Земельные участки под ведение крестьянского фермерского хозяйства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельные участки под ведение крестьянского фермерского хозяйства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.

Процесс регистрации КФХ

Создать КФХ на территории Российской Федерации имеет право все жители государства:

  • Гражданские лица;
  • Лица без гражданства, иностранцы.

Согласно закону организатор КФХ может добавить в его состав не более 3 своих родственников, которые достигли 16 летнего возраста. При этом в образовании могут состоять до 5 человек не имеющих родственной связи с главой предприятия. Также необходимо соблюдение следующих параметров:

  1. Участвующим сторонам необходимо приложить к бумагам копии удостоверений личностей, и подтверждение родственных связей, если такие имеются.
  2. Главный документ соглашения, не ограничивает подписантов в изменении форм деятельности хозяйства. Возможны обновления документов исходя из новых задач.
  3. Требуется в начальном образце соглашения, заранее оговаривать возможность изменения документа.
  4. Все участники соглашения должны подписать утвержденный документ регулирующий работу фермерского хозяйства.

Таким образом КФХ является универсальным вариантом недвижимой земельной собственности для удовлетворения сельских и хозяйственных нужд. Для строительства на такой территории необходим ряд документов и разрешений. Тем не менее многие понятия не урегулированы должным образом законодательно.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – землей для КФХ должны заниматься только фермеры для себя, или ее можно рассматривать как организацию бизнеса ?

Общие требования для фермерских участков

При выборе территории, которая в будущем станет настоящим фермерским уголком, не стоит ограничиваться соблюдением законодательных требований. Конечно, соблюдать закон — важное дело. Но зачем приобретать дорогостоящий участок с хорошим пастбищем для разведения кроликов, или становиться владельцем обширных территорий, к которым едва удастся проехать в непогоду. Поэтому следует обращать внимание на ряд других условий, которые будут удобны именно для вашего дела.

Эти условия важны не только для успешного ведения фермерского хозяйства, но и для обычного удобства: добираться на работу, перевозить производимую продукцию на рынки сбыта, иметь возможность провести отопление или водоснабжение.

Способы приобретения и стоимость

Наверняка, каждый задумывался о том, сколько нужно материальных средств, чтобы арендовать землю или получить ее в собственность.

Целиком и полностью стоимость аренды земли под КФХ зависит от ее размеров и месторасположения. Так, 10 га земли в Московской области будет стоить около 100 000 руб. за месяц, а ее покупка будет стоить 990 000 руб.

ВНИМАНИЕ! Помимо покупки получить землю можно от государства совершенно бесплатно. Делается это, если субъект готов выполнять определенные условия, а конкретно — использовать землю по прямому назначению.

Существую 2 способа получение бесплатных земель:

  1. Аукционные торги,
  2. Аренда с правом перехода в собственность в дальнейшем.

Могут ли отказать в предоставлении земли

Физическим и юридическим лицам доступна аренда земли для КФХ без торгов. Но, в некоторых случаях потенциальный арендодатель имеет право отказать в предоставлении участка. Например, это может произойти, если:

  • объект находится во временном или постоянном пользовании третьих лиц;
  • земля зарезервирована для муниципальных или государственных нужд;
  • надел изъят из оборота;
  • заявитель предоставил неточные данные или неполный пакет документов;
  • претендент не имеет права на получение участка без торгов;
  • размер участка превышает обозначенные законодательством границы и др.

Земля под фермерское хозяйство и ее характеристики

Итак, допустим, что у вас уже появился план, как стать успешным фермером. Исходя из своих желаний и интересов, стоит проанализировать те аспекты, с которыми придется столкнуться во время реализации возникших идей.

Читайте также:  Алтайский край. Сроки охоты-2023

Государством установлена определенная классификация, согласно которой участки земли, предоставляемые для ведения сельского хозяйства отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, такие участки должны быть расположены за пределами населенных пунктов и использоваться сугубо по целевому назначению. Хотя допускается еще строительство дома на данной территории, в том случае, если это не будет противоречить действующему законодательству.

Земля в аренду у государства под фермерское хозяйство

В условиях современности, вопрос аренды земли для ведения фермерского хозяйства довольно злободневен для фермеров, чья деятельность находится на начальных стадиях.

Март 2015 года в законодательном плане ознаменовался вступлением в силу некоторых изменений, влияющих на порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам.

Государственная власть России активно поддерживает малый сельскохозяйственный бизнес, реализуя кампании и программы, поддерживающие неопытных фермеров.

Имеют место различные мероприятия, целью которых выступает перевод личного подсобного хозяйства в статус фермерского. Также существуют разнообразные целевые программы государственного значения, а также определенные субсидии из бюджетов регионов.

Как получить субсидирование для КФХ

Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.

В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.

С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.

Сроки аренды земель СНХ

Согласно ФЗ № 101 от 24.07.2002 г. договор аренды участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может заключаться на срок от 3 до 49 лет. То есть, стороны имеют право установить любой срок, не выходящий за означенные пределы.

Максимальный срок аренды земель СНХ сокращается до 3 лет в тех случаях, когда они используются для выпаса скотины и сенокошения.

В случае, когда срок аренды не указан, он считается бессрочным. Однако по истечении 49 лет сторонам придется заключить соглашение о пролонгации, в противном случае документ утратит юридическую силу. Арендатор будет иметь преимущественное право, если он использовал земли по прямому назначению и выполнял все условия, указанные в договоре.

Кто может получить участок земли

Закон разрешает предоставлять землю под КФК (крестьянско-фермерское хозяйство):

  • частным лицам, достигшим совершеннолетия;
  • товариществам, кооперативам и обществам хозяйственного предназначения;
  • муниципальным предприятиям;
  • государственным унитарным предприятиям;
  • религиозным и коммерческим организациям;
  • сообществам с научной, исследовательской, учебной, опытной и производственной целью;
  • казачьим меньшинствам;
  • учебным заведениям с с/х профилем;
  • малочисленным народностям для сохранения своей самобытной культуры и образа жизни.

Фермерство – это деятельность, которую может осуществлять как один человек, так и группа людей, состоящих в родственных связях друг с другом (см. Как открыть КФХ с нуля?). Основателем фермерской предпринимательской деятельности должен быть работоспособный совершеннолетний гражданин. Этот же человек является председателем КФК. В его обязанности будет входить ведение отчётности перед органами власти, заключение сделок, деловых соглашений и других юридических законных действий.

Членами КФК можно становится с 14 лет. Но это не могут быть люди, работающие на данном фермерстве по контракту. В состав группы людей, занимающихся с/х производством, должны входить ближайшие родственники председателя (супруг, родители, дети, внуки, бабушки, дедушки, двоюродные родственники, племянники, приёмные родители, приёмные дети). Для вхождения нового члена фермерства – обязательно вносятся соответствующие изменения в Устав (в нём указываются названии и месторасположение фермерства, цель деятельности, состав членов управления, правила входа и выхода из предприятия, печать и штамп).

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.
Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Ключевые замечания экспертов по законопроекту

Свои рекомендации по доработке проекта дали профессор кафедры высшей школы урбанистики НИУ «ВШЭ» Олег Баевский и профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д. ю. н. Геннадий Волков. Оба эксперта прежде всего обратили внимание на необходимость корректировки понятия разрешенного использования земельных участков.

Согласно п. 1 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка, которое определяется в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Геннадий Волков указал на то, что подобное определение понятия содержит логическую ошибку («то же через то же» или «idem per idem»). По его оценке, недопустимо использовать в законе тавтологичное определение, а представленная в проекте формулировка не раскрывает суть того, что имеется в виду под разрешенным использованием. Олег Баевский предложил дать предметное определение, то есть указать, что в разрешенное использование включаются соответствующие виды допускаемой для осуществления на земельном участке деятельности, виды зданий, сооружений, которые могут на нем размещаться. Он отметил также некорректность формулировки п. 3 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, поскольку сейчас из нее следует, что регламентами использования земель охватываются все территории. Формулировка выглядит таким образом, как будто вопрос регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения остается неразрешенным. Определение порядка их использования предполагается передать на уровень субъектов РФ, но закрепленная сейчас в проекте формулировка не указывает на такое исключение.

Геннадий Волков указал, что считает проблемным п. 10 ст. 14.1 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, закрепляющий, что разрешенное использование земельного участка считается установленным со дня внесения в ЕГРН сведений о виде или видах такого использования. По его мнению, возникает правовая неопределенность в отношении выяснения момента установления разрешенного использования участка, поскольку в соответствующих регламентах использования земель также фиксируются виды разрешенного использования. При этом, например, сроки внесения сведений о разрешенном использовании участков в ЕГРН и вступления в силу соответствующих регламентов, которые являются НПА, могут разниться. Эксперт считает, что такого рода неопределенность может нанести ущерб единообразию в правоприменении и заключает в себе коррупционные риски.

Андрей Максимов в целом оценил законопроект положительно, но высказал при этом несколько замечаний, по которым требуется доработка:

  • не ясна корректировка п. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, согласной которой установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований исключается из полномочий органов местного самоуправления, в то время, как это полномочие является их ключевым инструментом влияния на развитие территорий;
  • нуждается в изменении формулировка п. 6 ст. 14.2 Земельного кодекса РФ в редакции законопроекта, согласно которой в случаях, если эксплуатация не соответствующих регламенту использования земель участков и находящихся на них зданий, сооружений опасна для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на их использование – представляется, что при наличии указанных рисков речь должна идти об обязанности (а не о праве) наложения уполномоченными органами запрета на использование таких участков или зданий, сооружений;
  • не совсем понятен смысл планируемых изменений подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, предполагающих исключение земельных участков, на которых располагаются отличные от многоквартирных домов здания, сооружения, из числа участков, которые образуются в границах жилых районов и микрорайонов исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  • вызывает вопросы п. 15 ст. 1 законопроекта, согласно которому п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ планируется дополнить формулировкой о том, что при отчуждении собственником зданий, сооружений, находящихся на неделимом земельном участке, у других участников долевой собственности не возникает права на преимущественную покупку доли в праве собственности на участок – не ясно, для чего делается такая оговорка, учитывая то, что и без этого действует принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Читайте также:  Пособие на ребенка по потере кормильца

Василий Корякин согласился с необходимостью корректировки законопроекта в части уточнения терминологии и формулировок. В отношении некоторых замечаний он дал свои пояснения.

Во-первых, он отметил, что установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований не исключается из полномочий органов местного самоуправления, поскольку в ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 14, ст. 15, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения не вносятся. Соответствующая поправка, предусмотренная законопроектом, носит технический характер.

Во-вторых, он пояснил, что предполагаемые изменения подп. 4 п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ нацелены на обеспечение возможности образования в жилых районах земельных участков правообладателями зданий, сооружений, не относящихся к многоквартирным жилым домам, на основании схем территориального планирования, а не исключительно на основании проекта межевания территории, как это предусмотрено сейчас. В жилых районах могут располагаться не только жилые дома, но и иные объекты – магазины, аптеки, точки предоставления бытовых услуг и т. д. В настоящее время правообладатели таких объектов вынуждены самостоятельно осуществлять подготовку проекта межевания территории при отсутствии уже утвержденного проекта, если хотят образовать земельный участок. При этом подготовка проекта межевания может обойтись хозяйствующим субъектам в несколько млн руб. Планируемыми поправками предлагается облегчить положение таких правообладателей, разрешив им образовывать участки на основании схем территориального планирования при условии отсутствия утвержденного проекта межевания территории. Как ожидается, это благоприятно повлияет и на развитие жилых районов в целом.

Законодательная база о размерах участков

Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.

Федеральный нормативный акт «О крестьянском хозяйстве» №74 от 11.06.2003 предполагает возможную величину земельных участков. Для осуществления целевой деятельности.

Таблица: Возможные габариты наделов.

Населенный пункт Минимальное значение Максимальное значение
Москва 0,02 40
СПб 0,06 50
Пятигорск 0,06 50
Новосибирск 0,04 50
Хабаровск 0,1 50
Екатеринбург 0,1 50
Нижний Новгород 0,03 25
Ростов-на Дону 0,08 50

Как и минимальные значения, максимальные параметры КФХ и с\х земель, регулируются законодательством субъекта РФ.

Важно! Территории с границами, которые были определены ранее, имеют кадастровый номер и получили собственника не подлежат сравнению с действующими параметрами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *