Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и как обеспечивает безопасность дорожного движения на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.
1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;
— правила дорожного движения;
— правила перевозки грузов и пассажиров;
— порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;
— устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;
— организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;
— передовой опыт безаварийной работы водителей;
— методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;
— порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;
— основы изобретательства;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила по охране окружающей среды;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила санитарной, личной гигиены;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Ответственный за БДД: в какой организации необходим, основные требования
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», все юрлица и ИП, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, должны иметь в штате ответственного за обеспечение БДД. Этот специалист необходим, даже если на балансе организации всего один автомобиль, или весь транспорт — автобусы и грузовые автомобили — берётся в аренду и используется только для собственных нужд.
Если в штате организации немного водителей, то достаточно иметь одного специалиста по обеспечению БДД. При этом он может совмещать должность с другими обязанностями. Если автопарк и штат водителей большие, то имеет смысл создать специальный отдел по БДД (от двух человек). Чем больше водителей, тем больше специалистов должно быть в отделе.
Специалист, ответственный за БДД, не нужен, если:
- компания пользуется услугами наёмных перевозчиков;
- автомобили компании исключительно сдаются в аренду;
- используются легковые автомобили только для собственных нужд;
- автомобиль есть, но не эксплуатируется (нет расходов на техобслуживание, текущий ремонт и горюче-смазочные материалы, нет затрат через бухгалтерию).
Инструктажи по безопасности движения для водителей
Ответственный за БДД в организации имеет такие трудовые функции:
- Работа над мероприятиями по предупреждению ДТП и контроль их осуществления.
- Консультация водителей и других сотрудников по вопросам БДД.
- Учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями компании, анализ причин их возникновения.
- Подготовка отчетов о ДТП и принятых мерах по их профилактике.
- Проведение инструктажей по БДД, проверок знаний по БДД.
- Разработка на основе материалов проверок и анализа состояния аварийности предложений по предотвращению ДТП и нарушений ПДД и ознакомление с ними руководства компании.
- Постоянная сверка информации о ДТП, в которых участвовал подвижной состав компании, с данными Госавтоинспекции.
- Подготовка или участие в подготовке проектов приказов, указаний и других документов компании по вопросам обеспечения БДД.
- Организация агитационно-массовой работы по БДД среди работников компании.
- Постоянное оповещение водительского состава, инженерно-технического состава, руководство компании о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП.
- Вместе с сотрудниками отдела кадров составление и представление руководству компании сведений о награждении отличившихся водителей.
- Участие в выяснении причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также в установлении нарушений утвержденных норм и правил по обеспечению безопасности движения, связанных с недостатками в деятельности компании.
- Контроль допуска водительского состава к управлению только теми ТС, право управления которыми предоставлено согласно их водительским удостоверениям.
- Контроль за прохождением водительского состава предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением утвержденных сроков медицинского переосвидетельствования.
- Контроль за применением ТС, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда.
- Контроль за стажированием водителей и работой водителей-наставников.
- Организация ежегодных курсов для водителей по 20-часовой программе.
- Оказание методической помощи руководству служб и подразделений компании в проведении занятий и инструктажей водительского состава по вопросам обеспечения БДД.
- Участие в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей и ИТР компании.
- Информирование органов Госавтоинспекции о ДТП с подвижным составом компании, а также о случаях возвращения транспорта с внешними повреждениями.
- Представление в Госавтоинспекцию документации о сумме материального ущерба от повреждения ТС и груза при ДТП с подвижным составом компании.
- Обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска его на линию согласно графику, а также возврата с линии.
- Установление причин неисправностей, из-за которых происходит простой автомобилей, и принятие мер по их ликвидации.
- Составление графиков обслуживания и ремонта подвижного состава и контроль за качеством и своевременностью осуществления ремонта.
- Обеспечение соблюдения утвержденных норм расхода ГСМ запасных частей к оборудованию.
Работник на данной должности имеет следующие права:
- На все социальные гарантии, которые отмечены в трудовом законодательстве РФ.
- На повышение своей квалификации.
- На требование от начальства и других работников всей нужной информации и документации для выполнения своей работы.
- На ознакомление с проектами решений руководства компании, относящимися к сфере его деятельности.
- На отстранение в установленном законами порядке от работы водителей и других сотрудников ведомственного транспорта, состояние или действия которых являются угрозой безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.
- На запрет выпуска на линию подвижного состава компании или возврат его с линии при выявлении поломок и технических неисправностей, представляющих угрозу безопасности движения.
- На представление к поощрению водителей за достигнутые успехи в работе по обеспечению БДД транспорта.
- На предложения о привлечении к ответственности работников, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БДД.
Сотрудник, ответственный за обеспечение БДД в компании, несет ответственность:
- За некачественное исполнение или неисполнение своих трудовых задач, указанных в настоящем документе, — в рамках положений актуального законодательства о труде в РФ.
- За правонарушения, которые были совершены в ходе работы, — в рамках, обозначенных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
- За причинение материального вреда — в границах положений актуального трудового и гражданского законодательства РФ.
Документ распечатывают на белой бумаге формата А4. В готовом виде он должен содержать такую информацию:
- Название компании и ее реквизиты.
- Гриф «Утверждаю» для главы компании. Он должен будет поставить в специально отведенных для этого графах дату утверждения и свою подпись.
- Название документа по центру.
- Текст документа с пронумерованными положениями. Он должен быть разбит на указанные выше разделы.
- Подписи руководителя работника, самого работника и сотрудников, составлявших и утвердивших документ: юриста, специалиста отдела кадров.
Важно! Документ создают в двух экземплярах. Один — для работника, второй — для отдела кадров. Работник подписывает каждый экземпляр. Хранить документ ответственный за БДД может на своем рабочем месте. Так будет легче при необходимости обратиться к тексту документа.
В документе прописаны новые требования к водителям:
-
автобусов;
-
грузовых автомобилей;
-
легкового транспорта, включая такси;
-
осуществляющим международные перевозки;
-
тяжеловесного или крупногабаритного транспорта;
-
транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
Также в приказе содержатся квалификационные требования к специалистам по безопасности дорожного движения, консультантам по вопросам перевозок, контролерам технического состояния транспорта.
Типовые обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения
Работнику предстоит:
- планировать и заниматься проведением профилактических мероприятий по предупреждению ДТП;
- выявлять, почему происходят аварии и нарушения ПДД;
- участвовать в создании локальных актов, касающихся БДД;
- контролировать допуск водителей к транспортным средствам, которыми они могут управлять согласно имеющемуся удостоверению.
Мероприятия по охране труда: план на предприятии
На начальника ложится меньше функций.
Среди них:
- приём на работу лица, отвечающего за БДД, и увольнение с занимаемой должности;
- контроль за аттестацией и обучением водителей;
- принятие плана профилактических работ;
- наложение наказаний при нарушениях инструкций.
Важно! Несмотря на то, что на руководителя возложено меньше обязанностей, в случае возникновения серьезного ДТП, его также будут привлекать к ответственности и даче показаний. В частности он будет отвечать за актуальность должностной инструкции специалиста по БДД.
Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии
Внимание! Специалисту по БДД для работы достаточно ориентироваться на должностную инструкцию (ДИ). Но все остальные лица, занимающиеся безопасностью движения, действуют согласно другим локальным актам.
Среди перечня необходимых документов, регламентирующих деятельность ответственных за БДД лиц, выделяют:
- ДИ контролера техсостояния автотранспорта;
- личную карточку водителя;
- ДИ диспетчера;
- путевые листы;
- журнал регистрации проверок (пред- и/или послерейсовых);
- инструкцию по мерам безопасности при вождении т/с;
- ДИ водителя (для каждого типа транспорта составляется отдельная инструкция).
Нужен ли специалист БДД “неперевозчикам”
Наверное, чаще всего от клиентов мы слышим такой вопрос: «А если у нас вот совсем маленькая организация, 5-7-15 единиц техники, и перевозки не являются нашим видом деятельности, а просто для работы используется техника, то вот этот ответственный БДД – его обязательно назначать, да? И кто еще нужен, кроме него, какие еще нужны «корочки»? А то везде звоним и везде разное говорят».
Если коротко – обученный и аттестованный в УГАДН специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения в организации (или специалист БДД) нужен всем без исключения перевозчикам, а также всем без исключения организациям и ИП – владельцам грузового транспорта и автобусов (согласно последней, от 30.10.2018, редакции Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», которая вступает в силу 30 декабря 2018 года).
Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения
Привлекать в штат лицо, ответственное за обеспечение охраны ДД и профилактику возможных рисков, обязаны почти все компании. Дело в том, что обычно фирмы в разной степени пользуются т/с, поэтому и необходимо минимизировать возможные риски.
План мероприятий по пожарной безопасности в школе или на предприятии
Согласно ФЗ N 196, такой специалист должен присутствовать, если предприятие обладает автомобильным парком, или же арендует транспортные средства.
Исключением из правила являются случаи, когда:
- автотранспорт не используется, поскольку фирма привлекает перевозчиков;
- имеются собственные т/с, но они сдаются в аренду.
Внимание! В последнем случае за безопасное передвижение отвечают уже арендаторы.
О чем нужно проинформировать шофера
Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:
- Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
- Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
- Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
- Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.
Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.
Ответственность за непроведение и непрохождение ИБД
Пункт 22 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 прямо запрещает собственникам транспортных средств допускать своих подчиненных к работе на машинах без проведения специального ИБДД: предрейсового и сезонного
Работника, отказавшегося от его прохождения, надлежит отстранить от работы со всеми вытекающими последствиями как в дисциплинарном, так и в материальном плане, до момента, пока он не пройдет ИБДД. А если он отказывается или препятствует проведению этого мероприятия, то его следует наказать — объявить дисциплинарное взыскание, например замечание или выговор. На период отстранения деньги не платят.
Собственника автомобиля, выпустившего такого работника на линию, ждет административный штраф в рамках п. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, даже если поездка будет безаварийна.
Какие обязанности выполняет ответственный
Перечень обязанностей, пределы ответственности, а также необходимый объем знаний, умений и профессионального опыта прописывают в должностной инструкции ответственного за БДД. При составлении должностной инструкции можно руководствоваться проверочным чек-листом соблюдения требований в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Чек-лист опубликован на официальном сайте Ространснадзора.
Ключевые обязанности ответственного за БДД:
1. Подписывает заключение по допуску работника к самостоятельной работе. Безопасность работников транспортного отдела — основная задача ответственного за БДД. Он должен проследить за тем, чтобы каждый кандидат на должность водителя прошел подготовку по охране труда, чтобы у него была нужная категория в водительском удостоверении, и отсутствовали противопоказания по состоянию здоровья. Ответственный за БДД лично контролирует качественное проведение стажировки водителей, отбирает опытных наставников для новичков. После стажировки водитель должен пройти проверку знаний требований охраны труда. В случае ДТП Ространснадзор в первую очередь проверяет, каким образом проводили допуск водителя к управлению транспортным средством.
Если с работником транспортной службы произойдет несчастный случай в результате ДТП, который повлечет за собой тяжкие последствия, ответственный за БДД будет отвечать как должностное лицо организации. Также ответственного могут дисквалифицировать и удалить из реестра аттестованных специалистов.
2. Проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Ответственный за БДД должен анализировать все причины ДТП, проводить инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом, постоянно отслеживать профессиональную компетентность и профпригодность работников.
3. Проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Ответственный за БДД оказывает методическую помощь и контролирует работу диспетчера по ведению путевых листов, их хранению и учету. Для того чтобы не было нарушений в режиме труда и отдыха водителей, ответственный должен знать нормы оснащения санитарно-бытовых помещений для водителя, нормы учета рабочего времени, постоянно анализировать данные тахографического контроля.
4. Ведет техническую документацию по эксплуатации транспортных средств. Транспортные средства должны иметь диагностические карты технического осмотра. Путевые листы нумеруют, ведут их учет в журнале и хранят согласно номенклатуре дел организации. Затраты по ГСМ рассчитывают согласно летним и зимним нормам выдачи. Каждую замену шин, трансмиссионного и моторного масел регистрируют в журнале технического осмотра транспортного средства. Ответственный за БДД разрабатывает план расстановки техники в гараже, транспортно-технологическую схему транспортных потоков по территории организации.
За каждым водителем должно быть закреплено транспортное средство. Если водители работают в многосменном режиме, то такой режим также должен быть отражен в приказе или распоряжении о закреплении ТС. Ответственный за БДД должен проконтролировать соблюдение этих требований.
Ответственное лицо проводит инструктажи по БДД.
Какие-либо занятия ответственное лицо не обязано проводить ( Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Есть форма журнала проведения инструктажей.
Подробно об инструктажах см. обоснование.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .
Статья: Инструктажи по безопасности дорожного движения
«Автомобильный транспорт относится к группе объектов повышенной опасности. Поэтому автотранспортная организация должна соблюдать определенные правила и требования. В частности, проводить инструктажи водителей. Об особенностях таких инструктажей поговорим в статье.
Что входит в инструктажи
Инструктажи по безопасности дорожного движения (далее — БДД) обязательны для всех водителей. Они нужны, чтобы проинформировать работников*:
Важно
Водителя нельзя допускать к работе на линии, если он не прошел инструктаж по БДД — вводный, предрейсовый, сезонный или специальный
- о погодных условиях движения на маршруте;
- местах отдыха и приема пищи, стоянки транспортных средств;
- телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
- причинах и обстоятельствах ДТП, которые происходили раньше с работниками организации;
- маршруте движения транспортного средства;
- правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов (приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).
Кроме того, водители должны знать, как действовать, если они выбились из графика движения. Указанная информация доводится до водителей во время вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
Вопросы, которые входят в инструктажи по БДД, приведены в таблице*:
Вид инструктажа | Освещаемые вопросы |
Вводный | 1. Общие сведения об организации (размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок). 2. Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств. 3. Правила внутреннего трудового распорядка. 4. Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров. 5. Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. 6. Нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость). 7. Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках. 8. Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП. 9. Документы, необходимые для перевозок пассажиров и (или) грузов |
Предрейсовый |
1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения. (при необходимости), стоянки транспортных средств. МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций. переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами. (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам). сопровождающими детей (при перевозке детей) |
Сезонный | 1. Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды. 2. Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях |
Специальный | 1. Оценка ситуации, в связи с которой проводится инструктаж. 2. Руководство к действию для водителя в определенной ситуации |
Всегда ли нужен специалист, ответственный за безопасность дорожного движения
Привлекать в штат лицо, ответственное за обеспечение охраны ДД и профилактику возможных рисков, обязаны почти все компании. Дело в том, что обычно фирмы в разной степени пользуются т/с, поэтому и необходимо минимизировать возможные риски.
План мероприятий по пожарной безопасности в школе или на предприятии
Согласно ФЗ N 196, такой специалист должен присутствовать, если предприятие обладает автомобильным парком, или же арендует транспортные средства.
Исключением из правила являются случаи, когда:
- автотранспорт не используется, поскольку фирма привлекает перевозчиков;
- имеются собственные т/с, но они сдаются в аренду.
Внимание! В последнем случае за безопасное передвижение отвечают уже арендаторы.
Какие документы по безопасности дорожного движения должны быть на предприятии
Внимание! Специалисту по БДД для работы достаточно ориентироваться на должностную инструкцию (ДИ). Но все остальные лица, занимающиеся безопасностью движения, действуют согласно другим локальным актам.
Среди перечня необходимых документов, регламентирующих деятельность ответственных за БДД лиц, выделяют:
- ДИ контролера техсостояния автотранспорта;
- личную карточку водителя;
- ДИ диспетчера;
- путевые листы;
- журнал регистрации проверок (пред- и/или послерейсовых);
- инструкцию по мерам безопасности при вождении т/с;
- ДИ водителя (для каждого типа транспорта составляется отдельная инструкция).
Как проходит обучение?
Приказ Минтранса РФ №283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения» предполагает следующие условия обучения:
- Минтранс РФ разработал специальные курсы до 250 академических часов. Оплата слушания курса осуществляется за счет организации.
- Обучение можно пройти онлайн через сайт Росавтотранса. Однако в этом случае человеку придется самостоятельно изучать материал, и не иметь возможности задавать уточняющие вопросы, если что-то непонятно. Изучение в очной форме повышает шанс прохождения экзамена и демонстрирует более эффективное понимание особенностей обеспечения БДД.
- По итогу проводится аттестация с присутствием специальной комиссии. Кандидат отвечает на 20 вопросов и должен дать не менее 18 верных ответов за полчаса.
Успешная аттестация предполагает внесение результатов в реестр Росавтотранса. После этого человек получает диплом об окончании курсов и может быть назначен специалистом БДД на предприятии.