Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами Российского законодательства по вопросам опеки и попечительства являются Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ. А также ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.2014 г. // Российская газета. — 2014. — № 62.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации : (часть первая) : федеральный закон от 30.11.2014 №51-ФЗ : (с измен. по сост. на 27.12.2009) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 330.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2015 №138-ФЗ : (с измен. по сост. на 30.06.2008) // СЗ РФ. – 2016. — №1. – Ст. 16.
  4. Федеральный закон от 24 апреля 2018 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с измен по сост. На 18.07.2009г.) // СЗ РФ. – 2018. — № 17. — Ст. 1755.
  5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 № 131-ФЗ. // Российская газета. -2013. — № 202
  6. Федеральный закон от 2 августа 2015 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»// СЗ РФ. — 2015. -№ 32. -Ст. 3198.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесроч-ную перспективу (2006 — 2008 годы)» // СЗ РФ. — 2016.- № 5. -Ст. 589.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 июня 2017 года № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». // Правовая система «Гарант»

Специальная литература

  1. Алексеев С.С.Гражданское право Краткий учебный курс. -М.: НОРМА, 2018. -566с.
  2. Арутюнян Г.В. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право.-2018.-N 4. С.3 8.
  3. Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. -2016. -N 2.- С. 68 — 70.
  4. Гражданский кодекс Квебека. Серия «Современное зарубежное и международное частное право».- М., 2017. — 211с.
  5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический ком-ментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин.- М., 2012. -654с.
  6. Гражданское право / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. -М., Проспект, 2012. -601с.
  7. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть (отв. ред. — Е.А. Суха-нов). — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 479с.
  8. Гражданское право. В 4 т. Т. 1: Общая часть / под ред. — Е.А. Суха-нов. — М.: «Волтерс Клувер», 2018.- 659с.
  9. Гражданское право. Том I / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Е.А. Суханова.- М.: Волтерс Клувер, 2016. -701с.
  10. Гришаев С.П. Гражданское право в вопросах и ответах // СПС «Га-рант», 2017. -219с.
  11. Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки, недееспособ-ных и ограниченно дееспособных граждан. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2018. — 112 с.
  12. Законы об опеке и попечительстве (ст. ст. 212 — 382 т. X, ч. 1) по кассационным решениям Правительствующего Сената / Сост. А.Г. Бекин. -М., 2013. -295с.
  13. Кузнецова О.В., Пивоварова Т.Г. Комментарий к Федеральному за-кону от 24 апреля 2018 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». — Система ГАРАНТ, 2009.- 812с.
  14. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый Семейный кодекс Алжира // Вестник МГУ. Серия 11: Право. -2018. -№ 2. -С. 79-81.
  15. Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. … докт. юрид. наук. -Барнаул, 2013.- 179с.
  16. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. -N 7. -С. 85 — 90.
  17. Пелевин А.А. Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения // Российский судья. – 2008. -N 3. –С.8-15.
  18. Поздняков А.Б. :Правовые вопросы патронажа как института гражданского права Российской Федерации // Семейное и жилищное право // 2018. — N 5. –С.7-11.
  19. Синайский В.И. Русское гражданское право. -М., 2012.-459с.
  20. Суханов Е.А. Гражданское право. В 4 т. Том 1. Общая часть. : учеб. для студентов вузов, обучающихся по юрид. Специальностям. -М. Волтерс Клувер, 2017. -596с.
  21. Ходырева Е.А. Правовые вопросы определения и назначения опекунов или попечителей на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего гражданина // Семейное и жилищное право.-2018. -N 5.- С. 16 — 19.
  22. Шерстнева Н.С. Охрана интересов детей в советском семейном праве: Дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 2017. -321с.
  23. Ярошенко К.Б. Гражданское право России. Общая часть. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. -М., 2016.- 512с.

Как органы опеки помогают семьям с детьми

Часто в рамках посещения работники опеки ведут себя неподобающим образом:

  • Грубят гражданам.
  • Нарушают правила гигиены (проходят в квартиру в обуви и верхней одежде).
  • Открывают шкафы и производят осмотр личных вещей граждан.
  • Безосновательно и без присутствия сотрудников полиции пытаются принудительно проникнуть в дом.

В этом случае граждане имеют право осуществлять видеосъемку, при помощи которой потом можно будет подтвердить данный факт, а затем составить жалобу.

Жалоба составляется в письменном виде и в ней, как правило, указываются такие сведения как:

  • Наименование уполномоченного органа и Ф.И.О. руководителя.
  • Данные о лице, подающем жалобу (Ф.И.О. адрес, № телефона).
  • Название документа.
  • Описание обстоятельств, возникновение которых стало поводом для написания жалобы.
  • Сведения об организации и сотруднике, на действия которого подается жалоба.
  • Перечень прилагаемых документов.
  • Дата подготовки документа и подпись.

Жалобу можно составить на имя руководителя уполномоченного органа (ООП) или же передать в прокуратуру. При личной передаче документ рекомендуется составить в 2-х экземплярах – 1-й передать в уполномоченный орган, а на 2-м проставить отметку о принятии и оставить у себя. После поступления жалоба будет рассмотрена в установленные законодательством сроки, после чего заявитель будет уведомлен о принятом решении.

Также при допущении существенных нарушений со стороны сотрудников органов опеки, можно вызвать полицию. После вызова сотрудники полиции приедут и выяснят все обстоятельства.

Проверки могут быть не только по сигналам соседей или иных третьих лиц, но и плановые. Такие проверки происходят с определенной периодичностью. Обычно плановые проверки проходят в семьях, где воспитываются дети, взятые под опеку и в приемных семьях.

Все семьи, где воспитываются дети, взятые под опеку, непременно проверяются. Периодичность посещения сотрудников органов опеки и попечительства следующая:

  1. В первый раз – в течение 30 дней с того момента, когда была назначена опека.
  2. В первый год с момента назначения опеки над ребенком – ежеквартально.
  3. Далее – один раз в полгода.

Такие проверки являются плановыми и назначаются заранее, на весь календарный год.

Но при наличии какого-либо сигнала о том, что опекун нарушает права ребенка, сотрудники ООП вправе посетить семью, воспитывающую подопечного внепланово, в любое время. Однако, в этом случае они обязаны при посещении семьи предъявить опекуну приказ о проведении внеплановой проверки.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами как гражданского, так и семейного права, что лишний раз доказывает близость данных отраслей права. Однако, если Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, то Семейный кодекс РФ (СК РФ) уделяет внимание в первую очередь опеке над несовершеннолетними.

Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Объектом исследования являются понятия: опека и попечительство, патронаж над дееспособными гражданами.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие отношения в данной сфере.

Целью данной работы является определение особенностей опеки и попечительства, патронаж над дееспособными гражданами.

Для достижения поставленной цели, поставлены следующие задачи:

  1. изучить правовое регулирование опеки и попечительства в правовой системе Российской Федерации;
  2. определить особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними
  3. рассмотреть попечительство в форме патронажа над дееспособными гражданами

Изучению вопросов опеки и попечительства посвящено значительное число исследований. В работах Михеевой Л.Ю. четко излагаются общие положения об опеке и попечительстве. Здесь представлены основные понятия, используемые законодательством об опеке и попечительстве, освещена система источников правового регулирования этих институтов, детально анализируются вопросы, связанные с деятельностью органов опеки и попечительства. Работы Кулагиной Е.В., Кулагина М.И. содержат научно-практический комментарий норм Семейного кодекса, регулирующих порядок воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных нормативных актов, дополняющих и развивающих положения Семейного Кодекса.

При раскрытии темы работы были использованы такие методы научного познания, как: сравнительно-правовой, формально-юридический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней осуществлено комплексное исследование особенностей опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами. Исследуемые в курсовой работе вопросы опеки и попечительства, патронажа над дееспособными гражданами определяют теоретически значимый аспект в структуре актуальных проблем современности.

Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Признание человека недееспособным влечет за собой обязательное назначение ему опекуна или попечителя. Но в жизни случаются ситуации, когда человек, не лишенный дееспособности, теряет возможность выполнять некоторые функции и нуждается в помощи посторонних людей. По просьбе такого гражданина за ним закрепляется лицо, которое периодически исполняет те обязанности, которые сам опекаемый не имеет возможности выполнить. Чаще всего речь идет о покупке и доставке еды из магазинов, уборке помещения или иных поручениях[12].

Патронаж назначается только по просьбе самого нуждающегося в помощи и снимается в том же порядке. Эта форма ухода является разновидностью попечения, но с меньшим объемом обязательств и прав[9].

Забота о людях, которые попали в ситуацию, когда не могут самостоятельно выполнять те или иные функции, обычно ложится на их родственников. Но реалии современной жизни таковы, что не всегда близкие хотят или способны помочь добровольно, а у некоторых людей вообще нет родственников, либо они находятся слишком далеко. Дееспособные люди могут также нуждаться в помощи, как и иные категории. Человек может временно утерять некоторые возможности реализации собственных прав и обязанностей, например, после операции или длительной болезни. Часто в такой помощи нуждаются пожилые люди, которые, с одной стороны, вполне адекватны и могут обеспечивать некоторые свои нужды, но, с другой стороны, им не хватает сил и здоровья для того, чтобы реализовать их весь спектр возможностей[10].

При невозможности самостоятельно выполнять некоторые действия или необходимости в постоянной помощи иного характера человек может самостоятельно найти себе патроната, который будет ему помогать. Патронаж над дееспособными гражданами зачастую рассматривается как безвозмездная помощь, но закон не запрещает оплачивать данный вид услуг.

Патронаж подразумевает под собой оказание помощи совершеннолетнему дееспособному человеку. Он может заключаться в выполнении различных функций:

  1. Бытовая помощь.
  2. Юридические консультации и оказание услуг в данной сфере.

Патронаж подразумевает, что подопечный самостоятельно определяется с необходимостью оказания ему помощи. Кандидатуру для патроната он также, вероятнее всего, подыскивает самостоятельно. Между сторонами заключается соглашение, в котором они оговаривают, о каких услугах будет идти речь и о том, с какой частотой она должна будет предоставляться. Существенным отличием данного вида ухода от опеки является тот факт, что сделки не могут осуществляться без участия самого подопечного[10].

Читайте также:  До скольки можно делать ремонт в квартире

Устанавливаться патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами должен по правилам, которые регламентируются статьей 41 Гражданского кодекса РФ. Этот нормативный акт закрепляет возможность оказания помощи психически полноценному человеку на официальном уровне. Основной целью статьи является оказание услуги подобного рода на законном уровне[15]. Для самого подопечного оформленные патронажные отношения дают возможность:

  1. Регламентировать будущее взаимодействие заранее, переведя его в раздел деловых.
  2. Получить законную защиту своих интересов. Государственные социальные службы обязаны наблюдать за действиями патроната и оценивать их правомерность. Главной задачей является сохранение интересов подопечного.
  3. При необходимости привлечь представителя к ответственности. Патронаж оформляется документально, а это значит, что взыскать ущерб, если он будет причинен, можно в законном порядке.

Косвенно на осуществление патронирования могут влиять и иные федеральные и региональные законы.

Обзавестись законным патронатом могут не все граждане. Получение помощи такого рода должно быть обоснованным. Простое нежелание выполнять некоторые функции не позволит гражданину обзавестись официальным помощником, тем более рассчитывать на безвозмездную помощь или на оплату услуг патроната из государственного бюджета[20]. Патронаж может быть установлен за совершеннолетними дееспособными гражданами при следующих условиях:

  1. Человек был тяжело болен или травмирован и после выписки из больницы не может ухаживать за собой и осуществлять иные необходимые действия.
  2. Лицо имеет инвалидность либо серьезные недостатки физического характера, которые не позволяют ему обходиться без посторонней помощи.
  3. Гражданин является пенсионером и в связи с возрастом уже не способен управляться самостоятельно в быту, отстаивать свои интересы и защищать права.

Основания должны иметь документальные доказательства. К тому же немаловажно, чтобы при всех своих физических недостатках и возрастной немощи, человек имел ясный ум и мог отдавать отчет в своих действиях. Представитель может лишь помогать подопечному и советовать ему в принятии того или иного решения, но управление имуществом и заключение сделок различного характера полностью остается на самом патронируемом[21].

Патронажная помощь отличается от стандартной опеки и попечительства. Выбранный представитель обязан просто помогать опекаемому, а не принимать за него решения. Совершаемые деяния должны идти во благо патронируемого, а не удовлетворять потребности патрона.

Участие органов опеки и попечительства в спорах, связанных с воспитанием детей.

Министерство социального развития опеки и попечительства существует уже не первый десяток лет, однако многие имеющиеся в данной сфере проблемы были и несколько лет назад:

  • первая, и самая ощутимая для потенциальных опекунов – это несоизмеримость бюрократической волокиты и возможностей большинства лиц, выразивших желание стать ответственными за жизнь ребенка или недееспособного человека;
  • существующие правила подбора, учета и подготовки потенциальных опекунов требуют значительной доработки;
  • задачи органов опеки и попечительства вполне понятны, но на практике в полном объеме они реализуются крайне редко. Обычно подобный подход обусловлен недобросовестностью и некомпетентностью сотрудников ведомства;
  • социальная опека и попечительство в России развиты не столь широко, как в странах зарубежья. Тем не менее, были утверждены дополнительные ограничения для граждан США путем введения так называемого закона Димы Яковлева, что явно не способствует соблюдению интересов лиц, нуждающихся в поддержке;
  • чтобы надлежащим образом исполнять возложенные обязанности, опекуну недостаточно одного желания. Нужны навыки, знания, ресурсы. К сожалению, далеко не все лица, выразившие желание, соответствуют данным позициям;
  • требуют уточнения права и обязанности органов опеки и попечительства, которые не всегда соответствуют текущим требованиям социума и уровню его развитости.

Итак, ввиду значимости бюрократической составляющей в процедуре оформления опеки и попечительства и во избежание затягивания сроков рассмотрения в связи с отсутствием должного опыта взаимодействия с представителями государственных ведомств, рекомендуется воспользоваться консультационной поддержкой юриста. Наличие представителя со специфическими знаниями и навыками, подкрепленными опытом, могут значительно упростить процесс оформления.

Опека, попечительство, патронаж отдельных категорий совершеннолетних граждан

Временная опека устанавливается для несовершеннолетних граждан заявлению их родителей регулируется законом для случаев, кода родителям (или единственному родителю) приходится на какой-то период в жизни разлучаться с ребенком. Обстоятельства могут быть различными, однако обязательным условием является то, что они должны быть уважительными (ст.13 ФЗ N 48).

2. Орган опеки и попечительства при обнаружении в действиях опекуна или попечителя оснований для привлечения их к административной, уголовной или иной ответственности обязан принять соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна или попечителя к ответственности.

Рекомендуем прочесть: Персональная пенсия в россии

5. Опекуны или попечители не назначаются недееспособным или не полностью дееспособным лицам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

В жизни часто в семьях родители уезжают на работу, например, вахтовым методом на Север, или иные разъезды. Дети часто остаются с бабушками и дедушками, самые близкими людьми, которым можно доверить свое чадо. В нашем обществе это принято считать за норму. Однако, не стоит забывать, что именно родители являются законными представителями ребенка, и именно они несут ответственность за его жизнь и здоровье.

К сожалению, случаются иногда неприятные ситуации, когда требуется срочное медицинское вмешательство, на которое должен давать согласие законный представитель — это родитель, который отсутствует и не может оперативно приехать. От таких срочных решений часто зависят жизни маленьких детей.

Поэтому простая формальность — назначение опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан является правильным решением для родителей, которые на определенный период должны разлучиться со своим ребенком. Такие отношения должны быть оформлены юридически на основании Закона об опеке (ст.13).

Для установления добровольной опеки и попечительства опекун должен быть назначен с подачи самих родителей (единственного родителя). Часто это один из ближайших родственников семьи.

Требования к опекуну, которого назначают добровольно по заявлению родителей, являются такими же, как и к опекуну по общим основаниям. Опекун (попечитель) должен быть лицом:

  • старше 18 лет;
  • дееспособным;
  • без судимости и преследования со стороны правоохранительных органов;
  • с хорошим здоровьем (подтверждается медицинской справкой);
  • без вредных привычек и пагубных зависимостей;
  • без лишения или ограничения родительских прав;
  • с постоянным достаточным доходом;
  • с собственностью и достойным жильем, в котором возможно будет проживать несовершеннолетний подопечный.

Если опекун не будет подходить хотя бы по одному пункту большая вероятность того, что в опекунстве ему откажут. При установлении опекунства обязательно требуется согласие и желание самого кандидата.

Как составить заявление в орган опеки и попечительства (образец жалобы)

Исходя из полномочий органов опеки определяется и круг вопросов, по которым граждане, организации или государственные структуры могут обратиться в органы опеки.

Поскольку проблемы детей, стариков и больных – это общегосударственная проблема, то написать заявление в органы может любой гражданин или любая организация, даже не заинтересованная непосредственно в том или ином правоотношении.

Так, соседи могут написать о плохих условиях жизни ребенка с родителями-алкоголиками, о том, что старик-инвалид оставлен на улице голодным нерадивыми опекунами и т.д.

Кроме того, в органы опеки обращаются лица, заинтересованные в:

  • усыновлении;
  • установлении опекунства;
  • установлении места жительства ребенка в рамках рассмотрения иска о расторжении брака или о передаче ребенка на воспитание;
  • установлении графика общения с ребенком в рамках досудебного рассмотрения спора по детям.

Помимо этого, заключение органов опеки требуется при:

  1. отчуждении жилой площади с целью недопущения нарушения интересов несовершеннолетних и недееспособных;
  2. использовании материнского капитала на приобретение жилой площади;
  3. рассмотрении исков о лишении родительских прав и о других спорах о детях.

В этих случаях на органы опеки ложатся обязанности по обследованию жилищных условий либо установлению всех обстоятельств, способных негативно отразиться на жизни детей или опекаемых.

В соответствии с Семейным кодексом, оба родителя в равной степени обязаны обеспечивать ребенка до достижения им совершеннолетия, и при этом права у них также равны.

Поэтому при возникновении конфликтных ситуаций между родителями по вопросу определения порядка общения родителя с ребенком часто обращаются за помощью в орган опеки и попечительства. Этот исполнительный орган местной власти наделен определенными полномочиями в решении спорных вопросов.

Приоритетом для них являются интересы несовершеннолетнего. Итак, если конфликт мирным путем решить не получается, то необходимо обратиться в уполномоченный орган – это орган опеки и попечительства.

Лучшим вариантом в таких спорах является мирное соглашение, когда родители договариваются и ни у кого не остается возражений по поводу времени и продолжительности общения и пребывания с ребенком.

Если же мирного соглашения не получилось, то родитель, права которого нарушаются относительно общения с ребенком, должен обратиться в орган опеки и попечительства.

Уполномоченные лица производят некоторые действия по служебной инструкции, к таковым относится изучение ситуации, встреча с родителем, который препятствует встречам, рассматривается общая картина и образ жизни родителя, условия проживания и так далее.

На основании собранного материала происходит заседание комиссии, и на общем собрании анализируются все факты, по результатам обсуждения выносится соответствующее решение. Закон в первую очередь должен защищать интересы несовершеннолетнего гражданина.

Учитываются все обстоятельства дела, на решение органов опеки оказывают влияние такие факторы, как:

  1. привязанность ребенка к родителю, который проживает отдельно;
  2. возраст, физическое состояние ребенка;
  3. характеристика родителя и место его проживания;
  4. другие обстоятельства, которые могут оказывать влияние на состояние ребенка, физическое и психическое.

Решение органа опеки и попечительства должно быть четко обосновано и аргументировано, все обстоятельства дела должны быть учтены.

Образец заявления в органы опеки и попечительства – бланк 2021

Родители и официально назначенные опекуны обязаны обеспечивать надлежащий уход детям и заниматься их всесторонним развитием. Если у какого-либо гражданского лица (сотрудники школы, детского сада или просто соседи) имеются основания подозревать родителя или попечителя в несоблюдении прав ребенка, он в праве подать заявление в опеку на мать ребёнка о проведении проверки.

Органы опеки и попечительства (ООП) – государственная исполнительная организация, выполняющая контролирующие функции. С их помощью решаются все вопросы, связанные с нарушением прав несовершеннолетних.

Ненадлежащее воспитание и уход за детьми подразумевает неисполнение родительских обязанностей. Несовершеннолетние в праве получать заботу и уход от родителей или опекунов.

Если взрослые не участвуют в жизни детей, не следят за их здоровьем, злоупотребляют своим статусом – это является поводом для подачи заявления на отца или мать в опеку. Особенно важно сообщить о семье, где есть психическое, физическое или сексуальное насилие.

Протокол о несоблюдении обязанностей родителя составляют сотрудники органов внутренних дел. Дело о данном правонарушении рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних.

Обратиться с жалобой и написать письмо в ООП могут следующие граждане:

  • один из родителей (для установления места жительства несовершеннолетнего не достигшего четырнадцати лет);
  • сотрудники образовательных организаций (работники детских садов или школы);
  • специалисты медицинского учреждения (врач из поликлиники, например, педиатр);
  • любой из родственников (бабушка, дедушка, тетя, дядя).
  • Обращение в ООО можно передать лично в отделение по месту проживания или направить заказным письмом через Почту России.

    Если сигнал о семье хочет передать лицо, желающее остаться анонимным, то в интернете можно найти контактный номер телефона для звонка.

    Работу ООП контролирует, согласно действующему законодательству, Рособрнадзор – федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

    Задачи Рособрнадзора:

    • проверка деятельности ооп;
    • рассмотрение обращений граждан по вопросам ооп;
    • контролирование исправления найденных нарушений.

    Также работу отделения отслеживает управление по надзору и контролю деятельности органов исполнительной власти РФ.

    Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

    Год Число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей Число детей, родители которых ограничены в родительских правах Число детей, родители которых лишены родительских прав Число детей, у которых оба родителя лишены родительских прав
    2003 128 951 3540 60 743 31 688
    2004 132 505 4261 65 180 34 840
    2005 133 034 4214 69 664 37 851
    2006 127 000 5389 74 141 51 985
    2007 124 384 5848 77 416 53 648

    Для кардинального изменения ситуации в области сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей, необходим качественно иной подход к организации профилактики социального сиротства.

    Вопрос о лишении родительских прав должен рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

    Читайте также:  Единовременное пособие при рождении ребенка при прямых выплатах в 1С:Бухгалтерия

    Необходимо создать на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования систему работы по профилактике социального сиротства, выявлению, учету и устройству детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью или препятствующей их нормальному воспитанию и развитию, помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, определить порядок взаимодействия в рамках указанной системы органов и учреждений различной ведомственной принадлежности.

    Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами

    Если сотрудник опеки сообщил о готовящемся визите заранее, то необходимо уточнить, в связи с чем осуществляется проверка, что будут осматривать и от кого поступило сообщение о нарушении прав ребенка, затем, исходя от полученной информации, подготовиться к проверке. Например, если визит опеки связан с непосещением ребенком школы продолжительное время, то потребуется подготовить документы, свидетельствующие об уважительности причин отсутствия в школе.

    В любом случае, дом и вещи ребенка следует привести в порядок, обратив внимание на следующее:

    • общее состояние жилища, то есть, должно быть чисто
    • наличие своего места для ребенка, если не комнаты, то хотя бы ее часть. Даже если ребенок еще маленький и спит с родителями у него должно быть свое спальное место. Если речь идет о школьнике, то у него должно быть место для занятий
    • наличие продуктов питания, игрушек и одежды, соответствующих возрасту ребенка
    • отсутствие доступа к предметам, опасным для здоровья ребенка

    ВАЖНО: на время проверки не будет лишним позвать друзей или знакомых. Присутствие третьих лиц всегда дисциплинирует проверяющие органы.

    Органы опеки и попечительства – это государственный орган, который должен действовать в рамках закона. Законодатель предоставляет гражданам право на обжалование действий должностных лиц путем направления заявления в вышестоящий орган, уполномоченному по правам человека, в прокуратуру или суд. Поэтому, при взаимодействии с органами опеки, как и с любым иным государственным органом, следует обращать внимание на детали, которые в дальнейшем помогут выиграть спор у государственного органа.

    Для борьбы с органами опеки понадобятся:

    • ФИО должностных лиц, осуществляющих проверку семьи
    • аудио, видео или фотофиксация действий сотрудников опеки
    • запись телефонных разговоров с должностными лицами
    • наличие копии акта, составленного проверяющими
    • иные сведения, подтверждающие незаконность действия уполномоченных лиц органов опеки

    В любом случае, следует помнить, что сотрудники опеки – это должностные лица, выполняющие свои обязанности, поэтому, лучше всего, взаимоотношения с ними строить в форме диалога. Иными словами, не стоит избегать проверок и иными способами препятствовать их, а лучше выяснить основания, послужившие проверке и, при их наличии, в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения.

    Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург предоставляет следующие услуги при проведении проверки органа опеки:

    • проведение консультаций по возникающим у доверителя вопросам
    • подготовка клиента к диалогу с должностными лицами, разъяснение его прав
    • присутствие при проверке жилого помещения уполномоченными лицами с разрешением возникающих вопросов
    • оспаривание актов органов опеки и попечительства
    • иная защита прав и законных интересов доверителя

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    В заявлении касательно ненадлежащего воспитания ребенка необходимо указать следующие моменты:

    • Адрес отделения органов опеки и попечительства по месту проживания ребенка.
    • Информация о заявителе (Ф. И. О., место проживания);
    • Доводы касаемо дела:
      • Кем является заявитель ребенку?
      • Что делают родители (опекуны) противоправного?
      • В чем проявляется бездействие или злоупотребление правами?
      • Случались ли инциденты насилия над детьми?
      • Как были получены сведенья?
      • Прочая полезная информация.

      ОПЕКА, ПАТРОНАЖ НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ

      Попечители должны защищать права и интересы подопечного. В обязанности попечителя входит забота об их подопечных, то есть обеспечение последних уходом и лечением, а в случае, когда речь идет о подростках – воспитанием и обучением. Также попечитель должен давать согласие на проведение подопечным тех или иных действий юридического характера.

      В правах прописано следующее:

      • они не должны противоречить интересам ребенка;
      • попечители не могут причинять вреда физическому или психологическому здоровью опекаемого лица;
      • попечители могут требовать предоставления медицинской, психологической, юридической или иной помощи семье.

      Все права и обязанности попечителя и подопечного установлены ст. 148 Семейного Кодекса РФ, в предписаниях Гражданского Кодекса РФ, а также в Законе об опеке.

      Прежде всего рассматриваются все кровные родственники. Если таковых нет, или они не согласны взять на себя такую ответственность, то в данной роли может выступить любой гражданин РФ. Но с некоторыми оговорками. Кандидат должен быть:

      1. Дееспособным.
      2. Совершеннолетним.
      3. Иметь личное жилье, отвечающее требованиям органов опеки и попечительства.
      4. Не иметь судимостей.
      5. Не иметь ограничений по здоровью (в соответствии с требованиями надзорного органа).
      6. Иметь достаточный уровень дохода для создания нормальных условий для проживания несовершеннолетнего.
      7. Чистая история – в области решения родительских прав или проблем с предыдущими подопечными.

      Также попечителями не могут стать граждане с алкогольной или наркотической зависимостью.

      Возраст попечителя – от 18 до 60 лет. При этом не допускается, чтобы между ним и подопечным была разница менее чем в 16 лет. При наличии кровного родства последнее правило теряет силу.

      Как оформить патронаж над пожилым человеком?

      В любом региональном законодательстве прописываются действия, которые необходимо предпринять для оформления патронажа над пожилым/престарелым человеком. И самыми общими моментами такого оформления можно считать следующие:

      1. Подача заявления на патронаж в органы опеки и попечительства — прерогатива потенциального опекаемого. К ходатайству необходимо приложить медицинское заключение о состоянии здоровья (разумеется, с рекомендациями опеки).
      2. Заявление опекаемого должно подаваться вместе с заявлением будущего опекуна-патрона и проектом соответствующего договора между ними.
      3. Вместе с заявлениями и проектом договора подаются также следующие документы:
        • характеристика с работы потенциального опекуна;
        • медицинское заключение на помощника (о том, что состояние здоровья позволяет ему осуществлять уход за другим человеком);
        • справки из диспансеров (на опекуна): туберкулезного, наркологического и психоневрологического;
        • копия Свидетельства о праве собственности на имеющееся жилье или справка о постоянной регистрации по месту жительства (это все тоже на потенциального опекуна).

      Поданные документы и заявления по закону будут рассматриваться 1 месяц. И за этот срок органы опеки и попечительства решат: действительно ли гражданин нуждается в опеке. А также подходит ли ему кандидатура конкретного опекуна.

      Жалоба в органы опеки и попечительства

      Наиболее распространенные причины для обращения в учреждение по работе с несовершеннолетними следующие:

      • регулярное пребывание родителей (опекунов, попечителей) ребенка в нетрезвом состоянии;
      • ненадлежащий уход за малолетними детьми или ребенком-инвалидом (например, пролежни, педикулез и прочее);
      • голодание несовершеннолетнего (так как родители не приобретают продукты питания, не готовят и не кормят его), одет не по сезону (и летом, и зимой ходит практически одинаково) и тому подобное;
      • мама оставляет малыша без присмотра;
      • постоянная антисанитария помещения, где проживает несовершеннолетний;
      • избиение, истязание детей.

      Таблица 2. Что пишем в обращении

      Основная информация Дополнительные сведения
      • Наименование и адрес подразделения органа опеки и попечительства;
      • данные о заявителе;
      • наименование по центру «Жалоба»;
      • текст (кратко и по существу, с указанием сведений о ребенке, чьи права нарушаются, например, адрес пребывания);
      • просьба обратившегося;
      • дата и подпись
      Доказательственные материалы, подтверждающие обоснованность жалобы (фотографии, видеосъемка и прочее)

      Внимание! Дополнительная информация поможет заявителю не попасть в неловкое положение, когда доводы его жалобы вдруг не подтвердятся (пример: представители опеки приехали по сигналу, а у ребенка все нормально, семья положительная, в доме чисто, все необходимое из вещей и продуктов питания имеется).

      В качестве образца обращения можно использовать следующий документ.

      Инструкция по противодействию социальному патронажу со стороны органов опеки

      Правом на обращение в ООиП обладают все граждане, заметившие правонарушение родителей по отношению к ребенку:

      • соседи, врачи, педагоги;
      • бабушки, дедушки, второй родитель;
      • любые заинтересованные граждане.

      Если заявитель хочет остаться анонимным, он может позвонить по номеру телефона ООиП. Даже в этом случае выезд гарантирован.

      Существует несколько ситуаций, при которых следует обращаться не только в ООиП, но и в иные учреждения:

      Инспекция по делам несовершеннолетних (ИПДН) Совершение ребенком административных правонарушений: хулиганство, оскорбление окружающих, иные административные и уголовные деяния
      Прокуратура или отдел полиции Избиение ребенка; совершение противоправных действий, повлекших вред здоровью несовершеннолетнего

      В обоих случаях для рассмотрения обращений привлекаются сотрудники ООиП. То же самое касается и подачи жалобы в опеку: если будет обнаружен состав уголовного преступления или административного правонарушения, в разбирательствах будут участвовать представители ИПДН или прокуратуры.

      Основная причина подачи заявления от соседей – избиение родителями детей, отсутствие базового ухода.

      Статья 34 ГК РФ. Органы опеки и попечительства

      1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

      Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

      2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

      3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

      1. В комментируемой статье речь идет о правомочиях, правовом регулировании и функциях органов опеки и попечительства. Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке и попечительстве, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

      Таким образом, органами опеки и попечительства могут быть как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы местного самоуправления муниципальных образований. В последнем случае законом субъекта Российской Федерации они должны быть наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Так, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с данным Законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.

      Помимо комментируемого ГК вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются и другими правовыми актами. В п. 1 комментируемой статьи указаны такие правовые акты, как Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный перечень не является исчерпывающим.

      2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлена обязанность суда, который вынес решение о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

      После получения этой информации на органы опеки и попечительства возлагается обязанность по назначению опеки или попечительства. Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

      В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.

      3. Статьей 24 ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п. 3 комментируемой статьи на органы опеки и попечительства возложены функции по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей. В частности, Постановлением Правительства РФ N 423 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, согласно положениям которого в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки.

      Источник комментария:
      «ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ»
      С.П. Гришаев, Т.В. Богачева, Ю.П. Свит, 2019

      Статьей 7 названного Закона внесены изменения в статью 34 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 34 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

      Согласно статье 31 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются для защиты их прав и интересов, а также в целях воспитания. В соответствии со статьей 34 Гражданского кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

      Расчет размера подлежащего взысканию штрафа проверен судами и признан верным. Отказывая в удовлетворении требования о взыскании пени, суд первой инстанции исходил из того, что положения статьи 34 Закона № 44-ФЗ исключают возможность привлечения к ответственности в виде пени за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства.

      Опека и попечительство. Основные понятия

      • защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
      • надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
      • контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации,
      • медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

      • выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
      • обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
      • установление опеки или попечительства;
      • осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
      • освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
      • выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
      • заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
        представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
      • выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
      • подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
      • проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
        информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;
      • оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

      В статье рассмотрены модели формирования органов опеки и попечительства в России: 1) государственная — в качестве исполнительных органов субъектов Российской Федерации; 2) смешанная — в качестве органов местного самоуправления с переданными государственными полномочиями по опеке и попечительству; 3) муниципальная — в качестве органов местного самоуправления с собственными полномочиями по опеке и попечительству. Исследование показало, что практика правового регулирования в субъектах Российской Федерации тяготеет к смешанной модели формирования органов опеки и попечительства, однако процесс выбора данной модели в настоящее время не завершен. Поднимается вопрос регулятивной и контрольной роли федерального уровня государственной власти в сфере опеки и попечительства в свете русско-американских отношений по международному усыновлению детей. В сфере международного опыта рассмотрена также муниципальная модель органов опеки и попечительства на примере ряда европейских стран, для которой характерно предоставление широких полномочий органам местного самоуправления по опеке и попечительству и недостаточный контроль со стороны государства. Автор выступает с критикой данной модели в силу исключения ответственности государства за обеспечение прав детей. Обосновывается необходимость утверждения государственной природы полномочий по опеке и попечительству, что связано с их значимостью для обеспечения прав человека, особенно такого специального субъекта гуманитарных отношений, как ребенок. Рассмотрены основные функции органов опеки и попечительства, которые выделены в зависимости от субъекта, чьи права требуют защиты: совершеннолетние граждане, признанные судом недееспособными, ограниченно дееспособными; несовершеннолетние: а) воспитывающиеся в семье, б) находящиеся в трудной жизненной ситуации, в) оставшиеся без попечения родителей, г) оставшиеся без попечения родителей и устроенные в семьи. Автор приходит к выводу, что круг полномочий органов опеки и попечительства и механизмы обеспечения прав детей различаются в зависимости от категории несовершеннолетних, поскольку требуются различные меры по обеспечению прав различных категорий детей. Выявлены пределы полномочий органов опеки и попечительства в свете принципа недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи.

      1. Блохина О. Ю. Сочетание частного и публичного в деятельности органов опеки по обеспечению интересов детей // Право и политика. — 2004. — № 8.

      2. Буянова Е. В. Процедура усыновления по законодательству зарубежных стран: монография. Оренбург: Университет. — 2013. — 247 с.

      Правовой статус и функции органов опеки и попечительства

      Приемная семья может принять детей, у которых нет официальных родителей. В частности, это дети, признанные сиротами. Также это могут быть дети, чьи родители по состоянию своего здоровья не в состоянии обеспечить им достойный уровень жизни, дети у которых родители лишены своих прав либо родители написали официальный отказ от них при рождении. В эту категорию можно отнести детей с родителями лишенными родительских прав, признанными недееспособными, осужденными.


      В первую очередь в простой письменной форме составляется заявление о приеме ребенка в семью. Также помимо него в органы опеки и попечительства надо предоставить следующие документы:

      • Копии паспортов родителей;
      • Справку о заработной плате, начисленной за последние шесть календарных месяцев с места работы;
      • Справку об отсутствии судимости у родителей;
      • Справку о составе семьи;
      • Сведения о подтверждении наличии права собственности на жилое помещение, где проживают будущие потенциальные родители ребенка;
      • Свидетельство о рождении детей или сведения об усыновлении, если в семье есть другие дети;
      • Свидетельство о заключении брачных отношений между потенциальными родителями ребенка;
      • Автобиографию всех членов семьи;
      • Справку об официальном трудоустройстве, выданная отделом кадров;
      • Медицинская справку о состоянии здоровья обоих родителей;
      • Согласие обоих родителей на оформление данного статуса, составленное в письменной форме.

      Отметить следует то, что каждому из родителей после оформлении договора о приеме ребенка в семью начисляется трудовой стаж. Если говорить о выплатах, то единоразовая выплата на ребенка составляет 13 087 рублей 61 копейку. Также выплачивается ежемесячное пособие в размере 40% от заработной платы приемных родителей за последние 6 календарных месяцев. Родителям оказывается поддержка в виде социальных льгот на лечение и обучение приемных детей.

      Положена материальная компенсация в размере потраченных денежных активов на ребенка, обязательно подтвержденных чеками. Оплачивается пособие на каждого ребенка, не достигшего возраста десяти лет в размере 7857 рублей. Сумма, выплачиваемого пособия, зависит от региона, где проживают приемные семьи. Местная власть законно может утвердить предоставление дополнительных льготных выплат и поощрений для таких семей.

        Для начала нужно разобраться в отличии первоочередных терминов. Опека – это особая форма заботы о лице, нуждающемся в сторонней помощи. Опекун назначается детям (оставшимся без родителей), младше 14 лет. А также лицам, которые были официально признаны недееспособными и об этом есть соответствующее свидетельство суда.

        Попечительство, в свою очередь, устанавливается над несовершеннолетними детьми в период с 14 до 18 лет, а также над гражданами с ограниченной дееспособностью (официально задокументированной). Фактически попечитель – это лицо, которое контролирует действия своего подопечного и дает свое согласие на осуществление всех его прав и обязательств.

        Отличие также заключается в том, что опекун назначается принудительно, без учета мнения опекаемого. Попечитель может же быть назначен по желанию гражданина, нуждающегося в такой форме заботы.

        Когда речь идет о несовершеннолетних, то попечительство устанавливается на срок с 14 до 18 лет. Происходит это в тех случаях, когда дети остались без родительской опеки по следующим причинам:

        • Родители скончались.
        • Мама и папа лишены прав или же ограничены в правах опеки над детьми.
        • Родители больны и недееспособны.

        Попечитель или опекун назначаются через месяц, после того как дети остались без родительского присмотра.

        Иногда устанавливается временная опека или попечительство, по просьбе мамы или папы, которые временно недееспособны или по уважительным причинам не могут выполнять родительские обязанности.

        Максимальный срок временного попечительства – 3 месяца, в отдельных случаях можно продлить до полугода.

        Когда человек частично недееспособен, и это признано судом, то попечитель – это человек, который будет осуществлять следующие функции:

        • Давать согласие на любые финансовые операции от лица подопечного.
        • Обращаться в медучреждения, чтобы частично недееспособному гражданину оказали помощь.
        • Оформлять и требовать все положенные подопечному выплаты и льготы.
        • Защищать при необходимости права частично недееспособного гражданина в суде.
        • Защищать и сохранять имущество подопечного.

        В целом функции такие же, как при попечительстве над совершеннолетним. Отличие лишь в том, что попечительство над подростком прекращается в силу возраста – после достижения подопечным 18 лет.

        Попечитель частично недееспособному гражданину может быть назначен только после соответствующего решения суда об этом статусе.

        И прекращено только в том случае, если суд признает человека полностью дееспособным.


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *