Наследственное право по законодательству Древней Руси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наследственное право по законодательству Древней Руси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: ус­тановление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе сторо­ны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступа­ет, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследо­вании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским про­цессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

Основные особенности наследственного права на Руси

Наследственное право на Руси – это период зарождения, становления и развития института наследственного права в Древней Руси, который характеризовался своими специфическими особенностями и чертами.

Русская правда предусмотрела возможность получать наследство, как по закону, так и по завещанию. При этом по закону наследование происходило во всех случаях, если отсутствовало завещание.

Наследование по закону на Руси. Так же как и в настоящее время, в Древней Руси наследование по закону предполагало наличие очередей, но со своими особенностями:

Русская правда закрепила положение, согласно которому переживший супруг не мог быть наследником. Так, в ст. 93 закона говорится о том, что вдова, после смерти мужа, получает выдел и то, что ей завещает сам муж, но само наследство, которое осталось от ее мужа, ее не касается.

Таким образом, весь круг наследования по закону на Руси включал только детей и супруга. Дети, которые были рождены вне брака, не имели право наследовать после смерти своего отца. Также не имели право наследовать после своих отцов дети, рожденные от рабынь.

Наследование по завещанию на Руси также имело характерные этому времени отличительные особенности. Так, оно выражалось не в письменной, а в словесной форме, диктуя общую коллективную волю семьи, где руководил ее глава – отец. Право на завещание имели мать и отец в отношении детей и муж в отношении жены.

Возникновение наследственного права

Институт наследования по закону известен человечеству со времен существования семейно-родовых общин. В этот период исторического развития вещи, предметы, использовавшиеся при жизни членом общины, не являлись его частной собственностью. После смерти владельца они переходили к его семье, роду или всей общине, зачастую без учета близости родства с умершим.

На ранних этапах развития общества, в первобытных общинах не существовало субъективных прав (в том числе права собственности) и наследования имущества (со смертью владельца прекращались его права на имущество, оно подлежало свободному завладению). «Имущественные и наследственные правоотношения в древнем обществе регулировались и обеспечивались обычаями, традициями, верованиями, мнением общины».

Общая характеристика права на Руси

Первоначальные этапы жизни русского народа характеризовались сохранением первобытнообщинного строя на протяжении долгого времени, по сравнению с другими народами. Лишь IX век унес за собой упоминания о первобытнообщинном строе, заменив его феодальным. В это время было ознаменовано образованием государства – Киевской Руси. Именно такой несвоевременный переход к новому укладу общественной жизни и повлек за собой определенные пробелы в развитии правовой сферы. К X веку страны Востока, а также большая часть стран Европы уже могли похвастаться наличием гражданского и уголовного законодательства, тогда как Русь довольствовалась до этого времени обычным правом.

XI век предоставил Киевской Руси первый письменный источник права, имевший название «Русская правда». Данный документ изложил положения, касающиеся обычаев русского народа, а также закрепил привилегии для господствующего класса.

Наследство в древней руси называлось как

У русского народа первобытнообщинный строй сохранялся дольше, чем у большинства других народов. Лишь в IX веке первобытнообщинный строй (минуя рабовладельческий) заменился феодальным и образовалось государство Киевская Русь. Этот запоздалый переход к новой общественной формации, естественно, отразился и на развитии права. Если в странах Востока и в большинстве государств Европы к X веку было уже, в основном, разработано уголовное и гражданское законодательство, то у русского народа до этого времени господствовало обычное право. Лишь в XI веке в Киевской Руси появился письменный сборник феодального права — «Русская правда». В ней так же, как в первых памятниках права других славянских государств, были изложены обычаи своего народа и закреплены привилегии господствующего класса.

Наследственные отношения регулировались «Русской правдой» примерно так же, как и в других феодальных государствах Европы. Наследование допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания.

При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях. Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «. у кого она жила на дворе и кто ее кормил» [1] (ст. 103) Следуя старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое. Поскольку порядок наследования в Киевской Руси носил сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками, а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при. выходе их замуж.

В XII веке Киевская Русь приходит в упадок и распадается на двенадцать самостоятельных земель. Однако «Русская правда» еще долго признавалась основным правовым кодексом во всех русских землях.

Гражданское право древней руси имущественные правоотношения наследственное и семейное право

Если наследование происходило по завещанию, то это завещание оформлялось в письменной форме («кому будеть писано наследити именье его»).770 Грамота №2 из Звенигорода Галицкого, датированная первой половиной XII в., свидетельствует именно в пользу того, что письменное оформление завещания становится в последствии наиболее распространенной формой наследования имущества. В упомянутом выше документе некий Говен перед смертью давал распоряжения относительно своего имущества, в том числе, чтобы Неженец вернул долг — 60 кун за ладью. Речь Говена записывал поп, что свидетельствует о составлении письменного завещания, причем компетентным грамотным лицом — священнослужителем, функ- ции которого в данном случае были сходны с нотариальными.

Ибн-Русте акцентирует внимание на обрядовой стороне символического вручения «наследства», преувели- чивая при этом отсутствие имущества у русов, что вполне естественно для человека, никогда не бывавшего в русских землях и черпавшего информацию из чужих наблюдений и других сочинений и источников: «Когда у кого из Руси родится сын, то отец берет меч, кладет его перед дитятею и говорит: «Не оставляю в наследство никакого имущества: будешь иметь только то, что приобретешь себе этим мечем»»768.

Гражданское» и брачно-семейное право Древней Руси

Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере самого Владимира-крестителя. Летописец-христианин, явно не одобряя славян-язычников, пишет об этом так: «И радимичи, и вятичи, и север один обычай имяху, имяху же по 2 и по 3 жены, си же творяху обычая кривичи, прочие погане, не ведуще закона Божия, но творяще сами собе закон».

Условия совершения брака. 1. Брачный возраст. По византийским законам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Что касается крайнего старческого возраста, за пределами которого брак невозможен, то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данных на сей счет нет. 2. Свободная ноля и согласие родителей. 3. Свобода брачующихся от другого брака. 4. Не допускалось вступление в 3-й брак. 5. Отсутствие близкого родства. 6. Венчание (при исключениях, о которых шла речь). Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным, со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Семья представляет собой союз лиц, состоящих в браке, и лиц, от них происходящих. Это союз людей, связанных кровными узами. До возникновения семьи имел место родовой и даже племенной «кровный» союз, и брака, как такового, не существовало: женщины племени составляли достояние мужчин всего племени. Вторая ступень в развитии этого института – полигамия, когда племя начинает делиться на отдельные кровные группы во главе с матерью, прародительницей рода. В общественном устройстве – это время материнского права – матриархата (мать знают все, отец неизвестен). Следующая ступень – полигамная семья под властью отца-патриарха – патриархат (один отец, много матерей). И лишь затем в процессе развития общества возникает моногамная семья (один отец и одна мать). Уже в языческую эпоху восточные славяне знали брак, т.е. такой союз с целью сожительства мужчины и женщины, который основывался на взаимном согласии и был заключен в установленную форму. Невест либо выбирали на игрищах, либо родители по предварительному соглашению приводили их в дом жениха (у полян), получая затем плату (вено). Имело место и похищение (умыкание) невесты. До принятия христианства и некоторое время после него славяне допускали многоженство, как это мы знаем на примере самого Владимира-крестителя. В языческие времена брак не прекращался смертью мужа, за которым у некоторых племен должна была следовать жена. Это не противоречило, однако, полной свободе развода.

Читайте также:  Заменить водительские права через «Госуслуги»

Принятие христианства изменило брачное право. Брак укрепляется и приобретает значение некоего таинства. Под влиянием византийского права православная церковь установила пределы свободы расторжения брачных уз, устранила многоженство, ввела церковную форму заключения брака (венчание). Правда, все эти новшества с трудом пробивали себе дорогу, ибо семейно-брачные отношения составляют весьма консервативную сторону народной жизни. Источники содержат многочисленные факты полного игнорирования церковного венчания; вплоть до XVIII в. встречаются следы свободного расторжения брака по обоюдному соглашению.

Вместе с тем, под влиянием римского права, на Руси начинают придавать особое значение обручению жениха и невесты, которое, получив религиозное освещение, становится нерасторжимым и равным по силе венчанию. На языке обычного права оно называлось «сговором», а по сути представляло собой договор между сторонами о будущем браке, в частности, определяло имущественные последствия несостоявшегося брака. Теперь обручение как обязательная процедура непременно предшествует браку.

Условия совершения брака. 1. Брачный возраст. По византийским законам он равнялся 15 годам для мужчин и 13 годам для женщин. На Руси эти сроки не соблюдались, браки совершались и в более юном возрасте (11 и 10 лет). Что касается крайнего старческого возраста, за пределами которого брак невозможен, то русское право такого возрастного предела не знало. Во всяком случае, данных на сей счет нет. 2. Свободная воля и согласие родителей. 3. Свобода брачующихся от другого брака. 4. Не допускалось вступление в 3-й брак. 5. Отсутствие близкого родства. 6. Венчание (при исключениях, о которых шла речь). Несоблюдение указанных условий могло стать причиной признания брака недействительным, со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Условия расторжения брака. По церковному учению брак прекращается только физической смертью одной из сторон. Однако вследствие важных причин брак подлежал расторжению. Ими могли быть прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, неспособность жены к деторождению, поступление одного из супругов в монашество (принятие пострига), «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, и т.п.

Наследственное право по Русской Правде

  • Привилегированное положение среди зависимых людей имели княжеские кормильцы, а также княжеские сельские и ратайные старосты (ратать — пахать, пахотный староста): «А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ» (ст. 22 Краткой Правды).

Низшее положение занимали смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство смерда, холопа и рядовича взимался штраф в 5 гривен (ст. 22, 23 Краткой Правды).

  • Смерд — крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
  • Холопство могло быть обельным (полным) или закупным. Обель — пожизненный раб. Женский род — роба.
  • Закуп — человек, взявший купу — долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
  • Рядович — лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по «ряду», то есть договору.
РУССКАЯ ПРАВДА ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА СУДЕБНИКИ 1497-1550 СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649
Источники: 1) Византийское каноническое право;

2) Договоры Руси с Византией (907, 911, 944, 971);

3) Церковные Уставы Владимира I и Ярослава М.;

4) Княжеская судебная практика;

5) Обычаи, нормы обычного права

1) Русская Правда;

2) Вечевое законодательство;

3) Договоры города с князьями;

4) Судебная практика;

5) Обычное право;

6) Договоры с иностранными купцами, ремесленниками

1) Русская Правда;

2) ПСГ;

3) Уставные грамоты;

4) Судные грамоты;

5) Судебные решения по отдельным вопросам;///

6) Утраченный Судебник Василия III, отца Ивана Грозного;

7) Именные царские указы;

8) Законодательные акты Боярской думы и Земских соборов;

9) Обычаи;

10) Судебная практика

1) Судебники;

2) Указные книги приказов;

3) Царские указы;

4) Думские приговоры;

5) Решения Земских соборов (большая часть статей составлена по челобитным гласных собора);

6) «Стоглав»;

7) Литовское и византийское законодательство;

8) Новоуказные статьи «о разбоях и душегубстве», «о поместьях и вотчинах (1677)», «о торговле (1653, 1677)», которые вошли в Уложение уже после 1649 г.

Предпосылки: К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения.

Структура: 1). Краткая редакция (43 ст.):

— Правда Ярослава (1-18ст.);

— Правда Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) (19-41 ст.);

— ПоконВирный (ст. 42) – определение порядка кормления вирников (сборщиков штрафов)

— Урок Мостникам (ст.43) – регулирование оплаты труда мостников;
2). Пространная редакция (121ст.);

— Суд Ярослава (1-52 ст.);

— Устав Владимира Мономаха (53-121 ст.);
3). Сокращенная редакция

ПСГ можно разделить на 3 части:

1) 1-76 ст.; приняты

2) 77-108 ст.; в 1397 г.
3) 109-120 ст.- позже по решению вече

1) Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).

2) Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).

3) Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве).

4) Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68);///

— статьи (они уже более систематизированы, нормы одного права располагаются в одном отделе);

— главы (около 100).

Делятся на две половины, из которых в 1-й говорится о порядке суда, а 2-я включает в себя узаконения по частному гражданскому праву.

Лишь намечается разделение норм по отраслям права.

25 глав и 967 ст.

К Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи:

1) В 1669 г.- статьи по «татебным делам»;

2) В 1676—1677 гг.— о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья.

В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов:

1) 1649 год — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью).

2) 1667 год — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции).

3) 1683 год — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).
Важную роль сыграл «приговор» Земского Собора 1682 года об отмене местничества (то есть системы распределения служебных мест с учётом происхождения, служебного положения предков лица и, в меньшей степени, его личных заслуг.)

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Конспект по истории на тему: «Лествичный порядок престолонаследия»

Конспект по истории на тему: «Лествичный
порядок престолонаследия»

Родовой принцип наследования (или по-другому
«лествичная система») появился внутри династии Рюриковичей. Поначалу Русь была
единым централизованным государством с центром в Киеве. С каждым поколением
росло число мужчин Рюриковичей (братья, племенники и т. д.).

В X веке Святослав первым отправил младших
сыновей наместниками в другие города страны. Эта практика сохранилась при его
преемниках.

Расцвет древнерусского государства пришелся на
правление Ярослава Мудрого. Как и его предки, он вновь отправил младших сыновей
наместниками (в Новгород, Переяславль и т. д.). И, конечно, из-за этого начался
очередной конфликт.

Потомки Ярослава не могли решить с помощью оружия, кто же
из них прав, и поэтому все вместе собрались на съезде в Любече в 1097 году. (Участники:
Святополк Изяславич, Олег и Давыд Святославичи, Владимир Мономах, Давыд
Игоревич Волынский, Василько Ростиславич Теребовльский).

Именно на этой встрече была принята
лествичная система.

Компромисс был достигнут благодаря тому, что
экономика и благополучие страны были подорваны от постоянных войн. Кроме того,
славянам угрожал внешний враг – половцы, которые организовывали хищнические
походы на мирные города, грабили или взимали дань.

Читайте также:  Как самозанятому сдать квартиру в аренду и сэкономить на налогах

Чтобы им противостоять, силы
одного небольшого княжества было явно недостаточно. Государство перестало быть
целым, оно стало походить на лоскутное одеяло, где каждый «кусочек» преследовал
собственные интересы.

Главными лицами на съезде были Святослав Изяславович
(князь Киева), Владимир Мономах (князь Переяславля) и Олег Святославович (князь
Чернигова). Они постоянно враждовали друг с другом. Тем не менее, им удалось
договориться.

Новая лествичная система наследования, принятая сторонами,
оговаривала обязательные правила для всех правителей.

Киевский
престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил
к старшему племяннику. Восхождение князя к Киеву совершалось постепенно.

Смерть
любого члена княжеского рода вызывала передвижение его младших родичей на одну
ступень вверх.

Покидая менее богатую и почетную область, князь переходил в
более почетную и богатую, а на его место являлся следующий по очереди
старшинства. Такой порядок назывался «очередным».

Впрочем,
были и исключения. Если какой-то князь умирал, не дойдя до киевского княжения
(т. е. не побывав старшим), его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства.

Они становились «изгоями», лишенными шансов на великое киевское княжение и
должны были навсегда оставаться в своих, выделенных из общеродового наследия,
владениях. Однако часто такие изгои
нанимались на службу к другим правителям или становились авантюристами.

Некоторым выдавались специальные новые уделы в кормление, что только
увеличивало количество политически образований в пределах Руси.

Сергей
Михайлович Соловьёв считал, что мужья старших сестёр имели преимущество перед
младшими братьями, приводя в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери
Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем.

В строгом
соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод был изгоем для Киева,
хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава — Всеволода
Ярославича.

Так получилось лишь потому, что отец Всеволода, Олег Святославович,
не был Киевским князем.

По
мере разрастания княжеского рода владения мельчали, на престолах княжеств
оказывались все более дальние родственники, отношения между ними запутывались и
следовать очередному порядку становилось все сложнее. Очередь старшинства можно
определять по возрасту, а можно и по порядку поколений (дядя всегда старше
племянника, поскольку ближе к общему родоначальнику).

В жизни это далеко не
всегда совпадало. Так, у князя Юрия Долгорукого было пять старших братьев.
Пятый брат, Вячеслав, однажды сказал ему: «Я был уже бородат, когда ты
родился». Сын этого Вячеслава, а тем более самого старшего из братьев, вполне
мог оказаться старше своего дяди Юрия.

Говорить о сложности установления
старшинства между потомками двоюродных и троюродных братьев в данном случае не
стоит.

Лествичное
право пережило эпоху владычества монголов над Русью. Оно дополнилось традицией
получать ярлыки на княжение от ханов (тогда тоже, как правило, выбор выпадал в
пользу старших). При этом яблоком раздора стал не Киев, пришедший в упадок, а
Владимир-на-Клязьме.

Когда
русские княжества объединились вокруг Москвы (XV век), правители Кремля
отказались от гибельной практики уделов. Власть стала самодержавной и
единоличной. Братья и другие родственники мужского пола становились воеводами
или номинальными наместниками в провинции.

Наследование по закону

Во второй половине XII века окончательно определился наметившийся ранее распад Древнерусского государства и переход к феодальной раздробленности. Киевская Русь разделилась на множество самостоятельных феодальных владений, реальная государственная власть в которых сосредоточилась в руках крупнейших феодалов отдельных самостоятельных княжеств или республик.

В основе процессов, приведших к разделению государства, к политической обособленности отдельных земель, лежали экономические отношения, а именно феодальное натуральное хозяйство. В условиях господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений в отдельных землях складывается крупное землевладение, а вместе с ним — местная землевладельческая знать. Под их властью отдельные земли Древнерусского государства постепенно достигают такой степени развития феодализма, при которой знать создает свой собственный государственный аппарата — органы управления, вооруженные силы, суд и так далее.

Обособление самостоятельных в экономическом и политическом отношении земель представляло собой прогрессивное явление в развитии феодального способа производства, способствуя как укреплению крупной феодальной собственности и возрастанию удельного веса продуктовой ренты, так и развитию сельского хозяйства и ремесла. Благодаря этому усилилось развитие торговли, а следовательно, повысилось значение городов. Город превращается в центр политического и экономического развития княжества, сборным пунктом его вооруженных сил, финансово-экономическим центром.

Тем не менее, несмотря на развитие торговли и ремесла, преобладающую роль в экономике по-прежнему играло земледелие, вотчинное хозяйство. Торговля еще не достигла такого уровня развития, чтобы подорвать устои вотчинной системы. Господство натурального хозяйства, замкнутость феодальной вотчины, ее очень слабая связь с внешним миром и, наоборот, теснейшая связь между отдельными ее частями, личная власть феодала над крестьянами — вот основные моменты, характеризующие экономическую основу отдельных земель.

Таким образом, распад Древнерусского государства и переход к феодальной раздробленности явились закономерным этапом исторического развития Руси.

Наряду с этим в ХИ-ХШ веках на Руси завершается оформление системы вассалитета-сюзеренитета. Каждый феодал является вассалом по отношению к своему сеньору и в то же время сеньором по отношению к своим вассалам. На вершине этой лестницы располагался великий князь -носитель верховной власти и верховный собственник земли княжества. В основании же данной иерархической лестницы находилось крестьянство, подчиненное либо только княжеской власти, либо наряду с ней — и власти феодала-землевладельца.

В период феодальной раздробленности на Руси сохранялась монархия, номинальным центром которой оставался Киев. На территории Руси образовалось значительное количество княжеств и феодальных республик, которые фактически находились под управлением своей собственной знати, создавшей в каждой из земель собственный государственный аппарат.

Что касается системы права, то первоначально во всех русских землях эпохи феодальной раздробленности действовала система права, сложившаяся еще в Киевской Руси на основе норм Русской Правды. Однако с течением времени, а также в связи с происходившими процессами размежевания земель стали создаваться собственные правовые системы. Например, в Новгороде и Пскове появились особые юридические сборники, в основе которых лежали как нормы Русской Правды и церковных Уставов, так и грамоты новгородских и псковский князей, новгородское и псковское законодательство и нормы обычного права. Данные сборники именуются Судными грамотами. К сожалению, Новгородская грамота в полном составе до нас не дошла, а в имеющемся отрывке не содержится норм, посвященных наследственным правоотношениям. Зато Псковская Судная грамота большое количество своих норм посвятила регулированию права наследования.

Псковская Судная грамота — крупнейший памятник права периода феодальной раздробленности на Руси. Вместе с Уставной Двинской грамотой 1397-1398 гг. и Новгородской Судной грамотой — памятником, из которого, как уже отмечалось, до нас дошел лишь небольшой отрывок, Псковская Судная грамота — это дальнейшее, после Русской Правды, развитие нормотворчества в Древней Руси. Большинство ученых (например, П.Н. Мрочек-Дроздовский ) считают, что Псковская Судная грамота представляет собой лишь местное дополнение Русской Правды, является памятником регионального значения. Тем не менее вклад данного памятника в становление и развитие норм права на Руси нельзя недооценивать. Грамота не дошла до нас в подлиннике, как и Русская Правда. Имеются два списка: Воронцовский и Синодальный, начала 40-х гг. XVI века, причем в последнем сохранились лишь статьи со 109 по 120. Поэтому при написании работы автор опирался на Воронцовский список с разбивкой на статьи, предложенной М.Ф. Владимирским-Будановым217. Необходимо отметить, что, по мнению большинства ученых, именно данный список восходит к протографу Псковской Судной грамоты, являясь копией с ее оригинала.

Наследование по закону в едином Русском государстве

XV-XVI вв. — период создания и укрепления централизованного Русского государства и единого русского права.

На определенном этапе развития феодального общества ликвидация феодальной раздробленности и возникновение единого централизованного государства является закономерным и неизбежным. В основе данного процесса лежит специализация общественного труда и увеличение оборота товаров на рынке, что, в свою очередь, повышает значение собственности как товара и подготавливает условия для капиталистического производства.

В это время наряду с развитием производственных сил на Руси увеличивается и феодальное землевладение, растет число средних и мелких феодалов. Одновременно наблюдается дальнейшее разделение труда между земледелием и ремеслом с постепенным отделением последнего от сельского хозяйства , что впоследствии привело к усилению экономических связей внутри страны и вызвало необходимость установления единой общегосударственной денежной системы. Со второй половины XIV в. вновь начинается прерванная в связи с политической и экономической децентрализацией периода феодальной раздробленности чеканка русской монеты.

Еще одним фактором, обусловившим централизацию Русского государства, наряду с экономической интеграцией явилась необходимость борьбы с золотоордынским игом и усиления обороноспособности государства.

Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Именно вокруг Москвы как самого крупного города Русского государства начинает образовываться всероссийский рынок, необходимый для дальнейшей интеграции земель. В первой четверти XVI в., после вхождения в состав Российского государства Северных земель (1500-1503 гг.), Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.), Рязани (1521 г.), образование единого государства завершилось.

Становление единого централизованного Русского государства заняло несколько столетий. Разумеется, право, являясь регулятором общественной жизни, не могло остаться в стороне от стремительно меняющихся социально-экономических и политических отношений в государстве и обществе. Изменения в правовом регулировании были значительными, прежде всего они коснулись нормативных актов, содержащих правовые нормы, в том числе и нормы, посвященные праву наследования. Данные нормы содержались в актах царского законодательства (жалованные, указные, духовные грамоты и указы), «приговорах» Боярской думы, постановлениях Земских соборов, отраслевых распоряжениях, приказах. Наряду с указанными актами создавались и абсолютно новые формы законно-дательства, среди которых были и Судебники, содержащие в себе большинство гражданско-правовых норм.

Первым крупным памятником права единого Русского государства является составленный в 1497 г. Судебник Ивана III. Источником данного законодательного акта стали прежде всего такие объемные и важные для законодательства Древней Руси нормативные документы, как Русская Правда и Псковская Судная грамота, а также иные акты . В отличие от многих других памятников древнерусского права, Судебник 1497 г. дошел до нас в одном списке, обнаруженном в 1817 г. П.М. Строевым и опубликованном им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 г. Постатейной нумерации в данном тексте не было. Со временем попытки ввести нумерацию предпринимались целым рядом авторов, однако в настоящее время наиболее распространенной является нумерация, предложенная М.Ф. Владимирским-Будановым.

Читайте также:  Как подать на алименты и кто может требовать деньги на свое содержание

В 1550 г. при Иване Грозном был издан новый Судебник, в отличие от предшествующего «великокняжеского» Судебника 1497 г. получивший название «царский».

Что касается Судебника 1589 г., в литературе укоренилось мнение, согласно которому данный Судебник «является переработкой и дополнением текста Судебника 1550 года, проведенными в целях создания руководства для земских судей» . По-видимому, утверждению центральной властью данный Судебник не подлежал, однако применялся на практике при отправлении правосудия, в особенности на Севере Руси. Что касается авторства данного памятника, по этому вопросу, как и по вопросу толкования отдельных его положений, единого мнения среди ученых нет. В рамках диссертационного исследования данный источник представляет собой особенный интерес, так как в отличие от более ранних Судебников право наследования получило в нем широкое развитие.

Рассматривая право наследования в едином Русском государстве, обратимся прежде всего к Судебникам Ивана III и Ивана IV. Однако необходимо отметить, что касательно законного порядка наследования широкой регламентации данные памятники не содержали.

В феодальном обществе право собственности

в среде феодалов определяется их взаимной связью и связью с государством. то

есть системой вассальной зависимости, а в крестьянской среде системой запретов

на распоряжение. От различий этих отношений зависит и различия в статусе

собственности. В дореволюционных исследованиях шло в основном обсуждение

вопросов о существовании родовой и частной собственности, мнение о коллективных

формах земельной собственности преобладало.

Собственник по Русской Правде имел право

распоряжаться имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества,

его защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма

обширный круг вещей — кони и скот, одежда и оружие, торговые товары,

сельскохозяйственный инвентарь и многое-другое.

Формы собственности были различными.

Помимо семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие княжеский

домен представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князьям. Они

взимали там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по

Субъектами права собственности могли быть

только люди не рабского состояния

Собственник имел право на, возврат своего

имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного! владения на

основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в

3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства

при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. ст. 13, 14,-15, 16 Краткой

Правды; ст. ст. 34, 35 Пространной Правды).

Семейно-Наследственное право относится к

медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основны православной

семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к

наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю,

по закону, по завещанию). Отношения в семье основывались на власти отца, лишь в

поздний феодальный период складывается принцип раздельности имущества. Это —

основные тенденции в указанной области права. В Древней Руси к XI в. Господствовала

В глубокой древности наследование

осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то

часть имущества. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости

(лук, копье, топор). Возникло деление наследственной массы на доли: часть —

коллективу, часть — семье, часть по усмотрению самого лица. Ибн фадлан

что к X в. имущество умерших руссов делилось на три части.

9.Судебные органы и судебный процесс в Древнерусском государстве.

Судебные органы. Суд во времена Русской Правды не был отделен от администрации, и судьей был, прежде всего, сам князь. Княжеский суд разрешал дела феодальной знати, междукняжеские споры. «Без княжа слова», однако, нельзя было «мучить» не только огнищанина, но и смерда (ст. 33 Кр. Пр., ст. 78 Пр. Пр.). К князю и судьям его (ст. 55 Пр. Пр.) мог пойти пожаловаться закуп. В «Поучении к детям» Владимир Мономах так говорит о себе как о судье: «На посадников не зря, ни на бирючи, тоже худого смерда и убогие вдовицы не дал есми сильным обидети».

Наиболее важные дела князь решал совместно со своими мужами боярами, менее важные рассматривались представителями княжеской администрации. Обычное место суда – «княж двор» (резиденция в столице и дворы княжеских чиновников в провинции). На местах действовали суды посадника, волостеля, которым помогали тиуны, вирники (сборщики судебных пошлин) и другие слуги. Русская Правда (ст. 41 Кр. Пр., многие статьи Пр. Пр.) определяет и размеры этих сборов в пользу многочисленных судебных лиц из вспомогательного персонала (мечника, детского, метельника).

Помимо суда государственного (князя и его администрации) в Киевской Руси активно формировался вотчинный суд – суд землевладельца над зависимым населением. Он формируется на основе иммунитетных пожалований (князь жалует монастырю Св. Георгия село Буйцы «с данию, с вирами и с продажами»). Можно назвать также суд общины, на котором могли решаться мелкие внутриобщинные дела. Но о функциях этого суда сведений в источниках не сохранилось. Функции церковного суда, ведав­шего семейно-брачными отношениями, боровшегося с языческими обрядами, осуществляли епископы, архиепископы и митрополиты. Делами монастырских людей занимался настоятель монастыря – архимандрит.

Судопроизводство с древнейших времен включало в себя 3 стадии: установление сторон, производство суда и исполнение приговора. Обе стороны именовались истцами или суперниками (чуть позже – сутяжниками от тяжбы – судебного спора). Государство в качестве истца ещё не выступает, даже в делах уголовных, оно лишь помогает частному лицу в преследовании обвиняемого. Да и различия между уголовным и гражданским процессом ещё не существует, как и между следственным (инквизиционным) и обвинительным (состязательным). Сторонами во всех делах выступают частные лица: род, община, семья, потерпевшие. Суд представлял собой массовое действо, на которое прибывали толпы родственников, соседей и прочих пособников. Поводом к возбуждению дела могло быть не только исковое ходатайство семьи (об увечье или убийстве родственника), но и захват лица на месте преступления.

Что такое лествичный порядок наследования?

Лествичное наследование – это родовой принцип княжеского престолонаследия на Руси.

Само название данного понятия происходит от старославянского слова «лествица», означающего привычную для нас лестницу. Лестница со ступенями ее восхождения в данном контексте рассматривалась как наиболее явная ассоциация принципа передачи власти.

Лествичный принцип наследования предполагал следующие правила властвования:

  • Сначала наследные права передавались по горизонтали между братьями – от старших до младших;
  • После наследные права передавались по вертикали между поколениями – к старшему из братьев младшего поколения.

То есть, проще говоря, это происходило таким образом. Сначала правил старший брат, потом младший, после него – дети старшего брата, после них – дети младшего брата, следом – внуки по старшинству и т.д.

Кто не успевал покняжить по лествичной системе наследования, тот вместе со всем своим потомством выпадал из системы и становился изгоем.

Право наследования в русской правде

Если ранее жена получала долю из мужнина имения только на прожитие, по Русской Правде она получала такую долю в полную собственность, и если она выходила второй раз замуж, то по смерти ее дети первой жены ее мужа не имели права на ее имущество, если она сама, по доброй воле, не отказывала им имущества своего. Кроме того, предусматривалось: «Аже будет сестра в дому, то той задници не имати, но отдадят ю братия замуж, како си могут». Статья эта удаляет сестру от участия вместе с братьями в наследовании имения после отца. Она составлена на основании русских общественных обычаев. В Судном законе подобной статьи нет, но она, находится во всех славянских законодательствах, по которым сестра не допускалась к участию в наследство; только братья должны были пристроить ее сообразно своим средствам.

Наследование по закону или обычаю – по общему правилу наследование происходило по мужской нисходящей линии. РП устанавливает следующий порядок наследования по закону: дети наследуют только после своих родителей, если в семье был отчим, то дети получали наследство лишь после родного отца. Принцип «сестра при братьях не наследница ». При наследовании по закону имущество поступало сыновьям нераздельным: наследники сами решали, делить его или нет, однако при любом разделе дом должен был остаться младшему сыну.

Источники дают возможность предположить, что наследниками по завещанию, как и по закону, являлись близкие родственники умершего, обычно, сыновья. Теперь если умерший не оставил завещания, наследовали члены его семьи («свои», т.е., судя по ст.92 Пространной Правды Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. — М.: Юрид. лит., 1984. — Т.1. Законодательство Древней Руси. — С. 64-79. , «все дети»), а если у покойного не было детей, «именье» переходило родичам, причем только ближайшим («малым ближникам»).

+ «куны в треть»: либо трехкратное получение процентов без суммы долга, либо двукратное получение процентов + сумма долга (2х50%=100%- кредитор имеет право на получение долга или 3х50% — должник объявляется свободным от долга). Данная норма не касалась краткосрочных займов (до 20%)(ст.53 п.р. РП).

1. Купля-продажа – первоначально регулирование данного вида договора происходило посредством обычного права, позднее нормы, регулирующие его, появились в РП. Заключение данного договора требовало наличие двух свидетелей или мытника (наличие этих лиц является доказательством факта заключения договора ).

Что такое лествичный порядок наследования?

Лествичное наследование – это родовой принцип княжеского престолонаследия на Руси.

Само название данного понятия происходит от старославянского слова «лествица», означающего привычную для нас лестницу. Лестница со ступенями ее восхождения в данном контексте рассматривалась как наиболее явная ассоциация принципа передачи власти.

Лествичный принцип наследования предполагал следующие правила властвования:

То есть, проще говоря, это происходило таким образом. Сначала правил старший брат, потом младший, после него – дети старшего брата, после них – дети младшего брата, следом – внуки по старшинству и т.д.

Кто не успевал покняжить по лествичной системе наследования, тот вместе со всем своим потомством выпадал из системы и становился изгоем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *