Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Миграция: основные понятия
Любое перемещение человека (или группы людей) из одного места проживания в другое называют миграцией. Эти движения происходят с мотивацией «от» (когда «не совсем хорошо на Родине») или с мотивацией «до» (когда «очень хорошо где-то»). Это так называемые выталкивающие и притягивающие факторы.
Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.
Исторически сложилось, что основные миграционные потоки формируются за счет развивающихся стран; именно разница между оплатой труда, условиями жизни и личными перспективами в «своей» (страна-донор) и «не своей» (страна-рецептор) местности побуждает людей перебираться в новые места.
Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.
Изменения для иностранных студентов
Иностранным студентам, которые обучаются в высших учебных заведениях России, будет проще получить разрешение на проживание.
Прибывшие в Россию для получения образования в государственных организациях иностранцы теперь могут упрощенно получить разрешение на временное проживание. То есть:
иностранные граждане, прибывшие в РФ в целях обучения в государственной образовательной или государственной научной организации, смогут получить разрешение на временное проживание в целях получения образования (РВПО)
Соответствующие положения вступили в силу с 1 января 2023 года. РВПО будет выдаваться иностранцам по заявлению.
Кроме того, уточняется, что указанная категория лиц получит право в течение 3 лет после окончания обучения в упрощенном порядке получить вид на жительство в России.
Иностранцы, обращающиеся за получением РВПО, не должны подтверждать факт владения русским языком, знание истории России и основ законодательства России, а также ежегодно подавать уведомление о проживании.
Миграционные процессы
Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.
В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:
- регистрируют мигрантов по месту жительства;
- собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
- поддерживают работу открытой информационной системы.
Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:
- Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
- Создание новых рабочих мест;
- Государственная поддержка для мигрантов;
Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.
Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.
На основании данной статьи можно сделать вывод, о том, что миграция — это довольно интересный процесс, который вносит как положительный, так и отрицательный вклад в развитие государства. Миграционные процессы регулируются законами РФ, а именно создана «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».
Миграционное положение в России
Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.
Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.
Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.
Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.
С 2022 года в Москве подорожает патент для трудовых мигрантов
27. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации:
а) дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции с учетом норм международного права;
б) развитие международного сотрудничества Российской Федерации в сфере миграции, гармонизация миграционного законодательства Российской Федерации и унификация статистического учета в этой сфере в рамках межгосударственных объединений;
в) включение задач и мероприятий по реализации государственной миграционной политики Российской Федерации в государственные, федеральные и региональные программы;
г) учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;
д) формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающейся миграционной ситуации;
е) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
ж) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;
з) развитие научных исследований в сфере миграции.
28. Первый этап (2012 — 2015 годы):
а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
29. Второй этап (2016 — 2020 годы):
а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.
30. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из районов Сибири и Дальнего Востока.
31. Третий этап (2021 — 2025 годы):
а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.
32. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения в районы Сибири и Дальнего Востока.
Нельзя сказать, что власть не замечает проблему. Весь вопрос, насколько принимаемые меры соответствуют размаху миграционных потоков. Способны ли они справиться с преступностью мигрантов? Их сплочённости, коррумпированности с правоохранительными органами, наличию у них лоббистских этнических структур.
Так или иначе, президент во исполнение основной цели миграционной политики (Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622) – «формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации» – отдал целый ряд поручений.
По поводу института гражданства РФ вводится три вида порядка приёма: общий, упрощённый и особый.
Общий порядок понятен, как и раньше.
Упрощённый применяется к лицам, «близким нам в социокультурном отношении» (хотелось бы, чтобы это было именно так), при наличии «позитивных социальных связей» в РФ (родственники), «уязвимого положения» (например гонимые русские из соседних стран). Необходимо также знание русского языка и отсутствие проблем с законом. Здесь интересно, что только «экономические» (бизнес в России) социальные связи теперь не повод для получения гражданства в упрощённом порядке.
Почему происходит миграция в России
В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.
Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.
Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.
Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.
Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:
- неблагоприятная политическая обстановка в стране;
- упадок экономики;
- плохая экология;
- межнациональные разногласия;
- религиозные расхождения;
- психологические;
- межрасовые распри;
- гуманитарная помощь;
- правовые причины.
Миграция населения в разных ее проявлениях существовала испокон веков, ведь недаром в исторической науке существует даже условное название «Великое переселение народов» – период с IV по VII веков, когда народы с периферии Римской империи перемещались в метрополию. А вот поводом для возникновения данного процесса всегда выступали совершенно разные явления в обществе и природе. На заре человечества таковыми служили в большинстве случаев природные катаклизмы и стремление найти иной регион с лучшим возможностями для пропитания и обустройства, в настоящее время к этому стоит добавить политические катаклизмы и желание человека реализовать себя в профессиональном плане.
Желающих переехать в Россию сегодня немало и процессы миграции не обошли ее стороной. В настоящее время трудно найти россиянина, который не знал, кто такие иммигранты в России, так огромная часть экономики развивается с их помощью. Необходимость в приросте населения заставляет государство предпринимать меры по привлечению иностранных граждан. Потеря собственного населения компенсируется за счет мигрантов, чем и обеспечивается развитие экономики и предотвращение демографического кризиса.
Международные эксперты признают, что российские иммиграционные законы довольно совершенны. Обеспечить необходимое количество рабочей силы в стране, защищать национальный рынок труда, препятствовать нарушению международного законодательства, международного права и прав иностранцев и апатридов – вот основные цели, которые преследует миграционная политика России. Миграционное право должно не просто регулировать все передвижения человека, но и действовать в интересах государства и его граждан.
Распределение трудоспособных иностранцев по странам
49,6% трудовых мигрантов в России — из Узбекистана, 30,5% — граждане Таджикистана. Оставшуюся часть делят между собой выходцы из Беларуси, Украины, Китая, Армении, Кыргызстана, Казахстана и Молдавии.
Больше всего мигрантов за I полугодие 2022 года прибыло в Россию из Таджикистана и составило 82,7 тысячи человек. За последние 3 года (включая допандемийный 2019 год) — это самый высокий показатель. Количество приезжих из остальных стран составило:
- Украина — 57,9;
- Армения — 30,9;
- Казахстан — 30,6;
- Киргизия — 27,9;
- Узбекистан — 25,0;
- Азербайджана — 16,3;
- Молдавия — 11,1;
- Белоруссия — 9,0;
- Другие страны — 3,6.
Увеличилось в 2022 году число приезжих из Китая — 3045 человек (2478 в 2021 году) и из Индии — 2575 (2102 человек в 2021 году).
Крупнейшие миграции в мире на сегодняшний день происходят на Украине, всего перемещено 14,4 млн человек.
По оценкам ICMPD, в 2022 году внутренняя миграция на Украине составила 6,5 млн человек, внешняя 7,9 млн. Из 7,9 млн покинувших страну человек, 4,9 млн были зарегистрированы как участники Директивы о временной защите, впервые активированной в ЕС. Еще 3 млн выехали в Россию, страны бывшего СССР и Турцию.
Несмотря на определённый обратный отток мигрантов, произошедший во второй половине 2022 года, в 2023 году прогнозируется вторая волна миграции из Украины в ЕС в объеме от 0,5 до 4 млн человек. В связи с чем уже планируется продление действия Директивы на 12 месяцев до марта 2024 года, что позволит принять новых мигрантов и проработать механизмы помощи беженцам после завершения её действия.
Факторы привлекательности стран, в которые планируется эмиграция
Чтобы выбрать самый подходящий вариант переезда, нужно прежде всего сделать для себя четкий выбор, опираясь на свой менталитет, профессиональную подготовку, возраст, ожидания и потребности. Обычно, факторами привлекательности стран выступают следующие данные:
- Развитая экономика и высокий уровень оплаты труда. Данный фактор является для многих причиной покинуть Россию с ее невысоким уровнем вознаграждения персоналу. Поэтому развитые государства Европы, США, Канада, Австралия, нефтедобывающие Объединенные Арабские Эмираты являются предпочтительными.
- Высокий уровень социальной защищенности и наличие социальных программ. Здесь выделяются Норвегия, Швеция, Швейцария, Канада. Однако и стать их гражданином является делом непростым.
- Климатические условия. Предпочтительнее климатические условия Южной и Западной Европы (Испания, Португалия. Италия), а также Австралии и Новой Зеландии с их уникальной природой и пейзажами. По этому параметру сложной является эмиграция в ОАЭ с жарким климатом и Канаду с ее пасмурной погодой и населением, постоянно принимающим антидепрессанты.
- Быстрота и удобство получения вида на жительство. Здесь выделяются такие страны, как Чехия и Болгария, где и язык ближе к нашему, а также Черногория и Испания. Правда, в Черногории за последнее время ухудшилось отношение к русским, поэтому она стала менее популярной. Но это касается Европы, а есть еще Латинская Америка с Чили, Аргентиной и Уругваем. Но трудно сравнить их криминогенную обстановку с ситуацией в спокойной и благополучной Евразии. Зато попасть туда легче.
- Наличие университетов для обучения и последующего переезда. Здесь вне конкуренции страны западноевропейские (Германия, Великобритания, Франция с их самыми престижными ВУЗами, предоставляющими бесплатные гранты и дающие льготное платное обучение для иностранцев в том числе), но и США и Канада тоже находятся в списке эмиграции для учащейся молодежи.
- Наличие пенсионных программ. Данный фактор привлекателен для лиц старшего возраста. Есть варианты таких программ в экзотической Панаме, где пенсионерам полагаются большие льготы. Популярно и перемещение в Болгарию, где можно вполне прилично жить на российскую пенсию, получая ее в любом банке. При этом гражданство можно не получать, вполне хватит вида на жительство.
- Дешевизна проживания. Довольно часто применяется эмиграция в страны, где есть дешевые товары и недорогие продукты питания. К ним относятся Китайская Народная Республика, которая популярна для переезда привычных к ее климатическим условиям граждан востока нашей страны, а также Таиланд и Филиппины, где есть возможности для комфортного проживания по недорогим ценам. Многие эмигрируют по той же причине в Египет, приобретая там недвижимость, но следует учитывать крайне жаркий климат данного региона в летнее время и соизмерять свои возможности с этим фактором.
Для себя, при решении вопроса эмиграции, нужно решить, какой фактор привлекательности является превалирующим. Если это перспективы работы в условиях высокоразвитой экономики и будущее профессиональное совершенствование — это один подход, если ориентированность на простоту получения вида на жительство — другой, если речь идет о возможности проживать в стране, где все недорого, и можно заработать себе на достойную жизнь — третий.
Где можно получить ПМЖ в Европе россиянам и белорусам
Куда сейчас уехать из России быстро, безопасно и желательно недорого? Этот вопрос возникает у большей части экспатов. Однако многие из них хотят не просто переехать за границу на ПМЖ, но и рассматривают эмиграцию в Европу.
Въезд в Европу для белорусских граждан и россиян по-прежнему реален, несмотря на санкции и установленные ограничения. Сегодня получить шенгенскую визу можно практически на прежних условиях, в том числе в Словении, Португалии, Хорватии, Греции, Испании, Италии. Но следует понимать, что под действие санкций в большинстве случаев попали дипломаты и отдельные граждане России и Беларуси. При этом нет категоричного запрета для всех без исключения, как ошибочно считают большинство претендентов на туристическую визу.
Следует учитывать и нововведения, которые затронули не только порядок оформления виз для россиян и белорусов, но и иммиграционные программы ВНЖ и ПМЖ. Некоторые юрисдикции приостановили прием заявок на ВНЖ и гражданство от российских граждан и, возможно, белорусских (следует уточнять).
Как будут выдворять (депортировать) мигрантов?
Процедура высылки из России нелегалов хорошо отработана. Для этой цели применяется административное выдворение и депортация. В первом случае решение принимает работник ФСБ или МВД, во втором – суд. Кстати, выдворение может быть добровольным (когда человек сам следует за границу) и принудительным. Не будем останавливаться на частностях.
Полицейским вполне по силам отправить на родину миллион человек. Например, на старте эпидемии COVID-19 всего за месяц (с 20 марта по 21 апреля) в Россию было возвращено 170 тысяч наших граждан. Однако вопросы эвакуации куда сложнее банальной высылки нелегальных мигрантов. Чтобы отправить 1 миллион иностранцев восвояси, потребуется несколько месяцев напряжённой работы ФМС.
Прогноз ожидаемой продолжительности жизни в РФ до 2035 года
Специалисты Росстата составили демографический прогноз до 2035 года. Ожидаемая продолжительность жизни оценивается в трех вариантах: низкий, средний и высокий.
Год
|
Низкая вариация
|
Средняя вариация
|
Высокая вариация
|
|||
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины
|
мужчины
|
женщины |
|
2023 |
58 |
71 |
59 |
72 |
57 |
71 |
2024 |
58 |
71 |
59 |
72 |
57 |
70 |
2025 |
58 |
72 |
59 |
72 |
57 |
71 |
2026 |
58 |
72 |
59 |
72 |
57 |
71 |
2027 |
60 |
73 |
61 |
73 |
58 |
71 |
2028 |
61 |
74 |
62 |
74 |
59 |
72 |
2029 |
61 |
74 |
62 |
74 |
60 |
72 |
2030 |
62 |
74 |
63 |
75 |
60 |
73 |
2031 |
63 |
74 |
63 |
75 |
61 |
73 |
2032 |
64 |
75 |
64 |
76 |
62 |
74 |
2033 |
64 |
75 |
65 |
76 |
63 |
74 |
2034 |
65 |
76 |
65 |
76 |
63 |
75 |
2035 |
65 |
76 |
65 |
76 |
64 |
75 |
В Центральной Азии население растет, несмотря на отток людей в Россию
Население Центральной Азии ежегодно растет на почти миллион двести человек
Несмотря на то, что ежегодно в среднем 100 000 человек из Центральной Азии получают гражданство Российской Федерации, и более 300 000 живут с разрешением на временное проживание (почти столько же живут с видом на жительства), население в Центральной Азии продолжает расти здоровыми темпами. Хотя сотни тысяч жителей региона связывают свое будущее с жизнью в России из-за невозможности жить в своей стране по экономическим причинам, регион не останется безлюдным из-за высокой рождаемости, ежегодно пополняясь на почти миллион двести человек.
В то же время, несмотря на приток мигрантов, Россия впервые за последние 10 лет не смогла пополнить естественную убыль населения. Согласно данным, опубликованным Росстатом, в 2021 году миграционный приток только наполовину (57.2%) компенсировал естественную убыль населения РФ.
Миграционный приток только наполовину компенсировал естественную убыль населения РФ
Но несмотря на снижение прироста миграции, сразу две страны региона – Таджикистан и Казахстан обошли Украину по приросту миграции в Россию. По темпам прироста Таджикистан впервые обогнал лидера последних четырех лет – Украину.
Миграционный прирост в РФ, данные Росстат
2018г. | 2017г. | |||||
число прибывших | число выбывших | миграционный прирост (+), снижение (-) | число прибывших | число выбывших | миграционный прирост (+), снижение (-) | |
Казахстан | 72141 | 45621 | +26520 | 71680 | 38944 | +32736 |
Киргизия | 44408 | 35430 | +8978 | 41165 | 21810 | +19355 |
Таджикистан | 67929 | 36898 | +31031 | 63467 | 28828 | +34639 |
Туркмения | 10509 | 7558 | +2951 | 8734 | 5861 | +2873 |
Узбекистан | 55378 | 48571 | +6807 | 64073 | 41906 | +22167 |