Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Негативные последствия банкротства физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.
Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.
Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.
Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.
Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:
- установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
- предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
- введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
- создании системы мер для возрождения бизнеса;
- создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
- создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
- ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
- сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
- создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.
Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.
Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году
16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.
Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.
Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.
Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.
Это:
- пенсионеры,
- инвалиды,
- семьи с детьми,
- беременные женщины.
Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.
С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.
Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.
Личное имущество, на которое кредиторы претендовать не могут
В случае привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности они отвечают по долгам своим имуществом. В отношении физических лиц существует перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Из значимого имущества можно выделить следующее:
- жилое помещение, если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением (за исключением имущества, которое находится в ипотеке). Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда РФ, недавно озвученной в постановлении от 26.04.2021 № 15-П, суд может признать правомерным обращение взыскания на единственное жилье в зависимости от обстоятельств дела;
- земельные участки, на которых расположено указанное выше жилое помещение (за исключением имущества, которое находится в ипотеке);
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество.
Как видно, перечень такого имущества очень краткий. Что же можно посоветовать в такой ситуации?
- Не совершать необдуманных действий по продаже имущества родственникам и друзьям.
- Не дарить имущество маме и папе.
- При наличии имущества, нажитого в браке, провести его раздел в соответствии с семейным законодательством, согласно которому половина имущества принадлежит супругу независимо от размера доходов супруга, и при разделе имущества суд вправе учесть интересы несовершеннолетних детей, увеличив долю супруга, с которым остаются дети при расторжении брака.
Мораторий на требования кредиторов
Независимо от того, какой этап банкротства утвердит суд, и от того, что решит собрание кредиторов, объявляется мораторий на требования с их стороны. Это означает, что:
На сумму долга перестают начисляться штрафы, пени, а также применяться любые другие финансовые санкции
Кредиторы не имеют права требовать с должника какие бы то ни было средства вне рамок открытого дела о банкротстве. А также предъявлять иные иски о взыскании долга. Если таковые были открыты ранее – их закроют.
Мораторий объявляется только при стандартной процедуре банкротства. Упрощенный сценарий его не предполагает. Цель моратория – дать банкроту передышку от «финансового пресса». Если должник мобилизует все свои ресурсы и начинает погашать основную часть долга, это служит дополнительным доводом в пользу принятия решения о санации и реструктуризации. То есть, увеличивает шансы сохранить компанию.
Если же полное банкротство неизбежно, мораторий становится, по сути, бессрочным. Ведь после реализации активов, непогашенные долги будут списаны. И больше ни один из прежних кредиторов не будет иметь возможности возобновить свои долговые требования. С банкрота нельзя требовать ничего, кроме долгов, которые не списываются ни с кого и никогда. Вроде алиментов.
Суть реструктуризации
Реструктуризация дает возможность восстановить платежную дисциплину и рассчитаться с долгами на довольно выгодных условиях. Но для этого у заемщика должны быть возможности: хороший официальный доход, которого достаточно для возвращения к прежнему графику платежей за 3 года. При этом должны оставаться деньги «на жизнь» семьи. Поэтому на практике процедура реструктуризации применяется редко. Кроме того, при рассмотрении этого варианта нужно учитывать серьезные ограничения, которые накладываются на повседневную жизнь гражданина:
- Заемщику запретят совершать сделки на сумму более 50 тыс. руб. без согласия финансового управляющего.
- Кредиторы получат информацию о наличии ценного имущества и сделках с ним за последние годы.
- В течение 5 лет после завершения процедуры необходимо будет уведомлять нового кредитора о прохождении процедуры реструктуризации долгов.
- Максимальный срок реструктуризации — 36 месяцев.
Если Ваш долг находится у агентства ЭОС, то, возможно, сотрудничество с компанией окажется более выгодным, чем реструктуризация на таких условиях.
Ограничения в правах во время банкротства
Здесь возникают трудности в следующем:
- на время процедуры закрыт доступ ко всем денежным операциям по счетам и картам, все банковские карты будут под контролем финансового управляющего;
- физлицо более не распоряжается своим имуществом без одобрения управляющего: продать дом или купить машину, находясь в стадии банкротства, невозможно;
- запрещаются все сделки отчуждения, дарения имущества в пользу родных;
- банкрот обязан передать все банковские карты, пароли от «Личных кабинетов» онлайн-банков и электронных счетов арбитражному управляющему;
- запрещен выезд за границу по усмотрению суда.
Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:
Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;
Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;
Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;
Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.
Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).
НДС до 01.01.2015
До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).
Помимо экономики и экономики, этот термин также является объектом исследования в области права и социальных наук. Международное право и международное валютное право также рассматривают проблемы государственного банкротства.
Субсидиарная ответственность – снижаем риски
Субсидиарная ответственность – это ответственность контролирующих должника лиц, виновных в банкротстве компании перед кредиторами, чьи требования остались непогашенными. Лучший способ избежать субсидиарной ответственности – это избежать банкротства компании или не иметь статуса контролирующего лица такой компании.
Риск субсидиарной ответственности также снижает отсутствие нарушений законодательства со стороны компании и контролирующих лиц:
1) налогового – в части доначисления сумм налогов, если долги перед бюджетом составят менее 50% реестра требований кредиторов;
2) корпоративного – в части обязательного хранения документов;
3) законодательства о бухгалтерском учете – в части составления и хранения документов, влияющих на достоверность сведений об обязательствах и активах должника, особенно необходимых для формирования и реализации конкурсной массы;
4) законодательства о размещении обязательной информации о деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) и в ЕФРСФДЮЛ (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности);
5) общегражданского – в части совершения сделок или действий, которые причинили существенный вред имущественным правам кредиторов.
Исключает субсидиарную ответственность и отсутствие вины в банкротстве компании. То есть банкротство должно возникнуть в ходе объективных экономических факторов или в связи с предпринимательским риском. Поскольку эти категории носят оценочный характер и являются экономическими, то именно здесь идут ожесточенные споры. Подтвердить отсутствие умысла в банкротстве компании помогут документы, которые обосновывают стратегию развития компании, принятие управленческих решений и совершение сделок.
Здесь опять уместно вспомнить о финансовом анализе и предложить руководству и собственникам компании готовить бизнес-план. О субсидиарной ответственности за неподачу руководством компании заявления о банкротстве было сказано выше.
Когда начинать и может ли быть поздно для подготовки к банкротству компании
Начинать готовиться к банкротству компании необходимо сразу, не откладывая на потом. Необходимо проводить предбанкротный анализ деятельности компании за прошедший период, снижая риски оспаривания сделок и увеличения размера субсидиарной ответственности.
Нужно проводить предбанкротный комплаенс планируемых сделок и принимаемых решений, учитывая нормы законодательства о банкротстве, тщательно обосновывая деловую цель даже при совершении заведомо убыточных или нетипичных сделок (например, захват рынка, получение прибыли в повышенном размере).
Когда готовиться к банкротству поздно? Когда суд принял решение о банкротстве компании и ввел процедуру наблюдения или, что еще хуже, процедуру конкурсного производства. Но и это не повод опускать руки. Нужно собирать и анализировать доступную информацию в целях подтверждения добросовестности действий руководства и собственников компании, отслеживать действия арбитражного управляющего и кредиторов, не допуская неправомерного увеличения реестра требований кредиторов и завышения расходов на проведение процедуры. В этом случае негативные последствия могут быть минимизированы.
Выгодно ли государству банкротство предприятия?
И все-таки, если переместиться из законодательной плоскости в плоскость практическую, первый вопрос, который может возникнуть, звучит приблизительно так: выгодно ли государству банкротство предприятия?
Естественно, с социальной точки зрения — крайне невыгодно. Социальные последствия банкротства порой не только негативны, но и могут быть катастрофическими, особенно если предприятие является градообразующим. Кроме того, банкротство подчас становится дорогим удовольствием для государства, поскольку несостоятельность (банкротство) лишь одного предприятия может привести к цепочке неплатежей, систематическому неисполнению обязательств, а в конечном счете к «парализации» соответствующего сегмента рынка. Вряд ли государство заинтересовано именно в таком исходе событий.
Если государство в лице соответствующего уполномоченного органа обращается в арбитражный суд с целью обанкротить своего должника, это скорее показатель его слабости, нежели силы. Экономически целесообразнее использовать все средства для возврата долга и тем самым дать предприятию возможность продолжить хозяйственную деятельность.
