Обзор ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: новые понятия и ключевые особенности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: новые понятия и ключевые особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.

Как начать применять ФСБУ 6\2020?

Новый стандарт вносит множество изменений в учет основных средств. Возникает закономерный вопрос – как перейти на ФСБУ 6\2020? Здесь возможны два варианта.

  1. Ретроспективный. Это достаточно сложный путь, предполагающий корректировку всех имеющихся сведений об основных средствах за прошедшие годы.
  2. Упрощенный. При выборе этого варианта на конец года, предшествующего году начала применения нового стандарта, производится корректировка балансовой стоимости основных средств в соответствии с правилами ФСБУ 6\2020. Получившуюся разницу относят на статью «Нераспределённая прибыль (убыток)».

Балансовая стоимость активов, которые по старым правилам относились к категории «Основные средства», а по новым таковыми не являются, списывается общей суммой на нераспределённую прибыль.

Для малых предприятий, практикующих упрощенный учет, действует свой порядок перехода – так называемый перспективный вариант. «Упрощенцы» начинают применять новый стандарт:

  • только касательно фактов хозяйственной жизни, свершившихся уже после даты начала применения ФСБУ 6\2020;
  • не корректируя ранее сформированные бухгалтерские сведения;
  • не пересчитывая сравнительные параметры отчетности прошедших лет.

Как применять ПБУ 6/01 для малоценных ОС в 2021 году

Но что делать организациям, которые в 2021 году еще не перешли на применение ФСБУ 6/2020? Как применять ПБУ 6/01 и при этом учитывать малоценные основные средства?

Полагаем, для ответа на вопрос об учете в 2021 году малоценных ОС можно воспользоваться рекомендацией Бухгалтерского методологического центра (БМЦ) № Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 29.05.2019).

В иллюстративном Примере 1 Рекомендации № Р-100/2019-КпР предлагается следующий порядок учета основных средств:

Так, например, руководство завода может решить, что все затраты на приобретение офисной техники и компьютеров для бухгалтерии в пределах определенной суммы в год не являются существенными для бухгалтерской отчетности и могут быть списаны на расходы (даже если отдельный копировальный аппарат стоит 150 тыс. руб.).

А согласно рекомендации БМЦ № Р-122/2020-КпР «Специальные средства производства» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 11.12.2020), понятие существенности, приведенное в пункте 7.4 ПБУ 1/2008, может быть применено ко всем малоценным объектам, независимо от срока их использования. Исходя из требования рациональности организация может принять решение с 01.01.2021 относить на расходы по обычной деятельности в момент, когда были осуществлены затраты на приобретение, создание, улучшение специальных средств производства, стоимость которых по отдельности и в совокупности однородной группы является несущественной, независимо от их срока использования.

В то же время активы, удовлетворяющие критериям ОС, со сроком использования более 12 месяцев и стоимостью в пределах лимита, установленного организацией (но не более 40 000 рублей), могут отражаться в бухгалтерском учете в составе МПЗ, как и ранее, т. е. до вступления в действие ФСБУ 5/2019. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 02.03.2021 № 07-01-09/14384.

Какие основные средства с 2021 года считаютмя особоценными

К предприятиям с уровнем воздействия ниже минимального можно отнести небольшие организации (швейные мастерские, парикмахерские, фотоателье, минипекарни и др.), которые созданы субъектами малого и среднего предпринимательства, индивидуальными предпринимателями. Такие хозяйствующие субъекты менее защищены, чем их старшие братья — крупные предприятия, имеющие в штате экологов и юристов, которые способны, во-первых, отследить изменения природоохранного законодательства и своевременно на них отреагировать, а во-вторых, в случае необходимости отстоять права предприятия в соответствующих инстанциях.

Всего этого лишен малый и средний бизнес, в первую очередь из-за финансовых трудностей, поэтому исполнение такими предприятиями непонятных, постоянно меняющихся и уточняющихся природоохранных требований проблематично, и как бы они ни старались быть законопослушными природопользователями, вряд ли это у них получится.

Административная ответственность за неисполнение требований в области охраны окружающей среды сурова, и если даже после снятия карантинных мер таким предприятиям удастся выжить, то не исключена вероятность, что они могут быть «добиты» штрафными санкциями.

Обратите внимание: несмотря на то что до 31.12.2020 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства[4], плановые проверки не проводятся[5], внеплановые проверки никто не отменял.

Природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[6]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Категория НВОС, указанная в свидетельстве о постановке на учет, определяет объем необходимых природоохранных требований для конкретного объекта.

Для субъектов хозяйственной деятельности, не относящихся ни к одной из предложенных категорий, законодательно не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.

Такие же вопросы возникают и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходит из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.

Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относят к объектам III категории, что влечет за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах.

Однако разработка такой документации объектами, оказывающими НВОС меньше минимального уровня, не только не подкреплена нормами законодательства, но и вызывает недоумение с точки зрения охраны окружающей среды: будет больше потрачено бумаги на составление документации и отчетности, чем представлено информации в реальных цифрах!

В связи с этим новые Критерии многие ждут с огромным нетерпением.

  • Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
  • Административный регламент по государственному учету объектов НВОС: лучше поздно, чем никогда

Критерии для отнесения объекта к ОС по новому проекту отличаются от таковых в ПБУ 6/01. Условия следующие:

  • объект имеет материально-вещественную форму;
  • нужен для применения в обычной деятельности при продаже продукции, товаров, работ, при разработке или производстве, для управленческих целей, уставных целей;
  • предназначен для применения организацией свыше 12 месяцев или стандартного операционного цикла более 12 месяцев;
  • будет приносить компании доходы в дальнейшем (для НКО — приведет к достижению поставленной цели).
Читайте также:  Объяснительная записка об отсутствии на рабочем месте: образцы

Таким образом, условия о том, что объект не планируется перепродавать, уже нет. Вместо этого указан признак в виде материально-вещественной формы, внесены критерии для НКО.

Под стандарт не будут подпадать незавершенные капвложения и долгосрочные активы к продаже.

При утверждении СПИ будут брать во внимание ожидаемое моральное устаревание и планы по замене средства, реконструкции, модернизации, техперевооружению, плюсом к тому, что есть сейчас. Положения для определения компаниями СПИ будут еще уточнены.

Переоценка основных средств

Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств. Организация вправе принять решение о проведении переоценки не чаще одного раза в год (по состоянию на конец отчетного года).

Переоценка проводится пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств.

Следует помнить, что выбрав вариант оценки по переоцененной стоимости, Организация обязана проводить переоценку основных средств постоянно. Периодичность ее проведения для различных групп основных средств, за исключением инвестиционной недвижимости, необходимо закрепить в Учетной политике Организации.

Переоцененная стоимость должна быть максимально приближена к справедливой. Понятие справедливой стоимости наиболее полно раскрыто в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». В целом, это стоимость, по которой бы провели обычную сделку участники рынка с целью продажи данного основного средства на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Порядок отражения переоценки основных средств по ФСБУ 6/2020 в учете аналогичен тому, что действовал ранее. Напомним, что переоценивать можно как первоначальную стоимость, так и балансовую. Во втором случае записи по увеличению и уменьшению накопленной амортизации будут отсутствовать.

Что такое основные средства?

ФСБУ 6/2020 «Основные средства» утвержден Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Применять его должны как о коммерческие, так и некоммерческие предприятиях. При этом размер юрлица значения не имеет. Представители малого бизнеса вправе не следовать лишь отдельным положениям документа, но в целом должны вести учет основных средств в соответствии с ФСБУ 6\2020. Сравнение стандарта с действующим ранее ПБУ 6\01 показывает, что новый акт в большей степени соответствует МСФО (IAS) 16, чем предшественник. В него было внесено множество корректировок, призванных приблизить учет основных средств в РФ к международным шаблонам.

ФСБУ 6/2020 несколько видоизменяет само понятие «Основное средство». Теперь к этому имуществу относятся активы, которые удовлетворяют следующим условиям:

  1. Наличие материально-вещественной формы. Ранее этот критерий не был прописан в стандарте, хотя и подразумевался на практике.
  2. Предназначенность для использования в обычной деятельности компании: производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, реализации товаров, сдачи каких-либо объектов во временное пользование за плату, осуществление управленческих функций. В новом стандарте к этому перечню добавлены природоохранные мероприятия.
  3. Продолжительный предполагаемый срок эксплуатации. Речь идет минимум о 12 месяцах. Если операционный цикл юрлица превышает год, то за лимит принимается длительность этого оборота.
  4. Определённые цели использования актива:
  • для коммерческих юрлиц – получение экономических выгод;
  • для некоммерческих объединений – выполнение задач, ради которых и создавалось общество (обычно они закреплены в уставе таких организаций).

В соответствии с п. 5 ФСБУ 6\2020 хозяйствующий субъект вправе установить стоимостной лимит в качестве критерия для отнесения того или иного имущества к категории «Основные средства». Все, что стоит меньше этой величины, будет считаться «малоценкой». А на такие активы действие нового стандарта уже не распространяется.

Стоимостной лимит допустимо устанавливать не только в фиксированной сумме, но и в процентах от общей стоимости основных средств компании. Например, юрлицо может закрепить в учетной политике подобное положение: группы активов считаются несущественными до тех пор, пока их стоимость не достигнет 4 % от общей величины стоимости основных фондов.

Траты на малоценное имущество списываются на расходы периода. Тем не менее каждая компания обязана должным образом организовать учет таких активов. Самые популярные варианты – использование забалансовых счетов или специальных ведомостей.

Величину стоимостного лимита отнесения объектов к основным средствам и особенности учета «малоценки» необходимо отразить в учетной политике.

Итак, учет основных средств теперь регламентирован ФСБУ 6\2020. П. 6 документа уточняет, что действие акта не распространяется на следующие виды активов:

  • капитальные вложения;
  • долгосрочные активы, предназначенные для реализации.

Бухгалтерский учет ОС: ПБУ и ФСБУ – разбираем различия

В 2021 году еще действуют ПБУ 6/01. Однако, начиная с 1 января 2022 года, обязательным к применению являются ФСБУ 06/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения».

Важно! Применять новые ФСБУ разрешено уже в 2021 году – организациям дается право выбора, однако это должно быть указано в учетной политике. Также должны быть прописаны основные положения учета по новым стандартам.

В таблице собрали различия в учете основных средств при применении ПБУ 6/01 и ФСБУ 6/2020.

№ п/п

Положения ПБУ (основные моменты)

Положения ФСБУ (основные моменты)

Принятие ОС к учету

1

Определение ОС – это актив, используется в текущей деятельности компании, не предназначен для продажи, эксплуатируется более 12 месяцев и приносит (или способен принести) доход компании

Убрали условие о том, что актив не предназначается для продажи (то есть теперь актив можно продать, если он стал ненужным).

В качестве ОС теперь можно учесть имущество, используемое для охраны окружающей среды

2

Если ОС перестало соответствовать критериям, отнесите его к другим активам (например, к материалам). В ПБУ не прописано, однако правило негласно применяется. ФСБУ: прописано данное правило

3

Утвержден перечень затрат, которые формируют первоначальную стоимость объекта (хоть этот перечень и открытый)

Принимаем к учету ОС также по первоначальной стоимости, однако перечень затрат не утвержден

4

Минимальный порог при определении первоначальной стоимости – 40 тыс. рублей. Более дешевое имущество включается в состав материалов либо относим в ОС (если иной лимит закреплен в учетной политике)

Минимальную стоимость отнесения к ОС компания устанавливает самостоятельно

5

Распределять ОС на виды и группы не обязательно

Компании должны распределять все ОС по видам и группам по принципу схожего использования (например, здания, транспорт, офисная техника и т.д.). Для каждой группы устанавливается единый способ последующей оценки: по первоначальной стоимости или с учетом переоценки

6

Каждый инвентарный объект учитывается обособленно. Если в составе основного средства есть детали с разным сроком полезного использования, учитывайте их обособленно

Раскрытие единицы учета сохранено, как в ПБУ, однако дополнено тем, что в качестве отдельного ОС можно теперь учесть расходы на ремонт, обслуживание и техосмотр ОС с частотой более 12 месяцев

Использование и амортизация

7

Порядок определения срока полезного использования (СПИ) утвержден (п. 20), может быть изменен по итогам реконструкции или модернизации

Аналогичный порядок определения СПИ, однако пересматривается ежегодно, если изменились условия использования ОС. Нет условий о модернизации или реконструкции объекта

8

Разрешено начислять износ объектов ОС четырьмя способами: линейным, уменьшаемого остатка, пропорционально объему продукции и по сумме чисел лет СПИ

В перечне осталось три способа (исключили способ начисления по сумме чисел лет СПИ).

Выбирая способ уменьшаемого остатка, компания должна самостоятельно утвердить формулу расчета.

Важно! При любом выбранном способе начисления износа остаточная стоимость ОС должна соответствовать его ликвидационной стоимости. Ее для каждого объекта установите и утвердите на дату принятия к учету ОС

9

Начислять амортизацию начните со следующего месяца после принятия ОС к учету

Износ начинает начисляться с даты принятия актива к учету. Если компания принимает решение применять старый порядок начисления, нужно это прописать в учетной политике.

Инвестиционная недвижимость, которая переоценивается, не амортизируется

10

Консервация более 1 квартала: начисление износа приостанавливается

Для законсервированного актива приостановления начисления износа нет (исключение – достижение установленной ликвидационной стоимости)

11

Проверять какие-либо данные по ОС не нужно. Исключение для переоценяемых ежегодно объектов ОС

По итогам каждого года проверяются СПИ, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Если изменились условия, компания вправе поменять эти данные, при этом все корректировки отражаются как изменение оценочных значений

Изменение первоначальной стоимости ОС

Стоимость объекта ОС может измениться только после переоценки, модернизации или реконструкции

ФСБУ допускает изменение стоимости ОС, если в его первоначальной стоимости были учтены расходы на демонтаж и утилизацию, которые увеличились/изменились в последующих периодах

Если вы решаете переоценивать некоторые группы ОС, помните – делать это придется ежегодно. При этом увеличение стоимости ОС (дооценка) относится в добавочный капитал (счет 83), уценку (уменьшение стоимости) отражаем, как прочие расходы. Однако только при превышении сумм дооценки за предыдущие периоды

Переоценка проводится по правилам МСФО по справедливой стоимости (МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости»). При желании можно проводить чаще одного раза в год.

Уценка отражается в убытках текущего периода, дооценку относим на совокупный финансовый результат, без включения в прибыль или убыток текущего периода

Обесцениваются имеющиеся активы ОС? ПБУ никак это не учитывает

Обесценение ОС учитывается по правилам МСФО 36 «Обесценение активов»

Списание объектов ОС

Списываются с учета при выбытии или, когда перестают приносить экономическую выгоду

Общий порядок списания сохранен. Однако, при обесценении ОС эти суммы уменьшают его остаточную стоимость

Читайте также:  Госпошлина за развод в 2023 году: сколько стоит развод через ЗАГС и суд

В соответствии с положениями нового ФСБУ изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации. Теперь базу считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель, напомним, выступает очередным новшеством, введенным стандартом, и вызывает больше всего трудностей у бухгалтеров.

В отдельных случаях ликвидационная стоимость может быть признана нулевой. Например, в случаях, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце СПИ;

  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной и в соответствии с МСФО признается нулевой;

  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть надежно определена.

Если Организация планирует признавать ликвидационную стоимость по части объектов нулевой, то следует подойти в данному моменту ответственно и качественно оформить все документы, чтобы воспользоваться нормой без негативных последствий.

По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по привычному методу, который применялся в рамках ПБУ 6: с месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство принято к учету, если закрепить это в Учетной политике Организации.

Особо обратим внимание, что окончание срока начисления амортизации при выбытии объекта основных средств зависит от выбранного момента ее начала, и данный аспект следует закрепить в Учетной политике:

  • если с момента признания в учете – начисление завершается в момент выбытия;

  • если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцем выбытия.

Признание актива основным средством

Объект должен соответствовать одновременно всем нижеуказанным критериям:

  • иметь материально-вещественную форму

  • быть предназначенным для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд

  • быть предназначенным для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

  • иметь способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

Что такое основные средства?

ФСБУ 6/2020 «Основные средства» утвержден Приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н. Применять его должны как о коммерческие, так и некоммерческие предприятиях. При этом размер юрлица значения не имеет. Представители малого бизнеса вправе не следовать лишь отдельным положениям документа, но в целом должны вести учет основных средств в соответствии с ФСБУ 6\2020. Сравнение стандарта с действующим ранее ПБУ 6\01 показывает, что новый акт в большей степени соответствует МСФО (IAS) 16, чем предшественник. В него было внесено множество корректировок, призванных приблизить учет основных средств в РФ к международным шаблонам.

ФСБУ 6/2020 несколько видоизменяет само понятие «Основное средство». Теперь к этому имуществу относятся активы, которые удовлетворяют следующим условиям:

  1. Наличие материально-вещественной формы. Ранее этот критерий не был прописан в стандарте, хотя и подразумевался на практике.
  2. Предназначенность для использования в обычной деятельности компании: производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, реализации товаров, сдачи каких-либо объектов во временное пользование за плату, осуществление управленческих функций. В новом стандарте к этому перечню добавлены природоохранные мероприятия.
  3. Продолжительный предполагаемый срок эксплуатации. Речь идет минимум о 12 месяцах. Если операционный цикл юрлица превышает год, то за лимит принимается длительность этого оборота.
  4. Определённые цели использования актива:
  • для коммерческих юрлиц – получение экономических выгод;
  • для некоммерческих объединений – выполнение задач, ради которых и создавалось общество (обычно они закреплены в уставе таких организаций).

В соответствии с п. 5 ФСБУ 6\2020 хозяйствующий субъект вправе установить стоимостной лимит в качестве критерия для отнесения того или иного имущества к категории «Основные средства». Все, что стоит меньше этой величины, будет считаться «малоценкой». А на такие активы действие нового стандарта уже не распространяется.

Стоимостной лимит допустимо устанавливать не только в фиксированной сумме, но и в процентах от общей стоимости основных средств компании. Например, юрлицо может закрепить в учетной политике подобное положение: группы активов считаются несущественными до тех пор, пока их стоимость не достигнет 4 % от общей величины стоимости основных фондов.

Траты на малоценное имущество списываются на расходы периода. Тем не менее каждая компания обязана должным образом организовать учет таких активов. Самые популярные варианты – использование забалансовых счетов или специальных ведомостей.

Величину стоимостного лимита отнесения объектов к основным средствам и особенности учета «малоценки» необходимо отразить в учетной политике.

Итак, учет основных средств теперь регламентирован ФСБУ 6\2020. П. 6 документа уточняет, что действие акта не распространяется на следующие виды активов:

  • капитальные вложения;
  • долгосрочные активы, предназначенные для реализации.

Способы начисления амортизации

Начисление ОС-амортизации может реализовываться различными способами, которые зависят от целей.

Выбранные способы отмечаются в учетной политике для целей, преследуемых в налоговой учетной политике и в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет предусматривает такие способы начисления амортизации:

  • Линейный способ;
  • Метод, использующий списание стоимости имущества по сумме чисел срока его полезного использования;
  • Способ уменьшаемого остатка;
  • Метод, характеризующийся списанием стоимости продукта пропорционально ее фактическому количеству.

Важно: амортизация начисляется разными методами, в зависимости от конечных целей.

Для целей налогового учета, амортизационные отчисления могут происходить следующими способами:

  • Линейная амортизация основных средств;
  • Нелинейный аналог.

При этом, амортизационные отчисления прекращаются, если, по решению руководителя, объект переводится на 3-х месячную консервацию, а также в случаях, когда происходит:

  1. Реконструкция;
  2. Капитальный ремонт;
  3. Модернизация длительностью более года.

Сумма отчислений за год определяется по-разному, в зависимости от примененного способа:

  • В результате использования линейного метода — сумма считается на основе изначальной стоимости имущества ОС и амортизационной нормы которая исчисляется из срока его непосредственного использования.
  • Если использовался метод уменьшаемого остатка, расчет суммы, помимо срока, производится на основе остаточной цены конкретного имущества, которая приходится на начало отчетного периода (после сдачи предыдущей бухгалтерской отчетности) и амортизационной нормы.
  • В случае применения метода списания стоимости по сумме чисел лет, за основу берется изначальная цена актива, но также необходимо учитывать число лет, что остались до завершения самого времени использования имущества (числитель), и общая сумма лет фактического его использования (знаменатель).
Читайте также:  Исковое заявление об изменении размера алиментов (образец)

На что могут обратить внимание надзорные органы

Эксперты отмечают, что при согласовании отчётности с надзорными органами могут возникнуть споры по налогу на имущество.

Дело в том, что в ФСБУ 6/2020 содержатся прямые отсылки к IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости», IAS 36 «Обесценение активов» и т.д. А указанные стандарты основаны на профессиональном суждении при принятии решений.

В то же время профессиональное усмотрение противоречит требованию формальной определённости налогов (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Обратите внимание, если организация готовит отчётность по МСФО, ФСБУ 6/2020 не позволит применить данные этой отчётности для РСБУ без внесения корректировок.

Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений

Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.

  • движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

Перечни особо ценного движимого имущества

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.

В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.

Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.

Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.

Основные изменения, связанные с учетом основных средств в 2023-2023 годах

Законодатели подготовили новый ФСБУ (федеральный стандарт бухгалтерского учета) «Основные средства», но он еще не введен в действие, поэтому изменений, связанных с основными средствами в 2023 году не так много.

Изменения В чем суть
Сроки прекращения начисления амортизации Если в 2023 году основное средство выбыло или его стоимость погасилась полностью, то прекращать начисление его амортизации в бухгалтерском учете следует со следующего месяца
Формирование первоначальной цены основного средства Для малого бизнеса в 2023 законодатели разрешили формировать первоначальную стоимость основного средства, используя данные оплаты организаций, которые его продали и которые производили его установку
Если же основное средство создавалось в самой компании малого бизнеса, то его стоимость можно рассчитать из той суммы, которая оплачена продавцами, подрядчиками и т.д. Остальные затраты можно отнести на текущие расходы
Организации малого бизнеса могут амортизировать инвентарь В 2023 году компании, которые находятся на упрощенном режиме налогообложения, могут амортизировать основные средства в бухгалтерском и налоговом учете по полной стоимости, если те относятся к инвентарю.

Таблица ОКОФ для офисной техники

В этом пункте статьи рассмотрим таблицу, в которой для удобства бухгалтеров представлены коды по самым популярным видам офисного оборудования (в старой и новой редакциях).

Наименование оборудования Старый код Новый код
Принтер 143020360 320.26.2
Сканер 143020000 330.28.23.23
МФУ 143020360 320.26.2
ПК 143020229 320.26.20.14
Ноутбук 143020224 320.26.20.11.110
Планшет 143020224 320.26.20.11.110
Колонки компьютерные 143221125 320.26.30.11.150
Сервер 143020100 320.26.20.14
Роутер (модем) 143313450 320.26.30.11.190

320.26.30.23

Стационарный телефонный аппарат 143222134 320.26.30.23
Устройства для заряжения энергией 143440142 330.26.51.66
Проектор 143322030 330.26.70.16
Источник питания 143020000 330.28.23.23
Мобильный телефонный аппарат Отсутствует 320.26.30.22


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *