Введение всеобщего избирательного права и его политические последствия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Введение всеобщего избирательного права и его политические последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Целое столетие прогрессивная общественность, студенты, рабочие, городские бедняки и представители интеллигенции пытались заставить свои власти ввести всеобщее избирательное право. Это требование появилось еще в 20-е гг. XIX века среди членов английских профсоюзов. Однако избирательным реформам противостояли консервативные монархические и аристократические круги. Они осознавали, что демократия представляет опасность для их собственного привилегированного будущего.

Даже во Франции после окончания Наполеоновских войн и реставрации монархии вновь был введен имущественный ценз. И только после революции 1848 года и свержения короля Луи Филиппа в новой Конституции окончательно было закреплено право всех мужчин голосовать на выборах. С тех пор никакие реакционеры уже не отменяли его. После той реформы количество французских избирателей увеличилось с 240 тысяч человек до 9 миллионов.

Как вы думаете, какая страна первая предоставила всем людям без исключения возможность принимать участие в выборах? Не поверите, но это было Новая Зеландия. Такое решение она приняла в 1893 году. Отметим, что во многих других странах такие порядки появились спустя почти 100 лет после того, как был введён закон о запрете голосовать женщинам. Но есть и некоторые исключения в Европе, которыми мы можем гордиться. Так, во Франции женщины могли голосовать уже с 1945 года, как и в Италии. В Бельгии представительницы прекрасного пола получили такое право только в 1948 году, а спустя четыре года оно появилась из Греции. В Швейцарии свои права женщины отвоевали только в 1971 году. Отметим, что большинство стран, которые очень поздно приняли решение о том, что женщины тоже могли голосовать, были лидерами, предоставляющими всеобщее право на голосование мужчинам.

Несмотря на то что результаты борьбы довольно весомы, до сих пор есть над чем работать. Так, избирательная система США далеко не идеальна. Во всех штатах, кроме двух, есть определенные ограничения для участия в выборах заключенных людей. Раннее во многих штатах запрещали голосовать нищим.

Возможность всеобщего избирательного права, несмотря на свою правильность и разумность, все-таки не может до конца укорениться даже в демократическом обществе. Но, тем не менее, прогресс не останавливается — уже сегодня остались ограничения исключительно формальные или рациональные. Так, некоторые страны приняли решение об ограничении избирательного права граждан, которые проживают за границей. Например, датчане не могут голосовать, если они прожили за пределами своей страны более 2 лет. Британцам разрешается голосовать на парламентских выборах только в том случае, если они проживают в стране не менее 15 лет. Интересное ограничение есть в Кувейте. Здесь ограничивается право на голосование полициейских и военных.

История развития избирательного права

В средневековой Европе выборное начало было представлено достаточно слабо, как правило, в городах, где выбирали членов юродских советов, ратуш, магистратов, руководство цехов и иных корпораций. Пожалуй, наиболее яркий пример выборов в общенациональный орган власти — английский парламент. Возникновение этого института связано с подписанной в 1215 г. королём Иоанном Безземельным Великой хартией вольностей, которая, в частности, запретила введение монархом новых налогов без согласия королевского совета. В 1265 г. на его основе был созван первый выборный парламент.

Несмотря на то, что в русской истории, к сожалению, проявления демократических принципов были весьма редкими и эпизодическими явлениями, здесь тоже можно выделить определённые этапы развития избирательного права. Во-первых, конечно, следует вспомнить вече — народное собрание в догосударственный период и на ранних этапах существования Русского государства. Монголо-татарское нашествие окончательно разрушает вечевую систему в Северо-Восточной Руси (хотя упадок её, судя по всему, наметился ещё до монголов), однако с окончанием зависимости выборные начала в русской общественной жизни опять оживают.

Хотя к концу XIX века уже во многих странах могли голосовать все мужчины, проблема женского избирательного права так и не была решена ни в одном из этих государств. Борьбу за соответствующую реформу начали суфражистки. Впервые такие поправки появились в законах Новой Зеландии в 1893 года. Принципы всеобщего избирательного права впервые были введены именно в этой стране, так как без привлечения к выборам женского электората нельзя говорить ни о какой их «всеобщности».

В последующие несколько десятилетий суфражистки добились своих требований еще в нескольких странах. Интересно, что в Российской империи женщинам было разрешено голосовать еще в 1906 году. Правда действие той реформы распространилось только на территорию Великого княжества Финляндского. Это был не единичный подобный эксперимент. В Финляндии российские монархи часто вводили передовые новшества, которые они по разным причинам не могли реализовать на территории остальной империи.

После революции 1905 года в России появилась Государственная дума. Однако парламентские выборы были ограничены различными цензами. Против этого выступали разные оппозиционеры, в первую очередь левые. Они требовали, чтобы в стране было введено всеобщее избирательное право. Парламентская эволюция в царской России была сорвана наступившей Первой мировой войной. И только после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики объявили о том, что они будут избавляться от «буржуазного» избирательного законодательства.

Сразу после образования США в этой стране была принята Конституция. Для конца XVIII века это был самый передовой и прогрессивный документ. Он регулировал и некоторые важнейшие черты избирательного права. Однако каждый штат по отдельности определял собственное законодательство, в том числе и то, которое касалось выборов. Например, в начале XIX столетия в Массачусетсе, Коннектикуте, Мэриленде для участников выборов существовали имущественные цензы.

Серьезной проблемой для избирательного права и вообще всей страны было рабство. Оно было распространено в южных сельскохозяйственных штатах, у которых назрел неизбежный конфликт с промышленно развитым севером. Вспыхнула гражданская война (1861-1865 гг.). Только после ее окончания рабство было окончательно отменено.

Последовало несколько поправок к Конституции, которые постепенно увеличивали количество людей, наделенных избирательными правами. К этой группе присоединились чернокожие. А в 1920 году была принята XIX поправка, которая наделила правом голоса женщин. Это была безоговорочная победа суфражисток. Так в США восторжествовало всеобщее избирательное право.

  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Italiano
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Türkçe
  • Norsk
  • Svenska
  • Dansk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Română
    • Previous article
    • Next article
    • Čeština
    • Español
    • Français
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    • Čeština
    • Deutsch
    • Español
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    Государства в разное время предоставляли и отменяли всеобщее избирательное право. Этот список можно организовать тремя способами:

    • Универсальный. В любой части территории нет различий между избирателями старше определенного возраста по признаку пола, грамотности, богатства, социального статуса, религии, расы или этнической принадлежности.
    • Мужчина предназначен для всех мужчин старше определенного возраста в этнической или религиозной группе большинства, независимо от грамотности, достатка или социального статуса.
    • Женский — это когда все женщины старше определенного возраста могут голосовать на тех же условиях, что и мужчины.
    • Этническая принадлежность — это когда все имеющие право голоса избиратели старше определенного возраста могут голосовать на тех же условиях, что и группа большинства, независимо от религии, расы или этнической принадлежности.

    Поскольку исторически та или иная группа могла потерять избирательное право только для того, чтобы восстановить его позже, в этой таблице указано время последнего непрерывного периода с момента, когда группе было предоставлено право голоса, если избирательное право этой группы было полностью восстановлено.

    Всеобщего избирательного права добивались долго. Это наблюдалось п, что госо той причинеударство и политические системы не были приспособлены к тому, чтобы в жизни общества участвовали все слои населения. Всеобщее избирательное право — это такой принцип избирательного права, по которому все граждане определённой страны, независимо от их расы, языка, национальности, пола, происхождения, религиозного объединения, места жительства, уровня дохода, могут выбирать государственные органы власти.

    Введение всеобщего избирательного права и его политические последствия

    Как вы думаете, какая страна первая предоставила всем людям без исключения возможность принимать участие в выборах? Не поверите, но это было Новая Зеландия. Такое решение она приняла в 1893 году. Отметим, что во многих других странах такие порядки появились спустя почти 100 лет после того, как был введён закон о запрете голосовать женщинам. Но есть и некоторые исключения в Европе, которыми мы можем гордиться. Так, во Франции женщины могли голосовать уже с 1945 года, как и в Италии. В Бельгии представительницы прекрасного пола получили такое право только в 1948 году, а спустя четыре года оно появилась из Греции. В Швейцарии свои права женщины отвоевали только в 1971 году. Отметим, что большинство стран, которые очень поздно приняли решение о том, что женщины тоже могли голосовать, были лидерами, предоставляющими всеобщее право на голосование мужчинам.

    Уже в 19 веке в Северной Америке и Европе зарождалось движение по установлению всеобщего избирательного права для мужчин. Его сторонниками были представители социал-демократии и либерализма. Мы понимаем, что в буквальном смысле всеобщее избирательное право — это возможность голосовать для всех без исключения. И всё же, несмотря на это, в каждой стране есть определенные ограничения. В современном мире это чаще всего возраст, что относительно логично и правильно. При этом голосовать не могут люди психически больные и заключенные. Но до сих пор остались страны, например, Саудовская Аравия, которые предоставляют право голосовать исключительно мужчинам. Но мы знаем, что там в принципе сложная ситуация с женскими правами.

    Смысл основных составляющих возрастного избирательного ценза граждан Российской Федерации заключается в следующем:

  1. дополнительные возрастные ограничения для граждан РФ для того, чтобы принимать участие в выборах могут быть установлены исключительно по отношению к пассивному избирательному праву;
  2. установленным минимальным возрастом кандидатов на выборах является 21 год, как указано в законодательстве представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет – для выборов главы исполнительной власти субъектов Российской Федерациии и 21 год – для выборов в органы муниципалитета;
  3. устанавливается максимальный возраст кандидатов, после достижения которого у него больше нет права избираться в гос.органы субъектов Российской Федерации или в муниципальные органы не может быть допущено. В данном случае не может быть исключена возможность применительно к федеральным органам;
  4. закрепляется возрастной ценз на выборах в органы местного самоуправления, которая допускается только на основании законов субъектов Российской Федерации на основании условий, которые предусмотрены в федеральном законе.
Замечание 1

Устанавливаются дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, которые связаны с достижением определенного возраста – это право, а не обязанность представительного или законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Избирательное законодательство по отношению как к пассивному, так и к активному избирательному праву закрепляет ценз оседлости. На основании норм 4 статьи Закона об основных гарантиях избирательного права федеральным конституционным законом или федеральным законом устанавливаются дополнительные условия того, как граждане приобретают избирательное право, связанные с тем, постоянно или преимущественно они проживают на определенной территории. Несмотря на это, в условиях не могут содержаться требования по отношению к продолжительности или срокам проживания, а законами субъектов Российской Федерации должно предусматриваться то, предоставляется ли активное избирательное право на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления для всех граждан, на постоянной или преимущественной основе проживающий на территории соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Читайте также:  Инфекционные осложнения, лейкопения и нейтропения
Замечание 2

Исходя из этого, действительное законодательство по отношению к вопросам того, обладает ли гражданин активным избирательным правом исходит из факта, постоянно или преимущественно он проживает на определенной территории, без указания особых условий.

Характерным является то, что с вопросом всеобщего избирательного права граждан РФ связан вопрос относительно предоставления возможности на участие в муниципальных выборах для иностранных граждан. В 17 статье Закона об основных гарантиях избирательных прав предусматривается тот факт, в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления на основании международных договоров РФ и соответствующих федеральных законов, включая законы субъектов Российской Федерации, могут быть включены иностранные граждане, которые достигли совершеннолетия и на постоянной или преимущественной основе проживающие на территории муниципального образования, в котором и проводят указанные выборы. Факт признания за иностранными гражданами права на голосование на муниципальных выборах согласуется с провозглашением во 2 статье Конституции Российской Федерации человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, что отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт большого количества иностранных государств, в которых самоуправления – это не прерогатива граждан и может распространяться на тех, кто проживает на территории муниципального образования иностранцев и лиц, не имеющих гражданства.

Принцип равного избирательного права существует на основании 19 статьи Конституции Российской Федерации и общепризнанных норм международного права. Закреплен в 1 пункте 3 статьи и в 5 статье Закона об основных гарантиях избирательных прав, а в 39 статье отмечается факт равенства прав и обязанностей кандидатов.

Замечание 3

Равное избирательное право как и его принцип включает в себя одинаковое число голосов, которые предоставляются избирателям; равный вес голосов избирателей, равенство прав кандидатов в процессе предвыборной конкуренции.

Равное избирательное право означает, что граждане принимают участие в выборах на равных правах и обеспечивается на основании того, что у всех избирателей имеются одинаковые с точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, а также равные условия для того, чтобы отдавать свой голос, на основании одних и тех же правовых условий принимать участие в предвыборных агитациях.

Равенство на выборах достигается в первую очередь тем, что избирателя могут включить в список исключительно на одном избирательном участке и принимать участие в голосовании он может единожды. Каждый гражданин Российской Федерации получает одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет то же значение, что и волеизъявление иных граждан РФ.

Существенное значение для того, чтобы обеспечивалось равенство избирательных прав граждан имеет и указание закона на то, что избирательные округи, которые образовываются для того, чтобы проводить выборы должны быть приблизительно одинаковыми по числу избирателей.

Определение 3

Под принципом прямого избирательного права подразумевается, что граждане РФ могут голосовать на выборах в органы гос. власти и муниципалитета за или против кандидатов.

Любые другие формы косвенных выборов являются противоречащими федеральным законам и не могут осуществляться во время формирования представительной основы гос. и местной власти. Не может быть допущено также проведение многостепенных выборов, при которых гражданами избирается только нижняя ступень органов местного самоуправления, а членов вышестоящего государственного или муниципального органа избирают нижестоящие органы власти.

Замечание 4

Каждый избиратель должен отдавать свой голос лично, голосовать за других избирателей запрещено.

Тайным голосованием исключается возможность того, что может присутствовать контроль со стороны иных органов или должностного лица, включая общественные объединения и граждан за волеизъявлением избирателей, и по этой причине законодательством рассматривается соблюдение тайны голосования в качестве одной из важнейших обязанностей избирательной комиссии, включая досрочное голосование и голосование вне помещения избирательного участка. Данным целям отвечает ряд организованных правил и гарантий того, как они обеспечиваются, содержащиеся в Законе об основных гарантиях избирательных прав, иных федеральных и региональных законах.

Добровольностью участия в выборах предполагается право избирателей на решение вопроса относительно того, целесообразно и необходимо ли голосовать, исключается обязательность избирательных действий. На основании 3 статьи Закона об основных гарантиях избирательных прав участие граждан в выборах – свободное и добровольное. Значение данного принципа для того, как организуются и проводятся различные избирательные кампании имеет большое значение. В 3 статье Конституции Российской Федерации основополагающим универсальным принципом реализации избирательного права граждан является свобода выборов.

Свободой выборов подразумевается, что во время организации и проведения выборов полностью исключается любое воздействие на граждан с целью принуждения к принятию или не принятию участия в выборах, включая оказание давления на результаты волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах на сегодняшний день – один из краеугольных камней избирательной политики и практики в Российской Федерации.

Определение 4

Под принципом свободных выборов подразумевается то, что избиратель самостоятельно решает, в какой мере он должен принимать участие в избирательном процессе.

Реализация принципа, который подразумевает добровольность и свободу выборов является тесно связанной с проблемой абсентеизма – того, что избиратели не принимают участие в выборах, уклоняются от голосования. На то, какой уровень абсентеизма в стране, влияние также оказывают политическая и экономическая обстановка. Высокий уровень абсентеизма приводит к тому, что орган власти или самоуправления избирается в лице небольшой части избирательного корпуса, на основании чего возникают сомнения в легитимности органа, или это также может привести к отсутствию результата избирательного процесса, если законом устанавливается обязательный минимум участия в выборах. На основании этого в некоторых страна предусматривается обязательный вотум – юридическая обязанность избирателей на принятие участия в голосовании.

Принципы избирательного права — это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.

К числу основополагающих, стержневых и основных принципов в данной сфере права относятся:

  • принцип всеобщности избирательного права;

  • принцип свободного участия в выборах;

  • принцип равного избирательного права;

  • принцип тайного голосования.

При соблюдении всех вышеперечисленных условий выборы считаются демократическими. В некоторых зарубежных конституциях об этих условиях, или о некоторых из них упоминается, однако в целом наблюдается тенденция исключения данного набора принципов в его полном виде из текстов конституций. Как правило он фигурирует только в некоторых развивающихся странах, население которых сохранило еще живое воспоминание о прежних колониальных порядках и тех временах, когда шла борьба за всеобщее равное и прямое избирательное право, тайное голосование и свободные выборы по принципу: один человек — один голос. Для развитых капиталистических стран, где многие из этих принципов давно осуществляются или их звучание стало привычным, хотя ограничения устранены не так давно (например, женщинам во Франции избирательные права предоставлены только в 1944 г.), эти принципы в современных условиях не являются особенно актуальными.

В законах регулирующих избирательный процесс, принципы субъективного избирательного права получают конкретизацию и необходимые гарантии.

Рассмотрим эти принципы поподробнее.

Принцип всеобщности избирательного права означает, что все избирательные права (прежде всего активное избирательное право – избирать, и пассивное избирательное право – быть избранным ) признается за всеми взрослыми, психически здоровыми гражданами. Не отбывающими срок наказания в местах лишения свободы.

В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое тем не менее ограничено рядом требований, которым должен соответствовать гражданин для получения права участия в выборах. Под всеобщим избирательным правом иногда понимается такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом. К примеру французский ученый М. Дюверже дает следующее определение всеобщего избирательного права: «Строго юридически всеобщее избирательное право – это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями связанными с имуществом или способностями. Это не означает, что все члены нации имеют право голоса».

Во многих странах отмечается тенденция расширения избирательного корпуса. Так, в ряде стран избирательное право было предоставлено гражданам проживающим за границей (1985 г. — ФРГ, 1991 г.- Швейцария). В отдельных государствах право участвовать в голосовании получили иностранцы проживающие в течение определенного срока на территории страны и уплачивающие налоги. Например граждане государств- членов Европейского Союза могут голосовать на выборах в Европарламент и на местных выборах в стране проживания в рамках ЕС. Однако практически во всех странах всеобщее избирательное право ограничивается рядом условий. При этом условия (или цензы) не должны устанавливаться избирательным или иным законом, если они не предусмотрены конституцией либо если конституция не предусматривает установления их законом. Однако на практике, подобное случается, в странах, где не получил развития конституционный контроль.

Лицо, за которым конституцией признано право голоса, называется избирателем. В большинстве случаев избирателями могут быть только граждане данной страны, но все чаще право голоса на выборах органов местного самоуправления предоставляется и постоянно проживающим в данной местности иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Совокупность избирателей страны или территориальной единицы называется их избирательным корпусом (иногда электоратом). Различаются юридический избирательный корпус — совокупность избирателей внесенных в списки (зарегистрированных), фактический избирательный корпус — совокупность голосующих избирателей, и потенциальный избирательный корпус — совокупность всех избирателей, как зарегистрированных, так и по каким либо причинам не зарегистрированных.

Крайнее проявление формализма заключается в том, что официальная наука и само государство исходят из такой юридической концепции, которая ставит знак равенства между понятиями «избирательный корпус» и «народ», хотя при этом миллионы взрослого и здорового населения обеих полов оказываются лишенными своих избирательных прав по каким либо основаниям. Главным основанием ограничивающим всеобщее избирательное право(как уже отмечалось выше) являются цензы, представляющие собой требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах.

Существуют общие требования, которые регламентируют активное избирательное право — право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности – пассивное избирательное право.

Некоторые авторы делят избирательные цензы на две группы. Одна из них – естественные избирательные цензы, а другая – произвольные избирательные цензы, т.е. не совсем естественные, ограничивающие права и свободы граждан. К избирательным цензам первой группы следует отнести – возрастной ценз. Возрастной ценз – это установленное законом требование, согласно которому право участия в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста.

К базисным принципам избирательного права относятся:

  • всеобщность избирательных прав;
  • равенство голосов;
  • прямота;
  • тайность электорального цикла.

Избирательное право в России

После революции 1905 года в России появилась Государственная дума. Однако парламентские выборы были ограничены различными цензами. Против этого выступали разные оппозиционеры, в первую очередь левые. Они требовали, чтобы в стране было введено всеобщее избирательное право. Парламентская эволюция в царской России была сорвана наступившей Первой мировой войной. И только после Октябрьской революции 1917 года пришедшие к власти большевики объявили о том, что они будут избавляться от «буржуазного» избирательного законодательства.

Читайте также:  Как купить квартиру с помощью субсидии для государственных служащих

Хотя Ленин критиковал многие порядки капиталистических стран, от выборов он отказываться не собирался. Представительные учреждения (советы) он противопоставлял устаревшему парламентаризму. В январе 1918 года было сорвано заседание только что открывшегося Учредительного собрания. После этого эпизода большевики приступили к строительству собственного государства, без оглядки на своих политических оппонентов.

В Великобритании профсоюзы рабочих оказались флагманом борьбы за всеобщее избирательное право. Год от года они добивались политических перемен. Наибольшую известность снискало движение чартистов. Послабления происходили постепенно. К концу XIX века власти допустили всеобщее избирательное право для мужчин. Сделано это было без революций, как в остальной Европе.

Борьба за политическое равноправие женщин в Великобритании продолжалась еще несколько десятилетий. Суфражистское движение в этой стране было одним из самых мощных в Старом Свете. Однако своего пика противостояние общества и государства так и не достигло. Началась Первая мировая война, которая затормозила политические процессы не только на Туманном Альбионе, но и в других европейских странах.

В начале 1918 году правительство премьер-министра Ллойд-Джорджа приняло закон о предоставлении избирательного права всем женщинам старше 30 лет. Все было проделано без какой-либо шумихи. Даже в парламенте против выступили только 23 депутата. Страна была занята войной, и ей было не до политических перемен. С наступлением же мира британцы обнаружили, что они живут в новом передовом обществе без половой дискриминации.

История развития избирательного права

Как вы думаете, какая страна первая предоставила всем людям без исключения возможность принимать участие в выборах? Не поверите, но это было Новая Зеландия. Такое решение она приняла в 1893 году. Отметим, что во многих других странах такие порядки появились спустя почти 100 лет после того, как был введён закон о запрете голосовать женщинам. Но есть и некоторые исключения в Европе, которыми мы можем гордиться. Так, во Франции женщины могли голосовать уже с 1945 года, как и в Италии. В Бельгии представительницы прекрасного пола получили такое право только в 1948 году, а спустя четыре года оно появилась из Греции. В Швейцарии свои права женщины отвоевали только в 1971 году. Отметим, что большинство стран, которые очень поздно приняли решение о том, что женщины тоже могли голосовать, были лидерами, предоставляющими всеобщее право на голосование мужчинам.

Уже в 19 веке в Северной Америке и Европе зарождалось движение по установлению всеобщего избирательного права для мужчин. Его сторонниками были представители социал-демократии и либерализма. Мы понимаем, что в буквальном смысле всеобщее избирательное право — это возможность голосовать для всех без исключения. И всё же, несмотря на это, в каждой стране есть определенные ограничения. В современном мире это чаще всего возраст, что относительно логично и правильно. При этом голосовать не могут люди психически больные и заключенные. Но до сих пор остались страны, например, Саудовская Аравия, которые предоставляют право голосовать исключительно мужчинам. Но мы знаем, что там в принципе сложная ситуация с женскими правами.

Несмотря на то что результаты борьбы довольно весомы, до сих пор есть над чем работать. Так, избирательная система США далеко не идеальна. Во всех штатах, кроме двух, есть определенные ограничения для участия в выборах заключенных людей. Раннее во многих штатах запрещали голосовать нищим.

Возможность всеобщего избирательного права, несмотря на свою правильность и разумность, все-таки не может до конца укорениться даже в демократическом обществе. Но, тем не менее, прогресс не останавливается — уже сегодня остались ограничения исключительно формальные или рациональные. Так, некоторые страны приняли решение об ограничении избирательного права граждан, которые проживают за границей. Например, датчане не могут голосовать, если они прожили за пределами своей страны более 2 лет. Британцам разрешается голосовать на парламентских выборах только в том случае, если они проживают в стране не менее 15 лет. Интересное ограничение есть в Кувейте. Здесь ограничивается право на голосование полициейских и военных.

Введение всеобщего избирательного права не всех привело в восторг. Отметим, что вопрос избирательного права без имущественного ценза был поднят во время революции в Англии. И тогда обсуждению этой темы посвятили армейскую конференцию в Патни в 1647 году. Тогда многие высказали свои опасения, что люди, которые не имеют собственности, а их большинство, могут одобрить законы, разоряющие богатых. Именно поэтому тогда отмена имущественного ценза была отложена.

В нашей стране подразумевается, что человек, который достиг 18 лет и является гражданином, имеет право голоса. Также он может быть избран в органы власти разных уровней. При этом нельзя сказать, что это право граждан не ограничено юридическими рамками. В нашей стране тоже есть много избирательных цензов, которые обусловлены историческими причинами. Однако они не имеют дискриминационной составляющей, а чаще преследуют цели осознанного участия граждан в выборах. Большое внимание уделяется случаям злоупотребления своими правами.

Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» есть ограничения только по оседлости и возрасту. Например, чтобы иметь возможность быть избранным президентом, необходимо достигнуть 35 лет. Ценз оседлости используется только при выборе кандидата в президенты. Он состоит в том, что человек должен проживать на территории страны не меньше 10 лет.

Есть ограничения пассивного избирательного права, о которых мы поговорим ниже. Гарантии избирательного права в этой области не работают. Не могут голосовать люди, которые являются гражданами другой страны; те, кто по решению суда не может занимать определенные должности; осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления; осужденные за экстремистскую деятельность. Это основные ограничения, которые касаются обычных людей. Но при этом права пассивного голоса не имеет человек, который дважды занимал должность Президента или выполнял его обязанности в какой-то момент времени.

Элементы выборов появляются уже на догосударственных стадиях развития человеческого общества. Они сопровождают своеобразное родовое народовластие, которое сейчас принято называть «первобытной демократией». В те давние времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей (в некоторых обществах — только мужчин). Очевидно, власть этих собраний дублировалась замкнутым кругом старейших мужчин племени. Например, у ряда угрофинских племён Северной Сибири общественной жизнью в мирное время руководили старики, а в военное на первый план выходили избираемые воины-предводители.

В средневековой Европе выборное начало было представлено достаточно слабо, как правило, в городах, где выбирали членов юродских советов, ратуш, магистратов, руководство цехов и иных корпораций. Пожалуй, наиболее яркий пример выборов в общенациональный орган власти — английский парламент. Возникновение этого института связано с подписанной в 1215 г. королём Иоанном Безземельным Великой хартией вольностей, которая, в частности, запретила введение монархом новых налогов без согласия королевского совета. В 1265 г. на его основе был созван первый выборный парламент.

Несмотря на то, что в русской истории, к сожалению, проявления демократических принципов были весьма редкими и эпизодическими явлениями, здесь тоже можно выделить определённые этапы развития избирательного права. Во-первых, конечно, следует вспомнить вече — народное собрание в догосударственный период и на ранних этапах существования Русского государства. Монголо-татарское нашествие окончательно разрушает вечевую систему в Северо-Восточной Руси (хотя упадок её, судя по всему, наметился ещё до монголов), однако с окончанием зависимости выборные начала в русской общественной жизни опять оживают.

Всеобщее избирательное право: демократия или абсурд

Эволюционер: Всеобщее избирательное право — это зло современной демократии.

В ней преобладает не качество, а количество. А разделение людей на сорта происходит после избрания алчных некомпетентных людей — на власть имущих и на всех остальных, отдавших свои голоса. Основная причина революций — это угнетение одних людей другими. А активное распространение всеобщего права голоса в начале прошлого столетия обусловлена не сколько общественным прогрессом, а в большей мере активизацией партий социалистического толка, рассчитывавших на голоса пролетариев больше, чем на консервативный средний класс.

В юридическом аспекте любое право должно основываться на обязанностях. Избиратель должен разбираться в экономике, социологии, политике. Т.е., он как минимум должен быть образованным. Когда речь идет о лечении, решение принимает врач, никто не голосуют двором, как лечить ребёнка. Так как этим должен заниматься специалист. Люди признают, что они в своем большинстве не умеют лечить. Но почти все уверены, что имеют компетентность в выборе депутатов и президента. Всеобщее избирательное право дает людям одно — право быть обманутыми.

На счет компромиссности выбора большинства тоже можно дискутировать. Т.к. большинство выбирает среднестатистического представителя, стремящегося к власти и обогащению. А потому среди депутатов практически нет ученых и представителей интеллигенции. Типичный депутат — это человек с сомнительным образованием, темным прошлым и еще более тёмным будущем. А значит и наше будущее в такой системе далеко не светлое.

Кихот: Политика — это средство для получения власти избранных над остальными.

Другой цели у политики нет. Поэтому и не может быть неалчных политиков.

Делание для общества — это не цель политика, а средство для достижения цели — власти.

Если голосовать будут избранные, то у политика вообще не будет мотивации делать для общества — для всех.

Кихот: Люди далеко не дураки и свою выгоду видят.

Если поделить людей на сорта, где голосовать будет только один сорт, так называемый высший, то интересы всех других сортов не будут вообще представлены. Они будут изгоями.

А цель у всех одна — кусок хлеба и зрелища. И у избранных, и у изгоев. Так вот каждый видит этот кусок хлеба. Тут особо умным быть не надо. Инстинкты работают автоматически.

Если голосовать будут только избранные, то кусок хлеба они будут обеспечивать в первую очередь для себя. А изгои — они ж изгои. И без хлеба обойдутся.

Так вот голосование — это борьба каждого за свой кусок хлеба. Другого смысла в голосовании нет.

Тех, кого лишат права голоса, права голосовать — их просто оставляют без хлеба.

Эволюционер: Жизнь постоянно делит всё живое на сорта и виды.

Мы выбираем себе профессию, увлечения. Наш выбор делает нас разными. Что касается всеобщего избирательного права, то речь идёт не о равенстве, а о способности. Основа равенства в демократическом государстве заключается в том, что все должны быть равны перед законом. А права — основываться на соответствующих обязанностях.

[…]

Мы становимся гражданами по рождению. Но звание избирателя нужно ещё заслужить. Мой оппонент вполне справедливо заметил, что людьми правят инстинкты, а избирателями должен править разум. Бездумные люди согласны на маленький «кусок хлеба» — на предвыборные подачки — гречка, покрашенные двери в подъезде, залатанная наспех яма во дворе.

Мы выбираем не управдома, не дежурного по лестничной площадке. Мы выбираем людей, которые буду писать законы, развивать экономику, вести социальную и внешнюю политику. Как могут разумно выбрать этих людей избиратели, которые вообще в этом не разбираются? Оглянитесь в нашу недалёкую историю, посмотрите, кого мы выбрали и после этого скажите, что мы можем и дальше голосовать таким же составом…

[…] можно при каждом ВУЗе открыть бесплатные полугодичные курсы избирателя, где социально активные граждане […] изучат историю, политологию, социологию, экономику и получат диплом избирателя, дающий право голоса.

Читайте также:  За рождение четвертого ребенка тоже предложили выдавать маткапитал

Голосование — это борьба для партий, а для избирателя — это обеспечение достойной жизни через обдуманный и обоснованный выбор. Наличие требований к гражданину, для получения права голоса, не ведёт к расслоению общества, так как отсутствие права голоса не исключает гражданских прав. Эти требования дадут людям иное право — право не быть обманутыми политиками.

Кихот: считаю, что обществу нужно всеобщее избирательное право. Потому что:

  • Любое разделение в итоге приводит к разделению на сорта.
  • Политика — это средство для получения власти избранных над остальными. Поэтому если голосовать будут избранные, то у политика вообще не будет мотивации делать для общества — для всех.
  • Люди далеко не дураки и свою выгоду видят. И если голосовать будут только избранные, то по факту будут соблюдаться интересы только избранных, а интересы всех остальных будут попросту попираться.

Эволюционер: считаю, что обществу не нужно всеобщее избирательное право. Голосовать должна отдельная категория граждан, специально для этого подготовленная. Потому что:

  • Избиратели имеют права, но не несут ответственности за свой выбор, то есть, всеобщее избирательное право потакает безответственности.
  • Политика в условиях всеобщего избирательного права — способ прихода к власти посредством обмана широких народных масс, поскольку политики думают не о всеобщем благе, а только лишь о сиюминутных желаниях избирателей.
  • Жизнь постоянно делит всё живое на сорта и виды. А мы вроде как стремимся всё уравнять. Кого мы обманываем?

Выборы и избирательное право в истории России

Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Территориально Новгород был разделен на пять самостоятельных районов (концов). Более мелкими единицами были «сотни» и «улицы». В каждом районе имелось территориальное собрание-вече, где принимались решения по различным повседневным вопросам. Избирались должностные лица — староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора (призвания) князя. Выборными были и главные должностные лица Новгорода — посадник, тысяцкий, архиепископ. Сложились демократические традиции: альтернативность выборов, строгий контроль за действиями выборных лиц, вплоть до смещения в случае грубого нарушения общинных прав и обычаев.

Выборы и избирательные процедуры в Русском государстве в XVI -XVII вв. получают юридическое оформление и связано это было в первую очередь с формированием единого Московского государства. В 1497 г. принимается общегосударственный Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI в. реформируется система местного управления, учреждаются новые органы самоуправления — губные и земские избы, которые были выборными органами; определенная процедура выборов.

Особое место среди органов государственной власти в XVI — XVII вв. занимают Земские соборы, являвшиеся сословно-представительным органом, формировавшимся по принципу участия, по должности и общественно-политическому положению, а также по принципу выборного территориального и сословного делегирования. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т.д., но они не были постоянно действующим органом, собирались по мере необходимости. Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. — избран на царство Борис Годунов, в 1606 г. — Василий Шуйский, 1613 г. — Михаил Романов. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Порядок выборов царей не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборных заседаний, аппеляций к мнению населения, достижения компромиссов между боярскими группировками.

На соборных совещаниях 1645 и 1682 гг. выборы царей сменились процедурой утверждения законного наследника на престоле, что означало перерастание сословно-представительной монархии в абсолютистскую.

XIX — начало XX вв. в России — это время масштабных реформ во всех сферах жизни государства. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в. понятие «выборное право» в основном относится к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы (городские думы, дворянские собрания) формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения.

Во второй половине XIX в. вслед за крестьянской, земской, городской, судебной и другими рефор- мами начинается формирование системы избирательного права в России и наделение избирательными правами широких слоев населения. Земская реформа 1864 г. и городская 1870 г. повлекли за собой значительные изменения в Российском избирательном праве. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: местные землевладельцы, крестьянские общества и горожане-владельцы недвижимости. Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земского собрания. К участию в выборах допускались лица, достигшие 25 лет. Не могли участвовать в выборах иностранцы и лица, осужденные по приговору суда, находящиеся под следствием или судом.

По городской реформе учреждалась всесословная система городского самоуправления. Выборные органы — городские Думы — получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Избирателями могли быть владельцы торговых и промышленных заведений, все те, кто имел свидетельства на предпринимательскую деятельность и вносившие налоги в городскую казну. Пользовались правом голоса и различные ведомства, учреждения, общества, монастыри и церкви, владевшие в городе недвижимым имуществом, в лице своих представителей. Избиратели должны были иметь российское гражданство и возраст не менее 25 лет. Рабочие и ремесленники, все те, кто занимался умственным трудом и не имел недвижимости, лишались избирательных прав. Все избиратели делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия платила треть городских налогов и избирала треть гласных. Голосование было тайным. Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных.

В начале XX в. в государственном устройстве России произошли значительные перемены. Революционные события 1905 — 1907 гг. заставили самодержавие пойти на политические уступки. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. 17 октября 1905 г. был обнародован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались политические свободы.

Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ «Об изменении положения о выборах в Государственную думу» (11 октября 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственного Совета» и пересмотре «Учреждения Государственной Думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной Думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.).

Конституция США и избирательное право

Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал «вечного Союза», чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны – все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов. В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального Конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.[15]

Кроме разработки конституции участники Конвента обсуждали также вопрос об избирательных правах населения. В разное время и по разным поводам делегаты высказывались по вопросу о том, что правительству необходимо предотвратить активное участие масс в политическом процессе. Проблема демократии была центральной при обсуждении конституции[16]. Многие делегаты были настроены в пользy того, чтобы урезать избирательные права народа, отменив демократические завоевания периода революции и сократив число избирателей. «Народ должен как можно меньше касаться дел правительства», — говорил делегат от Коннектикута Шерман. «Бедствия, которые мы сейчас испытываем, проистекают от излишеств демократии», — вторил ему делегат от Массачусетса Джерри. Эти слова были произнесены в первые дни работы конвента. Позднее Гамильтон высказывался еще более резко: «Говорят, что глас народа – глас божий. Но сколько бы это ни повторяли, сколько бы в это ни верили, на самом деле положение обстоит иначе. Народ возбудим и непостоянен, редко способен трезво рассуждать и верно решать». Эта мысль проходила лейтмотивом в прениях делегатов конституционного конвента.[17]

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы.[18] По конституции, в основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей. Все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти — Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых форми­руется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат – легислатурами штатов. Президент – носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти – Верховный суд — формируется совместно президентом и сенатом.[19] Все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно. Такой порядок, по мысли «отцов-основателей», должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устойчивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *