.10.2022 № 03-03-06/3/73409).

Кроме того, согласно указанному пункту налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках целевых поступлений (то есть пожертвования), по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации (в составе налоговой декларации заполняется лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» (далее – отчет)). Суммы пожертвования указываются в отчете под кодом 140. При этом пожертвованные основные средства, нематериальные активы и другое имущество отражаются в отчете по рыночной стоимости.

Бюджетное учреждение оказывает пожертвование какие проводки

Как следует из разъяснений чиновников, приведенных в Письме Минфина России от 29.10.2022 N 03-03-06/4/46052, пожертвования, в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», могут осуществляться в том числе в форме безвозмездного выполнения работ и предоставления услуг благотворителями — юридическими лицами. Поэтому доходы в виде результатов выполненных работ, безвозмездно полученных учреждением, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Поскольку стоимость имущества, полученного в качестве пожертвования и используемого по целевому назначению, не учитывается в составе доходов в целях налогообложения прибыли (пп.

  • Д08 – К76 – в качестве добровольного пожертвования было получено основное средство;
  • Д01 – К08 – пожертвованное некоммерческой структуре основное средство начало эксплуатироваться;
  • Д76 – К86 – было фактически использовано целевое финансирование.

Оформление и учет поступления благотворительной помощи бюджетному учреждению

Одним из способов поступления ТМЦ в бюджетное учреждение является безвозмездное получение от юрлиц, выступающих в роли жертвователей или благотворителей.

Мы рассказываем, как лучше оформить эту операцию юридически. Рассмотрим, как отразить безвозмездное получение в бухучете и какими положениями НК РФ нужно воспользоваться, чтобы не платить налоги. В соответствии со ст.26 закона 7-ФЗ, одним из источников формирования имущества некоммерческой организации могут являться добровольные безвозмездные имущественные взносы.

Для того, чтобы оформить благотворительную помощь бюджетному учреждению, лучше всего заключить договор пожертвования (ст.582 ГК РФ). Это частный случай дарения. Пожертвование – это дарение в общеполезных целях.

В кодексе указан перечень организаций, которые могут принимать пожертвования:

  • воспитательные;
  • медицинские;
  • образовательные;
  • социального обслуживания;
  • научные;
  • фонды;
  • музеи;
  • прочие.

Одной из форм пожертвований является благотворительность, но такого понятия в ГК РФ нет, она регулируется законом 135-ФЗ. Договор благотворительной помощи могут заключить только благотворительные организации, в 135-ФЗ определены цели, для которых такая помощь предоставляется. Жертвователями могут быть любые юрлица, на принятие пожертвования не нужно получать разрешение.

В договоре между юрлицами может быть оговорено (не обязательно) назначение использования полученного имущества. В этом случае учет всех операций с таким имуществом бюджетным учреждением должен вестись обособленно. Изменить назначение может жертвователь, если он ликвидирован, то нужно обращаться в суд.

Все положения о том, как оформить благотворительную помощь бюджетному учреждению, нужно прописать в Учетной политике. В соответствии с Инструкцией 157н, принятие объектов нефинансовых активов производится по решению постоянно действующей комиссии и оформляется актом.

В приказе 52н в приложении №5 говорится, что учреждение вправе применять акт по форме 0504101 при безвозмездной передаче ОС.

Удобно использовать для приема материальных ценностей (ОС и МЗ) приходный ордер по форме 0504207. Если бюджетное учреждение решит использовать эти бланки для приема пожертвований, в Учетной политике нужно будет подробно расписать заполнение всех граф. При поступлении благотворительная помощь бюджетному учреждению отражается в бухучете следующими проводками:

  • дебет 2 101 хх 000, кредит 2 401 10 189 – при поступлении ОС;
  • дебет 2 105 хх 000, кредит 2 401 10 189 – при поступлении МЗ.

Применяется КОСГУ 189 – расчеты по иным доходам.

