Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Таможенная проверка после выпуска товаров

Таможенная проверка после выпуска товаров – это эффективный инструмент для контроля соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства. Таможенная проверка после выпуска товаров ТК ЕАЭС в статье 331 определяется как форма таможенного контроля, проводимая таможенными органами наряду с другими формами. Формы таможенного контроля перечисляются в статье 322 ТК ЕАЭС, в том числе указана таможенная проверка. Проверки могут быть как камеральными, так и выездными, выездные, в свою очередь, могут быть плановыми, внеплановыми и встречными. Срок таможенной проверки после выпуска товаров ограничивается 3 годами, но таможенные документы положено хранить 5 лет.

Выездная таможенная проверка, пример после выпуска товара: среди импортных товаров, продаваемых торговой организацией, проверка выявила товар, имеющий маркировку импортного, но имеющий российское происхождение.

Результативность таможенных проверок после выпуска товаров достаточно высока.В результате их проведения выявляются нарушения и возбуждаются административные и уголовные дела, по результатам которых в федеральный бюджет перечисляются таможенные платежи, штрафы и пени. Результаты проверок должны быть оформлены как акты таможенных проверок после выпуска товаров в законодательно утверждённой форме. Если проверкой установлен факт недостоверного декларирования, то декларанту должна быть направлена копия этого документа.

Цели таможенного контроля

Цели современного таможенного контроля заключаются в охране государства и общества, соблюдении игроками ВЭД законодательных норм, выявлении и предотвращении противоправных действий, защите общественного порядка, законных интересов, прав граждан и бизнеса, содействии в борьбе с международными террористическими организациями. Достижение необходимого результата напрямую зависит от выбранной формы, это может быть:

  • устный опрос;
  • проверка данных и документации;
  • досмотр и личный досмотр;
  • наблюдение;
  • получение объяснений;
  • исследование маркировки продукции;
  • осмотр территорий и помещений;
  • проверка системы учета и отчетности;
  • товарный учет.

ТК после выпуска товаров

Проведение таможенного контроля над товарами может длиться до трёх лет. Проверяют сведения об объектах, которые бы подтверждали их выпуск или нелегальное нахождение на территориях Союза (например, данные объекты нарушают соглашения или законодательство).

Объектами таможенного контроля после выпуска товаров могут стать те объекты, которые были ввезены на территорию таможни, нарушая следующие критерии:

  • не предъявлены документы, которые бы подтверждали соблюдение условий законодательства;
  • указанные в ДТ товары не предоставлены или их место нахождения не доказано.

Особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС

Рассмотрим изменения законодательства в части контроля таможенной стоимости товаров, вступившие в силу в 2018 году.

Ранее нормативно-правовая база устанавливала [4], что таможенные органы в отношении таможенной стоимости товаров имеют право принять одно из двух окончательных решений: о ее «принятии» или «корректировке». Если ни одно из этих решений не могло быть принято, при одновременном «обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены», проводилась «дополнительная проверка». Однако со вступлением в силу ТК ЕАЭС понятия корректировки таможенной стоимости и дополнительной проверки не используются вовсе. Нормы, регулирующие действия таможенных органов по запросу проверки документов и сведений, касающихся таможенной стоимости товаров, включены в форму таможенного контроля, урегулированную ст. 325 ТК ЕАЭС «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров».

Читайте также:  Все, что нужно знать об оформлении пенсии по потере кормильца в 2023 году

Согласно решению N 42 [6] законодательство закрепляет принятие таможенной стоимости в следующих случаях:

  • до выпуска товаров не были обнаружены признаки недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
  • по результатам проверки таможенных, иных документов и сведений, были подтверждены достоверность и полнота таких документов и сведений.

С 2018 года при необходимости внесения изменений в сведения ДТ, касающиеся таможенной стоимости, таможенными органами направляются: требование о внесении изменений (дополнений) в ДТ (в случае внесения таких изменений до выпуска товаров); решение о внесении изменений (дополнений) в ДТ (в случае внесения изменений после выпуска товаров).

Кроме того, решение N 42 [6] уточнило некоторые особенности проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС. В частности, признаки недостоверности, которые изображены на рис. 1, несколько отличаются от установленных ранее решением N 376. Так, был исключен пункт, содержащий следующую формулировку: «выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров». Соответственно, выявление рисков с использованием СУР без наличия иных признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не является случаем, когда таможенный орган может запросить у декларанта документы и сведения.

Библиографический список

  1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Приказ ФТС России от 09.12.2011 (ред. от 07.10.2013) N 2490 «Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок» // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «Гарант».
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 «О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Агамагомедова С.А. Контроль таможенной стоимости в современной системе таможенного контроля: административно-правовой аспект // Хозяйство и право. 2017. N 6 (485). С. 82 — 87.
  8. Агапова А.В., Щелкунова Е.В. Дополнительная проверка по вопросам таможенной стоимости: практика проведения, проблемы и возможные пути решения // Международная торговля и торговая политика. 2017. N 4 (12). С. 120 — 132.
  9. Габдуллина А.А. Декларирование и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза // Основные аспекты совершенствования таможенного дела: Материалы круглого стола / Под ред Н.Т. Насретдинова. М.: Русайнс, 2017. С. 19 — 21.
  10. Зыков А.А. Таможенная стоимость и ее проблемы в современном таможенном деле // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2016. N 4 (19).
  11. Калиниченко Е.В., Крючкова Л.С. Осуществление контроля таможенной стоимости: перспективы с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. N 1 (26). С. 36 — 41.
  12. Кеменова А.А. Исследование практики контроля таможенной стоимости как составляющей государственного финансового контроля на современном этапе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Т. 2. 2016. N 1. С. 29 — 37.
  13. Колесник Ю.В., Никитин Б.Г. К вопросу о законности решений, действий должностных лиц таможенных органов по контролю таможенной стоимости товаров // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. N 1 (26). С. 95 — 99.
  14. Матвеева О.П. Развитие системы оценки качества проведения контроля таможенной стоимости товаров // Научный журнал «Дискурс». 2016. N 1 (1). С. 259 — 264.
  15. Сухарев А.Н. Контроль таможенной стоимости (аспект с позиции управления таможенными рисками) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2017. N 4. С. 125 — 134.

Виды таможенного контроля

Виды таможенного контроля подразделяются на две группы: контроль товаров и транспорта. Для каждого типа ТС – морских и речных кораблей, железнодорожных составов, самолетов, автомобилей выбирается конкретные способы проверки. Во время контрольных мероприятий различают проверку импортных, экспортных, транзитных грузов. В зависимости от объема и характера участия в контрольных мероприятиях стран классифицируют односторонний, двусторонний и совместный контроль.

Виды таможенного контроля включают также контроль документальный и фактический, товарных знаков, средств идентификации. Не исключено проведение личного досмотра. Он осуществляется по приказу начальника органа ФТС при наличии достаточных для этого оснований. Веским поводом становится обоснованное подозрение в сокрытии и попытке перевезти через границу товары, не соответствующие действующему законодательству.

Какие сроки установлены для таможенного оформления товаров?

Сроки выпуска товаров регламентированы ст. 119 ТК ЕАЭС и составляют 4 часа. Отсчет начинается с момента регистрации таможенной декларации. Он передвигается, если до конца рабочего дня таможенного органа на время подачи декларации осталось менее четырех часов. Начатая процедура должна быть доведена до конца на следующий рабочий день. Это – идеальная ситуация, когда документы и груз соответствуют требованиям. В ином случае сроки таможенного оформления товара будут в разы длиннее. К таким ситуациям относятся:

  • Таможенники запросили документы, которые подтверждают достоверность информации, включенной в декларацию;
  • Декларант обратился в ФТС с заявлением об изменении или дополнении декларации;
  • Декларант/таможенный представитель не внесли изменения в декларацию по требованию таможенников.
Читайте также:  Процедура получения гражданства носителем русского языка

Проведение таможенного контроля

Порядок проведения таможенного контроля и какова его продолжительность?

Все зависит выбранной формы ТК. Проверка документов, осмотр или опрос физлица редко отнимают много времени. Как правило, опытному инспектору достаточно всего несколько минут на то, чтобы отделить из всей массы поступающих товаров и документов к ним товары, перемещаемые с нарушением законодательства. Досмотр может длиться несколько часов (его продолжительность зависит от количества досматриваемого груза, численности досматривающего персонала, имеющихся техсредств ТК, количества или полного отсутствия погрузчиков, кранов и прочей погрузочно-разгрузочной техники). Но даже когда товары были успешно выпущены, это еще не значит, что контроль завершился. В последние годы ФТС РФ многое сделала для постепенного переноса акцента таможенного контроля с этапа предшествующего выпуску товаров, на этап, следующий после выпуска. Это должно помочь максимально облегчить участникам ВЭД процесс прохождения таможенной очистки товаров, сократить его время, избавиться от очередей на таможне и излишнего простоя транспорта. Инспекторы вправе на протяжении трех лет с момента выпуска товаров поднимать выпущенные ДТ, сверять заявленные в них данные, запрашивать у декларанта дополнительные документы, или делать запрос в различные контролирующие органы (ФНС РФ, Минпромторг, Россельхознадзор, Росалкогольрегулирование, ФСБ РФ и др.). Это камеральная проверка (проще говоря, «камералка»). Если она выявит несоответствие между данными, заявленными в ДТ и реально имевшими место фактами (например, участник ВЭД продал больше зарубежных товаров, чем он указал в ДТ), тогда проводится выездная проверка. Иногда к ней привлекаются специалисты ФНС РФ, Россельхознадзора, ФСТЭК РФ, прокуратуры и других госорганов надзора и контроля.

Услуги прохождения таможенного контроля

Наша оказывает услуги по прохождению таможенного контроля и услуги таможенного брокера — представителя любым участникам ВЭД на любых таможнях и таможенных постах России.

Мы предоставляем следующие виды услуг:

  • Помощь при сборе товаросопроводительных документов (сертификатов соответствия, сертификатов происхождения, деклараций о соответствии и т.д.);
  • Заполнение и подача таможенной декларации;
  • По поручению клиента представляем его интересы на СВХ и таможне, присутствуем при таможенных осмотрах и досмотрах;
  • Производим подсчет таможенных платежей и по поручению клиента оплачиваем их на таможню.

Работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Система таможенного контроля

Организация таможенного контроля в Российской Федерации опирается не только на таможенное законодательство ЕАЭС и национальное законодательство, но и на международные договоры, которые ратифицировала наша страна.

Киотская Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур провозглашает принцип открытости мировой торговли, призывает страны мира создавать условия при которых происходило бы ускорение внешнеторгового оборота, законной торговли. Таможенные органы стран мира должны обеспечивать развитие международной торговли без ущерба для эффективности таможенного контроля. Принципы, которые провозгласила Киотская конвенция, стали основополагающими для Всемирной таможенной организации (ВТамО), членом которой является Российская Федерация.

Добиться ускорения процессов во внешнеторговом обороте можно путем широкого внедрения процессов автоматизации в процедуру оформления товаров, введения электронного документооборота между участниками ВЭД, а также путем упрощения контроля товаров. Международный опыт таможенных организаций гласит, что вполне возможно отказаться от тотального контроля всех потоков товаров заменив его на выборочный. Таможенные администрации европейских стран достигли того, что досматривалось только 10-15% от всего товаропотока.

В России тоже применяется выборочный контроль товаров. То есть досматриваются не все товарные партии (да и это невозможно), а только часть из них. Какая товарная партия будет подвергнута мерам контроля определяет Система управления рисками (СУР). Благодаря алгоритмам, внедренным в систему таможенным органам России удалось добиться сокращения времени на выполнение таможенных процедур и уменьшения очередей в пунктах пропуска.

Алгоритм работы СУР следующий – система присваивает каждой товарной партии так называемый профиль риска. От профиля риска зависит выбор той или иной формы таможенного контроля. В отношении одной части товарных партий применяются такие меры таможенного контроля, как проверка документов, таможенный осмотр, а в отношении другой части товарных партий применяются меры таможенного досмотра. И даже если товары если товары были успешно выпущены таможней под заявленной таможенной процедурой, система СУР может назначить меры таможенного осмотра помещений и территорий, где будут размещены растаможенные товары, может назначить меру таможенной проверки (камеральной или выездной).

При формировании профилей риска система СУР анализирует множество параметров. Их можно разделить на внешние и внутренние.

К внутренним относятся сведения, зафиксированные в базах данных таможни (среднемировые цены на разные группы товаров, средние суммы контрактов по тем или иным товарам, базы данных деклараций, информационные каталоги, выпускаемые таможенными и нетаможенными органами, таможенная статистика и другие источники информации). К внешним источникам относятся сведения, получаемые таможенными органами из баз данных других органов исполнительной власти (из ФНС РФ, Минпромторга, Росалкогольрегулирования, Россельхознадзора). Для этого активно используются возможности системы СМЭВ. Также к внешним источникам относятся сведения, получаемые российскими таможенными органами от таможенных органов других государств по каналам международного сотрудничества.

Читайте также:  НДФЛ с натуральных доходов с 2023 года

Точное количество параметров, влияющих на формирование профилей риска не известно. По некоторой информации, система СУР оперирует около полутора тысячей разнообразных параметров при определении профиля риска той или иной товарной партии и это число постоянно возрастает. Какие это параметры тоже не известно. Исходя из опыта можно предположить, что на профиль риска влияют следующие параметры.

Институт уполномоченных экономических операторов

Он, по всей видимости, претерпел самые значительные изменения.

Во-первых, уполномоченных экономических операторов разделили на три типа. Причем каждый из типов пользуется своим перечнем упрощений, а это значит, что можно выбрать именно тот статус, который в наибольшей степени соответствует виду деятельности.

Так, например, свидетельство первого типа, предполагающее возможность первоочередного совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на территорию Союза (и убытием с нее), их декларированием и выпуском, первоочередного проведения таможенного контроля, непредоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при таможенном транзите и пр., подойдет прежде всего перевозчику и таможенному представителю. А свидетельство второго типа, разрешающее среди прочего временное хранение товаров (принадлежащих как непосредственно уполномоченному экономическому оператору, так и другим лицам) на собственных площадках, — владельцу склада временного хранения.

Во-вторых, в принципе, увеличилось количество предоставляемых упрощений. Действующий Кодекс предполагает всего три (четвертое в тексте документа звучит как «иные») послабления, а тот, который готов с 1-го января вступить в силу, — 9 для тех уполномоченных экономических операторов, которые имеют свидетельство первого типа, 10 для обладателей свидетельства второго типа и 17 — для третьего.

В-третьих, расширился перечень тех, кто может претендовать на статус УЭО: теперь в их число входят как компании, которые непосредственно экспортируют и импортируют товары, так и таможенные представители, экспедиторы, перевозчики, владельцы таможенного склада и склада временного хранения.

В-четвертых, изменился принцип реестрового обеспечения. До сей поры уполномоченному экономическому оператору вне зависимости от «стажа» и вида деятельности требовалось обеспечение в размере не менее одного миллиона евро. В соответствии же с новым законодательством сумма обеспечения может со временем снижаться и для тех, кто умудрился продержаться в статусе УЭО более шести лет, составить в итоге 150 тысяч евро. При этом уполномоченные экономические операторы со свидетельствами второго и третьего типа вообще не обязаны предоставлять это самое обеспечение. Для них предусмотрен специальный, регламентированный Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 №65, порядок определения финансовой устойчивости.

Таможенное декларирование и выпуск товаров

В условиях цифровой экономики одним из ключевых элементов Таможенного кодекса ЕАЭС стал окончательный переход к электронному декларированию без необходимости предоставления дополнительных документов на бумажных носителях. Бумажный вариант документов должен будет предоставляться только по требованию таможенных органов в рамках системы управления рисками и только в случае, когда необходимые сведения не могут быть получены из информационных систем механизма «единое окно», т.е. от других госорганов. «Подача таможенному органу декларации на товары на бумажном носителе будет исключением, а не правилом, как это заложено в действующем кодексе», — подчеркнул Владимир Орловский.

Наработанный в таможенной сфере опыт и стремительное развитие информационных технологий демонстрируют неизбежность замещения участия таможенника специальными программными средствами. «В этом ключе по предложению белорусской стороны в кодексе нормативно закреплена возможность автоматического таможенного оформления и автоматического проведения отдельных форм таможенного контроля — без участия сотрудников таможни», — рассказал первый зампред ГТК.

Также по инициативе белорусской стороны значительно сокращены сроки выпуска товаров. Если действующим кодексом предусмотрен максимум в 1 рабочий день, то в новом кодексе срок выпуска сокращен до 4 часов, что, очевидно, поспособствует скорейшему продвижению товарных потоков.

Кроме того, расширено применение института предварительного таможенного декларирования товаров — до въезда на территорию страны. «Декларант получает возможность подать предварительную декларацию не только до ввоза товаров, но и до прибытия во внутренний пункт таможенного оформления. Такая возможность будет способствовать оптимизации расходов участников внешнеэкономической деятельности, поскольку декларант сможет использовать время, в течение которого товар перемещается под процедуру транзита», — пояснил Владимир Орловский.

Кроме того, новым кодексом существенно расширены возможности декларирования товаров, когда по объективным причинам у декларанта отсутствуют какие-то сведения о них. Для удобства декларанта реализованы механизмы так называемого неполного декларирования, т.е. с указанием не всех сведений о товаре. А для предприятий, осуществляющих типовые поставки с постоянными контрагентами, заложен институт периодического декларирования, когда фактически одна декларация заменяет несколько на разные партии товаров.

Расширено применение механизма выпуска товаров с последующим контролем правильности их классификации и происхождения, подтверждения льгот. «Фактически в этом случае таможенный контроль будет производиться после выпуска товаров, а само таможенное оформление осуществляться в максимально короткие сроки. В действующем законодательстве такой механизм применяется только при контроле таможенной стоимости и при необходимости проведения экспертизы товаров», — рассказал Владимир Орловский.

Важно и то, что до минимума сокращены основания для отказа в выпуске товаров. Теперь в случае совершения нарушений, не влекущих административную ответственность, например, неточного заполнения граф таможенной декларации, предусмотрена лишь корректировка декларации без отказа в выпуске.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *