Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме понимается закупка, информация о которой размещается в ЕИС и победителем которой становится участник, предложивший наименьшую цену контракта.
Сроки электронного аукциона по 44-ФЗ
Срок публикации извещения на аукцион в электронной форме по 44-ФЗ составляет не менее 15 дней при начальной максимальной цене от 3 миллионов рублей.
Однако при начальной цене лота до 3 миллионов рублей у вас есть 7 календарных дней, то есть лишь 1 неделя. Новому поставщику этого времени не хватит для получения ЭЦП и аккредитации на торговой площадке и единственным способом попасть на торги остается ускоренная аккредитация.
Получение электронно-цифровой подписи — вопрос, с которым вам помогут наши специалисты.
После размещения извещения начинается этап подачи заявок. Заказчик может внести изменения в извещение без изменения объекта закупки и суммы обеспечения в срок не менее 2 дней до окончания подачи. Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.
Таблица и калькулятор сроков электронного аукциона по 44-ФЗ размещены в конце статьи.
Сроки проведения аукциона по Закону №44-ФЗ
В соответствии с Законом №44-ФЗ сроки для размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона зависят от размера начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и специфики объекта закупки.
Так, если НМЦК не превышает триста миллионов рублей, либо НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, то срок размещения в ЕИС извещения должен составлять не менее чем семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если НМЦК больше триста миллионов рублей, а для закупок подрядных работ — двух миллиардов рублей, то извещение размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Сроки и порядок отмены аукциона
Закон №44-ФЗ даёт заказчику право отменить любую конкурентную закупку. В соответствии со статьёй 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:
- уменьшения лимитов бюджетных средств;
- обнаружения ошибок в документации о закупке;
- получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
- необходимости исполнения решения суда.
Сроки подачи и рассмотрения заявок электронного аукциона по 44-ФЗ
Прежде всего для организации онлайн-торгов публикуют извещение о проведении мероприятия и документы, относящиеся к тендеру. Срок подачи заявок на электронный аукцион 44-фз определяется с учетом НМЦК. Если предельное значение цены превышает 300 млн руб. (для реконструкции, строительства, ремонта объектов капстроительства – от 2 млрд руб.), то извещение размещают не позднее 15 дней (можно и раньше) до завершения принятия заявок. При начальной стоимости ниже 300 млн руб. (либо до 2 млрд руб. на строительные работы соответственно) крайний срок регистрации сокращается до недели.
Бывают случаи, когда необходимо внести правки в текст извещения об онлайн-мероприятии или тендерные документы. По ФЗ № 44 это можно сделать не позднее двух дней до окончания регистрации заявок. После изменений срок, отведенный на подачу заявлений, удлиняется до 15 и 7 дней соответственно согласно п. 1 данной статьи.
Если заказчик передумал проводить торги, он делает это официально за пять дней до конца регистрации заявок или раньше. Любой участник тендера может запросить разъяснение по документам, относящимся к торгам, и сделать это не позднее трех дней до прекращения подачи заявлений. Заказчик публикует свой ответ на протяжении двух дней после получения запроса.
Участник может изменить свою заявку либо отказаться от участия в электронной процедуре, пока не истекло время приема. В противном случае первая часть документа будет одобрена (если она соответствует критериям отбора) и выдан допуск на участие тендере. Но если участник больше не заинтересован в продолжении борьбы, он вправе не подавать далее свои предложения.
Последовательность операций по участию и проведению открытого аукциона в электронной форме, сроки, и инструкции участника закупки.
Открытый электронный аукцион или открытый аукцион в электронной форме проводится в соответствии с 44 ФЗ или 223 ФЗ.
Последовательность операций по участию и проведению открытого электронного аукциона, сроки, и инструкции для участников закупки.
На данный момент, с помощью открытых электронных аукционов проводится более 70% всех закупочных процедур, проводимых Государством. Популярность электронных аукционов в последние годы становится всё выше, и не смотря на возрастающую популярность проблемы у участников аукционов не уменьшаются. В данной статье Вам предложена максимально развёрнутая информация по процессу участия в электронных аукционах, проводимых в рамках законодательства о контрактной системе.
Мы дадим, как само понятие термина «Электронный аукцион» или » Открытый аукцион в электронной форме», так и алгоритм участия в электронном аукционе.
Подробно опишем как заполнить и подать заявку на участие в электронном аукционе и сроки его проведения.
Процедура электронных торгов ( Открытый аукцион в электронной форме )
Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.
Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно о процессе проведения аукциона, ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.
Если в течение 10 минут после последней заявки никто ее «не перебил», аукцион считается завершенным. ( открытый аукцион в электронной форме )
Бывает, что два участника подают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.
Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя. Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.
Участие в открытых электронных аукционах ( электронных торгах ), проводимых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 ( Электронный аукцион ПП 102 )
Постановление правительства от 05.02.2015 г. № 102 (далее ПП 102) утвердило 2 ограничительных перечня при проведении электронных закупок:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, подушки противопролежневые ортопедические, марля, салфетки, наборы реагентов, маски, контейнеры для биопроб, операционные светильники, томографы, иглы корневые, амплификаторы, кресла-коляски, глюкометры, трости опорные и пр. (далее — перечень № 1 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме ) );
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, контейнеры для хранения донорской крови, Расходные материалы для аппаратов искусственной вентиляции легких, расходные материалы для аппаратов экстракорпорального кровообращения, венозные канюли, мочеприемники и калоприемники (далее — перечень № 2 ПП 102 ( открытый аукцион в электронной форме )).
Для целей осуществления электронных закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки поданные на электронные торги (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, электронном аукционе которые одновременно:
для заявок на электронный аукцион (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены ЕЭАС;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2 ПП 102:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства — члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования».
В случае если заявка на открытый электронный аукцион (окончательное предложение в электронных закупках ), которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2016 № 337; от 30.05.2017 № 663; от 14.08.2017 № 968; от 19.12.2018 № 1590)
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота в электронном аукционе ) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.
Многие участники закупок интересуются, сколько по времени может продлиться процедура электронного аукциона. До 01.01.2022 года было сложно дать однозначный ответ на этот вопрос, поскольку все зависело от конкретно взятого аукциона, от НМЦК, от количества участников, допущенных до участия в аукционе, и от тех шагов аукциона, которые они использовали в ходе участия. Некоторые аукционы могли длиться более нескольких суток.
Однако с 01.01.2022 года все изменилось и на законодательном уровне была закреплена максимальная продолжительность ЭА — не более 5 часов с момента начала процедуры (п.5 ч.3 ст.49 44-ФЗ).
Минимальный же срок проведения ЭА составляет — 4 минуты. Это в том случае, когда участниками не подано ни одного ценового предложения.
Что такое электронный аукцион?
Электронный аукцион — это электронные торги, которые проводятся на ЭТП. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, по которой он готов исполнить госзаказ. Цель электронного аукциона – определить исполнителя (поставщика) для госконтракта.
Инструкция по проведению ЭА «от» и «до» дается в ст.49 («Проведение электронного аукциона»).
Извещение о проведении аукциона в электронной форме и сопутствующие документы размещаются в единой информационной системе (ЕИС). Так, заказчик информирует неограниченное число лиц о проведении закупки. Каждый участник (исключений нет!) должен соблюдать единые и дополнительные требования, предъявляемые к нему. Все этапы электронного аукциона проходят на соответствующей электронной торговой площадке (ЭТП). Оператор ЭТП обеспечивает эффективную работу площадки.
В каких случаях ЭА признается несостоявшимся
Случаи, когда электронный аукцион может быть признан несостоявшимся, описаны в ст.52 44-ФЗ:
- поступила лишь одна заявка на участие в торгах на момент завершения срока приема заявок;
- только одна из поступивших заявок была признана комиссией соответствующей требованиям извещения о процедуре;
- не было подано ни одной заявки на момент окончания срока подачи заявок;
- все участники процедуры, не отозвавшие в соответствии с 44-ФЗ заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта;
- заказчик на основании ч.9 и 10 ст.31 44-ФЗ не стал заключать контракт с участником, подавшим единственную заявку, либо только одна заявка соответствовала требованиям.
Как проходит электронный аукцион на ЭТП?
Процедура проходит на электронной площадке через 2 часа после того, как истек срок подачи заявок.
Начало процедуры устанавливает оператор ЭП, руководствуясь часовым поясом заказчика.
Аукцион идет на снижение цены. Снижаемый шаг аукциона — от 0,5% до 5% НМЦК. Участники должны снижать цену в пределах указанного шага.
Требования к ценовым предложениям:
1) участник торгов не может подать ценовое предложение:
- равное ранее поданной им же цене;
- больше чем было подано до этого;
- равное нулю;
2) участник не может предложить цену ниже, чем текущая минимальная цена, сниженная в пределах шага торгов;
3) участник не может снизить свою цену, если она в данный момент лучшая.
Если участник предложил такую же цену, как и его оппонент, то в зачет принимается предложение, которое поступило раньше.
Примечание: ничего страшного, если вы подадите цену, не соответствующую названным требованиям. Оператор просто ее не примет. Свою цену можно изменить и подать повторно.
Электронная площадка, на которой проводятся торги, фиксирует все ценовые предложения участников, включая и время их подачи.
Участникам дается временной интервал на предложение своей цены, он составляет 4 минуты. После подачи каждого ценового предложения счетчик снова выставляется на 4 минуты. За это время нужно снова предложить свою цену ниже предыдущего предложения и в рамках установленного шага торгов. Если в течение временного промежутка не поступает ни одного ценового предложения с более низкой ценой, то аукцион автоматически завершается.
После окончания торгов оператор ЭП размещает протокол проведения процедуры. Это происходит в течение 1 часа после завершения.
В данном протоколе отражается следующая информация:
- дата, время начала и окончания торгов;
- все минимальные ценовые предложения, поступившие от участников и выстроенные по мере убывания с указанием кодов заявок;
- порядковые номера, присвоенные заявкам.
Оператор ЭП отправляет протокол заказчику в течение 1 часа после его публикации.
Причины несостоявшегося электронного аукциона
- Поступила только одна или не поступило ни одной заявки (ч. 16 ст. 66).
- Комиссия отказала в допуске всем участникам или допустила только одного участника (ч. 8 ст. 67).
- По истечении 10 минут после начала торгов ни один из участников не подал ценовое предложение (ч. 20 ст. 68).
- Комиссия признала все вторые части заявок не соответствующими установленным требованиям или признала соответствующей только одну вторую часть заявки (ч. 13 ст. 69).
- Победитель уклонился от заключения контракта, а второй кандидат не направил заказчику в назначенный срок подписанный проекта контракта и обеспечение исполнения контракта (ч.15 ст. 83.2).
В каких случаях Заказчик обязан и имеет право проводить закупки путем проведения аукциона в электронной форме
Заказчик обязан проводить электронный аукцион, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг:
- Включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р).
- Либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Сроки и порядок отмены аукциона
Закон №44-ФЗ дает заказчику право отменить любую конкурентную закупку за исключением запроса предложений. В соответствии со статьей 36 заказчик может отменить электронный аукцион не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
По истечении указанного срока и до заключения контракта заказчик вправе отменить электронный аукцион только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
В отличие от срока, причины отмены Законом №44-ФЗ не регламентированы, то есть причина отмены может быть абсолютно любой. Чаще всего заказчики отменяют аукцион в случае:
- уменьшения лимитов бюджетных средств;
- обнаружения ошибок в документации о закупке;
- получения предписания контрольного органа об аннулировании закупки;
- необходимости исполнения решения суда.