Увольнение с государственной службы: основания, порядок, последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Увольнение с государственной службы: основания, порядок, последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В части шестой статьи двенадцать Закона № 58-ФЗ указано, что основания прекращения государственной службы, в частности, увольнения в запас либо же в отставку государственного служащего, должны устанавливаться федеральными законами о видах госслужбы.

Основания для увольнения

В ТК отсутствует перечень оснований, по которым допускается увольнение служащего в связи с утратой доверия. Он определяется руководителем самостоятельно. Обычно следующие действия работника влекут за собой утрату доверия:

  • Воровство или порча материальной собственности предприятия.
  • Нарушения в выполнении кассовых операций.
  • Реализация продукции по завышенной или пониженной цене.
  • Списание материальной собственности, противоречащее закону и нормативным актам предприятия.
  • Мошенничество.
  • Расхождения действий сотрудника с принятыми локальными актами по работе с материальными активами.
  • Нанесение материального ущерба предприятию вследствие умышленных действий сотрудника.
  • Коррупционные действия.

Принято решение уволить

В Законе N 79-ФЗ не определен общий порядок прекращения служебного контракта. Напомним, в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ неурегулированные вопросы регламентируются нормами ТК РФ. В частности, ст. 84.1 ТК РФ устанавливает общий порядок оформления прекращения трудового договора работодателем, соответственно, указанный порядок будет применим и к отношениям на госслужбе.

Из ч. 2 ст. 33 Закона N 79-ФЗ следует, что прекращение служебного контракта с гражданским служащим, освобождение его от замещаемой должности и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа (приказом или распоряжением), с которым служащий должен быть ознакомлен под роспись. Если акт об увольнении невозможно довести до сведения госслужащего или он отказывается от ознакомления, в акте необходимо сделать запись об этом.

Днем увольнения является последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, за исключением случаев, когда он фактически не работал, но за ним сохранялась должность.

Обращаем ваше внимание на то, что увольнение с гражданской службы в период временной нетрудоспособности или отпуска по рассматриваемому основанию не допускается (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ). Это подтверждает и судебная практика.

Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 15.02.2008 М., проходивший службу в ФССП по Березовскому району Красноярского края в должности старшего судебного пристава и уволенный по п. 4 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ (совершение виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя), был восстановлен на работе.

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.

Как провести расследование и оформить его результаты

Чтобы подтвердить обнаруженные нарушения, создают комиссию для внутреннего расследования. В ее состав должны входить не заинтересованные в исходе разбирательства лица. Ее численность – не менее 3-х человек. Для этого издают приказ в произвольной форме, в котором указывают:

  • должности и фамилии лиц, участвующих в выяснении всех обстоятельств проступка;
  • полномочия членов комиссии;
  • цели расследования;
  • срок его проведения.

ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА О СОЗДАНИИ КОМИССИИ

Комиссия должна:

  1. Выявить все условия, при которых совершено нарушение.
  2. Установить список ценностей, которые утеряны или повреждены.
  3. Обследовать место совершения нарушения.
  4. Оценить суммы прямого действительного ущерба.
  5. Определить виновных сотрудников и получить доказательства их вины.
  6. Установить обстоятельства, способствовавшие совершению проступка.

С приказом под роспись знакомят всех членов комиссии.

Причины увольнение госслужащих по статье

Мы рассмотрели возможные причины увольнения на основании утраты доверия к сотруднику, но котируются они только в коммерческих учреждениях. Законодательством предусмотрен ряд условий, на основании которых происходить увольнение на соответствующем основании в государственных бюджетных структурах. Статья 59.2 Федерального закона №79 от 27.07.2004 года относит к таковым следующие:

  • Оплачиваемое участие в управленческой деятельности коммерческих учреждений;
  • Отказ в предоставлении информации, касающейся доходов сотрудника или доходов членов его семьи или искажение этой информации;
  • Бездеятельность в случае обличения наличия конфликта интересов;
  • Ведение предпринимательства;
  • Пренебрежением табу на пользование заграничными финансовыми инструментами или банковскими счетами;
  • Участие в управлении органов заграничных бюджетных организаций.

Критерии отнесения действий к достаточными для утраты доверия

Несмотря на все эти оговорки на сегодняшний день в трудовом действующем законодательстве не указаны конкретные действия и нарушения, которые можно рассматривать как достаточными основаниями для утраты доверия.

Читайте также:  Как выплачивать отпускные в 2023 году: образцы платежных поручений

Это также связано с тем фактом, что сама по себе так называемая утрата доверия является ни чем иным как оценочным понятием, которое работодатель может классифицировать по собственному усмотрению, принимая во внимание целый ряд разнообразных факторов.

Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия. Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое. Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества. Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.

Документирование действий, являющихся основанием для увольнения в связи с утратой доверия

В силу того что на сегодняшний день унифицированной формы документации, которая составляется при обнаружении перечисленных выше действий со стороны работника не существует, то как правило они фиксируются в виде составления докладной записки от человека, который их непосредственно зафиксировал или же был тем, кто обнаружил результат свершения этих действий.

Докладная записка в обязательном порядке должна в себе содержать данные о человеке, которые ее подает, а именно его ФИО, место, время, а также все обстоятельства, которые оказывали влияние на совершение данных действий. В случаях, когда данная информация предоставляется компетентным государственными органами или третьими лицами, не имеющими прямого отношения к данной организации то составление записки не является обязательной составляющей сего процесса. Если проводилась процедура инвентаризации то одной докладной записки в данном случае недостаточно, должен быть составлен акт, фиксирующий все нарушения.

Данные документы служат для работодателя основой для проведения правомерного служебного расследования в сторону своего работника, чтобы установить факт либо его вины, либо невиновности. Для того чтобы все проходило в соответствии с действующим законодательством создается специализированная комиссия, в состав которой должны входить не просто компетентные в данной отрасли люди, но вместе с этим они должны выступать лицами незаинтересованными как со стороны работника, так и стороны работодателя.

Данная комиссия созывается после издания внутреннего приказа и должна состоять не менее чем их трех человек. В приказе в обязательном порядке должны содержаться сведения о членах комиссии, которые включают в себе должность, ФИО, полномочия, срок действия работы комиссии и многое другое.

Бухгалтерия и финансы

  1. Составление докладной записки работником, заметившим правонарушение. Четко и лаконично изложить основания для увольнения.
  2. Формирование комиссии по факту замеченного нарушения.
  3. Работа комиссии. Члены комиссии должны установить факты случившегося, обстоятельно пересмотреть доказательства, пересчитать наличие материальных ценностей и определить, чего не хватает. Доказательства виновности должны быть найдены и предъявлены в адрес обвиняемого.
  4. Подготовка Акта по результатам работы членов комиссии. Зафиксировать документ по установленной форме.
  5. Ознакомить с Актом сотрудника, позволившего себе допустить нарушение.
  6. Прекратить действие трудового соглашения в одностороннем порядке.
  7. Подготовка распорядительного документа на увольнение с предприятия. Причем никаких объяснений требовать с работника не нужно.

В трудовом законодательстве нет конкретной статьи по увольнению сотрудников в связи с утратой доверия. Работодатель также имеет право на основании собственного решения, учитывая ряд факторов, проводить расследования для выявления аргументов.

Основания для увольнения работника в связи с утратой доверия

Вы не можете расторгнуть договор с сотрудником только потому, что перестали ему доверять по личным причинам. Увольнение в связи с утратой доверия – это дисциплинарное взыскание, которое применяется, если действия работника непосредственно связаны с выполняемыми им обязанностями, которые закреплены в договоре или соглашении.

Увольнение по п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ возможно в следующих случаях:

  1. За хищение имущества или денег, обсчет покупателей, обмеривание и обвешивание, нарушение правил продажи, реализация товара по намеренно завышенным ценам.
  2. Халатность: оставление ключей от сейфа или материальных ценностей без присмотра, выдача денег без надлежащего оформления документов.
  3. Подделка документов или подписей.
  4. Взяточничество, коррупция.
  5. Иные виновные действия кассира, продавца, экспедитора, бухгалтера: кража товара или денег,

Как правильно написать заявление на увольнение по собственному желанию

Для уведомления работодателя о своем желании уволиться гражданин обязан подать в кадровую службу письменное заявление. Форма заявления на увольнение по собственному желанию может быть различной, нет четких законодательных требований.

  • Оно может быть написано собственноручно или напечатано с использованием технических средств, но непременно заверено личной подписью.
  • Некоторые кадровики имеют в своем арсенале шаблонные заготовки, которые работник может заполнить, подписать и передать на рассмотрение.

Оформляется заявление в произвольном виде, поскольку строгих требований к нему не установлено, но следует придерживаться следующих правил:

  • в правом верхнем углу листа указывается наименование учреждения, должность и Ф.И.О. руководителя, в чей адрес адресуется заявление. Ниже – данные работника с указанием его должности, Ф.И.О.;
  • по центру листа с маленькой буквы прописывается слово «заявление.»;
  • далее следует текст документа в форме обращения и просьбы об увольнении.

Пример шаблона заявления на увольнения по собственному желанию:

Бланк заявления на увольнение по собственному желанию 2020, с объяснением и без объяснения причины

Здесь можно в формате Word:

Образец заявления на увольнение по собственному желанию

По законодательству есть ряд случаев, когда работодатель не требует отрабатывать две недели, это связано с:

  • выходом на пенсию;
  • зачислением на учебу в ВУЗ по очной форме обучения;
  • переездом в другой населенный пункт;
  • если работодатель нарушил трудовые права гражданина и это зафиксировано судебным органом, инспекцией по труду, комиссией по трудовым спорам и т.д.

Особенности процедуры увольнения с госслужбы

Трудовая деятельность государственных служащих регламентируется специальным Федеральным законом № 79-ФЗ – о гражданской госслужбе. Процедура увольнения чиновника также прописана в данном правовом акте (глава 6). А в статье 59.2 указанного закона определен механизм прекращения службы в связи с утратой доверия.

Читайте также:  Что грозит собственнику за неиспользование земельного участка?

При увольнении госслужащего расторгается не трудовой договор, а служебный контракт, так как именно он заключается при поступлении на работу в государственные структуры. Основания для его прекращения перечислены в статье 33 ФЗ № 79. Их более десяти:

  • истечение срока действия заключенного контракта;
  • соглашение, достигнутое между сотрудником и работодателем;
  • смерть государственного служащего (а также наступление иных обстоятельств, не зависящих от воли участников контракта);
  • инициатива самого чиновника;
  • инициатива его руководителя (если имел место прогул, или по состоянию здоровья госслужащего);
  • перевод на работу в другой госорган;
  • отказ сотрудника от переезда вместе с организацией в другую местность;
  • утрата российского гражданства (при работе в организациях, не связанных с госслужбой, данное обстоятельство не является причиной для расторжения трудового договора);
  • несоблюдение предусмотренных законом ограничений и нарушение запретов (например, касающихся неучастия в коммерческой деятельности во время службы);
  • отказ сотрудника от иной должности, которая была ему предложена в соответствии с частичной нетрудоспособностью или медицинским заключением и т. п.

Ответственность руководителя за неправомерное увольнение

Если вина работника очевидна, но не оформлена должным образом, не собраны доказательства и не установлен факт, вызвавший недоверие, а просто издан приказ об увольнении, да ещё с записью в трудовой книжке, то ушлый, но беспардонный человек может обжаловать решение руководства в суде и выиграть процесс. Тогда согласно ТК суд вынесет решение об оплате вынужденных прогулов из расчёта среднего заработка с возмещением морального вреда. При обращении уволенного в трудовую инспекцию организации грозит штраф от 30 до 50 тыс. рублей, а должностным лицам – от 1 до 5 тыс. рублей. Индивидуальным предпринимателям грозят такие же суммы штрафа.

Справедливости ради, надо отметить, что руководители предприятий редко пользуются основанием утраты доверия для увольнения. Если же это всё же случилось, и вина работника доказана, то лучше ему попытаться найти подход к работодателю для увольнения по другой статье. Возместив при этом все полученные компенсации, положенные при увольнении «по собственному желанию». Это никоим образом не расходится с законодательством, но сохранит репутацию человеку. Редкий руководитель предпочтёт расследования и необходимую бумажную волокиту. Но такой вариант не годится для коррупционных элементов.

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

Расследование произошедшего нарушения проводится до завершения месяца со дня получения информации о нарушении. При этом выбывают дни, в которые работник был на больничном по временной нетрудоспособности, на время нахождения в отпуске, в дни непосещения работы по веским причинам, время выполнения проверки, период рассмотрения материалов по делу собранной комиссией. Увольнение может быть проведено в течении полугода, но не после этого срока.
Также следует учесть принятый 1.07.2019 федеральный закон № 132-ФЗ, согласно которому будет вести реестр муниципальных служащих, уволенных из-за утраты доверия. В особенности причина увольнений касается нарушений, связанных с коррупцией. Однако введение этого реестра не означает полную невозможность вернуться к муниципальной службе. Введение этого закона лишь делает открытым список тех, кто был уволен по названной причине, и работодатель должен учитывать это при принятии решения о приеме на работу.

Проблема правового регулирования увольнения гражданского служащего в связи утратой доверия

Подробно данный вопрос урегулирован ст. 59.2 ФЗ № 79, представляющей конкретные причины, которые могут привести к утрате доверия. Например, к ним законодатель отнес: непринятие гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. При этом согласно ч. 2 ст.59.2 ФЗ № 79 подлежит увольнению в связи с утратой доверия и сам представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принято мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Ученые данное основание часто относят к списку коррупционных правонарушений, отсюда часто возникает вопрос о том какой вид юридической ответственности в этом случае применяется [4, С. 15]. Так, например, Н. А. Кандрина предлагает рассматривать ответственность гражданских служащих как служебную ответственность, а М. Б. Добробаба полагает, что в сфере гражданской службы существует служебно-дисциплинарная [5, С. 50; 6, С. 49]. Можно поддержать в этом споре В.В. Коробченко и Т.В. Иванкину, которые посчитали подобный подход не вполне удачным, так как он «предполагает смешение различных по своей природе и целевому назначению видов юридической ответственности» [7, С. 34].
Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя содержатся в статье 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 79) [1]. В целом они воспроизводят соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ [2]. Данные основания традиционно можно разделить на две группы в зависимости от вины гражданского служащего. Благодаря принятому Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в 2011 году в ФЗ № 79 было внесено новое основание, которое является причиной увольнения гражданского служащего вследствие его виновных действий [3]. А, именно, это прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей (п. 1.1 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79).

В каких случаях возможно увольнение

Увольнение является логическим завершением вскрывшегося трудового нарушения. Чтобы приговор работодателя вступил в действие необходимо соблюдение ряда условий:

  • выявление факта нарушения (проведение проверки или расследования, личное признание работника, результаты инвентаризации и т.д.);
  • доказанность вины служащего (руководитель самостоятельно принимает решение об обращении в компетентные органы или проведении внутреннего расследования);
  • возможность взыскания нанесенного материального ущерба (если проштрафившийся сотрудник не имеет средств или имущества, достаточного для покрытия ущерба, целесообразно не увольнять его до момента полного возмещения из его заработной платы).

Порядок увольнения в связи с утратой доверия

Если работодатель не намерен «выносить сор из избы» привлекая полицию, алгоритм действий для увольнения сотрудника по утрате доверия должен выглядеть следующим образом:

  1. Выявление факта нарушения. Обычно подтверждением этого является составление докладной записки от работника, обнаружившего нарушение.
  2. Подтверждение вины конкретного служащего. Просто так обвинить и уволить человека нельзя. Должна быть создана специальная комиссия и проведены определенные действия по расследованию ситуации, подтверждающие связь между преднамеренными или непреднамеренными действиями сотрудника и имеющимися последствиями. Например, проведение внеплановой инвентаризации, результаты которой фиксируются в акте.
  3. Уведомление сотрудника о результатах проверки и получение объяснений. Обвиняемый в нарушении трудовой дисциплины имеет право оправдаться, но и отказ не является основанием для приостановления действий по его увольнению.
  4. Составление приказа об увольнении сотрудника по причине утраты доверия.
  5. Расчет и выдача трудовой книжки.
Читайте также:  Чем отличается республика от страны?

Кроме того, важно соблюдать законодательно установленные сроки, отведенные для расторжения трудового договора по причине утраты доверия. В противном случае увольнение будет считаться незаконным, и работник сможет потребовать финансовую компенсацию и изменение причины увольнения на статью «по собственному желанию».

Выплаты при увольнении по утрате доверия

Несмотря на то, что утрата доверия представляет собой довольной серьезную статью, в отношении окончательного расчета служащего это не имеет никакого значения. Выплаты начисляются и производятся в соответствии с действующим российским законодательством и включают в себя:

  • заработная плата за фактически отработанное время;
  • компенсация неиспользованного отпуска;
  • премии и другие выплаты, положенные сотруднику по внутренним локальным актам работодателям.

Вместе с денежными средствами выдается следующие документы:

  • трудовая книжка под роспись сотрудника;
  • справка о доходах сотрудника за текущий календарный год.

Утрата доверия к работнику-коррупционеру

Уволить в связи с утратой доверия также можно на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основанием увольнения по этому пункту является:

– непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

– открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,

– владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми,

– в случаях, предусмотренных ТК, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

В отличие от увольнения по п. 7, уволить по этому основанию можно работников только тех организаций, которые прямо названы в законе.

Категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному пункту, определены:

  • Федеральным законом от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273‑ФЗ);

  • Трудовым кодексом;

  • Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности»;

  • Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению» (далее – Постановление № 613).

В соответствии с названными актами к работникам, трудовой договор с которыми может быть расторгнут по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, относятся, в частности, отдельные категории работников, замещающие должности:

– в государственной корпорации, публично-правовой компании или государственной компании, иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

– в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ;

– в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, со­зданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ;

– в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством РФ.

Обратите внимание

Перечень должностей, замещаемых работниками в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ, перечень этих организаций, а также правила представления работниками, замещающими соответствующие должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых этими работниками, и соблюдения ими требований к служебному поведению утверждены Постановлением № 613.

К перечисленным категориям работников следует добавить руководителей государственных (муниципальных) учреждений, которые должны предоставлять сведения о доходах в силу ст. 275 ТК РФ.

За утрату доверия можно также уволить государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, военнослужащих, сотрудников ОВД, прокуратуры и т. д. При этом основанием увольнения будут нормы соответствующих федеральных законов.

Случаи, в которых гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия

Непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является

Непредоставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений

Участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом

Осуществление предпринимательской деятельности

Вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций

Нарушение его супругой (супругом), несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *