Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок давности по налоговым правонарушениям составляет…». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности могут не только предпринимателей и юридические лица, но и самозанятых, а также физических лиц в части налогов, которые он должен платить самостоятельно (например, в случае продажи или сдачи в аренду недвижимости, выигрыша в лотерею и пр.).
В каких случаях бизнес привлекают к уголовной ответственности по налоговым правонарушениям
Неприятные последствия могут наступить в 2 случаях:
- Если предприниматель или организация умышленно подают заведомо ложные или неверные данные, в результате чего уменьшают размер выплат в бюджет. Например, часть доходов проводят мимо кассы и не указываю в декларации, завышают величину расходов на УСН «Доходы минус расходы» и пр.
- Когда вообще не платят налоги, сборы и взносы, не сдают декларации и другие виды финансовой отчетности. Такое бездействие с точки зрения закона тоже является правонарушением.
Прекращение существования юридического лица
Согласно пп. 4 п. 3, п. 4 ст. 44 и ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика только после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ. То есть, наличие налоговой задолженности не является препятствием для ликвидации (исключения из ЕГРЮЛ) (п. 3.2 Письма ФНС России от 08.10.2015 № ГД-4-14/17525@), но, в свою очередь, прекращение юридического лица не является однозначным основанием для признания налоговой задолженности безнадежной.
Если денежных средств ликвидируемой (ликвидированной) по причине банкротства организации не хватает для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, к погашению остающейся части задолженности могут быть привлечены учредители (участники) организации в порядке возложения на них субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 49 НК РФ, п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Федеральный закон № 14-ФЗ)).
О потенциальной субсидиарной ответственности по налоговым долгам исключенного из ЕГРЮЛ ООО гласит и п. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 14-ФЗ: лица, контролирующие такого должника и своими недобросовестными или неразумными действиями доведшие его до исключения из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, по заявлению органа ФНС России могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого ООО и после прекращения его существования (с учетом позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 21.05.2021 № 20-П).
Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ списание налоговой задолженности по рассматриваемому основанию само по себе не является препятствием для последующей подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности и не может служить единственным основанием для исключения списанной задолженности из общего размера ответственности контролирующего лица (п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53).
ФНС России Письмом от 12.07.2017 № ЕД-4-18/13479@ сообщила, что вышестоящий налоговый орган (по собственной инициативе или по представлению нижестоящего налогового органа) в срок не позднее даты подачи в суд заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным п. 3.1 ст. 3 Федерального закона № 14-ФЗ, отменяет ранее принятое решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации, безнадежной к взысканию, и о ее списании, если по результатам анализа, проведенного при указанных выше обстоятельствах, будет выявлена возможность ее погашения, то есть будут установлены:
- правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности;
- контролирующее должника лицо;
- возможность фактического исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности.
Комментарий к ст. 113 НК РФ
1. В пункте 1 комментируемой статьи дается определение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
Срок давности привлечения к ответственности следует отличать от срока давности взыскания налоговых санкций. Последний представляет собой срок, до истечения которого налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции (не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления об этом акта).
Срок давности привлечения к ответственности — это срок, по истечении которого лицо (совершившее налоговое правонарушение) не может быть привлечено к ответственности.
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, не может быть привлечено к ответственности, если истекли три года:
— или со дня совершения данного правонарушения. Этот день определяется в зависимости от вида налогового правонарушения. Так, если нарушен срок представления данных об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то днем совершения указанного правонарушения является день, следующий после истечения последнего дня 10-дневного срока, предусмотренного в пункте 2 статьи 23 НК РФ;
— или со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это налоговое правонарушение. При этом следует иметь в виду, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени (например, квартал) применительно к отдельным видам налогов (НДС, акцизы и т.д.), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).
В данном случае:
а) трехлетний срок исчисляется в календарных годах;
б) отсчет трехлетнего срока начинается со следующего (после совершения налогового правонарушения или окончания соответствующего налогового периода) дня;
в) исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении следующих правонарушений:
— нарушения срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);
— уклонения от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);
— нарушения срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
— нарушения срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119 НК РФ);
— невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
— незаконного воспрепятствования доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124 НК РФ);
— несоблюдения порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);
— непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126 НК РФ);
— неправомерного несообщения сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ);
— нарушений, допускаемых свидетелем по налоговому правонарушению (ст. 128 НК РФ);
— отказа эксперта, переводчика, специалиста от участия в налоговой проверке, дачи заведомо ложного заключения или осуществления заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);
г) со следующего после окончания налогового периода дня исчисляется срок давности по следующим налоговым правонарушениям:
— грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
— неуплате или неполной уплате сумм налога (ст. 122 НК РФ).
2. С другой стороны, в комментируемой статье не имеются в виду следующие виды нарушения законодательства о налогах:
— нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);
— нарушение срока исполнения банком поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ);
— неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ);
— неисполнение банком решения о взыскании налога (ст. 135 НК РФ);
— нарушение, связанное с порядком исчисления и уплаты сборов (ст. 8 НК РФ).
Нормы статьи 113 обжаловались в Конституционном Суде на предмет соответствия Основному закону. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П судьи пришли к неутешительным прогнозам.
Во-первых, судьи постановили: если организация или предприниматель препятствовали проверке и контролю со стороны налоговиков, то трехлетний срок давности привлечения к ответственности на них не распространяется.
Во-вторых, судьи пришли к выводу, что срок давности надо отсчитывать не с момента, когда совершено нарушение, а с даты, когда составлен акт налоговой проверки или руководителем инспекции принято решение о привлечении организации или предпринимателя к ответственности.
В-третьих, Конституционный Суд РФ разрешил штрафовать налогоплательщиков даже в том случае, если законодательство не предписывает по результатам проверки составлять акт. Достаточно будет, если налоговики вынесут соответствующее решение.
Есть ли срок давности по налогам?
Сроки давности по налогам не определены как таковые. Но все же, сроки выявления и взыскания задолженностей налоговой службой ограничены, что подкрепляется и судебной практикой. Если сроки проведения контрольных мероприятий налоговой инспекцией нарушены это веская причина не взыскивать задолженность с юридического или физического лица. Будет ли разбирательство с должником, зависит от ряда факторов типа сбора, статуса, размера долга.
Взыскиваемая сумма должна быть признана безнадежной, а после этого списаться налоговой. Таким образом, хоть сроки давности по неуплаченным налогам понятие весьма условное, возможность не выплачивать некоторые налоги все же существует. Срок налоговой давности составляет 4-6 лет с момента окончания налогового периода, во время которого возник долг. От чего зависит фактическая длительность срока? От того, в ходе какого контрольного мероприятия выявили долг. Также важен способ взыскания долга за счет денег или имущества неплательщика.
Из-за того, что в Налоговом Кодексе нет прямых и понятных норм о сроке исковой давности по уплате налогов, тяжело предсказать, какое решение примет суд. Иногда, судья берет в расчет нормы о сроке давности.
Чаще – используют нормы Гражданского кодекса, в том числе – о незаконном обогащении.
Поэтому желательно заручиться поддержкой опытного юриста. Специалист проанализирует шансы на успех и правильно составит судебный иск.
Срок давности для юридических лиц и ИП
Для юрлиц и ИП срок исковой давности также составляет три года, но процесс требования неуплаченных налогов другой.
Если ООО или ИП прекратили свою деятельность, но налоговая служба обнаружила недоплаченные налоги, ответственность за это все равно остается на организации. Иными словами, даже недействительная компания должна заплатить в бюджет за период своей работы. Срок в этом случае также определен в три года.
Есть и обратная ситуация, когда ФНС задолжало налогоплательщику. Это происходит, когда ведомство потребовало заплатить лишние налоги или начислило необоснованные штрафы и пени. Тогда в течение календарного месяца нужно подать заявление в ведомство о возврате переплаты или сразу обращаться в суд.
Ответственность за задолженность ограничена сроком
В силу п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения нарушения применяется по всем налоговым правонарушениям, кроме предусмотренных в ст. 120, 122, 129.3 и 129.5 НК РФ. В отношении налоговых правонарушений из названных статей кодекса срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В частности, на основании ст. 122 НК РФ ответственность предусмотрена за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ.
Таким образом, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов), вызванная указанными действиями, является налоговым правонарушением. Согласно ст. 113 НК РФ к ответственности за это нарушение можно привлечь в течение срока давности, который исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.
При этом, казалось бы, правонарушение надо относить непосредственно к тому периоду, за который образовалась задолженность. Но на практике под правонарушением в данном случае понимается собственно неуплата налога. Поэтому оно считается произошедшим в следующем налоговом периоде, и отсчет срока давности начинается по окончании того налогового периода, когда произошла неуплата (см., например, постановления АС ВВО от 05.12.2018 № Ф01-4933/2018 по делу № А11-9880/2016, от 27.12.2017 № Ф01-5862/2017 по делу № А43-19323/2016, АС МО от 21.01.2015 № Ф05-15736/2014 по делу № А40-32621/14, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 10.02.2015 № 2-КГ14-3, ВС РФ от 20.03.2020 № 306-ЭС20-1522 по делу № А57-3949/2019).
Организация, находящаяся на общем режиме налогообложения, в январе 2018 года не отразила в налоговом учете операцию по реализации товара. Это выяснилось в ходе налоговой проверки, которая была проведена в 2020 году.
Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Срок уплаты налога за налоговый период 2018 года – 28.03.2019.
Значит, срок давности по взысканию налога на прибыль, задолженность по которому возникла в данном случае, начал течь с 01.01.2020 и закончится 31.12.2022.
Налоговым периодом по НДС является квартал (ст. 163 НК РФ). Срок уплаты налога за I квартал 2018 года – 25.04.2018.
В отношении задолженности по этому налогу в рассматриваемой ситуации срок давности начал течь 01.07.2018 и закончится 30.06.2021.
Течение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (п. 1.1 ст. 113 НК РФ).
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня оформления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о ее возобновлении.
В то же время практика складывается таким образом, что на доначисление собственно сумм налогов и налоговых санкций, на начисление пеней на сумму задолженности давность совершения правонарушения не влияет (см., например, Постановление АС МО от 05.04.2018 № Ф05-3596/2018 по делу № А40-72521/2017).
Имеется в виду, что недоимка по налогу не является мерой ответственности и не может рассматриваться в качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств, следовательно, трехгодичный срок, указанный в ст. 113 НК РФ, к недоимке по налогу не применим (см. также Постановление АС УО от 21.12.2017 № Ф09-7380/17 по делу № А07-1853/2017, Определение ВС РФ от 31.08.2015 № 305-КГ15-9866 по делу № А40-89643/2014). Иное противоречило бы, например, абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ, который предусматривает, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Укажем также, что в гражданском законодательстве есть такое понятие, как срок исковой давности. На основании ст. 196 ГК РФ в общем случае он составляет три года. Но к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательно (п. 3 ст. 2 ГК РФ). То есть понятие исковой давности не распространяется на взыскание налоговой задолженности (см. Письмо Минфина России от 11.02.2010 № 03-02-07/1-57).
Приостановка срока давности
В ст. 113 НК РФ сказано, что течение указанных сроков в некоторых случаях приостанавливается. Это разрешается делать лишь в ситуациях, когда правонарушитель целенаправленно и умышленно мешал проверке, что не дало возможности уполномоченным органам ее провести и определить реальные суммы налоговых взносов.
Течение срока исковой давности признается остановленным на время с той даты, когда был составлен специальный акт.
Возобновиться же оно может лишь в момент прекращения обстоятельств, препятствовавших проверке. Что считается таким обстоятельством? Приведем примеры:
- когда охрана организации или иные уполномоченные лица не пускают инспекторов на территорию компании;
- сотрудники не предоставляют проверяющим должностным лицам необходимые документы.
Необходимо обратить внимание на то, что в реальности срок давности приостанавливается крайне редко, поскольку обычно никто не мешает проверкам со стороны налоговых органов. А иных обстоятельств, на основании которых можно приостановить срок давности, законодательством не установлено.
Поэтому причины, которые порой приводят в оправдание инспекторы налоговой, не рассматриваются судами, как уважительные. Рассмотрим пример из судебной практики, когда суд стал на сторону ответчика.
Арбитражный суд рассматривал дело, в котором одно акционерное общество уклонялось от внесения в бюджет установленных НК платежей. Налоговые инспекторы утверждали, что имелось препятствие проведению выездной проверки, однако доказательств никаких не предоставили.
Сроки давности по налоговым правонарушениям
Налоговое правонарушение – это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (см. ст. 106 Налогового кодекса РФ) (подробнее о налоговых правонарушениях читайте в статье: «Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях»). Налоговым законодательством определены обстоятельства, при которых налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. ст. 109 Налогового кодекса РФ).
Одним из таковых является истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данная статья расскажет об особенностях и порядке исчисления срока давности для правонарушений, предусмотренных ст.120 и ст.122 Налогового кодекса РФ (неуплата или неполная уплата налога).
Срок давности по НДФЛ
В отношении НДФЛ действуют те же правила, что и в других аналогичных случаях:
- взыскание по общему правилу возможно произвести только в течение трех лет;
- начало течения – момент выявления неплатежа (когда выяснилось, что налогоплательщик нарушил права государства путем неуплаты);
- началом периода считается и та дата, в которую должно было выясниться правонарушение – день, следующий за последним днем подачи отчетности, если отчетность (декларация) не была подана;
- в течение 10 месяцев с момента выявления неплатежа инспекции предстоит самостоятельно заниматься урегулированием этого вопроса, а если не получится решить дело мирным путем, в оставшееся время уполномоченный орган может подать иск в отношении неплательщика в суд.
Процедура взыскания налогов с физических лиц
Эта статья раскроет все хитрости взыскания налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Список налогов, которые взыскиваются с физических лиц:
- налог на доходы физических лиц
- налог на имущество физических лиц
- транспортный налог
- земельный налог
Сначала налоговый орган направляет налогоплательщику — физическому лицу налоговое уведомление.
- Налоговое уведомление должно передаваться не менее, чем за 30 дней до срока оплаты и может передаваться физическому лицу, или его представителю:
- лично под расписку
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
- направлено по почте заказным письмом (в большинстве случаев)
Согласно изменениям в Налоговом кодексе, внесенным Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, для физических лиц отменены авансовые платежи и изменены сроки уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество. Теперь указанные налоги уплачиваются гражданами один раз в год в сроки, установленные представительными органами местного самоуправления в пределах с 1 ноября по 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с этим Федеральная налоговая служба утвердила форму единого налогового уведомления. И налогоплательщики уже в этом году начали получать письма в новом формате. В нем указаны исчисленные суммы налога на имущество, земельного и транспортного налогов (при наличии данных объектов у физического лица).
Таким образом, имущественные налоги (земельный, транспортный и на налог на имущество) за 2011 год граждане должны уплатить к концу 2012 года. Платежные документы с указанием исчисленных сумм налогов будут приложены к единому налоговому уведомлению, где найдут отражение также сроки оплаты по каждому из трех имущественных налогов для физических лиц.
Понятие срока давности по налогам в соответствии с Налоговым кодексом РФ
Срок давности привлечения к налоговой ответственности установлен ст. 113 НК РФ. Он составляет 3 года:
со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности — в отношении правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120 и 122 НК РФ;
со дня совершения налогового правонарушения — в отношении остальных правонарушений.
Выходит, ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения (ст. 120 НК РФ) и неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ) может быть применена в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в течение которого были совершены данные правонарушения.
В 2006 г. в НК РФ были внесены изменения, на основании которых разделялось начало течения срока давности по налоговым правонарушениям. Однако ВАС РФ не давал по этим изменениям своих рекомендаций и арбитражные суды по наитию применяли трехлетний срок давности с момента непосредственного совершения правонарушения в отношении всех налоговых правонарушений. В декабре 2011 года ВАС РФ прекратил порочную практику и самостоятельно подтвердил, что норма ст. 113 НК РФ должна применяться безоговорочно ко всем статьям. В первую очередь это касается «годовых» налогов – НДФЛ, налог на прибыль и налог на имущество организации.
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения
Срок давности исчисляется со дня совершения налогового правонарушения в отношении всех налоговых правонарушений, кроме тех, которые предусмотрены ст. ст. 120 и 122 НК РФ. Днем совершения налогового правонарушения может быть день, следующий после истечения определенного промежутка времени, установленного для исполнения налогоплательщиком обязанности, предусмотренной Налоговым кодексом. Поэтому срок давности привлечения к налоговой ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться после окончания этого времени.
Пример 1. ООО «Омега» декларацию по налогу на прибыль организаций за 2010 г. представило в налоговый орган 28 апреля 2011 г. Согласно же ст. 289 Налогового кодекса эту декларацию ему следовало сдать не позднее 28 марта 2011 г.
Статьей 119 НК РФ установлены санкции за непредставление в налоговый орган декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Исходя из положений этой статьи, срок давности привлечения к ответственности за непредставление налоговой декларации следует исчислять после истечения указанного срока .
Аналогичный вывод содержится в Определении ВАС РФ от 19.12.2007 N 16115/07 по делу N А46-16438/2006.
Таким образом, датой совершения налогового правонарушения и началом исчисления срока давности привлечения к налоговой ответственности за непредставление декларации по налогу на прибыль за 2010 г. для ООО «Омега» является 29 марта 2011 г.
Как определить законность истребования задолженности
Отвечая на вопрос, касающийся степени законности предъявленных должнику претензий по несовершенным за прошедший период выплатам, нужно обратить внимание, на следующие моменты:
- имеют ли место быть нарушения правил исчисления полагающихся государству сумм (для налогов, взымаемых с физических лиц);
- действует ли инспекция правомерно, в установленные Налоговым Кодексом России сроки, принудительно получая с субъекта правоотношений недоимки.
Чтобы определить точку отсчета срока, полагающегося на принудительное взыскание, необходимо узнать дату, когда была обнаружена искомая задолженность. С этого обнаружения и начинается отсчет, а также стартует сам процесс взыскания.
Долг может быть установлен по результатам проведения Федеральной налоговой службой проверок следующего характера:
- выездной;
- камеральной;
- проводящейся второй раз.
Это грозит тотальным открытием новых уголовных дел
Валерий Провоторов, ведущий юрист налоговой практики, Coleman Legal Services
Предложение фактически противоречит нормам УК РФ (ст. 78), согласно которым срок давности начинает течь с момента совершения преступления, и из указанной нормы прямо следует, что день погашения налоговой задолженности никак не может быть признан моментом совершения преступления. Кроме того, такое толкование идет в противоречие с ранее принятой в 2005 году позицией Конституционного Суда, в котором Суд указал, что срок давности по таким преступлениям должен быть пресекательным или, иначе говоря, быть ограниченным.
При этом Верховный суд вносит и противоречие с НК РФ, согласно которому погашение налоговой недоимки признается основанием для освобождения от ответственности, а не моментом совершения налогового правонарушения, тем более, налогового преступления.
При выраженной в проекте постановления пленума позиции Верховного суда есть обоснованные предположения, что его положения будут иметь обратную силу и будут распространены на практике на более ранние периоды.
Таким образом, указанное может повлечь за собой негативные последствия в виде тотального открытия новых уголовных дел по тем периодам, по которым ранее уже было невозможно это сделать, а также последующего взыскания налогов со всех признанных виновными лиц.
Не будет удивительным и тот факт, если контролирующие органы возьмутся за взыскание налогов по преступлениям десяти- и двадцатилетней давности, что может стать серьезным административным ресурсом, позволяющим давить на бизнес и его собственников, которые и при нынешней налоговой нагрузке и административном контроле не чувствуют себя в безопасности.
Я не вижу политики, направленной на ущемление интересов бизнеса
Надежда Пронина, партнер, UKey
В позиции, изложенной в проекте постановления Пленума Верховного суда РФ, я не вижу ущемления интересов бизнеса. Если вы начинаете заниматься предпринимательской деятельностью, то должны соблюдать и налоговое законодательство. И ответственность за неуплату налогов в бюджет должна быть неотвратимой и не зависеть от временного фактора.
Мое мнение, что придание налоговым преступлениям длящегося характера – логично. Так как обязанность по уплате налога прекращается лишь с его уплатой, то истечение срока с момента юридического окончания преступления не должно являться основанием для освобождения от конституционной обязанности и уклонения от ответственности. Преступление будет считаться таковым, пока в бюджет не будут уплачены все налоги.
Конечно, с принятием этого постановления возникнет необходимость приведения к единому подходу и практики рассмотрения дел об административных правонарушениях. Если налоговое преступление будет считаться длящимся, то и подход к налоговым правонарушениям должен будет измениться. Я думаю, это вопрос времени и противоречия будут исправлены.
Что касается последствий: юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. Другое дело – руководители или учредители, которые своими умышленными действиями или бездействием допустили неуплату налогов и получили от этого выгоду. Для них, как для физических лиц, уголовная ответственность предусмотрена, и разъяснение пленума ВС означает, что такие физические лица, при доказанности их умышленных действий, могут быть привлечены к ответственности до момента уплаты недоимки в бюджет.
Я не думаю, что такое разъяснение спровоцирует возбуждение уголовных дел за прошлый период. Процесс доказывания вины физических лиц за налоговые правонарушения подконтрольных им юридических лиц, совершенные в далеком прошлом – дело непростое. Должны быть материалы налоговых проверок прошлых периодов, дела о взыскании налогов, доказательства виновности лиц, руководивших деятельностью компаний…