Если спонсоры внесли деньги в кассу, то расчеты выполняются с использованием счета 205 89:

  • дебет 2 201 34 000, кредит 2 205 89 000 – внесены деньги в кассу;
  • дебет 2 205 89 000, кредит 2 401 10 189 – начислены доходы;
  • дебет 2 210 03 000, кредит 2 201 34 000 – отправлены деньги на расчетный счет;
  • дебет 2 201 11 000, кредит 2 210 03 000 – зачислены деньги на расчетный счет.

Подробнее о том, какие документы оформить при поступлении безвозмездных пожертвований, как их использовать и отражать в учете, смотрите в Благотворительная помощь бюджетному учреждению налогом на прибыль не облагается.

Несмотря на то, что безвозмездные поступления, согласно ст.

250 НК РФ, включаются в состав внереализационных доходов, пожертвования освобождаются от налога (п.2 ст.251 НК РФ). Благотворительная помощь бюджетному учреждению в 2023 году не подлежит налогообложению НДС. Согласно п.3 ст.39 НК РФ передача МЗ, ОС и прочего имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности не признается реализацией.

Благотворительность: учет и налогообложение

Также запрещено проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию или разъяснительную работу по вопросам референдума.

В благотворительной деятельности принимают участие отдельные граждане или организации, которые оказывают благотворительную помощь, а также получатели этой помощи.

Законодательство делит участников благотворительной деятельности на три категории: благотворители, добровольцы, благополучатели. Благотворители — это лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме

«бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, предоставления услуг благотворительным организациям для целей благотворительной деятельности»

. Добровольцы — «физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)

Правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи

Правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи

Вопрос:
Каков правовой статус доходов бюджетного учреждения в виде спонсорской помощи, относятся ли указанные доходы к средствам бюджетного финансирования (дополнительного бюджетного финансирования)?

Ответ:
В настоящее время в структуре доходов бюджетных учреждений принято выделять средства основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования.
Действующее бюджетное законодательство РФ не оперирует таким понятием, как дополнительное бюджетное финансирование. Его появление в правоприменительной практике и научно-практической литературе во многом связано с нормой, закрепленной пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. Именно включение доходов от предпринимательской деятельности бюджетного учреждения и от иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме в состав неналоговых доходов соответствующего бюджета позволяет квалифицировать получаемые бюджетным учреждением по данным основаниям денежные средства в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования.
Подобный подход к правовому режиму доходов бюджетных учреждений от самостоятельной приносящей доход деятельности был продиктован потребностью государства в более жестком контроле за получаемыми бюджетными учреждениями от самостоятельной приносящей доход деятельности денежными средствами, направлениями их расходования и, в конечном итоге, за деятельностью бюджетных учреждений в целом. Указанные денежные средства в силу прямого указания пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса РФ подлежат обязательному отражению в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, утверждаемой в соответствии с пунктом 4 статьи 158 и пунктом 5 статьи 159 Бюджетного кодекса РФ соответственно главным распорядителем либо распорядителем бюджетных средств. В силу пункта 4 статьи 254 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетного учреждения от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности подлежат обязательному отражению на лицевом счете бюджетного учреждения и подлежат расходованию в пределах их остатка по данному лицевому счету (пункт 15 Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина РФ от 21 июня 2001 года N 46н). При этом данные средства расходуются в соответствии с назначениями смет доходов и расходов по внебюджетным средствам.
Однако при всем сказанном сохраняются существенные различия в принципах осуществления основного (за счет средств, выделяемых непосредственно из бюджета) и дополнительного (за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) финансирования. Несмотря на ограничение прав бюджетного учреждения по распоряжению доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности рамками сметных назначений, действующее бюджетное законодательство РФ не позволяет сделать вывод о полном переводе внебюджетных средств учреждения в режим бюджетных. Рассматривая указанные средства в качестве источника дополнительного финансирования, законодатель не может не учитывать принципов самостоятельности распоряжения ими учреждением, установленных в том числе и гражданским законодательством РФ (статья 298 Гражданского кодекса РФ).
Учет деятельности, связанной с получением доходов от самостоятельной приносящей доход деятельности учреждения и их расходованием, выделен из основного баланса учреждения и включен в отдельный баланс по внебюджетным источникам финансирования. В силу прямого указания статьи 254 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться указанными средствами в пределах их остатка на лицевом счете (хотя и в соответствии с направлениями, указанными в смете по внебюджетным источникам финансирования). Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов по внебюджетным источникам финансирования, остается в распоряжении бюджетного учреждения; суммы данного превышения направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений.
Таким образом, декларирование в статье 42 Бюджетного кодекса РФ принадлежности всех доходов бюджетных учреждений от самостоятельной приносящей доход деятельности к доходам соответствующего бюджета преследует цель не объединения правовых режимов двух источников покрытия расходов бюджетного учреждения, а усиления контроля государства за деятельностью бюджетного учреждения, целевым расходованием указанных средств.
Анализ норм действующего в настоящее время законодательства РФ позволяет сделать вывод о том, что в структуре доходов бюджетных учреждений можно условно выделить два их вида, различающихся между собой по своему правовому режиму. Истоки такой дифференциации можно проследить уже в Гражданском кодексе РФ. Так, из статей 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ следует, что, хотя учреждения и осуществляют свою деятельность за счет денежных средств, выделяемых собственником, уставом учреждения может быть предусмотрена возможность осуществления самостоятельной деятельности, приносящей доход. При этом учреждение вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться полученными от такой деятельности доходами, расходуя их на цели, соответствующие целям создания данной организации, предусмотренным ее уставом.

Читайте также:  Как получить пособие по безработице

По нормам ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, должны быть учтены в стоимости и не подлежат вычету. При этом бухгалтерский учет НДС требует, чтобы, если товар изначально был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету НДС следует восстановить (абз. 1 пп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок.

Таким образом, если имущество, по которому ранее «входной» НДС был принят к вычету, передается на благотворительность, налог необходимо восстановить в том налоговом периоде, в котором произошла операция в рамках благотворительной деятельности. В соответствии с порядком, предусмотренным абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановленный налог не включается в стоимость передаваемого имущества, а учитывается в составе прочих расходов налогоплательщика, как это предусмотрено ст. 264 НК РФ.

Заполнение декларации

И юридические, и физические лица, рассчитывающие получить налоговые льготы при благотворительной деятельности, обязаны подавать в органы ФНС соответствующую налоговую декларацию.

Для организаций возможность отражения расходов на благотворительность реализована в декларации по НДС. Операции, освобожденные от налогообложения, необходимо указывать в ней в 7 разделе. Передача товаров или оказание услуг на безвозмездной основе, как осуществление благотворительности, отражается кодом 1010288. Данный код нужно проставить в первой графе в строке 010.

Физические лица в целях получения налогового вычета должны обратиться в налоговую инспекцию с заполненной декларацией по форме 3-НДФЛ за год, в котором осуществлялась помощь.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Бланк формы 3-НДФЛ
  • Договор благотворительного пожертвования

Пожертвование бюджетному учреждению

Согласно ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 №7 — ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Как оформить пожертвование в бюджетном учреждении Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Бухгалтерская отчетность предоставляется учредителям, в налоговые органы, в органы госстатистики, а также ежегодно (для выполняющих функции иностранного агента — раз в полгода) публикуется в интернете или СМИ. Отчетность благотворительного фонда Учет благотворительной помощи в бухгалтерских проводках и составление отчетности в благотворительных фондах организуется на основании закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Состав бухотчетности для благотворительного фонда (п.
2 ст. 14 закона 402-ФЗ):

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о целевом использовании средств,
  • приложения к ним.

Закон 402-ФЗ дает НКО послабление в виде права применять упрощенные способы ведения бухучета и отчетности (подп. 2 п. 4 ст. 6), при этом нельзя забывать об исключениях, данных в п. 5 ст. 6, под которые может попасть организация.
Как отразить оказание благотворительной помощи в проводках? Как отразить в бухгалтерском учете благотворительную помощь? Расходы на благотворительность в обычной коммерческой организации являются прочими. Кроме того, они не учитываются при налогообложении прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ), поэтому в бухучете возникает ПНО. Бухгалтер должен сделать такие проводки:

  • Дт 91.1 Кт 76 — показаны расходы на благотворительность;
  • Дт 76 Кт 51 — перечислены деньги на благотворительность;
  • Дт 99 Кт 68 субсчет «Налог на прибыль» — показано ПНО.

В следующем примере рассмотрим ситуацию по передаче в рамках благотворительности основного средства. Пример ООО «Первоцвет» в марте 2017 года приобрело копировальный аппарат стоимостью 75 000 руб., включая НДС 11 441 руб. В июне аппарат был передан благотворительному фонду для реализации определенной программы.

НДФЛ и благотворительность – особый случай, который стоит рассмотреть подробнее. НК РФ, ст. 217-8.2, указывает, что принятая благотворительная помощь не подлежит обложению налогом на доходы, однако, с одним уточнением: она должна быть получена через благотворительную организацию (наиболее часто речь идет о благотворительном фонде — БФ).

Помощь, полученная от организации, не поименованной в ФЗ-135 (ст. 6-1), НДФЛ облагается. Налог придется исчислить и удержать.

На заметку. Гражданин, оказывающий благотворительную помощь, может обратиться в налоговую за получением вычета (НК РФ, ст. 219-2), поскольку такая помощь освобождена от обложения налогом на доходы (там же, п. 1).Вычет предоставляется только в отношении взносов, осуществляемых через специализированную организацию. Вычет предоставляется в объеме не более четвертой части от всех доходов, подлежащих налогообложению за год.

Благотворительность: учет и налогообложение

Благотворительная помощь — это вид финансовой и нефинансовой поддержки организаций и фондов, бюджетных учреждений (например, школ и музеев), спортивных и социально-ориентированных некоммерческих организаций, а также отдельных граждан. Государство поощряет такую деятельность, в частности, предлагая льготное налогообложение. В нашем обзоре мы расскажем подробно о том, какие существуют налоговые льготы и способы бухучета операций, связанных с безвозмездным перечислением средств. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ

1. Понятие благотворительной деятельности

2. На какие цели направлена благотворительная деятельность

3. Кто участвует в благотворительной деятельности

4. Налог на прибыль

5. Льготы по НДС

6. Отказ от льготы по НДС

7. «Входной» НДС

8. Бухгалтерский учет благотворительной помощи

9. Заполняем налоговую декларацию

10. Благотворительная деятельность физических лиц и НДФЛ

11. Кому помогать

12. В какой форме оказывать помощь

13. Как рассчитать сумму вычета и подлежащий возврату налог

14. Как перечислить деньги на благотворительные цели

15. Благотворительность юридических лиц в адрес фондов

16. Куда обращаться, и какие документы необходимы для получения вычета

Читайте также:  Выплаты на 4 ребенка от государства – кому положены и какая сумма выплат

Многие юридические лица в определенный период своего развития приходят к благотворительности. Но если у граждан этот вид деятельности не требует определенного оформления, то к организациям закон более строг. Любая деятельность должна быть отражена в бухгалтерском и налоговом учете.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется , , Федеральным законом от 11.08.1995г. №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Благотворительная и спонсорская помощь. Когда применять льготу?

Передача товаров в рамках благотворительной помощи не облагается НДС. Однако если ваша компания решит использовать эту льготу, будьте осторожны: ее применение обставлено целым рядом условий. Кроме того, как показывает практика аудиторских проверок, руководители компаний часто не видят разницы между благотворительностью и спонсорством. Следствием этого являются, как правило, существенные доначисления НДС, а также пени и штрафы. Минимизировать фискальные риски в подобной ситуации вам поможет наша статья.

Что относится к благотворительной помощи

Понятие благотворительной деятельности приведено в статье 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ). Это «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».

Но далеко не всякая безвозмездная передача имущества рассматривается как благотворительность. Чтобы помощь была признана благотворительной, она должна осуществляться в целях, предусмотренных статьей 2 Закона № 135-ФЗ, например:

– социальная поддержка и защита граждан;

– содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

– содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

– содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

– содействия защите материнства, детства и отцовства.

Помощь, оказываемая в иных целях, благотворительной деятельностью не признается. А раз так, имущество (работы, услуги), переданное безвозмездно в иных целях, чем это указано в статье 2 Закона № 135-ФЗ, облагается НДС.

Причем безвозмездная передача денег и имущества коммерческим фирмам благотворительной деятельностью не является. Об этом прямо сказано в пункте 2 статьи 2 Закона № 135-ФЗ. Поэтому, даже если в договоре между компанией-дарителем и получателем имущества (коммерческой фирмой) будет указано, что вещи или деньги передаются в рамках благотворительной деятельности, такая передача не будет считаться благотворительной помощью. Следовательно – должна облагаться НДС.

Аналогичную точку зрения не раз высказывали в своих разъяснениях и налоговики (см., например, письмо МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15).

Спонсор спонсору рознь!

Может ли спонсорская помощь считаться благотворительной и соответственно льготироваться?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно операции осуществляет компания в рамках спонсорской помощи.

Определение спонсора приведено в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Так, «спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности». Кроме того, в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ дано определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Таким образом, на практике возможны два основных случая:

– договор со спонсором предполагает распространение информации о нем;

– договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает.

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. При этом договор может предусматривать распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и рекламы его товаров, работ и услуг, например, путем размещения логотипа спонсора.

В этом случае передача имущества в рамках спонсорской помощи под действие льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, не подпадает. Следовательно, компания-спонсор, передавая имущество безвозмездно, должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной, но только в той части, в которой спонсируемые мероприятия отвечают целям, предусмотренным Законом № 135-ФЗ.

В этом случае применение льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ, правомерно. Значит, в подобной ситуации при передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи НДС начислять не нужно.

Пример

В I квартале 2008 года ЗАО «Продукт-сервис» осуществило несколько операций, связанных с безвозмездной передачей имущества.

Операция 1

ЗАО «Продукт-сервис» безвозмездно передало дому инвалидов одежду на общую сумму 100 000 руб. Никаких встречных обязательств перед ЗАО «Продукт-сервис» у дома инвалидов нет.

Передача одежды дому инвалидов под определение спонсорства не подпадает (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Однако такая передача признается благотворительной помощью (ст. 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества дому инвалидов ЗАО «Продукт-сервис» может воспользоваться льготой.

Операция 2

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского конкурса детского рисунка и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб. Согласно спонсорскому договору, предоставление информации о спонсоре не предусмотрено.

Передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» представляет собой спонсорскую помощь. Одновременно эта помощь является благотворительной, поскольку она безвозмездна и оказана с целью поддержки семьи и детства (такая помощь предусмотрена статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации ЗАО «Продукт-сервис» в данном случае может воспользоваться льготой.

Операция 3

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором всероссийского детского спортивного конкурса и передало организатору конкурса – некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 200 000 руб.

Согласно спонсорскому договору, спонсируемая некоммерческая благотворительная ассоциация оказала ЗАО «Продукт-сервис» рекламные услуги, поместив информацию о спонсоре на стендах при награждении победителей конкурса.

В данном случае передача имущества некоммерческой благотворительной ассоциации «Детство России» также представляет собой спонсорскую помощь. Однако эта помощь не может быть признана благотворительной, поскольку не является безвозмездной (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества некоммерческой благотворительной ассоциации воспользоваться льготой ЗАО «Продукт-сервис» не сможет, и со стоимости переданного имущества ему придется заплатить НДС.

Операция 4

ЗАО «Продукт-сервис» выступило спонсором конкурса «Товар года – 2008» и передало организатору конкурса – ЗАО «Технологии рекламы» ценные подарки для награждения победителей на общую сумму 500 000 руб. Согласно спонсорскому договору, спонсируемая фирма – ЗАО «Технологии рекламы» оказала ЗАО «Продукт-сервис» рекламные услуги, поместив информацию о спонсоре на стендах при награждении победителей конкурса.

В данном случае передача имущества ЗАО «Технологии рекламы» также представляет собой спонсорскую помощь. Однако эта помощь не может быть признана благотворительной, поскольку оказана коммерческой фирме на возмездной основе (ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ). Следовательно, при передаче имущества ЗАО «Технологии рекламы» воспользоваться льготой ЗАО «Продукт-сервис» не сможет, и со стоимости переданного имущества придется заплатить НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *