Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить путевой лист самозанятому водителю?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Как оформить путевой лист самозанятому?
Нюансы заполнения путевых листов регулируется приказами Минтранса России. Документ предназначен для учета, контроля работы ТС и водителя. Он обязателен при перевозке пассажиров, грузов, багажа. Правила оформления:
- Составляется на каждый рейс или каждую смену. Так, если в течение одной смены осуществляется несколько рейсов, то ПЛ составляется до первого рейса и действует одну смену.
- Составляется на каждого водителя. Если в одной смене одним ТС пользуется несколько лиц, то ПЛ оформляется на каждого.
Самозанятый может использовать типовой бланк либо разработать свою форму. Важно, чтобы в документе присутствовали все сведения:
- Название, номер ПЛ.
- Срок его действия.
- Собственник ТС.
- Характеристики ТС.
- Информация о водителе.
- Сведения о перевозке.
- Дополнительные реквизиты: расход топлива, маршрут движения.
Отметки о медосмотре в путевом листе
Много споров относительно того, может ли отсутствие в путевом листе отметки о предрейсовом медосмотре послужить законным основанием для снятия расходов. Здесь сразу отметим, что нужно отталкиваться от того, в каких случаях законодательство обязывает проходить лиц, управляющих автомобилем, такие медосмотры.
Исходя из совокупности положений п. 1 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что требования о проведении обязательных медосмотров распространяются на водителей транспортных средств. В первую очередь это непосредственно сотрудники, принятые на работу на должности «водитель». Во вторую очередь это все те, чья работа связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле. Как показывает практика, суды приравнивают к водителям тех сотрудников, чья работа была связана с постоянными разъездами на служебном автомобиле, например, торговых представителей (постановление Верховного суда от 19.12.2016 № 18-АД16-173). Полагаем, данный вывод можно распространить на курьеров и экспедиторов, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Бывают еще и послерейсовые медосмотры, отметки о проведении которых тоже указаны в составе обязательных реквизитов путевого листа. Такие медосмотры нужно проводить только в том случае, если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Соответственно, в случае, если автомобиль используется для управленческих нужд или для перевозки грузов, не относящихся к опасным, послерейсовые медосмотры водителей проводить нет необходимости.
Отсутствие отметки о медосмотре (если она обязательна) при налоговой проверке может повлечь за собой снятие расходов на ГСМ и, как следствие, доначисление налога. Таких примеров в судебной практике немало.
Также расходы могут снять, если отметку о медосмотре проставляло лицо, которое не может в силу законодательства проводить медосмотры. Отметим, что медосмотры водителей вправе проводить только медработники или медучреждения, имеющие соответствующую лицензию.
Риски по НДФЛ и страховым взносам
Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.
Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).
Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.
Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).
Что подписывают в общем случае
Практически все транспортные компании точно знают, что им делать. Обычно они сами сообщают заказчику, какая документация потребуется при перевозке грузов, чтобы в процессе не возникало проблем и сложностей. Официальный перечень для большинства типов товаров небольшой:
- товарно-транспортная накладная, подписанная на каждый элемент ассортимента в составе посылки, даже если их сотни видов;
- водительское удостоверение лица, которое будет за рулем, с соответствующей категорией;
- соглашение между грузоотправителем, получателем и фирмой, которая занимается доставкой;
- путевой лист.
Все, что указано выше, необходимо вне зависимости от того, какого сорта продукты или изделия перевозятся. Их нельзя заменить на другие документы на перевозимый груз или отказаться от их оформления.
Кроме того, дальнобойщик должен быть вписан в разрешение или доверенность, в соответствии с которой он имеет право управлять этим ТС. Важно, чтобы это было документально закреплено.
Давайте разберем некоторые из них подробнее.
Кто же выдает путевой лист самозанятому?
Юристы отвечают на этот вопрос следующим образом. Заказчику (юридическому лицу, ИП) не нужно оформлять путевой лист. Эта обязанность лежит на владельце транспортного средства. Опят встает вопрос: как же оформить ПЛ самозанятому гражданину, если он не имеет на это право?
Закон, регулирующий институт самозанятости, еще не доведен до совершенства и существует разрозненность отраслевых правовых норм. Тем, кто хочет заниматься грузоперевозками, юристы рекомендуют поступить следующим образом. Не стоит ограничиваться только регистрацией в приложении «Мое дело» для получения статуса плательщика НПД. Если хотите заниматься грузоперевозками, зарегистрируйтесь в качестве ИП, а далее перейдите на режим «Налог на профессиональную деятельность».
Такой подход позволит «убить сразу двух зайцев»:
- ИП на НПД может оформлять себе путевые листы.
- Появится возможность оформления всех необходимых сопроводительных документов: акта, чека об оплате услуги, транспортной накладной. Чек нужен обеим сторонам: самозанятому и организации-заказчику. Самозанятый гражданин загрузит его в приложение «Мое дело» для отчетности перед налоговым органом. Заказчик, в свою очередь, сможет использовать чек при уменьшении налогооблагаемой базы.
«Транспортное» законодательство
Базовым документом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров посредством автомобильного транспорта, является Устав автомобильного транспорта[6], имеющий статус федерального закона. В нем сказано, что путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом запрещается осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на автотранспорт (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).
Путевой лист используется при предъявлении и приеме груза для перевозки, в нем отмечаются время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (п. 5 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (п. 6, 8 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников дорожного движения, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах (п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта).
Сведения о контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния автотранспорта при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (п. 29 приложения 1 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов[7]). Путевой лист входит в разрешительную документацию, необходимую для допуска транспортного средства юридического лица к участию в дорожном движении (п. 2.2 приложения 2 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов).
Порядок заполнения документа
Используя ТС в коммерческих целях, необходимо оформлять сопроводительные документы для каждого авто. На личный автомобиль это делать не нужно, если поездка совершается по личным вопросам, а не для осуществления хозяйственной деятельности.
Как правильно заполнить путевой лист для ИП? Обязательно указываются все данные о параметрах работы автомобиля. Сюда входят сведения о том, сколько заливают горючего, как оно списывается, сколько фактически остается. По документу можно узнать о пробеге, маршрутах автотранспорта. Наличие этой информации позволяет оплачивать работу водителя.
Перейти Как оформить больничный лист задним числом и где это можно сделать
Путевой лист поможет соблюдать ПДД, так как в документ вносятся сведения о медосмотре и технические показатели авто. Образец заполнения легко найти в интернете. Если автомобиль предприятия водит посторонний человек, то для инспектора ГИБДД сопроводительная бумага выступит обоснованием причин нахождения за рулем транспортного средства не владельца.
Документ изначально предназначался для организаций, но в 2000 году ввели специальные бланки для предпринимателей. К ним прилагаются и рекомендации по заполнению. Сегодня нужно придерживаться приказа Минтранса №152. Документ регулирует процедуру заполнения путевых листов. Согласно распоряжению профильного министерства использование путевого листа для ИП стало обязательным.
Форма путевого листа ИП не регламентируется законом. Однако использование транспорта обязывает предпринимателя знать о нововведениях. Изменения внесли в Порядок заполнения путевых листов (приказ Минтранса от 18.01.2017 № 17). С марта 2020 года в бланке можно не ставить печать (штамп) ИП.
Также вступило в силу распоряжение о расширении списка обязательных реквизитов. Если будет отсутствовать важный пункт, при проверке первичный документ посчитают заполненным с ошибками. Могут возникать сложности, например, с признанием затрат на ГСМ.
Кроме обязательного оформления путевых листов, предпринимателю потребуется вести журнал учета путевых листов. Исключений по оформлению данного документа нет, их обязаны вести все предприниматели, у которых в собственности есть автомобиль.Уже с 2013 года как для организаций, так и для ИП вести журнал учета путевых листов по унифицированной форме №8 не нужно.
Журнал учета листов нужен для того, чтобы можно было проконтролировать выдачу и возврат путевых листов. В нем содержится информация абсолютно по всем листам, вне зависимости от периодичности выдачи этих документов.
Сколько действует путевой лист?
Маршрутный лист выдается на один день, либо на один рейс.
Конечно, ежедневное заполнение всех вышеуказанных данных – достаточно трудоемкое занятие, особенно если у компании большой автопарк. Можно ли выписать путевой лист на несколько дней, недель или даже месяцев?
Можно. В соответствии с Приказом Минтранспорта № 368, путевой лист может выдаваться на 1 поездку (1 рейс) в том случае, если она длится дольше одного дня. Иными словами, если предстоит долгая дорога – достаточно выписать один путевой лист перед ее началом, и он будет действителен на протяжении всего рейса, даже если этот рейс займет несколько недель.
Но если автомобили каждый вечер возвращаются назад, на парковку маршрутный лист нужно выписывать каждый день. В связи с чем возникает вопрос…
«Транспортное» законодательство
Базовым документом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров посредством автомобильного транспорта, является Устав автомобильного транспорта[6], имеющий статус федерального закона. В нем сказано, что путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. При этом запрещается осуществление перевозок пассажиров, багажа и грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на автотранспорт (п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта).
Путевой лист используется при предъявлении и приеме груза для перевозки, в нем отмечаются время подачи транспортного средства, контейнера в пункты погрузки, выгрузки и время отправления из них (п. 5 ст. 11 Устава автомобильного транспорта). Основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств (п. 6, 8 ст. 35 Устава автомобильного транспорта). Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности участников дорожного движения, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах (п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта).
Сведения о контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния автотранспорта при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (п. 29 приложения 1 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов[7]). Путевой лист входит в разрешительную документацию, необходимую для допуска транспортного средства юридического лица к участию в дорожном движении (п. 2.2 приложения 2 к Правилам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов).
Нужен ли путевой лист на личный автомобиль?
Если транспортное средство используется гражданином в личных целях, то надобность в оформлении путевого листа не возникает, поскольку это предусмотрено названными выше нормативными актами только для юридических лиц и предпринимателей, эксплуатирующих автотранспорт. Но если транспорт эксплуатируется по служебной необходимости и есть соответствующая договоренность между работником и работодателем, то данный документ не помешает. Как указано в Письме Минфина РФ от 11.06.2014 № 03‑04‑05/28243, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. Названный доход подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном ст. 211 НК РФ, устанавливающей особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме.
Напомним, что к ним относятся:
- оплата (полностью или частично) товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения, в интересах налогоплательщика;
- полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой работодателем.
Особенности управления грузовым автомобилем
Штраф при отсутствии путевого листа на водителя грузового автомобиля будет наложен в обязательном порядке. Индивидуальные предприниматели могут воспользоваться для написания данной бумаги формой ПГ-1, которая ориентирована на людей, не использующих наемный труд. При этом возможно разработать индивидуальный, более удобный для заполнения бланк. Важно правильно указать все необходимые реквизиты, которые утверждены Минтрансом.
В документе необходимы:
- штампы об осмотре транспортного средства механиком;
- печать медицинского работника о предрейсовом осмотре.
Если будут перевозиться грузы, то к путевому листу необходимо приложить накладную на товары. Составить документ может как сотрудник бухгалтерии, так и диспетчер, а также сам индивидуальный предприниматель.
Обязательно необходимо фиксировать в книге учета выписанный по всем правилам путевой лист. Заверить запись должен предприниматель своей подписью и печатью. Только в этом случае можно рассчитать затраты на горючие материалы и зарплату водителя, если таковой имеется. В путевом листе также фиксируются:
- время в пути;
- время вынужденного простоя;
- наличие ДТП;
- остановки по техническим нуждам.
Штрафы за отсутствие путевого листа у водителя грузового автомобиля могут составлять от 500 рублей до 100 тыс. рублей.
Оцинкованный профнастил: характеристики и области применения
Профилированный лист – металлопродукция, получаемая профилированием на специальных гибочных станах холоднокатаного оцинкованного листа толщиной 0,4-1,0 мм. Различные марки этого материала используются для устройства стеновых покрытий, ограждений, кровельных покрытий.
Таблица размеров и массы профилированных листов различных марок
Марка | Толщина, мм | Ширина, мм | Масса 1 м погонного, кг |
С8 | 0,5 | 1150 | 5,4 |
С8 | 0,55 | 1150 | 5,9 |
С8 | 0,6 | 1150 | 6,3 |
С8 | 0,7 | 1150 | 7,4 |
С21 | 0,55 | 1000 | 5,4 |
С21 | 0,7 | 1000 | 5,9 |
С21 | 0,8 | 1000 | 6,3 |
С21 | 0,9 | 1000 | 7,4 |
НС35 | 0,5 | 1000 | 5,4 |
НС35 | 0,55 | 1000 | 5,9 |
НС35 | 0,7 | 1000 | 6,3 |
НС35 | 0,8 | 1000 | 7,4 |
Н57 | 0,6 | 750 | 5,6 |
Н57 | 0,7 | 750 | 6,5 |
Н57 | 0,8 | 750 | 7,49 |
Н75 | 0,6 | 750 | 6,3 |
Н75 | 0,7 | 750 | 7,4 |
Н75 | 0,8 | 750 | 8,4 |
Н75 | 0,9 | 750 | 9,3 |
Н75 | 1,0 | 750 | 10,3 |
Н114 | 0,7 | 600 | 7,35 |
Н114 | 0,8 | 600 | 8,4 |
Н114 | 0,9 | 600 | 9,3 |
Н114 | 1,0 | 600 | 10,3 |
Н114 | 0,8 | 750 | 10,5 |
Н114 | 0,9 | 750 | 11,62 |
Н114 | 1,0 | 750 | 12,88 |
Рифленый лист: виды и характеристики
Стальной рифленый лист – популярный строительный материал, имеющий гладкую поверхность с одной стороны и рифленую – с другой. Толщина основного листа – 2,5-12,0 мм. Выпускается в соответствии с ГОСТом 8568. В продажу продукция поступает листами или рулонами. Ширина – 600-2200 мм. Высота выступов – до 30% от толщины основного листа, но не менее 0,5 мм.
Благодаря антискользящим характеристикам, рифленый стальной лист применяется при изготовлении ступеней лестниц, пандусов, переходов, полов лифтов, машин, бытовок.
Толщина основного листа, мм, вид рифления | Размер листа, м х м | Масса 1 м 2 , кг | Масса листа, кг |
3, «чечевица» | 1,5х6 | 24,2 | 217,8 |
4, «ромб» | 1,5х6 | 33,5 | 301,5 |
4, «чечевица» | 1,5х6 | 32,2 | 289,8 |
5, «ромб» | 1,5х6 | 41,8 | 376,2 |
5, «чечевица» | 1,5х6 | 40,5 | 364,5 |
6, «ромб» | 1,5х6 | 50,1 | 450,9 |
6, «чечевица» | 1,5х6 | 48,5 | 436,5 |
8, «чечевица» | 1,5х6 | 64,9 | 584,1 |
Как составить путевой лист на месяц
В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.
Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.
Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:
- обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
- обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.
Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:
- указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
- отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.
Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152.
Журнал учета путевых листов в 2022 году
В 2022 году предприниматели и организации могут сами устанавливать форму журнала для учета путевых листов. Форма закрепляется в учетной политике организации. Форма устанавливается сроком не более одного года. Журнал обычно включает в себя две части:
1 ЧАСТЬ. Лист с названием организации, кодом ОКПО. Здесь указывают срок ведения журнала.
2 ЧАСТЬ. Таблица с данными: номер путевого листа, дата выдачи ПЛ, водитель, табельный номер водителя, номер транспорта в гараже, подписи ответственных лиц.
Путевой журнал необходимо хранить в течение 5 лет. Для журнала в бумажном виде страницы нумеруются и прошнуровываются. Для электронного — подписываются ЭЦП.