Когда и зачем образованы Федеральные округа в России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда и зачем образованы Федеральные округа в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Цель деления территории на федеральные округа

Национальная экономика страны определяется эффективностью организации производственного процесса, распределением благ, их реализацией и потреблением. В больших странах принято административно-территориальное деление на регионы для повышения управляемости территориями, хозяйственными связями. Кроме того, деление на регионы предоставляет им самостоятельность в организации собственного функционирования.

Деление на федеральные округа позволяет реализовывать региональную экономическую политику. Она включает в себя все формы общественного вмешательства, позволяющие улучшить территориальное распределение хозяйственной деятельности. В развитых странах региональная политика позволяет скорректировать перекосы, сложившиеся в период свободной торговли. В них построение этого направления политического курса включает в себя:

Для того, чтобы правильно обозначить регион используются следующие параметры. Сначала выбираются существующие административно-территориальные единицы, которые могут стать объектами региональной политики. Затем определяется набор социально-экономических показателей, на основе анализа которых происходит отнесение территории к тому или иному региону. В процессе внедряется типология региона, необходимая для корректного подбора инструментов экономической политики. Далее осуществляется выделение полюсов роста, определяется число поддерживаемых регионов, а именно, доля населения, проживающая в районах финансового стимулирования. В случае, если проведенное деление не даст положительных результатов, могут применяться механизмы перекройки текущего административно-территориального деления, использоваться специальная сетка регионов.

Результат деления на федеральные округа

Россия пережила ряд экономических потрясений при переходе от командно-административной к рыночной модели отношений. Сформировались диспропорции в планомерном размещении производительных сил. Центр внимания региональной политики сместился на субъекты федерации. Еще одним изменением стало формирование новых федеративных отношений, что позволило учитывать интересы регионов, согласовывать их с общими интересами государства. Так же появилась возможность распределить функции между федеральными и региональными уровнями управления.

Основная проблема сегодняшнего федеративного устройства заключается в организации целостного подхода к экономическому развитию. Для этого необходимо обеспечить сближение условий хозяйственной деятельности, сформировать условия интеграции на основе взаимовыгодного объединения усилии. Перечисленные шаги позволят повысить эффективность решения общегосударственных проблем.

Положительным итогом деления на федеральные округа можно назвать:

На уровне федеральных округов применяются различные экономические и социальные программы, придерживающиеся общегосударственного курса и законодательства. Деление на федеральные округа позволяет государству более точечно решать общенациональные проблемы. Например, решать вопросы демографического кризиса, регулировать потоки миграции, улучшать качество и экономику, социальную составляющую жизни регионов. Повышается возможность создавать и развивать инфраструктуру с учетом потребностей территории, обеспечивать свободное перемещение готовой продукции, стимулировать перераспределение благ.

Функции представителя

Стоит отметить, что никаких конституционных полномочий для представителя Президента в ФО не предусмотрено. Он является просто работником администрации Президента и его представителем. Вне зависимости от того, какой федеральный округ представляет тот или иной представитель, его функции следующие:

Естественно, все эти функции возлагаются на представителя, который может действовать только в территориальных рамках округа. То есть представитель Центрального федерального округа может лишь сотрудничать с представителем другого округа, однако принимать непосредственное участие в жизни его региона он не может.

Часто имеют место противоречия между регионами и центром, однако благодаря делению страны на округа острота этих противоречий существенно снизилась.

Основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития федеральных округов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач социального и хозяйственного развития на основе использования внутренних резервов и источников экономического роста и эффективности мер по реализации социально-экономической политики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона учитываются следующие основные принципы:

  • комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
  • системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;
  • достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;
  • соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;
  • максимальная информативность результатов оценки уровня развития регионов, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;
  • сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.

Источниками информации, необходимой для проведения указанной оценки, являются:

  • годовая статистическая отчетность Государственного комитета Российской Федерации по статистике;
  • материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Информации о федеральных округах нет в Конституции Российской Федерации. Ряд специалистов считает, что данный тип территорий все-таки является территориально-административными единицами, только нового типа. Проводятся аналогии с делением прошлого – генерал-губернаторствами (РИ) и округами региональных мероприятий (Французская Четвертая республика).

Полпред Президента РФ, который ведет свою деятельность в городах-центрах, не является главой местных органов власти. Основной род его деятельности – контроль работы федеральных властных структур. Среди последних выделяются:

  • Войска Росгвардии.
  • Управление Центробанка.
  • Таможенные управления ФСБ.
  • Росрезерв.
  • Роскомнадзор.
  • Генпрокуратора.
  • Росприродназдор.
  • Центры

В каждом ФО имеются города-центры, в которых располагаются контролирующие работу органу. Контролирует их деятельность полпред Президента РФ и подчиненные ему структуры, муниципальные органы и структуры. В ряде ФО центры не являются крупнейшими населенными пунктами. Это наблюдается в Приволжском (Нижний Новгород по сравнению с Казанью) и Северо-Кавказском (Пятигорск меньше многих городов). Аналогичная ситуация наблюдалась до упразднения Крымского ФО (Симферополь меньше Севастополя).

Характеристика федеральных округов: Центральный ФО

Начнем с Центрального ФО. Полномочное представительство — высший исполнительный орган рассматриваемой административно-территориальной единицы, находится в Москве. В числе важнейших экономических характеристик Центрального ФО — наличие больших объемов природных ресурсов, особенно железных руд, фосфоритов, бокситов, цементного сырья. Еще одна важная особенность, которой отличается Центральный федеральный округ, — Россия здесь располагает ключевыми финансовыми центрами. Главные из них, конечно же, находятся в Москве.

В ЦФО развита наукоемкая промышленность, в том числе в сегменте машиностроения. Важную роль в структуре экономики Центрального федерального округа играет химическая промышленность — особенно в таких сегментах, как выпуск минеральных удобрений и продукции органического синтеза. Здесь выпускаются смолы, пластмассы, шины, красители. В достаточной мере развиты также полиграфия и кондитерский сегмент.

Сколько федеральных округов в России, что расположены в Азии? Их 2. В числе таковых — Сибирский ФО.

Сибирь — огромный российский регион, являющийся одним из ключевых в аспекте транспортных коммуникаций. Оно и понятно: именно посредством сибирских дорог осуществляется грузооборот между Европейской и Азиатской Россией. Местные магистрали играют также важнейшее международное значение. Сибирь — один из самых экономически развитых и перспективных регионов России. Здесь есть запасы практически всех необходимых для экономики ресурсов.

В структуре Сибирского ФО присутствуют республики: Бурятия, Алтай, Тыва, Хакасия. В составе СФО есть области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская. В структуре СФО присутствуют края: Алтайский, Красноярский.

Когда и зачем образованы Федеральные округа в России?

Состоит из 7 административно-территориальных единиц Российской Федерации, население не превышает 10 миллионов. Самый небольшой по занимаемой площади. Граничит с рядом соседних государств – Абхазией, Азербайджаном и Грузией. Все границы являются сухопутными, однако имеется одна водная – с Республикой Казахстан. Особенностью является национальный состав – менее трети всех граждан составляют славяне.

В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:

  1. Центральный (Москва).
  2. Северо-Западный (Санкт-Петербург).
  3. Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
  4. Уральский (Екатеринбург).
  5. Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
  6. Дальневосточный (Хабаровск).
  7. Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
  8. Крымский (Симферополь).
  9. Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).

Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.

Развитие экономики России очень тесно связано с историческими, природными и региональными особенности этой страны. Здесь огромнейшая территория и большие запасы природных ресурсов, большинство из которых могут оставаться до сих пор неизведанными. Следовательно, роль централизованного управления власти всегда была высокой. Кроме границ и центра, также необходимо иметь ячейки для управления на всем пространстве страны. Учитывая очень большое количество регионов, а также их стремление к расширению суверенитета, что ослабляет власть, было принято решение создать отдельные центры управления регионами, которые руководились бы непосредственно Москвой.

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Федеральные округа: история возникновения, функции, институт управления

Проведенный анализ федеральных округов позволяет сделать вывод об имеющихся проблемах и нерешенных вопросах в сфере их построения, в определенной мере затрудняющих и снижающих эффективность функционирования государственных органов на уровне федерального округа. Настоящие размеры федеральных округов порождают ряд управленческих проблем, связанных со значительной удаленностью их периферий. При этом в процессе формирования федеральных округов в некоторые из них были включены регионы, географическое местоположение которых явно не соответствует названию округов. В частности, в состав Приволжского федерального округа вошли Республика Удмуртия, Пермский край, Оренбургская область, хотя географически они относятся к Среднему и Южному Уралу соответственно и, следуя логике, должны были бы войти в состав Уральского федерального округа. При этом Волгоградская и Астраханская области, относясь к Нижневолжскому региону, находятся на территории не Приволжского, а Южного федерального округа. Аналогичная ситуация сложилась в результате включения в Уральский федеральный округ Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, давно ассоциирующихся с Сибирью. К тому же территория Пермского края входит в состав межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Большой Урал» и Уральского экономического района. Тюменская область «завязана» с двумя ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации — «Сибирское соглашение» и «Большой Урал». Предположительно в связи с этим еще до объединительного процесса губернатор Пермской области и председатель областной Думы Пермской области подали Президенту России совместный официальный запрос о включении Пермской области в Уральский федеральный округ. Однако данный запрос удовлетворен не был .

См.: Катков В.Ю. Федеральные округа в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 65 — 66.

Вероятно, указанная ситуация связана с учетом микромежрегиональных связей субъектов Федерации, желанием центральной власти «выровнять» федеральные округа между собой экономически, сделать их сравнимыми по уровню экономического развития и наличию природных ресурсов. Не исключена и цель стабилизации общественно-политической ситуации внутри федеральных округов путем включения в их составы по возможности примерно равного количества субъектов России, образованных как по национально-территориальному, так и по административно-территориальному принципу. Возможные негативные аспекты этого несколько компенсируются большим сходством специализации приграничных регионов и в определенной мере могут быть восполнены деятельностью иных межтерриториальных образований Российской Федерации.

Некоторые возражения вызывает наименование «Центральный федеральный округ». Действительно, в границах данного федерального округа расположен субъект Федерации — город Москва, имеющий статус столицы Российской Федерации, где располагается подавляющее большинство высших и центральных федеральных органов государственной власти. Однако географически указанный федеральный округ не является центральной частью территории Российской Федерации. Более того, как известно, на сегодняшний день местонахождением одного из высших судебных органов России — Конституционного Суда РФ определен иной субъект Федерации — город Санкт-Петербург, центр Северо-Западного федерального округа. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о переносе в город Санкт-Петербург и Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с этим представляется логичным переименовать Центральный федеральный округ в Юго-Западный федеральный округ.

Налицо достаточно обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности увеличения общего количества федеральных округов в сравнении с существующим. Однако суждение некоторых авторов о необходимости создания на территории России 12 — 15 федеральных округов не имеет под собой достаточных оснований по следующим соображениям . Во-первых, предложенная перестройка федеральных округов приведет к нарушению уже сложившихся в рамках существующих федеральных округов межсубъектных взаимоотношений. Во-вторых, преждевременно и существенно изменится характер связей федеральных округов с иными межтерриториальными образованиями. В-третьих, включение в этом случае в составы федеральных округов малого количества субъектов России станет препятствием ускоренной интеграции максимально большего количества регионов в рамках федерального округа. В-четвертых, наличие чрезмерно дробных межрегиональных образований приведет фактически к утрате управленческого аспекта, заложенного в их функционировании, дискредитирует, таким образом, сами федеральные округа как крупные межсубъектные административные комплексы, в рамках которых обеспечивается реализация федеральной компетенции.

Проблемы эффективной организации управления территориями, территориальных структур центральной власти, оптимизации централизации и децентрализации властных функций, обеспечения баланса между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах оставались актуальными на протяжении всей истории Российского государства — со времени его образования по настоящее время. Поиск путей их разрешения диктовался разными потребностями и задачами государственного строительства на различных этапах и был затруднен вследствие отсутствия в стране сформированного гражданского общества, огромных территориальных размеров России при слаборазвитых коммуникациях, постоянной нехватке финансовых средств и высококвалифицированных кадров.

Потребности поддержания государственного единства современной России обусловливают необходимость не только укрупнения субъектов Федерации, но и формирования более крупных, чем субъекты Федерации, управленческих единиц. Отсутствие до создания федеральных округов промежуточного звена в системе федерального территориального администрирования значительно затрудняло управление страной, взаимодействие государственных органов различных властных уровней, снижало эффективность и возможности центральной власти при осуществлении контроля над региональными процессами. Учреждение федеральных округов, реорганизация института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, образование иных государственных органов на уровне федерального округа стало вынужденной и необходимой административной мерой на пути совершенствования государственного территориального управления, важным инструментом централизации исполнительной власти и повышения результативности функционирования территориальных органов.

Состояние и место федеральных округов в системе иных межрегиональных образований в России

Исследование федеральных округов обнаруживает их существенное субъектное различие между собой. Общее количество расположенных в федеральных округах субъектов Федерации таково: в Центральном федеральном округе — 18 (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва); в Северо-Западном федеральном округе — 11 (Республики Карелия, Коми, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ); в Южном федеральном округе — 13 (Республики Адыгея (Адыгея), Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области); в Приволжском федеральном округе — 14 (Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан (Татарстан), Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области); Уральском федеральном округе — 6 (Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ); в Сибирском федеральном округе — 12 (Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтайский, Красноярский, Забайкальский края, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области); в Дальневосточном федеральном округе — 9 (Республика Саха (Якутия), Приморский, Камчатский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Еврейская автономная области, Чукотский автономный округ).

Определенное выравнивание федеральных округов по данному критерию достигается в силу расположения в центральной и южной полосе России небольших по территории субъектов Федерации, а также размещения базовых отраслей экономики. Разное географическое расположенных субъектов Федерации и, следовательно, дифференциация отдельных регионов по уровню их экономического развития, экономических потенциалов стало одной из основных причин различия федеральных округов по ряду значимых социально-экономических характеристик:

  • по территории;
  • по численности населения (исторически наиболее заселенной является европейская часть страны);
  • по производству валового регионального продукта;
  • по объему производства промышленной, сельскохозяйственной продукции, социальных услуг;
  • в области финансово-бюджетной сферы, внешнеторговых операций .

Субъекты Российской Федерации


Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной.

Большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области).
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского или муниципального округа.

На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами

Субъектами федерации являются:

  • республики
  • края
  • области
  • города федерального значения
  • автономная область
  • автономные округа.

Для чего образованы федеральные округа география 8

Федеральные округа – следствие не качественного управления президента, а реальных условий, в которые поставлена Россия. Такие территориальные образования естественны для того, чтобы жила и развивалась самая большая страна в мире. Суть этого решения – не в укрупнении регионов, как это иногда воспринимается или преподносится, а в укрупнении структур президентской вертикали в территориях. Не в перестройке административно-территориальных границ, а в повышении эффективности власти.

Ф. о.: Рес­пуб­ли­ка Ады­гея, Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия, Рес­пуб­ли­ка Крым, Крас­но­дар­ский край, Ас­т­ра­хан­ская обл., Вол­го­град­ская обл., Рос­тов­ская обл., г. Се­ва­сто­поль. Центр – г. Рос­тов-на-До­ну.

Портал посвящен информации о жизни сел Мирновского сельского поселения Симферопольского района, новостям Крыма, России и мира.

Сущностная характеристика федеральных округов в Российской Федерации

В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия. Итак, в Российской Федерации учреждено семь федеральных округов: Центральный (центр — г. Москва), Северо-Западный (центр — г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский, переименованный вскоре в Южный (центр — г. Ростов-на-Дону) , Приволжский (центр — г. Нижний Новгород), Уральский (центр — г. Екатеринбург), Сибирский (центр — г. Новосибирск), Дальневосточный (центр — г. Хабаровск).

Указ Президента РФ от 21 июня 2000 г. N 1149 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах» (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2748.

По справедливому мнению некоторых авторов, текст Основного Закона страны не содержит положения, прямо предусматривающие возможность учреждения в стране системы федеральных округов . Определенные исследователи даже усматривают в создании федеральных округов ключевой институт построения параконституционализма в России, выстраивание параллельной структуры управления, дублирующей институционально закрепленный механизм власти . Вместе с тем, что неоднократно отмечал и бывший глава государства, и некоторые федеральные, региональные политические деятели, решение об образовании федеральных округов не противоречит действующей Конституции России . Это подтверждается рядом ее положений, в частности, что федеративное устройство и территория Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

См.: Бородин Е.И. Правовые проблемы укрепления исполнительной власти в условиях современной Российской государственности // Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местных уровней власти в современной России: Сб. докладов и сообщений международной конференции. Июнь 2001 г. / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов-на-Дону, 2001. Вып. 4. С. 25; Дегтев Г.В. Современный российский федерализм: особенности правового статуса и основные направления его совершенствования: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 109; Илюхин В.И. К проблеме института президентства в России // Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. С.А. Авакьяна. Т. 1. М., 2004. С. 410 — 415; Шаймиев М.Ш. Стратегия развития Республики Татарстан // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2001. N 1. С. 19; Шаров Ю. Российский федерализм: начаты структурные изменения // Федерализм. 2000. N 3. С. 77.
См.: Преображенский С. Судьба резидентов // Наша власть: дела и лица. 2008. N 2. С. 51; Саква Ричард. Подотчетность, конституционализм и некоторые модели власти в посткоммунистической России // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 2. С. 68.
См.: Абдулатипов Р. Семь ступенек, ведущих к центру // Российская газета. 2000. 20 мая; Путин В.В. Власть должна быть работающей! // Российская газета. 2000. 19 мая; Ради укрепления государственности // Российская газета. 2000. 16 мая.

Модель устройства, аналогичная модели федеральных округов, была сформирована и в некоторых субъектах Федерации. Так, еще в начале 90-х годов XX в. в Москве образована и по сей день достаточно эффективно функционирует система 10 административных округов в виде префектур, которые, в свою очередь, делятся на муниципальные образования. С 2000 г. управленческие зоны, подобные федеральным округам, созданы в Республике Саха (Якутия), Свердловской, Нижегородской областях . Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» ясно выражена правовая позиция высшего органа конституционной юстиции России, согласно которой территория субъекта Федерации может делиться не только на муниципальные образования, но и на административно-территориальные единицы, в которых осуществляется государственная власть субъекта России.

См.: Усягин А. Противоречия и пробелы современного территориального устройства России // Федерализм. 2005. N 4. С. 83.
Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 1.

В связи с этим центральная федеральная власть для удобства осуществления своих полномочий также вправе условно разделить всю территорию страны на определенные административно-управленческие единицы независимо от их конкретного наименования, помимо общепринятого федеративного деления страны на территории субъектов Федерации. Де-факто существование в виде федеральных округов нового уровня государственного управления было признано российской общественностью, и его законность сегодня не оспаривается. К тому же имеется определенный исторический опыт создания и функционирования в России административных округов. Так, в дореволюционный период развития нашей страны на ее территории существовали судебные, военные, учебные и целый ряд иных округов, предназначенных для оптимизации государственного управления.

Федеральные округа существуют и в мировой практике, где традиционно выделяют две их разновидности. В федеративных государствах (например, США, Мексике, Аргентине, Бразилии, Нигерии) федеральный округ один и представляет собой столицу с прилегающей территорией или малонаселенный регион. Статус федерального округа в разных федерациях различен. Например, в США он не входит в число субъектов этого государства, а в Бразилии такой округ имеет, по сути, тот же статус, что и штат (с некоторыми отличиями). В целом федеральный округ там является составной частью государства, хотя и с особым статусом — обладает многими, но не всеми признаками субъекта федерации и непосредственно подчиняется центральной власти, что обусловлено исполнением столичных функций и политическим значением столицы .

См.: Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2006. С. 362; Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2005. С. 484; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1996. Т. 1. С. 142 — 143, 686 — 687; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 416.

Кроме того, как в федеративных, так и в унитарных государствах существуют и иные, особые административные округа, созданные в зависимости от специфики объекта управления по территориально-отраслевому принципу. Они функционируют исключительно в пределах управленческой вертикали. Так, в США насчитывается порядка двух десятков разновидностей особых округов, среди которых школьные, пожарные, санитарные, парковые, природоохранные, канализационные, водо- и энергоснабжения, здравоохранения и т.д. Подобные округа имеются и в Канаде (школьные, полицейские, здравоохранения, водоснабжения и др.). Однако если в США органы управления, действующие в определенных особых округах, вправе самостоятельно искать источники финансирования своей деятельности, то в Канаде органы управления в особых округах финансируются исключительно за счет средств соответствующих бюджетов. Имеются и особые специальные округа, создающиеся для обеспечения выполнения функций федеральных государственных органов, касающихся вопросов исключительного ведения федерации.

Перспективы модернизации структуры и системы федеральных округов в России

Проведенный анализ федеральных округов позволяет сделать вывод об имеющихся проблемах и нерешенных вопросах в сфере их построения, в определенной мере затрудняющих и снижающих эффективность функционирования государственных органов на уровне федерального округа. Настоящие размеры федеральных округов порождают ряд управленческих проблем, связанных со значительной удаленностью их периферий. При этом в процессе формирования федеральных округов в некоторые из них были включены регионы, географическое местоположение которых явно не соответствует названию округов. В частности, в состав Приволжского федерального округа вошли Республика Удмуртия, Пермский край, Оренбургская область, хотя географически они относятся к Среднему и Южному Уралу соответственно и, следуя логике, должны были бы войти в состав Уральского федерального округа. При этом Волгоградская и Астраханская области, относясь к Нижневолжскому региону, находятся на территории не Приволжского, а Южного федерального округа. Аналогичная ситуация сложилась в результате включения в Уральский федеральный округ Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов, давно ассоциирующихся с Сибирью. К тому же территория Пермского края входит в состав межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации «Большой Урал» и Уральского экономического района. Тюменская область «завязана» с двумя ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Федерации — «Сибирское соглашение» и «Большой Урал». Предположительно в связи с этим еще до объединительного процесса губернатор Пермской области и председатель областной Думы Пермской области подали Президенту России совместный официальный запрос о включении Пермской области в Уральский федеральный округ. Однако данный запрос удовлетворен не был .

См.: Катков В.Ю. Федеральные округа в Российской Федерации (конституционно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 65 — 66.

Вероятно, указанная ситуация связана с учетом микромежрегиональных связей субъектов Федерации, желанием центральной власти «выровнять» федеральные округа между собой экономически, сделать их сравнимыми по уровню экономического развития и наличию природных ресурсов. Не исключена и цель стабилизации общественно-политической ситуации внутри федеральных округов путем включения в их составы по возможности примерно равного количества субъектов России, образованных как по национально-территориальному, так и по административно-территориальному принципу. Возможные негативные аспекты этого несколько компенсируются большим сходством специализации приграничных регионов и в определенной мере могут быть восполнены деятельностью иных межтерриториальных образований Российской Федерации.

Некоторые возражения вызывает наименование «Центральный федеральный округ». Действительно, в границах данного федерального округа расположен субъект Федерации — город Москва, имеющий статус столицы Российской Федерации, где располагается подавляющее большинство высших и центральных федеральных органов государственной власти. Однако географически указанный федеральный округ не является центральной частью территории Российской Федерации. Более того, как известно, на сегодняшний день местонахождением одного из высших судебных органов России — Конституционного Суда РФ определен иной субъект Федерации — город Санкт-Петербург, центр Северо-Западного федерального округа. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о переносе в город Санкт-Петербург и Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с этим представляется логичным переименовать Центральный федеральный округ в Юго-Западный федеральный округ.

Налицо достаточно обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности увеличения общего количества федеральных округов в сравнении с существующим. Однако суждение некоторых авторов о необходимости создания на территории России 12 — 15 федеральных округов не имеет под собой достаточных оснований по следующим соображениям . Во-первых, предложенная перестройка федеральных округов приведет к нарушению уже сложившихся в рамках существующих федеральных округов межсубъектных взаимоотношений. Во-вторых, преждевременно и существенно изменится характер связей федеральных округов с иными межтерриториальными образованиями. В-третьих, включение в этом случае в составы федеральных округов малого количества субъектов России станет препятствием ускоренной интеграции максимально большего количества регионов в рамках федерального округа. В-четвертых, наличие чрезмерно дробных межрегиональных образований приведет фактически к утрате управленческого аспекта, заложенного в их функционировании, дискредитирует, таким образом, сами федеральные округа как крупные межсубъектные административные комплексы, в рамках которых обеспечивается реализация федеральной компетенции.

См.: Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: план преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М., 2002. С. 37; Родоман Б.Б. Перспективы эволюции федеральных округов / Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве. М., 2000. С. 36 — 41; Чичканов В.П. Разделение полномочий между уровнями государственной власти Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2002. N 3. С. 26.

Отметим, что в начале — середине 2001 г. активно обсуждался вопрос об образовании еще одного федерального округа в границах Калининградской области. Основными доводами предложения о создании восьмого федерального округа явились сложное геополитическое положение Калининградской области, ее географическая оторванность от основной территории Российской Федерации, наличие сепаратистских и протестных настроений среди жителей, в том числе среди политической и экономической элиты, а также рекомендации стран Европейского союза об изменении статуса региона. Однако в июле 2001 г. было принято окончательное решение самостоятельного федерального округа в этом субъекте России не создавать . Думается, данное решение вполне логично и обоснованно. Реализацию полномочий главы государства в широком смысле на территории Калининградской области способен эффективно обеспечить существующий сегодня специализированный заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области. Кроме того, интеграция Калининградской области с иными субъектами Федерации представляется более эффективной именно в границах Северо-Западного федерального округа, нежели в качестве самостоятельного федерального округа, ибо межрегиональные связи внутри федеральных округов несколько крепче, чем между федеральными округами.

См.: Ермаков В.Г. Некоторые проблемные аспекты будущего федеративного устройства Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. N 4. С. 121; Соболев О.Н. Об основных направлениях оптимизации деятельности органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности в Калининградской области // Государство и право. 2008. N 7. С. 79; Угодников К., Чичкин А. Свободным остается, округом не будет // Российская газета. 2001. 27 июля.

Существуют и иные планы реформирования федеральных округов в России как несоразмерных по своей величине региональной норме управляемости, экономическому потенциалу, не соответствующих организации базовых отраслей экономики, транспортной и социальной инфраструктуре, а равно региональной идентичности . Теоретически местность, в которой потенциально допустимо создание и функционирование федеральных государственных органов, может охватывать часть субъекта Федерации или части нескольких субъектов России. Однако установление территориальной сферы компетенции полномочных представителей Президента РФ и иных государственных органов, включающей отдельные части субъектов Федерации, не позволит им эффективно исполнять стоящие перед ними задачи. Причина этого очевидна, поскольку и анализировать ситуацию необходимо в субъекте Федерации в целом, и взаимодействовать с органами государственной власти того или иного субъекта России следует одному государственному органу, представляющему тот или иной федеральный государственный орган, а не нескольким.

Система органов государства, осуществляющих управление на уровне федерального округа

Новейшая? история России может быть охарактеризована с различных позиций: состоянияшолитической системы,. уровня экономического развития, демографической ситуации; государственной организации, состояния-законности? и; правопорядка и тп. Вместе; с тем, на протяжении последнего десятилетия продолжается поиск рациональной организации системы органов государственной власти. Значимость этой проблематики видится актуальной в. силу следующих обстоятельств.. Во-первых, декларирования? Российской; Федерации- в качестве правового государства: (ст. 1 Конституции РФ). Во-вторых, движения Российского государства по пути? созданиям гражданского общества: В-третьих, необходимостью всемерной» рационализации; государственного управления?как в целом в государстве, так;и в отдельных сферах, в первую очередь в экономической В-четвертых, федеративной; организацией государственной! власти, что предполагает более усложненную1 систему организации органов государственного управления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *