Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный фонд РФ: состав и характеристики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупность земель, которая находится в пределах границ той или иной страны, представляет ее земельный фонд. Земельный фонд является собственностью государства. К сожалению, не вся площадь земельных ресурсов России востребована.
Принципы распределения и классификации земель в Российской Федерации
В силу особенностей географического положения России и ее природно-климатические условий земли в народном хозяйстве используются крайне неравномерно. Чтобы можно было максимально эффективно использовать имеющиеся богатства, земельные участки повсеместно разделены на специальные категории и виды допустимого использования.
Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации №136-ФЗ от 25 октября 2001 года, совокупность земель, входящих в земельный фонд страны, подразделяется на категории в соответствии с целевым назначением. И распределение земельного фонда по категориям земель – важнейшая форма организации их использования.
Категории земель россии в процентах на 2021
Установление срока уплаты земельного налога больше не является прерогативой местных властей (ч. 2 ст. 356 НК РФ).
Начиная с уплаты налога за 2020 год, вводится единый срок уплаты земельного налога (абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ):
- не позднее 1 марта — годовой платеж;
- до конца месяца, следующего после отчетного квартала, — авансовый платеж.
Эти изменения внесены Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.
^К началу страницы
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
^К началу страницы
Начиная с 2021 года (за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды) налогоплательщики-организации налоговые декларации по земельному налогу не представляют.
Уточненные налоговые декларации за налоговый период 2019 года и ранее представляются в налоговый орган по месту учета организации по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.
Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:
- ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
- животноводство;
- огородничество;
- сенокошение;
- выпас скота;
- садоводство.
Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.
Понятие и характеристики земельного фонда России
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.
Академик Виктор Хлыстун (бывший председатель Госкомитета РСФСР по земельной реформе, затем министр с/х) — автор реформы 1990 г., благодаря которой в стране появилась частная собственность на землю, а жители сёл и деревень получили свои земельные доли.
«Радикальные реформаторы тогда настаивали на включении земли в общий фонд приватизации и наделении ею всех граждан по ваучерам. Мы были категорически против: только сельские жители имели право на землю, — рассказывает академик. — Преобразования начались весьма успешно. В первый же год была проведена инвентаризация земель, отведено для садоводства и огородничества 950 тыс. участков (больше, чем за весь советский период), создано и наделено землёй больше 100 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом продолжали действовать колхозы и совхозы. Мы понимали, что земельные доли — это институт переходного периода, в течение которого каждый крестьянин распорядится ими, трансформировав право в реальное обладание собственностью. Но этого не произошло. До настоящего времени больше 1/3 долей остались невостребованными. Крайне отрицательно сказался затянувшийся на 8 лет процесс формирования земельного законодательства. В 2001 г. Земельный кодекс наконец был принят, но вопросы регулирования оборота сельхозземель решили вынести в специальный закон, подготовка которого затянулась ещё на год.
Система управления фондом
Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.
Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.
Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.
В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.
Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.
В первую группу входят государственные органы РФ:
- Президент и главы субъектов;
- Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
- Правительство и власти субъектов;
- органы местного самоуправления.
Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.
Государственное управление земельным фондом в 2019 году осуществляется на нескольких уровнях:
- федеральном (территория всего государства);
- субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
- муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.
Понятие и характеристики земельного фонда России
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.
1455 Понятие целевого назначения земель подразумевает под собой распределение участков по различным категориям с установкой индивидуального правового режима для каждой из них.
Это необходимо для продуктивного использования земельных ресурсов, для сохранения благоприятной экологической обстановки как для людей, так и для представителей флоры и фауны. Полномочиями в сфере перераспределения участков и выделения их в какую-либо категорию обладают соответствующие исполнительные органы и их региональные управления.
В некоторых отраслях применяются нормы международного права, стоящие выше федеральных нормативов. Правовое регулирование по целевому назначению применяется для: Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: в Москве, в Санкт-Петербурге, по все России.
Звонки принимаются круглосуточно.
Земельный фонд РФ: состав и характеристики
Время чтения: 4 минутЗемля – важнейший природный ресурс.
Это один из компонентов окружающей среды, издавна используемый человеком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, получения доступа к лесам и недрам. Как и во всем мире, в России земля служит источником удовлетворения жизненно важных потребностей населения. О том, что такое земельный фонд РФ, подробно сказано в российском законодательстве.
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда. Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн.
га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства. Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права. В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:
Общая характеристика земельного фонда рф
По площади земель
Россия выступает явным лидером, обладая
самым обширным в мире земельным фондом
в 1709,8 млн. га. Более половины всех земель
приходится на лесные площади, которые
составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ,
и лишь 8,9%, или 130,3 млн. га используется
под пашню.
Такая разница объясняется
главным образом природно-климатическими
условиями страны, ее географическим
положением. В силу этих же причин земли
неравномерно освоены.
Основная нагрузка
приходится на земли европейской части
России, где сконцентрировано промышленное
производство, развивается сельское
хозяйство и наиболее интенсивно
расселяются люди. Сегодня из общей
площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га
в государственной собственности
находится 60 процентов.
В частной
собственности граждан 129,6 млн. га, или
7,6 процента земельного фонда, остальная
земля — в муниципальной собственности. До 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно
отводится под несельскохозяйственные
нужды (промышленную застройку и т.д.).
Распределение
земельного фонда России по категориям
земель
Категория земель | млн га | % |
Земли сельскохозяйственного назначения | 440,1 | 25,7 |
Земли лесного фонда | 1059,8 | 62,0 |
Земли водного фонда | 27,8 | 1,6 |
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций (земли населенных пунктов) | 18,6 | 1,1 |
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения | 17,4 | 1,0 |
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) | 31,7 | 1,9 |
Земли запаса | 114,4 | 6,7 |
Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) | 1709,8 | 100 |
Из общего числа
населения России почти 106 млн. человек
проживает в городах. В результате
возросшей миграции людей растет разрыв
в плотности населения сельской и
городской местностей.
Для первой
характерными становятся упадок
общественной и экономической жизни,
связанные с этим потери сельскохозяйственных
угодий, которые не используются, зарастают
сорняками, теряют плодородие. (Пример
Вологодская область и другие регионы).
В городах и особенно крупных центрах,
наоборот, ощущается нехватка
пространственного базиса, которая
восполняется за счет расширения городов,
поглощения сельской местности городскими
застройками.
Как это было? Становление земельной реформы со времен распада СССР
После распада Советского Союза страну ожидали огромные перемены. Одним из актуальнейших вопросов тех времен был вопрос по перераспределению земельных площадей. Преобразования начались успешно: в первый же год провели инвентаризацию земель
, выделили 950 тысяч участков для садоводства и огородничества, создали и наделили землей больше 100 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств.
Конечно, переход на новую систему занял не один год, а в обществе и политических рядах данная ситуация вызывала не мало противоречий. Виктор Хлыстун, академик, министр сельского хозяйства РСФСР, автор реформы 1990-ого года рассказывал: «Радикальные реформаторы тогда настаивали на включении земли в общий фонд приватизации и наделении ею всех граждан по ваучерам. Мы были категорически против: только сельские жители имели право на землю».
Кому принадлежат земли Российской Федерации?
Россия естественным образом занимает мировое лидерство по объемам земельных ресурсов. «Сегодня никто в стране не знает, каков размер главного национального богатства России и сколько оно стоит», – отмечает Виктор Хлыстун. Действительно, стоимость земельных участков по стране варьируется от несколько тысяч до несколько миллионов рублей за одну сотку земли!
Разница в стоимости колоссальная, и объясняется она, в первую очередь, климатическими факторами.
Например, стоимость земельного участка в Сочи или Крыму значительно превышает стоимость такого же по площади участка, находящегося в глубинках Татарстана. Примеров можно привести много. Следует понимать, что в курортных городах, а также в городах-миллионниках стоимость земли всегда будет завышена.
К сожалению, несмотря на земельное богатство нашей страны, население не может в полной мере насладится этим достоянием
. Земельная реформа в свое время изменила судьбы тысяч граждан, и многие до сих пор не имеют возможности приобрести себе земельный участок, потому что все вокруг было выкуплено после в 1990-е годы.
«Одна из главных причин сложившейся ситуации – это отсутствие разграничения между государственными землями. Не понятно, какая земля федеральная, какая муниципальная, а какая принадлежит субъекту Федерации, то есть региональным властям», – говорит о проблеме Наталья Шагайда, доктор экономических наук, директор Центра агропродовольственной политики Института Прикладных Экономических Исследований РАНХиГС.
В настоящее время огромное количество невостребованных земель находится во владении муниципалитетов.
Это доли тех сельских жителей или их наследников, кто не выделил земли в индивидуальные участки, не успел продать, или в свое время не передал в аренду.
По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в России более 390 миллионов гектар земель сельскохозяйственного назначения. Из них чуть более половины, а именно 196 миллион гектар – угодья (пашни и пастбища). Огромные площади, к сожалению, не востребованы.
Еще Петр Столыпин говорил, что «в деле земельного устройства нужен упорный труд и продолжительная «чёрная» работа». На сегодняшний день огромные площади земельных участков пустуют из-за наложенного на них обременения
. Состоятельные бизнесмены скупают гектары земель в качестве инвестиций, а потом отдают их в банки под залог для получения новых кредитов и получения новой прибыли. Однако от таких действий страдают не только фермерства, но и экономика многих регионов.
Вообще официально ответственность за земли сельскохозяйственного назначения, их контроль и мониторинг возлагается на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. А вот следит за постройками специальный Фонд жилищного строительства. В теории все просто, но на практике, для того чтобы получить то или иное разрешение (либо справку), нужно обойти немало инстанций
. «А у нас даже нет единого конкретного органа по управлению земельными ресурсами», – с сожалением комментирует Наталья Шагайда.
Состав и использование земельного фонда России
Такие сведения необходимы для местных органов власти, других государственных органов, предприятий, учреждений, а также для граждан, чтобы иметь полную информацию о конкретных земельных участках. На его основе планируют: рациональное использование и охрану обосновывают платежи на землю, оценивают хозяйственную деятельность.
Основной целью государственного кадастра недвижимости является организационно- территориальных, экономических, социальных, правовых и экологических условий, обеспечивающих рациональное использование и охраны всех земель общего земельного фонда РФ, защиту прав собственников земли, землепользователей и землевладельцев, объективный подход к установлению платного землепользования и функционирования земли в гражданском и рыночном обороте.
Земельный фонд Российской Федерации
Особо охраняемые территории – это земли природно – заповедного, природоохранного, рекреационного, оздоровительного, историко-культурного назначения, которые имеют статус особо охраняемых территорий, поскольку играют специфическую роль в жизни общества, и играют весьма специфическую роль. Такие пространства нужны для удовлетворения биологических, духовных, эстетических, и прочих потребностей человека.
Земли лесного фонда – это пространства, покрываемые лесом, или же непосредственно предоставленные именно для ведения лесного хозяйства. Леса – это не просто сырье для производства, они служат также местом для отдыха жителей, обеспечивают населенные пункты свежим воздухом, являются энергетическим источником, и потому нуждаются в специальном режиме использования.
Земельный кодекс РФ: какие нормы законодательного акта действуют в 2022 году в земельных отношениях
- Если он передаётся для использования в государственных или муниципальных интересах. Или земли ограничены в обороте.
- Когда территория застройки относится к территории развития населённого пункта.
- Для некоммерческих организаций, социальных домов и учреждений.
- Если граждане имеют право на получение участка вне очереди на иных льготных основаниях.
- Если с застройщиком заключён договор об освоении территории.
- места подъезда или прохода к участкам;
- остановочные пункты;
- места, предназначенные для размещения инженерных коммуникаций;
- ларьки, магазины для дачников;
- иные объекты инфраструктуры или линейные объекты, использующиеся товариществом.
Понятие и характеристики земельного фонда России
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.
Система управления фондом
Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.
Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.
Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.
В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.
Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.
В первую группу входят государственные органы РФ:
- Президент и главы субъектов;
- Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
- Правительство и власти субъектов;
- органы местного самоуправления.
Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.
Государственное управление земельным фондом в 2021 году осуществляется на нескольких уровнях:
- федеральном (территория всего государства);
- субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
- муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.
Земельный фонд рф 2021 составляет
Время чтения: 10 минутЗемля – объект особого правового регулирования со стороны государства. В целях повышения эффективности ее эксплуатации участки разделены на специальные категории и виды допустимого использования.
Категории земель в РФ определяются в соответствии с их целевым назначением и являются частью государственного планирования и стратегии. Давайте разберемся, какие существуют виды земель, кто их определяет и могут ли они быть изменены, где можно выяснить категорию конкретного участка.
14.05.2021В России все вопросы, касающиеся использования земель, их защиты и пр.
регламентирует закон о земле в 2021 году. Правовой документ устанавливает процедуру передачи участка в собственность, оформление его в аренду и прочие нюансы.
ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г.
Предприятие как имущественный комплекс (земельный участок, административное здание, цеха по производству продукции, гаражи, склады, транспортные коммуникации на территории предприятия и т.д.) 9.
Информационные системы и технологии кадастра недвижимости. Конечным продуктом при ведении государственных кадастров должны быть банки кадастровой информации.
Пользователями информации, хранящейся в таких банках данных, могут быть органы управления территориями, администрации городов, областей, краев, республик в составе Российской Федерации и Федеральные органы управления.
Для того, чтобы возможности банков данных эффективно использовались органами управления, необходимо соблюдение трех условий: 1) банк кадастровых данных должен содержать достоверную и полную информацию об объектах кадастра.
2) доступ заинтересованных служб к кадастровой информации, хранящейся в банках данных, должен быть оперативным,
«Есть ли у вас план?» – спрашивал сам себя герой известного мультфильма «80 дней вокруг света». У Минэкономразвития России и (как сказано в оригинале документа) «заинтересованных федеральных органов исполнительной власти» план появился. Согласно ему, до января 2021 года в Земельный Кодекс РФ должны быть внесены необходимые поправки.
Документ состоит из двадцати шести пунктов. Контрольные сроки выполнения отдельных частей плана – март 2021 и январь 2021 года. Одна из основных задач «зелёной карты» – создание механизмов, позволяющих наиболее эффективно определять правовой режим земель. Цель этих механизмов – прозрачность в сфере землепользования и бережное отношение к земельным ресурсам страны.
В связи с этим – изменением деления на земельные участки, дано указание (пункт 6 плана) подробно разработать механизм порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности. Эта правовая норма существует в российском законодательстве, но, по мнению правительственных чиновников, не достаточно эффективно используется. А значит, изменения коснутся не только Земельного, но Гражданского кодекса.