Основные формы участия государства в арбитражном процессе по делу о банкротстве
Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»
[1], Российская Федерация, в лице своих уполномоченных органов, участвует в 2 деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Можно выделить четыре формы такого участия, предусмотренные Законом:
- в качестве кредитора по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
- в качестве собственника имущества должника — унитарного предприятия;
- в качестве санатора государственных унитарных предприятий и стратегических организаций;
- в качестве поручителя по обязательствам должника в делах о банкротстве градообразующих организаций.
Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве кредитора. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей), согласно постановлению Правительства РФ № 257 от 29 мая 2004 г. [2], является Федеральная налоговая служба, фактически обеспечивающая интересы Российской Федерации как кредитора.
После упразднения в 2004 году Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) [3, п. 12] указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 9 марта 2004 г. функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства были переданы Федеральной налоговой службе [3, п. 14]. При этом до фактического образования Федеральной налоговой службы указанные функции исполняло Министерство Российской Федерации по налогам и сборам [2, п. 1].
Постановлением РФ № 257 от 29 мая 2004 г. [2] утверждено «Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», предусматривающее, что в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве, в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», уполномоченный орган не ранее, чем через 30 дней, но не позднее, чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов за счёт имущества должника или соответствующего исполнительного документа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление направляется в арбитражный суд в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия решения о его направлении. Заявление о признании банкротом стратегического предприятия или организации подаётся уполномоченным органом в 15-дневный срок с даты получения соответствующего решения Правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса (п. 2 и п. 3 Положения) [2].
Одновременно с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом уполномоченный орган направляет уведомление о принятом решении в Министерство финансов РФ, в Федеральное агентство по государственным резервам, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в Федеральную таможенную службу, в орган исполнительной власти субъекта РФ и орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника, в Фонд социального страхования РФ, в Федеральную службу судебных приставов и в Пенсионный фонд РФ (п. 12 Положения и приложение № 2 Положения) [2].
Уполномоченный орган принимает участие в собрании кредиторов и голосует в порядке, устанавливаемом регулирующим органом — Министерством экономического развития РФ (п. 15 Положения [2]; п. 1 Положения [4]).
В целях обеспечения учёта мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти уполномоченный орган перед участием в собрании кредиторов, в повестку дня которого внесён вопрос о выборе процедуры, применяемой в деле о банкротстве, запрашивает мнение соответствующих органов в отношении применения и хода процедуры, применяемой в деле о банкротстве (п. 16 Положения) [2].
Уполномоченный орган ежеквартально должен представлять в регулирующий орган (Министерство экономического развития РФ) и в Министерство финансов РФ аналитический и статистический отчёты, а также иную информацию по их запросу не позднее 30 дней с даты получения запроса (п. 20 Положения) [2].
Таким образом, полномочия государства как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, обеспечиваются посредством реализации следующих функций:
- принятия решения о необходимости инициирования процедуры банкротства;
- подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд;
- выявления иных государственных кредиторов и осуществления взаимодействия с представителями органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- участия в собраниях кредиторов;
- подтверждения требований в ходе первого судебного заседания;
- контроля исполнения должником текущих обязательств и обязательств, взятых на себя в ходе или в связи с реализацией процедур банкротства;
- списания задолженности, оставшейся после завершения конкурсного производства.
По российскому законодательству государство в лице уполномоченного органа — Федеральной налоговой службы является равноправным участником в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Как отмечает М.О. Садова-Шевелева, главный государственный налоговый инспектор УФНС России по Краснодарскому краю: «Мировая практика знает относительно мало примеров равноправного участия государства в делах о несостоятельности (банкротстве) и в процедурах банкротства. С другой стороны, в современной практике стран с развитой рыночной системой не существует прецедентов со столь значительной суммой задолженности по обязательным платежам и столь низкой результативности досудебного погашения такой задолженности» [5].
Участие государства как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, на наш взгляд, является крайне важным, поскольку:
- во-первых, государство, как и любой другой кредитор, заинтересовано в удовлетворении должником предъявленных к нему требований, что позволяет обеспечить наполнение бюджета, а также является определённым стимулом для организаций к своевременному выполнению обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей;
- во-вторых, государство заинтересовано в том, чтобы при осуществлении процедур банкротства обеспечивалось сохранение бизнеса, как источника формирования доходной части бюджета, и сохранение рабочих мест;
- в-третьих, государство, как гарант конституционных прав граждан и прав юридических лиц, заинтересовано в осуществлении процедур банкротства таким образом, чтобы не допустить ущемления их законных прав и интересов, а также не нанести ущерба экономике страны и социальной сфере.
В этой связи решение Правительства РФ о наделении Федеральной налоговой службы полномочиями по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, представляется вполне оправданным. Передача функций упразднённой ФСФО Федеральной налоговой службе способствовала усилению государственного контроля и защите интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, а также повышению оперативности при выработке решений (ранее государственным кредиторам приходилось координировать свои действия посредством Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству).
Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве собственника имущества должника. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства, согласно постановлению Правительства РФ № 432 от 5 июня 2008 г. [6], является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ранее эти полномочия осуществляло Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом [3, п. 13], претерпевшее впоследствии соответствующее преобразование).
Собственник имущества должника — унитарного предприятия вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В этом случае обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд, согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», возлагается на его руководителя. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее, чем через месяц после принятия соответствующего решения (п. 3 ст. 9) [1].
Представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия может участвовать в собрании кредиторов, но не обладает правом голоса (п. 1, ст. 12) [1].
Законом о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, а также финансового оздоровления, не допускается изъятие собственником имущества должника — унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества (п. 1 ст. 63; п. 1 ст. 81) [1].
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 64 Закона о банкротстве в ходе наблюдения собственник имущества должника — унитарного предприятия не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации должника, давать согласие на создание должником юридических лиц или участие должника в иных юридических лицах, давать согласие на создание филиалов и открытие представительств должника, принимать решения о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
С даты введения внешнего управления полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия прекращаются (п. 1 ст. 94) [1].
Однако в ходе внешнего управления собственник имущества должника -унитарного предприятия, в пределах компетенции, установленной Законом о банкротстве, вправе принять решение об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника (п. 3 ст. 94) [1].
Собственник имущества должника — унитарного предприятия в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, может погасить требования к должнику по обязательным платежам, при условии, что такие требования будут погашены в полном объёме, а срок погашения не превысит 30 рабочих дней с даты вынесения арбитражным судом соответствующего определения (ст. 71.1; ст. 85.1; ст. 112.1; ст. 129.1) [1].
В целом, полномочия государства как собственника имущества должника — унитарного предприятия в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, обеспечиваются путём:
- принятия решения о необходимости инициирования процедуры банкротства;
- участия в собраниях кредиторов без права голоса;
- принятия в ходе внешнего управления решения об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
- погашения требований по обязательным платежам.
Закон о несостоятельности в ходе реализации процедур банкротства существенно ограничивает права собственника имущества должника — унитарного предприятия, равно как и владельцев имущества иных категорий должников (учредителей, участников должника, акционеров и т.п.). Вместе с тем, участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве собственника имущества предприятия является необходимым, ввиду того, что государство заинтересовано в сохранении своей собственности, и посредством своего уполномоченного представителя стремится обеспечить:
- сохранение имущественного комплекса унитарного предприятия;
- непрерывное осуществление унитарным предприятием своей деятельности;
- сохранение рабочих мест;
- недопущение ущерба экономике, социальной сфере и интересам государства.
Участие государства в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в качестве санатора. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» [1], Российская Федерация в лице своих уполномоченных органов может стать санатором предприятий — должников, прежде всего государственных унитарных предприятий и стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.
Статья 30 Закона о банкротстве обязывает учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных данным законом, принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.
В случае возникновения признаков банкротства руководитель должника обязан направить соответствующие сведения собственнику имущества должника — унитарного предприятия и лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания акционеров (участников), в течение 10-ти дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении (п. 1 ст. 30) [1].
В рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и/или об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, обязательных платежей и восстановления платежеспособности — санация (п. 1 ст. 31). Закон о банкротстве допускает проведение санации любыми лицами, в том числе кредиторами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, на основании соглашения с должником.
Меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, в том числе проведение досудебной санации, согласно статье 191 Закона о банкротстве, осуществляет Правительство Российской Федерации. К стратегическим предприятиям и организациям относят:
- федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Комментарий к статье 1 Закона о банкротстве
По сути, США «мягко» относится к должникам. В Дании, Исландии, Швеции, Норвегии, Финляндии и иных странах первая задача – максимально вернуть займ, и финансово «оздоровить» должника.
Германией и Австрией преследуется следующая цель процедуры банкротства – выплата задолженности благодаря обязательному плану погашения. Банкротство начинают с суммы задолженности тысяча евро. Смысл процедуры – снизить дополнительную долговую нагрузку. В процессе этого банкротства учитывают существующее у должника имущество, которое можно распродать. Имеющееся имущество описывается, после чего над гражданином в течение шести лет наблюдают – каково его финансовое благосостояние. Если улучшения за это время нет, его признают банкротом со списанием оставшихся долгов.
Очень либерально относится к должникам и Великобритания. Процедура банкротства напоминает американскую – с планом выплат долга. После того, как принимается судебное постановление о банкротстве, больше ни у кого нет права на предъявление человеку претензий по взысканию долгов. Делом начинает заниматься администратор. Он проводит опись и распоряжается любым имуществом должника. Жилье продают лишь в случае возможности погашения вырученной суммой долгов, плюс должен быть остаток – тысяча фунтов. Состоится и продажа дорогого автомобиля, если так надо, дадут деньги приобрести более дешевый вариант. Если серьезные нарушения отсутствуют, спустя год происходит списание с человека долговых обязательств. У британских банкротов есть право снова занимать либо руководить фирмами.
Россияне до сих пор спорят о том, кого защищает закон о банкротстве физических лиц. Есть мнение, что благодаря зарубежной практике процесса признания должника банкротом будет построен эффективный и справедливый институт личного банкротства в нашей стране. При этом существуют и отличия нашего банкротства от зарубежного, а это также окажет влияние на российский вариант. Можно говорить о следующих различиях:
- В российском варианте закона есть учет интересов обеих сторон.
- Нет специального ведомства, занимающегося рассмотрением дел о банкротстве. В иностранной практике это специальные суды, у нас – арбитражные.
- Отличается вопрос контроля благосостояния банкрота.
Еще есть отличия по срокам признания банкротом, стоимости процесса, по порядку реализации имущества и погашения долгов.
Может быть, и Россия со временем радостно отнесется к закону о банкротстве физлиц. Может, это настоящее спасение для многих должников, не имеющих финансовой возможности исполнить обязанности перед кредиторами. Как будет – покажет лишь время и практика. При этом заграничный опыт может нам в этом помочь.
Но все же, если у Вас возникли вопросы по поводу Вашего банкротства, рекомендуем сначала обратиться за консультацией к юристам. Специалисты «ФИНЭКСПЕРТЪ 24» изучат Ваши документы, проанализизируют ситуацию и возьмут решение вопроса по банкротству на себя.
- Что такое банкротство
- Банкротство физического лица: стоит ли рисковать
- Суть реструктуризации
- Особенности процедуры банкротства
- Ограничения в правах во время банкротства
- Сколько времени занимает процесс банкротства
- Последствия признания гражданина банкротом
- Опасные советы недобросовестных юристов
- Что делать с просроченными кредитами
- Почему стоит довериться коллекторскому агентству
Банкротство — это возможность законно списать долги через суд либо их реструктуризировать. Однако просто заявить в банк о своей несостоятельности и отказаться от долговых обязательств не получится. Банкротство должно быть подтверждено судебным решением. Свое тяжелое материальное положение придется доказать. Такие дела рассматриваются в арбитражном суде. Процесс этот непростой.
Заявить о банкротстве физлица могут несколько сторон:
- сам гражданин;
- кредитор (банк или другие финансовые организации);
- государственный орган — (чаще всего ФНС).
Нужно учесть, что если заявление подали кредиторы, а не заемщик, то после завершения процедуры банкротства остаток непогашенной за счет реализации имущества задолженности не спишут.
По закону заемщик вправе подать заявление в суд, если:
- фактически не в состоянии исполнить денежные обязательства в установленный срок;
- очевидны признаки неплатежеспособности и недостаточности имущества;
- размер задолженности превышает стоимость имущества должника.